Положение о ведении реестра рисков пример окр. Проект реестра рисков компании «ABC. Коммерческие риски предприятия: решение проблемы в три шага

Реестр рисков проекта содержит информацию в табличной удобочитаемой форме об известных, идентифицированных рисках проекта. Реестр рисков проекта должен всегда содержать актуальную информацию, от этого в полной мере зависит качество работы команды проекта с рисками.Обычно реестр рисков проекта содержит следующую информацию:

  • ID — уникальный идентификационный номер риска проекта. При использовании , этот номер должен совпадать с ID риска, указанным в ИСУП.
  • Описание риска — детальное описание риска проекта.
  • Категория — категория риска в соответствии с КСУП. Например, инвестиционный риск, технологический риск, риск, связанный с командой проекта и прочее.
  • Тип — тип риска: положительный или отрицательный. Положительные риски играют на руку команде проекта и несут в себе дополнительные преимущества, позволяющие быстрее реализовать проект. Отрицательные же риски, наоборот, снижают вероятность успешного завершения проекта.
  • Влияние — степень влияние риска на один из четырех ключевых параметров проекта: стоимость, сроки, содержание или качество. Обычно оценивается значениями 0.05, 0.1, 0.2, 0.4, 0.8.

  • Общее влияние — общее влияние риска зависит от выбранной модели (max — используется максимальное значение, avg — используется среднее значение) и определяется на основании влияния риска на четыре параметра.
  • Вероятность — вероятность возникновения риска. Обычно оценивается значениями 0.1, 0.3, 0.5, 0.7, 0.9.
  • Значение — фактически величина риска, рассчитывается как произведение Общего влияния на Вероятность .
  • Стратегия — стратегия реагирования на риск. Выбирается одна из семи стратегий. Для отрицательных рисков: уклонение, снижение, совместное использование . Для положительных рисков: передача, использование, усиление . Для всех рисков: принятие .
  • Мероприятия — описание мероприятий по работе с риском, в соответствии с выбранной стратегией реагирования.
  • Ответственный — ФИО члена команды проекта, ответственного за работу с риском.

Реестр стратегических рисков на 2018-2019 годы был сформирован на основании реестра на 2017-2018 годы, анализа внешней информации, в том числе опыта крупнейших мировых компаний в электроэнергетике, отчетов консалтинговых и страховых компаний по рискам компаний топливно-энергетического комплекса и бизнеса в целом, отчета по глобальным рискам Всемирного экономического форума в Давосе. Ранжирован по вероятности реализации и влияния на бизнес Общества и представлен ниже на Радаре рисков. Радар отображает профиль рисков Компании на 2018-2019 гг. Оценка рисков может быть пересмотрена в дальнейшем в связи с изменениями факторов внешней среды.

Все риски Общества находятся под пристальным вниманием менеджмента. Ежегодно формируется план управления стратегическими рисками, включающий как существующие контрольные процедуры, регламентированные действующими в Обществе локальными нормативными документами, так и мероприятия, направленные на улучшение бизнес-процессов.

Для оценки эффективности управления рисками в Обществе разработана система сценариев и индикаторов рисков бизнес-процессов Общества и Группы РусГидро, мониторинг которых позволяет отслеживать тренды рисков, а не только отрабатывать уже реализовавшиеся потери.

Сценарии отражают последовательность действий, явлений, которые приводят к реализации стратегических рисков. Набор и характер сценариев для каждого риска определён на основе рискообразующих факторов реестра стратегических рисков Общества.

Реестр рисков ПАО «РусГидро» на 2018-2019 годы

Критические риски

· Срыв сроков ввода новых мощностей
· Удорожание инвестиционных проектов
· Снижение выручки от продажи электроэнергии (мощности), теплоэнергии относительно бизнес-плана
· Неблагоприятные изменения/нарушения законодательства (Правовые риски)
· Техногенные аварии и несчастные случаи на производственных объектах
· Дефицит средств, в т.ч. получаемых из внешних источников (Финансовые риски)

Существенные риски

· Риск неисполнения/снижения эффективности производственных программ
· Терроризм и кибертерроризм

Недостижение целевых показателей инжиниринговыми компаниями (проектные, институты, ремонтные)
· Недостатки и ошибки системы управления
· Репутационные риски
· Ущерб в результате природных катаклизмов и техногенных аварий не на объектах Группы РусГидро
· Коррупционный риск
· Рост дебиторской задолженности за поставку электроэнергии (мощности), теплоэнергии, услуг по передаче

Менее приоритетные риски

· Неэффективность интеграции компаний, присоединенных к РусГидро

Радар рисков ПАО «РусГидро» на 2018-2019 гг.

критические риски существенные риски менее приоритетные риски

Срыв сроков ввода новых мощностей

  • большая доля неопределенности при обосновании проектов;
  • несоответствие качества проектной документации;
  • проблемы с подготовкой зон затопления водохранилищ;
  • существенная зависимость экономических параметров проектов от факторов внешней среды (наличие сетевой инфраструктуры, рынков сбыта к моменту сдачи объекта строительства);
  • рост цен на оборудование и материалы в процессе строительства;
  • перебои в цепочках поставок по различным причинам;
  • вопросы взаимодействия с акционерами ПАО «РусГидро».

В отношении данного риска Общество осуществляет мониторинг следующего сценария:

  • срыв сроков выполнения работ, приводящий к неготовности объектов к вводу в эксплуатацию.

Удорожание инвестиционных проектов

Данный риск имеет для Компании критическое значение и связан с большими масштабами инвестиционной программы на ближайшие годы, а также сложной структурой управления и финансирования ряда проектов. Факторами риска являются:

  • ошибки при проектировании;
  • низкая финансовая устойчивость и банкротство подрядчиков и поставщиков, нарушение договорных обязательств подрядчиками и поставщиками;
  • завышение объемов и стоимости работ за счет завышения физических объемов работ и коэффициентов пересчета в текущие цены, неправильного применения единичных расценок, калькуляций на продукции внутрипостроечного производства, применения нормативов накладных и плановых расходов, рекомендуемых для строительства при выпуске продукции внутрипостроечным способом;
  • неблагоприятные изменения законодательства, в т.ч. связанные с ужесточением требований к процедурам капитального строительства (коррелирует с риском 4);
  • негативное изменение курсов валют (коррелирует с риском 6);
  • низкая квалификация/оснащенность подрядных организаций;
  • длительные сроки заключения договоров на выполнение СМР и ПИР;
  • срыв сроков предоставления ПСД и РД для вновь разрабатываемой документации, частое внесение изменений в РД;
  • низкое качество оборудования и материалов (низкая технологическая культура производителей) (корреляция с риском 5) (экзогенный фактор);
  • принятие у подрядных организаций невыполненных или частично выполненных работ, срыв сроков выполнения работ, приводящий к неготовности объектов к вводу в эксплуатацию;
  • рост инфляции (экзогенный фактор).
  • суммарное удорожание проектов капитального строительства в 2018 г., включенных в ИПР Группы РусГидро на 2018г.;
  • удорожание приоритетных проектов строительства.

Риск является критическим из-за зарегулированности правил рынка электроэнергии и мощности, высокой волатильности цен на электроэнергию на ОРЭМ, нестабильности цен на топливо, снижения платежеспособности контрагентов в результате влияния финансового кризиса, спада производства, роста энергоэффективности потребителей, неблагоприятных условий (маловодные годы), сложности в прогнозировании загрузки оборудования.

Для снижения негативного воздействия риска на Компанию осуществляются следующие мероприятия:

  • подготовка предложений по внесению изменений в нормативные правовые акты в сфере электроэнергетики;
  • пересмотр на регулярной основе сбытовой политики ПАО «РусГидро»;
  • заключение хеджирующих двусторонних договоров на рынке «на сутки вперед» (РСВ), в том числе на покупку электроэнергии в обеспечение обязательств;
  • внедрение системы коммерческой диспетчеризации;
  • ведение работы по снижению дебиторской задолженности за поставку электроэнергии и мощности.

В отношении данного риска Общество осуществляет мониторинг следующих сценариев:

  • снижение объема выработки э/э относительно объема, указанного в бизнес-плане;
  • отклонение фактической водности от планового (прогнозного) значения;
  • пересмотр ПИВР в сторону снижения энергетических показателей ГЭС Общества;
  • несвоевременное утверждение ПИВР (при необходимости) в отношении ГЭС, запланированных к вводу в эксплуатацию;
  • снижение цен РСВ относительно прогнозной цены;
  • рост доли потерь в выручке от продажи мощности, связанных с недопоставкой мощности вследствие вынужденных простоев оборудования.

Критический риск неблагоприятных изменений/нарушений законодательства отмечен как один из наиболее существенных для отрасли электроэнергетики не только в России, но и во всем мире. Регуляторные требования постоянно ужесточаются по безопасности, страхованию, экологии и т.д., поощряется энергоэффективность потребителей и с течением времени вероятно усиление влияния данного фактора на компанию. Компания осуществляет постоянный мониторинг инициируемых и рассматриваемых изменений в законодательство, которые в перспективе могут оказать влияние на ее деятельность, мониторинг и пересмотр действующих стандартов и нормативных документов в сфере технического регулирования. Представители ПАО «РусГидро» принимают участие в значимых мероприятиях и круглых столах по изменению законодательства, проводимых органами законодательной, исполнительной и судебной власти, общественными объединениями, профессиональными юридическими объединениями и ассоциациями для представления своих интересов. Регулярно проводятся экологические аудиты. ПАО «РусГидро» принимает участие в качестве эксперта в процессах разработки правовых актов в области электроэнергетики на площадках различных органов государственной власти и отраслевых организаций, включая Министерство энергетики Российской Федерации, Федеральную антимонопольную службу, Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации, Ассоциацию «НП Совет рынка» и пр.

В отношении данного риска Общество осуществляет мониторинг следующих сценариев:

  • увеличение затрат на исполнение предписаний государственных надзорных органов по сравнению с предыдущим годом;
  • увеличение количества нарушений, выявленных надзорными органами;
  • увеличение затрат на охрану окружающей среды и платы за негативное воздействие на окружающую среду;
  • рост потерь от выручки от продажи мощности в результате изменения Правил ОРЭМ: ввод штрафных санкций за превышение времени нахождения оборудования в плановом ремонте (ТПиР);
  • отказ ФНС РФ от возмещения НДС ДО-застройщика, реализующим проекты нового строительства, возникновение обязанности по возврату возмещенного ранее НДС;
  • доначисление налоговыми органами суммы налога на имущество.

Риск снижается внутри красной зоны в связи реализацией проектов ПКМ и соответствующим ростом надежности и безопасности оборудования, что приводит к снижению вероятности реализации риска. При этом в связи с возможными тяжелыми последствиями от реализации риска возникновения различных аварий техногенного характера, что может нести угрозы жизни и здоровью людей, приводить к перерывам в производстве и последующему недополучению доходов Компании, риск остается в фокусе менеджмента Группы. Также возможно негативное влияние на вероятность риска разрывов управленческих связей в случае приватизации и/или реорганизации системы управления генерирующими активами и строящимися объектами. Факторами данного риска выступают ошибки проектирования, проявляющиеся на стадии эксплуатации, физический износ оборудования, нарушение условий эксплуатации и несвоевременное проведение ремонтов и технического перевооружения и реконструкции, некачественные ремонт и выполнение строительно-монтажных работ (СМР) по техническому перевооружению и реконструкции (ТПиР), влияние человеческого фактора, воздействия окружающей среды. Все они могут привести к выходу из строя основного оборудования и разрушению гидротехнических сооружений. По оценке Компании, вероятность выхода из строя оборудования и сооружений находится на среднестатистическом уровне. Все основные производственные объекты ПАО «РусГидро» застрахованы. Кроме того, Компания осуществляет комплекс мер по обеспечению надежности оборудования и сооружений на должном уровне, а именно:

  • ведение в полном объеме ремонтных работ и реализация перспективной Программы технического перевооружения и реконструкции;
  • развитие системы контроля качества поставляемого оборудования, включая процесс его производства и отгрузки/поставки/осуществления строительно-монтажных работ и пуско-наладочных работ, а также повышение уровня договорной ответственности поставщиков/подрядчиков при изготовлении и поставке оборудования и материалов;
  • ведение претензионно-исковой работы в отношении недобросовестных подрядчиков/поставщиков;
  • выполнение рекомендаций, выявленных в ходе выполнения сюрвейерских обследований объектов ПАО «РусГидро»;
  • усиление контроля подрядных/субподрядных организаций на производственных площадках в части снижения травматизма, пожаров, неэтичного поведения, хищений;
  • разработка нормативно-технических документов, направленных на повышение процессов проектирования и управления строительством;
  • внедрение современных методов диагностики оборудования без остановки, современных технологий управления производственными активами, включая необходимые информационные технологии;
  • оптимизация структуры и величины объема запасных частей;
  • развитие системы управления жизненным циклом оборудования действующих гидроэлектростанций.

В отношении данного риска Общество осуществляет мониторинг следующих сценариев:

  • фактический индекс технического состояния ниже прогнозного (все факторы);
  • увеличение количества технологических инцидентов по сравнению с предыдущим годом (все факторы);
  • увеличение объема недопоставки мощности, связанное с вынужденными простоями оборудования (все факторы).

В условиях продолжающейся стагфляции и международных санкций риск незначительно снижается внутри красной зоны вследствие пересмотра приоритетов инвестирования. При этом возможно ограничение доступа к кредитным средствам в случае длительного сохранения международных санкций. Большую часть влияющих риск-факторов составляют страновые и внешние для Группы факторы.

Для Компании риск возникновения дефицита средств, получаемых из внешних источников на проведение запланированных инвестиций, является критическим. Он тесно взаимосвязан с рисками реализации проектов капитального строительства. Сокращение всех или части предусмотренных для финансирования инвестиционной программы источников может привести к срыву сроков, реализуемых ПАО «РусГидро» проектов или реализации сценария, при котором Компания будет вынуждена приостановить строительство или даже законсервировать ряд строящихся объектов генерации. С учетом высокой стоимости работ по консервации объектов незавершенного строительства, в некоторых случаях сопоставимой со стоимостью продолжения строительства, данный факт отразится как на экономической эффективности инвестиционных проектов Компании, так и на результатах ее финансово-хозяйственной деятельности в целом.

Управление данным риском Компанией осуществляется следующими средствами:

  • поддержание в наличии достаточного количества денежных средств и доступность финансовых ресурсов посредством обеспечения кредитных линий;
  • реализация сбалансированной модели финансирования оборотного капитала за счет использования краткосрочных и долгосрочных источников;
  • контроль соблюдения кредитных соглашений для недопущения нарушения финансовых ковенант Компании;
  • размещение временно свободных средств в краткосрочные финансовые инструменты (банковские депозиты и векселя);
  • заключение договоров с контрагентами на «типовых финансовых условиях»;
  • внедрение методики управления процентными и валютными рисками с учетом кредитной политики ПАО «РусГидро»;
  • работа по подготовке зон затоплений водохранилищ строящихся гидростанций за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ;

В отношении данного риска Общество осуществляет мониторинг следующих сценариев:

  • включение в тарифы экономически обоснованных расходов в регулируемом периоде на недостаточном уровне;
  • уменьшение чистой прибыли Общества;
  • дефицит средств на оплату валютных обязательств;
  • снижение оборотных средств;
  • увеличение привлекаемых кредитных ресурсов, рост выпадающих доходов, увеличение убытков в случае превышения суммы выпадающих доходов более величины, подлежащей возмещению в пределах тарифа, с учетом прогнозного роста.
  • Затягивание сроков утверждения ключевых финансовых документов Общества и его ДО;
  • Длительные сроки заключения договоров на выполнение работ (оказание услуг);
  • Низкая финансовая устойчивость и банкротство подрядчиков и поставщиков;
  • Низкая квалификация работников подрядных организаций;
  • Низкая трудовая дисциплина подрядных организаций;
  • Несовершенство системы мониторинга за ходом реализации ремонтов и ТПиР;
  • Негативное изменение курсов валют (коррелирует с риском 1, 6 в части управления валютными рисками).
  • Неблагоприятные изменения макроэкономической среды, в том числе кризисные явления в мировой экономике (коррелирует с риском 1).
  • Отсутствие критериев экономической оценки эффективности инновационных проектов/решений.
  • Неопределенность/невозможность оценки эффективности отдельных инновационных проектов/решений (экзогенный фактор).
  • Недостаточное отслеживание мирового уровня передовых и инновационных технологий.
  • Дефицит средств.

Мероприятия по управления данным риском аналогичны мероприятиям, реализуемым в рисках «Срыв сроков ввода новых мощностей» «Дефицит средств, в т.ч. получаемых из внешних источников (Финансовые риски)»

Терроризм и кибертерроризм

Этот риск связан с общей напряженностью в политической и социальной сферах страны, активностью бандформирований на Северном Кавказе и их попытками перенести свою деятельность на другие регионы РФ, с высокой вероятностью возникновения локальных и региональных вооруженных конфликтов, ростом угрозы со стороны международного терроризма и уровня политической нестабильности в ряде развивающихся стран в связи с экономическим кризисом, а также с активностью радикальных организаций, развитием промышленного терроризма. В этой связи ПАО «РусГидро» предполагает возникновение рисков, связанных с террористической деятельностью, направленной на объекты гидроэнергетики, в том числе в регионах, прилегающих к границе с Украиной.

Рост кибертеррористических угроз (на данный момент Россия на первом месте по рейтингу подверженности кибер-угрозам лаборатории Касперского и других исследований). Отсутствие координации с международными антитеррористическими службами в случае ужесточения международных санкций. Большая доля АСУП иностранного производства. С целью снижения воздействия данного риска на Компанию осуществляются следующие мероприятия:

  • страхование имущества по риску «Терроризм и Диверсия»;
  • увеличение доли оборудования, сертифицированного ФСТЭК, и оборудования отечественного производства;
  • проведение аудита информационно - технической безопасности.

Осуществляется также вооруженная охрана объектов силами подразделений вневедомственной охраны МВД России и ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России. Кроме этого, разработаны планы взаимодействия с правоохранительными органами по защите объектов Компании при совершении или угрозе совершения террористического акта. На территории объектов гидроэнергетики введены пропускной и внутриобъектный режимы. Совместно с правоохранительными органами организуются мероприятия по предупреждению хищений. Производится также оценка наиболее опасных угроз и выработка планов ликвидации последствий совместно со службой ГО и ЧС субъектов РФ, по месту нахождения генерирующих активов Компании.

Риск может существенным образом влиять на развитие бизнеса компании в целом. В условиях кризиса ключевой возможностью развития является рост качества и снижение издержек в рамках всех этапов жизненного цикла активов Группы за счет снижения рисков инжиниринговой деятельности. При этом возможны ограничение доступа инжиниринговых компаний к кредитным средствам в случае длительного действия международных санкций и трудности с получением средств в свободно конвертируемой валюте. Компания считает для себя существенным данный риск ввиду возможного снижения инжиниринговой части бизнеса из-за его недостаточной эффективности и высокой конкуренции на рынке. С целью снижения воздействия данного риска на Компанию осуществляются следующие мероприятия:

  • создание единого проектного комплекса ПАО «РусГидро» путем реорганизации проектных ДО;
  • реализация программы по развитию инжиниринговых дочерних обществ;
  • запуск по ремонтными и проектными ДО программ по международному обмену опытом;
  • организация повышения квалификации персонала и подготовка научных кадров;
  • разработка типовых ведомостей объемов работ по ремонту оборудования и гидротехнических сооружений;
  • минимизация рисков неэффективного управления непрофильной деятельностью посредством ее консолидации в специализированных сервисных дочерних обществах.

В целях управления риском Компания развивает систему регламентации деятельности и управления бизнес-процессами, оптимизирует сроки проведения и согласования закупок, осуществляет взаимодействие с заинтересованными лицами. Подразделение внутреннего контроля ПАО «РусГидро» проводит анализ основных бизнес-процессов с целью совершенствования системы контроля и повышения эффективности процессов. Гражданская ответственность должностных лиц Компании перед третьими лицами застрахована. ПАО «РусГидро» осуществляет внедрение корпоративных стандартов управления во вновь приобретенные или создаваемые дочерние и зависимые общества, а также внедрение систем управления организационными проектами, грейдирования работников (грейдирование - это построение системы должностных уровней, с учетом проведенной оценки должностей, стратегии и корпоративной культуры компании), аттестации управленческого персонала и выполнения индивидуальных планов развития работников.

Репутационные риски

Факторами данного риска являются:

  • распространение некорректной и заведомо ложной информации о Группе РусГидро в публичном поле;
  • распространение негативной (компрометирующей) информации о Группе РусГидро в публичном поле;
  • несанкционированное распространение информации работниками Группы РусГидро;
  • несанкционированный допуск третьих лиц на объекты Группы РусГидро.

С целью снижения воздействия данного риска на Компанию осуществляются мероприятия, направленные на поддержание имиджа Общества при взаимодействии с инвестиционным сообществом, проводятся специальные мероприятия для СМИ, инициируются публикации в ключевых общероссийских, региональных и местных СМИ, регулярно обновляется информация на корпоративном сайте, в корпоративном блоге, сообществе в «Живом журнале (Live Journal), группе в «Фейсбук» (Facebook), на регулярной основе ведется мониторинг СМИ.

Рейтинг риска без изменений. Существенность риска обусловлена неопределенностью последствий и сложностью прогнозирования данных рисков. Один из наиболее выделяемых рисков для компаний ТЭК по данным страховых компаний на рассматриваемом горизонте. Улучшение процедур защиты, но также возможны события риска форс-мажорных погодных явлений, аналогичных паводку 2013 года. Существует вероятность возникновения аварий системного характера, а также получения убытков в результате природных катаклизмов. Для обеспечения системной надежности во всей энергосистеме при возникновении локальных аварий в Компании внедрена и модернизируется в соответствии с современными требованиями централизованная системная противоаварийной автоматики. ПАО «РусГидро» соблюдает законодательство РФ в области промышленной безопасности и использует функционирующую на его основе систему производственного контроля.

Коррупционный риск

Возможны события риска из-за конфликтов интересов в случае реорганизации (в том числе в ходе приватизации), при этом качество управления риском постоянно повышается. Рост вероятности данного риска в целом в мире. В рамках совершенствования системы средств контроля для снижения коррупционных рисков в Компании реализуются мероприятия по пресечению противоправных действий: внедренасистема комплексной автоматизированной системы контроля распространения информации, содержащей коммерческую тайну; ведется контроль соблюдения сотрудниками Положения об инсайдерской информации, а также принимаются другие меры для воздействия на факторы и последствия коррупционных рисков.

Риск является существенным для Компании. В условиях нестабильности цен на топливо, снижения платежеспособности контрагентов в результате влияния финансового кризиса, отсутствие эффективных механизмов взыскания задолженности, спада производства, банкротства контрагентов, а также в условиях неблагоприятной макроэкономической среды риск вырос.


Для снижения негативного воздействия риска на Компанию осуществляются Мероприятия по управлению дебиторской задолженностью в Обществе, в том числе инициирование претензионно-исковой работы, проведение расчетов вне уполномоченной кредитной организации ОРЭМ в соответствии с ДОП в рамках текущей деятельности в соответствии с Положением о департаменте по работе на оптовом рынке электроэнергии и мощности и анализа рынков и Регламентом взаимодействия между структурными подразделениями ПАО «РусГидро» по вопросам учета исполнения обязательств по договорам, связанным с реализацией электрической энергии и мощности.

Р 50.1.084-2012 Менеджмент риска. Реестр риска. Руководство по созданию реестра риска организации

установить закладку

установить закладку

Менеджмент риска

РЕЕСТР РИСКА

Руководство по созданию реестра риска организации

Risk management. Risk register. Guidelines on construction of organization risk register

Дата введения 2013-12-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАНЫ Автономной некоммерческой организацией "Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем" (АНО "НИЦ КД")

2 ВНЕСЕНЫ Техническим комитетом по стандартизации ТК 10 "Менеджмент риска"

3 УТВЕРЖДЕНЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 г. N 1283

4 ВВЕДЕНЫ ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящим рекомендациям публикуется в ежегодном указателе "Руководящие документы, рекомендации и правила", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящих рекомендаций соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

Введение

Реестр риска является одним из способов представления и хранения информации об опасных событиях и риске. Наличие реестра риска позволяет организации получить информацию, относящуюся к конкретному источнику опасности, последствиям, объекту воздействия опасных событий и т.д. Однако разработка реестра риска, особенно при наличии большого количества источников опасности, требует больших усилий, затрат времени, финансовых средств, а также большого объема информации.

Необходимость разработки и ведения реестра риска организация определяет самостоятельно.

3.2 реестр риска (risk register): Форма записи информации об идентифицированном риске.

Примечание - Вместо термина "реестр риска" иногда используют термин "журнал риска".

3.3 опасность (hazard): Источник потенциального вреда.

Примечание - Опасность может быть источником риска.

3.4 менеджер по риску (risk manager): Специалист по идентификации, оценке, анализу, обработке, мониторингу риска, а также другим видам деятельности в области менеджмента риска организации.

4 Порядок разработки реестра риска организации

4.1 Общие положения

Организация должна определить необходимость разработки, этапы, форму и способы ведения реестра риска. Основные цели разработки реестра риска организации, его место в системе менеджмента риска, преимущества и недостатки реестра риска установлены в ГОСТ Р 51901.21 .

Реестр риска организации является формой ведения записей об идентифицированных опасных событиях, оценке соответствующего им риска, способах и сроках его обработки. При ведении реестра риска необходимо учитывать соответствующие обязательные требования, а также иную доступную информацию о видах опасности и риске ее возникновения. В зависимости от особенностей организации форма и содержание реестра риска могут быть изменены или дополнены по отношению к типовой форме реестра риска, приведенной в таблице 1 ГОСТ Р 51901.22 .

При разработке реестра риска организации необходимо учитывать:

  • политику, цели и стратегию организации в области менеджмента риска;
  • особенности изготавливаемой продукции и оказываемых организацией услуг;
  • основные производственные процессы и процессы менеджмента организации;
  • установленные и используемые методы анализа и оценки риска;
  • законодательные требования;
  • условия эксплуатации выпускаемой продукции.

Ответственность за менеджмент риска должна быть возложена на ответственного менеджера по риску или группу менеджмента риска, в том числе ответственность за контроль и мониторинг риска. Требования к менеджерам по риску установлены в ГОСТ Р 51901.21 .

Разработка, утверждение, ведение и актуализация реестра риска организации должна проводиться в соответствии с п.5 ГОСТ Р 51901.22 .

Обмен информацией по реестру риска и обеспечение конфиденциальности информации, связанной с реестром риска, необходимо проводить с учетом требований п.6 ГОСТ Р 51901.22 и рекомендаций, установленных в Р 50.1.070 .

Пример упрощенного метода оценки риска и разработки сокращенного варианта реестра риска малой организации приведен в Приложении А.

4.2 Этапы процесса менеджмента риска организации

Основные этапы разработки реестра риска организации должны соответствовать этапам процесса менеджмента риска. При этом содержание этапов зависит от особенностей менеджмента риска организации. Принципы менеджмента риска установлены в ГОСТ Р ИСО 31000 . Основные элементы процесса менеджмента риска для малых организаций приведены на рисунке 1.

Рисунок 1 - Общая схема процесса менеджмента риска

Описание основных элементов процесса менеджмента риска малых организаций приведено в Р 50.1.069 .

4.3 Карта процесса менеджмента риска организации

На основе процесса менеджмента риска в соответствии с ГОСТ Р 51901.21 организация может составить карту процесса менеджмента риска. При разработке карты процесса для малых организаций рекомендуется сохранить основные элементы менеджмента риска (идентификация опасных событий, количественная оценка риска, анализ и сравнительная оценка риска, обработка риска, мониторинг и пересмотр), при этом их содержание может быть уточнено в зависимости от особенностей деятельности организации.

4.4 Разработка реестра риска организации

4.4.1 Общие положения

Результаты действий, выполняемых на каждом этапе процесса менеджмента риска, должны быть представлены в реестре риска. Правила построения реестра риска приведены в ГОСТ Р 51901.22 . Типовая форма реестра риска приведена в таблице 1 ГОСТ Р 51901.22 .

Распределение ответственности за разработку и ведение реестра риска организации должно соответствовать этапам процесса менеджмента риска, поскольку внесение информации в реестр риска и ее корректировку следует выполнять после завершения каждого этапа процесса менеджмента риска.

Основные этапы разработки реестра риска организации описаны в п.п.4.4.2-4.4.6.

4.4.2 Установление целей и области применения реестра риска

Организация должна установить внешние и внутренние цели организации, а также цели в области менеджмента риска для выполнения остальных элементов процесса менеджмента риска. Рекомендации по определению области применения менеджмента риска приведены в Р 50.1.068 .

При определении целей и области применения реестра риска в первую очередь определяют объекты реестра риска. Объектами реестра риска могут быть:

  • организация в целом, ее структурное подразделение или его часть;
  • продукция, услуга, процесс или вид деятельности;
  • персонал или отдельные работники.

Общие требования к определению области применения реестра риска установлены в ГОСТ Р 51901.21 .

4.4.3 Разработка критериев риска

Организация должна установить критерии риска. Критерии должны отражать цели и область применения. Они часто зависят от интересов причастных сторон, а также от соответствующих законодательных и/или обязательных требований. Критерии риска могут быть эксплуатационными, техническими, финансовыми, юридическими, законодательными, социальными, экологическими, гуманитарными и/или др.

Общее описание критериев принятия решений должно быть разработано при установлении области применения менеджмента риска. Критерии риска должны быть уточнены и/или переработаны после идентификации конкретного вида риска и выбора метода анализа риска. Критерии риска должны соответствовать типу риска и способу его представления.

Критерии риска обычно вносят в реестр риска организации, однако для малых организаций критерии риска могут быть установлены в документированных процедурах или иных документах организации по менеджменту риска.

4.4.4 Идентификация опасных событий

Идентификация опасных событий должна включать в себя определение явлений и событий, которые могут воздействовать на объекты реестра риска, установленные в области применения реестра риска. Общие требования к идентификации опасных событий для включения в реестр риска установлены в п.4.2 ГОСТ Р 51901.21 .

Для малых, небольших организаций идентификация опасных событий может состоять из трех этапов:

  • определение методов идентификации риска;
  • выявление опасных событий;
  • выявление причин появления опасного события.

Вначале организация должна определить методы идентификации риска. При идентификации риска могут быть использованы следующие методы: анализ контрольных листов, экспертные оценки, анализ экспериментальных и хронологических данных, анализ структурной схемы надежности, метод мозгового штурма, системный анализ, анализ сценариев, методы системного проектирования. Эти методы более подробно рассмотрены в ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010 . Выбор метода зависит от вида риска, области применения и целей менеджмента риска организации, а также применяемых и требуемых средств контроля и методов управления риском организации.

Методы идентификации риска обычно вносят в реестр риска организации, однако для небольших организаций методы идентификации риска могут быть определены в документированных процедурах или иных документах организации по менеджменту риска.

Следующим шагом является идентификация опасных событий, на котором организация должна составить общий перечень опасных событий, которые могут неблагоприятно повлиять на ее деятельность и выполнение целей. На основе перечня необходимо подробно описать каждое идентифицированное опасное событие, которое может произойти. При составлении перечня опасных событий может быть использована классификация опасностей, приведенная в приложении А ГОСТ Р 51901.21 .

Наименование опасного события должно быть сформулировано понятной фразой. Для опасного события, наименование которого является достаточно длинным, может быть использовано краткое наименование.

После идентификации возможных опасных событий необходимо рассмотреть источники и причины их возникновения, а также возможные последствия для деятельности организации.

Опасные события, их источники и возможные последствия вносят в реестр риска организации (в независимости от ее размера).

При проведении этапа идентификации опасностей рекомендуется учитывать требования ГОСТ Р 51901.23 .

4.4.5 Анализ риска

Общие требования к анализу риска опасных событий для включения в реестр риска установлены в п.4.3 ГОСТ Р 51901.22 .

Анализ риска включает исследование источников опасных событий, их последствий и вероятностей появления этих событий. При этом должны быть также идентифицированы факторы, влияющие на последствия и вероятность события. Риск должен быть проанализирован с учетом сочетания последствий события и его вероятности. Кроме того, организация должна проанализировать и оценить применяемые средства контроля и методы управления. Величину последствий события и его вероятность необходимо оценивать с учетом результативности существующих стратегий, средств контроля и методов управления.

Анализ риска организации может быть проведен с различной степенью детализации в зависимости от особенностей риска, цели анализа, доступных данных и ресурсов. Анализ риска может быть качественным, количественным или комбинированным. Для малых организаций качественный анализ обычно используют для получения общей оценки риска и определения проблем, связанных с риском. Если организация примет решение о необходимости дальнейшего детального анализа, то могут быть применены количественные или комбинированные методы анализа риска. Описание данных видов анализа риска приведено в Р 50.1.069 и ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010 .

Способы представления последствий и вероятности событий в реестре риска должны быть выбраны таким образом, чтобы обеспечить выполнение целей анализа риска.

При проведении анализа риска необходимо учитывать неопределенность и изменчивость оценок последствий и вероятности события, а также эффективность обмена информацией о риске. При внесении в реестр риска количественных данных следует (по возможности) указывать соответствующую им неопределенность.

4.4.6 Сравнительная оценка риска

Общие требования к сравнительной оценке риска для включения в реестр риска установлены в подразделе 4.4 ГОСТ Р 51901.22 .

Целью сравнительной оценки риска малой организации является принятие на основе результатов анализа риска и критериев приемлемости риска решений о необходимости обработки риска и о расстановке приоритетов при выполнении обработки риска.

При выполнении сравнительной оценки риска следует руководствоваться требованиями ГОСТ Р 51901.23 .

Результаты сравнительной оценки риска обычно вносят в реестр риска организации, если иное не определено в документированных процедурах или иных документах организации по менеджменту риска.

4.4.7 Обработка риска

Общие требования к обработке риска для включения в реестр риска установлены в подразделе 4.5 ГОСТ Р 51901.22 .

На этапе обработки риска проводят выбор стратегии обработки риска, оценку последствий, вероятности опасного события и риска (с учетом применения выбранной стратегии обработки риска), определяют мероприятия по обработке риска, сроки и ответственных за их выполнение, оценивают результаты обработки риска.

Для малых организаций обязательными элементами реестра риска, связанными с этапом обработки риска, являются определение мероприятий по обработке риска, сроков их планового и фактического выполнения.

Обычно бюджет обработки риска малой организации ограничен, поэтому способы обработки должны также устанавливать порядок обработки каждого риска. Организация должна сравнить общие затраты в случае появления опасного события, когда не применяются никакие меры, с экономией средств, полученных после обработки риска и применении предупреждающих действий.

4.4.8 Мониторинг риска и пересмотр реестра риска

Общие требования к мониторингу риска и пересмотру реестра риска установлены в подразделе 4.6 ГОСТ Р 51901.22 .

Организация должна обеспечивать непрерывность процесса менеджмента риска, поэтому необходимо проводить регулярный мониторинг всех видов риска и пересмотр записей в реестре риска.

Результаты мониторинга риска обычно вносят в реестр риска организации, однако для малых организаций эти результаты могут быть определены в документированных процедурах или иных документах организации по менеджменту риска.

Приложение А
(справочное)


Пример упрощенного метода оценки риска и разработки сокращенного варианта реестра риска малой организации

А.1 Общие положения

Структура и состав реестра риска зависят от особенностей организации. Типовая форма реестра риска приведена в ГОСТ Р 51901.22 . Малые организации могут использовать сокращенную (упрощенную) форму реестра риска, пример которой приведен в таблице А.1.

Таблица А.1 - Упрощенная форма реестра риска

Иденти-
фикатор опасного события

Наиме-
нование и описание опасного события

Ответст-
венный менеджер по риску

Последст-
вия опасного события

Вероят-
ность опасного события

Оценка риска

Мероприятия по обработке риска

Срок выполнения мероприятий по обработке риска

Приме-
чания

При заполнении реестра риска могут быть использованы следующие шкалы:

шкала последствий : 5 - последствия катастрофические, 4 - последствия значительные, 3 - последствия умеренные, 2 - последствия небольшие, 1 - последствия малозначительные;

шкала вероятности опасного события : 5 - вероятность очень высокая, 4 - вероятность высокая, 3 - вероятность средняя, 2 - вероятность низкая, 1 - вероятность очень низкая;

оценка риска: риск приемлемый (0-4), риск контролируемый (5-8), риск значимый (9-25);

мероприятия по обработке риска: (0) риск отсутствует, действия не предпринимаются; (0-4) низкий риск, предпринимаются только низкозатратные действия; (5-8) средний риск, предпринимаются действия с учетом времени их выполнения и экономической целесообразности; (9-25) высокий риск, необходимо срочное выполнение мероприятия по снижению риска; (16-25) высокий риск, применение незамедлительных (аварийных) действий по снижению риска.

А.2 Матрица риска

А.2.1 Общие положения

Метод оценки риска опасных событий приведен в ГОСТ Р 51901-23*, однако малые организации могут применять упрощенные методы оценки риска, при этом необходимо учитывать неопределенность таких оценок риска.

________________

* Вероятно ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ Р 51901.23 . - Примечание изготовителя базы данных.

Малые организации могут использовать матрицу риска для оценки значимости риска. Для систематической и последовательной оценки риска необходимо разработать матрицу риска в соответствии со следующими этапами:

  • оценка вероятности опасного события (А.2.2);
  • оценка последствий опасного события (А.2.3);
  • составление матрицы риска (А.2.4);
  • определение мероприятий по обработке риска (А.2.5).

В настоящем примере приведен наиболее простой вариант матрицы риска. Организация в зависимости от условий оценки риска может разработать свою матрицу риска.

А.2.2 Оценка вероятности опасного события

В малой организации в зависимости от объекта реестра риска менеджер по риску должен ответить на вопрос какова вероятность реализации опасного события при применении указанных средств контроля и методов управления мероприятий по снижению риска. При этом можно использовать таблицу А.2.

Таблица А.2 - Оценка вероятности опасного события

Если существуют сомнения в оценке вероятности возникновения опасного события, то ранг опасности события повышают.

А.2.3 Оценка последствий опасного события

В зависимости от области воздействия опасного события, менеджер по риску должен оценить последствия опасного события при существующих средствах контроля, методах управления и мероприятиях по снижению риска. Для этого можно использовать таблицу А.3.

Таблица А.3 - Оценка последствий опасного события

Последствие , в баллах

Описание последствий

Объекты воздействия опасного события*

катастрофические последствия

Люди, окружающая среда, экономика, органы государственного и муниципального управления, социальная среда, инфраструктура

значительные последствия

Люди, экономика, инфраструктура, окружающая среда, социальная среда

умеренные последствия

Люди, экономика, инфраструктура

небольшие последствия

Экономика, инфраструктура

малозначительные последствия

Социальная среда

* Объекты воздействия опасного события приведены только для примера.

Если существуют сомнения в оценке последствий опасного события, то ранг этого события повышают.

А.2.4 Составление матрицы риска

В данном примере использован наиболее простой способ оценки риска - качественная оценка последствий и вероятности опасного события. При этом риск рассчитывают как произведение последствий на вероятность :

Ранги последствий и вероятности определяют по таблицам 2 и 3.

Полученные результаты позволяют построить матрицу риска (таблица А.4), которую можно использовать как основу для идентификации приемлемого и неприемлемого риска.

Таблица А.4 - Матрица риска

Качественная оценка вероятности опасного события

Последствия

малозначительные (1)

небольшие (2)

умеренные (3)

значительные (4)

катастрофические (5)

Очень низкая (1)

Низкая (2)

Средняя (3)

Высокая (4)

Очень высокая (5)

Примечание - Оценка риска (ранг риска): приемлемый (0-4), контролируемый (5-8), значимый (9-25).

Для большей наглядности в реестре риска оценка риска может быть выделена цветом:

зеленый цвет - приемлемый риск (0-4);

желтый цвет - контролируемый риск (5-8);

красный (темно-красный) цвет - серьезный и значимый риск (9-25).

Идентифицированные виды риска могут быть ранжированы как в подразделениях, так и во всей организации. Ранжирование основано на матрице риска (произведение последствий и вероятности) и позволяет идентифицировать большую часть существенных рисков.

А.2.5 Определение стратегии и мероприятий по обработке риска

В зависимости от оценки риска (см. таблицу А.4) должны быть определены предпринимаемые действия по каждому риску, зарегистрированному в реестре риска. В таблице А.5 приведен пример предпринимаемых действий с учетом оценки риска.

Таблица А.5 - Пример предпринимаемых действий с учетом оценки риска

Оценка риска

Предпринимаемые действия

Приемлемый риск (0)

Риск отсутствует, действия не предпринимаются

Приемлемый риск (0-4)

Низкий риск, предпринимаются только низкозатратные действия

Контролируемый риск (5-8)

Средний риск, предпринимаются действия с учетом времени реализации и экономической эффективности мер по снижению риска

Серьезный риск (9-25)

Высокий риск, необходимо предпринять срочные меры по снижению риска

Значимый риск (16-25)

Очень высокий риск, необходимо предпринять незамедлительные (аварийные) меры по снижению риска

Мероприятия по снижению риска или обработке риска могут быть включены в реестр риска и/или могут быть разработаны в виде отдельного документа. В этом случае в реестре риска должна быть дана ссылка на этот документ. В приведенном примере мероприятия по обработке риска включены в реестр риска.

А.3 Дополнительные положения

Поскольку реестр риска постоянно актуализируется необходимо регистрировать даты записей о риске и всех внесенных изменений. Если план мероприятий включен в регистр риска, цель и сроки завершения действий, предусмотренных планом, должны быть зарегистрированы.

Колонка комментариев или примечаний в реестре риска позволяет делать ссылки на необходимую информацию, например, проведение совещания, на котором обсуждались проблемы данного риска.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 УТВЕРЖДАЮ: Директор производственного управления в г. Тюмень Филиала ООО «РН-Информ» в г. Нефтеюганск Д.И. Сурнин «01» апреля 2015 года Реестр основных операционных рисков производственного управления в г. Тюмень по состоянию на года Риск Описание риска Последствия риска Меры по снижению рисков Краткое описание риска Вероятность нежелательного события, связанного с данной опасностью на различных этапах деятельности. Наихудший вариант развития событий для персонала, оборудования/средств компании, окружающей среды, репутации компании Мероприятия по снижению вероятности возникновения происшествия и степени серьезности нежелательного события.

2 Движение на работу пешком по городу, внутри АБК Скользкая дорога, ступеньки лестниц, подножки авте машин, движущиеся автомашины. нетрудоспособность. - Передвигаться пешком необходимо не спеша, внимательно смотреть по сторонам; - Для предотвращения падения, при движении к рабочему месту внутри АБК по лестницам, необходимо держаться за перила лестницы. Транспорт. Посадка, высадка пассажиров. Передвижение в автобусе. Падение: скользкая дорога (остановка), ступеньки автобуса, другие участники дорожного движения. Дорожнотранспортное происшествие. нетрудоспособность. - Строгое соблюдение стандартов компании в области транспортной безопасности. - Движение на автобусную остановку, к месту посадки в вахтовый автобус осуществлять оценивая и прогнозируя возможные опасности (скользкая дорога, столкновение с другими пешеходами, пересечение дорог и т.д.). - Перед посадкой в автобус не толпиться, не толкаться и не спешить. - При посадке в автобус и движении по салону следует держаться за поручни. - Занимать посадочные места следует с задней части салона. - Запрещается занимать передние посадочные места при наличии других свободных мест. - Перед началом движения автобуса пристегнуться ремнями безопасности. - Во время движения автобуса запрещается отстегивать ремни безопасности, вставать с мест, перемещаться по салону автобуса. - Во время движения запрещается курить, принимать пищу и распивать напитки. - Вставать с мест для выхода из автобуса следует только после остановки автобуса на специально отведенной площадке. - Выход из салона автобуса в первую очередь начинают пассажиры, расположенные в задней части автобуса. - При движении по салону и выходе на улицу следует держаться за поручни. Запрещается прыгать со ступенек автобуса. -Соблюдение скоростного режима водителем. -В случаях не соблюдения Корпоративного Стандарта ТНК-ВР и обнаружения несоответствий и/или несоблюдения обозначенных правил - немедленно оповещать специалистов по ОТ, ПБ и ООС Транспорт. Выезд на объекты для производства работ Дорожно-транспортное происшествие. Оборудование: повреждение автотранспорта, перевозимого оборудования. -При выезде на объекты на производственном автотранспорте старший группы, назначенный руководителем, обязан проследить, чтобы все работники, включая водителя, пристегнулись ремнями безопасности. -Старший группы, назначенный руководителем, в зимнее или темное время суток, обязан проверить, включен ли ближний свет автомобиля. -Старший группы, назначенный руководителем, обязан следить за состоянием водителя. В случае ощущения алкогольного запаха, замутненного взгляда, неадекватного поведения, неадекватной речи, резкой и беспричинной смены настроения, потребовать остановки автотранспорта и доложить своему непосредственному руководителю.

3 Транспорт Подготовка к работе Работа, связанная с перемещением по территориям производственных баз. Работа за персональным компьютером. При перевозке переносного инструмента к месту проведения работ и от места проведения работ неправильно уложенный в автомобиле электроинструмент, выступающие острые части переносного электроинструмента. Не соединенные провода, открытые розетки Скользкая дорога, ступеньки лестниц, подножки автомашин, движущиеся автомашины. Статическое напряжение мышц шейно-плечевой области и спины, искривление позвоночника; ослабление зрения; защемление нервов рук. травмирован. Падения, электротравмы нетрудоспособность нетрудоспособность -Соблюдение технического стандарта компании «Транспортная безопасность». - Использование ремней безопасности. - Использование света ближних фар, для снижения риска столкновения с другими участниками движения. - Строгое соблюдение стандартов компании и требований государственных органов по охране труда. - Не перевозить (по возможности) переносной электроинструмент в салоне автомобиля. - Регулярная проверка безопасного расположения и укладки; переносного электроинструмента при необходимой перевозки его в салоне автомобиля. - Проверить состояние рабочего места на наличие не предусмотренных (или отсутствие предусмотренных) предметов или устройств, и их состояние; - Электропроводка ПК должна быть увязана кабель-менеджером, закреплена, исключая возможность непреднамеренного перемещения - Передвигаться по территории базы следует только в соответствии с производственной необходимостью и не спеша, внимательно смотреть по сторонам. - Для предотвращения падения, при движении к рабочему месту по лестницам, необходимо держаться за перила лестницы. - Строгое соблюдение стандартов компании в области охраны труда. - При работе за ПК работник должен занять удобную позу. - Расстояние от глаз до монитора должно быть не менее 50 см., нормально см. - Руки должны удобно и комфортно располагаться на столе перед клавиатурой, исключить возможность передавливания рук о край стола. - работник должен делать небольшую паузу после 0,5 ч. непрерывной работы на клавиатуре, дать глазам возможность отдохнуть. - Освещение не должно быть ярким или тусклым. - Строгое соблюдение инструкции по охране труда при работе на компьютере

4 Работа в помещениях (высокие пороги, скользкие полы) Падение персонала: ушибы, переломы. - Соблюдать личную осторожность. - Обратить внимание на возможность значительного изменения состояний полового покрытия при изменении погодных условий или действий третьих лиц. - Соблюдать личную осторожность. Внимательно смотреть под ноги. Пожар Работа на открытом воздухе в неблагоприятных условиях: низких температурах, скорости ветра и других климатических условий в условиях Крайнего Севера. Перемещение грузов Работа с переносным электроинструментом Возможность возникновения замыкания проводов, не правильная эксплуатация электробытовых приборов, курение в помещении. Поражение электрическим током. Отключение электричества. Отравление угарными газами и т.д. Получение травмы (обморожение, простудные заболевания) работником при воздействиях климатических факторов. При высокой скорости ветра: падение, ушибы и т.д. Повреждение конечностей и позвоночника, ушибы, растяжение мышц При подключении переносного электроинструмента к источникам электроэнергии, может возникнуть опасность поражения работника электротоком. Неисправность защит от поражения Оборудование: частичная или полная порча оборудования компании, порча средств компании. Персонал полная, нетрудоспособность - Строгое соблюдение стандартов компании и требований государственных органов в области ОТ ПБ и ООС. - Инструктаж о мерах пожарной безопасности. - Выполнения правил ТБ по работе с электрооборудованием. - Строгое соблюдение стандартов компании и требований государственных органов в области охраны труда. - Строгое соблюдение регламента при работе в неблагоприятных условиях, запрещение работы при актированных днях; - Обучение персонала правилам безопасного производства работ.. - Соблюдать личную осторожность. - Одному работнику разрешается переносить груз массой не более 15 кг.; - Если груз больше разрешенного веса, то общий вес делится на количество человек, переносящих груз. При переносе крупногабаритного груза назначается старший команды, который руководит переноской груза. - Строгое соблюдение стандартов компании и требований государственных органов по охране труда. - Строгое соблюдение инструкций по эксплуатации переносного электроинструмента. - Регулярная проверка переносного электроинструмента на предмет повреждений и периодические испытания электроинструмента.

5 электротоком (отсутствие заземления, повреждение изоляции и т.д.). - Обучение персонала правилам безопасного производства работ.. Электричество Работы на высоте 1. При подключении и отключении переносного электроинструмента к источникам электроэнергии, может возникнуть опасность поражения работника электротоком. 2. При неисправности защит от поражения электротоком (отсутствие заземления, повреждение изоляции и т.д.). 3. Не в полном объеме выполнены организационные и технические мероприятия при работах в действующих электроустановках, не обесточено электрооборудование. Падение персонал: падение, ушибы, переломы 1. Персонал 2. Персонал 3. Персонал смертельный случай - Строгое соблюдение стандартов компании и требований государственных органов по охране труда. - Строгое соблюдение инструкций по эксплуатации переносного электроинструмента. - Регулярная проверка переносного электроинструмента на предмет повреждений и периодические испытания электроинструмента. - Обучение персонала правилам безопасного производства работ.. Строгое соблюдение стандартов компании и требований государственных органов по охране труда, Строгое соблюдение инструкции по выполнению работ на высоте, Не выполнение работ при неблагоприятных погодных условиях (ветер, дождь и т.п.) - Обучение персонала правилам безопасного производства работ на высоте.. Работа у Заказчиков Согласно оценке рисков Заказчика Согласно оценке рисков Заказчика - Согласно оценке рисков заказчика строго следовать инструктажам по рискам Заказчика. - В обязательном порядке ставить свою роспись, которая подтверждает понимание всех рисков и мер по их уменьшению, в журналах ежедневных инструктажей Заказчика на каждом объекте.

6 СОСТАВИЛ: Гл. специалист отдела ТПП производственного управления в г. Тюмень С.Аредаков


Производственное управление в г. Тюмень По охране труда для инженерно-технических работников и служащих 25 ВЕРСИЯ 1.00 Г. ТЮМЕНЬ 2015 УТВЕРЖДАЮ: Начальник производственного управления в г. Тюмень филиала

ПРИНЯТО на заседании педагогического совета МБОУ- СОШ 1 р. п. Степное Советского района Саратовской области Протокол от УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ-СОШ 1 р. п. Степное Советского района Саратовской области

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ По безопасному участию ДЕТЕЙ в дорожном движении 1 Ваш ребёнок: Ребёнок-пассажир Ребёнок - пешеход Ребёнок - велосипедист Ребёнок - мотоциклист Что ребёнок должен усвоить при изучении

Правила безопасного поведения на железной дороге Назовите зоны повышенной опасности на объектах железнодорожного транспорта Места травмирования при нахождении на объектах железнодорожного транспорта По

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПЕРВОУРАЛЬСК СОГЛАСОВАНО Председатель первичной Профсоюзной организации Администрации городского округа Первруральск Л.М. Афонасьева? 9. % / 2017 УТВЕРЖДАЮ Управляющий делами

I.1. I.2. I.3. I.4. I.5. по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и безопасности дорожного движения при перевозках организованных групп детей автомобильным транспортом» (разработаны департаментом

СМК-ПД-ПП01.01 ПОРЯДОК ВЫЕЗДА АВТОТРАНСДвРТА ПО ЗАЯВКАМ ПОРЯДОК ВЫЕЗДА АВТОТРАНСПОРТА ПО ЗАЯВКАМ Нижневартовск - 2014 СМК-ПД-ПП01.01 Версия 1 Дата 27.02.2014 г. Стр. 1/8 СМК-ПД-ПП01.01 СОДЕРЖАНИЕ: 1. Общие

ДЕПАРТАМЕНТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Московское среднее специальное училище олимпийского резерва 4

1. Общие требования безопасности. 1.1. Настоящая инструкция определяет основные общие требования безопасности для работников, учащихся и воспитанников, направленные на сохранение их жизни и здоровья, предупреждение

1 2 1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Цель преподавания дисциплины Целью изучения дисциплины «Основы промышленной безопасности» является получение студентами специальности 130403 «Открытые горные работы»

ПОЛОЖЕНИЕ об организованных перевозках обучающихся I. Общие положения 1.1. Термины, содержащиеся в настоящих Правилах, имеют следующие определения: Автобус автотранспортное средство для перевозки пассажиров,

Принято на заседании управляющего совета МКОУ «Федоровская СОШ» протокол от 28 марта 2012 года 3 Утверждено приказом муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Федоровская средняя общеобразовательная

Безопасность на дорогах. Школьник, запомни! Ежегодно в мире в результате дорожно транспортных происшествий (ДТП) погибает около 1,3 миллиона человек, становятся инвалидами 8 миллионов человек Ежегодно

Остановочный пункт предусмотренное расписанием движения место остановки автобусов на маршруте для посадки (высадки) пассажиров. 1.3.Настоящее Положение определяет Порядок организованных перевозок обучающихся

Поддерживать ПЭВМ и средства оргтехники в чистоте и исправном состоянии, при невозможности устранить неполадки самостоятельно обратиться к инженеру; помогать учащимся, занимающимся самостоятельной работой

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Краснодубровская основная общеобразовательная школа» Рассмотрено и принято решением Совета школы Протокол 4 от 27.01.2017 г. «Утверждаю» Директор

Производственное управление в г. Тюмень По охране труда при передвижении людей по территории объектов 7 ВЕРСИЯ 1.00 Г. ТЮМЕНЬ 2015 УТВЕРЖДАЮ: Начальник производственного управления в г. Тюмень филиала

1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным Законом от 10.12.1995 года 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»,

Приложение 1 к приказу 1-278 от 28.11.2014г. Система менеджмента качества филиала «Санкт-Петербургского государственного экономического университета» в г. Череповце наименование документа страница 2 из

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарская государственная сельскохозяйственная академия» СОГЛАСОВАНО Председатель профсоюзного комитета

Настоящее Положение об охране труда НОЧУ ДПО «Лингвистический центр» (далее - "Положение") разработано в соответствии с требованиями действующего законодательства о труде, охране труда и иных нормативных

ПОЛОЖЕНИЕ об организации подвоза учащихся 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение регулирует взаимоотношения участников подвоза - учащихся, проживающих в микрорайоне «Таежный» к МОБУ СОШ 6 и обратно

Тест по правилам дорожного движения для учащихся 1 классов 1. Кто является участником дорожного движения? 1) Пешеход, водитель, пассажир 2) Водитель, пассажир 3) Пешеход, моряк, пилот 2. Какая часть улицы

Участники дорожного движения и общие правила их поведения. Пешеход, безопасное поведение пешехода на улицах и дорогах. Участники дорожного движения это водители и пассажиры транспортных средств и пешеходы.

АДМИНИСТРАЦИЯ КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ ПОСТАНОВЛЕНИЕ 15.01.2015 пгт Красногвардейское 05-п Об утверждении Порядка организации бесплатных перевозок учащихся муниципальных бюджетных общеобразовательных

Инструкция по охране труда при перевозке обучающихся воспитанников автомобильным транспор ИНСТРУКЦИЯ по охране труда при перевозке обучающихся, воспитанников автомобильным транспортом ИОТ 024 2012 1. Общие

Дополнительные требования по обеспечению безопасности детей Водители должны учитывать, что уровень развития ребенка еще не позволяет ему в полной мере оценивать условия дорожного движения. При виде ребенка

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ Председатель профкома Директор МБОУ ДО «ЦДОД им. В. Волошиной» И.П. Чередова 20 г. 20 г. Инструкция руководителям образовательных учреждений и педагогическим работникам, работающим

Безопасность при хождении, использовании рабочих поверхностей и лестниц добро пожаловать Безопасность при хождении, использовании рабочих поверхностей и лестниц Содержание Цели курса Скольжение, спотыкание

Профилактика детского травматизма НА ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ Железная дорога это зона повышенной опасности. Но есть люди, которые, глядя на плакаты, пропагандирующие Правила безопасности граждан при нахождении

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детский эколого-биологический центр» г. Железногорск, ул. Сибирская, 19 тел. 76-23-54, 76-23-53, 76-24-44 факс: (391-97) 76-23-53 e-mail:

НАИМЕНОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ И ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ ПРОФЕССИИ ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТИ: КУРЬЕР Город 2010 УТВЕРЖДАЮ Руководитель организации Наименование организации Ф.И.О.

ИНСТРУКТАЖ (НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ) ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ СТУДЕНТОВ Екатеринбург 2010 http://urib.info/moodle 1 ОХРАНА ТРУДА ДЛЯ СТУДЕНТОВ ИНСТИТУТА Все учащиеся должны пройти инструктаж по охране труда. Каждый

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 23» г. Усинска Утверждено приказом заведующего МАДОУ «Детский сад 23» г. Усинска 354 от 18 октября 2016 года ПОЛОЖЕНИЕ об организации

С Г У П С Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сибирский государственный университет путей сообщения» - Томский техникум железнодорожного

Компетенция «Технология моды» Москва 2016 Описание компетенции «Технология моды» Роспись по ткани это один из видов популярных технологий моды. Создание коллекции аксессуаров в техники росписи по ткани

Система менеджмента качества Бийский федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Алтайский государственный технический университет им. И.И.

Рассмотрено на заседании педагогического совета школы от 29.08.2013г. протокол 1 ПОЛОЖЕНИЕ о подвозе учащихся в МБОУ СОШ 20 1. Общие положения. 1.1.Настоящее положение регулирует взаимоотношения участников

Памятка для пешеходов. Безопасность дорожного движения Когда ты идешь по улице пешком, то являешься пешеходом. Ходить по улице тебе разрешается только по тротуарам, придерживаясь правой стороны, чтобы

Тема. Правила поведения в транспорте и на посадочных площадках. Цель занятия: Познакомить учащихся с правилами перевозки людей транспортом. Формировать у них устойчивые навыки поведения в транспортном

6094 «Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей». 2. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 г. 1090 (с изменениями) «Правила дорожного движения Российской

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Иркутский государственный университет путей сообщения»

Муниципальное образовательное учреждение «Шостьенская средняя общеобразовательная школа» (МОУ«Шостьенская средняя общеобразовательная школа») Настоящие должностные обязанности разработаны на основе Единого

БЕСЕДА «Мы пассажиры и пешеходы» Цель: Формировать представления младших школьников о безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам. Познакомить учащихся с правилами пользования

День профилактики травматизма Травматизм - это совокупность травм, возникших в определенной группе населения за определенный отрезок времени. Наибольший уровень травматизма отмечается у мужчин в возрасте

Администрация муниципального образования «Тольенское» РАСПОРЯЖЕНИЕ от 29 сентября 2017 года 22 с. Дебёсы Об утверждении программы проведения первичного (повторного, внепланового) инструктажа по охране

Согласована с Госгортехнадзором России письмом от 05.11.03 12-07/ 990 Утверждена «ВКТИмонтажстроймеханизация» 05.11.03 г. ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОМУ ВЕДЕНИЮ РАБОТ ДЛЯ РАБОЧИХ ЛЮЛЬКИ, НАХОДЯЩИХСЯ

Loading...Loading...