Обязательные требования к печати юридического лица. Каковы требования к печати ООО в современном законодательстве? Регистрация в месте изготовления

Пункт 7 статьи 2 Федерального закона "Об акционерных обществах" от 12.12.95 N 208-ФЗ:

"Общество должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место его нахождения. В печати может быть также указано фирменное наименование общества на любом иностранном языке или языке народов Российской Федерации.
Общество вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства визуальной идентификации".

ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ПЕЧАТИ ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ

Пункт 5 статьи 2 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" от 08.02.98 N 14-ФЗ:

"Общество должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения общества. Печать общества может содержать также фирменное наименование общества на любом языке народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.
Общество вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации".

ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ПЕЧАТИ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. № 12-ФЗ:

"Некоммерческая организация имеет печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке.
Некоммерческая организация вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему".

ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ГЕРБОВОЙ ПЕЧАТИ

Требования к реквизитам печатей с гербом (гербовым печатям):

Полное наименование юридического лица в именительном падеже, в скобках - его краткое наименование (если таковое имеется);

Основной государственный регистрационный номер (ОГРН);

Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

Код по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО).

Размещать на печати Государственный герб РФ вправе:

Федеральные органы государственной власти, иные государственные органы, организации и учреждения;

Организации и учреждения независимо от форм собственности, наделенные отдельными государственно-властными полномочиями;

Органы, осуществляющие государственную регистрацию актов гражданского состояния;

Нотариусы;

Мировые судьи.

ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ШТАМПА ОГРАНИЗАЦИИ

Действующим законодательством не предусмотренно конкректных требований к содержанию штампов организаций и индивидуальных предпринимателей.

Организация вправе самостоятельно определять содержание и порядок отображения информации в штампе. Штамп может включать в себя реквизиты, адрес и телефон компании, место для исходящего номера, а так же и любые другие сведения. Штампы используют для ускорения документооборота в организации.

ТИПЫ ШТАМПОВ

Угловой штамп - содержит реквизиты организации (название, юридический и фактический адрес, контакты и банковские реквизиты). Штамп с реквизитами имеет широкий спект применения и незаменим при заполнении ряда документов.

Регистрационный штамп - определяет ответственность организации за документ, устанавливает течение срока его исполнения. Регистрационный штамп содержит полное наименование организации, дату и номер документа, Ф.И.О. ответственного лица.

Штампы со стандартными словами позволяют быстро и легко обозначать статус документа или этапы его разработки. В делопроизводстве используются следующие стандартные штампы со словами: «ОБРАЗЕЦ» - «ОТГРУЖЕНО» - «СКЛАД» - «БУХГАЛТКРИЯ» - «ОТДЕЛ КАДРОВ» - «СРОЧНО» - «ОПЛАЧЕНО» - «ПОЛУЧЕНО» - «ПОГАШЕНО» - «КОПИЯ ВЕРНА» - «КОПИЯ С ПОДЛИННИКОМ СЛИЧЕНА» .

Треугольные штампы используется отделами снабжения коммерческих организаций, отделениями почтовой связи, медицинскими учреждениями, аптеками и иными организациями и учреждениями для совершения хозяйственных операций.

Статья 325 УК РФ. Похищение или повреждение документов, штампов, печатей.

1. Похищение, уничтожение, повреждение или сокрытие официальных документов, штампов или печатей, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности, — наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

2. Похищение у гражданина паспорта или другого важного личного документа — наказывается штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.

Комментарии:

1. Понятие похищения близко понятию хищения (см. комментарий к ст.158 УК) и является общим для всех случаев обращения или покушения на обращение предмета преступления в собственность виновного независимо от цели и мотивов преступления и от того, представляет ли предмет преступления имущественную ценность.

2. Уничтожением является полная физическая (техническая) ликвидация указанных в ст.325 предметов преступления.

3. Повреждением этих предметов является частичная физическая (техническая) порча материала, на котором они исполнены (бумага, бланк и т.п.), с искажением их содержания и (или) смысла.

4. Сокрытием этих предметов является их утаивание (в специально избранном или подготовленном для этого месте, тайнике и пр., либо путем передачи их на хранение третьему лицу и т.п.).

5. Понятие официальных документов дается в комментарии к ст.324.

6. Штампы — ручные печатные формы (клише) с определенным текстом, предназначенные для производства оттисков при составлении документов (в такой оттиск обычно вносятся соответствующие письменные дополнения: номер документа, дата его выдачи и т.д.).

7. Печати — предметы с вырезанными знаками для выполнения оттиска (содержат изображение Государственного герба, наименование учреждения или организации и т.д.). Оттиски печати служат удостоверением подлинности документа.

8. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом и мотивом (корыстной или иной личной заинтересованности).

9. О понятии корысти см. комментарий к п.«з» ст.105.

10. Иная личная заинтересованность по смыслу комментируемой статьи лишена признаков корысти и не обязательно является низменной (например, желание помочь попавшему в затруднительное или бедственное положение близкому лицу).

11. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает ответственность за похищение у гражданина (РФ или другой страны) паспорта или другого важного личного документа.

12. Паспортом является удостоверение личности с основными ее данными (число, месяц, год и место рождения, гражданство, национальность, семейное положение и проч.). Паспорт удостоверяет постоянную или временную прописку по указанному в нем адресу. В некоторых случаях он является единственной формой удостоверения личности, дающей его обладателю возможность вступать в те или иные правоотношения. Паспорт может быть внутригосударственным или заграничным (для выезда из страны).

13. Другим важным личным документом могут быть по смыслу ч.2 принадлежащие гражданину пенсионное удостоверение, трудовая или орденская книжка, лицензия на право заниматься указанной в ней предпринимательской деятельностью, купчая на дом, водительские права и т.п. Эти личные документы носят официальный характер. Их важность оценивает суд.

14. Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч.2, характеризуется прямым умыслом. В отличие от ч.1 мотив преступления здесь не указан, следовательно, он может быть любым (корыстным, иным низменным и др.).

15. Ответственность за совершенное преступление может нести лицо, достигшее 16 лет.

Гражданский кодекс РФ, являющимся основополагающим нормативным актом, регулирующим деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, прямо не указывает о необходимости наличия печати в качестве обязательного реквизита юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Но вывод о необходимости ее наличия следует из других норм ГК.

Например, п.5 ст.185 ГК РФ указывает, что доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации.

Применительно к отдельным видам коммерческих организаций требование о необходимости наличия печати содержится в специальных нормативно-правовых актах.

Так, в п.7 ст.2 ФЗ от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", в п.5 ст.2 ФЗ от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" установлено, что общество "должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место его нахождения".

Таким образом, действующее законодательство устанавливает следующие требования к печати:

  • обязательность ее наличия;
  • возможность ее существования в единственном числе;
  • круглая форма;
  • указание на ней полного фирменного наименования общества на русском языке;
  • указания на ней места нахождения общества.

Несмотря на достаточно скромное правовое регулирование исследуемого вопроса, действующее законодательство позволяет, тем не менее, сделать вывод, что оттиск печати имеет правовое значение.

Что касается штампа, законодательство не содержит требований, предъявляемых к нему, юридического значения оттиск штампа не имеет.

Итак, проведенный анализ норм действующего законодательства приводит к следующим выводам:

  • требования, предъявляемые к оттискам печатей и штампов, могут устанавливаться только федеральным законодательством;
  • в настоящее время требования, предъявляемые к оттиску печати, заключаются в указании на обязательность ее наличия в единственном числе, круглую форму печати, обязательность включения в нее таких реквизитов, как полное фирменное наименование общества на русском языке и место нахождения общества;
  • в силу прямого указания закона в установленных законом случаях исходящие от юридического лица документы должны скрепляться оттиском печати, в связи с чем можно говорить о правовом значении оттиска печати;
  • действующим законодательством не предусмотрены требования о необходимости наличия штампа. Правового значения оттиск штампа не имеет и может использоваться для организации хозяйственной деятельности в различных целях.

Возникают следующие вопросы:

  • о размере печати,
  • о размере шрифта на клише,
  • о возможности указания сокращенного фирменного наименования,
  • о правомерности указания на печатях ОГРН (основного государственного регистрационного номера), ИНН (идентификационного номера налогоплательщика),
  • о правомерности изготовления нескольких клише печати (например, на разных оснастках, с дополнительными словами типа "для документов", "для накладных" и др.

Проанализировав формулировки правовых норм федерального уровня можно сделать вывод, о том, что эти вопросы оставлены на усмотрение самих юридических лиц и изготовителей печатей.

Однако был принят Закон «Об учете печатей», в котором заложен ряд требований к печатям.

В регистрационной палате был создан реестр печатей на каждый город и, соответственно, издан ряд нормативных актов, устанавливающих свои «стандарты» печатей.

Но постановлением Правительства регистрационная палата была ликвидирована.

Пункт 7 данного постановления гласит: Признать утратившими силу распоряжение "О создании в регистрационной палате городского реестра печатей". В период, когда велся реестр печатей, в регистрационной палате действовали Временные правила изготовления и основания для уничтожения печатей и штампов, они устанавливали определенные требования к печатям:

Пункт 4.1 Круглая печать представляет собой окружность диаметром 38-42 мм.

Пункт 6.1 Печати органов исполнительной и представительной власти, юридических лиц и организаций без прав юридического лица (далее - "организации") должны содержать следующие обязательные реквизиты:

  • полное наименование организации на русском языке с указанием организационно-правовой формы;
  • местонахождение;
  • номер государственной регистрации (или номер в регистрационном реестре - для лиц, зарегистрированных до образования регистрационной палаты);
  • номер городского Реестра печатей;
  • Государственный герб Российской Федерации (только организации, имеющие право на их воспроизведение, в соответствии с пп. 5.1, 5.2 настоящих Правил).

Пункт 6.2 Организации могут иметь печати для своих структурных подразделений. В этом случае, кроме перечисленного в п.6.1, в печати должна содержаться дополнительная надпись, как-то: секретариат; канцелярия; управление делами; отдел кадров; для счетов; для удостоверений; для справок и т.д.

Не стоит забывать, что данные унифицирующие требования НЕ ЗАКРЕПЛЕНЫ
на федеральном законодательном уровне
и в настоящий момент УТРАТИЛИ СВОЮ СИЛУ .

Законодательно установлено только требование об обязательном наличии печати у юридического лица, но не оговорена возможность изготовления нескольких печатей. Поскольку нет прямого запрета, можно изготовить несколько печатей, как с идентичными, так и с различными клише, каждая из которых будет являться оригинальной при использовании для соответствующих документов.

Например, возможно изготовление нескольких печатей для одной организации: одной с полным фирменным наименованием и двух или более для отдельных категорий документов (общей «для документов», «для справок» и т.д.). Вместе с тем неправомерным будет изготовление одновременно печати, содержащей полное фирменное наименование, и печати, содержащей полное и сокращенное наименование, поскольку это будет вводить в заблуждение относительно того, какой именно компании принадлежит печать. В отношении документов, удостоверенных оттисками разных печатей, могут возникнуть вопросы относительно их происхождения. Законодательно также предусмотрено обязательное включение в клише печати полного фирменного наименования на русском языке, поэтому изготовление печати, содержащей название только на иностранном языке, также будет неправомерным.

ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ГЕРБОВОЙ ПЕЧАТИ

Гербовая печать должна быть выполнена по ГОСТу 51511-2001:

  • Диаметр от 40 до 45 мм;
  • Внешний круг толщиной 1,3 мм с микротекстом высотой 0,8 мм;
  • Наличие ИНН, ОКПО, ОГРН высотой 0,5-0,8 мм. Наличие линий толщиной 0,08 мм;
  • Наличие элементов с полутоновым растром (80 линий на см).

Требования к реквизитам печатей с гербом (гербовым печатям):

  • полное наименование юридического лица в именительном падеже, в скобках - его краткое наименование (если таковое имеется);
  • основной государственный регистрационный номер (ОГРН);
  • идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
  • код по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО).

Размещать на печати Государственный герб РФ вправе:

  • федеральные органы государственной власти, иные государственные органы, организации и учреждения;
  • организации и учреждения независимо от форм собственности, наделенные отдельными государственно-властными полномочиями;
  • органы, осуществляющие государственную регистрацию актов гражданского состояния;
  • нотариусы;
  • мировые судьи.

«ОБ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ»

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ (в ред. Федерального закона от 07.08.2001 N 120-ФЗ)

Статья 2. Основные положения об акционерных обществах

7. Общество должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место его нахождения. В печати может быть также указано фирменное наименование общества на любом иностранном языке или языке народов Российской Федерации.

Общество вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства визуальной идентификации.

«ОБ ОБЩЕСТВАХ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ»

Статья 2. Основные положения об обществах с ограниченной ответственностью

5. Общество должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения общества. Печать общества может содержать также фирменное наименование общества на любом языке народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.

Общество вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации.

«О ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ»

Статья 2. Унитарное предприятие

3. Унитарное предприятие должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения унитарного предприятия. Печать унитарного предприятия может содержать также его фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.

Унитарное предприятие вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации.

«О НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ»

Статья 3. Правовое положение некоммерческой организации

4. Некоммерческая организация имеет печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке. Некоммерческая организация вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему.

Федеральный конституционный закон

"О Государственном Гербе Российской Федерации"

Принят Государственной Думой 8 декабря 2000 года, Одобрен Советом Федерации 20 декабря 2000 года (в ред. Федеральных конституционных законов от 09.07.2002 N 2-ФКЗ, от 30.06.2003 N 1-ФКЗ)

Настоящим Федеральным конституционным законом устанавливаются Государственный герб Российской Федерации, его описание и порядок официального использования.

Статья 1.

Государственный герб Российской Федерации является официальным государственным символом Российской Федерации. Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.
Рисунки Государственного герба Российской Федерации в многоцветном и одноцветном вариантах помещены в приложениях 1 и 2 к настоящему Федеральному конституционному закону.

Статья 2.

Воспроизведение Государственного герба Российской Федерации допускается без геральдического щита (в виде главной фигуры - двуглавого орла с атрибутами, перечисленными в статье 1 настоящего Федерального конституционного закона), а также в одноцветном варианте.

Статья 3.

Государственный герб Российской Федерации в многоцветном варианте помещается на бланках:

  • федеральных конституционных законов и федеральных законов;
  • указов и распоряжений Президента Российской Федерации;
  • постановлений Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
  • постановлений Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
  • постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации;
  • решений Конституционного Суда Российской Федерации;
  • решений Верховного Суда Российской Федерации;
  • решений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
  • Президента Российской Федерации;
  • Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
  • Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
  • Правительства Российской Федерации;
  • Конституционного Суда Российской Федерации;
  • Верховного Суда Российской Федерации;
  • Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Государственный герб Российской Федерации в одноцветном варианте помещается на бланках:

  • Администрации Президента Российской Федерации;
  • полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах;
  • федеральных органов исполнительной власти;
  • Генеральной прокуратуры Российской Федерации;
  • Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;
  • Счетной палаты Российской Федерации;
  • Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;
  • Центрального банка Российской Федерации.

Одноцветный вариант Государственного герба Российской Федерации без геральдического щита помещается на бланках:

  • межведомственной комиссии по защите государственной тайны;
  • органов, организаций и учреждений при Президенте Российской Федерации;
  • органов, организаций и учреждений при Правительстве Российской Федерации;
  • федеральных судов;
  • органов прокуратуры Российской Федерации;
  • дипломатических представительств, консульских учреждений и иных официальных представительств Российской Федерации за пределами Российской Федерации.

Статья 4.

Государственный герб Российской Федерации воспроизводится на документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, на иных документах общегосударственного образца, выдаваемых федеральными органами государственной власти, а также органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния. (в ред. Федерального конституционного закона от 30.06.2003 N 1-ФКЗ)

Государственный герб Российской Федерации помещается на печатях федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, организаций и учреждений, на печатях органов, организаций и учреждений независимо от форм собственности, наделенных отдельными государственно-властными полномочиями, а также органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния. (в ред. Федерального конституционного закона от 30.06.2003 N 1-ФКЗ)

Статья 5.

Государственный герб Российской Федерации помещается:

  • на фасаде здания официальной резиденции Президента Российской Федерации;
  • на фасадах зданий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правитльства Российской Федерации, Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, дипломатических представительств, консульских учреждений и иных официальных представительств Российской Федерации за пределами Российской Федерации;
  • в рабочем кабинете Президента Российской Федерации;
  • в залах заседаний Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и других федеральных судов, законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, судов субъектов Российской Федерации, а также в залах заседаний представительных органов местного самоуправления; (в ред. Федерального конституционного закона от 09.07.2002 N 2-ФКЗ) в рабочих кабинетах Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, Руководителя Администрации Президента Российской Федерации, полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Генерального прокурора Российской Федерации, Председателя Центрального банка Российской Федерации, Председателя Счетной палаты Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, руководителей федеральных органов исполнительной власти, федеральных судей, прокуроров, а также руководителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации, глав муниципальных образований, глав дипломатических представительств, консульских учреждений и иных официальных представительств Российской Федерации за пределами Российской Федерации, в том числе официальных представительств Российской Федерации при международных организациях; (в ред. Федерального конституционного закона от 30.06.2003 N 1-ФКЗ) в залах торжественных церемоний органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния. (абзац введен Федеральным конституционным законом от 30.06.2003 N 1-ФКЗ)

Статья 6.

Государственный герб Российской Федерации помещается на пограничных знаках (основных пограничных столбах) и в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

Статья 7.

Государственный герб Российской Федерации помещается на:

  • штандарте (флаге) Президента Российской Федерации;
  • боевых знаменах воинских частей;
  • знаменах федеральных органов исполнительной власти, определяемых Президентом Российской Федерации;
  • военных кораблях 1 и 2 ранга - в порядке, установленном Президентом Российской Федерации.

Государственный герб Российской Федерации может помещаться на:

  • денежных знаках;
  • государственных наградах Российской Федерации и документах к ним;
  • знаках отличия за окончание высших государственных образовательных учреждений профессионального образования.

Допускается размещение Государственного герба Российской Федерации на знаках различия и форменной одежде, установленных для лиц, состоящих на военной или иной государственной службе, а также использование его в качестве геральдической основы геральдических знаков - эмблем федеральных органов исполнительной власти.
Иные случаи использования Государственного герба Российской Федерации устанавливаются Президентом Российской Федерации.

Статья 8.

Гербы (геральдические знаки) субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности не могут быть идентичны Государственному гербу Российской Федерации.
Государственный герб Российской Федерации не может быть использован в качестве геральдической основы гербов (геральдических знаков) субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций.

Статья 9.

При одновременном размещении Государственного герба Российской Федерации и герба (геральдического знака) субъекта Российской Федерации, муниципального образования, общественного объединения либо предприятия, учреждения или организации Государственный герб Российской Федерации располагается с левой стороны от другого герба (геральдического знака), если стоять к ним лицом; при одновременном размещении нечетного числа гербов (геральдических знаков) Государственный герб Российской Федерации располагается в центре, а при размещении четного числа гербов (но более двух) - левее центра.

При одновременном размещении Государственного герба Российской Федерации и других гербов (геральдических знаков) размер герба (геральдического знака) субъекта Российской Федерации, муниципального образования, общественного объединения либо предприятия, учреждения или организации не может превышать размер Государственного герба Российской Федерации, при этом Государственный герб Российской Федерации не может быть размещен ниже других гербов (геральдических знаков).

Статья 10.

Порядок изготовления, использования, хранения и уничтожения бланков, печатей и иных носителей изображения Государственного герба Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статья 11.

Использование Государственного герба Российской Федерации с нарушением настоящего Федерального конституционного закона, а также надругательство над Государственным гербом Российской Федерации влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 12.

Настоящий Федеральный конституционный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации В.В.ПУТИН Москва, Кремль 25 декабря 2000 года.
N 2-ФКЗ Приложение 1 к Федеральному конституционному закону "О Государственном гербе Российской Федерации"
N 2-ФКЗ Рисунок Государственного герба Российской Федерации в многоцветном варианте
Приложение 2 к Федеральному конституционному закону "О Государственном гербе Российской Федерации" N 2-ФКЗ Рисунок Государственного герба Российской Федерации в одноцветном варианте.

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

В целях исключения дублирования функций и полномочий органов исполнительной власти города Москвы и в связи с завершением передачи полномочий по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей федеральным органам исполнительной власти Правительство Москвы постановляет:

1. Ликвидировать Московскую регистрационную палату (далее - Палата).
2. Назначить председателем ликвидационной комиссии Палаты первого заместителя руководителя Департамента имущества города Москвы Ануприенко В.Ю. и поручить ему в недельный срок представить на утверждение первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Росляка Ю.В. состав ликвидационной комиссии и план мероприятий по ликвидации Палаты в соответствии с федеральным законодательством и нормативными правовыми актами города Москвы, а также, незамедлительно сообщить в орган, осуществляющий регистрацию юридических лиц, о ликвидации Палаты. Заместителем председателя ликвидационной комиссии назначить председателя Московской регистрационной палаты Александрова И.А.
3. Ликвидационной комиссии Палаты:
3.1. Обеспечить выполнение функций Палаты в период ее ликвидации.
3.2 . Осуществлять свою работу в соответствии с требованиями статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации и главы 7 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
3.3. В недельный срок предупредить работников о предстоящем высвобождении в соответствии с пунктом 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации и обеспечить предоставление им гарантий и компенсаций в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
3.4. Представить в недельный срок в Департамент финансов города Москвы проект сметы расходов, необходимых для проведения ликвидационных мероприятий.
3.5. В двухнедельный срок опубликовать настоящее постановление в органах печати, в которых печатаются данные о государственной регистрации юридических лиц.
3.6. В трехмесячный срок принять меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности.
3.7. Передать копии цифрового изображения герба города Москвы и имеющуюся документацию об изготовителях печатей с изображением герба города Москвы Комитету лицензирования города Москвы.
3.8. Передать Департаменту имущества города Москвы недвижимое имущество в установленном порядке.
3.9. Передать Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы документацию в соответствии с распоряжением Правительства Москвы от 29.12.2004 N 2631-РП "О мерах по совершенствованию информационного обслуживания в рамках системы "одного окна".
3.10. Передать Управлению Правительства Москвы по экономической безопасности города Москвы реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных на территории города Москвы с 1992 года.
3.11. Обеспечить уничтожение печатей и бланков Палаты.
3.12. Сдать в установленном порядке документацию Палаты в Главное архивное управление города Москвы за исключением документов, передаваемых в соответствии с пп.3.7,3.9,3.10.
4. Департаменту финансов города Москвы в случае недостаточности собственных средств Палаты для проведения ликвидационных мероприятий в соответствии с представленной сметой (п.3.4) обеспечить финансирование расходов, связанных с проведением ликвидационных мероприятий, за счет средств, предусмотренных в бюджете города Москвы на 2005 год на государственное управление.
5. Уполномочить Комитет лицензирования города Москвы на выдачу копий цифрового изображения герба города Москвы юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям - изготовителям печатей в целях изготовления печатей с изображением герба города Москвы в соответствии с Законом города Москвы от 11.06.2003 N 39 "О гербе города Москвы" и в части технических требований ГОСТ Р 51511-2001.
6. Определить Управление Правительства Москвы по экономической безопасности города Москвы органом, ответственным за получение сведений из Единого государственного реестра юридических лиц в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц".
7. Признать утратившими силу распоряжение Мэра Москвы от 25.08.98 N 843-РМ "О создании в Московской регистрационной палате городского реестра печатей" и постановление Правительства Москвы от 11.05.2004 N 290-ПП "О внесении изменений и дополнений в распоряжение Мэра Москвы от 25 августа 1998 года N 843-РМ".
8. Управлению координации деятельности Комплекса экономической политики и развития города Москвы в трехмесячный срок по согласованию с Правовым управлением Правительства Москвы представить в установленном порядке предложения по приведению правовых актов Правительства Москвы в соответствие с настоящим постановлением.
9. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Росляка Ю.В. и на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецову Л.И.
П.п. Мэр Москвы Ю.М.Лужков

Письмо МНС России № 09-1-02/5216-АН816

по вопросу наличия на обычных печатях и штампах ОГРН

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам рассмотрело письмо Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций от 08.10.2003 № 15/17-16107 по вопросу необходимости использования Основного государственного регистрационного номера при изготовлении обычных печатей и штампов и сообщает следующее.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 № 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц" на МНС России возложены функции по осуществлению государственной регистрации юридических лиц.

Действующими нормативными правовыми актами на МНС России не возложено осуществление функции по определению требований к печатям.

Постановлением Госстандарта России от 25.12.2003 № 573-ст принят и введен в действие ГОСТ Р 51511-2001 "Печати с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации. Форма, размеры и технические требования". Указанным ГОСТом установлено обязательное наличие на печатях с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации Основного государственного регистрационного номера (ОГРН).

Таким образом, ОГРН должен указываться на гербовых печатях. Вместе с тем, обязательное наличие ОГРН на иных печатях законодательством не предусмотрено.

Согласно пункту 8 Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления, содержащихся в нем сведений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 № 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц", ОГРН указывается во всех документах этих юридических лиц наряду с их наименованием.

Исходя из изложенного, юридическое лицо может указать ОГРН в обычных печатях и штампах. Обязательного указания ОГРН в обычных печатях и штампах не требуется.

Отсутствие в обычных печатях и штампах юридических лиц ОГРН, по мнению МНС России, не может являться основанием для их замены.

В связи с изложенным, МНС России подготовлено соответствующее письмо в Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

Действительный государственный советник налоговой службы Российской Федерации II ранга М.В.Мишустин

КТО ИМЕЕТ ПРАВО НА ГЕРБОВУЮ ПЕЧАТЬ

Право на использование печати с воспроизведением изображения Государственного герба Российской Федерации (в т. ч. с воспроизведением в виде главной фигуры двуглавого орла) определено в ст. 4 Федерального конституционного закона от 25.12.2000 № 2-ФКЗ "О Государственном гербе Российской Федерации":

"Государственный герб Российской Федерации помещается на печатях федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, организаций и учреждений, а также органов, организаций и учреждений независимо от форм собственности, наделенных отдельными государственно-властными полномочиями".

Иными словами, Государственный герб РФ имеют право изображать: - федеральные органы государственной власти; - государственные унитарные предприятия и государственные учреждения федеральной собственности (в случае указания в учредительных документах на право использования печати с воспроизведением изображения Государственного герба РФ); - образовательные учреждения (кроме дошкольных), имеющие государственную аккредитацию, выдающие документы государственного образца о полученном образовании (в соответствии со ст. 1 и п. 2 ст. 27 Закона РФ от 10.07.92 № 3266-1 "Об образовании"); - предприятия и организации, имеющие в соответствии с нормативными актам РФ государственный статус.

В том же Федеральном конституционном законе оговорено (ст. 8): "Гербы (геральдические знаки) субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности не могут быть идентичны

Государственному гербу Российской Федерации. Государственный герб Российской Федерации не может быть использован в качестве геральдической основы гербов (геральдических знаков) субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций". Постановление Правительства РФ от 27.12.95 № 1268 "Об упорядочении изготовления, использования, хранения и уничтожения печатей и бланков с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации" и ГОСТ Р 6.30-97 "УСД. УСОРД. Основные требования к оформлению документов" регламентируют указанный порядок следующим образом. Изготовление печатей с изображением Государственного герба РФ, с изображением гербов субъектов РФ, городов и районов должно осуществляться только полиграфическими и штемпельно-граверными предприятиями, имеющими лицензии на соответствующий вид деятельности и сертификаты о наличии технических и технологических возможностей для изготовления указанного вида продукции на должном качественном уровне.

Нормы вышеназванных нормативных правовых актов применяются при разработке правил изготовления, применения, хранения, уничтожения печатей органами власти и управления субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями и их объединениями независимо от организационно-правовой формы и вида деятельности.

Помимо законов об ООО и АО изменения были внесены также в ряд нормативных актов, ранее предусматривавших обязательное удостоверение документов печатью организации. Теперь печать проставляется исключительно при ее наличии (то есть при указании на наличие печати в уставе организации) в следующих документах:

  • акт о несчастном случае на производстве (ст. 230 ТК РФ);
  • доверенность, выдаваемая организацией представителю (ч. 5 ст. 61 АПК РФ, ч. 3 ст. 53 ГПК РФ, ч. 2 ст. 54 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»);
  • журнал учета проверок (ч. 10 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении контроля (надзора) и муниципального контроля»;
  • двойное складское свидетельство (абз. 9 п. 1 ст. 913 ГК РФ);
  • копии учредительных документов, представляемых в регистрирующий орган (п. 4 ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;
  • копия извещения об уплате авансового платежа акциза при реализации этилового спирта (пп. 5 п. 1 ст. 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничениях потребления (распития) алкогольной продукции»);
  • выписки по счету депо и закладные об исполнении обеспеченного ипотекой обязательства (абз. 5 п. 3 ст. 16, абз. 5 п. 1 ст. 17, п. 2 ст. 25 Федерального закона от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»);
  • решения об эмиссии ценных бумаг, сертификаты эмиссионной ценной бумаги; решения о выпуске российских депозитарных расписок (п. 1 ст. 17, абз. 11 ч. 4 ст. 18, п. 10 ст. 27.5-3 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»);
  • документы, содержащие сведения о доле РФ, субъекта РФ или муниципального образования в уставном капитале юридического лица, а также документы, представляемые претендентами на покупку имущества (абз. 4 п. 1, абз. 1 п. 2 ст. 16 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»);
  • доверенность от имени организации (при обжаловании действий таможенного органа), копия аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности, прилагаемой к заявлению о включении в реестр уполномоченных экономических операторов; отчетность о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и (или) используемых товарах и о совершенных таможенных операциях; выписки из системы учета товаров, представляемых должностным лицам таможенных органов (ч. 6 ст. 39, п. 6 ч. 3 ст. 90, п. 2 ч. 5 ст. 177, п. 1 ст. 184 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ») (эти изменения действуют с 18.05.2015);
  • доверенность, прилагаемая к заявкам на участие в открытом конкурсе, закрытом аукционе; доверенность, выдаваемая в целях получения аккредитации участников электронного аукциона; заявка на участие в закрытом аукционе (ст. 51, 61, 88 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

Если организация решила отказаться от использования печати, целесообразно исключить информацию о ней и из устава, хотя законом и не предусмотрена такая обязанность. Представляется, что если в уставе организации упоминается печать, а в перечисленных документах ее оттиск отсутствует, это может стать предметом для споров и претензий со стороны различных контролирующих органов.

Напоминаем: как и прежде, на оформляемых организацией бланках первичной учетной документации, не содержащих пометки «М.П.», печать проставлять необязательно (оттиск печати не является обязательным реквизитом первичного учетного документа (ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»; п. 13 Положения по ведению бухучета, утв. приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34-н). Это же касается и заключаемых договоров. Скреплять их печатью не запрещено, но необязательно (см. постановление ФАС Московского округа от 22.03.2012 № А40-62363/11-71-291, постановление ФАС Московского округа от 23.12.2010 № КГ-А40/13774-10, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 21.01.2013 № А28-3218/2012).



Гражданское законодательство Российской Федерации не содержит официального определения печати юридического лица. Тем не менее, в п. 2.1. ГОСТ Р 51511-2001 (принят 25 декабря 2001 года постановлением Госстандарта РФ под № 573-ст) дается определение печати, как устройства, содержащего клише для нанесения оттисков на бумагу; обеспечивающего зеркальное отображение оттиска.

Следует обособлять понятие печати как механизма от понятия, характеризующего изображение. Печать на документах - это оттиск печати, произведенный посредством клише.

Сегодня все юридические лица, согласно федеральному законодательству, должны иметь круглую печать, в которой будет содержаться фирменное наименование (написанное на русском языке) и указан адрес нахождения компании. Каждое юрлицо, зарегистрированное на территории России, имеет право обладать штампами и бланками со своим фирменным наименованием, личной эмблемой, а также зарегистрированными товарными знаками и прочими средствами индивидуализации.

Основная цель использования печати в Люберцах, как в и других российских городах - выделение того или иного субъекта из массы подобных, поэтому оттиск должен нести максимальный объем информации о субъекте хозяйственной деятельности.

Наиболее распространенные вопросы, связанные с печатями, обычно касаются размера шрифта, возможности указания неполного наименования фирмы, компании, организации, правомерности указания на печатях идентификационного номера налогоплательщика или основного государственного регистрационного номера, а также правомерности создания нескольких клише печати для одного заказчика.

Законодательство федерального уровня не дает никаких ответов на эти вопросы, следовательно, можно предположить, что они оставлены на усмотрение изготовителей печатей и других субъектов хозяйственной деятельность. Хотя в 2004 в Москве, к примеру, был принят действующий и по сей день Закон «Об учете печатей», который содержал определенные требования к ним.

В Московской регистрационной палате был специально создан Московский городской реестр печатей и издано несколько нормативных актов, целью издания которых было установление своих «стандартов» печатей.

8 февраля 2005 года Постановление Правительства города Москвы № 65-ПП упразднило Московскую регистрационную палату.

В период ведения реестра печатей в Московской регистрационной палате имели юридическую силу Временные правила, определяющие порядок изготовления и устанавливающие основания для уничтожения штампов и печатей на территории российской столицы (Приложение к ныне утратившему силу распоряжению Мэра Москвы № 843-РМ от 25 августа 1998 года), они регламентировали некоторые требования к печатям, например:

круглые печати должны были иметь диаметр от 38 до 42 мм;
печати юридических лиц, органов исполнительной власти и и представительной, а также организаций, не имеющих прав юридического лица, должны были обязательно содержать такие реквизиты, как:
ü полное наименование организации (написанное на русском языке),

ü указание на ее организационно-правовую форму;

ü государственный регистрационный номер;

ü юридический адрес организации;

ü номер городского Реестра печатей;

ü герб Москвы или государственный герб РФ;

организации могли обладать печатями, предназначенными для структурных подразделений. Причем помимо перечисленных выше требований, печать должна была содержать дополнительную надпись: для счетов, канцелярия, секретариат, управление делами, отдел кадров, для справок, для удостоверений и т.д.
Но важно помнить о том, что данные унифицирующие требования на федеральном законодательном уровне не закреплены и к нынешнему моменту уже утратили свою силу.

Современное законодательно устанавливает лишь требование об обязательном наличии печати у юрлица, при этом не оговаривается возможность создания двух и более печатей. Следовательно, прямого запрета нет, поэтому, вероятно, можно изготовить две и более печатей, как с одинаковыми клише, так и с различными, причем при использовании их на документах соответствующего типа каждая будет являться оригинальной.

Например, вполне возможно заказать изготовление нескольких печатей для одного заказчика. Основная печать будет содержать полное наименованием фирмы, компании, организации. Остальные печати будут использоваться для отдельных категорий документов, например, может изготовлена общая печать «для документов», отдельные печати «для справок», «для удостоверений», «для протоколов» и т.д.

Вместе с этим представляется неправомерным одновременное изготовление печати Люберцы, содержащей полное наименование фирмы, компании, организации, и печати, содержащей сокращенное и полное наименование. В этом случае печати могут вводить в заблуждение относительно того, какая именно компания является собственником печати. Что касается документов, на которых имеются оттиски разных печатей, то с большой долей вероятности могут возникнуть вопросы относительно их подлинности и происхождения. Нормативно-правовые акты также предусматривают, чтобы полного наименования фирмы на русском языке было обязательное включено в клише печати, таким образом, изготовление печати, в которой будет содержаться название юр. лица только на иностранном языке, также будет противоречить требованию закона.

Loading...Loading...