Неоклассическая школа управления. Неоклассическая» школа менеджмента. Причины ее возникновения Неоклассическое направление в менеджменте

ВВЕДЕНИЕ

Наука управления имеет в своей основе систему базовых положений, принципов, которые присущи только ей, и при этом опирается на законы, изучаемые другими науками, связанными с управлением. Очевидно, что, прежде чем приступить к изучению социально-психологических аспектов управления и искусству воздействия на личность и коллектив, необходимо рассмотреть фундаментальные основы управления - его принципы . Дом начинают строить не с крыши, а с его фундамента.

Основными задачами науки управления являются изучение и практическое применение принципов развития всей совокупности управленческих целей, разработке планов, создании экономических и организационных условий для эффективной деятельности трудовых коллективов. Изучение и овладение этими закономерностями является необходимым условием совершенствования управления общественным и частным производством, улучшения экономической инфраструктуры и подъема народного хозяйства страны.

Поведение одного из основных и наиболее сложных субъектов управление - человека также строится на определенных принципах, внутренних убеждениях, которые определяют его отношение к действительности, на нормах нравственности и морали. Принципы управления оРъективны, т.е. не зависят от воли и желаний отдельных личностей, хотя любая истина познается через сложнейшую систему субъективно-объектных отношений, и в этом основная трудность управления социумом и отдельной личностью. Эти принципы нельзя считать абсолютной истиной, а только лишь инструментом, позволяющим хоть немного поднять завесу над сверхсложным миром личности и коллектива и лишь подсказать руководителю, как разумнее воздействовать на контролируемую систему и какую реакцию следует, вероятно, ожидать на управляющее воздействие.

Принципы управления производством, обществом и личностью опираются на диалектический закон развития, обобщающий опыт человеческой цивилизации. При смене социально-политических формаций, при непрерывном развитии всех явлений в мире изменяются и совершенствуются методы, формы, техника и сами принципы управления. Изменения политической и экономической ситуации в стране, переход на новый уровень знаний наполняют новым содержанием теорию и практику, нельзя пользоваться принятой системой категорий вечно. Время меняет и язык науки, терминологию, и неудивительно, если какой-либо принцип управления при неизменности его сути называется в разных странах, в различных национальных школах менеджмента по-своему.

Целью данной курсовой работы является изучение развития поведенческих концепций в управлении. Рассмотрение их основных характеристик и методов применения.

ШКОЛА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Возникновение неоклассической школы менеджмента.

Школа научного управления и классическая школа появились на свет, когда психология находилась еще в зачаточном состоянии. Многие в начале XX века серьезно ставили под сомнение новую фрейдовскую концепцию подсознательного. Более того, поскольку те, кто интересовался психологией, редко интересовались управлением, существовавшие тогда скудные знания о человеческом сознании были никак не связаны с проблемами трудовой деятельности. Следовательно, хотя авторы научного управления и классического подхода признавали значение человеческого фактора, дискуссии их ограничивались такими аспектами, как справедливая оплата, экономическое стимулирование и установление формальных функциональных отношений. Движение за человеческие отношения зародилось в ответ на неспособность полностью осознать человеческий фактор как основной элемент эффективности организации. Поскольку оно возникло как реакция на недостатки классического подхода, школа человеческих отношений иногда называется неоклассическойшколой.

Основной вклад неоклассической школы: применение приёмов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворённости и производительности; применение наук о человеческом поведении к управлению и формированию организации с учётом наиболее полного использования потенциала работников.

Школа «Человеческих отношений» (1930 – 1950) и Школа поведенческих наук (1950 – по настоящее время).

В основе – достижения психологии и социологии (науки о человеческом поведении). В процессе управления предлагалось сосредоточить внимание на работнике, а не на его задании (то есть повышение эффективности организации за счёт повышения эффективности её человеческих ресурсов). Учёные бихевиористы (от англ.слова behaviour – поведение) – разработали теории мотивации. Авторами школы человеческих отношений считают Мери Фоллетт и Элтона Мэйо. В своих научных трудах они впервые обратили внимание на то, что далеко не всегда только высокая зарплата приводит к росту производительности труда. Достигнуть увеличения выработки можно при большем внимании и заботе о подчинённых со стороны руководителя. Кроме того, рабочие действуют и принимают решения чаще как члены группы, а не как отдельные личности. При этом каждое лицо оказывает влияние на других членов группы, одновременно находясь под их влиянием. Человек, работающий в коллективе, воспринимает требующие решения вопросы гораздо лучше, нежели указания руководства, поскольку на него оказывают влияние его коллеги. Вариантом развития научного направления, уделявшего повышенное внимание характеру взаимоотношения между людьми в процессе производства продукции, явились поведенческие науки.

Авторов данного научного направления (К.Арджирис и др.) в первую очередь заинтересовала проблема разработки методов оптимизации межличностных отношений, преодоления несовместимости целей организации и отдельной личности. Эффективность труда работника, по мнению учёных, в значительной степени зависит от знания руководителем мотивов его поведения. В свою очередь, грамотное использование научных методов науки о поведении человека может способствовать повышению эффективности деятельности организации.

Вопросы для закрепления:

1. В чем суть концепции неоклассической школы управления?

2. Какой вклад в развитие менеджмента внесла неоклассическая школа?

3. Какие две школы входят в состав неоклассической школы научного управления?

4. Как с английского языка переводится слово behaviour?

5. На что впервые обратили внимание М. Фоллетт и Э. Мэйо в своих научных трудах?

Укажите один верный вариант ответа:

1. Кто является основоположниками неоклассической школы научного управления?

А) Э. Мэйо, М. Фоллетт

Б) А. Файоль, Ф. Тейлор

В) К. Арджирис, Ч. Барнард

Г) А. Файоль, М. Фоллетт

2. В какие годы существовала Школа поведенческих наук?

А) 1930 – 1950

Б) 1950 – по настоящее время

В) 1950 – 1960

Г) 1920 – 1940

3. В какие годы существовала Школа «Человеческих отношений»?

А) 1930 – 1950

Б) 1950 – по настоящее время

В) 1950 – 1960

Г) 1920 – 1940

4. Как можно повысить эффективность деятельности предприятия или организации, по мнению учёных бихевиористов?

А) грамотное использование научных методов науки о поведении человека

Б) увеличение заработной платы

В) большее внимание и забота о подчиненных со стороны руководителя

Г) ничего не предпринимать, все само собой наладится

Еще по теме 4. Неоклассическая школа менеджмента, ее основные положения:

  1. 2. Школа научного управления, ее основные положения и принципы. Развитие менеджмента в трудах Ф. Тейлора, Г.Форда, Г. Эмерсона.
  2. 3. Классическая административная школа управления, её основные положения и принципы. Вклад Анри Файоля в развитие классической школы менеджмента

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Вклад Элтона Мэйо в развитие теории человеческих отношений. Задачи, этапы и результаты Хоторнского эксперимента, его влияние на теорию управления в менеджменте. Роль производственных руководителей, по мнению Мэйо, в обеспечении социального равновесия.

    доклад , добавлен 03.09.2012

    Исходные положения и принципы "неоклассической" школы (школы человеческих отношений) в теории менеджмента, ее сходства и различия от поведенческой теории. Иерархическая теория потребностей А. Маслоу. Научные идеи представителей гуманистических школ.

    курсовая работа , добавлен 18.04.2011

    Возникновение неоклассической школы менеджмента. Человеческий фактор в менеджменте. Бихевиористское направление. Процессный, системный, ситуационный подход. Теории Абрахама Маслоу, Дэвида МакКлелланда, Фредерика Герцберга.

    реферат , добавлен 10.01.2003

    История возникновения и основные идеи школы поведенческих наук, целью которой являлось повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Представители бихевиористского направления. Пирамида потребностей Маслоу.

    презентация , добавлен 27.03.2015

    Исследования Мэри П. Фоллетт, Элтона Мэйо. Школа науки о поведении: теории Честера Барнарда и Дугласа Мак-Грегора. Содержательная теория мотивации: теории Абрахама Маслоу и Дэвида МакКлелланда. Двухфакторная теория Фредерика Герцберга.

    курсовая работа , добавлен 10.01.2003

    Этапы и направления становления и развития школы научного управления, ее выдающиеся представители и направления исследований. Универсальные принципы управления Файоля, их содержание и принципы применения. Школа поведенческих наук и потребности по Маслоу.

    презентация , добавлен 09.11.2015

    Развитие и становление взглядов представителей административной школы и школы научного управления по вопросам, касающимся управления производством, их сходства и различия. Достижения развития науки управления, применяемые в современном менеджменте.

    курсовая работа , добавлен 17.04.2011

Тезисы к лекции 1 «Теоретические основы возникновения и существования менеджмента».

Сущность менеджмента.

Менеджмент – это отдельная дисциплина, самостоятельная область знаний, наука управления.

– На управленческую мысль влияют достижения многих наук, которые необходимо использовать наиболее эффективно для решения главной проблемы – как получить желаемые результаты на основе согласованных действий многих людей, производящих продукцию и услуги и использующих многообразные ресурсы.

3 В упрощенном понимании менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Менеджмент – управление в организациях в условиях рынка.

4 Менеджмент - это «управление», т.е. вид деятельности или «функция» по руководству людьми в самых разнообразных организациях, область человеческого знания, помогающая осуществить функцию управления. определенная категория людей, непосредственно осуществляющие саму работу по управлению.

5 Управление и менеджмент Искусство (практика) выполнения работы Наука (область человеческого знания)

Функция (вид деятельности)

Люди, управляющие организацией

6 Менеджмент по-английски буквально означает руководство. Таким образом, менеджмент – это специфическая разновидность управленческой деятельности, а также наука, изучающая эту деятельность.

7 Перед менеджментом как деятельностью стоят 2 задачи (основное противоречие):

тактическая – поддержание устойчивости работы фирмы и всех ее элементов стратегическая – развитие фирмы и перевод ее в качественно новое состояние.

8 Менеджмент как наука изучает отношения (предмет науки), складывающиеся в процессе управленческой деятельности (организация, постановка целей, планирование, выдача распоряжений, координация работы, контроль, оценка, вознаграждение и т. п.)

Объектом менеджмента являются организации (фирмы).

9 В зависимости от сферы деятельности выделяют следующие виды (разновидности) менеджмента:

производственный менеджмент – решает задачи определения оптимального объема и структуры выпускаемой продукции, применяемой технологии, рациональной загрузки оборудования; расстановки людей; устранение сбоев и неполадок; текущего контроля; руководства персоналом, разрешения конфликтов…

снабженческо-сбытовой менеджмент – ориентирован на организацию заключения хозяйственных договоров, закупки, доставки и хранение сырья, материалов, комплектующих изделий, хранение и отправку готовой продукции покупателям. снабженческо-сбытовой менеджмент –

10 инновационный менеджмент – имеет своим объектом процесс научных исследований, прикладных разработок, создание опытных образцов и внедрение новинок в производство.

маркетинг-менеджмент – занимается вопросами изучения рынков, существующего и перспективного спроса на продукцию, выработкой с учетом этого производственной, ценовой и рекламной политики и стратегии. маркетинг-менеджмент

менеджмент персонала – решает задачи подбора, расстановки, обучения, повышения квалификации работников, выбора методов их вознаграждения и стимулирования, создания благоприятного морально-психологического климата и помощи в разрешении трудных споров конфликтов, улучшения условий труда и быта работников.

11 финансовый менеджмент связан с составлением бюджета и финансового плана организации, формированием и распределением ее денежных ресурсов, оценкой перспективного и текущего финансового состояния, принятием необходимых мер по их укреплению.

эккаунтинг-менеджмент – управляет процессом сбора, обработки и анализа данных о работе организации, их сравнения с исходными и плановыми показателями, результатами других организаций с целью своевременного выявления проблем, вскрытия резервов более полного использования имеющегося потенциала.

Эволюция менеджмента.

Менеджмент как наука появился с возникновением рыночных отношений. Началом капиталистического способа производства (т.е. возникновение рыночных отношений) считается конец ХYШ начало ХIХ вв. В этот период общественное разделение труда приобрело всеобщий (глобальный) характер, в области науки и техники был осуществлен настоящий прорыв (изобретение парового двигателя).

13 Основой для создания нового капиталистического способа производства впервые стал являться капитал (деньги), а не ресурсы (земля, скот …). Именно в этих условиях собственник капитала сам уже мог не заниматься физическим трудом, а использовать для этих целей наемных рабочих.

14 Теперь собственник капитала сам лично, либо через управляющего должен был учиться прогнозировать поведение рынка на ближайшую перспективу и на далекое будущее

15 Вплотную проблемами менеджмента собственников промышленных и торговых предприятий заставили заняться кризисы 1825 и 1837 годов. Именно к середине 19 века стало очевидно, что основными методами в управлении производством должны стать не административные (как это было раньше), а экономические. Глобальный кризис конца 20-х годов ХХ века привел к тому, что практически все развитые страны пришли к необходимости введения элементов государственного регулирования (США, Германия).

16 Движущей силой развития менеджмента как науки явились: Экономические кризисы, Противоречия развития общества рыночных отношений, Научно-технический прогресс.

17 Причины возникновения научной теории управления вообще и теории менеджмента (в частности):

углубление общественного разделения труда,

расширение хозяйственных связей,

возникновение коммерческих рисков (которые могли бы повлечь за собой банкротство предприятий)

необходимость формирования принципиально новых отношений между работником и работодателем.

Школы менеджмента. Классическая, неоклассическая, современная.

19 Классическая школа. Изучает 4 главных элемента:

разделение труда

ступенчатость и многозвенность управления

структуру организации

возможные пределы управления.

20 Основоположником научной теории управления в обществе рыночных отношений (в капиталистическом обществе) считается американский инженер Ф.У.Тейлор (1856- 1915 г.г.). В начале ХХ века Тейлор сформулировал основные принципы научной организации управления трудом наемных работников.

21 Система Тейлора сводилась к следующим основным положениям :

Отказ от эмпирических методов исследования в пользу научного исследования.

Нормализация и унификация приемов и условий работы

Специализация функций в производстве и управлении

Отбор работников на основе научно- определенных признаков, создание системы их адаптации, обучения и переподготовки.

22 Задания, выдаваемые работнику должны быть ясными и точными. Отсюда вытекает необходимость планирования рабочих мест, подготовки рабочего места и обеспечение необходимых материально- производственных запасов. Разделение административных и исполнительских функций.

23 Организация учета объемов и качества выполненных работ, а также, контроля за количеством и качеством работы. Введение научно обоснованных норм труда. Соответствие размеров вознаграждения за труд количеству и качеству труда.

24 Недостатками системы Тейлора, ее слабыми местами считаются 2 элемента:

Тейлор предполагал, что максимальной интенсификации производства можно достичь исключительно экономическими методами (без применения административных и социально-психологических).

Система Тейлора предусматривала равную заинтересованность собственника и наемных работников в результатах труда.

25 Тейлоризм как научная система получил развитие в трудах Г.Эмерсона «Двенадцать принципов производительности». Основное отличие от системы Тейлора – унифицированность. Эмерсон сформулировал основные требования к организации производства вне зависимости от отрасли и профессии работников. В системе Тейлора основное внимание уделялось изучению методов организации труда применительно к конкретным рабочим профессиям и рабочим местам. Эмерсон во многом повторил принципы Тейлоризма, но развил их и унифицировал.

Идеи Тейлора и Эмерсона были развиты и реализованы на практике промышленником Г. Фордом. Принципиально другой подход применил в своих трудах французский ученый А.Файоль.

27 Файоль исходил из того, что во всяком предприятии имеются 2 организма:

–Производственный (средства, предметы труда, сам труд)

Социальный (отношения людей в процессе производства).

2Файоль разделял администрирование на 5 основных элементов: Предвидение Организация Распорядительство Координирование Контроль.

29 Для каждого элемента (функции) разрабатываются единые правила и техника их осуществления). Файоль первым выделил в отдельный объект изучения личность менеджера, определил основные специфические качества, которыми он должен обладать. (воля, ум, квалификация, тактичность, энергичность …)

30 Неоклассическая школа . В качестве основных постулатов использует принципы классической школы, но рассматривает их с учетом влияния воздействия людей в процессе производственной и управленческой деятельности. На этом этапе развития теории управления появляется термин «бихевиоризм», означающий теорию человеческого поведения. Бихевиористы рассматривают менеджмент как психологический процесс.

31 Представители бихевиоризма: Элтон Мэйо, Абрахам Маслоу, Дуглас Макгрегор.

Э.Мэйо первым выдвинул теорию «человеческих отношений» в управлении производством. Суть этой теории заключается в том, что для работника собственно производственный процесс имеет меньшее значение, нежели его социальное и психологическое положение. Доктрина человеческих отношений исходит из того, что человека можно побудить работать более производительно, если своевременно и полно удовлетворить его социальные и психологические потребности.

33 Элементы доктрины человеческих отношений :

система взаимных связей и информации,

регулярное общение профессиональных психологов с рабочими, максимально возможное привлечение рабочих к процессу принятия управленческих решений (на собраниях),

организация неформальных групп и категорирование рабочих в соответствии с их социальным статусом.

Иерархия индивидуальных потребностей работника (теория иерархии человеческих потребностей). А.Маслоу

На нижнем уровне находятся физиологические потребности (голод, жажда). До тех пор пока группа этих потребностей не будет удовлетворена, какое- либо осмысленное воздействие на объект управление практически невозможно.

На втором уровне находится безопасность. Она включает: жилище, обеспечение коммунальными услугами … В степени уровня безопасности возможны значительные различия, а значит а значит возможны и методы воздействия на работника.

На третьем уровне находится принадлежность к определенной социальной группе (групповое родство). Предполагается, что значительная часть работников стремится повысить свой социальный статус.

Четвертый уровень – самооценка. Самоуважение, признание … Для достижения самоуважения далеко не всегда необходима смена социальной группы.

Пятый уровень – самореализация (самосовершенствование, исполнение желаний).

Современная школа. Современная школа изучает организацию управления производством на основе анализа фактических данных (научный подход).В современной школе выделяются 2 основных направления:

38 Первое направление основано на подходе к производству, как к социальной системе (теория социальных систем). Теория социальных систем предполагает, что социальная организация представляет собой комплексную систему, состоящую из ряда подсистем, к которым относятся люди, формальная и неформальная структуры, статусы и роли, физическое окружение. Между всеми подсистемами имеются двусторонние и многосторонние связи, вызывающие изменения поведения людей в организации.

Второе направление современной школы («новая школа») предполагает широкое внедрение в сферу управления методов и аппарата точных наук (математика, математическая статистика).

Здесь исследуются вопросы построения математических моделей, в которых не учитывается поведение людей. К таким задачам относятся управление запасами, оптимизация ресурсов, транспортная задача

Кроме того, новая школа предполагает создание таким математических моделей, которые описывают процесс принятия управленческих решений. В этих моделях главное место принадлежит определению критериев и принципов выбора из альтернативных решений.

В теории новой школы вводится понятие системного анализа . Основной целью системного анализа является экстраполяция показателей развития предприятия и прогнозирование поведения людей за пределами периода, по которому имеются точные данные.


Движение за человеческие отношения зародилось в ответ на неспособность полностью познать
человеческий фактор как основной элемент эффективности организации. Поскольку оно возникло как реакция на недостатки классического подхода, школа неоклассического управления называется неоклассической школой.
Основоположниками неоклассической школы принято считать Элтона Майо и Мэри Паркер Фоллетт, которая впервые определила менеджмент как "обеспечение выполнение работы с помощью других лиц". ». Знаменитые эксперименты Элтона Мэйо, особенно те, которые проводились на заводе «Уэстерн Электрик» в Хоторне, открыли новое направление в теории управления. Мэйо обнаружил, что чётко разработанные рабочие операции и хорошая з/п не всегда вели к повышению производительности труда, как считали представители школы научного управления. Силы, возникающие в ходе взаимодействия между людьми, могли превзойти и часто превосходили усилия руководителей. Иногда работники реагировали гораздо сильнее на давление со стороны коллег по группе, чем на желания руководства и на материальные стимулы. Более поздние исследования, проведённые Абрахамом Маслоу и другими психологами, помогло понять причины этого явления. Мотивами поступков людей, предполагает Маслоу, является, в основном, не экономические силы, как считали представители и сторонники школы научного управления, а различные потребности, которые могут быть лишь частично или косвенно удовлетворены с помощью денег.
Основываясь на этих выводах, исследователи психологической школы предполагали, что, если руководство проявит большую заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворённости работников должен возрастать, что будет вести к увеличению производительности. Они рекомендовали использовать приёмы управления человеческими отношениями, включающие более эффективные действия непосредственных начальников, консультации с работниками и предоставление им более широких возможностей общения на работе.
24. Каков вклад «хоторнских исследований» в развитие теории менеджмента.

Хоторнский эксперимент состоял из трех основных фаз. Первая начиналась экспериментами с освещением: с усилением освещения выработка у рабочих поднялась не только в "испытательной комнате", но и в контрольной группе, где освещенность оставалась неизменной. Когда же освещенность стали понижать, то выработка, тем не менее, продолжала расти как в экспериментальной, так и в контрольной группах. Были сделаны два вывода: нет прямой механической связи между одной переменной в условиях труда и производительностью; следует искать более важные факторы, определяющие трудовое поведение. С этой целью эксперименты были углублены, в число переменных были включены температура помещения, влажность и т.д., но также (независимо от них) различные сочетания рабочих часов и пауз отдыха. Здесь также были неожиданности: выработка устойчиво возрастала в течение первых двух с половиной лет безо всякой связи с вводимыми экспериментальными изменениями и, увеличившись более чем на 30%, стабилизировалась в последующее время. Как свидетельствовали сами рабочие, их физическое состояние, здоровье также улучшилось, что подтверждалось и сокращением нарушений (опозданий, пропусков и т.д.). Эти явления объяснялись снижением усталости, монотонности, увеличением материальных стимулов, изменением методов руководства. Но главным из обнаруженных факторов оказался т.н. "групповой дух", развившийся среди рабочих "испытательной комнаты" благодаря системе пауз отдыха. Усиление "группового духа" проявлялось в помощи заболевшим товарищам, в поддержании тесных контактов во внерабочее время и т.д. В результате стало ясно, что условия труда воздействуют на трудовое поведение индивидов через их ощущения, восприятие, установки и т.д.; и, что межличностное общение в условиях производства оказывает благоприятствующее воздействие на эффективность труда.
Следующая фаза представляла собой исследование только субъективной сферы отношения заводских рабочих к своей работе, условиям труда, руководству и пр. С этой целью была опрошена 21 тыс. человек. На основании полученных данных был сделан вывод о том, что лишь в редких случаях неудовлетворенность рабочих была объективно детерминирована. Главная причина этого усматривалась в индивидуальных ощущениях; последние же вызывались предыдущим опытом индивида, его отношениями с товарищами, в семье и т.д. А это значит, что простое изменение к-л элементов внешней среды может не принести желаемого результата. Исследователи пришли к заключению, что подобные интервью можно использовать как средство психологической "разрядки" недовольных, улучшения их "понимания" ситуации; как имитацию "обсуждения" наболевших вопросов и т.п. Впоследствии была построена целая программа мер по психологической адаптации персонала к данным условиям труда.
На третьей фазе исследователи вернулись к методу "испытательной комнаты", поставив задачу: выйти за рамки индивидуально-психологич. подхода и рассмотреть поведение индивида в свете его отношений, контактов, взаимодействия с др. членами коллектива. Результаты исследования показали, что рабочая группа имеет сложную социальную организацию со своими нормами поведения, взаимными оценками, разнообразными связями, существующими помимо тех, которые устанавливались организацией формальной . Каждый из членов рабочей группы занимал то или иное положение в соответствии со степенью признания, престижа, которыми наделяла его данная микросреда. Среди контингента рабочих в "испытательной комнате" были выделены небольшие на основе социально-психологич. общности их членов. По мнению исследователей, эти группы оказывали определяющее влияние на трудовую мотивацию рабочих. А это означало ответ на первоначально поставленный вопрос о главных факторах производительности труда.
Т.о., основной итог хоторнского эффекта составляют: пересмотр роли человеческого фактора в производстве, отход от концепции рабочего как "экономического человека", выведение на первый план психологич. и социально-психологич. аспектов трудового поведения
Эти исследования положили начало теории "человеческих" отношений. В результате этих исследований был сделан значительный позитивный вклад в дальнейшее развитие индустриальной социологии.
25. Каким образом идеи, разработанные представителем школы «человеческих отношений» в области промышленной психологии, используются в современных организациях

Основоположником школы человеческих отношений принято считать Э. Мэйо. Он полагал, что прежние управленческие методы всецело направлены на достижение материальной эффективности, а не на установление сотрудничества, в то время как простое проявление внимания к людям оказывает очень большое влияние на производительность труда.

Из других ученых этого направления можно выделить М. П. Фолетт, которая внесла огромный вклад в теорию лидерства.

Представители школы человеческих отношений стремились рассматривать каждую организацию как определенную "социальную систему", что явилось новым шагом в развитии теории управления.

К исходным положениям теории человеческих отношений относятся:

люди в основном мотивируются социальными потребностями и ощущают свою индивидуальность благодаря отношениям с другими людьми;

в результате промышленной революции и рационализации процесса сама работа в значительной степени потеряла привлекательность, поэтому удовлетворение человек ищет во взаимоотношениях с другими людьми;

люди более отзывчивы к социальному влиянию группы равных им людей, чем побуждением посредством контроля, исходящего от руководства;

работник откликается на побуждение руководителя, если руководитель рассматривается работником как средство удовлетворения своих потребностей.

Задача менеджмента на этом этапе состояла в том, чтобы в дополнение к формальным отношениям (приказ-подчинение) между членами групп (коллектива) развивались плодотворные неформальные контакты. Неформальные отношения в процессе совместного труда были признаны весомой организационной силой, способствующей/препятствующей реализации корпоративных целей. Поэтому неформальными отношениями следует управлять. Если руководство проявляет заботу о своих работниках, то уровень удовлетворенности должен возрастать, что ведет к росту производительности труда.

Идеи, разработанные представителями «школы человеческих отношений» активно используются в современных организациях, т.е. руководство проявляет заботу о своих работниках, что ведет к увеличению производительности, в связи с ростом уровня удовлетворенности работников.
26. Характеристика «теории Х и У» Макрегора. Можно ли встретить воплощение этой теории в «чистом» виде в современной производственной деятельности.

Теория-У МакГрегора – это принципиально положительное видение природы человека – демократический стиль управления, т.е. широкое участие всех членов организации в процессах подготовки и принятия решений, наделение сотрудников ответственностью и возможностью рисковать. Важность групповых отношений как фактора индивидуальной мотивации.

По большей части, ни одна из этих теорий в чистом виде на предприятиях не встречается, они применяются в совокупности.
27. Характеристика «административной школы менеджмента». Универсальные принципы управления Файоля.

Классическая, административная школа в управлении (1920-1950).
Авторы, которые писали о научном управлении, в основном посвящали свои исследования тому, что называется управлением производством. Они занимались повышением эффективности на уровне ниже управленческого. С возникновением административной школы специалисты начали постоянно вырабатывать подходы к совершенствованию управления организацией в целом.
Тейлор и Гилбрет начинали свою карьеру простыми рабочими, что, несомненно, повлияло на их представление об управления организацией. В отличие от них, авторы, которые считаются создателями школы административного управления, более известной как классическая школа, имели непосредственный опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе. Анри Файоль, с именем которого, связывают возникновение этой школы и которого иногда называют отцом менеджмента, руководил большой французской компанией по добыче угля. Их главной заботой была эффективность в более широком смысле слова - применительно к работе всей организации.
Приверженцы классической школы, как и те, кто писал о научном управлении, не очень заботились о социальных аспектах управления. Более того, их работы в значительной степени исходили из личных наблюдений, а не основывались на научной методологии. «Классики» старались взглянуть на организации с точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить общие характеристики и закономерности организаций. Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. При этом она исходила из идеи, что следование этим принципам несомненно приведет организацию к успеху.
Эти принципы затрагивали два основных аспекта. Одним из них была разработка рациональной системы управления организацией, определяя основные функция бизнеса, теоретики-«классики» были уверены в том, что могут определить лучами способ разделения организации на подразделения или рабочие группы. Традиционно такими функциями считались финансы, производство и маркетинг. С этим было тесно связано и определение основных функций управления.
Главный вклад Файоля в теорию управления состоял в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких как планирование и организация.
Вторая категория классических принципов касалась построения структуры организации и управления работниками. Примером может служить принцип единоначалия, согласно которому человек должен получать приказы только от одного начальника и подчиняться только ему одному.
Пример представляет собой сжатое изложение 14 принципов управления Анри Файоля, многие из них до сих пор практически полезны, несмотря на изменения, которые произошли с тех нор, как Файоль впервые их сформулировал.
Принципы управления Файоля.
1. Разделения труда. Специализация является естественным порядком вещей. Целью разделения труда является выполнение работы, большей по объёму и лучшей по качеству при тех же усилиях. Это достигается за счёт сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия.
2. Полномочия и ответственность. Полномочия есть право отдавать приказ, а ответственность есть её составляющая противоположность. Где даются полномочия – там возникает ответственность.
3. Дисциплина. Дисциплина предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и её работниками. Установление этих соглашений связывающих фирму и работников из которых возникают дисциплинарные формальности, должно оставаться одной из главных задач руководителей индустрии. Дисциплина также предполагает справедливо применяемые санкции.
4. Единоначалие. Работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника.
5. Единство направления. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя.
6. Подчинённость личных интересов общим. Интересы одного работника или группы работников не должны превалировать над интересами компании или организации большего масштаба.
7. Вознаграждения персонала. Для того, что бы обеспечить верность и поддержку работников, они должны получать справедливую зарплату за свою службу.
8. Централизация. Как и разделение труда, централизация является естественным порядком вещей. Однако, соответствующая степень централизации будет варьироваться в зависимости от конкретных условий. Поэтому возникает вопрос о правильной пропорции между централизацией и децентрализацией. Эта проблема определения меры, которая обеспечит лучше возможные результаты.
9. Скалярная цепь. Скалярная цепь – это ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение в этой цепочке – вниз до руководителя низового звена. Было бы ошибкой отказываться от иерархической системы без определенной необходимости в этом, но было бы ещё большей ошибкой поддерживать эту
иерархию, когда она наносит ущерб интересам бизнеса.
10. Порядок. Место – для всего и всё на своём месте.
11. Справедливость. Справедливость – это сочетание доброты и правосудия.
12. Стабильность рабочего места для персонала. Высокая текучесть кадров снижает эффективность организации. Посредственный руководитель, который держится за место, безусловно предпочтительней, чем выдающийся, талантливый менеджер, который быстро уходит и не держится за своё место.
13. Инициатива. Инициатива означает разработку плана и обеспечение его успешной реализации. Это придаёт организации сил и энергию.
14. Корпоративный дух. Союз – это сила. А она является результатом гармонии персонала.

Loading...Loading...