Презентация: Коммуникативная подготовка сотрудников органов внутренних дел. Психокоррекционная работа в правоохранительных органах Рекомендованный список диссертаций

Хрестоматия по юридической психологии. Особенная часть.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ

Энциклопедия юридической психологии.
Под ред. А.М.Столяренко.


Программа психологической помощи сотрудникам ОВД. Ведомственный нормативно-правовой акт, регламентирующий объем и порядок осуществления организационных, социально-психологических и медико-психологических, мероприятий с личным составом, определяющий источники финансирования, ответственных должностных лиц, содержание реабилитационной работы с сотрудниками и ее этапы, используемые формы и методы психологической работы с сотрудниками в штатных и экстремальных условиях, со служебными коллективами, членами семей погибших и др.. Строится на принципах обязательности проведения, комплексности и системности.

Программа работы кабинета психологической регуляции. Комплекс мероприятий, проводимых с сотрудниками ПОО в целях организации донозологической профилактики отклонений в состоянии здоровья, психической дезадаптации или начальных проявлений нервно-психической неустойчивости, в том числе острых стрессовых и посттравматических стрессовых нарушений. Программа реализуется в несколько этапов:

Первый этап заключается в обследовании сотрудников в форме индивидуального или группового психодиагностического обследования, индивидуального собеседования с целью определение индивидуально-психологических особенностей, показаний к психологической реабилитации и формирования групп для психологической коррекции. По результатам обследования сотрудники распределяются на 3 группы. 1-я группа - практически здоровые. Сотрудникам предоставляются отпуска и другие льготы, предусмотренные действующим законодательством. По возможности повторное психодиагностическое обследование проводится спустя 6 месяцев – 1 год. 2-я группа - имеющие функциональные, донозологические отклонения в состоянии здоровья. С ними проводятся реабилитационно-восстановительные мероприятия и повторное контрольное психодиагностическое обследование через 6 месяцев после завершения курса. 3-я группа - больные. Данные сотрудники после углубленного обследования в центрах психологической диагностики направляются на амбулаторное или стационарное лечение. Повторное психодиагностическое обследование проводится психологом через 1 месяц после окончания лечения.

На втором этапе реабилитационные мероприятия проводятся для сотрудников, отнесенных ко второй группе обследованных, в несколько сеансов в соответствии с необходимостью, определяемой психологом кабинета, по следующей примерной программе. Сеанс 1 - групповое (индивидуальное) собеседование; видеотерапия релаксационного характера; проведение дебрифинга по пережитым событиям; проведение сеансов нервно-мышечной релаксации и аутогенной тренировки; проведение сеанса «Арттерапии»; индивидуальное психологическое консультирование и коррекция психологических состояний, применение физио- и фитотерапевтических методов и средств. Сеанс 2 - обучение методам саморегуляции при помощи дыхательных упражнений и их проведение; музыкальная релаксационная терапия; обучение методике саморегуляции «Ключ»; сеанс мобилизующей аутогенной тренировки; видеотерапия мобилизующего характера; психоконсультационные, психокоррекционные, физио- и фитотерапевтические методы и средства. Сеанс 3 - видеотренинг делового и повседневного общения; групповое обсуждение нерешенных проблем и общего состояния; индивидуальное психологическое консультирование и коррекция постстрессовых состояний, применение физио- и фитотерапевтических методов и средств; тренажерный зал, сауна. При необходимости отдельным сотрудникам могут быть предложены дополнительные индивидуальные и групповые психореабилитационные мероприятия.

На каждого сотрудника, направленного на кабинет, психолог оформляет Наблюдательное дело. Оно ведется в строгом соответствии с нормативно-правовыми актами по правам человека и с учетом Кодекса профессиональной этики психолога. Документ хранится до увольнения сотрудника со службы и уничтожается в установленным порядке. В случае перевода сотрудника в другое подразделение для дальнейшего прохождения службы Наблюдательное дело направляется психологу (в кадровый аппарат) этого подразделения.

(Марьин М.И., Бродченко О.И., Петров В.Е.)

Психологическая коррекция в ПОО. ПК – направленное психологическое воздействие на личность с целью обеспечения ее полноценного развития и функционирования. Психокоррекционная работа в значительной степени связана с развитием личности. Существуют индивидуальные и групповые формы психокоррекционной работы. ПК, может проводится по инициативе не только самого сотрудника, но и штатного психолога. Индивидуальные формы ПК во многом пересекаются с процедурой психологического консультирования. Групповая психокоррекционная работа часто дает гораздо больший психологический эффект, чем общение сотрудника с психологом. По мнению К. Левина легче изменить индивидуумов собранных в группу, чем изменить каждого из них в отдельности. Психокоррекционные группы отличаются по целевой направленности (изменения состояний, развитие социально важных качеств, самоактуализация); по характеру решаемых задач (развитие сензитивности, уверенности в себе, организаторских способностей и т.д.); по теоретической концепции (группы трансакционного анализа, аутотренинга, тренинга умений, гештальт группы, НЛП и д.р.). Методика проведения психокоррекционной работы в группах строится на убеждении, что человек сам в состоянии осознать свои проблемы и обсуждать их вместе с группой. Существуют следующие принципы организации групповой психокоррекционной работы: 1) персональной ответственности (результаты обучения и личностного роста зависят, прежде всего, от самого себя); 2) самораскрытия (раскрытие своего "Я" другим людям – признак здоровой личности, защищает от построения ложного внешнего «Я»); 3) принцип «здесь и сейчас» (анализируется не прошлое, а настоящее, личностно значимые проблемы); 4) принцип «обратной связи» (участники группы высказывают свое отношение к неадекватному поведению других); 5) принцип гуманности (уважение друг к другу, принятие людей такими, какие они есть, решение о необходимости коррекции каждый принимает самостоятельно).

(Л.Н. Волина)

Психологическая помощь сотрудникам. ПП (наряду с юридической, медицинской и др.) - вид практической помощи, выражающейся в содействии самостоятельному преодолению сотрудниками психологических трудностей освоения служебных обязанностей, выполнения их на должном уровне, привыкания к условиям службы, благополучного завершения службы. Помощь оказывается тогда, когда работники плохо справляются с трудностями сами.

Сравнительно несложные формы ПП всегда использовались со стороны сослуживцев, руководителей и наставников: психологическая поддержка (содействием внутренней мобилизации); психологическое ориентирование (улучшением психологической информированности); психологическое ассистирование (подключением к непосредственному преодолению трудностей). С созданием в ПОО психологических служб их работники не только участвуют в этих формах помощи, но применяют и иные, требующие специальной квалификации: психологическое консультирование (способствование принятию решений по преодолению трудностей); психологическую реабилитацию (содействие восстановлению эмоционально-волевых состояний и психологической дееспособности).

ПП не тождественна всему психологическому обеспечению деятельности сотрудников, а является его составной частью. Помимо основного назначения, она выполняет особую роль – «вплетаясь» непосредственно в профессиональную жизнь личного состава, служит развитию и укреплению среди него нравственных отношений.

Методы ПП разнообразны. К ним относятся: проявление сочувствия; одобрение взглядов, отношений, намерений и действий; раскрытие ограниченности ошибочных суждений и поступков; смещение акцентов с переживания неудач на перспективы и успехи; вдохновение положительными примерами преодоления невзгод; привлечение внимания к неявным причинам конкретных психологических трудностей; систематика факторов вызывающих эти трудности; оценка индивидуальных возможностей их преодоления; совместный поиск психологических зависимостей проблемных ситуаций; аналитическое преобразование проблем до более решаемого вида; определение скрытых и комбинированных вариантов их разрешения; психологическая «подстраховка», «подмена», «подыгрывание» в отношении лиц преодолевающих трудности; психофизическая релаксация; дебрифинг; прояснение смыслообразующих профессиональных и жизненных мотивов; раскрытие важности духовного самоопределения и развития; и др.

(Е.В. Петухов)

Психологическая помощь сотрудникам ОВД в зоне боевых действий. Представляет собой систему мер, осуществляемых сотрудниками подразделений психологического обеспечения с целью поддержания оптимального уровня профессиональной адаптации и социально-психологического статуса сотрудников органов внутренних дел, выполняющих служебно-боевые задачи, восстановления и повышения их работоспособности. Основными направлениями работы выступают: выполнение комплекса работ, направленных на снижение гибели, ранений, нарушений служебной дисциплины и законности, преступлений и чрезвычайных происшествий среди личного состава; осуществление комплекса мероприятий по психологическому сопровождению контртеррористических операций; применение психологических знаний в решении задач по обеспечению личной безопасности сотрудников; диагностика морально-психологического и психофизиологического состояния сотрудников; осуществление комплекса восстановительных мероприятий (например, снятие чрезмерно напряжения путем использования комплекса методов и приемов); проведение индивидуального психологического консультирования с руководителями всех уровней по вопросам организации работы с личным составом, а также с сотрудниками по актуальным личностным и семейным проблемам.

(Марьин М.И., Петров В.Е.)

Психологическая работа с ранеными сотрудниками ОВД. Мероприятия, направленные на переработку раненым сотрудником органов внутренних дел травматического переживания и интегрирование его в позитивный жизненный опыт. Необходимость психологической работы связана с тем, что для успеха лечения необходимо благоприятное психическое состояние. У раненых же часто наблюдаются симптомы посттравматических стрессовых расстройств: навязчивые воспоминания, сниженный фон настроения, бессонница, необъяснимая тревога, повышенная раздражительность, нервозность, депрессия, сверхбдительность, расстройство памяти и т.п.

Методы психологической работы могут быть следующими: наблюдение, эмпатийное слушание, клиническая беседа (для диагностики психологического состояния, сбора психологического анамнеза), дебрифинг (для минимизации психологических последствий, предупреждения развития синдрома посттравматических стрессовых расстройств), ресоциализация (работа с близкими родственниками), краткосрочные психокоррекционные методы (психологической реанимации боли, логики событий; снятия стресса на происшедшие события, стирания переживаний, работы с агрессией, утратами, динамикой горя, поиска ресурсов и проекции на будущее), специальные психотерапевтические методики (психотерапевтические метафоры, трансовые техники, приемы саморегуляции, методики «Жизненный путь» и «Ключ», рациональная и дыхательная терапия и т.п.).

В работе психолога с ранеными можно выделить следующие стадии: а) адаптация к условиям госпиталя, ярким эмоциональным переживаниям (данный период может быть кратким при условии подготовки психолога к работе с ранеными); б) конструктивная стадия – активная работа с ранеными; в) стадия отрицания, на которой психолог настолько идентифицируется с ранеными, что у него могут возникнуть симптомы психологического стрессового расстройства, а именно: соматические проявления, повышенная тревожность, неспособность расслабляться, отрицание собственных переживаний, навязчивые сновидения; г) стадия анализа – перевод негативных реакций на сознательный уровень; д) реадаптация к обычным условиям службы. У психологически подготовленных сотрудников реабилитационный период проходит легче. Они направлены на сотрудничество с психологом, а также более контактны и общительны с другими ранеными. При работе с сотрудниками, не прошедшими профессионально-психологической подготовки, психологам приходится затрачивать дополнительные усилия для преодоления негативных реакций и сопротивления, отказа от помощи, недоверия к психологам, отрицания проблемы реабилитации, что значительно удлиняет период реабилитации.

(Марьин М.И., Петров В.Е.)

Т.С. Новикова

Уфимский юридический институт МВД РФ

Научный руководитель: Бикчинтаева Л.Г., к.пс.н., доцент

По результатам ряда исследований, через процесс адаптации к работе в органах внутренних дел прошли 84% опрошенных сотрудников и 16% - вторичную адаптацию. На процесс их адаптации влияют две группы факторов:

1) объективные внешние факторы, среди которых можно выделить условия труда и его организацию, оплату труда и формы материального стимулирования, содержание труда, жесткость норм, гигиенические условия и так далее;

2) субъективные внутренние факторы, связанные с индивидуальными особенностями работников

Действие объективного фактора определяется временем адаптации и радикальностью изменений в каждом объекте. Трудовая адаптация происходит при изменении содержания деятельности, но иногда становится невозможной.

Наиболее значимыми для адаптации субъективными факторами являются:

1) исходный уровень знаний, умений и навыков. Чем шире умения и навыки, тем быстрее происходит процесс профессиональной адаптации;

2) определенное мотивированное отношение к деятельностным мотивам, ускоряющим процесс адаптации. Сюда можно отнести интерес к правоохранительной деятельности; чувство долга; стремление к профессиональному и личностному росту у сотрудников милиции;

3) индивидуально-психологические свойства личности. Ригидность препятствует адаптации, а пластичность облегчает этот процесс.

При определении сроков адаптации в качестве ее предела используются определенные количественные показатели, характеризующие отдельные ее стороны:

1) объективные показатели - уровень и стабильность количественных показателей труда (систематическое выполнение норм, отсутствие нарушений в ритме работы, профессиональная устойчивость, квалификация, уровень трудовой дисциплины);

2) субъективные показатели - уровень удовлетворенности профессией, условиями труда, коллективом и т.д.

Проанализировав различные точки зрения, можно сказать, что производственная адаптация включает в себя следующие аспекты:

1) административно-правовой, который предполагает овладение знаниями о целях и функциях управления;

2) социально-экономический, состоящий в адаптации к экономическим условиям и работе;

3) управленческий, который связан со становлением работника и субъекта управления и включением сотрудника в управление;

4) рекреационный аспект, означающий адаптацию к быту в коллективе.

Таким образом, успешность адаптации зависит от характера производственной среды и личности самого работника органов внутренних дел. Чем сложнее производственная среда, чем больше ее отличие от привычной среды, чем больше связано с ней изменений, тем труднее происходит процесс адаптации.

Процесс социально-психологической адаптации влияет на личностные и психофизиологические особенности сотрудников. Процесс социально-психологической адаптации способствует личностному развитию при следующих условиях: при развитых ценностных ориентациях сотрудника: гибкости мышления, эмоционально-волевой устойчивости; развитых профессионально важных качествах сотрудника ОВД, а также при эффективной работе системы профессионального психологического отбора сотрудников.

Среднестатистический показатель социально-психологической адаптации составляет пять месяцев (для подразделений, проходящих службу в обычном режиме) и четыре месяца (для проходящих службу в усиленном режиме).

Для успешной адаптации вновь прибывших сотрудников в системе органов внутренних дел проводится организованная работа. На первых двух этапах адаптации для проведения этой работы требуются согласованные, скоординированные действия всех ответственных участников, управляющих данным процессом. Ведущая роль отводится начальнику ОВД и его заместителям.

На первом этапе работа по адаптации молодых сотрудников в подразделениях ОВД заключается в решении следующих задач:

1) тщательно изучить мотивацию поступления конкретного кандидата на службу, его семейное и бытовое окружение, мировоззрение;

2) сотрудникам отделов комплектования подразделений ОВД провести работу с курсантами ведомственных вузов, - теми, что являются собственно «ресурсом» потенциальных кандидатов, - в плане ориентирования их для службы на конкретной должности;

3) предварительно изучить кандидатов, провести их психологическое исследование перед принятием на службу, а также выработать рекомендации по целесообразному использованию отобранных кандидатов в соответствии с их субъективными особенностями.

На втором этапе работа с молодыми сотрудниками на предмет их адаптации включает в себя следующие компоненты:

1) во время испытательного срока осуществлять глубокое изучение индивидуально-личностных особенностей с использованием методик, позволяющих определить эмоциональное состояние, степень адаптации к службе, конфликтности и других важных характеристик личности вновь принятого сотрудника (стажера);

2) психологическое обследование молодых специалистов (стажеров) проводить не менее двух раз за период стажировки, на основе полученных результатов психолог готовит рекомендации по индивидуально-воспитательной работе для командиров подразделений и наставников. По окончании испытательного срока начальники служб, наставники предоставляют аттестационной комиссии отчет о работе сотрудника. .;

3) проводить наблюдения за деятельностью и поведением стажера в служебной и бытовой обстановке, при выявлении у стажера каких-либо отклонений в поведении, в адаптации к оперативно-служебной деятельности, негативных черт характера ставить в известность психолога подразделения;

4) вести работу с молодыми сотрудниками, прослужившими в системе ОВД от 1 до 3 лет, в целях выяснения их адаптации в коллективе, к условиям службы. Собранные сведения являются важной информацией для обоснования в дальнейшем личности каждого сотрудника, о степени их адаптации к службе, позволяют планировать организацию служебной деятельности, оказать помощь в становлении профессиональных навыков у молодых сотрудников, выявить элементы дезадаптации сотрудника и оказать своевременную коррекционную помощь.

Для совершенствования системы управления процессом профессиональной адаптации молодых сотрудников в подразделениях целесообразно создавать координационный орган по работе с молодыми сотрудниками. Таким координирующим органом может стать совет наставников в подразделении. Институт наставничества мог бы сыграть большую положительную роль в процессе адаптации вновь прибывшего сотрудника органов внутренних дел при условии повсеместной, стабильной и контролируемой работы. Т.е. на всех указанных этапах целесообразно, проводить периодический контроль (проверку) удовлетворенности сотрудника всеми сферами его профессиональной деятельности.

И, конечно, огромную роль в создании условий для благоприятного процесса адаптации новых сотрудников органов внутренних дел играет руководство подразделения. Именно в их прерогативе урегулирование конфликтов на уровне подразделения, т.е. той профессиональной и личностной микросреды, в которой находится новый сотрудник. Не вызывает сомнений тот факт, что атмосфера в подразделении зависит от его руководителя, и выбранная им стратегия поведения может послужить как урегулированию возникшего противоречия, так и принятию конфликтом деструктивного характера.

Таким образом, исходя из изложенного материала, можно сделать следующие краткие выводы.

На процесс адаптации вновь принятых сотрудников органов внутренних дел оказывают влияние как объективные факторы, так и субъективные. Среди первых ведущее место занимают условия труда и его организация, оплата труда и формы материального стимулирования, содержание труда, жесткость норм, гигиенические условия и т.д. Вторые связаны с индивидуальными особенностями сотрудников, а именно: теоретическая и физическая подготовка, уровень коммуникативных качеств, уровень самооценки. Т.е. процесс адаптации проходит в зависимости от характера производственной среды и личности самого работника органов внутренних дел.

Для успешной адаптации в органах внутренних дел ведется поэтапная работа (соответствующая этапам адаптации): изучение контингента перспективных кандидатов в вузе, исследование психологом с целью выявления причин выбора сферы деятельности и психологической устойчивости и коммуникабельности - в первое время работы в органах внутренних дел; наблюдение за стажирующимися сотрудниками; помощь в закреплении и совершенствовании полученных знаний, умений и навыков в процессе службы.

Решение этих задач входит в профессиональную компетенцию работников кадрового аппарата и отделов по работе с личным составом, специалистов центров психодиагностики, практических психологов ОВД.

Список используемой литературы:

    Хлудова, О.В.. Психологические особенности профессионального роста личности (на примере сотрудников органов внутренних дел) [Электронный ресурс] : учебное пособие/ О.В. Хлудова. - Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2004. - Режим доступа: http://учебники-бесплатно.рф

    Колмакова Л. А. Проблемы профессионального психологического отбора и сопровождения сотрудников органов внутренних дел [Текст] / Л.А. Колмакова // Вопросы психологии экстремальных ситуаций. - 2010. - № 2. - С. 51-56.

    Ксенофонтов А.М. Психологические аспекты профессиональной адаптации сотрудников милиции в стрессогенных условиях служебной деятельности [Текст] А.М. Ксенофонтов / // Вопросы психологии экстремальных ситуаций. - 2009. - № 3. - С. 21-24

    Казак Т.В. Концептуальные основания психологического сопровождения психосоциальной адаптации субъектов учебной и профессиональной деятельности системы органов внутренних дел [Электронный ресурс] / Т.В. Казак. - Тверь, 2012.. - Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/psihologiya.

Совершенствование деятельности сотрудников ОВД на современном этапе предполагает не только повышение уровня психологической культуры специалистов правоохранительной системы, но и специальную организацию психологической службы в органах (подразделениях, учреждениях) внутренних дел. Психологическая работа в ОВД в настоящее время регламентирована приказом МВД России от 2 сентября 2013 года № 660 «Об утверждении Положения об основах организации психологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации».

Согласно приказа психологическая работа в органах внутренних дел Российской Федерации проводится:

1. В подразделениях центрального аппарата МВД России, оперативных бюро МВД России, центрах специального назначения МВД России, а также в иных организациях и подразделениях, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации, дислоцированных в г. Москве (за исключением подчиненных территориальным органам МВД России), - психологами подразделений по работе с личным составом, должностными лицами, имеющими высшее (послевузовское) психологическое (по специальностям «Психология», «Психология служебной деятельности», «Клиническая психология») или медицинское (по специальности «Психиатрия») образование, на которых в установленном порядке возложены обязанности проведения психологической работы, а в случае их отсутствия - психологами, определенными Департаментом государственной службы и кадров МВД России.

2. В территориальных органах МВД России на окружном, региональном (включая подчиненные организации) и районном уровнях, линейных управлениях МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, образовательных, научно-исследовательских, медико-санитарных и санаторно-курортных организациях системы МВД России, окружных управлениях материально-технического снабжения системы МВД России, а также в иных организациях и подразделениях, которые созданы для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел (за исключением дислоцированных в г. Москве), – психологами названных подразделений, а в случае их отсутствия – определенными ДГСК МВД России психологами территориальных органов МВД России на региональном уровне, образовательных организаций МВД России по месту их дислокации.

3. В подразделениях, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего перечня, с сотрудниками, назначаемыми на должности Президентом Российской Федерации, Министром внутренних дел Российской Федерации, заместителями Министра внутренних дел Российской Федерации, – психологами, определенными ДГСК МВД России.

Для осуществления профессиональной деятельности психологам выделяются служебные помещения, оснащенные необходимой мебелью, средствами связи и оргтехникой, кабинеты психологической регуляции, а также учебно-методические пособия, психологические тесты и методики, психодиагностические и психокоррекционные приборы.

Ответственность за организацию психологической работы несут руководители (начальники), заместители (помощники) руководителей (начальников) по работе с личным составом органов, организаций, подразделений МВД России.

Психологическая служба ОВД по направлениям, видам и содержанию работы имеет свою специфику, которая определяется целью ее создания и особенностями ее задач. Целями психологической службы ОВД являются организация психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников, профилактика чрезвычайных происшествий среди личного состава, формирование благоприятного социально-психологического климата в коллективах, повышение эффективности оперативно-служебной деятельности личного состава.

Данные цели можно осуществить, решая следующие основные задачи:

1. Обеспечение выполнения сотрудниками органов внутренних дел оперативно-служебных задач и формирование морально-психологической готовности личного состава к деятельности в повседневных и экстремальных условиях.

2. Определение профессиональной психологической пригодности лиц, принимаемых на службу в органы внутренних дел и учебу в образовательные учреждения МВД России, сотрудников, перемещаемых на другие должности в системе МВД России, прогнозирование их психологической готовности к выполнению профессиональных задач.

3. Осуществление психологического сопровождения оперативно-служебной деятельности личного состава органов внутренних дел, проведение психологической реабилитации и восстановление профессиональной работоспособности сотрудников.

4. Формирование в служебных (учебных) коллективах благоприятного психологического климата, проведение в них социально-психологической работы, психологическое консультирование сотрудников и членов их семей.

5. Осуществление профессиональной психологической подготовки личного состава, оказание психологической помощи сотрудникам органов внутренних дел, образовательных учреждений МВД России.

Таким образом, в работе практического психолога ОВД можно выделить два основных направления деятельности:

· психологическое обеспечение работы с кадрами ОВД;

· психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности сотрудников ОВД;

Основными видами деятельности практического психолога ОВД являются:

· психологическая диагностика;

· психологическая экспертиза;

· психологическая профилактика;

· психологическое консультирование;

· психологическая коррекция;

· психологическая пропаганда и обучение;

Вместе с тем, организация работы психолога имеет свою специфику по форме и содержанию, обусловленную особенностями и своеобразием организации структурных подразделений психологической службы ОВД.

Так, основной целью деятельности психолога центра психологической диагностики является проведение психодиагностического обследования на предмет выявления лиц с признаками психической дезадаптации, определения психологической готовности к службе и учебе, прогнозирования успешности сотрудника в профессиональной деятельности. Содержание работы психолога ЦПД предполагает:

· психологическое обследование лиц, поступающих на службу в ОВД и на учебу в образовательные учреждения МВД России (основной этап профессионального психологического отбора);

· психологическое обследование при сопровождении деятельности сотрудников в экстремальных условиях;

· психологическое обследование при перемещении сотрудников по службе с изменением категории предназначения;

· психологическое обследование при назначении сотрудников на вышестоящие руководящие должности;

· психологическое обследование при увольнении сотрудников со службы по состоянию здоровья.

Основной целью деятельности психолога органа (подразделения) внутренних дел является формирование высокого уровня психологической готовности личного состава к выполнению оперативно-служебных задач на основе обеспечения его психической устойчивости и развитие профессионально важных психологических качеств. Психолог органа (подразделения) внутренних дел осуществляет комплекс мероприятий следующего содержания:

1. Проводит в установленном порядке психологические обследования, специальные психофизиологические исследования с применением полиграфа, направленные на изучение, анализ и оценку индивидуально-психологических особенностей личности кандидатов на службу в органы внутренних дел, стажеров, сотрудников, перемещаемых по службе на другие должности в системе МВД России.

2. Осуществляет изучение, анализ и оценку социально-психологического климата в служебных коллективах и морально-психологического состояния личного состава, проводит по мере необходимости (но не реже одного раза в год) социально-психологические исследования и индивидуальные психологические обследования.

3. Оказывает психологическую помощь сотрудникам, впервые принятым на службу в органы внутренних дел, а также окончившим образовательные организации высшего образования МВД России по очной форме обучения, в процессе их социально-психологической адаптации к условиям оперативно-служебной деятельности.

Отбору и назначению на должности сотрудников с учетом их индивидуально-психологических особенностей личности и групповой совместимости.

Психологическим аспектам организации и проведения мероприятий морально-психологического обеспечения.

Формированию благоприятного социально-психологического климата в служебных коллективах, совершенствованию стиля и методов управления сотрудниками.

Минимизации последствий чрезвычайных происшествий и их профилактике.

Оптимизации оперативно-служебной деятельности сотрудников.

5. Проводит занятия по психологической тематике в системе морально-психологической подготовки личного состава, в том числе по повышению психолого-педагогической компетентности руководящего состава органов, организаций, подразделений МВД России, развитию коммуникативной компетентности сотрудников и владению приемами само- и взаимопомощи с целью регуляции психического состояния.

6. Участвует в работе по организации морально-психологического обеспечения личного состава, командируемого в другую местность для выполнения оперативно-служебных задач в особых условиях, оказывает психологическую помощь сотрудникам после выполнения оперативно-служебных задач в особых условиях, а также в случаях, связанных с гибелью личного состава, применением оружия.

7. Осуществляет мероприятия психологической работы, направленные на выявление сотрудников, находящихся в кризисном состоянии, профилактику суицидальных происшествий и предупреждение профессиональной деформации личности, принимает участие в проведении мероприятий морально-психологического обеспечения со всеми категориями сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, нуждающихся в повышенном психолого-педагогическом внимании (приложение № 1 Приказа № 660).

8. Проводит мероприятия психологической коррекции с сотрудниками, имеющими признаки нарушений психической адаптации или переутомления, психологическую реабилитацию указанных сотрудников, консультирует их по вопросам учета психологических аспектов при регулировании семейно-бытовых отношений, профилактики, разрешения и минимизации последствий межличностных конфликтов.

9. Консультирует сотрудников по вопросам:

Учета психологических аспектов, возникающих при выполнении оперативно-служебных задач, составления психологических портретов лиц, подозреваемых в совершении преступлений.

Изучения (прогнозирования) социально-психологических процессов при охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности в период подготовки и проведения крупных публичных и массовых мероприятий, определения по внешним признакам граждан, имеющих противоправные намерения.

Выработки стратегии и тактики ведения переговоров, в том числе при освобождении заложников.

10. Обеспечивает функционирование кабинета психологической регуляции в соответствующем органе, организации, подразделении МВД России .

Основной целью деятельности психолога образовательного учреждения МВД России является повышение эффективности учебно-воспитательного процесса. Психолог образовательного учреждения МВД России осуществляет комплекс мероприятий следующего содержания:

· профессиональная психологическая ориентация;

· психологическое обследование кандидатов на учебу в образовательное учреждение по специальности;

· оценка степени адаптации учащихся первого года обучения к условиям учебно-воспитательного процесса и службы;

· психологическое обследование учащихся на протяжении всего срока обучения, оценка их состояния, уровня и динамики развития профессионально значимых качеств;

· выявление социально-психологических причин неуспеваемости, нарушений дисциплины и правонарушений среди учащихся, отчислений по отрицательным мотивам, затруднений в обучении и службе;

· социально-психологическое обследование учебных групп;

· психологическое консультирование, психологическая коррекция и реабилитация сотрудников переменного и постоянного состава;

· обеспечение работы кабинета психологической регуляции;

Организация работы психолога ОВД осуществляется в соответствии с требованиями нормативных актов МВД России и примерной рабочей нагрузкой.

Основными организационными принципами психологической работы являются: целеустремленность, непрерывность, объективность, активность, оперативность, соблюдение норм профессиональной этики.

При проведении мероприятий психологической работы используются следующие методы: наблюдение, интервью, консультация, психологический анализ документов, психологический анализ результатов деятельности, опрос, обследование, тестирование, социометрия, эксперимент, психологический тренинг.

В первоочередном порядке психологическая работа проводится с:

1. Кандидатами на службу в органы внутренних дел.

2. Сотрудниками, планируемыми к включению в кадровые резервы.

3. Сотрудниками, командируемыми в другую местность для выполнения оперативно-служебных задач в особых условиях.

4. Сотрудниками, нуждающимися в повышенном психолого-педагогическом внимании, при организации индивидуальной воспитательной работы.

5. Сотрудниками, которым выдаются табельное боевое ручное стрелковое оружие, боеприпасы и специальные средства на постоянное хранение и ношение.

Перечень психологических и психофизиологических методик, используемых в психологической работе, устанавливается ДГСК МВД России на основании рекомендаций Координационно-методического совета по психологическому обеспечению работы с личным составом органов, подразделений, учреждений системы МВД России.

Психологи подразделений по работе с личным составом в установленном порядке включаются в состав:

1. Комиссий, формируемых для проведения проверок по фактам гибели сотрудников, в том числе при суицидальных происшествиях.

2. Комиссий, формируемых для решения вопросов о выдаче оружия сотрудникам на постоянное хранение и ношение.

3. Врачебных комиссий медицинских организаций.

4. Иных комиссий в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России.

Контрольные вопросы:

1. В каких подразделениях ОВД проводится психологическая работа, согласно Приказа МВД России № 660?

2. Перечислите основные задачи, которые необходимо решать психологу ОВД.

3. Назовите методы, используемые в работе психолога ОВД.

4. Перечислите комплекс мероприятий осуществляемых психологом образовательного учреждения МВД России

5. Назовите основные направления деятельности психолога ОВД


Похожая информация.


Аврамцев, В. В. Психологическая подготовка сотрудников оперативных подразделений ОВД [Текст]: практическое пособие / В. В. Аврамцев, Г. Л. Воронин, Л. Н. Иванова. - М.: ЦОКР МВД России, с. Практическое пособие посвящено разработке концепции, программы и методов психологической подготовки сотрудников оперативных подразделений ОВД. Представлены основы методики психологического тренинга профессионального общения сотрудников ОВД. Упражнения систематизированы по направлениям: тренинг базовых навыков профессионального общения, ролевого поведения, конфликтного взаимодействия.


Актуальные вопросы психологического обеспечения работы с личным составом ОВД (по материалам постоянно действующего семинара для психологов) [Текст]: сборник / ред. В. Л. Кубышко. - М.: ЦОКР МВД России, с. Материалы могут быть использованы для совершенствования психологического обеспечение работы с личным составом органов внутренних дел, а также при подготовке, переподготовке и повышении квалификации психологов в ведомственных образовательных учебных заведениях.


Андреева, И. А. Методика организации социально-психологических исследований в ОВД [Текст] : метод. пособие / И. А. Андреева, В. А. Корчмарюк. - М.: ЦОКР МВД России, с. Материалы пособия предназначены для психологов органов, подразделений и учреждений внутренних дел, преподавателей психологии образовательных учреждений МВД России. Материалы пособия могут быть использованы для совершенствования психологического сопровождения профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел.


Буткова, Т. А. Формирование психологической компетентности сотрудников ОВД [Текст] : методические рекомендации / Т. А. Буткова. - М.: ДГСК МВД России, с. Рассматриваются вопросы формирования профессионализма, компетентности и профессиональной мотивации сотрудников органов внутренних дел. Предлагается модель психологической компетентности сотрудников органов внутренних дел как компонента профессионального мастерства.


Вахнина, В..В. Диагностика и формирование мотивационной готовности сотрудников к службе в ОВД [Текст]: научно-методическое пособие / В..В. Вахнина, В. П. Трубочкин. - М.: ЦОКР МВД России, с. Пособие направлено на развитие психологического обеспечения управленческой деятельности. Мобилизационно- психологический подход позволяет по-новому интегрировать ряд аспектов оперативно-служебной и управленческой деятельности. Пособие основано на многолетнем научном исследовании проблемы и содержит комплекс методических рекомендаций по теме.


Вахнина, В. В. Психологическая диагностика инновационного потенциала личности руководителя ОВД и методы его развития [Текст]: методическое пособие / В. В. Вахнина. - М.: ЦОКР МВД России, с. Раскрываются проблемы инноваций и психологического обеспечения управления инновационной деятельностью руководителя ОВД, методика развития инновационного потенциала личности руководителя ОВД. Пособие предназначено для практических психологов органов внутренних дел, преподавателей, слушателей, адъюнктов образовательных учреждений МВД России.


Вахнина, В. В. Психологическое обеспечение переговорного процесса сотрудников ОВД [Текст] : учеб. пособие / В. В. Вахнина. - М.: ЦОКР МВД России, с. Пособие нацелено на развитие психологического обеспечения переговорной деятельности, содержит комплекс методических рекомендаций и основано на многолетнем научном исследовании проблемы.


Горбач, Н. А. Проблемы игровой зависимости среди сотрудников ОВД [Текст]: методические рекомендации / Н. А. Горбач, М. А. Лисняк, Т. В. Трепашко. - М.: ЦОКР МВД России, с. Описаны методологические подходы к выявлению сотрудников ОВД, склонных к игровой зависимости. Для психологов и сотрудников подразделений по работе с личным составом МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, управлений на транспорте МВД России по федеральным округам, ЛУВДТ и образовательных учреждений МВД России.


Копылова, Г. К. Психология в деятельности ОВД [Текст]: курс лекций / Г. К. Копылова, А. В. Прозоров. - М.: ЦОКР МВД России, с. Рассматриваются важнейшие темы общей, социальной, этнической и юридической психологии. Основу курса составляют результаты исследований отечественных и зарубежных ученых, а также собственный опыт авторов, полученный в процессе профессиональной и преподавательской деятельности в органах внутренних дел


Кораблев, С. Е. Тренинг развития коммуникативной компетентности сотрудников правоохранительных органов [Текст] : учеб. пособие / С. Е. Кораблев. - М.: ЦОКР МВД России, с. Рассматриваются принципы и структура тренинга развития коммуникативной компетентности сотрудников правоохранительных органов. Изучение теоретических аспектов профессионального общения, дополненное практической отработкой соответствующих умений и навыков, позволит сотруднику органов внутренних дел эффективно выполнять свои профессиональные обязанности.


Марьин, М. И. Организация психологического обеспечения в образовательных учреждениях МВД России [Текст]: учебно-методическое пособие / М. И. Марьин, В. Е. Петров; под общ. ред. В.Л. Кубышко.- М.: ЦОКР МВД России, с. Проведен анализ становления, развития и современного состояния психологического обеспечения и психологической службы ведомственных учебных заведений. Систематизирована современная психологическая практика, разработаны концептуально-методические основы организации и проведения психологической работы с личным составом.


Марьин, М. И. Психологическое обеспечение первоначальной подготовки сотрудников ОВД [Текст]: учебно-методическое пособие / М. И. Марьин, В. М. Поздняков, В. Е. Петров, А. В. Бореко. - М.: ЦОКР МВД России, с. В пособии приводятся нормативные и учебно- методические материалы, используемые в процессе организации и осуществления психологического обеспечения специального первоначального обучения личного состава, а также при организации психологического сопровождения служебной деятельности и процесса адаптации молодых сотрудников органов, подразделений и учреждений внутренних дел.


Морально-психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности личного состава ОВД [Текст]: сборник нормативных документов и методических материалов / под общ. ред. В. Л. Кубышко. - М.: ЦОКР МВД России, с. В настоящий сборник включены нормативные правовые акты МВД России и методические материалы, составляющие нормативно-методическую основу деятельности руководителей органов внутренних дел, подразделений по работе с личным составом по организации морально- психологического обеспечения.


Организация психологической работы с личным составом ОВД [Текст] : учеб. пособие / сост. А. М. Небольсин. - М.: ДГСК МВД России, с. Рассматриваются научные основы психологической работы с личным составом органов внутренних дел; психологические характеристики личности сотрудника органов внутренних дел и его профессиональной деятельности; социально-психологическая структура служебного коллектива органа внутренних дел; психолого-педагогическая компетенция руководителей органов внутренних дел, пути ее повышения.


Пряхина, М. В. Профессиональный психологический отбор оперативных сотрудников уголовного розыска [Текст]: методическое пособие / М. В. Пряхина, Ю. Е. Скалин, А. М. Иванова. - М.: ДГСК МВД России, с. Рассматриваются вопросы организации, содержания и методического обеспечения профессионального психологического отбора оперативных сотрудников уголовного розыска.


Психологическое обеспечение профилактики нарушений служебной дисциплины в ОВД [Текст]: учебно-методическое пособие / В.Л. Кубышко и др. - М.: ЦОКР МВД России, с. Проанализированы основные причины нарушений служебной дисциплины сотрудниками органов внутренних дел. Указаны основные направления психологической работы, а также пути профилактики и коррекции склонности к нарушениям служебной дисциплины.


Психологическое обеспечение формирования и развития культуры общения и коммуникативной компетентности у сотрудников ОВД [Текст]: учебно- методическое пособие / ред. В. Л. Кубышко. - М.: ЦОКР МВД России, с. В пособии приводятся методические материалы, направленные на повышение коммуникативной компетентности и культуры общения сотрудников ОВД. В него включены основные методы диагностики и группового психологического тренинга, определены модели и программы, составлены практические рекомендации по его проведению.


Марьин, М. И. Социально-психологическая компетентность руководителя ОВД [Текст]: учебно-методическое пособие / М. И. Марьин, В. Е. Петров, А. И. Адаев, А. В. Бореко. - М.: ЦОКР МВД России, с. Рассматривается понятие и содержание социально- психологической компетентности руководителя органа внутренних дел. Предлагаются психотехнологии оценки степени выраженности ее компонентов у сотрудников, методы развития и совершенствования. Приводятся методики проведения социально- психологических обследований в служебных коллективах ОВД.


Марьин, М. И. Психологическая подготовка сотрудников подразделений МОБ и формирование навыков публичного поведения в условиях проведения массовых мероприятий граждан [Текст]: учебно-методическое пособие / М. И. Марьин. - М.: ЦОКР МВД России, с. Учебно-методическое пособие нацелено на совершенствование профессиональной психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел при обеспечении ими общественной безопасности, формирование у них навыков публичного поведения в условиях большого скопления людей, проведения массовых мероприятий, повышение эффективности деятельности личного состава подразделений МОБ.


Психолого-педагогические основы профессионального становления специалистов - сотрудников ОВД [Текст] : метод. пособие / сост. А. Ф. Караваев. - М.: ЦОКР МВД России, с. Методическое пособие подготовлено в помощь психологам, курсантам, преподавателям образовательных учреждений, руководителям правоохранительных органов.

Loading...Loading...