Нормативные требования предъявляемые к уставу образовательной организации. Что такое устав образовательного учреждения? Устав образовательного учреждения

ПОРЯДОК

утверждения уставов, изменений и (или) дополнений в уставы муниципальных образовательных организаций муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск»

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок устанавливает процедуру утверждения уставов, изменений и (или) дополнений в уставы (далее - Устав) муниципальных образовательных организаций муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» (далее - образовательные организации).

1.2. Образовательные организации являются юридическими лицами и действуют на основании Уставов.

1.3. Функции учредителя образовательных организаций осуществляет муниципальное учреждение «Отдел образования администрации муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» (далее - Отдел образования).

1.4. Устав образовательной организации должен соответствовать требованиям Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

1.5. Устав образовательной организации утверждается учредителем в случаях:

Создания образовательной организации;

Внесения в Устав образовательной организации существенных изменений и (или) дополнений, при которых целесообразно изложение Устава в новой редакции. В остальных случаях утверждаются изменения и (или) дополнения в Устав образовательной организации.

1.6. Устав образовательной организации утверждается приказом Отдела образования.

2. Порядок утверждения Устава образовательной организации

2.1. Проект Устава разрабатывается руководителем и иными уполномоченными должностными лицами в образовательной организации и подлежит принятию на общем собрании Учреждения.

2.2. Устав образовательной организации должен содержать наряду с информацией, предусмотренной законодательством Российской Федерации, следующую информацию:

Тип образовательной организации;

Учредитель или учредители образовательной организации;

Виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;

Структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.

2.3. На титульном листе Устава в правом верхнем углу располагается гриф «Утвержден» со ссылкой на наименование утверждающего документа в творительном падеже, дату утверждения и номер.

2.4. При утверждении Устава в новой редакции под наименованием указывается «(новая редакция)».

2.5. Разработанный образовательной организацией проект Устава предоставляется в двух экземплярах (один из них в электронном виде) на правовую экспертизу в Отдел образования.

2.6. Отдел образования рассматривает проект Устава в течение 15 рабочих дней, проверяет соответствие формы и содержания Устава установленным требованиям и готовит проект приказа Отдела образования об утверждении Устава образовательной организации.

2.7. В случае обнаружения каких-либо несоответствий предъявляемым требованиям Отдел образования возвращает проект Устава руководителю образовательной организации на доработку.

2.7. Утвержденный Устав образовательной организации должен быть пронумерован, прошит и скреплен печатью образовательной организации.

2.8. Руководитель образовательной организации обязан:

В установленный законодательством Российской Федерации срок с момента издания приказа Отдела образования об утверждении Устава образовательной организации обеспечить государственную регистрацию Устава образовательной организации в налоговом органе в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

При изменении наименования или местонахождения подготовить пакет документов и предоставить в Министерство образования и науки Республики Марий Эл на переоформление лицензии на право ведения образовательной деятельности и получение свидетельства о государственной аккредитации;

В десятидневный срок с момента государственной регистрации Устава образовательной организации в налоговом органе представить в Отдел образования документы, подтверждающие государственную регистрацию Устава образовательной организации и его копию.

3. Внесение изменений и (или) дополнений в Устав

3.1. Образовательная организация при изменениях законодательства Российской Федерации, организационно-правовой формы, типа и других изменениях вносит соответствующие изменения и (или) дополнения в Устав образовательной организации.

3.2. Проект изменений и (или) дополненийвносимых в Устав образовательной организации (в том числе новой редакции Устава), разрабатывается руководителем и иными уполномоченными должностными лицами в образовательной организации.

3.3. Разработанный образовательной организацией проект изменений и (или) дополненийвносимых в Устав образовательной организации предоставляется в двух экземплярах (один из них в электронном виде) на правовую экспертизу в Отдел образования.

3.4. Отдел образования рассматривает проект изменений и (или) дополненийвносимых в Устав образовательной организации в течение 15 рабочих дней, проверяет соответствие формы и содержания изменений и (или) дополненийвносимых в Устав установленным требованиям и готовит проект приказа Отдела образования об утверждении изменений и (или) дополненийв Устав образовательной организации.

В случае обнаружения каких-либо несоответствий предъявляемым требованиям Отдел образования возвращает проект изменений и (или) дополненийвносимых в Устав руководителю образовательной организации на доработку.

3.5. Вносимые изменения и (или) дополнения вносимые в Устав образовательной организации оформляются на отдельном листе, даже если они незначительны по объему.

3.6. Титульный лист вносимых изменений и (или) дополнений аналогичен титульному листу вновь принимаемого Устава образовательной организации.

3.7. Утвержденный изменения и (или) дополнения в Устав образовательной организации должны быть пронумерованы, прошиты и скреплены печатью образовательной организации.

3.8. Руководитель образовательной организации обязан:

В установленный законодательством Российской Федерации срок с момента издания приказа Отдела образования об утверждении вносимых изменений и (или) дополнений в Устав образовательной организации обеспечить государственную регистрацию изменений и (или) дополнений в Устав образовательной организации в налоговом органе в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

В десятидневный срок с момента государственной регистрации изменений и (или) дополнений в Устав образовательной организации в налоговом органе представить в Отдел образования документы, подтверждающие государственную регистрацию изменений и (или) дополнений внесенных в Устав образовательной организации и их копию.

4. Заключительные положения

4.1. Отдел образования обеспечивает хранение копий Уставов образовательных организаций, прошедших государственную регистрацию в установленном порядке в налоговом органе, а также внесенных изменений и (или) дополнений в Уставы образовательных организаций.

УСТАВ

образовательного учреждения

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Образовательное учреждение "____________________________________", (полное наименование образовательного учреждения)

В дальнейшем - "Образовательное учреждение", создано в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Законом РФ "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1 и ___________________________ с целью ____________________________________. (дата, номер и название иных необходимых документов)

1.2. Образовательное учреждение является некоммерческим/коммерческим образовательным учреждением.

1.3. Полное официальное наименование Образовательного учреждения:

полное наименование: ________ "__________________";

сокращенное наименование: _________ "__________________".

1.4. Местонахождение Образовательного учреждения ____________________.

1.5. Учредителем Образовательного учреждения является _______________, именуем__ в дальнейшем "Учредитель". Собственником имущества, закрепленного за Образовательным учреждением, является ____________.

1.6. Образовательное учреждение является юридическим лицом с момента государственной регистрации в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, расчетный, валютный и иные счета в банковских учреждениях, круглую печать со своим наименованием и наименованием Учредителя, штамп, бланки, эмблему и другие реквизиты, утвержденные в установленном порядке, приобретает имущественные и неимущественные права, может быть истцом и ответчиком в суде, арбитражном суде и третейском суде.

1.7. Образовательное учреждение отвечает по своим обязательствам в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств. Субсидиарную ответственность по обязательствам Образовательного учреждения несет собственник имущества, закрепленного за Образовательным учреждением.

1.8. Образовательное учреждение может на добровольных началах входить в союзы, ассоциации и другие объединения по территориальному и иным признакам, а также в международные организации.

1.9. Образовательное учреждение имеет право совершать как в Российской Федерации, так и за пределами государства юридические акты с учреждениями и предприятиями различных форм собственности и отдельными лицами.

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

2.1. Основными целями Образовательного учреждения являются:

2.1.1. _____________________________________________________;

2.1.2. _____________________________________________________.

2.2. Основными задачами Образовательного учреждения являются:

2.2.1. _____________________________________________________;

2.2.2. _____________________________________________________;

2.2.3. _____________________________________________________;

2.2.4. _____________________________________________________.

2.3. Для достижения своих уставных целей и выполнения задач Образовательное учреждение вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными стандартами. К (платным) дополнительным услугам относятся:

2.3.1. _______________________________________________________________; (например, углубленное изучение английского языка)

2.3.2. _______________________________________________________________. (углубленное изучение информационно-коммуникационных технологий и др.)

2.4. Платные дополнительные услуги не могут быть оказаны взамен основной деятельности Образовательного учреждения.

2.5. При оказании платных дополнительных образовательных услуг Образовательным учреждением заключается договор в письменной форме с потребителем таких услуг.

2.6. Доход от деятельности, указанной в п. 2.3 настоящего Устава, используется Образовательным учреждением в соответствии с уставными целями.

3.1. Обучение в Образовательном учреждении ведется на ___________ язык__.

3.2. Образовательное учреждение осуществляет образовательный процесс в следующем порядке:

Первая ступень ____________________________________________;

Вторая ступень ____________________________________________;

Третья ступень ____________________________________________;

- ___________________________________________________________.

3.3. Задачами первой ступени образования являются: ____________________.

3.4. Задачами второй ступени образования являются: ____________________.

3.5. Задачами третьей ступени образования являются: ___________________.

3.6. __________________________________________________________________.

3.7. В дополнение к обязательным предметам могут вводиться предметы по выбору самих учащихся, направленные на реализацию интересов, способностей и возможностей.

4. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

4.1. Организация образовательного процесса в Образовательном учреждении регламентируется __________________________.

4.2. В Образовательном учреждении применяется ___________ система оценок.

4.3. В Образовательном учреждении действует следующая система промежуточной аттестации учащихся:

4.3.1. ___________________________________________________________;

4.3.2. ___________________________________________________________.

4.4. Промежуточная аттестация обучающихся производится в следующих формах: _________________________.

4.5. Основной формой обучения в Образовательном учреждении является ___________ система обучения.

4.5.1. С учетом потребностей и возможности обучающегося образовательные программы осваиваются в следующих формах: ___________________________.

4.5.2. Решение о применении указанных в п. 4.5.1 форм обучения принимаются ______ с согласия родителей/законных представителей обучающегося.

4.6. Количество классов в Образовательном учреждении определяется в зависимости от числа поданных заявлений граждан и условий, созданных для осуществления образовательного процесса, и с учетом санитарных норм и контрольных нормативов, установленных действующим законодательством РФ.

4.7. Наполняемость классов в Образовательном учреждении устанавливается в количестве ______ обучающихся.

4.8. Учебный год в Образовательном учреждении начинается "___"_____________. Продолжительность учебного года составляет: ____________.

4.9. В Образовательном учреждении устанавливается следующий режим занятий: _______________________________.

4.10. ______________________________________________________.

5. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

5.1. Основными участниками образовательного процесса в Образовательном учреждении являются:

5.1.1. Учителя/преподаватели и другие педагогические работники (в дальнейшем именуемые "Учителя").

5.1.2. Обучающиеся.

5.1.3. ____________________________________________.

5.2. Учителя/преподаватели имеют право:

5.2.1. На получение работы, обусловленной трудовым соглашением с Образовательным учреждением.

5.2.2. На оплату труда в соответствии с установленными ставками.

5.2.3. На материально-техническое обеспечение своей профессиональной деятельности.

5.2.4. Разрабатывать и вносить предложения по совершенствованию учебной работы.

5.2.5. ________________________________________________.

5.3. Учителя/преподаватели обязаны:

5.3.1. Соблюдать требования настоящего Устава, режим Образовательного учреждения, правила внутреннего распорядка, должностную инструкцию, распоряжения администрации Образовательного учреждения.

5.3.2. Своевременно и правильно вести установленную Образовательным учреждением документацию по образовательному процессу.

5.3.3. _________________________________________________.

5.4. Обучающиеся имеют право:

5.4.1. На выбор образовательного учреждения и формы получения образования.

5.4.2. На уважение и защиту своих прав, чести и достоинства, личную неприкосновенность, обращение к администрации Образовательного учреждения.

5.4.3. На получение дополнительных, в том числе платных, образовательных услуг, предусмотренных настоящим Уставом.

5.4.4. __________________________________________________.

5.5. Обучающиеся обязаны:

5.5.1. Выполнять настоящий Устав, решения органов управления Образовательного учреждения, распоряжения администрации Образовательного учреждения, если они не противоречат настоящему Уставу и действующему законодательству.

5.5.2. Соблюдать установленные в Образовательном учреждении правила внутреннего распорядка, техники безопасности, санитарии и гигиены.

5.5.3. __________________________________________________.

5.6. ____________________________________________________.

6. ИМУЩЕСТВО И СРЕДСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

6.1. Учредитель на праве ___________ закрепляет за Образовательным учреждением в целях его уставной деятельности необходимое движимое и недвижимое имущество на основании договора и акта приема-передачи.

6.2. Образовательное учреждение ____________ закрепленным за ним на праве __________ имуществом в пределах, установленных действующим законодательством РФ, в соответствии с назначением имущества и уставными целями деятельности.

6.3. Образовательное учреждение несет ответственность перед собственником за сохранность и эффективное использование закрепленного за ним имущества.

6.4. Образовательное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности у Образовательного учреждения указанных средств ответственность по его обязательствам несет собственник имущества, закрепленного за Образовательным учреждением, в порядке, установленном действующим законодательством РФ.

6.5. Образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, имеет самостоятельный баланс и лицевой счет.

6.6. Образовательное учреждение вправе вести предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, предусмотренную настоящим Уставом.

6.6.1. К предпринимательской деятельности Образовательного учреждения относятся:

6.6.1.1. Оказание посреднических услуг.

6.6.1.2. Долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций.

6.6.1.3. ____________________________________________.

6.6.2. Учредитель и/или ________ вправе приостановить предпринимательскую деятельность Образовательного учреждения, если она идет в ущерб образовательной деятельности, предусмотренной настоящим Уставом, до __________.

6.7. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов Образовательного учреждения являются:

6.7.1. Собственные средства Образовательного учреждения.

6.7.2. Имущество, переданное Образовательному учреждению Учредителем.

6.7.3. Доходы, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, осуществляемой Образовательным учреждением самостоятельно.

6.7.4. _______________________________________________.

6.8. Образовательное учреждение устанавливает заработную плату работникам, в том числе надбавки и доплаты к должностным окладам, порядок и размеры их премирования.

7. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ

7.1. Органами и формами управления в Образовательном учреждении являются:

7.1.1. Директор Образовательного учреждения.

7.1.2. Педагогический совет Образовательного учреждения.

7.1.3. Родительский совет.

7.1.4. Общее собрание трудового коллектива.

7.1.5. Общешкольное родительское собрание.

7.1.6. __________________________________.

7.2. Непосредственное управление Образовательным учреждением осуществляет Директор.

7.2.1. Назначение на должность и освобождение от должности Директора Образовательного учреждения производится Учредителем в порядке, установленном действующим законодательством РФ.

7.2.2. Директор вправе/не вправе совмещать свою должность с другой руководящей должностью в Образовательном учреждении или вне ее.

7.3. Директор Образовательного учреждения:

7.3.1. Планирует и организует образовательный процесс, осуществляет контроль над его ходом и результатами, несет ответственность за качество и эффективность работы Образовательного учреждения.

7.3.2. Представляет интересы Образовательного учреждения в государственных, муниципальных и иных предприятиях, учреждениях, организациях, действует без доверенности от имени Образовательного учреждения.

7.3.3. Является распорядителем денежных средств Образовательного учреждения в пределах своей компетенции.

7.3.4. Заключает от имени Образовательного учреждения договоры, не противоречащие действующему законодательству РФ и уставным целям деятельности Образовательного учреждения.

7.3.5. В пределах своей компетенции издает инструкции, приказы и распоряжения, обязательные для исполнения работниками Образовательного учреждения, обучающимися и их родителями (законными представителями).

7.3.6. Утверждает Правила внутреннего трудового распорядка Образовательного учреждения и Правила поведения для обучающихся, другие локальные акты, организует и координирует их исполнение.

7.3.7. Организует разработку, утверждение и внедрение в образовательный процесс образовательных и учебных программ, учебных планов и других учебно-методических документов.

7.3.8. Утверждает учебный план, годовой календарный график и расписание занятий.

7.3.9. Представляет отчет по итогам учебного и финансового года для последующего доклада Учредителю, общешкольному родительскому собранию, _________.

7.3.10. Составляет и утверждает штатное расписание, должностные обязанности работников.

7.3.11. Принимает на работу и увольняет педагогический, административный и обслуживающий персонал Образовательного учреждения.

7.3.12. Является председателем педагогического совета Образовательного учреждения.

7.3.13. ___________________________________________________.

7.3.14. ___________________________________________________.

7.4. Трудовой коллектив составляют все работники Образовательного учреждения. Полномочия трудового коллектива Образовательного учреждения осуществляются общим собранием трудового коллектива.

7.5. Общее собрание трудового коллектива Образовательного учреждения имеет право на:

7.5.1. Обсуждение и принятие коллективного договора, Правил внутреннего трудового распорядка Образовательного учреждения.

7.5.2. Избрание кандидатур от педагогического коллектива в общественные организации и органы управления.

7.5.3. ____________________________________________________.

7.6. Общее собрание трудового коллектива проводится _______ раз в ________.

7.7. Педагогический совет Образовательного учреждения является постоянно действующим органом управления для рассмотрения основных вопросов образовательного процесса. Членами педагогического совета являются все педагогические работники Образовательного учреждения.

7.8. Педагогический совет формируется и осуществляет свою деятельность на основании положения о педагогическом совете Образовательного учреждения, утверждаемым Директором Образовательного учреждения.

7.9. Педагогический совет Образовательного учреждения:

7.9.1. Разрабатывает основные направления и программы развития Образовательного учреждения, повышения качества образовательного процесса, представляет их Директору для последующего утверждения.

7.9.2. Утверждает план работы на учебный год.

7.9.3. Обсуждает и принимает решения по любым вопросам, касающимся содержания образования.

7.9.4. Принимает решения о формах, сроках и порядке проведения промежуточной аттестации учащихся в невыпускных классах и о количестве предметов.

7.9.5. ___________________________________________________.

7.9.6. ___________________________________________________.

7.10. Общешкольное родительское собрание состоит из всех родителей (законных представителей) обучающихся в Образовательном учреждении.

7.10.1. Общешкольное родительское собрание собирается ________ раз в ____________.

7.10.2. Общешкольное родительское собрание выбирает из своего состава Родительский совет, принимает отчет Директора Образовательного учреждения по итогам учебного и финансового года.

7.11. Родительский совет Образовательного учреждения, являющийся органом самоуправления, избирается на общешкольном родительском собрании и подотчетен ему в своей деятельности.

7.11.1. Деятельность Родительского совета регламентируется настоящим Уставом и _____________ (например, Положением о Родительском совете).

7.11.2. Родительский совет заседает _______ раз в _________.

7.12. Компетенциями родительского совета являются:

7.12.1. Содействие администрации Образовательного учреждения в совершенствовании условий для осуществления образовательного процесса, охраны жизни и здоровья обучающихся, организации и проведении общешкольных мероприятий.

7.12.2. Организация работы с родителями (законными представителями) обучающихся по разъяснению их прав и обязанностей.

7.12.3. Помощь администрации Образовательного учреждения в организации и проведении общешкольных родительских собраний.

7.12.4. ___________________________________________________.

7.12.5. ___________________________________________________.

8. ПОРЯДОК РЕОРГАНИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

8.1. Создание, ликвидация либо реорганизация Образовательного учреждения как юридического лица осуществляется на основании решения Учредителя в соответствии с действующим законодательством РФ.

8.2. Ликвидация или реорганизация Образовательного учреждения, осуществляются, как правило, по окончании учебного года. Учредитель берет на себя ответственность за перевод обучающихся в другие общеобразовательные учреждения по согласованию с их родителями (законными представителями).

8.3. При ликвидации Образовательного учреждения денежные средства и иные объекты собственности за вычетом платежей по покрытию своих обязательств направляются на цели развития образования в соответствии с настоящим Уставом.

8.4. Образовательное учреждение считается прекратившим свою деятельность после внесения записи об этом в единый государственный реестр юридических лиц.

9. ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В УСТАВ И ЛОКАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

9.1. Устав, изменение (дополнения) в Устав принимаются общим собранием трудового коллектива Образовательного учреждения после предварительного обсуждения. Устав считается принятым, если за него проголосовали не менее двух третей педагогического совета.

9.2. Устав, изменения и дополнения к нему регистрируются в установленном действующим законодательством порядке. Устав вступает в силу со дня его государственной регистрации.

9.3. Для обеспечения уставной деятельности Образовательное учреждение может издавать следующие виды локальных актов: положения, декларации, правила, инструкции, программы, графики, штатное расписание, расписание занятий, приказы и распоряжения Директора, решения органов управления и самоуправления Образовательного учреждения, _____________.

Директор Образовательного учреждения _________________/_________________ (подпись)

04.09.08 //11:10 Юрий Анатольевич

Устав образовательного учреждения представляет собой основанный на законодательстве официальный нормативный локальный документ, принятый в установленном порядке компетентным органом (учредителем или уполномоченным им лицом) и регулирующий отношения в рамках конкретной организации. Функция локального акта состоит в детализации, конкретизации, дополнении, восполнении общей правовой нормы применительно к условиям образовательного учреждения, с учетом имеющихся особенностей, специфики учебного и воспитательного процесса.
Уставы учреждений образования трансформируют право на образование, закрепленное в Законе РФ «Об образовании», в конкретные права личности, предусматривая соответствующие гарантии и порядок их осуществления. Уставы в концентрированном виде регламентируют правомочия участников отношений в сфере образования.
Функция данного правового акта носит двоякую роль, обозначенную в Законе РФ «Об образовании». С одной стороны, он является правовой базой, на основе которой осуществляется деятельность образовательного учреждения. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» это учреждение признано в настоящее время юридическим лицом. Устав регламентирует его цели и задачи, организационную структуру, форму управления, экономический и хозяйственный аспект деятельности и т.п. С другой стороны, устав является основным нормативным актом, регламентирующим правовой статус участников образовательного процесса и в первую очередь учащихся.

На вопрос ответил: Фёклин Сергей Иванович , юрист-эксперт Федерального оператора по реализации ПНПО; заместитель директора Центра нормативного правового обеспечения ФГОУ АПК и ППРО

В соответствии с ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») в уставе образовательной организации наряду с информацией, предусмотренной законодательством РФ, должна содержаться следующая информация :

  • тип образовательной организации;
  • учредитель или учредители образовательной организации;
  • виды реализуемых образовательных программ с указанием и (или) направленности;
  • структура и компетенция , порядок их формирования и сроки полномочий.

Часть 5 ст. 26 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» дополняет эти требования: при указании сведений об органах управления должен быть указан также « и выступления от имени образовательной организации».

Кроме того, устав образовательной организации должен отвечать общим для всех некоммерческих организаций требованиям , предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закон № 7-ФЗ). Эти требования лишь частично совпадают с нормами Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и существенно выходят за их рамки.

Так, согласно ст. 14 Закона № 7-ФЗ в учредительных документах некоммерческой организации должны определяться :

  • наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму;
  • место нахождения;
  • порядок управления деятельностью;
  • предмет и цели деятельности;
  • сведения о филиалах и представительствах;
  • порядок внесения изменений в учредительные документы, т. е. в устав;
  • порядок использования имущества в случае ликвидации;
  • иные положения, предусмотренные Законом № 7-ФЗ и иными федеральными законами.

Пример

Закон № 7-ФЗ предусматривает включение в текст устава указания на тип государственного (муниципального) учреждения, установленный гражданским законодательством (бюджетное, автономное, казенное).

Для бюджетных и казенных учреждений ст. 14 Закона № 7-ФЗ установлено, что устав должен содержать исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетное или казенное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано. Аналогичное требование предусмотрено для автономных учреждений Федеральным законом от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее - Закон № 174-ФЗ).

Данный закон также дополнительно устанавливает необходимость обязательного указания в наименовании автономного учреждения собственника имущества (федеральное, государственное или муниципальное). Тип учреждения («автономное») может указываться как в тексте, так и в наименовании (по усмотрению разработчиков).

Анализ приведенных положений федерального законодательства позволяет сделать вывод о том, что в уставах образовательных организаций больше не нужно прописывать характеристики образовательного процесса . Согласно ст. 30 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация имеет право принимать локальные нормативные акты в порядке, установленном ее уставом. Следовательно, подробная регламентация образовательного процесса будет осуществляться не в уставе, а путем принятия локальных нормативных актов.

Положение об уставе образовательной организации: порядок утверждения

В законодательстве установлен новый порядок утверждения устава образовательной организации. Если ранее Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» предусматривал принятие устава собранием коллектива учреждения с последующим утверждением учредителем, то с 1 сентября 2013 г. устав утверждается согласно Закону № 7-ФЗ - учредителем без предварительного принятия коллегиальными органами (п. 1 ст. 14).

В соответствии с п. 1.1 ст. 14 данного закона порядок утверждения устава учреждения устанавливается:

  1. Правительством РФ - в отношении федеральных бюджетных или казенных учреждений;
  2. высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ - в отношении бюджетных или казенных учреждений субъекта РФ;
  3. местной администрацией муниципального образования - в отношении муниципальных бюджетных или казенных учреждений.

Порядок утверждения устава автономного учреждения регулируется ст. 7 Закона № 174-ФЗ.

Утверждение устава образовательной организации с учетом требований к наименованию ОО

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» в уставном наименовании образовательной организации должны содержаться:

  • указание на организационно-правовую форму (например, «учреждение»);
  • указание на характер деятельности (например, «образовательное»);
  • тип, определяемый по реализуемой образовательной программе наиболее высокого уровня (например, «общеобразовательное»);
  • только для автономных учреждений - указание на собственника имущества, например, «федеральное», «государственное» или «муниципальное».

Следует отметить, что указание типа образовательной организации («дошкольная образовательная организация», «общеобразовательная организация», «профессиональная образовательная организация» и «образовательная организация высшего образования») одновременно указывает и на характер деятельности . Следовательно, в наименовании не требуется повторять термины «образовательное» или «образовательное учреждение общеобразовательная школа» и т. п. Однако и нарушением закона такое дублирование не будет.

На практике сложилась традиция указывать в наименовании образовательной организации собственника: муниципальное, государственное или федеральное учреждение. Такое указание не противоречит закону, хотя и не требуется, за исключением автономных учреждений.

Таким образом, вносить изменения в наименования дошкольных и общеобразовательных учреждений практически не потребуется , так как они полностью соответствуют Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации». Из наименований вузов будет исключено прилагательное «профессиональное», останутся слова - «высшего образования». Наименование «образовательное учреждение среднего профессионального образования» должно быть изменено на «профессиональное образовательное учреждение» или «профессиональное образовательное некоммерческое партнерство» и пр. При этом из наименования исключаются слова «среднее» и «начальное».

Новые требования к уставу образовательной организации

01 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ. До вступления в силу Федерального закона об образовании, у образовательных учреждений, органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, был срок восемь месяцев для изучения данного нормативно-право вого документа и принятия необходимого комплекса организационных мер, направленных на обеспечение эффективного и грамотного перехода на функционирование в соответствие с новым законом.

У руководителей образовательных учреждений часто возникают такие вопросы: «Какие требования предъявляет новый закон к содержанию устава образовательной организации?», «Необходимо ли менять устав?», «Какие новые локальные нормативные акты должны появиться в образовательном учреждении?», «Меняется ли наименование образовательного учреждения в связи с заменой термина «образовательное учреждение» на термин «образовательная организация?» и др.

В федеральном законе №273-ФЗ есть несколько статей, которые содержат требования к содержанию устава. Основная статья №273-ФЗ, посвященная уставу образовательной организации это статья 25 «Устав образовательной организации».

Согласно части 2 статьи 25 Федерального закона №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в уставе образовательной организации должна содержаться наряду с информацией, предусмотренной законодательство м Российской Федерации, следующая информация:

1) тип образовательной организации;

2) учредитель или учредители образовательной организации;

3)виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;

4)структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.

Часть 5 ст. 26, часть 1 статьи 30 и часть 3 статьи 52 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" дополняют эти требования. Помимо информации, которую требует статья 25 №273-ФЗ , в уставе необходимо указывать также следующую информацию:

    порядок принятия органами управления образовательной организацией решений и выступления от имени образовательной организации" (часть 5 ст. 26);

    порядок принятия локальных нормативных актов (часть 1 статьи 30);

    права, обязанности и ответственность работников образовательных организаций, занимающих должности инженерно-технич еских, административно- хозяйственных, производственных, учебно-вспомогат ельных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции (часть 3 статьи 52).

Требование части 3 статьи 52 Федерального закона №273-ФЗ необходимо изложить в уставе следующим образом: « Правовой статус (права, обязанности и ответственность) вспомогательного (инженерно-технич еского, административно- хозяйственного, производственног о, учебно-вспомогат ельного, медицинского ) персонала закреплен в соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ», Трудовым кодексом Российской Федерации в Правилах внутреннего трудового распорядка, должностных инструкциях и в трудовых договорах с работниками».

Новый закон в отличие от утратившего силу Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. №3266-1, не предъявляет следующие требования к содержанию устава образовательной организации, а именно наличие следующей информации:

Наличие основных характеристик организации образовательного процесса, в том числе:

а) язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание;

б) правила приема обучающихся, воспитанников;

в) продолжительност ь обучения на каждом этапе обучения;

г) порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников;

д) система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения;

е) режим занятий обучающихся, воспитанников;

з) порядок регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и (или) их родителей (законных представителей) ;

Открытие счетов в территориальном органе Федерального казначейства, финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования) (за исключением негосударственны х образовательных учреждений и автономных учреждений);

Порядок комплектования работников образовательного учреждения и условия оплаты их труда;

Права и обязанности участников образовательного процесса (за исключением прав и обязанностей работников образовательных организаций занимающих должности, указанные в части 1 статьи 52 нового закона);

Перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность образовательного учреждения.

Таким образом, №273-ФЗ предъявляет гораздо меньше требований к содержанию устава образовательной организации, чем утративший силу Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. №3266-1. Сокращение требований к содержанию устава образовательной организации является положительным моментом для руководителей образовательных организаций, поскольку, чем меньше содержание документа, тем меньше вероятность того, что текст его будет содержать в себе положения не соответствующие законодательству РФ в сфере образования. Образовательная организация, конечно, может по своему желанию включить в текст устава, например, положения регламентирующие правила приема обучающихся или порядок комплектования работников образовательной организации, но скорее всего включение данных положений в устав будет только во вред для образовательной организации, поскольку законодательство регулярно меняется и дополняется. Согласно части 2 статьи 30 нового закона, по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе, регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетн их обучающихся, образовательная организация принимает локальные нормативные акты. Исходя из этой нормы Федерального закона №273-ФЗ (часть 2 статьи 30) основные вопросы организации и осуществления образовательной деятельности должны быть регламентированы не в уставе , а в других локальных нормативных актах образовательной организации. Руководителю образовательной организации выгодно регламентировать основные характеристики организации образовательного процесса в локальных нормативных актах, поскольку в случае необходимости внесения изменений, например, в режим занятий обучающихся, не придется проходить сложную процедуру внесения изменений в устав образовательной организации, а достаточно будет внести изменения в соответствующий локальный нормативный акт.

Федеральный закон №273-ФЗ не единственный нормативный акт, которым следует руководствоватьс я при составлении текста устава. Поскольку образовательная организация является некоммерческой организацией, то необходимо учитывать требования Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», предъявляемые к содержанию учредительных документов всех некоммерческих организаций, а также общие требования к учредительным документам юридических лиц, предъявляемые ГК РФ.

Согласно части 3 статьи 14 Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», в учредительных документах некоммерческой организации должны определяться наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-п равовую форму, место нахождения некоммерческой организации, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительств ах, права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (в случае, если некоммерческая организация имеет членство), источники формирования имущества некоммерческой организации, порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации, порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации и иные положения, предусмотренные законодательство м РФ.

С учетом положений №273-ФЗ , Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Гражданского кодекса РФ предлагается следующий вариант структуры устава образовательной организации:

    Общие положения

    Предмет, цели и виды деятельности Учреждения

    Финансовое обеспечение деятельности Учреждения и имущество

4. Организация деятельности и управление Учреждением

5. Реорганизация и ликвидация Учреждения

6. Локальные нормативные акты Учреждения

7. Порядок внесения изменений, дополнений в Устав Учреждения

В соответствии с частью 5 статьи 108 Федерального закона №273-ФЗ , наименования и уставы образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» не позднее 1 января 2016 года, таким образом, у образовательных учреждений достаточно времени для того, чтобы внимательно изучить нормативно-право вые требования к содержанию главного локального документа образовательного учреждения и разработать юридически грамотный текст устава.

Руководителям образовательных учреждений необходимо запомнить часть 5 статьи 108 Федерального закона №273-ФЗ , так как не исключена возможность того, что контролирующие органы могут не знать о данной норме, и могут потребовать от образовательных учреждений привести свои уставы в соответствии с новым законом в иные сроки. Отметим, что никто не может сократить предусмотренный частью 5 статьи 108 Федерального закона №273-ФЗ срок для образовательных учреждений, в том числе и учредитель. Образовательная организация обладает автономией и самостоятельно решает, когда ей приводить содержание устава в соответствие с новым законом, главное, не позднее 1 января 2016 года.

Другой вопрос, интересующий руководителей ОУ, касается изменений в наименовании образовательной организации. Федеральный закон №273-ФЗ заменил термин «образовательное учреждение» на термин «образовательная организация». В связи с этим многие руководители считают, что в наименовании их школы необходимо термин «учреждение» заменить термином «организация». Недавно изданное письмо Минобрнауки России от 10.06.2013 " О наименовании образовательных учреждений" (далее - письмо) разъясняет данный вопрос. В письме отмечается, что понятие «образовательная организация» используется в новом законе, в связи с тем, что образовательные организации могут создаваться не только в форме учреждения. В соответствии с частью 5 статьи 23 Федерального закона об образовании наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-п равовую форму и тип образовательной организации. Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона об образовании образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательство м для некоммерческих организаций. Организационно-п равовые формы некоммерческих организаций, в которых могут быть созданы образовательные организации, установлены Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 12 января 1996 г. №7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон о некоммерческих организациях). Одной из организационно-п равовых форм некоммерческих организаций является, в том числе, учреждение (казенное, бюджетное, автономное).

Учитывая изложенное, Федеральным законом об образовании не предусмотрено включение в наименование образовательной организации общеродового названия всех юридических лиц - "организация", из чего следует, что в термине «образовательное учреждение» слово "учреждение" не нужно менять на слово "организация".

Рассмотрим следующее наименование: Муниципальное бюджетное общеобразователь ное учреждение «Средняя общеобразователь ная школа №2». Обязательными в соответствии с новым законом, из данного наименования являются два слова: «общеобразовател ьное» и «учреждение». Понятие «учреждение» является организационно-п равовой формой, а понятие «общеобразовател ьное» указывает на тип образовательной организации. Остальная информация, указание на собственника учреждения (муниципальное ), указание на тип учреждения (бюджетное) и т.д., не является обязательной и указывается в наименовании по решению самой образовательной организации. Наименования большинства общеобразователь ных учреждений Чеченской Республики соответствуют новому закону.

Согласно той же части 5 статьи 108 Федерального закона об образовании, наименования образовательных учреждений, как и уставы, подлежат приведению в соответствие с указанным законом не позднее 1 января 2016 года.

Выводы:

1.Основные характеристики организации образовательного процесса, в том числе правила приема, перевода и отчисления учащихся, а также положения, регламентирующие правовой статус участников образовательного процесса теперь в уставе указывать не нужно;

2.Образовательно е учреждение имеет срок до 1 января 2016 года, чтобы привести свой устав и наименование в соответствии с новым законом;

3.Термин «учреждение» в наименовании школ и других образовательных организаций не меняется на термин «организация».

Loading...Loading...