Категория. Государственное регулирование деятельности в торговле и общественном питании Государственное регулирование рынка общественного питания

Общие требования к предприятиям общественного питания регламентируются стандартом ГОСТ Р 50762-95.

На предприятиях общественного питания любого типа и класса должны обеспечиваться безопасность жизни и здоровья потребителей и сохранность их имущества при условии соблюдения "Правил производства и реализации продукции общественного питания", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.04.93 N 332, санитарных и технологических норм и правил, а также требований пожарной и электробезопасности.

На предприятиях общественного питания должны выполняться требования нормативных документов по безопасности услуг:

санитарно-гигиенические и технологические требования СанПиН 42-123-5777, СанПиН 42-123-4117, сборники рецептур блюд и кулинарных изделий;

требования к безопасности продовольственного сырья и продуктов - в соответствии с требованиями МБТ 5061;

по экологической безопасности - СанПиН 42-123-5777, СНиП 2.08.02;

по противопожарной безопасности - ГОСТ 12.1.004;

по электробезопасности - СНиП 11-4.

Предприятия общественного питания любого типа должны иметь удобные подъездные пути и пешеходные доступы ко входу, необходимые справочно-информационные указатели. Прилегающая к предприятию территория должна иметь искусственное освещение в вечернее время.

На территории, прилегающей к предприятию и доступной для потребителей, не допускается: проведение погрузочно-разгрузочных работ; складирование тары; размещение контейнеров с мусором; сжигание мусора, порожней тары, отходов. Площадки с мусоросборниками должны быть удалены от окон и дверей помещений предприятия не менее чем на 20 м.

Архитектурно - планировочное решение и конструктивные элементы здания, используемое техническое оборудование должны соответствовать СНиП 2.08.02. На предприятии должны быть предусмотрены аварийные выходы, лестницы, инструкции о действиях в аварийной ситуации, система оповещения и средства защиты от пожара.

Предприятия всех типов и классов должны быть оснащены инженерными системами и оборудованием, обеспечивающими необходимый уровень комфорта, в том числе: горячее и холодное водоснабжение, канализация, отопление, вентиляция, радио- и телефонная связь.

Вход в предприятие должен обеспечивать одновременное движение двух встречных потоков потребителей на вход и выход. В предприятиях с количеством мест в залах более 50 должны быть предусмотрены отдельные входы и лестницы для потребителей и персонала. Предприятие должно иметь вывеску с указанием его типа, класса, форм организации его деятельности, фирменного названия, юридического лица (местонахождение собственника), информацию о режиме работы, об оказываемых услугах.

В строящихся и реконструируемых предприятиях для обслуживания инвалидов должны быть предусмотрены наклонные пандусы у входных дверей для проезда инвалидных колясок, лифты, площадки для разворота инвалидной коляски в зале, специально оборудованные туалеты.

Смотрите также

Эффективный менеджмент как основа успеха в деятельности фирмы
Реферат Курсовая работа на тему «бизнес-план как основа успеха в деятельности фирмы» представлена в объеме страниц. В работе рисунков, таблица, формул, приложений, использованных библ...

Стратегическое планирование деятельности турфирмы ЗАО "Жюль Верн"
Введение Стратегический менеджмент является итеративным, непрерывным процессом позиционирования фирмы в постоянно меняющемся конкурентном окружении. Управлять стратегически - зн...

Субъекты управления персоналом
Введение Актуальность темы исследования исходит из того, что категория «субъект управления персоналом» неоднозначна. Социальная система предприятия закономерно разделяется на две о...


В настоящее время современные рыночные отношения практически в любой стране регулируются государственным законодательством. В настоящее время происходит усиление государственного регулирования предпринимательства изменение организационных форм взаимодействия государственных органов с субъектами частного бизнеса.

Торговые предприятия, приобретая товары, оборудование, помещения, предметы материально-технического оснащения, включаются в гражданский оборот и становятся объектами гражданско-правовых сделок. Таким образом, эффективное и устойчивое развитие торговых предприятий невозможно без выполнения комплекса мер по совершенствованию правовой среды, в которой осуществляют свою финансово-хозяйственную деятельность.

Все законодательные акты в зависимости от их юридической силы делятся на законы и подзаконные нормативные акты.

В системе федеральных законов главную юридическую силу имеет Конституция Российской Федерации, которая закрепляет права граждан и регулирует отношения собственности на территории страны.

Особое место в законодательной сфере занимает Гражданский кодекс Российской Федерации, являющийся исходной базой для развития всего текущего законодательства применительно к различным сферам деятельности, в том числе и торговой.

В настоящее время в торговле установлены правовые нормы государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства в области стандартизации, метрологии сертификации и защиты прав потребителей. Действуют следующие виды законов:

¾ «О сертификации продукции и услуг»;

¾ «О стандартизации»;

¾ «Об обеспечении единства измерений»;

¾ «Об антимонопольной политике и поддержании новых экономических структур»;

¾ «О защите прав потребителей»;

¾ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»;

¾ «О личных подсобных хозяйствах»;

¾ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»;

¾ «О товарных биржах и биржевой торговле» и т.п.

Среди подзаконных нормативных актов ведущую роль в системе гражданского законодательства играют правовые акты, издаваемые Президентом и Правительством РФ. Указы Президента издаются в целях оперативного регулирования хода экономических преобразований и охватывают широкий спектр отношений, к которым относятся вопросы валютно-финансовой, банковской, инвестиционной, таможенной деятельности, а также ценообразования, налогообложения, порядок формирования и уровня компетенции исполнительных органов власти конкретных территорий.

Правительство РФ на основании - и во исполнение Гражданского кодекса, законов, указов Президента РФ принимает постановления, направленные на совершенствование деятельности торговых предприятий в соответствии с изменяющейся рыночной ситуацией.

К ним относятся следующие постановления Правительства РФ:

¾ «Правила продажи отдельных видов товаров»;

¾ «Правила продажи товаров по образцам»;

¾ «Правила комиссионной торговли продовольственными товарами»;

¾ «Правила продажи товаров длительного пользования в кредит»;

¾ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и т.д.

Процесс правового регулирования торгового предпринимательства осуществляется не только путём разработки основных законов РФ, утверждения указов Президента, постановлений Правительства, но и через нормативные акты, принятые соответствующими министерствами РФ, а также Государственной налоговой службой, Госстандартом России.

Практическая реализация всех аспектов государственного регулирования торгового предпринимательства осуществляется через соответствующие федеральные и территориально-исполнительные органы. Они не вправе вмешиваться в оперативную деятельность предприятий до тех пор, пока предприятие соблюдает закон. Однако они могут и должны выступать в качестве органов, контролирующих правомерность хозяйственной деятельности предприятия, принятого законодательства.

Контроль за соблюдением торговыми предприятиями принятых законодательных актов возложен на Министерство торговли РФ по стандартизации, метрологии и сертификации, государственный комитет РФ по антимонопольной политике и поддержке новых структур и другие компетентные органы государственного управления.

Государственной службой контроля за соблюдением норм и правил торговли, порядком формирования цен, качеством и безопасностью товаров является департамент Госторгинспекции министерства торговли РФ. Права и обязанности Госторгинспекции, её организационная структура, методы осуществления и оказания услуг в сфере общественного питания определены Постановлением Правительства РФ «О государственной инспекции по торговле и качеству товаров и защите прав потребителей».

Стратегической целью государства в торговой сфере является создание необходимых условий для совершенного контроля за потребительским рынком, его экономической безопасностью. При этом сам механизм государственного воздействия должен обеспечивать конкуренцию везде, где это необходимо. Такой подход означает отказ со стороны государственных структур от непосредственного управления торговыми предприятиями.

Государственное регулирование общественного питания представляет собой вмешательство государственной системы в функционирование предприятий, воздействие на их экономику посредством административных и экономических методов.

Под административными методами понимаются действия исполнительной власти, рычагом управления которой являются законодательные и нормативные акты. Экономическое регу­лирование осуществляется через валютно-финансовые, денежно-кредитные, бюджетно-налоговые и другие рычаги управления.

В основу регулирования качества услуг общественного питания и отношений между субъектами хозяйствования и госу­дарством заложены законодательные и нормативные акты, определяющие права и обязанности сторон. Базой для разра­ботки документов является Гражданский кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О защите прав потребителей».

В соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» разработаны и утверждены специальным Постановлением Правительства РФ «Правила оказания услуг общественного питания», которые являются обязательными для всех исполнителей услуг общественного питания.

На право осуществления услуг общественного питания требуется специальное разрешение - лицензия, получаемая в ус­тановленном государством порядке с соблюдением требований и условий, выполнение которых обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности. Лицензированию подлежит деятельность предприятий общественного питания по предоставлению услуг в целом, а также продажа отдельных видов товаров, например алкогольной и табачной продукции.

Лицензирование - это способ защиты субъектов рынка от действий непрофессиональных участников, форма регулирова­ния и контроля государства за деятельностью субъекта.

Субъектами общественного питания являются юридиче­ские лица различных организационно-правовых форм, осуще­ствляющие торговую деятельность (торговые организации), объединения торговых организаций, а также граждане, осуще­ствляющие торговую деятельность (индивидуальные предпри­ниматели).

Принимая на себя обязанности по оказанию услуг общественного питания, субъект торговой деятельности обязан соблюдать установленные в государственных стандартах, санитарных и противопожарных правилах, технологических нормативах, других правилах и нормативных документах обязательные требования к качеству услуг, их безопасности для жизни, здоровья людей, окружающей среды и имущества.

Ассортиментный перечень производимой продукции общественного питания, как и перечень оказываемых услуг, определяется исполнителем самостоятельно, но по согласованию с организациями, контролирующими условия предоставления услуг и их реализацию. В местах оказания услуг владелец вправе устанавливать правила поведения для потребителей, не противоречащие действующему законодательству (ограничение или запрещение курения, нахождение в верхней одежде и т. д.).

При оказании услуг общественного питания исполнитель должен довести до сведения потребителя следующую информа­цию, размещенную в удобных для ознакомления местах:

¾ предприятие, где оказываются услуги, должно иметь вывеску с указанием полной информации о предприятии и собственнике;

¾ для индивидуальных предпринимателей обязательно наличие информации о государственной регистрации и на­именование зарегистрировавшего его органа;

¾ сведения о номере, сроке действия лицензии и органе, ее выдавшем;

¾ полные данные об оказываемых услугах, обеспечивающих возможность их правильного выбора (перечень услуг и условия их оказания, цены и условия оплаты услуг и т. д.);

¾ сведения о сертификации услуг;

¾ информацию о продуктах и технологии производства продукции собственного производства, покупных товарах;

Другую дополнительную информацию по просьбе потребителя, если она не является коммерческой тайной.

Потребителем услуг общественного питания является лю­бой желающий, и условия оказания их, в том числе и цена, ус­танавливаются одинаковыми для всех. Однако Федеральными законами и правовыми актами государства допускается предос­тавление льгот отдельным категориям потребителей. Перечень категорий граждан и предоставляемые льготы и преимущества определяются нормативными актами Российской Федерации и органами местной власти в границах своего влияния.

Особое внимание уделяется качеству покупных товаров и пищевых продуктов и товаров, используемых в общественном питании для приготовления продукции собственного произ­водства и реализуемых потребителю.

Качество пищевых продуктов определяется как совокуп­ностью их характеристик, способных удовлетворить потребности человека в еде при обычных условиях их использования.

Качество и безопасность пищевых продуктов регулируются специальным федеральным законом, государственными стандартами, санитарными и ветеринарными нормами и правилами, которые устанавливают требования к качеству и безопасности продуктов, материалов и изделий, контролю за их качеством и безопасностью, условиям их изготовления, перевозок, хранения и использования, утилизации или уничтожения некачественных, опасных пищевых продуктов, материалов и изделий.

Контроль качества и безопасности осуществляется в отношении следующих пищевых продуктов, используемых в общественном питании:

¾ пищевые продукты в целом (продукты в натуральном или переработанном виде, употребляемые в пищу, вода и т. д.);

¾ продукты детского питания (предназначены для питания детей в возрасте до 14 лет и отвечают физиологическим потребностям детского организма);

¾ продукты диетического питания (предназначены для лечебного и профилактического питания);

¾ продовольственное сырье, используемое для изготовления пищевых продуктов;

¾ пищевые добавки и их соединения, вводимые в пищевые продукты в процессе изготовления в целях придания пищевым продуктам определенных свойств и (или) для со­хранения качества пищевых продуктов;

¾ биологически активные добавки, предназначенные для употребления одновременно с пищей или введенные в состав пищевых продуктов;

¾ материалы и изделия, контактирующие с пищевыми продуктами (упаковка, технологическое оборудование, приборы и устройства, тара, посуда, столовые принадлежности).

Нарушение выполнения правил оказания услуг общественного питания в любой его части может повлечь серьезные последствия, вплоть до лишения права собственника на ведение коммерческой деятельности.

Появление на рынке потребительских услуг субъектов хо­зяйствования различных форм собственности привело к их полной хозяйственной самостоятельности и изменило взаимоотношения между ними и органами государственной власти.

Государственное регулирование и контроль на рынке товаров и услуг осуществляют органы, наделенные правами кон­троля в соответствии со своей компетентностью по направлени­ям, определенным государством. Контроль должен проводиться согласно нормативным документам и носить правовой характер.

Вопросы для обсуждения

1) В чем заключаются сущность и значение торгового предприятия?

2) Чем отличаются понятия «предприятие», «фирма» и «организация»?

3) Какие функции выполняет торговое предприятие?

4) От каких факторов зависит объем выполняемых предприятием функций?

5) Какие выделяют особенности функционирования торговых предприятий?

6) Перечислите основные признаки классификации торговых предприятий.

7) Что понимается под материально-вещественной структурой торгового предприятия?

8) В чем сущность и различие индивидуальных, партнерских и корпоративных предприятий?

9) Какие факторы влияют на выбор организационно-правовой формы деятельности?

10) По каким параметрам различают крупные, средние и малые предприятия?

11) Что является правовой основой регулирования торговой деятельности?

12) В чем сущность лицензирования деятельности предприятий общественного питания?

13) В отношении каких пищевых продуктов, используемых в общественном питании, осуществляется контроль качества и безопасности?


Похожая информация.


Правовое регулирование оказания услуг общественного питания в РФ. Нормативноправовая база оказания услуг общественного питания в РФ. Правила оказания услуг общественного питания. Это обеспечивается прежде всего изменением технологий переработки продуктов питания развитием коммуникаций средств доставки продукции и сырья интенсификацией многих производственных процессов.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

10648. Услуги как вид деятельности. Правовое регулирование возмездного оказания услуг 19.48 KB
Тема: Услуги как вид деятельности. Правовое регулирование возмездного оказания услуг Тема: Услуги как вид деятельности. Правовое регулирование возмездного оказания услуг 1. Услуги как вид деятельности.
3128. Правовое регулирование предоставления услуг средств размещения в РФ 37.45 KB
Правовое регулирование предоставления услуг средств размещения в РФ. Правовое регулирование оказания услуг по организации проживания туристов. Постановления Правительства РФ касающиеся вопросов оказания основных видов туристских услуг. Правила предоставления гостиничных услуг в РФ.
20595. Нормативно-правовое регулирование оборота диетического (лечебного и профилактического) питания в Российской Федерации: коррупционная составляющая 143.92 KB
Объект исследования - общественные отношения в сфере оборота лечебно-профилактического питания в стационарных учреждениях здравоохранения и социальной защиты их правовая регламентация и существующие возможности коррупционных проявлений в соответствующей области. Предмет исследования современная нормативно-правовая база регламентирующая оборот...
7899. Правовое регулирование деятельности по оказанию услуг, выполнению работ 23.49 KB
Понятия товара работы и услуги содержатся и в гражданском законодательстве и в налоговом законодательстве. Услуги полезные действия предпринимателя услугодателя исполнителя удовлетворяющие потребности кредиторов заказчиков клиентов как таковые не создающие овеществленного результата который оставался бы в распоряжении клиента и обладал бы качествами самостоятельного объекта гражданских прав...
10413. Правовое регулирование отношений, связанных с монополистической деятельностью и недобросовестной конкуренцией на рынках ценных бумаг и финансовых услуг 8.23 KB
Правовое регулирование отношений связанных с монополистической деятельностью и недобросовестной конкуренцией на рынках ценных бумаг и финансовых услуг Отношения связанные с монополистической деятельностью и недобросовестной конкуренцией на рынках ценных бумаг и финансовых услуг регулируются следующими законодательными актами: Законом О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках...
17836. Стандарты оказания государственных услуг в РУ и ТП 28.69 KB
По результатам проводимых опросов, качества предоставления государственных услуг удовлетворяют очень малое количество процентов населения. Для улучшения механизма предоставления государственных услуг политика государства должна быть продуманной и построенной на надлежащем современным реалиям комплексном анализе административно-правового регулирования государственных услуг. В настоящее время тема особенно актуальна и требует к себе пристального внимания
17871. Анализ оборота предприятия общественного питания 44.39 KB
Характеристика предприятия и специфики его производственно- хозяйственной деятельности. Характеристика состава и структуры оборота предприятия общественного питания. Анализ влияния внутренних и внешних факторов на оборот предприятия...
11697. Анализ оказания государственных и муниципальных услуг в Краснодарском крае 745.56 KB
Становление электронного правительства и оказание государственных услуг на примере Управления стандартизации и связи Краснодарского края 37 3 Развитие электронного правительства оказание государственных услуг на примере Управления стандартизации и связи Краснодарского края 45 3.3 Перспективы развития электронных государственных услуг в online режиме 68 Заключение 74 Список используемых источников 77 Приложения А 81 Б 85 ВВЕДЕНИЕ В последнее время много внимания уделяется качеству услуг предоставляемых гражданам органами государственного и...
19105. Совершенствование управления качеством на предприятиях общественного питания 1.1 MB
Отрасль общественного питания - одна из стратегических отраслей экономики. Уровень развития данной отрасли определяет жизнеобеспеченность населения и является важной частью продовольственной безопасности любого государства.
15793. Анализ оказания услуг торгового предприятия ООО «Монекс Трейдинг» магазина «NEXT» 120.35 KB
Услуги розничной торговли способствуют структурным преобразованием в экономике активации производства потребительских товаров расширению межрегиональных и межгосударственных связей, развитию территории, розничного товарооборота, росту доходов субъектов рынка, привлечению торгового капитала, улучшению качества жизни населения.

Государственное регулирование общественного питания представляет собой вмешательство государственной системы в функционирование предприятий, воздействие на их экономику посредством административных и экономических методов.

Под административными методами понимаются действия исполнительной власти, рычагом управления которой являются законодательные и нормативные акты. Экономическое регулирование осуществляется через валютно-финансовые, денежно-кредитные, бюджетно-налоговые и другие рычаги управления.

В основу регулирования качества услуг общественного питания и отношений между субъектами хозяйствования и государством заложены законодательные и нормативные акты, определяющие права и обязанности сторон. Базой для разработки документов является Гражданский кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О защите прав потребителей».

Государство для регулирования использует:

Хозяйственное законодательство (оценка интересов людей и страны от крупных сбоев и злоупотреблений в экономике).

Законодательство и органы его реализации обязаны ставить перед хозяйственным структурами отдельные ограничения в их действиях, наносящих урон стране и отдельным лицам.

Методы государственного регулирования рынка:

1. Правовые. Применяются формы рыночных отношений – антимонопольное законодательство, порядок организации бирж, правила обязательной сертификации продукции и услуг.

2. Финансово-экономические. Налоги, льготы по налогам, кредиты, дотации, государственные программы.

3. Социальные. Устанавливаются минимальные зарплаты, пенсии.

Все предприятия питания независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, граждане занимающиеся предпринимательской деятельностью в сфере питания должны руководствоваться в своей работе следующей нормативной и технической документацией:- Правила оказания услуг в ОП

ГОСТ 50763-95. Кулинарная продукция, реализация населению.

ГОСТ Классификация предприятий- ГОСТ Услуги ОП- СанПин

Условия хранения скоропортящейся продукции- Санитарные требования к ПОП- Санитарные правила к применению пищевых добавок

Сборники технологических нормативов (рецептуры блюд, кухонь народов мира, рецепты блюд диетического питания, рецепты хлебов и хлебобулочных изделий, рецептуры на пряники и печенья)

Стандарты предприятия- Технически условия ТУ- Технологические карты

Эти документы гарантируют соблюдение рецептур и технологических процессов. С правилами оказания услуг должны быть ознакомлены не только сотрудники – но и посетители

Субъектами общественного питания являются юридические лица различных организационно-правовых форм, осуществляющие торговую деятельность (торговые организации), объединения торговых организаций, а также граждане, осуществляющие торговую деятельность (индивидуальные предприниматели).



При оказании услуг общественного питания исполнитель должен довести до сведения потребителя следующую информацию, размещенную в удобных для ознакомления местах:

· предприятие, где оказываются услуги, должно иметь вывеску с указанием полной информации о предприятии и собственнике;

· для индивидуальных предпринимателей обязательно наличие информации о государственной регистрации и наименование зарегистрировавшего его органа;

· сведения о номере, сроке действия лицензии и органе, ее выдавшем;

· полные данные об оказываемых услугах, обеспечивающих возможность их правильного выбора (перечень услуг и условия их оказания, цены и условия оплаты услуг и т. д.);

· сведения о сертификации услуг;

· информацию о продуктах и технологии производства продукции собственного производства, покупных товарах;

· Другую дополнительную информацию по просьбе потребителя, если она не является коммерческой тайной.

Контроль качества и безопасности осуществляется в отношении следующих пищевых продуктов, используемых в общественном питании:

· пищевые продукты в целом (продукты в натуральном или переработанном виде, употребляемые в пищу, вода и т. д.);

· продукты детского питания (предназначены для питания детей в возрасте до 14 лет и отвечают физиологическим потребностям детского организма);

· продукты диетического питания (предназначены для лечебного и профилактического питания);

· продовольственное сырье, используемое для изготовления пищевых продуктов;

· пищевые добавки и их соединения, вводимые в пищевые продукты в процессе изготовления в целях придания пищевым продуктам определенных свойств и (или) для со-хранения качества пищевых продуктов;

· биологически активные добавки, предназначенные для употребления одновременно с пищей или введенные в состав пищевых продуктов;

· материалы и изделия, контактирующие с пищевыми продуктами (упаковка, технологическое оборудование, приборы и устройства, тара, посуда, столовые принадлежности).

Нарушение выполнения правил оказания услуг общественного питания в любой его части может повлечь серьезные последствия, вплоть до лишения права собственника на ведение коммерческой деятельности.

Общие требования к предприятиям общественного питания регламентируются стандартом ГОСТ Р 50762-95 ГОСТ Р 50762-95 Общественное питание. Классификация предприятий.

1. На предприятиях общественного питания любого типа и класса должны обеспечиваться безопасность жизни и здоровья потребителей и сохранность их имущества при условии соблюдения "Правил производства и реализации продукции общественного питания", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.04.93 N 332, санитарных и технологических норм и правил, а также требований пожарной и электробезопасности.

2. На предприятиях общественного питания должны выполняться требования нормативных документов по безопасности услуг:

Санитарно-гигиенические и технологические требования СанПиН 42-123-5777, СанПиН 42-123-4117, сборники рецептур блюд и кулинарных изделий;

Требования к безопасности продовольственного сырья и продуктов - в соответствии с требованиями МБТ 5061;

По экологической безопасности - СанПиН 42-123-5777, СНиП 2.08.02;

По противопожарной безопасности - ГОСТ 12.1.004;

По электробезопасности - СНиП 11-4.

3. Предприятия общественного питания любого типа должны иметь удобные подъездные пути и пешеходные доступы ко входу, необходимые справочно-информационные указатели. Прилегающая к предприятию территория должна иметь искусственное освещение в вечернее время.

4. На территории, прилегающей к предприятию и доступной для потребителей, не допускается: проведение погрузочно-разгрузочных работ; складирование тары; размещение контейнеров с мусором; сжигание мусора, порожней тары, отходов. Площадки с мусоросборниками должны быть удалены от окон и дверей помещений предприятия не менее чем на 20 м.

5. Архитектурно - планировочное решение и конструктивные элементы здания, используемое техническое оборудование должны соответствовать СНиП 2.08.02. На предприятии должны быть предусмотрены аварийные выходы, лестницы, инструкции о действиях в аварийной ситуации, система оповещения и средства защиты от пожара.

6. Предприятия всех типов и классов должны быть оснащены инженерными системами и оборудованием, обеспечивающими необходимый уровень комфорта, в том числе: горячее и холодное водоснабжение, канализация, отопление, вентиляция, радио- и телефонная связь.

7. Вход в предприятие должен обеспечивать одновременное движение двух встречных потоков потребителей на вход и выход. В предприятиях с количеством мест в залах более 50 должны быть предусмотрены отдельные входы и лестницы для потребителей и персонала. Предприятие должно иметь вывеску с указанием его типа, класса, форм организации его деятельности, фирменного названия, юридического лица (местонахождение собственника), информацию о режиме работы, об оказываемых услугах.

8. В строящихся и реконструируемых предприятиях для обслуживания инвалидов должны быть предусмотрены наклонные пандусы у входных дверей для проезда инвалидных колясок, лифты, площадки для разворота инвалидной коляски в зале, специально оборудованные туалеты.

9. Размещение производственных помещений и оборудования в них должно обеспечивать последовательность проведения технологического процесса производства и реализации продукции, а также соблюдение технологических, санитарных норм и правил.

Согласно ГОСТ Р 50764-95, услуги общественного питания, обеспечивающие удовлетворение потребностей и гармонизацию интересов потребителей и предприятий (предпринимателей), предоставляющих эти услуги, должны отвечать требованиям: соответствия целевому назначению; точности и своевременности предоставления; безопасности и экологичности; эргономичности и комфортности; эстетичности; культуры обслуживания; социальной адресности; информативности ГОСТ Р 50764-95 Услуги общественного питания. Общие требования.

Процесс обслуживания является совокупностью операций, выполняемых исполнителем при непосредственном контакте с потребителем услуг при реализации кулинарной продукции и организации досуга. Качество обслуживания должно удовлетворять установленным требованиям и превышать предполагаемые ожидания потребителей Радченко Л.А. Обслуживание на предприятиях общественного питания. - Ростов н/Д.: Феникс, 2003..

В соответствии с Постановлением Госстандарта от 05.04.95 N 198 с 01.07.95 в общественном питании вводятся основополагающие ГОСТы: ГОСТ 50-762-95 "Классификация предприятий общественного питания"; ГОСТ 50-763-95 "Общественное питание. Кулинарная продукция, реализуемая населению. Общие технические условия"; ГОСТ 50764-95 "Услуги предприятий общественного питания".

Рассмотрим определения, касающиеся качества услуг, отраженные в ГОСТ Р 50646-94 ГОСТ Р 50646-94 Услуги населению. Термины и определения:

Качество услуги - совокупность характеристик услуги, определяющих ее способность удовлетворять установленные или предполагаемые потребности потребителя.

Качество обслуживания - совокупность характеристик процесса и условий обслуживания, обеспечивающих удовлетворение установленных или предполагаемых потребностей потребителя.

Свойство обслуживания - объективная особенность обслуживания, которая проявляется при его оказании и потреблении.

Показатель качества облуживания - количественная характеристика одного или нескольких свойств обслуживания, составляющих его качество.

Уровень качества обслуживания - относительная характеристика качества обслуживания, основанная на сравнении фактических значений показателей его качества с нормативными значениями этих показателей.

Контроль качества обслуживания - совокупность операций, включающая проведение измерений, испытаний, оценки одной или нескольких характеристик услуги и сравнения полученных результатов с установленными требованиями.

Система качества услуг - совокупность организационной структуры, ответственности, процедур, процессов и ресурсов, обеспечивающая осуществление общего руководства качеством услуг.

Требования к качеству изготовления кулинарной продукции регламентируются ГОСТ 50763-95 "Общественное питание. Кулинарная продукция, реализуемая населению. Общие технические условия". Стандарт определяет номенклатуру нормативной и технологической документации, по которой может вырабатываться кулинарная продукция. К нормативной документации отнесены государственные, отраслевые стандарты и стандарты предприятий (СТП), а также Сборники рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания, которые являются технологическими нормативами. В настоящее время для выработки кулинарной продукции можно руководствоваться Сборниками технологических нормативов (издания 1994 года), рецептур блюд диетического питания и рецептур блюд и кулинарных изделий национальных кухонь народов России и стандартами предприятий (СТП) Богушева В.И. Организация обслуживания посетителей ресторанов и баров.- Ростов н/Д.: Феникс, 2002..

Стандарты предприятий (СТП) на продукцию и услуги разрабатываются непосредственно предприятием общественного питания и утверждаются его руководителем. Допускается применение рецептур блюд "Сборника рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания", утвержденного Приказом Министерства торговли СССР от 12.12.80 N 310 (который не действует на территории России), но на них не распространяются дополнения и изменения, предусмотренные в Сборнике технологических нормативов. В части совершенствования органолептических показателей кулинарной продукции, свободного применения набора всех компонентов, входящих в рецептуры, рекомендательного подхода в расчетах выходов полуфабрикатов и готовых изделий, нормах отпуска блюд и т.д.

ГОСТ 50763-95 устанавливает требования по химической, микробиологической безопасности сырья, продуктов, полуфабрикатов, используемых для приготовления блюд в соответствии с медико-биологическими требованиями и санитарными нормами. В нём описано соблюдение технологических процессов приготовления блюд, использованию пищевых красителей и добавок, фритюрного жира, а также к реализации, хранению, маркировке, транспортировке готовой продукции и методам контроля ее качества.

Каждый ресторан должен гарантировать клиентам: качественное приготовление пищи из продуктов высокого качества; чистоту, гигиену, эстетичность; четкое обслуживание (компетентность, вежливость персонала); личную безопасность и безопасность имущества клиентов (безопасность от уголовного и террористического насилия, а также пожарную, техническую, санитарную, экологическую) ГОСТ Р 50762-95. Общественное питание. Классификация предприятий.

Согласно стандарту ГОСТ Р 50691-94, в системе качества должны быть четко определены полномочия, ответственность и взаимодействие всего персонала сервисной организации, осуществляющего руководство, исполнение услуг и контроль деятельности, влияющей на качество услуг ГОСТ Р 50691-94. Модель обеспечения качества услуг. Это, в частности, относится к обслуживающему персоналу, деятельность которого связана с выявлением и регистрацией претензий, жалоб, рекламаций со стороны потребителей услуг, проведением мероприятий, направленных на их устранение и предупреждение и проверкой выполнения решений.

Организация должна определять требования к внутренней проверке качества исполнения услуг, обеспечить необходимыми средствами контроля (проверки) и назначить специально обученных сотрудников для ее проведения. Проверка должна включать контроль, оценку и регулирование процессов исполнения услуг при проектировании (моделировании), производстве и обслуживании потребителя. Проверки системы качества процессов исполнения услуг или результата услуги должен проводить персонал, не ответственный за выполнение работ.

В соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» от 27.12.2002 года № 184-ФЗ произошли изменения в системе сертификации услуг. Обязательная сертификация услуг перешла в разряд добровольной. В этих условиях особенно остро встает вопрос обеспечения качества и безопасности оказываемых услуг. Вопросы обеспечения качества переходят на уровень саморегулирования рынка, поэтому необходимо создать систему взаимодействия участников рынка, которая должна обеспечивать и сохранять интересы предпринимателя, организации и потребителей услуг. Это может решить добровольная сертификация Федеральный закон РФ от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ "О техническом регулировании" http://www.bishelp.ru/sertif/zakon/fz184_o_teh_regulirovanii.php.

Сертификации подлежат следующие виды услуг общественного питания http://www.minex.ru/pages/spitanie.htm:

Услуги питания (ресторанов, кафе, столовых, баров, закусочных и других предприятий общественного питания, предприятий общедоступной сети);

Услуги по изготовлению кулинарной продукции и кондитерских изделий;

Услуги по реализации кулинарной продукции.

Loading...Loading...