Анализ деятельности комплексного центра социального обслуживания населения. Повышение эффективности управления организацией: экономико-правовые формы и методы (на примере ГОУ СОН "Комплексный центр социального обслуживания населения" Еловского района Перм

Социальное обслуживание - это предоставление социальными службами различных услуг и помощи слабо защищенным слоям населения и любому человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию (ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность: инвалидность, болезнь, сиротство, малообеспеченность, безработица, одиночество и т.д., которую человек не может преодолеть самостоятельно).

Для выполнения этих функций созданы центры социального обслуживания населения:

  • 1. Комплексные центры социального обслуживания (КЦСО).
  • 2. Территориальные центры социальной помощи семье и детям (ТЦСПСИД).
  • 3. Центры социального обслуживания (ЦСО).
  • 4. Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних (СРЦдН).
  • 5. Центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей (ЦПД ОБПР).
  • 6. Социальные приюты для детей и подростков (СПДДИП).
  • 7. Центры психолого-педагогической помощи населению (ЦПППН)
  • 8. Центры экстренной психологической помощи по телефону (ЦЭПППТ)

И иные центры социальной помощи населению.

Основными задачами деятельности КЦСО является:

  • 1. Выявление престарелых, инвалидов и других лиц, нуждающихся в социальной поддержке, совместно с государственными и общественными организациями (органами здравоохранения, образования, миграционной службы, комитетами Общества Красного Креста, ветеранскими организациями, обществами инвалидов и т.д.).
  • 2. Определение конкретных видов и форм помощи лицам, нуждающимся в социальной поддержке.
  • 3. Дифференцированный учет всех лиц, нуждающихся в социальной поддержке в зависимости от видов и форм требуемой помощи, периодичности ее предоставления.
  • 4. Предоставление различных социально-бытовых услуг разового или постоянного характера лицам, нуждающимся в социальной поддержке.
  • 5. Анализ уровня социально-бытового обслуживания населения города, района, разработка перспективных планов развития этой сферы социальной поддержки населения, внедрение в практику новых видов и форм помощи в зависимости от характера нуждаемости граждан и местных условий.
  • 6. Привлечение различных государственных и негосударственных структур к решению вопросов оказания социально-бытовой помощи нуждающимся слоям населения и координация их деятельности в этом направлении.

КЦСОН имеет структурные подразделения. Рассмотрим несколько отделений, их основные задачи и функции.

Отделение срочного социального обслуживания

Отделение срочного социального обслуживания (ОССО) предназначается для оказания гражданам, вне зависимости от их возраста, остронуждающимся в социальной поддержке, помощи разового характера, направленной на поддержание их жизнедеятельности.

Срочное социальное обслуживание включает в себя следующие услуги:- обеспечение граждан продуктовыми наборами,

  • - выделение нуждающимся одежды, обуви, других предметов первой необходимости,
  • - оказание материальной помощи,
  • - оказание гражданам юридической помощи в целях защиты их прав, психологической поддержки,
  • - содействие в получении временного жилого помещения,
  • - предоставление иных услуг, обусловленных особенностями муниципального района и предусмотренных перечнем гарантированных государством социальных услуг

Деятельность отделения строится на сотрудничестве с различными государственными учреждениями, общественными, благотворительными, религиозными организациями и объединениями, фондами, а также отдельными гражданами.

Отделение социального обслуживания (ОСО) на дому граждан пожилого возраста и инвалидов.

ОСО на дому граждан пожилого возраста и инвалидов создается для временного (до 6 месяцев) или постоянного оказания гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянной поддержке, социально-бытовой помощи в надомных условиях. Деятельность отделения направлена на максимально возможное пребывание граждан в привычной среде обитания и поддержания их социального, психологического и физического статуса.

Обслуживание граждан на дому осуществляется путем предоставления в зависимости от степени характера нуждаемости социально- бытовых, консультативных и иных услуг, входящих в федеральный и территориальный перечни гарантированных государством социальных услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания, а также оказания, по их желанию дополнительных социальных услуг.

Обслуживание граждан, осуществляется социальными работниками, состоящими в штате КЦСОН, а также социальными работниками, привлекаемыми для работы по договору. К обслуживанию на дому могут привлекаться лица, в том числе не имеющие профессиональной подготовки, на условиях работы с меньшей нагрузкой, установленной для социальных работников и пропорциональной оплате труда.

Социально-реабилитационное отделение (СРО)

Социально-реабилитационное отделение предназначено для реабилитации инвалидов: психолого-социальной, социально-медицинской, социально-трудовой, социально-бытовой в условиях дневного пребывания инвалидов.

Основными задачами социально-реабилитационного отделения являются:

  • - укрепление физического и нравственного здоровья инвалидов,
  • - воспитания желания и умения планировать свою жизнь и самостоятельно принимать решения,
  • - оказание правовой помощи инвалидам,
  • - организация полноценного досуга инвалидов,
  • - обучение их навыкам самообслуживания, самоорганизации само и взаимопомощи.

Целью реабилитации инвалидов является восстановление социального статуса и их социальная адаптация.

Основными направлениями деятельности социально-реабилитационного отделения реабилитации инвалидов являются:

  • - лечебно-профилактическое,
  • - консультативное,
  • - культурно-просветительное,

В социально-реабилитационное отделение выделяются помещения для медицинского кабинета, занятий на тренажерах, досуга.

При зачислении в социально-реабилитационное отделение дополнительно предоставляется история болезни инвалида

В социально-реабилитационном отделении формируются группы численностью от 5 до 10 человек в зависимости от состояния здоровья, а также возраста и интересов.

Мероприятия по реабилитации инвалидов проводятся по индивидуальным программам реабилитации совместно с учреждениями здравоохранения и управлением социальной защиты населения.

Отделение профилактики безнадзорности несовершеннолетних (ОПБН).

Отделение предназначено для проведения профилактической работы с семьями несовершеннолетних, социальной реабилитации детей из семей, находящихся в социально опасном положении, испытывающих трудную жизненную ситуацию.

Основными задачами отделения являются:

  • - совершенствование деятельности по выявлению, поддержке и реабилитации детей и семей, находящихся в социально опасном положении;
  • - защита прав и законных интересов детей и подростков;
  • - оказание социальной помощи семьям и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации;
  • - реабилитация несовершеннолетних детей, попавших в трудную жизненную ситуацию;
  • - организация и проведение мероприятий, способствующих поддержке и всестороннему развитию детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  • - снижение подростковой преступности;
  • - профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;
  • - социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних и семей, находящихся в социально-опасном положении;
  • - профилактика алкоголизма и наркомании среди подростков.

Работа отделения

  • - социальный патронаж;
  • - тренинги и профориентация для подростков;
  • - психологическая и педагогическая помощь;
  • - юридическая поддержка несовершеннолетних;

Условия принятия, обслуживания и снятия с обслуживания граждан

Зачисление граждан на обслуживание КЦСОН производится приказом администрации учреждения. Зачисление на обслуживание производится на основании:

  • - личного заявления
  • - заявления родителя, опекуна, попечителя,
  • - справки учреждения здравоохранения об отсутствии медицинских противопоказаний к обслуживанию.

При принятии на обслуживание в КЦСО граждане предоставляют документ, удостоверяющий их личность, а инвалиды - дополнительную программу реабилитации.

Правом на внеочередное принятие на обслуживание КЦСОН пользуются инвалиды и участники ВОВ, инвалиды боевых действий на территории других государств, труженики тыла. Правом на внеочередное принятие на обслуживание КЦСОН пользуются супруги погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, лица, подвергнувшиеся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированные, одинокие нетрудоспособные граждане и инвалиды, в том числе вынужденные переселенцы.

Противопоказанием к принятию на обслуживание граждан КЦСОН являются: психические заболевания в стадии обострения, хронический алкоголизм, венерические, карантинные инфекционные заболевания, бактерионосительство, активные формы туберкулеза, иные тяжелые заболевания, требующие лечения в специализированных учреждениях здравоохранения.

Социальное обслуживание осуществляется на разовой, временной (на срок до 6 месяцев) или постоянной основе.

В период обслуживания в КЦСОН граждан пожилого возраста и инвалидов в стационарных условиях граждане обеспечиваются питанием по нормам, установленных для домов-интернатов общего типа для взрослых.

Реабилитационно-оздоровительные мероприятия в КЦСОН проводятся с учетом рекомендаций учреждений здравоохранения. Медицинские процедуры делаются только по назначению врачей КЦСОН или учреждений здравоохранения.

Снятие граждан с обслуживания проводится администрацией КЦСОН на основании личного заявления обслуживаемого гражданина, истечение сроков обслуживания, выявления медицинских противопоказаний, нарушение договорных условий оплаты за обслуживание, а также установленных норм и правил получения услуг или общественного порядка. При отказе граждан от обслуживания при условии, что такой отказ может повлечь ухудшение их состояния здоровья гражданам или их законным представителям разъясняются последствия принятого решения.

Количество учреждений осуществляющих социальное обслуживание населения, как упоминалось ранее, растет. Следовательно, возрастает количество персонала данных учреждений. Рассмотрим количество ЦСО на примере ЦСО граждан пожилого возраста (ГПВ).

Для городов различной величины (классификация и численность населения -- по Градостроительному кодексу) число центров социального обслуживания составляет:

малые города (до 50 тыс. чел.).................…1--3

средние города (50--100 тыс. чел.)...........…3--6

большие города (100--250 тыс. чел.)........…6--9

крупные города (250--1000 тыс. чел.)........9--16

крупнейшие города (1,0--3,0 млн. чел.)...16--24

сверхкрупные (свыше 3 млн. чел.)…......более 24

Ориентировочное число ЦСО и состав их отделений приведены в приложении №1. При этом численность обслуживаемых ГПВ одним центром составляет:

  • 1--5 тыс. ГПВ -- для малых и средних городов;
  • 10--30 тыс. ГПВ -- для больших, крупных, крупнейших и сверхкрупных городов.

Общий потенциал системы учреждений социального обслуживания: По расчету потенциал составил 8463 работника социальной службы (без учета административного и методического аппарата), в том числе: на города области приходится 5929 работников (70% к итогу), на сельские поселения -- 2534 работника (30%).

Расчет центров социального обслуживания

Учреждениями социального обслуживания охвачено 20% желающих ГПВ в городах (или 140 чел/тыс. ГПВ) и 51% в сельских поселениях (283 чел/тыс. ГПВ). Следовательно, в области необходимо обслужить 37,8 тыс. городских ГПВ+16,3 тыс. сельских ГПВ. При средней мощности городских центров в 1 тыс. чел. и сельских в 0,5 тыс. чел. получаем число ЦСО-38+33=71 ед. Принимая 24 штатные единицы на административный аппарат одного центра, получаем потребность: для городских центров -- 912 административных работника, для сельских центров -- 792. Для методических отделов специалисты по социальной работе обязаны вести работу с общим числом желающих обслуживаться. Таковых в городах области -- 188,7 тыс. ГПВ (700269,5) и 31,7 тыс. ГПВ (55057,6) в сельских поселениях. Принимая норматив нагрузки на 1 специалиста социальной работы, получаем потребность для городских методических отделов ЦСО -- 54 социальных работника и 13 -- для сельских. Кроме того, в каждом методическом отделе (38 городских и 33 сельских ЦСО) требуется по 5 других сотрудников или 190 чел. в городских и 165 чел. в сельских ЦСО. Таким образом, всего в методических отделах требуется 254 шт. ед. в городах и 178 шт. ед. в сельских поселениях.

Из приведенных статистических данных мы можем видеть остроту нехватки персонала, и важность обучения менеджменту руководителей учреждений социального обслуживания населения.

социальный защита реабилитация безнадзорность


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Основные направления развития сферы социального обслуживания населения на примере муниципального бюджетного учреждения Комплексный центр социального обслуживания населения Баганского района Новосибирской области

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические и нормативно-правовые основы организации социального обслуживания населения в РФ
  • 1.1 Основные направления государственной и муниципальной социальной политики в РФ
  • 1.2 Особенности организации социальной защиты и социального обслуживания в Российской Федерации и за рубежом
  • 1.3 Опыт организации социального обслуживания в городских округах: проблемы и перспективы
  • Глава 2. Анализ организации социального обслуживания населения в МБУ Комплексный центр социального обслуживания населения Баганского района Новосибирской области
  • 2.1 Организационные и нормативно-правовые основы деятельности МБУ Комплексный центр социального обслуживания населения Баганского района Новосибирской области
  • 2.2 Основные категории граждан, обслуживающиеся МБУ Комплексный центр социального обслуживания населения Баганского района Новосибирской области
  • 2.3 Анализ деятельности и качества услуг, предоставляемых МБУ Комплексный центр социального обслуживания населения Баганского района Новосибирской области
  • Глава 3. Повышение качества социального обслуживания в МБУ Комплексный центр социального обслуживания населения Баганского района Новосибирской области
  • 3.1 Проблемы и трудности в деятельности МБУ Комплексный центр социального обслуживания населения Баганского района Новосибирской области. Факторы и причины, препятствующие повышению качества обслуживания
  • 3.2 Рекомендации по совершенствованию деятельности МБУ Комплексный центр социального обслуживания населения Баганского района Новосибирской области, повышению качества обслуживания
  • Заключение
  • Список используемой литературы

Введение

В условиях реформирования страны, становления рыночных отношений, экономических и политических кризисов, десятки миллионов людей (пенсионеров, инвалидов, детей-сирот, беженцев и др.) нуждаются в экстренной социальной помощи и защите. О серьезности социальной напряженности в России свидетельствуют следующие факты: увеличивается количество детей-сирот при живых родителях, распадается каждый второй-третий брак, по числу производимых абортов Россия значительно опередила высокоразвитые страны, около миллиона детей-инвалидов нуждается в материальной, психологической и юридической помощи, растет число преступлений, совершенных подростками. Россия не только вышла «на передовые рубежи» по количеству алкоголиков, но и уверенно догоняет другие страны по числу наркоманов и токсикоманов. Социальное неблагополучие стало причиной участившегося жестокого обращения с детьми, психологических стрессов, заболеваний, самоубийств, проституции.

В мире накоплен колоссальный опыт социальной работы, том числе и с указанными группами населения. Имеется и немалый отечественный опыт. Процессы обострения социальных отношений требуют осмысления, анализа и обобщения. Необходимо выработать научно обоснованную концепцию социальной работы с населением, разработать социальные технологии, понятные и убедительные приемы организации и проведения социальной работы. Как свидетельствует мировой опыт, во многих странах без учета деятельности социальных работников не обходятся ни программы социального развития, ни социальная политика государства.

В настоящее время приоритетным направлением реформирования социальной политики является осуществление перехода к новой, более эффективной модели социальной политики - адресной социальной системе. Для модели адресной социальной политики характерны дифференциация выполнения социальных функций государства в отношении различных слоев населения, перераспределения социальных расходов государства в пользу наиболее уязвимых групп населения, повышения эффективности социальной системы, снижение социальной напряженности в обществе.

Уровень социальной напряженности, объем и характер накопившихся социальных проблем требуют придерживаться поэтапного, эволюционного подхода к построению новой модели социальной политики. В процессе перехода к адресной социальной системе можно выделить следующие основные стадии: антикризисное управление социальными процессами в обществе; достижение социальной стабильности; устойчивое развитие социальной сферы. Одним из главных направлений социальной политики является сфера социального обслуживания. Учреждения социального обслуживания входят в структуру социальной защиты. То есть организационно и финансово учреждения социального обслуживания подчиняются учреждениям социальной защиты.

Объект изучения - МБУ Комплексный центр социального обслуживания населения Баганского района Новосибирской области. Предмет изучения - организация социального обслуживания населения в Баганском районе Новосибирской области.

В соответствии с поставленной целью предполагается решить следующие задачи:

Изучить теоретико-методологические основы социальной защиты населения в РФ;

Проанализировать деятельность учреждений МБУ Комплексный центр социального обслуживания населения;

Предложить направления совершенствования социальной защиты населения.

Правовую базу социальной защиты определенных категорий населения разрабатывают следующие законы РФ - «О вынужденных переселенцах», «О занятости населения в Российской Федерации», «О социальной защите инвалидов», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «Об основах охраны труда в РФ», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и т. д.

Интерес к формированию и функционированию системы социальной защиты населения на современном этапе проявляют многие исследователи современного российского общества. Так основы организации социальной защиты населения рассматриваются в трудах таких авторов как М.И. Лепихов, Н. Подшибякина, В. Шарин и др.

Экономические основы социальной защиты населения рассматривают В.Д. Роик, Т.С. Пантелеева, Г.А. Червякова и др.

Основные направления и принципы социальной работы представлены в работах А.И. Войтенко, Е.И. Комарова, А.Н. Савинова, П.Д. Павленок и др.

Поставленные цель и задачи достигаются при помощи таких методов исследования как анализ документов и нормативно-правовых актов, сравнительный анализ, анализ статистических данных, включенное наблюдение, обобщение.

Научная новизна работы заключается в том, что в ней определяются достоинства и недостатки в формировании и функционировании системы социальной защиты населения в муниципальном образовании, а также вносятся предложения по ее оптимизации.

Практическая значимость работы определяется тем, что результаты исследования могут быть использованы в разработке социальных программ, а также в учебном процессе, в профессиональной подготовке специалистов.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

Глава 1. Теоретические и нормативно-правовые основы организации социального обслуживания населения в РФ

1.1 Основные направления государственной и муниципальной социальной политики в РФ

Социальная политика в Российской Федерации исходит из конституционного определения России как социального государства, политика которого направлена на создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека Система муниципального управления: Учебник для вузов / Под ред. В.Г.Зотова - СПб.: Лидер, 2005 С.225. .

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных; служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7 Конституции РФ).

Конституция гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потере кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 38-39).

В этих целях в РФ развивается система государственных и муниципальных служб, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Конституция провозглашает право каждого:

На труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37);

На жилище (ст. 40);

На медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет бюджетных средств, страховых взносов, и других: источников (ст. 41);

На бесплатное дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (ст.43);

На пользование учреждениями культуры и досуга и культурным ценностям (ст.44).

Российская система социальной политики базируется на принципах «кто ты есть» (наличие социальных пенсий и развитой системы категориальных льгот) и «что ты сделал» (система трудовых пенсий). Принцип «что ты имеешь» используется частично, например, при определении жилищных субсидий и выплате детских пособий.

Таким образом, социальная политика в Российской Федерации направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Конституцией РФ каждому гражданину гарантировано социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Одной из главных задач органов местного самоуправления является формирования и реализация муниципальной социальной политики.

Муниципальная социальная политика - это система целей, задач и механизмов их реализации, направленных на обеспечения населения социальными услугами, на содержания и развитие социальной сферы муниципального образования Система муниципального управления: Учебник для вузов / Под ред. В.Г.Зотова - СПб.: Лидер, 2005 С.221. .

Муниципальная социальная политика строится в русле социальной политики государства и во взаимодействии с органами государственной власти, в первую очередь с органами власти субъектов РФ. Через муниципальную социальную политику реализуются как собственные полномочия местного самоуправления, так и переданные на муниципальный уровень государственные полномочия в социальной сфере.

Социальная сфера и социальная политика (государственная и муниципальная) может рассматриваться в широком и более узком смысле слова. В широком смысле к социальной сфере относят все, что обеспечивает жизнедеятельность человека. В этом понимании вся муниципальная политика является социальной. В более узком смысле под социальной сферой муниципального образования, как сказано, понимается сфера воспроизводства самого человека, его физических и духовных параметров, тогда как воспроизводство материально-вещественной среды обитания человека относится к градообслуживающей сфере.

Социальная политика государства представляет собой систему принципов, целей, задач и средств, обеспечивающих такое социально приемлемое и допустимое материальное, политическое, культурное положение социальных групп и слоев населения, при котором они могут реализовать личные интересы и различными видами деятельности способствовать собственному развитию и развитию общества в целом.

Социальная политика осуществляется через интересы людей и выступает как управление интересами. Она призвана устранять противоречие между несовпадающими интересами различных субъектов, между текущими и перспективными интересами общества.

Состояние социальной сферы в таком смысле служит интегральным показателем эффективности экономики страны, гуманности юриспруденции и политического устройства общества, его духовности. Важнейшими задачами государственной социальной политики являются обеспечение целостности сообщества, его устойчивости, возможности динамичного развития, недопущения социальных конфликтов. Управление социальной сферой осуществляется на всех уровнях публичной власти: федеральном, региональном и муниципальном. Функции каждого уровня определяются в соответствии с законодательно разграниченными полномочиями.

Таким образом, муниципальная социальная политика направлена на обеспечение населения социальными услугами, на содержание и развитие социальной сферы муниципального образования. Муниципальная социальная политика строится в русле социальной политики государства и во взаимодействии с органами государственной власти. Социальная политика осуществляется через интересы людей и выступает как управление интересами.

При разработке социальной политики должны определяться приоритеты, которые в данный конкретный момент являются для общества наиболее настоятельными и неотложными, требуя первоочередного решения. Государственная и муниципальная социальная политика реализуется через социальное планирование и управление посредством системы социальных мероприятий и программ, проводимых федеральными, региональными и местными органами.

Важнейшим механизмом реализации социальной политики государства является система государственных минимальных социальных стандартов. Социальный стандарт - минимально необходимый уровень удовлетворения социальных потребностей населения. Некоторые примеры минимальных социальных стандартов:

Минимальный уровень оплаты труда;

Минимальный уровень социальных пенсий и других социальных выплат;

Обязательные стандарты и программы, в пределах которых образование является бесплатным;

Перечень лечебно-профилактических услуг, оказываемых за счет бюджетных средств.

Минимальные социальные стандарты призваны установить те пороговые значения социальных благ для человека, ниже которых опускаться нельзя (с позиции современных представителей об уровне и качестве жизни). Этот «стандартный» уровень социальных благ, гарантированных каждому человеку, должен быть доступным по цене или вообще бесплатным для потребителя, т.е. частично или полностью оплаченным из бюджетных и внебюджетных средств.

Социальные стандарты выражаются через социальные нормы. Социальные нормы - единые или групповые для однородных территорий меры социальных потребностей. Примеры социальных норм:

Норма обеспеченности населения учреждениями социально-культурной сферы;

Нормы наполняемости школьных классов и групп в детских дошкольных учреждениях;

Нормы обеспечения населения отдельными социальными услугами;

Нормы кадрового и материального обеспечения при оказании социальных услуг.

Соблюдение минимальных социальных стандартов и норм требует крупных бюджетных расходов. За последние годы в России было принято большое количество федеральных законов, устанавливающих те или иные социальные льготы, не обеспеченные финансированием. В связи с этим актуальна задача разумного ограничения общего количества социальных льгот и разграничения социальных стандартов на федеральные, региональные и муниципальные. При этом за федеральным уровенем должны сохраниться наиболее важные минимальные социальные стандарты. Каждый уровень бюджетной системы должен обеспечить финансирование введенных им социальных стандартов и норм и приводить их в соответствие с имеющимися финансовыми ресурсами.

В задачи федерального уровня власти входят установление основ государственной социальной политики, правовое регулирование отношений в социальной сфере, разработка федеральных программ социального развития страны, разработка и утверждение государственных минимальных социальных стандартов федерального уровня, обеспечение государственных гарантий их реализации.

Субъекты РФ разрабатывают основы региональной социальной политики с учетом исторических и культурных традиций территории; устанавливают региональные социальные стандарты и нормы, учитывающие государственные минимальные социальные стандарты; заботятся о сохранении и укреплении социальной инфраструктуры, находящейся в собственности субъектов РФ; организуют подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников в области образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты населения; обеспечивают соблюдение законодательства РФ во всех сферах социальной политики.

Муниципальный уровень призван конкретизировать методы, способы и механизмы достижения целей, определенных в рамках федеральной и региональной социальной политики, в привязке к особенностям конкретных территорий. Задачей органов местного самоуправления, как наиболее приближенных к населению, является непосредственное предоставление комплекса социальных услуг, обеспечивающих условия жизни человека и его воспроизводство.

На основе региональных норм и нормативов органами местного самоуправления могут разрабатываться местные социальные нормы и нормативы, учитывающие специфику конкретного муниципального образования.

Фактический объем социальных услуг, предоставляемых населению органами местного самоуправления таков:

Комплексные центры социального обслуживания ветеранов и других социальных групп;

Социально-реабилитационные центры и социальные приюты для несовершеннолетних;

Дома инвалидов и престарелых;

Детские дома;

Центры психолого-педагогической помощи населению и т.д.

Органы местного самоуправления осуществляют также мероприятия и содержат организационные структуры по борьбе с наркоманией, с детской беспризорностью, содействуют организации занятости населения, участвуют в подготовке и регистрации трудовых соглашений между трудовыми коллективами и работодателями на территории муниципальных образований, в разрешении трудовых споров.

Современный период развития человеческого общества принес понимание того, что демократическое, правовое государство может решать основные задачи только при наличии развитой системы самоуправления. Составляя одну из основ конституционного строя правового государства, местное самоуправление позволяет демократизировать аппарат управления, эффективно решать местные вопросы и обеспечивать учет интересов местных сообществ при проведении государственной политики, оптимально сочетать интересы и права человека и интересы государства.

Местному самоуправлению принадлежит важная роль в реализации одной из главных задач современности - соединение в единое целое интересов государства, общества и личности, поскольку главный смысл, сущность местного самоуправления состоит в том, чтобы на уровне каждой отдельно взятой личности осуществлять гармонизацию прав и свобод человека и гражданина с интересами государства и общества. Именно такая направленность местного самоуправления отвечает идеям современного демократического правового социального государства, высшая ценность которого - человек, его права и свободы Каверзин М.Ю. Государство и местное самоуправление: проблемы взаимодействия // Вестник Российского университета дружбы народов. - Сер.: Политология. - 2003. - № 4 - С. 13-19 .

Российская Федерация после длительного перерыва пытается вернуться к цивилизованной системе социального управления, включающего государственное управление и местное самоуправление.

Местное самоуправление необходимо рассматривать как многогранное, многоаспектное и многостороннее социальное явление. Современное местное самоуправление следует рассматривать как механизм взаимодействия территориальных сообществ и государства, главной задачей которого является согласование соответствующих интересов.

Становление местного самоуправления - задача не только самого местного самоуправления, но и государственной власти на всех ее уровнях.

Развитие местного самоуправления невозможно без поддержки государством, его политических решений, опирающихся на гражданские инициативы населения. В настоящее время становление местного самоуправления тормозится рядом нерешенных проблем, связанных с несовершенством ныне существующей правовой базы, в том числе: отсутствием федерального нормативного правового регулирования, обеспечивающего четкую реализацию ряда норм Конституции Российской Федерации о местном самоуправлении; отсутствием четкого нормативного правового разграничения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления; внутренней несогласованностью и бессистемностью законодательства Российской Федерации о местном самоуправлении; неэффективностью законодательного обеспечения финансово-экономической самостоятельности муниципальных образований; несовершенством системы судебной защиты интересов местного самоуправления.

Говоря о взаимоотношении местного самоуправления с институтами государства, необходимо также подчеркнуть, что местное самоуправление есть одна из форм демократии - как непосредственной, так и представительной. Общественные начала в местном самоуправлении имеют своим назначением повышение активности населения в решении вопросов управления государственно-общественными делами. Сочетание государственного и общественного в местном самоуправлении очень важно в практическом плане. С помощью единства этих двух начал решаются важнейшие общественно-государственные задачи.

Таким образом, если широко смотреть на обозначенную проблему взаимодействия государства и местного самоуправления, то можно трактовать органы государственного управления и органы местного самоуправления как элементы единой системы социального управления, публичной власти, обеспечивающей жизнедеятельность общества как единого целого. Чем больше государство, тем труднее ограничиться централизованным чиновничьим управлением, тем с большей необходимостью элементы самоуправления включаются в общее управление.

Согласно Конституции к вопросам совместного ведения относится координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

Такая взаимосвязь государственных и самоуправленческих начал обусловлена более глубинными и объективными факторами, в числе которых степень социально-экономической зрелости общества, соотношение и расстановка социальных групп - классовых, сословных, этнических и т. д., характер их борьбы или сотрудничества, духовные, национальные, культурные традиции, особенности геополитического положения, исторического развития, демографического состояния общества и др.

Государство - это сложная система, имеющая в своем составе социально-экономические и территориально-государственные формирования (субъекты Федерации), в пределах которых существуют более мелкие организационные образования (районы, города и др.). Государство воплощает в себе интеграцию интересов, норм и потребностей граждан и социальных групп, обусловленных проживанием на определенной территории.

В настоящее время организация самоуправления стала одной из важнейших политических задач.

Становление местного самоуправления нуждается в разработке института осуществления им государственных полномочий прежде всего в социальной сфере - наиболее близкой и болезненной для населения.

Социальная сфера - это то, где должно быть четкое и интенсивное взаимодействие государственной власти и местного самоуправления во имя интересов населения, каждого человека.

Задача местного самоуправления - обеспечить социальный комфорт каждому члену общества, воплотить в жизнь основной лозунг социального государства - о создании достойного уровня жизни человека.

Именно в этом социальный смысл, предназначение местного самоуправления в сегодняшних условиях.

1.2 Особенности организации социальной защиты и социального обслуживания в Российской Федерации и за рубежом

Система социальной защиты населения является одним из институтов реализации социально-экономической политики, цель которой состоит в обеспечении социальной стабильности и устойчивого экономического развития общества. Для достижения этой цели необходим эффективный механизм защиты трудоспособного населения от социальных рисков. Социальными рисками являются: болезнь, инвалидность, потеря кормильца, травматизм, безработица, миграция, потеря жилья, старость, бедность и им может быть подвержен любой человек в течение своей жизни.

Под социальной защитой населения в настоящее время понимается совокупность законодательно установленных экономических, социальных, юридических гарантий и прав, социальных институтов и учреждений, обеспечивающих их реализацию и создающих условия для поддержания жизни различных социальных слоев и групп населения, прежде всего, социально уязвимых.

Система социальной защиты должна гарантировать:

1. достойное социальное существование человека, уважение его чести и достоинств;

2. максимально полный охват социального пространства, ибо невозможно защищать тех, кто не включен в систему;

3. равномерное и равновесное распределение услуг, выплат и льгот в рамках всей социальной системы;

4. эффективность функционирования учреждений социальной защиты.

Объект социальной защиты - все группы населения. Однако особые приоритеты при этом имеют его уязвимые слои: семьи с низкими доходами, инвалиды, престарелые, дети-сироты, одинокие и многодетные родители, жертвы экологических бедствий и т.д.

В мировой практике выделяют два типа социальной защиты населения - активную и пассивную социальную защиту. Активная социальная защита ориентирована на трудоспособных членов общества и предполагает создание условий для самозащиты людей, в первую очередь, через активные действия на рынке труда и через их участие в социальном страховании. Пассивная социальная защита нацелена на нетрудоспособные и социально уязвимые слои населения и заключается, прежде всего, в прямой материальной поддержке.

В связи с этим существует два основных подхода к пониманию сущности социальной защиты:

1. социальная защита - это социальное обеспечение граждан и членов их семей, трансформированное к новым социально-экономическим условиям:

2. социальная защита населения - это социальная помощь, оказываемая отдельным категориям людей в виде предоставления социальных выплат, натуральной помощи и социальных услуг и имеющая адресный характер.

Международное организация труда (МОТ) относит к социальной защите социальное страхование и социальную помощь. В конвенциях МОТ сформулированы основные принципы социальной защиты населения, регламентируется минимальный уровень различных видов социальной защиты и категории населения, на которые они должны распространяться. Национальные системы социальной защиты формируются на основе конвенций МОТ с учетом специфики экономического, социального и культурного развития конкретной страны.

Система социальной защиты населения и профессиональная социальная работа тесно связаны и взаимозависимы. Как профессиональный вид деятельности социальная работа предполагает наличие необходимой законодательной и нормативной базы, развитой инфраструктуры, подготовленных кадров, словом, всего, что может представлять социальная защита как социальный институт. Система социальной защиты, прежде всего, на микроуровне является своеобразным «организационно-правовым полем» для социальной работы. В свою очередь, с помощью средств социальной работы реализуются функции социальной защиты. Приход в социальную работу подготовленных специалистов повышает эффективность мер по социальной защите.

В настоящее время в странах с рыночной экономикой используются разнообразные организационно-правовые формы социальной защиты населения. Ведущими, как было указано выше, в настоящее время являются социальное страхование и социальная помощь, включающие в себя различные выплаты и услуги. В разных странах эти указанные формы складывалась в зависимости от исторических условий и поэтому, несмотря на однотипность задач, имеют отличия в подходах и методах.

Особенности возникновения систем социальной защиты населения в США и странах Западной Европы

Развитие системы социальной защиты населения на европейском континенте имеет более длительную историю.

Так, например, в Великобритании первые указы, касающиеся социальных проблем, появились еще в 16 веке во времена правления Генриха Y111 (1531г). Они предписывали производить регистрацию лиц, живущих подаянием, и обязывали местные власти, включая церковных деятелей, производить отчисления в фонды для бедных. Это была первая попытка перейти от церковной неконтролируемой благотворительности к централизованной системе. Уже тогда власти пришли к выводу, что путем некоторого перераспределения ресурсов общества в пользу тех или иных лиц можно устранить или хотя бы облегчить социальные проблемы (Швейниц «England s road Social Security”).

В 1607 году королева Елизавета свела все законы и указы в один “Закон о бедных”, который просуществовал очень долго, часто пересматривался, с течением времени в него вносились многочисленные изменения, придававшие социальной помощи все более гуманный характер. Например, в середине 19 века в Англии уже были внедрены адресные программы помощи конкретным социальным группам, причем этот круг лиц, имеющих право на социальную помощь, постоянно расширялся.

Однако, индустриальная революция поставила новые проблемы, которые требовали радикальной реформы английского социального законодательства. Большую роль в этом направлении сыграли Сидней и Беатрис Веббс, изложившие в своем докладе на парламентской комиссии по делам бедных новые принципы социальной помощи, такие как всеобщность, обязательность и ориентация на устранение социальных проблем.

С 1909 года в Великобритании было принято много новых законов, которые отражали перемены, произошедшие в массовом сознании и изменения в социальной политике. В 1911 году был принят Закон о национальном страховании, вводивший обязательное страхование на случай болезни и безработицы. В 1925 - законы о пенсиях по старости и о пособиях вдовам и сиротам. В соответствии с Законом о местной администрации, принятым в 1929 году, были созданы комитеты социальной помощи, подчиняющиеся местной администрации (советам графств) и осуществляющие социальную работу на местах. В 1934 году вышел Закон о безработных, который утвердил совет по безработным в общенациональном масштабе, и в соответствии с которым оказывалась помощь лицам, не имеющим страховки, выплачивались дополнительные пособия пенсионерам и вдовам. Таким образом, в 30-е гг. в Великобритании централизованную помощь получали безработные, вдовы, сироты и инвалиды войны. Другие категории населения получали социальную помощь от местных администраций (советов графств).

В других европейских странах системы социальной защиты населения не имеют столь глубоких истоков. Но, как и в Великобритании в таких странах как Германия, Швеция, Дания, Финляндия, социальная защита как система законодательных, экономических и социальных гарантий для всех групп населения начала складываться примерно в то же время, к концу 19 века.

Например, в Германии Бисмарк, чтобы избежать создания самостоятельной системы самими рабочими, принимает серию социальных законов: закон о страховании на случай болезни (1884), закон о страховании от несчастных случаев (1885), закон о страховании в связи со старостью и инвалидностью (1891). Созданная система социальной защиты была связана в то время в Германии, в основном, с трудом на промышленных предприятиях.

В Швеции развитие системы социального страхования началось в то же время, что и в Германии, в 80-е годы XIX века, и главное внимание сначала уделялось социальной помощи по месту работы. С 1913 года начала осуществляться первая национальная программа социального обеспечения (система народных пенсий). Следующий, третий этап развития социального страхования в Швеции связан с выходом Закона о социальных услугах в 1982 году, включающего все сферы социальной деятельности государства.

В США, как пишут американские ученые, федеральное правительство «долгое время не чувствовало за собой никакой ответственности за благотворительность». Конечно, оно создавало больницы, агентства, но, в целом, политику не определяло. Исследователи считают, что это было связано с особенностями возникновения государства США. Штефан Бечки пишет, что в Соединенных Штатах долго царило убеждение, что каждый человек является кузнецом своего счастья и государство не должно вмешиваться в его жизнь, поскольку успех предопределен всевышним. Заботу в бедных брали на себя, как было сказано выше, благотворительные организации. Важным признаком американского общества, построенного по принципу «помоги себе сам», была готовность людей помочь друг другу. Помощь оказывалась соседями внутри этнических групп и была направлена на преодоление трудностей, связанных с переселением. Она способствовала формированию феноменального чувства ответственности каждого за общее благодеяние. Нужда и бедность рассматривались чаще всего как результат личных ошибок. Поэтому от человека ожидалось, что он найдет в себе силы и сможет отказаться от помощи на благо другим. И только когда индустриализация стала стремительно преобразовывать США, стало понятно, что бедность не есть следствие ошибок человека.

Первые шаги в этом направлении предприняли власти штатов в 20-е годы прошлого столетия. Они стали выделять средства и создавать официальные организации, ведающие помощью. То есть, развитие государственной поддержки шло снизу вверх. Вспомним, что в это время уже были профессиональные социальные работники, которые подвергали критике деятельность чиновников, разрабатывали свои методы работы. Термин «социальное обеспечение» получил распространение тогда же, когда и термин «социальная работа» - в начале 20-го века. Постепенно понятие «система социального обеспечения» стало обозначать программы и агентства, а термин «социальная работа» - их деятельность. Забегая вперед, скажем, что термин «социальная служба», по мнению американцев, означает тип агентства и выполняемые им функции.

В 1935 году президент Рузвельт принимает Закон о социальном страховании, который включает в себя страхование по старости и выплату пособий по безработице. Исследователи считают, что выход этого закона является началом современной системы социального обеспечения в США. С 1935 года социальная работа развивается в Северной Америке в контексте активного вмешательства государства в социальную сферу. А вплоть до 30-х годов в социальной политике США господствовал принцип «твердого индивидуализма», а государственное вмешательство объявлялось неамериканским подходом. Поэтому американскую модель социального обеспечения некоторые отечественные авторы называют американский индивидуализм. Европейскую модель отечественные авторы называют «европейский традиционализм», противопоставляя американской. Но деление это в реальности чисто условное. Речь должна идти не о собственно американской или европейской модели социальной работы, а о моделях осуществления социальной политики, о различных формах реализации концепции социального благосостояния.

Принципы и функции систем социальной защиты в странах Западной Европы

Практически все страны Западной Европы используют социальное страхование на случай социального риска и оказывают социальную помощь людям, находящимся за чертой бедности.

Однако системы социального страхования и социальной помощи в этих странах реализуются по-разному, и в связи с этим они могут быть разделены на четыре группы:

1. страны, где доминируют страховые принципы, где размеры выплат и пособий связаны с индивидуальными страховыми взносами;

2. страны, где страховые принципы социальной защиты населения менее выражены, где размеры пособий и выплат более соответствуют индивидуальным потребностям, а финансирование осуществляется в основном из налоговых фондов;

3. страны, занимающие промежуточную позицию между первыми двумя;

4. страны, где системы социальной защиты населения, как таковой, пока нет, она только формируется.

К первой группе относятся Германия, Франция, Бельгия и Люксембург. В этих странах системы защиты населения базируются на договорно-страховых принципах. Наемные трудящиеся выплачивают определенную часть своих доходов в страховой фонд, что дает им право воспользоваться услугами фонда, когда им понадобиться помощь в размерах, соответствующих накоплениям в страховом фонде. Одновременно работодатели от имени своих наемных рабочих также отчисляют определенные суммы в этот страховой фон.

В большинстве случаев сумма выплат из страхового фонда зависит от заработной платы и связана с той суммой, которая была накоплена за счет взносов работающего и работодателя. Исключение составляют расходы на медицинское обслуживание и семейные пособия. Основная цель этой системы - поддержать уровень жизни человека в случае его болезни, инвалидности и потери работы. Такая система позволяет перераспределить доходы человека на протяжении его физической жизни. Во всех европейских странах страховые отчисления являются основным источником финансирования социальной защиты. В некоторых случаях фонд может быть расширен за счет больших или меньших отчислений из общей расходной статьи национального бюджета, за счет налоговых выплат.

Однако во всех странах этой группы государство берет на себя обязательство перед гражданами за то, чтобы доходы любого гражданина не опускались ниже гарантированного минимума, независимо от того, какой доход он получал ранее и сколько внес в страховой фонд. Этот вид выплат осуществляется из общенационального бюджета.

Здравоохранение в основном финансируется также за счет страховых взносов, однако минимум медицинского обслуживания гарантирован за счет бюджета. Медицинское обслуживание в основном ложится на частный сектор с последующим возмещением расходов граждан за счет государства.

Вторая группа стран, к которой относятся Великобритания, Дания, Ирландия, отличается от первой тем, что социальная защита в меньшей степени связана со страховыми накоплениями. В этих странах большую роль в финансировании социальной сферы играет государственный бюджет. Социальные выплаты и пособия распределяются более равномерно. В основе такого распределения лежит идея о том, что люди в нужде равны, поэтому социальная помощь должна быть оказана, исходя из потребностей человека, а не из его прежних доходов. Разница между выплатами и пособиями заключается в основном в том, что социальные выплаты обязательны, на них имеет право претендовать каждый гражданин по закону, а пособия даются далеко не всем, в зависимости от нуждаемости и характера социального риска. В этих странах медицинское обслуживание сосредоточено в основном в общественном секторе.

К третьей группе стран относятся Нидерланды и Италия, представляющие смешанную систему социального обеспечения. Однако их системы более близки к системам первой группы стран. Но есть и определенные отличия. В Италии, например, государство не берет на себя обязательства по выплате гарантированного социального минимума доходов. Такие гарантии дают лишь некоторые местные власти в отдельных областях. В Нидерландах, наоборот, социальное обеспечение находится на очень высокой ступени развития, и система охватывает каждого жителя страны.

К четвертой группе стран относятся Испания, Португалия, Греция. Системы социальной защиты населения этих стран находятся пока в зачаточном состоянии. В этих странах нет гарантированного минимального дохода, и социальное обслуживание доступно далеко не всем гражданам.

Во всех европейских странах социальная защита многофункциональна. Как правило, она выполняет 11 функций, соответствующих основным социальным рискам, которым подвергается человек в течение жизни.

Риск заболевания: выплаты соответствуют полной или частичной компенсации доходов, утрачиваемых в связи с невозможностью трудиться; покрывают полностью или частично медицинское обслуживание, как в общественном, так и в частном секторе.

Риск инвалидности: выплата пенсий и пособий лицам, полностью утратившим способность трудиться и вести нормальную жизнь в социуме; медицинское обслуживание, связанное с инвалидностью; расходы по реабилитации.

Риск производственного травматизма и профессионального заболевания: выплата пенсий и пособий, компенсаций и другие формы прямых выплат; специфическая медицинская помощь;

расходы, связанные с производственной реабилитацией и другие формы социального обслуживания.

Риск потери кормильца: пенсии и пособия в случае потери кормильца, посмертное пособие, ритуальные услуги.

Риск безработицы: пособие, связанное с полной или частичной безработицей; оплата временного или эпизодического труда, организованного властями, не заменяющей пособие.

Риск миграции: расходы, связанные с перемещением трудовых ресурсов, обучением, переквалификацией; пособия, связанные с переездом на новое место жительства бывших безработных.

Риск потери жилья: субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг некоторым категория населения.

Риск материнства: расходы на выплату пособий по беременности и родам; расходы на медицинское обслуживание матери и ребенка и другие формы обеспечения беременных и рожениц.

Семейные пособия: пособия на детей-иждивенцев, натуральная помощь в виде продовольственных товаров, оплаты путевок, помощь на дому и пр.

Другие виды социальной помощи: дополнительное обслуживание бедняков, расходы на профилактику правонарушений несовершеннолетних, пособия жертвам военных действий и стихийных бедствий и пр.

Очевидно, что расходы на те или иные выплаты и пособия в разных странах, весьма, различны. Рассмотрим на примере оказания помощи семье.

Различия среди европейских стран по этой статье расходов довольно значительны. Одна группа стран, среди которых Греция, Италия, Португалия и Испания, тратят менее 1% своего ВНП на эти цели. Другая группа стран - Германия и Нидерланды - от 12,5 до 2%, в то время как оставшиеся страны - более 2%.

Большинство стран озабочены сокращением рождаемости. В этой связи многие страны внесли существенные изменения в политику оказания помощи семье. Так, во Франции в начале 80-х гг. были приняты законы в пользу многодетных семей. Например, семья с тремя и более детьми стала получать пособие в размере трети средней заработной платы.

Во всех странах размеры пособий на детей возрастают с каждым новым ребенком. Исключение составляют Ирландия, Нидерланды, Португалия и Великобритания, где размер пособия не меняется со вторым и третьим ребенком. В Бельгии, Германии, Италии и, особенно, во Франции сумма выплат значительно возрастает, начиная со второго ребенка.

Во многих странах были увеличены пособия по беременности и родам. Такая политика была направлена на то, чтобы создать наилучшие условия для сочетания работы, карьеры и заботы о доме и семье. В этой связи в течение последних пяти лет во многих странах была увеличена продолжительность отпуска по беременности и родам. Самый большой отпуск по беременности и родам в настоящее время в Дании (28 недель) и во Франции (26 недель). В остальных странах он варьируется от 13 до 20 недель.

Во многих странах для родителей, которые бы хотели находиться с ребенком более продолжительное время, существуют социальные пособия, но они небольшие. Такие пособия есть в Германии, Бельгии, Италии. Например, в Германии оно составляет 22% от заработной платы по достижению ребенком возраста 2-х лет. В Бельгии и Италии чуть больше, но срок их выплат меньше.

Проблема неполных семей в Европе такая же острая, как и в России. Практически во всех странах есть специальные пособия для таких семей, однако, условия выплаты разные. Например, в Греции пособие может получать только мать, но не одинокий отец. В Испании и Португалии лишь в отдельных провинциях местные власти выплачивают такие пособия. Во Франции сумма пособия составляет 50% средней заработной платы до 3-х летнего возраста. В других стран эта сумма значительно меньше.

1.3 Опыт организации социального обслуживания в городских округах: проблемы и перспективы

Социальная защита представляет собой систему законодательных, экономических, социальных и иных гарантий, обеспечивающую всем трудоспособным гражданам равные права и условия для труда, а нетрудоспособным (социально уязвимым) слоям - преимущества в пользовании общественными фондами потребления, прямую материальную и социально- психологическую поддержку во всех формах.

Социальная поддержка - это временные или постоянные меры адресной поддержки отдельных категорий граждан в кризисной ситуации.

Социальная защита и социальная поддержка граждан являются прерогативой государства. Федеральное законодательство относит к компетенции муниципальных районов и городских округов в данной сфере только опеку и попечительство и к компетенции поселений - оказание содействия в установлении в соответствии с федеральными законами опеки и попечительства над нуждающимися в этом жителями поселения. Однако основную часть забот по социальной поддержке граждан традиционно осуществляют органы местного самоуправления в качестве государственных полномочий. Как наиболее близкие к населению, органы местного самоуправления лучше знают конкретные условия жизни отдельных граждан и могут выполнять функции социальной поддержки более эффективно. В связи с недостаточностью государственного финансирования местные бюджеты несут существенную долю затрат по социальной поддержке населения.

Основные формы социальной поддержки отдельных групп населения являются:

Денежные пособия;

Помощь в натуральной форме (продукты, одежда);

Субсидии (целевые средства для оплаты услуг);

Компенсации (возмещение некоторых расходов).

Муниципальная политика в области социальной защиты и социальной поддержки населения представляет собой реализацию собственных и переданных (федеральных, и региональных) государственных полномочий по организации комплекса мероприятий, направленных на предохранение отдельных уязвимых групп населения и граждан от попадания в зону крайнего социального неблагополучия. Формирование и реализация местной политики в области социальной поддержки населения осуществляются в рамках адресной помощи конкретным группам и слоям населения, отдельным гражданам Волгин И.А. Социальное государство: Учебник / И.А. Волгин, Н.Н. Грищенко, Ф.И. Шариков. - М.: Дашков и К, 2004. с. 56. .

К основным критериям для оказания социальной поддержки отдельным категориям граждан на муниципальном уровне относятся следующие:

Низкий уровень материальной обеспеченности. Если размер душевого дохода человека (семьи) ниже определенного законодательно установленного нормативного значения, этот человек (семья) нуждается в социальной поддержке. Нормативное значение душевого дохода определяется ценной потребительского набора, характеризующего прожиточный минимум в расчете на одного члена семьи для данного периода развития общества;

Нетрудоспособность, следствием которой является невозможность самообслуживания;

Утрата жилища и имущества.

а) нетрудоспособные:

1) пенсионеры;

2) инвалиды;

3) граждане, находящиеся на попечении государства (в домах престарелых, инвалидов и т.д.);

б) малоимущие;

в) попавшие в экстремальные ситуации:

1) безработные;

2) пострадавшие при чрезвычайных ситуациях (пожары, наводнения, землетрясения и т.д.);

3) беженцы и переселенцы.

Для каждой из перечисленных категорий государством разрабатываются специфические программы социальной защиты, а на местном уровне - программы социальной поддержки.

Социальная защита и социальная поддержка населения эффективна на основе применения программного подхода. Можно выделить два вида программ: объективные (рассчитанные на определенную социальную группу населения) и проблемные (рассчитанные на решение какой-то социальной проблемы).

Для реализации муниципальной политики в сфере социальной поддержки населения в муниципальных образования создаются различные учреждения социального обслуживания, а в структуре местных администраций - органы (отделы, комитеты, департаменты) социальной защиты. Структура этих органов зависит от финансовой возможностей муниципального образования, сложившейся системы управления, наличия необходимых специалистов.

Социальное обслуживание осуществляется муниципальными учреждениями бесплатно и за плату. Бесплатное социальное обслуживание предоставляется в объемах, определяемых государственными стандартами социального обслуживания. Платные социальные услуги оказываются в порядке, установленном Правительством РФ.

Финансирование муниципального сектора системы социального обслуживания осуществляется за счет средств местных бюджетов и субвенций из средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, направленных в муниципальный бюджет на содержание и развитие сети учреждений социального обслуживания, а также на оплату гарантированных государством социальных услуг, включенных в федеральные и региональные перечни. Размер субвенций определяется ежегодно при утверждении соответствующих бюджетов.

Итак, как отмечалось, состояние экономики страны в настоящее позволяет осуществлять тотальное социальное обеспечения населения, что характерно для социального государства. Увеличивается разрыв между возможностями государства выполнять свои задачи по финансированию, и проблем во взаимоотношениях государства и органов местного самоуправления, которые осуществляют на конкретной территории различные виды социальной помощи.

Глава 2. Анализ организации социального обслуживания населения в МБУ Комплексный центр социального обслуживания населения Баганского района Новосибирской области

2.1 Организационные и нормативно-правовые основы деятельности МБУ Комплексный центр социального обслуживания населения Баганского района Новосибирской области

Муниципальное учреждение является юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность на основании Устава, имеет юридический адрес, обособленное имущество на праве оперативного управления, самостоятельный баланс, лицевой и иные счета в органах казначейства, печать с изображением Герба субъекта Российской Федерации со своим наименованием и наименованием Учредителя, штамп для согласования документов, бланки, фирменную символику и другие реквизиты, утвержденные в установленном порядке.

Наименование Учреждения: - муниципальное бюджетное учреждение Комплексный центр социального обслуживания населения Баганского района Новосибирской области.

Учредителем учреждения является отдел социальной защиты населения Баганского района. Учреждение действует под руководством Учредителя, который оказывает Центру организационно-методическую и финансовую помощь. Контроль за деятельностью Учреждения осуществляется учредителем или его законным представителем на территории муниципального образования, финансовым управлением района, а также государственными органами Госсанэпиднадзора, налоговой, контрольно-ревизионной и другими государственными службами в пределах их компетенции. Учреждение отвечает по своим обязательствам в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств. При недостатке денежных средств субсидиарную ответственность по его обязательствам несет Учредитель.

Подобные документы

    Теоретико-правовые основы расходов на социальное обеспечение в РФ, их на примере ГУ "Комплексный центр социального обслуживания населения Речинского района г. Омска". Основные направления оптимизации социальной работы в условиях КЦСОН Речинского района.

    дипломная работа , добавлен 03.10.2010

    Понятие, принципы, цели и задачи социального обслуживания населения. Виды и специфика деятельности учреждений социального обслуживания населения в Российской Федерации. Учреждения социального обслуживания семьи и детей, пенсионеров и инвалидов.

    курсовая работа , добавлен 21.06.2013

    Характеристика сущности, целей, задач социального обслуживания населения. Система социального обслуживания населения: принципы, функции, виды, формы деятельности. Описание современных проблем социального обслуживания, его организация в Ростовской области.

    курсовая работа , добавлен 05.01.2017

    Роль видов социального обслуживания, значение их в отрасли социального обслуживания. Функции и принципы социального обслуживания. Порядок и условия оказания социальных услуг. Учреждения социального обслуживания населения: их виды и специфика деятельности.

    курсовая работа , добавлен 23.01.2014

    Шкала самооценки профессиональных знаний-умений. Организационная структура учреждения "Территориальный центр социального обслуживания населения Ленинского района". Таблица профессиональных обязанностей сотрудников. Основные технологии социальной работы.

    отчет по практике , добавлен 28.02.2014

    Направления работы медико-социального учреждения "Комплексный центр социального обслуживания населения Азовского немецкого национального района". Функции, роль и место специалиста участковой социальной службы в системе социальной работы с семьей и детьми.

    отчет по практике , добавлен 02.03.2016

    Сущность, цели и задачи социального обслуживания населения. Система социального обслуживания населения: принципы, функции, виды и формы деятельности. Учреждения социального обслуживания семьи и детей, пенсионеров. Социальное обслуживание инвалидов.

    контрольная работа , добавлен 11.11.2008

    Основные органы социального обеспечения населения. Значение социальной защиты в жизни современного общества. Роль органов государственной власти и управления в социальной защите населения. Финансовое обеспечение учреждений социального обслуживания.

    дипломная работа , добавлен 23.10.2011

    Сущность социального обслуживания, нормативно-правовые основы его организации. Состояние организации социального обслуживания сельского населения в Татарстане. Организация социального обслуживания сельского населения в Нижнекамском муниципальном районе.

    дипломная работа , добавлен 05.12.2010

    Специфика организационной, управленческой и административной деятельности бюджетного учреждения Омской области "Центр социального обслуживания Полтавского района". Разработка и реализация программ оказания услуг нуждающимся в социальной реабилитации.

ОТЧЕТ

о работе МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Краснотуранского района»

за 2014 год.

За 2014г. оказано 316629 социальных услуг 7157 гражданам.

Социальные услуги на дому получили 498 пожилых граждан и инвалидов,

Социальные услуги в стационарных условиях получили 23 человека,

Социальные услуги в полустационарных условиях получили 545 граждан,

Цель деятельности МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Краснотуранского района» (далее - МБУ КЦСОН) - социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, семей с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию, других граждан, имеющих право на социальное обслуживание.

Категории обслуживаемых граждан: граждане пожилого возраста и инвалиды, частично или полностью потерявшие способность к самообслуживанию; инвалиды первой, второй, третьей групп, дети-инвалиды; граждане, попавшие в трудную жизненную и кризисную ситуацию, граждане категории БОМЖ, граждане, вернувшиеся из пенитенциарных заведений.

Направления деятельности МБУ КЦСОН:

  • социальная реабилитация инвалидов в соответствии с рекомендациями индивидуальной программы реабилитации инвалидов (далее - ИПР), в том числе детей-инвалидов;
  • социальная работа с гражданами пожилого возраста и инвалидами (в нестационарных и стационарных условиях);
  • социальная работа с гражданами, находящимися в сложной жизненной ситуации, с социально-дезадаптированными гражданами: участниками боевых действий, гражданами без определенного места жительства, гражданами, вернувшимися из пенитенциарных заведений и др.;
  • консультативная работа с населением: социальное консультирование, оказание социально-правовой и юридической помощи населению

В соответствии с постановлением администрации Краснотуранского района № 183-п от 29.03.2011г МБУ КЦСОН утверждено муниципальное задание. Исполнение муниципального задания по показателю, характеризующему качество муниципальной услуги, в целом по учреждению составил 100% Показатель, характеризующий объем муниципальной услуги (в натуральных показателях) в целом составил 109%. Выполнение муниципального задания по оказанию социальных услуг составило 105%

Приоритетное направление работы учреждения в 2014 г - реализация муниципальной программы «Система социальной защиты населения Краснотуранского района на 2014-2016 годы», подпрограммы «Повышение качества и доступности социальных услуг населению» - в том числе. Его реализация дала возможность повысить качество жизни более 1500 гражданам пожилого возраста и инвалидам.

Социальная реабилитация инвалидов.

В Краснотуранском районе проживает (по данным социального паспорта на 01.01.2014г.) проживает 1197 инвалидов «старше 18 лет» и 76 семей с детьми-инвалидами, в них 84 ребенка-инвалида. Для решения главной задачи МБУ КЦСОН в отношении инвалидов - содействия в восстановлении личностных ресурсов или их компенсации, применяется интегративная технология социальной работы - социальная реабилитация.

Проведено 5 заседаний клубов - «Нимфа» (инвалиды старше 18 лет), 4 заседания клуба «Эдельвейс» (для семей с детьми-инвалидами), 5 заседаний туристического клуба «Горизонт».

В рамках работы «Школы для родителей» проведены 7 занятий по обучению родителей организации и проведении реабилитационных занятий с детьми в домашних условиях. В селах Белоярск, Александровка, Восточное, Диссос, Новая-Сыда, Саянск, Моисеевка проведены обучающие занятия по изготовлению и использованию развивающих пособий.

На базе отделения реабилитации инвалидов реализуются локальные социальные развивающие программы для детей-инвалидов «Уроки здоровья», «Театр-творчество-дети», «Терапия искусством», работает театральный кружок «Лицедеи», фольклорный кружок «Потеха», студия «Волшебный сундучок», изостудия «Палитра».

За отчетный период были внедрены в деятельность отделения новые социальные технологии: методы и методики домашнего визитирования и удаленного сопровождения семей, имеющих детей-инвалидов. Для специалистов - субъектов процесса социальной реабилитации инвалидов была организована и проведена стажировочная площадка «Основные направления и практика социо-культурной реабилитации молодых инвалидов».

Социальная работа с гражданами пожилого возраста и инвалидами (в стационарных и нестационарных условиях).

В Краснотуранском районе проживает (по данным социального паспорта на 01.01.2014 г.) 3749 пенсионеров по возрасту и 1197 инвалидов «старше 18 лет».

В стационарных условиях - в отделении временного проживания для граждан пожилого возраста и инвалидов «Веста-2» были созданы условия для проживания и социальной реабилитации 23 граждан престарелого возраста и инвалида, частично или полностью потерявших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе.

За 2014г. социальным обслуживанием на дому было охвачено 498 человек (372 пенсионера, 124 инвалида), которым оказано 162266 социальных услуг.

Отделением срочного социального обслуживания оказано 12803 социальные услуги, обслужены 3298 человек (3079 пенсионеров, 1439 инвалидов, 1784 граждан категории «семья с детьми» и др. Срочное социальное обслуживание на дому предоставлено 90 гражданам. Им оказано 2191 социально-бытовая услуга.

В швейном цехе обслужено 101 человек, в социальной парикмахерской обслужено 2060 человек, из них 36 - бесплатно.

Полустационарным социальным обслуживанием охвачено 545 человек.

В отделении для граждан «третьего» возраста успешно использовались новые технологии (эксперсс-выставки - фотосушка, флешмоб-технологии, арт-технологии - сухое валяние) и мероприятия программы «Спортивно-оздоровительная среда» - пляжный волейбол, спортивное ориентирование и др.

Таким образом, в 2014 г обслужено 5786 граждан пожилого возраста и инвалидов.

Социальная работа с гражданами, находящимися в тяжелой жизненной ситуации и с социально дезадаптированными гражданами

За 2014г. в учреждение обратилось 1080 граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. В социальную гостиницу оформлено 196 человек, 98 гражданам выдана гуманитарная помощь.

В рамках подпрограммы «Повышение качества и доступности социальных услуг населению» 10 малоимущим гражданам вручены продуктовые наборы, 10 гражданам - санитарно-гигиенические наборы.

За 2014 г. осуществлено 28 рейдов в села района. В ходе рейдов более 600 граждан получили информацию по вопросам социального обслуживания, социальной поддержки, социального обеспечения.

В учреждении организован ежедневный прием граждан. За отчетный период консультативную помощь получили более 950 граждан. Информационно-посреднических и социально-правовых услуг оказано более 1600.

Юрисконсультом учреждения принято 45 граждан, которым было бесплатно оказаны юридические услуги: юридические консультации, помощь в оформлении документов, составлении исковых заявлений.

Количество социальных услуг (по видам) представлено в таблице 1.

Таблица 1

Социальные услуги (по видам), оказанные МБУ КЦСОН

Наименование социальной услуги

Количество социальных услуг

Базовый индекс

Цепной индекс

Всего социальных услуг, из них:

Социально-правовые

Социально-экономические

Социально-медицинские

Социально-педагогические

Социально-психологические

Социально-бытовые

Из таблицы 1 видно, что увеличилось количество социально-медицинских, социально-психологических услуг и наметилась устойчивая тенденция снижения социально-бытовых услуг.

Итоги работы учреждения в соответствии с показателями муниципального задания по оказанию социальных услуг представлены в таблице 2, рисунках 1,2.

Таблица 2

Рисунок 1. Количество социальных услуг

Рисунок 2. Численность граждан, получивших социальные услуги

Таким образом, анализ динамики социальных услуг дает основание сделать вывод: задача повышения эффективности системы социального обслуживания населения, поставленная перед учреждением в начале 2014 г., выполняется.

Направления деятельности МБУ КЦСОН, ее содержание будут направлены на выполнение муниципального задания на 2014 год. Для этого необходимо:

  • выявлять потенциальных потребителей социальных услуг и предоставлять им социальные услуги в соответствии с потребностями в них;
  • внедрять инновационные методы и технологии, способствующие адресной и высококачественной социальной помощи;
  • расширить спектр гарантированных государством социальных услуг, а также расширить перечень дополнительных социальных услуг;
  • создать эффективную систему контроля качества социальных услуг в соответствии с национальными государственными стандартами
  • совершенствовать систему кадрового обеспечения: повышение квалификации сотрудников, в том числе и через ротацию кадров, а также увеличения в штатном расписании доли сотрудников с профильным профессиональным образованием.

Теоретико-методологические основы социального обслуживания населения в РФ. История возникновения направления и функции социального обслуживания населения в России. Экономико-правовые основы социального обслуживания населения.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

12984. Финансовое планирование и исполнение сметы доходов и расходов (на примере Бюджетного учреждения социального обслуживания Сокольского муниципального района «Комплексный центр социального обслуживания населения 4.08 MB
Понятие и законодательные основы функционирования бюджетных учреждений в РФ. Основные методы планирования сметы доходов и расходов применяемые в бюджетных учреждениях РФ на современном этапе. Направления совершенствования финансового планирования и эффективности использования бюджетных ресурсов в БУ СО КЦСОН...
18947. Организация и управление социальной помощью инвалидам в г. Санкт-Петербурге (на примере деятельности СПБ ГУ Комплексный Центр Социального Обслуживания Населения Кировского района Санкт-Петербурга) 578.35 KB
Оценить деятельность и взаимоотношения в выделенных трудовых группах определить общий характер межличностного взаимодействия в различных профессиональных группах произвести оценку возможностей коллективов определить лидеров и аутсайдеров. Оценить деятельность и взаимоотношения в выделенных трудовых группах определить общий характер межличностного взаимодействия в различных профессиональных группах произвести оценку возможностей коллективов определить лидеров и аутсайдеров. Оценить деятельность и взаимоотношения в выделенных трудовых...
20634. Экономические основы деятельности учреждений социального обслуживания населения (На примере Химкинского комитета социальной защиты населения Московской области) 58.46 KB
Становление и развитие социальных служб в России началось с конца 80-х начала 90-х годов. Наибольшее распространение получили центры социального обслуживания. Они предоставляли различные услуги: адресную помощь, организацию дневного пребывания, вещевую помощь.
14350. ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ СТРЕССАМИ СОТРУДНИКОВ В ОРГАНИЗАЦИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ 134.82 KB
В данной работе мы рассматриваем проблему борьбы со стрессом в организациях социального обслуживания населения на примере ГУ КЦСО «Берег». Важность эмпирической разработки этой проблемы определяется тем, что по своему содержанию деятельность социальных работников относится к категории «повышенного риска» с точки зрения развития профессионального стресса. Типичными следствиями длительного переживания профессионального стресса у социальных работников являются различные нарушения физического и психического здоровья
7580. Практика социального обслуживания граждан пожилого возраста в г. Брянске (на примере ГУ ЦСО «Доброе сердце») 55.85 KB
Смысл социальной работы – социальная реабилитация, действительное восстановление в привычных обязанностях, функциях, видах деятельности, характере отношений с людьми, превращении пожилого человека из объекта (клиента) в субъекта.
10015. ИССЛЕДОВАНИЕ ОПЫТА И КАЧЕСТВА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ И СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА КАК ОБЪЕКТА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ ГБУ «ЦСОГПВИИ ПЕРЕВОЗСКОГО РАЙОНА» 320.73 KB
Актуальность работы заключается в возникновении общественной потребности в эффективной социальной помощи пожилым людям в условиях социально-экономических изменений, происходящих в нашей стране. Социальная работа направлена на психологическую поддержку пожилых в различных трудных и кризисных ситуациях, вызывающих психологический дискомфорт и эмоциональную нестабильность, на содействие эффективной адаптации к социальной среде, к изменяющимся социальным условиям.
19012. Совершенствование дистанционного банковского обслуживания (на примере ОАО «Росгосстрах Банк») 5.71 MB
Н1 Дистанционное банковское обслуживание ДБО общий термин для технологий предоставления банковских услуг на основании распоряжений передаваемых клиентом удаленным образом то есть без его визита в банк чаще всего с использованием компьютерных и телефонных сетей. Для описания технологий ДБО используются различные в ряде случаев пересекающиеся по значению термины: Клиент-Банк Банк-Клиент Интернет-Банк Система ДБО Электронный банк Интернет-Банкинг on-linebnking remotebnking directbnking homebnking internetbnking PC bnking...
14407. Формирование и перевод терминолексики комплексного туристического обслуживания 69.8 KB
Сегодня, хотя прошло более сорока лет, данное высказывание остается актуальным. При отсутствии строго аргументированной, в научном плане, терминологии невозможно плодотворное и успешное развитие ни одной науки или области знания. Неоспоримым является и тот факт
18907. Понятие и принципы социального обслуживания 168.17 KB
Характеристика Управления социальной защиты населения Мытищинского муниципального района Московской области. Анализ организации социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов и оказанию реабилитационных услуг населению Мытищинского муниципального района Московской области...
11324. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН 48.82 KB
Нуждающимся в помощи признается тот, кто не в состоянии обеспечить собственными силами свое существование или помочь себе в особых жизненных ситуациях, а также тот, кто не получает достаточной помощи, чтобы иметь жизненно необходимые продукты и предметы
Loading...Loading...