Фин ресурсы. Финансовые ресурсы: понятие, виды, источники формирования. Проблемы и пути увеличения финансовых ресурсов

Финансовые ресурсы

Финансовые ресурсы - это совокупность всех норм, которые имеются в распоряжении государства, предприятий, организаций, учреждений для формирования необходимых активов в целях осуществления всех видов деятельности как за счёт доходов, накоплений и капитала , так и за счёт различного вида поступлений. Важной составной частью финансовых ресурсов являются банковские ресурсы .

Финансовые ресурсы государства и предприятий являются непосредственными объектами управления финансами, т. е. управления их формированием, использованием и движением денежных потоков .

Наличие в достаточном объёме финансовых ресурсов, их эффективное использование, предопределяют хорошее финансовое положение предприятия, платёжеспособность , финансовую устойчивость, ликвидность . В этой связи важнейшей задачей предприятий является изыскание резервов увеличения собственных финансовых ресурсов и наиболее эффективное их использование в целях повышения эффективности работы предприятия в целом.

Эффективное формирование и использование финансовых ресурсов обеспечивает финансовую устойчивость предприятий, предотвращает их банкротство .

Литература

  • А. Ф. Черненко, Н. Н. Илышева, А. В. Башарина. Финансовое положение и эффективность использования ресурсов предприятия.М.: Юнити-Дана, 2009. ISBN 978-5-238-01610-8

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Финансовые ресурсы" в других словарях:

    Государства, региона, предприятия, фирмы совокупность всех видов денежных средств, финансовых активов, которыми располагает экономический субъект, находящихся в его распоряжении. Финансовые ресурсы являются результатом взаимодей ствия поступления … Экономический словарь

    Финансовые ресурсы - см. Финансовые активы … Экономико-математический словарь

    Денежные доходы, накопления и поступления, формируемые в руках субъектов хозяйствования и государства и предназначенные на цели расширенного воспроизводства, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных потребностей, нужд… … Финансовый словарь

    Денежные средства, находящиеся в распоряжении государственной или коммерческой структуры. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    финансовые ресурсы - Фонды денежных средств, которые могут вложены в развитие производства или для достижения экономической или социальной целей … Словарь по географии

    Финансовые ресурсы - – денежные средства, имеющиеся в распоряжении предприятия и предназначенные для осуществления текущих затрат и затрат по расширенному воспроизводству, для выполнения финансовых обязательств и экономического стимулирования работающих. Финансовые… … Коммерческая электроэнергетика. Словарь-справочник

    ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ - (англ. financial resources) – денежные средства, формируемые в результате экономической и финансовой деятельности, в процессе создания и распределения валового национального продукта. Аккумулируются гос вом и хозяйствующими субъектами и… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

    Совокупность всех видов денежных средств, финансовых активов, находящихся в распоряжении экономического субъекта. Ф.р. являются результатом взаимодействия поступления и расходов, распределения денежных средств, их накопления и использования … Энциклопедический словарь экономики и права

    финансовые ресурсы (государства, региона, предприятия, фирмы) - совокупность всех видов денежных средств, финансовых активов, которыми располагает экономический субъект, находящихся в его распоряжении. Финансовые ресурсы являются результатом взаимодействия поступления и расходов, распределения денежных… … Словарь экономических терминов

    Финансовые ресурсы, привлекаемые предприятием: новые займы, выручка от продажи новых выпусков акций. Внешние финансовые ресурсы не создаются предприятием. По английски: External finance См. также: Структура капитала Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

Книги

  • Экономика и менеджмент информационных систем , Н. В. Галиева. В учебнике рассмотрено основное содержание ресурсов (основные средства, оборотные средства, трудовые ресурсы, финансовые ресурсы, информационные ресурсы), составиздержек производства, цена… электронная книга

Финансовые ресурсы - материально-вещественный носитель финансовых отношений. Финансовое распределение охватывает общественный продукт и часть стоимости НБ, поэтому к финансовым ресурсам относим ту часть стоимости общественного продукта и НБ, которая распределяется и перераспределяется с помощью финансов. Финансовые ресурсы - денежные доходы и накопления, формируемые в руках субъектов хозяйствования и государства и предназначенные для целей расширенного воспроизводства, материального стимулирования, удовлетворения социальных потребностей, нужд обороны и госуправления.

Финансовые ресурсы являются одной из составных частей всех денежных ресурсов, обращающихся в стране, которые кроме них включают также кредитные ресурсы, денежные доходы населения, оборотные средства предприятий. Провести грань между финансовыми ресурсами и денежными доходами нетрудно. т.к. финансовые ресурсы находятся в распоряжении государства и субъектов хозяйствования, а вторые - в руках граждан и используются для обеспечения жизненных потребностей.

Кредитные и финансовые ресурсы имеют разные источники, а во II, - кредитные используются на условиях срочности, платности, возвратности.

Оборотные средства также не включаются в состав финансовых ресурсов, т.к. особенности использования оборотных средств на предприятии предполагают постоянное, неразрывное их обращение в форме натурально-вещественного слагаемого. Предприятие не может оборотные средства даже временно направить на другие цели, т.к. ОС всегда должны строго использоваться на обслуживание кругооборота предметов труда на предприятии. Финансовые ресурсы не обладают большей независимостью от натурально-вещественной формы стоимости создаваемого продукта. Они могут распределяться и перераспределяться по различным каналам и денежным фондам, поэтому специалисты не включают оборотные средства в состав финансовых ресурсов.

Состав финансовых ресурсов: основу составляет СОП (на микроуровне - выручка). Он подразделяется на ВНП и возмещение фонда оборотных средств.

Возмещение фонда оборотных средств - закупка товарно - материальных ценностей, предметов труда для возобновления производственного процесса, здесь финансовые ресурсы формируются засчет излишка основных средств.

В состав ВНП на стадии первичного распределения включаются: возмещение основных средств, фонд оплаты труда и чистый доход общества.

Возмещение основных средств происходит засчет амортизационного фонда (только реновация), ремонтного фонда и нематериальных активов; - все эти 3 элемента являются отдельными видами финансовых ресурсов)

Фонд оплаты труда не относится к финансовым ресурсам, но из з/пл удерживаются налоги(т.е. часть ФОТ через вторичное распределение превращается в финансовые ресурсы) и добровольные платежи (страховые взносы, покупка ЦеБу).

Чистый доход общества включает 3 категории:
1) Косвенные налоги (НДС, акцизы, таможенные пошлины).
2) Отчисления во внебюджетные фонды и другие платежи, включаемые в себестоимость продукции.
3) Прибыль. И все эти 3 элемента входят в состав финансовых ресурсов.

Т.е. к финансовым ресурсам относится большая часть созданного обществом продукта. По данным Минфина, в 1996 году объем финансовых ресурсов составил 1624 трлн. рублей, а ВВП - 2300 трлн. рублей; прогноз на 1997 год - 2100 и 2720 трлн. руб. соответственно. Структура финансовых ресурсов:
27 % - амортизационные отчисления (из-за переоценки);
24% - прибыль;
18% - косвенные налоги;
15% - во внебюджетные фонды.

Пути увеличения финансовых ресурсов :
I. Внешние займы - привлечение финансовых ресурсов других государств.
II. Своеобразный источник финансовых ресурсов - денежная эмиссия. Обращаясь к печатному станку, государство облагает нас незримым косвенным налогом.

Еще один путь - национальное имущество, оцениваемое в $3,5 трлн., которое лишь частично входит в состав финансовых ресурсов через выручку от реализации государственного имущества и приватизации, от продажи ненужного имущества юридических лиц, остатков неиспользованных финансовых фондов, созданных в прошлые годы(бюджетные, внебюджетные, резервные, экономического стимулирования), выручка от реализации бесхозного, конфискованного имущества, возврат кредитов некоторыми странами- должниками. По прогнозам на 1997 год, доходы от продажи имущества - 14 трлн рублей - около 0,5%.

Источники финансовых ресурсов стоимость общественного продукта и НБ:

Виды - конкретные формы, в которых осуществляется финансовое распределение этих источников (конкретные платежи, отчисления, доходы, накопления, которые мы относим к финансовым ресурсам.

Объем финансовых ресурсов в первую очередь зависит от объема ВВП, создаваемого в стране, их номинальная величина также зависит и от масштаба цен, а также от соотношения отдельных частей общественного продукта, и прежде всего необходимого и прибавочного продукта(чем больше прибавочный, тем больше величина финансовых ресурсов. Увеличение финансовых ресурсов также может происходить засчет увеличения стоимости основных фондов в результате изменения нормы амортизации или переоценки основных фондов.

Факторы, влияющие на величину отдельных видов финансовых ресурсов :
1) На величину амортизации влияют: уровень амортизационных норм, балансовая стоимость основных фондов, соотношение между отдельными элементами основных фондов.
2) Отчисления во внебюджетные фонды, т.к. они установлены в % от ФОТ, то зависят от величины ФОТ, ставок страховых взносов, уровня собираемости.
3) Прибыль зависит от уровня рентабельности(издержек), объема производства и реализации, структурных сдвигов и цены - как основного фактора.
4) Косвенные налоги зависят от объема облагаемого оборота, уровня ставок косвенных налогов, собираемости(налоговой дисциплины) и уровня налоговых льгот.

Нехватка финансовых ресурсов, с 1 стороны в результате прямого сокращения их реального объема из-за спада производства, а с другой стороны - резкое увеличение потребности в финансовых ресурсах всех сфер финансовых отношений, вызванных необходимостью инвестирования структурной перестройки экономики (демилитаризация, демонополизация); дезынтеграция производства и социальная защита малоимущих, кроме того увеличение затрат в результате обнищания большой группы населения.

Дополнительные источники финансовых ресурсов, из-за чего недополучаем - несовершенство законов; - ошибки принятия управленческих решений (уход за рубеж огромных капиталов, в больших масштабах оказывается экономическая помощь другим странам.

Потеря финансовых ресурсов происходит в результате продажи крупных предприятий за мизерные цены во времена ваучеризации (e.g. Англия в свое время от этого получила $100 млрд., а Россия - около $2-3 млрд.

Огромный источник финансовых ресурсов заключен в полезных ископаемых, которые по разным данным оцениваются в $29 трлн.

Кроме того, огромный финансовый потенциал заключается в высококвалифицированной рабочей силе, однако государство не создает благоприятных условий для ее экспорта, в то время как во многих других странах грамотно поставленный экспорт рабочей силы значительно пополняет государственную казну. У нас же в стране в 1995 году за рубеж выехало 11000 чел.

Резервы увеличения финансовых ресурсов : увеличение их реального объема и рациональное их использование. Помимо утечки большой части капитала за рубеж, Россия оказывает весьма солидную помощь другим странам, огромные потери - около $10 млрд. - принесла война в Чечне. Кроме того, запланированы очень большие затраты на предстоящие крупные проекты (ж/д магистраль С.-Петербург - Москва; Олимпийские игры в С.-Петербурге).

Основные направления использования финансовых ресурсов :
1. Расходы (использование финансовых ресурсов на обеспечение воспроизводственного процесса - средства коммерческих предприятий. Сюда относятся: расходы на финансирование капвложений, затраты на ремонт, на приобретение нематериальных активов, восполнение недостатка и финансирование прироста оборотных средств; выплата премий работникам для стимулирования труда; предоставление дотаций убыточным предприятиям; формирование резервного фонда; выплата страхового возмещения предприятиям и организациям, финансирование НИОКР.
2. Финансирование социально-культурных расходов. Выплаты нетрудоспособным, малоимущим, финансирование социально-культурных учреждений некоммерческого типа; страховые возмещения по личному страхованию, выплачиваемые гражданам страховыми органами, оказание материальной помощи, различные социальные льготы.
3. Использование финансовых ресурсов на нужды обороны, правоохранительных органов, органов госвласти.

Расходы на выполнение финансовых обязательств перед учредителями, инвесторами (расходы по обслуживанию государственного внешнего и внутреннего долга); выплата дивидендов акционерам; % по акциям промышленных предприятий).

Первичными финансовыми инструментами, финансовыми ресурсами в их чистом виде являются современные деньги. Как уже говорилось, финансы в реальной действительности функционируют не как совокупность абстрактных денежных отношений, а в форме движения финансовых ресурсов в экономике.

В свою очередь финансовые ресурсы - это вся совокупность денежных средств экономики, которая потенциально может быть использована и фактически используется для осуществления финансовой деятельности и выполнения финансовых (любых денежных) операций органами государственной власти, местного самоуправления и субъектами хозяйствования (организациями и домашними хозяйствами).

Финансовые ресурсы - одновременно все денежные ресурсы, и наоборот. По сути, все потоки денежных средств, или потоки финансовых ресурсов в непрерывном процессе их формирования и использования, и составляют материальную основу финансов.

За счет финансовых ресурсов осуществляется финансовое обеспечение воспроизводственного процесса и социальной сферы в результате деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, организаций и домашних хозяйств.

При этом под финансовым обеспечением следует понимать двусторонний процесс формирования и использования финансовых ресурсов, поскольку обе его стороны существенны, взаимообусловлены и неотделимы друг от друга.

Финансовые ресурсы экономики выступают единственным денежным

источником покрытия расходов на осуществление хозяйственнофинансовой деятельности всех экономических субъектов, расширение и модернизацию производства, решение социальных задач и жизнеобеспечение населения. Постоянное пополнение этого источника осуществляется в процессе непосредственного использования финансовых ресурсов, т.е. их расходования, финансирования и кредитования публичных и частнохозяйственных расходов. В результате обеспечивается непрерывность процесса воспроизводства (производства, обмена, распределения и потребления) валового общественного продукта и общественных благ.

Финансовое обеспечение может осуществляться тремя способами (в трех формах): самофинансирование, бюджетное финансирование, кредитование.

Самофинансирование предполагает использование собственных финансовых ресурсов экономических субъектов, полученных ими в процессе финансово-хозяйственной деятельности.

Бюджетное финансирование осуществляется на безвозвратной и безвозмездной основе за счет средств бюджетов и внебюджетных фондов.

Кредитование производится на возвратной, срочной и платной основе.

Поскольку система финансов неоднородна, постольку и финансовые ресурсы неоднородны по своему составу. Рассмотрим состав финансовых ресурсов подробнее.

Этапы процесса формирования и распределения финансовых ресурсов:

Создание финансовых ресурсов

1 этап. Создание финансовых ресурсов.

1. Осуществляется юридическими и физическими лицами в процессе их производственно-хозяйственной и трудовой деятельности.

2. Источниками финансовых ресурсов выступают:

Выручка от реализации продукции и услуг;

Внереализационные поступления;

Заработная плата и иные доходы физических лиц.

Распределение финансовых ресурсов

2 этап. Распределение финансовых ресурсов.

Характеристика распределения финансовых ресурсов:

Распределение осуществляется между непосредственными создателями и государством.

Объектом распределения выступает прибыль, а также некоторые иные элементы деятельности юридических и физических лиц.

Инструментом распределения служит налоговая система.

Оставшиеся в распоряжении юридических и физических лиц финансовые ресурсы распределяются ими самостоятельно

Задачи государства на этапе распределения:

1. Фискальная, связанная с принудительной мобилизацией государством части созданного НД для обеспечения ресурсной поддержки непосредственно государственных функций

2. Регулирующая, обеспечивающая возможность эффективно корректировать развитие экономической системы общества без применения чисто административных методов.

Перераспределение финансовых ресурсов

3 этап. Перераспределение финансовых ресурсов.

Осуществляется централизованно на государственном уровне через систему федеральных и территориальных финансов, т. е. через бюджеты и целевые внебюджетные фонды различных уровней.

Основная сумма перераспределяемого национального дохода возвращается на уровень конкретных юридических и физических лиц в форме оплаты государственных заказов, бюджетных дотаций и субвенций, зарплаты работникам бюджетной сферы, пенсий, иных выплат социального характера.

Эффективность централизованного распределения НД определяет макроэкономические результаты развития экономики страны в целом.

Финансовые ресурсы общества - это совокупность фондов денежных средств, находящихся в распоряжении государства, субъектов федерации, муниципалитетов, хозяйствующих субъектов, домашних хозяйств.

Объем финансовых ресурсов зависит от величины созданного ВВП и НД.

Объемов финансовых ресурсов у конкретных субъектов определяется рыночными отношениями, величиной их хозяйственной самостоятельности.

Структура финансовых ресурсов:

1. Централизованные финансы - необходимы для обеспечения общественных интересов:

Доходы бюджетов всех уровней и доходы внебюджетных фондов

Налоговые и неналоговые платежи

Неналоговые платежи и сборы во внебюджетные фонды

Обязательное государственное имущественное и личное страхование

2. Децентрализованные финансы - ориентированы на получение прибыли, дохода:

на уровне предприятия:

Прибыль

Амортизационный фонд

Кредитные ресурсы

на уровне домашнего хозяйства:

Денежные доходы и сбережения населения Состав финансовых ресурсов (по природе образования):

1) Собственные средства:

на уровне предприятий и домохозяйств - прибыль, зарплата, доходы домохозяйств;

Рис. 1.4. Доходы субъектов экономических отношений

Финансовые ресурсы организаций (предприятий) - это совокупность денежных средств, аккумулируемых предприятиями для формирования необходимых им активов в целях осуществления всех видов деятельности, как за счет собственных доходов, накоплений и капитала, так и за счет поступлений извне (рис. 1.5).

Основными источниками и видами финансовых ресурсов некоммерческих организаций в зависимости от их организационно-правовой формы и вида деятельности могут быть (рис. 1.6):

■ средства учредителей (взносы, добровольное перечисление и т.п.);

■ средства бюджетов и внебюджетных фондов (ассигнования, гранты, трансферты и т.д.);

■ доходы и поступления от предпринимательской и другой дея

тельности, приносящей доход (выручка от оказания платных услуг населению, доходы от реализации имущественных прав,

амортизационные отчисления, доходы, полученные на финансовом рынке, и др.);

Рис. 1.5. Источники формирования финансовых ресурсов коммерческих

организаций

■ безвозмездные помощь, пожертвования и перечисления юридических и физических лиц, включая средства в рамках благотворительной деятельности;

■ прочие финансовые ресурсы.

Специфика финансовых ресурсов домашних хозяйств заключается в том, что они включают в себя доходы (денежные поступления) и расходы отдельных физических лиц или их совокупности, ведущих

индивидуальное или совместное (семейное) хозяйство, и индивидуальных предпринимателей, ведущих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. При этом домашнее хозяйство может по составу объединять и лиц, получающих доходы по линии социального обеспечения (страхования), и наемных работников, получающих заработную плату, и индивидуальных предпринимателей, получающих предпринимательский доход, и иждивенцев, не имеющих собственных доходов, но требующих определенных расходов.

Источниками и видами финансовых ресурсов домашних хозяйств могут быть:

■ собственные заработанные в процессе хозяйственной деятельности средства в виде оплаты труда, материальной помощи организаций, доходов от подсобного хозяйства, от продажи имущественных прав, предпринимательского дохода и др.;

Рис. 1.6. Источники формирования финансовых ресурсов некоммерческих

организаций

■ средства, мобилизованные на финансовом рынке в форме банковских кредитов, страховых выплат, доходов, дивидендов и процентов по ценным бумагам и банковским вкладам и т.п.;

■ бюджетные и внебюджетные средства, в частности пенсии, пособия, стипендии, субсидии, налоговые и денежные социальные льготы, в том числе возврат части уплаченного налога на доходы физических лиц по имущественным и социальным налоговым вычетам, денежные компенсации из бюджетной системы и др.;

■ прочие расходы.

на уровне государства - доходы от госпредприятий, приватизации, а также от внешнеторговой деятельности.

2) Средства, мобилизованные на рынке:

на уровне предприятий и домохозяйств - продажа-покупка ценных бумаг, банковский кредит;

на уровне государства - эмиссия ценных бумаг и денег, государственный кредит;

Рис. 1.7. Источники формирования финансовых ресурсов домашних

хозяйств

3) Средства, поступившие в порядке перераспределения:

на уровне предприятий и домохозяйств - проценты и дивиденды по ценным бумагам, выпускаемым другими владельцами;

на уровне государства - обязательные платежи (налоги, сборы, пошлины).

Рис. 1.8. Источники образования государственных финансовых ресурсов

Формирование и использование финансовых ресурсов отражается в балансах.

Использование государственных финансовых ресурсов осуществляется различными органами власти на цели производства и предоставления общественных благ в рамках расходных полномочий публично-правовых образований (прав, обязательств, вопросов ведения), установленных бюджетным законодательством (рис. 1.9). Конкретный перечень и группировка расходов бюджетов по их функциональной сущности и ведомственной принадлежности установлены в бюджетной классификации.

Рис. 1.9. Основные направления использования государственных

финансовых ресурсов

Сводный финансовый баланс страны - основной документ, в котором находит отражение объем финансовых ресурсов страны, региона и направления их использования (доходы и расходы)

Сводный финансовый баланс Российской Федерации включает финансовые ресурсы трех источников:

1 - ресурсы, используемые самими предприятиями (прибыль, амортизация);

2 - средства, аккумулируемые бюджетной системой;

3 - средства внебюджетных фондов, прежде всего социальных.

(в сводный финансовый баланс не включены финансовые ресурсы домашних хозяйств).

Использование финансовых ресурсов предприятий осуществляется по следующим основным направлениям:

Финансирование затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг;

Финансирование инвестиционной деятельности предприятия (реальные и финансовые инвестиции);

Платежи в бюджет и внебюджетные фонды;

Погашение кредитов и займов;

Финансирование благотворительной деятельности и др.

Рис.1.10. Основные направления использования финансовых ресурсов

коммерческих организаций

Формирование и использование финансовых ресурсов опосредуются денежными потоками в разрезе трех видов деятельности организации (предприятия): текущей, инвестиционной, финансовой.

Финансовые ресурсы некоммерческих организаций используются по следующим направлениям:

■ финансовое обеспечение основной (уставной) деятельности, включая оплату труда работников, содержание зданий и помещений, приобретение инвентаря и т.п.;

■ финансирование предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход;

■ налоговые и другие обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды;

■ прочие расходы.

Расходование финансовых ресурсов домашних хозяйств также отличается многообразием, включая:

■ расходы, связанные с удовлетворением текущих жизненных потребностей человека в пище, одежде, жилищно-коммунальных услугах и т.д.;

■ расходы капитального характера, связанные с приобретением (строительством) жилья, подсобных помещений, оборудования,

машин и т.д., в том числе для осуществления предпринимательской деятельности;

■ расходы на приобретение товаров, сырья, материалов, энергии и т.д. для осуществления предпринимательской деятельности;

■ расходы социального, медицинского, культурного, спортивного и подобного характера;

■ расходы, связанные с деятельностью на финансовом рынке: уплата процентов по ссудам, возврат кредитов, уплата страховых платежей, покупка ценных бумаг, банковские вклады на депозитные и сберегательные счета и др.;

■ прочие расходы.

Фин. ресурсы предприятия – финансы ХС. Эти ФХС(Финансы Хоз.Субъектов) выражают ден.отн-я по созданию, использованию, распред-ю денеж.фондов и фин.ресурсов, которые предназначены для вып-я обязательств перед гос-вом, а также покрытия затрат по расшир-му воспроизводству, мат.стимулир-ю работников и их соц.содержанию.

Структура ФХС:

1)Формир-е Денеж.Фондов(Доходы)

2)Исп-е Денеж.Фондов(Расходы)

3)Фин.планирование

4)Контроль за формир-ем и исп-ем Денеж.Фондов.

ФХС – совокупность Доходов и Поступлений, нах-ся в распоряжении Субъекта, д/вып-я фин.обязательств финансирования текущ.затрат и иных затрат, и мат.стимулир-ю работников.

Источники Фин.ресурсов:

1)Собственные (внутренние) источники :

Прибыль(цели потребл-я/цели накопл-я)

Аморт.отчисл-я – денеж.выраж-е стоимости износа Осн.Фондов и Немат.Активов;

2)Привлечённые (внеш) источники :

Собственные – Капитал, вложенный в УК др.орг-ции д/извлечения прибыли, или участия в управлении хоз.субъекта;

Заёмные – «Ссудный капитал» передаётся Хоз.Субъекту на условиях срочности, платности, возвратности в виде кредитов; векселей других Хоз.Субъектов, и облигацион.займов.

Бюджетные ассигнования – (без)возврат.основа, как правило, выделяется д/финансир-я гос.заказов, инфестицион.проектов, краткосроч. гос.поддержки д/предприятий, производства продукции которых имеют общегос.назначение.

Классификация фин.ресурсов:

1.По способу формир-я фин.ресурсов:


Самофинансир-е;

Долевое/долговое финансир-е;

Банк. кредитование;

Финансир-е целевых программ;

Взаимное финансир-е ХС;


2. По источнику:

При создании ХС (УК,Уст.Фонд,Складоч.капитал)

В процессе функционир-я ХС (Выручка от реализации; Доходы; Внереализацион.доходы и пр.)

3. По формам и видамфин.ресурсов:

Денеж.доходы (прибыль от реализации товаров/имущества)

Денеж.накопления (амортизацион. отчисления; резерв. фонд)

Денеж.поступления (средства, привлечён. на фин.рынке; средства, поступающие в порядке внутри-/межотраслевого перераспред-я)

4. По роли в процессе пр-ва:

Первич. доходы (прибыль/амортизация)

Вторич. доходы (перераспред-е первич. доходов)

5.По видам деят-ти:

Текущ. деят-ть

Инвестицион. деят-ть

Фин. деят-ть

Пр.виды деят-ти

Финансовая система: понятие и структура.

Фин. деят-ть – деят-ть органов гос. власти, осущ-мая посредством привлеч-я ден.средств в фонды спец. назнач-я путём распред-я их м/д звеньями финансовой системы.

Методы осущ-я фин.деят-ти гос-ва:

Образование (формирование) – платежи (обязат. и добровол.)

Распределение (финансирование и кредитование)

Использование (осуществление расчёт. операций в налич. и безналич. форме)

Финансовая система - это совокупность финансовых отношений, охватывающих формирование и использование первичных, производных и конечных денежных потоков.

Финансовая политика: понятие, задачи, структура, виды.

Фин. политика – комплекс мероприятий, направленных на регулирование финансовых отношений:

Фин.стратегия – долгосроч. план фин. политики, рассчитанный на перспективу;

Фин.тактика – направления решения задач конкретного фин. периода путём изменения способов организации фин.связи и перегруппировки фин.ресурсов.

Задачи финансовой политики:

1)обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

2)установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;

3)организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

4)выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.

Виды фин.политики:

Макроуровень – часть соц.-эк. политики гос-ва по обеспеч-ю сбалансир. роста ресурсов всех звеньев ФС.

Микроуровень – целенаправ. деятельность фин.мен-ров по достижению целей бизнеса.

5. Управление финансами: сущность, содержание, функции.

Управление финансами

Это целенаправленная деятельность субъектов упр-я, направленная на регулирование фин. отношений

Это деятельность по обеспечению гос-ва и хоз.субъектов необходимыми фин. ресурсами и наиболее эффективному привлечению свободных средств.

Цель управления финансами – достижение финансовой устойчивости и финансовой независимости, проявляющиеся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества.

Функции упр-я финансами:

*Планирование – пред-е направлений деятельности, способов решения проблем при достижении целей.

*Оператив. упр-е – комплекс мер, предусматривающих получение MAX эффекта при MIN затрат с помощью перераспределения фин.ресурсов.

*Контроль – сопоставление фактич. результатовот использования фин. ресурсов с плановыми для повышения эффективности их использования.

Вопрос 1. Финансовые ресурсы: понятие, источники формирования, направления использования, факторы роста.

  1. Определение понятия финансовые ресурсы.
  2. Источники формирования финансовых ресурсов
  3. Виды финансовых ресурсов
  4. Использование финансовых ресурсов:
    1. Основные направления использования финансовых ресурсов
    2. Проблемы использования финансовых ресурсов.
  5. Факторы, влияюшщие на размер финансовых ресурсов.
  1. Определение понятия финансовых ресурсов .

Финансовые ресурсы – часть денежных ресурсов, находящихся в распоряжении государства, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов, используемых ими на цели расширенного вспроизводства, удовлетворения социально-культурнх потребностей населения и для выполнения государством своих целей.

Объем и структура фин.рес непосредственно связаныс уровнем развития производства: чем крупнее масштабы производства и выше его эффективность, тем больше размеры мобилизуемых и используемых финансовых ресурсов.

Основой увеличения финансовых ресурсов является рост и совершенствование производства.

2. Источники формирования финансовых ресурсов

В формировании фин.рес участвуют все элементы стоимости валового общественного продукта. Но основным источником является национальный доход.

Все источники фин.рес можно условно разделить на внешние и внутренние.

К внутренним относятся: ВОП (все 3 его элемента – c,v,m) и часть стоимости НБ страны (национального богатства)

К внешним относятся: доходы от внешнеэкономической деятельности (v+m), созданные в других странах, и иногда еще НБ других стран.

3. Виды финансовых ресурсов:

- К фин.рес, формируемым из внутренних источников:

a. Из постоянного капитала (с

· Амортизационные отчисления

· Излишки оборотных средств

· Износ НМА

· Затраты на ремонт

b. Из заработной платы ( v ) формируются следующие виды фин.рес.:

· Налоги в бюджет

· Зад-ть по зарплате

· Оплата труда

· Платежи во внебюджетные фонды

· Средства, отправляемые на фин.рынок, напрвляемые на оплату товаров и услуг

· Страховые платежи

· Средства, направляемые на благотворительность

· Средства, направляемые в банки в качестве вкладов

В фин.рес не попадают средства, которые хранятся дома у населения и не вовлечены в сферу предпринимательской деятельности.

c. Из прибавочной стоимости ( m ) формируются следующие виды фин.рес.:

· Платежи из прибыли (налоги)

· Взносы в ВБФ

· Страховые взносы

· Средства, поступающие на фин.рынок

d. Из части НБ, вовлеченной в хозяйственный оборот, формируются следующие виды фин.рес.:

· Расходы на проведение военных действий, революций

· Финансирование НТР

- К фин.рес, формируемым из внешних источников:

a. От внешнеэкономической деятельности (от v + m других стран):

· Инвестиции

· Денежные переводы

· Кредиты

· Доходы от туризма

· Средства страхования

· Гуманитарная помощь

· Доходы от внешней торговли

b. Фин.рес, которые формируются из НБ других стран:

· Репарации

· Дарение

· Реституты

4. Использование финансовых ресурсов:

a) Основные направления использования финансовых ресурсов

Можно выделить 8 основных направлений использования фин.рес:

a) Капитальные вложения

b) Прирост оборотных средств

c) Др. материальные затраты

d) Формирование фин.резервов

e) Финансирование социальных потребностей общества

f) Удовлетворение личных потребностей отдельных граждан

g) Обслуживание гос.долга (внешние и внутреннее)

h) Расходы на внешнеэкономическую деятельность

b) Проблемы использования финансовых ресурсов:

Обеспечение высокой отдачи

Недопущение фин. нарушений

Выработка показателей, реально оценивающих эффективность использования фин.ресурсов и достижения их высокого уровня

5. Факторы влияющие на размер финансовых ресурсов:

Общий объем прибыли, который зависит от объема производства и реализации продукции, уровня цен, объема издержек, структурных сдвигов в выпуске продукции, оказываемых услуг и выполняемых работ

Сумм налогов, которая зависит от уровня ставок, объема облагаемого товарооборота, уровня налоговых льгот, соблюдения налоговой дисциплины

Объем обязательных платежей во ВБФ, зависящие от уровня стразовых тарифов, величины ФОТ, уровня льгот, уровня дисциплины

Размер амортизационного фонда, который зависит от объема ввода и вывода ОснФ, их балансовой стоимости, нормы амортизации, структурных сдвигов в составе ОснФ

Рациональность использования НБ

Вопрос 2. Государственный долг, управление государственным долгом.

Государственный долг – это результат взаимосвязей исполнительных органов государственной власти РФ с ФЛ и ЮЛ, исполнительными органами других государств и международными финансовыми организациями в части формирования фонда заимствованных средств для удовлетворения государственных потребностей РФ.

Государственный долг может быть внешним и внутренним .

В соответствии с ФЗ «О государственном внутреннем долге РФ» от 13.11.92 таковыми признаются долговые обязательства ПР РФ, выраженные в рублях, перед ЮЛ и ФЛ и все гарантированные ПР РФ рублевые долговые обязательства других лиц.

В соответствии с ФЗ «О государственных внешних заимствованиях РФ, государственных кредитах, предоставляемых РФ иностранным государствам, их ЮЛ и международным организациям» однозначно определено, что внешний долг – это внешние заимствования, привлекаемые из иностранных источников.

Итак, государственный внешний долг - это обязательства, возникающие перед иностранными кредиторами, государственный внутренний долг – это обязательства, возникающие перед внутренними кредиторами.

Государственный долг бывает также капитальным , основным и текущим .

Капитальный долг – вся сумма выпщеных и непогашенных государством долговых обязательств и гарантированных им обязательств других лиц, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам.

Основной долг – это номинальная стоимость всех долговых обязательств государства и гарантированных им заимствований.

Текущий долг – это предстоящие расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам, принятым на себя государством, и по погашению обезательств срок оплаты которых наступил.

Также государственный долг делится в соответствии с уровнями государственной власти на государственный долг РФ и долг субъектов РФ .

Государственный долг РФ состоит иззадолженности прошлых лет и вновь возникших долговых обязательств.

Сейчас действуют 2 вида официальной классификации государственного долга РФ : одна - в отношении внутреннего долга, а вторая – в отношении внешнего долгак и внешних активов.

В составе государственного внутреннего долга РФ выделяют его виды по следующим классификационным признакам : вид займа, вид государственной ценной бумаги, причина пояявления задолженности, источник заимствований, форма государственных долговых обязательств.

Государственный внешний долг РФ и государственные внешние активы по ФЗ «О бюджетной классификации РФ» классифицируется по трем признакам: характер государственной кредитной деятельности, субъект кредитной деятельности, тип кредитора или заемщика.

Примеры на классификацию по этим признакам смотрите в Вавилове «Государственный долг» стр. 14-15)

Задание 2.

Задание 3.

Финансовая система – а) совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, взаимосвязанных между собой. В этом значение ФС включает в себя три крупные сферы: финансы предприятий, учреждений, организаций; страхований, государственные финансы. Каждая из этих сфер состоит из звеньев.

б) совокупность финансовых учреждений страны, к которым относятся финансовые органы и все структурные подразделения Государственной налошовой службы.

Государственный бюджет – а) экономическая категория, представленная денежными отношениями, возникающими у государства с ФЛ и ЮЛ по поводу перераспределения НД (частично и НБ) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда страны, предназначенного для финансирования нар.хоз, соц-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления

б) – финансовой базы деятельности государства, которая характеризуется фондом денежных средств, обеспечивающим выполнение государством его функций.

в) – финансовый документ – сметы доходов и расходов государства.

Яндекс.Деньги

Loading...Loading...