Конкурентные и неконкурентные способы определения исполнителя по государственному и муниципальному контракту. Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Новый способ определения поставщиков по 44 фз

Осуществление различного рода государственных нужд происходит только на основании выполнения того или иного государственного или муниципального заказа. Выбор юридического или физического лица, которое такой государственный заказ будет в полном объеме реализовывать, должен осуществляться в строгом соответствии с положениями действующего законодательства.

С 1 января 2014 года для осуществления регулирования всех вопросов, связанных с исполнением контрактов для обеспечения таких нужд, используется Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок», принятый 5 апреля 2013 года и получивший номер 44-ФЗ. В рамках этого закона определены те основные способы, которые должны использоваться для определения возможного исполнителя по государственному или муниципальному контракту.


Дорогие читатели! Каждый случай индивидуален, поэтому уточняйте информацию у наших юристов. Звонки бесплатны.

Какие именно способы предусматривает данный закон, и какими его частями регулируются вопросы определения исполнителя для государственных контрактов?

Статья 24 как основной регулятор видов закупочных процедур

Для того чтобы все предусмотренные законом процедуры для определения по тому или иному государственному заказу были тщательно отрегулированы, в рамках указанного закона был принят ряд норм, в соответствии с которыми регламентируется весь процесс проведения тех или иных . Открывает эту часть закона статья 24, которая представляет имеющиеся на сегодняшний день в арсенале или заказчика способы определения потенциального исполнителя конкретного контракта для обеспечения нужд того или иного государственного или муниципального учреждения.

Статья 24 дает перечень тех способов, которые вправе использовать заказчик для определения физического или , которое сможет взять на себя по выполнению конкретного контракта. При этом данная статья обязывает заказчика, независимо от того, о каком уровне идет речь, использовать преимущественно конкурентные формы закупок, например, конкурсы или запросы предложений.

Именно в данной статье зафиксировано положение о том, что все перечисленные в части 2 данной статьи процедуры закупок должны проводиться в электронной форме, то есть с использованием электронных торговых площадок и с размещением всех полученных результатов в Единой информационной системе zakupki.gov.ru .

При этом проводимые закрытые процедуры определения или исполнителей (закрытые конкурсы и ) также должны быть проведены исключительно в электронной форме с размещением всех документов о закупке в , а механизм допуска участников на такие процедуры тщательно разрабатывается заказчиком в зависимости от того, по каким причинам процедура закрывается (например, происходит закупка товаров, которые обеспечивают сохранение государственной тайны).

Основные виды процедур определения исполнителей по контрактам

Государство в лице его законодательных органов предусмотрело целый ряд специальных процедур, которые обеспечат возможность конкурентного участия потенциальных исполнителей в процессе определения того, с кем именно и на каких условиях будет заключен тот или иной государственный .

Однако некоторые закупки не могут быть осуществлены путем использования конкурентных процедур (например, при осуществлении закупки у естественной государственной монополии). Именно по этой причине заказчик, прежде чем объявлять ту или иную процедуру, обязан тщательным образом изучить все доступные ему процедуры и выбрать ту, которая окажется наиболее оптимальной, но соблюдая при этом требования действующего относительно процентного соотношения используемых процедур для реализации основного принципа используемой контрактной системы – принципа свободной конкуренции за право исполнения того или иного контракта.

Развернуть таблицу на странице

Наименование процедуры Электронный конкурс Электронный аукцион Запрос котировок Запрос предложений Закупка у единственного поставщика
Открытый одноэтапный Открытый двухэтапный Закрытый одноэтапный Закрытый двухэтапный Открытый Закрытый
Обоснование выбранного способа закупки Возможность привлечения к участию в закупке неограниченного числа участников, работающих в конкретной сфере для получения максимально выгодных условий по исполняемому контракту как в отношении цены контракта, так и в отношении качеств предоставляемых услуг, выполняемых работ или поставляемых товаров. При проведении двухэтапного конкурса победитель определяется по итогам второго этапа такой процедуры в том случае, если он предложил наилучшие условия исполнения государственного или муниципального контракта именно на втором этапе проводимой процедуры. При этом на первом этапе проводится только квалификационный отбор участников, который позволит составить перечень участников, которые могут побороться за выполнение контракта на втором этапе. Использование двухэтапного конкурса строго ограничено по перечню случаев для заключения специализированных контрактов. Закрытая процедура используется только в тех случаях, когда речь идет о необходимости привлечения к процедуре строго ограниченного числа участников, каждого из которых государственный заказчик приглашает отдельно. Выбор именно закрытой процедуры проведения конкурса, независимо от того, является ли он одно- или двухэтапным, в первую очередь, обусловлен объектом закупки, который нередко напрямую связан с обеспечением безопасности государства или сохранности государственной и иной тайны, а разглашение сведений может повлечь серьезный урон как безопасности государства или охраняемого объекта тайны, так и репутации самого заказчика. Закрытый двухэтапный конкурс по механизму своего проведения от аналогичного открытого не отличается, но выбор первого направлен на то, чтобы более тщательно отобрать перечень исполнителей, которые смогут участвовать в последующем заключении контракта. Возможность привлечения к участию в проводимой закупке неограниченного числа участников, которые позволят получить максимальную выгоду относительно снижения установленной начальной максимальной цены контракта. Необходимость выбора закрытой процедуры обусловлена тем фактом, что объект закупки или цели его использования, как и в случае с объектами закупки на основании конкурсных процедур, могут составлять предмет государственной или иной охраняемой законом тайны. Возможность использования сокращенной процедуры конкурентного определения потенциального исполнителя по государственному или муниципальному контракту при условии, что начальная максимальная цена такого контракта, установленная в закупочной документации, не превышает пятьсот тысяч рублей Возможно использование только в ограниченных случаях, которые предусмотрены частью 2 статьи 83 Федерального закона «О контрактной системе», например, в случае признания несостоявшимися по причине отсутствия участников, соответствующих сформированным требованиям к потенциальным исполнителям, иных повторных конкурентных процедур, например, конкурсов открытого типа. Использование возможно для приобретения только ограниченного перечня товаров либо для заключения контрактов на ограниченный перечень работ или услуг, которые будут осуществляться в интересах госзаказчика. Данный способ является неконкурентным или ограниченно конкурентным и используется чаще всего для того, чтобы произвести закупку небольшого объема при стоимости контракта менее ста тысяч рублей на основании установленной начальной максимальной цены либо для других контрактов, которые заключаются с поставщиками, выступающими представителями естественных монополий, созданных по инициативе государства либо с разрешения государства (например, контракты на поставку газа, заключаемые с дочерними предприятиями ПАО «Газпром»).
Условия проведения Необходимость осуществления закупки с реализацией всех принципов Федерального закона «О контрактной системе», в том числе в виде обеспечения конкурентного доступа участников к самой закупочной процедуре, а также возможность выбора тех исполнителей, которые предоставляют максимальное качество исполнения контракта, взимая при этом минимальную плату за свои услуги. Проведение должно осуществляться в электронной форме. Использование конкурентных способов закупок является преимущественным для любого государственного или муниципального заказчика. Использование процедуры возможно только в том случае, если процентное соотношение конкурентных и неконкурентных процедур находится на должном уровне. Проведение возможно как в электронной, так и в классической процедуре без использования электронных процедур, но с обязательным размещением результатов в ЕИС.
Сроки процедуры Размещение документации не менее, чем за двадцать дней до вскрытия конвертов с заявками, внесение изменений не позднее чем за пять дней до вскрытия конвертов с заявками. Извещение в Единой информационной системе размещается в срок не менее семи дней до дня рассмотрения предоставленных заявок. Если сумма контракта более трех миллионов рублей, то этот срок должен быть увеличен до пятнадцати дней. Срок рассмотрения первых частей заявок – не более семи дней с момента окончания подачи таких заявок.

Аукцион проводится в рабочий день не позднее двух дней с момента рассмотрения первых частей заявок.

По итогам проведенного электронного аукциона комиссия рассматривает предоставленные вторые части заявок в срок не более трех рабочих дней с момента проведения аукциона и предоставления оператором электронной площадки доступа заказчику ко вторым частям таких заявок.

Проект контракта направляется в течение трех дней с момента подписания протокола о признании одного из потенциальных исполнителей победителем аукциона.

Размещение извещения в срок не менее, чем семь дней до дня окончания принятия заявок от потенциальных участников.

Вскрытие заявок осуществляется не позднее дня, следующего за последним днем подачи таких заявок.

Извещение должно быть размещено в ЕИС не позднее, чем за пять дней до даты проведения закупочной процедуры.

Рассмотрение всех поданных заявок происходит в тот же день, который признан последним днем подачи заявок.Извещение публикуется в срок не менее чем за пять дней до даты проведения закупочной процедуры. Заявки могут подаваться в течение не более трех дней с момента открытия такой возможности.

Вскрытие конвертов в срок не позднее последнего дня подачи заявок на определение победителя. Протокол результатов вскрытия размещается в ЕИС на следующий рабочий день после подписания. Срок рассмотрения поданных заявок – не более двадцати дней с момента вскрытия конвертов. Вскрытие предварительных заявок в день окончания подачи заявок.

Проведение первого этапа в срок не более двадцати дней с момента вскрытия конвертов.

Второй этап проходит в срок не более двадцати дней с момента открытия вторых, квалификационных заявок

Аналогично по срокам открытой процедуре на всех этапах рассмотрения от момента вскрытия конвертов до момента передачи проекта контракта победителю закупочной процедуры.
Правила рассмотрения заявок Все заявки рассматриваются только уполномоченной комиссией. Результаты рассмотрения должны быть занесены в протокол, который в последующем будет размещен в Единой информационной системе не позднее следующего рабочего дня за днем подписания такого протокола. В таком протоколе должны быть зафиксированы позиции всех членов комиссии, а сами позиции заверяются подписями самих членов комиссии, высказавших свое мнение. При проведении вскрытия и рассмотрения заявок должна быть обеспечена аудиозапись процесса независимо от того, идет речь о рассмотрении заявок к конкурсу, аукциону, запросу предложений или котировок. Рассмотрению подлежат все поданные заявки на предмет соответствия требованиям, предъявляющимся к итоговым результатам, которые должны быть достигнуты по результатам заключения контракта.
Подведение итогов Не позднее следующего рабочего дня за днем вскрытия заявок с размещением соответствующего протокола в Единой информационной системе. Протокол должен быть подписан всеми членами комиссии. В случае наличия только одного участника, который соответствует предъявляемым требованиям, сформулированным в документации о проведении закупки, конкурентная процедура признается несостоявшейся, и контракт заключается на основании положений Федерального закона «О контрактной системе» в соответствии с правилами закупки у единственного поставщика. Итоги подводятся в день, следующий за днем окончания срока закупки.
Заключение контракта Осуществляется не менее, чем через десять и не более, чем через двадцать дней с момента размещения в Единой информационной системе протоколов о подведении итогов проводимой процедуры конкурса независимо от того, идет речь об открытой или закрытой процедуре, а также от того, речь идет об одно- или двухэтпаной процедуре закупки. После того как в Единой информационной системе были опубликованы протоколы подведения итогов процедуры, заказчик в течение пяти дней должен разместить на электронной торговой площадке проект контракта без своей подписи. Исполнитель в течение пяти дней должен подписать предоставленный ему проект контракта, после чего заказчику дается три дня на подписание контракта. В целом контракт не может быть заключен ранее десяти и позднее пятнадцати дней с момента размещения в Единой информационной системе протоколов подведения итогов процедуры. Контракт заключается не ранее, чем через семь дней после размещения в ЕИС протокола подведения итогов процедуры, но не более, чем через двадцать дней с момента подписания итогового протокола. Контракт заключается в течение трех дней с момента определения потенциального исполнителя по контракту. На следующий день после подписания контракт должен быть размещен в Единой информационной системе как подписанный и принятый к исполнению

Федеральный закон №44-ФЗ «О контрактной системе» выступает в качестве основного регулятора для использования различных конкурентных и неконкурентных процедур. Выбор той или иной процедуры должен осуществляться исходя из основных требований, которые предъявляет конкретный заказчик к объекту закупки и его особенностям, а также к объему использованных ранее процедур конкурентного или неконкурентного типа.

Выбор способа закупки осуществляется заказчиком самостоятельно в соответствии с требованиями закона на основании следующих критериев: 1) предмет и условия исполнения контракта, заключаемого по результатам закупки; 2) начальная (максимальная) цена контракта; 3) критерии определения победителя; 4) требуемый срок удовлетворения потребности в объекте закупки. Закон делит все способы определения поставщиков на две группы: конкурентные и неконкурентные (рис. 3)

Конкурентные способы определения поставщиков

К ним в соответствии с нормами закона относятся все виды конкурсов, аукционов, запрос котировок и запрос предложений. Закон дает следующее определение конкурсу. Конкурс – способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта. 1. Открытые конкурсы Под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования. Заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев прямо предусмотренных законом . Проведение открытых конкурсов проводится по следующим правилам: – размещение в ЕИС извещения о проведении конкурса.

Принятие заказчиком эффективных мер для доведения до сведения потенциальных участников конкурса возможности участия в них, а также обеспечение заинтересованным фирмам достаточного времени для подготовки и представления своих конкурсных заявок; – обеспечение равноправия всех участников конкурса, в частности установление нейтральных технических условий и стандартов, при котором на конкурентную борьбу не накладывались бы никакие излишние ограничения; – установление четких и объективных критериев оценки конкурсных заявок, позволяющих претендентам решить, вступать ли вообще в конкурентную борьбу; – выявление победителя конкурса и заключение с ним контракта в четком соответствии с порядком, установленном в конкурсной документации. Процедуры проведения открытого конкурса регламентированы ст. 48–55 Федерального закона от 05.04.2013 г. № . В отличие от других способов определения на конкурсе в качестве критерия выбора победителя используется как минимум два критерия:

1) цена контракта и 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

2. Открытый конкурс с ограниченным участием

Под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в ЕИС извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор.

Заказчик осуществляет закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием в случаях: 1) если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень инновационной и высокотехничной продукции устанавливается Правительством РФ; 2) выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда, документов Архивного фонда РФ, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда. При проведении конкурса с ограниченным участием, используются те же процедуры, что и при открытом конкурсе, только в до-

полнение в течение не более чем 10 рабочих дней с даты вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе заказчик проводит предквалификационный отбор для выявления участников закупки, которые соответствуют единым и дополнительным требованиям, установленным заказчиком. Соответственно в процедуре рассмотрения и оценки конкурсных заявок участвуют заявки только тех поставщиков, которые прошли предквалификационный отбор.

3. Открытый двухэтапный конкурс

Под двухэтапным конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в ЕИС извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования либо единые и дополнительные требования и победителем такого конкурса признается участник двухэтапного конкурса, принявший участие в проведении обоих этапов конкурса (в том числе прошедший предквалификационный отбор на первом этапе в случае установления дополнительных требований к участникам такого конкурса) и предложивший лучшие условия исполнения контракта по результатам второго этапа такого конкурса. Заказчик вправе провести двухэтапный конкурс при одновременном соблюдении следующих условий: 1) конкурс проводится для заключения контракта на проведение научных исследований, проектных работ (в том числе архитектурно строительного проектирования), экспериментов, изысканий, на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции, энергосервисного контракта, а также в целях создания произведения литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности); 2) для уточнения характеристик объекта закупки необходимо провести его обсуждение с участниками закупки.

При проведении двухэтапного конкурса на 1-м этапе участники обязаны представить первоначальные заявки, содержащие предложения по объекту закупки, но без указания цены. На 1-м этапе конкурсная комиссия проводит с его участниками обсуждения любых содержащихся в представленных заявках предложений в отношении объекта закупки. На обсуждении предложения каждого участника вправе присутствовать все участники двухэтапного конкурса.

Срок проведения 1-го этапа двухэтапного конкурса не может превышать 20 дней с даты вскрытия конвертов с первоначальными заявками на участие конкурсе. По результатам 1-го этапа конкурса заказчик вправе уточнить условия закупки, а именно: 1) любое требование к функциональным, техническим, качественным или эксплуатационным характеристикам объекта закупки; 2) любой критерий оценки заявок на участие в конкурсе. На 2-м этапе конкурса конкурсная комиссия предлагает всем участникам, принявшим участие в проведении 1-го этапа, представить окончательные заявки на участие в двухэтапном конкурсе с указанием цены контракта. Участник двухэтапного конкурса, принявший участие в проведении 1-го этапа, вправе отказаться от участия во 2-м этапе двухэтапного конкурса. Все остальные процедуры проводятся как в открытом конкурсе.

4. Электронный аукцион

Аукцион – способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта. Заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством РФ, либо в дополнительный перечень субъекта РФ при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения региональных нужд. Включение товаров, работ, услуг в указанные перечни осуществляется в случае одновременного выполнения следующих условий: 1) существует возможность сформулировать подробное и точное описание объекта закупки; 2) критерии определения победителя такого аукциона имеют количественную и денежную оценку. Заказчик имеет право проводить закупку товаров, работ, услуг, включенных в аукционный перечень, путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований и ограничений по данным видам закупок, установленных законом . Процедуры проведения электронного аукциона Для проведения торгов в форме электронного аукциона заказчику необходимо подготовить извещение о проведении электронного аукциона и документацию об электронном аукционе. При условии что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает 3 млн руб., заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона и документацию не менее чем за 7 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе. Если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 3 млн руб., – не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе.

Ознакомившись с извещением и документацией об открытом аукционе, участники имеют право подавать свои заявки на участие, которые будут состоять из двух частей. В первой части заявки участник описывает предлагаемую продукцию и дает согласие заключить контракт (в случае победы) по тем условиям, которые предусмотрены в документации об электронном аукционе. Вторая часть заявки содержит сведения о самом участнике аукциона (название, устав, выписка из ЕГРЮЛ и т. д.). Не позднее рабочего дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, оператор электронной площадки направляет заказчику первые части заявок на участие в таком аукционе. Рассмотрение первых частей заявок начинается в день их получения заказчиком от оператора электронной площадки, то есть на следующий день после окончания срока подачи таких заявок.

Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе на соответствие их требованиям, установленным законом и документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг. По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и о признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе. В электронном аукционе могут принимать участие только лица, получившие аккредитацию на электронной площадке и допущенные аукционной комиссией к участию в таком аукционе. Электронный аукцион проводится на электронной площадке. День проведения электронного аукциона устанавливается заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона. Время начала проведения такого аукциона устанавливается оператором электронной площадки в соответствии со временем часовой зоны, в которой расположен заказчик. Днем проведения электронного аукциона является рабочий день, следующий после истечения двух дней с даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе. Электронный аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении такого аукциона. Следовательно, основным критерием выбора победителя является предложенная цена контракта. Величина снижения начальной (максимальной) цены контракта (далее – «шаг аукциона») составляет от 0,5 до 5 % начальной (максимальной) цены контракта. При проведении электронного аукциона его участники подают предложения о цене контракта, сниженные на величину в пределах «шага аукциона».

От начала проведения электронного аукциона до истечения срока подачи предложений участников такого аукциона о цене контракта устанавливается время приема предложений участников, составляющее 10 минут от начала проведения такого аукциона до истечения срока подачи предложений о цене контракта и 10 минут после поступления последнего предложения о цене контракта. По итогам проведения электронного аукциона оператором электронной площадки составляется протокол проведения электронного аукциона. Оператор электронной площадки в течение 1 часа после размещения на электронной площадке протокола проведения электронного аукциона обязан направить заказчику указанный протокол и вторые части заявок на участие в аукционе, поданных его участниками, предложения о цене контракта которых при ранжировании получили первые 10 порядковых номеров. В случае если в аукционе принимали участие менее чем 10 участников, заказчику отправляются все две части заявок. Вторые части заявок на участие в электронном аукционе рассматриваются комиссией по закупке. Общий срок рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе не может превышать 3 рабочих дней с даты размещения на электронной площадке протокола проведения электронного аукциона. На основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия принимает решение

о соответствии или несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией. Рассмотрение данных заявок начинается с заявки, где предложена наиболее низкая цена контракта, и осуществляется с учетом ранжирования данных заявок.

Особенности электронного аукциона

1. Электронный аукцион проводится на электронной торговой площадке (перечень площадок определяется Правительством РФ по результатам конкурсного отбора).

2. Поставщики, желающие принять участие в электронном аукционе должны пройти процедуру аккредитации на торговой площадке (она выдается на 3 года).

3. Используются только электронные формы документов (документы, скрепленные электронной цифровой подписью).

4. Все участники аукциона должны внести «обеспечение аукционной заявки» в размере от 0,5 до 5 % от начальной цены контракта.

5. Победитель аукциона должен будет оплатить работу электронной торговой площадки.

6. Аукционные заявки поставщиков включают две части (в первой указывается информация о предлагаемой продукции, во второй – информация об участнике размещения заказа.) Обе части заявки подаются одновременно.

7. Шаг аукциона варьируется от 0,5 до 5 % от начальной цены контракта. Любой участник аукциона также может снизить цену независимо от шага аукциона (при соблюдении определенных условий). 8. Если цена аукциона дошла до 0, может проводиться аукцион на повышение (за право заключения контракта). 9. Участники аукциона и заказчик (покупатель продукции – орган государственной власти или орган местного самоуправления) в ходе проведения аукциона никогда не встречаются. Посредником между ними всегда выступает электронная площадка. 10.У заказчика есть возможность заключить контракт не только с поставщиком, заявка которого получила № 1 и 2 (как при обычном аукционе), но и с номером 3, 4, 5. 11.И другие особенности.

Под запросом котировок понимается способ определения поставщика, при котором информация о потребностях заказчика в товаре, работе или услуге сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в ЕИС извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта. Заказчик вправе осуществлять закупки путем проведения запроса котировок при условии, что начальная цена контракта не превышает 500 тысяч рублей. При этом совокупный годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать 10 % объема средств, предусмотренных на все закупки заказчика в соответствии с планом-графиком, и не должен составлять более чем 100 миллионов рублей в год. При определении поставщика путем запроса котировок может не применяться ограничение по цене контракта в нескольких случаях: – осуществляется удовлетворение нужд заказчика, который функционирует на территории иностранного государства (дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, торговые представительства РФ, официальные представительства РФ при международных организациях и иные заказчики); – для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме и нормального жизнеобеспечения граждан. Определение поставщика путем проведения запроса котировок допускается также в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

Данный тип закупки имеет свои особенности: – закупка осуществляется без ограничения цены государственного или муниципального контракта; – ежегодно проводится предварительный отбор поставщиков; – в извещении о проведении запроса котировок не указывается начальная цена контракта; – при оценке котировочных заявок сначала рассматриваются те, которые предполагают поставку более 30 % необходимого объема. Порядок проведения запроса котировок Заказчик обязан разместить в единой информационной системе извещение о проведении запроса котировок и проект контракта, заключаемого по результатам проведения такого запроса, не менее чем за 7 рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок, а в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 250 тысяч рублей, и в случаях, предусмотренных статьей 76 закона (закупка для скорой медицинской помощи), не менее чем за 4 рабочих дня до даты истечения указанного срока.

Заказчик одновременно с размещением в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок вправе направить запрос о предоставлении котировок не менее чем 3 лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок. В некоторых случаях такой запрос не менее чем 3 лицам заказчик обязан направить. Заявки на участие в запросе котировок подаются заказчику в письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия конверта, или в форме электронного документа. Если заявка подана в срок, заказчик обязан ее зарегистрировать. Если заявка на участие в запросе котировок поступила после окончания срока подачи заявок, то такая заявка не рассматривается и в день поступления возвращается лицу, ее подавшему. Если по окончании срока подачи заявок на участие в запросе котировок подано две и более заявок на участие в запросе котировок котировочная комиссия приступает к вскрытию конвертов с заявками.

Котировочная комиссия вскрывает конверты с котировочными заявками и открывает доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок во время и в месте, которые указаны в извещении о проведении запроса котировок Вскрытие всех поступивших конвертов с такими заявками и открытие доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам, а также рассмотрение и оценка таких заявок осуществляются в один день. Поданные заявки рассматриваются котировочной комиссией на предмет соответствия требованиям извещения о проведении запроса котировок. При вскрытии конвертов и открытии доступа к заявкам оглашаются наименование участника запроса котировок, почтовый адрес, цена товара, работы или услуги и иная информация, указанная в котировочной заявке участника. При проведении процедуры рассмотрения и оценки котировочных заявок участников заказчик обязан обеспечить аудиозапись процедуры. Участники

процедуры вправе осуществлять аудиои видеозапись процедуры рассмотрения и оценки котировочных заявок. Победителем запроса котировок признается участник запроса котировок, подавший заявку на участие в запросе котировок, которая соответствует всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и в которой указана самая низкая цена товара, работы или услуги Если несколько участников предложили равную цену, то победителем признается участник, заявка которого подана ранее остальных. 6. Запрос предложений Под запросом предложений понимается способ определения поставщика, при котором информация о потребностях в товаре, работе или услуге для нужд заказчика сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в ЕИС извещения о проведении запроса предложений, документации о проведении запроса предложений и победителем запроса предложений признается участник закупки, направивший окончательное предложение, которое наилучшим образом удовлетворяет потребностям заказчика в товаре, работе или услуге. Заказчик вправе осуществлять закупку путем проведения запроса предложений в случаях:

1) заключения контракта на поставки спортивного инвентаря и оборудования, спортивной экипировки, необходимых для подготовки спортивных сборных команд РФ по олимпийским и паралимпийским видам спорта, а также для участия спортивных сборных команд РФ в Олимпийских играх и Паралимпийских играх; 2) заключения федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за пределами территории РФ; 3) осуществления закупки товара, работы или услуги, являющихся предметом контракта, расторжение которого осуществлено заказчиком в одностороннем порядке; 4) осуществления закупок лекарственных препаратов, которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии; 5) признания повторного конкурса, электронного аукциона не состоявшимися;

6) осуществления закупок изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства, образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти; 7) осуществления закупок услуг по защите интересов РФ в случае подачи физическими лицами и (или) юридическими лицами в судебные органы иностранных государств, международные суды и арбитражи исков к РФ при необходимости привлечения российских и (или) иностранных специалистов, экспертов и адвокатов к оказанию таких услуг. Порядок проведения запроса предложений Извещение о проведении запроса предложений размещается заказчиком в единой информационной системе не позднее, чем за 5 дней до даты проведения такого запроса. Наряду с размещением извещения о проведении запроса предложений заказчик вправе направить приглашения принять участие в запросе предложений лицам, способным осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.

Заказчик обязан направить приглашения принять участие в запросе предложений лицам, с которыми в течение 18 месяцев, предшествующих проведению запроса предложений, заказчиком заключались контракты в отношении тех же объектов закупок, при условии, что указанные контракты не были расторгнуты в связи с нарушением поставщиками условий указанных контрактов. В случае проведения запроса предложений в соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 83 (односторонний отказ от исполнения контракта) заказчик обязан направить приглашения принять участие в запросе предложений только лицам, которые являлись участниками закупок на право заключения контракта, расторжение которого осуществлено в соответствии с положениями части 9 статьи 95 закона, и в отношении заявок которых при осуществлении данных закупок не принято решение об отклонении в связи с несоответствием таких заявок требованиям закона, не позднее чем за 5 рабочих дней до даты проведения запроса предложений. По аналогии с проведением запроса котировок проведение запроса предложений предполагает, что для участия в запросе предложений участники закупки в срок и в порядке, которые установлены в извещении о проведении запроса предложений и документации о проведении запроса предложений, подают заявки на участие в запросе предложений заказчику в письменной форме или в форме электронного документа. При этом прием заявок на участие в запросе предложений прекращается с наступлением срока вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе предложений и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе предложений. Если до момента вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе предложений и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе предложений подана только одна заявка на участие в запросе предложений или не подано ни одной такой заявки, запрос предложений признается несостоявшимся. Собственно процедура проведения запроса предложений должна начинаться с процесса вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе предложений и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе предложений. Вскрытие конвертов должно осуществляться публично, в день, во время и в месте, которые указаны в извещении о проведении запроса предложений.

Комиссией (единой или комиссией по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений) вскрываются поступившие конверты с заявками на участие в запросе предложений и открывается доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе предложений. Все заявки участников запроса предложений оцениваются на основании критериев, указанных в документации о проведении запроса предложений, фиксируются в виде таблицы и прилагаются к протоколу проведения запроса предложений, после чего оглашаются условия исполнения контракта, содержащиеся в заявке, признанной лучшей, или условия, содержащиеся в единственной заявке на участие в запросе предложений, без объявления участника запроса предложений, который направил такую единственную заявку. Далее, после оглашения условий исполнения контракта, содержащихся в заявке, признанной лучшей, или условий, содержащихся в единственной заявке на участие в запросе предложений, собственно процедура запроса предложений завершается, всем участникам запроса предложений или участнику запроса предложений, подавшему единственную заявку на участие в запросе предложений, предлагается направить окончательное предложение не позднее рабочего дня, следующего за датой проведения запроса предложений. Вскрытие конвертов с окончательными предложениями и открытие доступа к поданным в форме электронных документов окончательным предложениям осуществляются на следующий рабочий день после даты завершения проведения запроса предложений и фиксируются в итоговом протоколе. Участники запроса предложений, направившие окончательные предложения, вправе присутствовать при вскрытии конвертов с окончательными предложениями и открытии доступа к поданным в форме электронных документов окончательным предложениям. Выигравшим является окончательное предложение, которое в соответствии с критериями, указанными в извещении о проведении запроса предложений, наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товарам, работам, услугам. В случае если в нескольких окончательных предложениях содержатся одинаковые условия исполнения контракта, выигравшим признается окончательное предложение, которое поступило раньше.

В итоговом протоколе фиксируются все условия, указанные в окончательных предложениях участников запроса предложений, принятое на основании результатов оценки окончательных предложений решение о присвоении таким окончательным предложениям порядковых номеров и условия победителя запроса предложений. Итоговый протокол и протокол проведения запроса предложений размещаются в единой информационной системе в день подписания итогового протокола. Отличительные особенности запроса предложений: 1. Только при проведении закупки путем запроса предложений запрещено вносить изменения в опубликованное извещение и сопутствующую проведению процедуры документацию и отменять процедуру закупки. 2. Нормы относительно обеспечения заявок участников неоднозначны. Федеральный закон от 05.04.2013 г. № предусматривает необходимость указания в извещении о проведении закупки и сопутствующей процедуре документации условий внесения денежных средств в качестве обеспечения подаваемых заявок на участие или предоставление банковских гарантий только при конкурсе и аукционе, но в содержании извещения о проведении запроса предложений информация об обеспечении заявок тоже должна быть.

3. Заказчик, осуществляющий закупку, вправе сам ставить условия, по которым должны предоставляться заявки на участие в процедуре, то есть именно заказчики устанавливают форму, содержание, состав заявки участника, а также необходимый пакет документов. Однако при этом запрещено выдвигать условия, которыми намеренно сокращается количество возможных заявок. Кроме того, заказчик не имеет право вносить изменения в извещение о проведении запроса предложений и документацию, а также отказываться от проведения запроса предложений. 4. После оглашения условий исполнения контракта, содержащихся в заявке, признанной лучшей, всем участникам предлагается направить окончательное предложение не позднее рабочего дня, следующего за датой проведения запроса предложений. Выигравшим является поставщик, предложивший лучшее окончательное предложение Запрос предложений – единственный конкурентный способ проведения закупки за счет средств бюджета, при использовании которого заказчик имеет право: – при определении победителя не ориентироваться на установленные критерии оценки поданных заявок (например, квалификация участника); – самостоятельно устанавливать критерии, по которым будет выбираться победитель закупки; – не принимать во внимание уставленные законом величины значимости критериев оценки поданных предложений. Отсюда следует, что заказчик при проведении запроса предложений имеет достаточно большую свободу в части получения заявок и их окончательной оценки. Единственным ограничением является наличие не менее двух обязательных критериев, которыми должен руководствоваться заказчик: цена контракта и непревышение величины значимости критерия по расходам на эксплуатацию (при его использовании) над величиной значимости критерия по цене.

7. Закрытые способы определения поставщиков Под закрытыми способами определения поставщиков понимаются закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион, при которых информация о закупках сообщается путем направления приглашений, документации о закупках ограниченному кругу лиц, которые соответствуют требованиям, предусмотренным законом,

и способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок. Закрытые способы определения применяются только в случаях: 1) закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну; 2) закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта; 3) заключения контрактов на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ…; 4) закупок услуг по уборке помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов. Перед проведением закрытых конкурсов и аукционов необходимо осуществить согласование с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством на осуществление данных функций. При этом срок такого согласования не должен быть более чем 10 рабочих дней с даты поступления обращения о согласовании. Особенности закрытых конкурсов

1. Если предметом закупки выступают товары, работы или услуги, сведения о которых составляют государственную тайну, заказчик не менее чем за 30 дней до вскрытия конвертов размещает извещение о проведении закрытого конкурса в ЕИС. Заинтересованные участники (у которых есть доступ к работе с государственной тайной) подают заказчику запрос о предоставлении им конкурсной документации. 2. Если предметом контракта выступает продукция для федеральных нужд, сведения о которых составляют государственную тайну или услуги по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ…, услуги по уборке помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов, то заказчик не менее чем за 20 дней до вскрытия конвертов направляет персональные приглашения поставщикам, соответствующим установленным требованиям. 3. Вскрытие конвертов с заявками может состояться ранее, чем дата, указанная в конкурсной документации, при наличии согласия в письменной форме на это всех участников конкурса, которым были направлены приглашения.

4. Не позднее чем за 20 дней до даты вскрытия конвертов заказчик должен направить в уполномоченный федеральный орган перечень всех лиц, которым направлена конкурсная документация по их запросам, и копии всех приглашений принять участие в конкурсе. 5. При проведении закрытых конкурсов не допускается осуществлять аудиои видеозапись, использовать электронные формы конкурсной документации. Закрытый аукцион имеет такие же особенности, как и закрытый конкурс на этапе работы с приглашениями и документацией. Рассмотрим порядок закрытого аукциона. Аукцион проводится заказчиком, уполномоченным органом в присутствии членов аукционной комиссии, участников аукциона или их представителей. Для проведения аукциона выбирается аукционист.

Аукционист выбирается из числа членов аукционной комиссии путем открытого голосования членов аукционной комиссии большинством голосов. Аукцион проводится в следующем порядке: 1) аукционная комиссия непосредственно перед началом проведения аукциона регистрирует участников аукциона, явившихся на аукцион, или их представителей. 2) аукцион начинается с объявления аукционистом начала проведения аукциона, номера лота, предмета контракта, начальной (максимальной) цены контракта (лота), «шага аукциона», наименований участников аукциона, которые не явились на аукцион, аукционист предлагает участникам аукциона заявлять свои предложения о цене контракта. «Шаг аукциона» устанавливается в размере 5 % начальной цены контракта. В случае если после троекратного объявления последнего предложения о цене контракта ни один из участников аукциона не заявил о своем намерении предложить более низкую цену контракта, аукционист обязан снизить «шаг аукциона» на 0,5 % начальной цены контракта, но не ниже 0,5 % начальной цены контракта (5; 4,5; 4; 3,5 … 0,5 %)/ 3) участник аукциона после объявления аукционистом начальной цены контракта и цены контракта, сниженной в соответствии с «шагом аукциона», поднимает карточки в случае, если он согласен заключить контракт по объявленной цене; 4) аукционист объявляет номер карточки участника аукциона, который первым поднял карточку; 5) аукцион считается оконченным, если после троекратного объявления аукционистом цены контракта ни один участник

аукциона не поднял карточку. В этом случае аукционист объявляет об окончании проведения аукциона, последнее и предпоследнее предложения о цене контракта, номер карточки и наименование победителя аукциона и участника аукциона, сделавшего предпоследнее предложение о цене контракта.

Закупка у единственного поставщика

Под закупкой у единственного поставщика понимается предложение заказчика о заключении контракта о приобретении товаров, работ или услуг за бюджетные средства, адресованное конкретному физическому или юридическому лицу. Иными словами, закупая товары, работы, услуги таким способом, заказчик, в отличие от проведения закупки конкурентными способами, не должен осуществлять формальную процедуру выбора конкретного подрядчика, поставщика, исполнителя из нескольких полученных предложений, то есть, по сути, отсутствует процесс определения победителя. Негативные для заказчика стороны заключения контракта с единственным поставщиком, подрядчиком, исполнителем, в частности, следующие:  ввиду отсутствия фактора конкуренции у заказчика – минимальные возможности для снижения цены контракта и обеспечения наиболее выгодных условий его исполнения;  значительная степень риска возможных проверок со стороны контролирующих органов, что косвенно обусловлено предоставляемыми данным способом закупки возможностями для злоупотребления, например вариант сговора с контрагентом по определенным позициям.

Закупка у единственного поставщика проводится в следующих случаях: 1) осуществление закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях»; 2) осуществление закупки для государственных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного указом или распоряжением Президента РФ, либо в случаях, установленных поручениями Президента РФ, у поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного постановлением или распоряжением

Правительства РФ. В указанных правовых актах устанавливаются предмет контракта, предельный срок, на который может быть заключен контракт. При подготовке проектов указанных правовых актов к таким проектам прилагается обоснование цены контракта в соответствии с положениями статьи 22 закона; 3) выполнение работы по мобилизационной подготовке в РФ; 4) осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить, не должен превышать 2 миллиона рублей или не должен превышать 5 % совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 50 миллионов рублей. Указанные ограничения не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений; 5) осуществление закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным образовательным учреждением, государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которых являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, клуб, библиотека, архив) на сумму, не превышающую 400 тысяч рублей. При этом совокупный годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не превышает 50 % размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планомграфиком, и составляет не более чем 20 миллионов рублей в год; 6) возникновение потребности в работе или услуге, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или нормативными правовыми актами Правительства РФ, законодательными актами соответствующего субъекта РФ; 7) заключение контракта на поставку российских вооружения и военной техники, которые не имеют российских аналогов и производство которых осуществляется единственным производителем, с поставщиком таких вооружения и военной техники, включенным в реестр единственных поставщиков таких вооружения и военной техники. оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ; 9) возникновение потребности в определенных товарах, работах, услугах вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, возникновение необходимости срочного медицинского вмешательства (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством РФ перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера) и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно. Всего законом (статья 93) предусмотрено 45 оснований для проведения закупки у единственного поставщика.

При осуществлении закупки у единственного в случаях, предусмотренных пунктами 1–3, 6–8, 11–14, 16–19 части 1 статьи 93, заказчик размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении такой закупки не позднее, чем за 5 дней до даты заключения контракта. В случае осуществления закупки у единственного поставщика для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика, а также цену контракта и иные существенные условия контракта. При осуществлении закупки у единственного поставщика контракт должен содержать расчет и обоснование цены контракта.

Данилова С.Н.


Метки: ,

Правила госзакупок регулирует Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд ». Его положениями руководствуются при проведении торгов и заключении контрактов все органы власти, государственные и муниципальные учреждения - от федеральных министерств и ведомств до местных школ, больниц и библиотек.

Федеральный закон № 44-ФЗ:

  • закрепляет принципы единой (федеральной) контрактной системы;
  • даёт определение терминам, которые используются в законодательстве и практике госзакупок;
  • регулирует процессы планирования закупок заказчиками;
  • устанавливает способы закупок, правила их проведения, требования к участникам, порядок выбора исполнителя (поставщика, подрядчика) и заключения контрактов;
  • определяет процедуры мониторинга, аудита, контроля и обжалования в сфере госзакупок.

Принципы и понятия единой контрактной системы

Принципы контрактной системы изложены в статьях 6-12 Федерального закона № 44-ФЗ. К ним относятся:

  1. Открытость и прозрачность информации - свободный и бесплатный доступ к полным и достоверным сведениям о закупках, в том числе за счёт функционирования единой информационной системы (ЕИС).
  2. Обеспечение конкуренции - равные условия для участников закупок, поддержка добросовестной конкуренции, запрет на ограничения конкуренции, которые нарушают № 44-ФЗ.
  3. Профессионализм заказчика - его обязанность привлекать к обеспечению госзакупок только квалифицированных специалистов, а также поддерживать и повышать их профессиональный уровень.
  4. Стимулирование инноваций - приоритетность инновационной и высокотехнологичной продукции.
  5. Единство контрактной системы - единые для всех участников принципы, понятия и подходы при планировании, проведении закупок, их мониторинге, аудите и контроле.
  6. Ответственность заказчика за результативность и эффективность закупок - необходимость достижения заданных результатов.

Определения основных понятий, используемых в законе о контрактной системе, даются в статье 3. Положения этой статьи разъясняют определения:

  • контрактной системы;
  • процедуры определения поставщика;
  • закупки товаров, работ и услуг;
  • участника закупки;
  • государственного и муниципального заказчика;
  • государственного и муниципального контракта;
  • органов, которые занимаются регулированием и контролем в сфере закупок;
  • эксперта и экспертной организации в сфере закупок;
  • совокупного годового объёма закупок;
  • электронной площадки, специализированной электронной площадки и операторов таких площадок.

Изучение положений статьи 3 Федерального закона № 44-ФЗ поможет понять базовую терминологию сферы госзакупок.

Требования к поставщикам и условия участия в закупках

Требования к поставщикам (исполнителям, подрядчикам) установлены в статье 31 Федерального закона № 44-ФЗ. Для участия в государственных закупках необходимо отвечать всем нижеперечисленным требованиям:

  1. Официальная регистрация в России, непринадлежность к офшорной компании.
  2. Ненахождение в состоянии ликвидации или банкротства.
  3. Наличие лицензии и (или) членство в саморегулируемой организации (СРО), если исполнение контракта предполагает соблюдение этих условий.
  4. Отсутствие действующей дисквалификации (приостановки деятельности) за совершение административного правонарушения.
  5. Отсутствие непогашенных долгов по обязательным платежам (налоги, сборы, взносы и т.п.).
  6. Отсутствие у руководства и у главного бухгалтера судимости за совершение экономического или коррупционного преступления.
  7. Отсутствие аффилированности и конфликта интересов с заказчиком.
  8. Отсутствие у юридического лица в последние два года административного наказания за незаконное вознаграждение (ст. 19.28 КоАП РФ).
  9. Отсутствие поставщика в реестре недобросовестных поставщиков, если это является условием закупки.
  10. Наличие исключительных прав на результат интеллектуальной деятельности, если он должен быть передан заказчику по контракту, кроме произведений искусства и литературы, контрактов финансирования проката или показа российского фильма.
  11. Отсутствие иных ограничений, установленных Федеральным законом № 44-ФЗ и другими нормативно-правовыми актами.

К определённым закупкам Правительство РФ вправе устанавливать дополнительные требования, касающиеся способности участника торгов обеспечить исполнение контракта: хорошая деловая репутация, наличие достаточной материальной базы, специалистов, финансовых ресурсов и опыта работы.

Соответствие требованиям участник декларирует при оформлении заявки на участие в конкретной закупке. Документальное подтверждение требуется не всегда, но достоверность заявленной информации могут проверить. Ложные сведения приведут к отклонению заявки, а в худшем случае - к внесению в реестр недобросовестных поставщиков, что фактически поставит крест на возможности дальнейшего полноценного участия в закупках.

Обязательное условие участия в закупках - регистрация в Единой информационной системе (ЕИС) и последующая аккредитация на федеральных электронных торговых площадках. После регистрации в ЕИС доступ к работе на всех федеральных площадках будет предоставлен автоматически в течение рабочего дня.

Виды закупок

Способы определения поставщика (процедуры или виды закупок) перечислены в статье 24 Федерального закона № 44-ФЗ, а особенности каждого способа разъясняются в других статьях Главы 3 этого закона.

Можно выделить два основных вида закупок:

  1. Закупку у единственного поставщика. Это единственный способ закупки в условиях предельно ограниченной конкуренции - заказчик самостоятельно выбирает, с кем заключить контракт. Исчерпывающий перечень закупок, которые могут быть проведены у единственного поставщика, указан в статье 93. Таким способом может быть проведена любая закупка на сумму до 300 тысяч рублей, а учреждениями культуры, искусства, спорта, науки и организациями для детей-сирот - на сумму до 600 тысяч рублей.
  2. Конкурентные способы закупки - к ним относятся все остальные виды госзакупок.

Подробнее о конкурентных закупках

Конкурентные закупки могут быть открытыми и закрытыми. В первом случае участвовать в закупке могут любые поставщики. Во второй ситуации закупка согласовывается с ФАС, и к участию в ней приглашается только определённый круг участников.

Основные способы конкурентных закупок - конкурс и аукцион.

Конкурсы проводятся:

  1. В открытой форме. Доступ к закупке имеет неограниченный круг поставщиков. Они подают заявки с предложениями, исходя из условий конкурсной документации, комиссия сравнивает их и отдаёт победу тому, кто предложил наилучшие условия среди всех участников.
  2. С ограниченным участием. Такой конкурс может проводиться только в случаях, предусмотренных ст. 56 № 44-ФЗ. Первоначально он похож на открытый конкурс: закупка доступна неограниченному кругу лиц, и каждый может подать заявку. Однако к участникам предъявляются не только основные, но и дополнительные требования. Первично заявки участников проходят предквалификационный отбор, часть отсеивается, и только среди остальных (ограниченный круг участников) в итоге будет определён победитель.
  3. В двухэтапной форме. В рамках двухэтапного конкурса первично оцениваются заявки участников по всем параметрам, кроме цены (она не указывается). Участники, прошедшие первый этап, формируют предложение уже с ценой, которая и становится предметом оценки для выявления победителя. Такие закупки, как правило, проводятся, когда приоритетны качество, инновационность и высокотехнологичность, а цена, хоть и важна, но вторична.
  4. В закрытой форме. Закрытый конкурс отличается от открытого ограниченным кругом допущенных к закупке поставщиков. Участники должны отвечать общим и дополнительным требованиям, оценив которые, заказчик направляет выбранным поставщикам приглашение на участие в конкурсе.
  5. В закрытой форме с ограниченным участием. Этот способ совмещает особенности закрытого конкурса и конкурса с ограниченным участием. В закупке участвует только определённый круг поставщиков, которые проходят предквалификационный отбор. Из прошедших отбор выбирается победитель.
  6. В закрытой двухэтапной форме. Способ совмещает особенности закрытого конкурса и двухэтапного конкурса. К конкурсу допускается ограниченный круг поставщиков. На первом этапе они формируют предложение без указания цены. Тот, кто проходит в следующий этап, формирует предложение уже по цене, которая и становится определяющим обстоятельством для победы.

Аукционы проводятся в открытой и закрытой форме. Более половины всех государственных и муниципальных контрактов заключается по итогам электронного аукциона. Для участия в аукционе участник подаёт заявку, состоящую из двух частей. Первоначально заказчик оценивает первую часть заявок и определяет тех, кто будет допущен к аукциону. Далее следует подача ценовых предложений от участников, которые постепенно снижают начальную максимальную цену закупки (НМЦ). В результате побеждает тот, кто предложил наименьшую цену, которая удержалась в течение определённого времени. Однако контракт будет заключён только после проверки второй части заявки и удовлетворения всем условиям торгов. Поэтому не всегда победа среди ценовых предложений - гарантия заключения контракта.

Отличия закрытого аукциона от открытого:

  • аукционная документация не публикуется в СМИ и не размещается в ЕИС;
  • заказчик рассылает приглашения для участия в аукционе, и только приглашённые участники получают доступ к документации;
  • электронные торги проводятся на специализированных ЭТП;
  • заявки подаются в запечатанном конверте;
  • закрытые аукционы зачастую проводятся, если закупка связана с товарами, работами или услугами, сведения о которых составляют государственную тайну.

Другие способы конкурентных закупок:

  1. Запрос котировок. При такой закупке заказчика интересует, прежде всего, цена. Побеждает тот, кто соответствует единым для всех участников требованиям и предложит наименьшую цену. Все поступившие заявки оцениваются одновременно. Закупки таким способом могут проводиться только при начальной (максимальной) цене контракта в пределах 500 тысяч рублей.
  2. Запрос предложений. Относительно редкий способ проведения закупок из-за имеющихся ограничений. Обычно он используется в случаях признания несостоявшимися повторных конкурсов или аукционов. Кроме того, способ позволяет оперативно решить вопросы закупки лекарственных препаратов, а также обеспечения юридической помощи для защиты интересов государства за рубежом. В отличие от запроса котировок, запрос предложений - это оценка каждой поступившей заявки в целом. В приоритете - лучшее по всем параметрам предложение, а не только и не столько предложенная цена.

Заключение контракта

Процедуру заключения контракта по итогам электронной процедуры регулирует статья 83.2 Федерального закона № 44-ФЗ.

Документооборот ведётся в ЕИС и на площадке, где размещена закупка и проходят торги.

1. Определение поставщика путем проведения электронных аукционов

Электронный аукцион - это способ закупки при котором сведения о закупке поступают от заказчика выбранной группе лиц с помощью публикации на сведений об осуществлении данного вида закупки и соответствующей для него документации.

При выборе данной формы закупки к участникам могут предъявляться общие и дополнительные правила, которые предусматриваются при участии на электронной площадке на основании ФЗ от 28.12.2013 под номером 396 ФЗ.

При процедуре проведения электронного аукциона плата за участие может быть взята только с того участника, с которым у оператора ЭТП был заключен контракт на осуществление закупки.

Чтобы стало возможным принимать участие в электронном аукционе для этого у участника должна иметься регистрация на определенной ЭТП. Если у участника ее нет, мы предоставляем . Чтобы получить регистрацию участнику необходимо будет заполнить и подать заявление, а также прикрепить к нему список документов, согласно п 2 ст 61 44 ФЗ.

После этого оператор площадки оформляет аккредитацию на ЭТП в течение 5 дней или же отказать в ее получение, но указав при этом причину отказа. Участник получает регистрацию на ЭТП и ее срок составляет 3 года.

Если же участник аукциона предоставляет обеспечение для участия в электронном аукционе , тогда он может принимать участие на всех аукционах, которые планируется проводить на указанной площадке.

Одной из самых важных задач для оператора ЭТП выступает ведение реестра участников электронного аукциона. В связи с этим от заказчика требуется публикация извещения в ЕИС о том, что был проведен электронный аукцион. Подробная пошаговая инструкция проведения электронного аукциона описана


Хотите побеждать в электронных аукционах и заключать выгодные контракты?

Обратитесь в наш "Центр", мы поможем выиграть в электронном аукционе!

3. Обоснование определения поставщика электронный аукцион

Когда вступил в действие порядок по обоснованию закупок были утверждены обязательные формы при формировании и исполнении плана закупок и плана-графика.

В форму-сопровождения графика заказчик может включать сведения о способе выбора поставщика и обосновать на основании каких доводов были приняты эти решения.

Обоснование способа определения поставщика предполагается ст 18 Закона о контрактной системе по 44 ФЗ. Его суть заключается в обосновании выбора той или иной процедуры, необходимо также чтобы данное решение носило соответствие закону.

Существуют особые органы, которые осуществляют аудит и контроль за исполнением данной функции. При правильном выборе способа осуществления процедуры происходит обоснование определения подрядчика.

Основными параметрами на основании которых происходит выбор вида закупки:

  • предмет контракта и его условия;
  • критерии по которым происходит выбор победителя;
  • оптимальные сроки.
Обязательно необходимо обосновывать способ выбора поставщика:

На федеральном уровне выделено сразу несколько методов ведения закупочной деятельности. Заказчик вправе использовать при определении контрагента конкурс, аукцион, запрос предложений или котировок. В отдельных случаях допускается заключение договора с единственным поставщиком. Законом предусмотрен ряд подвидов процедур. Каждый из способов обладает спецификой и регулируется отдельными нормами.

Получить полное представление о системе позволяет комплексная оценка правовых актов. Квалифицированные юристы подготовили сравнительную характеристику по базовым критериям.

Условия проведения процедуры

Право на выбор той или иной формы закупки принадлежит заказчику. Однако это не освобождает от необходимости придерживаться определенных правил. Для каждого из методов установлены основания:

Открытый конкурс

Его проводят без ограничений по начальной цене контракта. Исключения перечислены во второй части закона 44-ФЗ. Препятствием является необходимость организации конкурса с ограниченным участием, двухэтапной процедуры или электронного аукциона.

Не допускается выбор поставщика в этой форме, если есть прямая ссылка на запрос котировок, предложений или применение одного из закрытых способов закупки.

Электронный аукцион

Ограничений не установлено. Обязанность выбрать метод появляется в случае приобретения продукции, услуг или работ, включенных в правительственный перечень 2019-р. Субъекты РФ также могут формировать свои списки.

Запрос котировок

Метод подходит для проведения закупок на сумму до 500 000 рублей. При этом стоимость контрактов не должна превышать 10 % от выделенного заказчику финансирования на отчетный период.

Запрос предложений

Перечень случаев использования способа четко определен закона 44-ФЗ. Запрос предложений возможен при приобретении спортивного оснащения для параолимпийских и олимпийских команд, лечении граждан за границей, признания конкурсной процедуры несостоявшейся, а также в прочих специфических случаях. Список, приведенный в законе, расширительному толкованию не подлежит.

Способ применяют при сотрудничестве с естественными монополиями или выполнении мобилизационных работ. Договор в рамках закона 44-ФЗ заключают при наличии соответствующего распоряжения Правительства, Президента или иного уполномоченного органа России. Привлечение единственного поставщика возможно также в следующих случаях:

  • освоение небольших сумм – до 100 000 рублей;
  • выполнение специфических работ, право выполнения которых предоставлено конкретному лицу или организации;
  • покупка билетов культурных, зрелищных, театральных объединений;
  • прочее.

Перечень статьи включает 46 позиций.

Сроки закупочной процедуры

Другим важным критерием сравнительной характеристики стали временные рамки. Сроки исчисляются в календарных днях.

Открытый конкурс

Разместить сведения в единой информационной системе необходимо за 20 дней до фактического вскрытия конвертов (доступа к заявкам на виртуальной торговой площадке). Любые корректировки необходимо делать за 5 суток до перехода к следующему этапу. При этом вносить изменения в объем закупки или размер обеспечения нельзя.

Электронный аукцион

Требования закона мягкие. Заказчику предоставляется право публиковать извещение за 7 суток до открытия доступа к заявкам. Если сумма договора превышает 3 миллиона рублей, этот период увеличивают до 15 дней. Дополнения и корректировки в документацию вносят за 2 дня до изучения заявок, либо ранее. Организаторы аукциона обязаны соблюдать запрет на изменение объемов закупки, а также увеличение обеспечения.

Запрос котировок

Заказчику следует ориентироваться на стандартный недельный срок. Однако в некоторых случаях период сокращают до 4 суток. К таковым относят закупку средств оказания неотложной помощи (ст. 76 закона 44-ФЗ) или договоры с суммой до 250 000 рублей. Корректировки вносить можно во все пункты за исключением объекта закупки. Последние изменения могут быть внесены за 2 дня.

Запрос предложений

Способ предполагает минимальный срок. Извещение публикуют за 5 дней до оценки предложений. Возможность изменения документации не предусмотрена.

Закупка у единственного поставщика

Извещение размещают в ЕИС в установленных законом случаях. Информация должна появиться в единой базе за 5 дней до подписания соглашения. О внесении корректировок в законе не упоминается.

Парламентарии установили специфические требования к содержанию извещений. Правила разработки закупочной документации определены для каждого способа отдельно. Наиболее простым по этому критерию является сотрудничество с единственным поставщиком. Максимум правил и указаний адресовано организаторам открытого конкурса и аукциона.

Размер и порядок предоставления обеспечения

Третьим критерием сравнительной характеристики стала система гарантий. Юристы проанализировали требования к обеспечению заявок и контрактов.

Открытый конкурс

При подаче заявки участник обязан внести залог или предоставить на сумму от 0,5 до 5 % начальной стоимости заказа. Лица, отнесенные законом к льготным категориям, вправе ограничится обеспечением в 2 % (ст. 44 закона 44-ФЗ). Гарантия исполнения контракта устанавливается в рамках от 5 до 30 %.

Снижение в ходе торгов НМЦ на ¼ и более является основанием для увеличения обеспечения в 1,5 раза. При этом закон предусматривает повышенные ставки при заключении соглашений с крупным авансом или гонораром, превышающим 30 миллионов рублей.

Электронный аукцион

Если общая стоимость закупки находится в пределах 3 миллионов рублей, размер обеспечения заявки составляет 1 %. В остальных случаях применяется правило расчета, используемое при проведении открытого конкурса. Общие принципы распространяются и на установление обеспечения по контракту.

Запрос котировок

Подача заявки не требует предоставления каких-либо гарантий. Закупка до 500 000 рублей может производиться без условий об обеспечении, а вот превышение стоимостного лимита влечет необходимость применения общих принципов.

Запрос предложений

Правила об обеспечении заявок и контрактов не применяются. Исключением служит запрос предложений, проводимый в результате признания аукциона, либо конкурса несостоявшимися. В этом случае реализуют общий механизм. Потребовать гарантий надлежащего выполнения контракта необходимо, если заказ размещают повторно – после расторжения с недобросовестным исполнителем.

Закупка у единственного поставщика

Заявку принимают и рассматривают без каких-либо гарантий со стороны потенциального контрагента. Обеспечение договора не требуется в следующих ситуациях:

  • приобретение ценностей на сумму до 100 000 рублей;
  • заключение соглашения с образовательными и культурными организациями в пределах 400 000 рублей;
  • сотрудничество с коммунальными службами.

Полный перечень перечислен в закона 44-ФЗ.

Сравнительная характеристика проведена по основным критериям. Дополнительно оценить способы выбора поставщика можно по правилам оценки заявок, порядку заключения договора или принципам определения победителя. В любом случае наиболее жесткими будут требования к проведению конкурсов и аукционов.

Связан такой подход с правовым значением процедур. Именно эти способы признаны ключевыми. Отказаться от их использования заказчик вправе лишь при наличии указанных в законе обстоятельств.

Loading...Loading...