Конкурентные и неконкурентные способы определения исполнителя по государственному и муниципальному контракту. Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Способ определения поставщика по 44 фз

Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

Закон № 44-ФЗ регламентирует определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) несколькими способами, отличающимися как по набору критериев оценки предложений, так и по начальной (максимальной) цене контракта (рис. 8.4 и табл. 8.3). Для сравнения способы размещения заказа в соответствии с положениями Закона № 94-ФЗ приведены в табл. 8.4.

Рис. 8.4.

Таблица 8.3

Способы определения поставщика (исполнителя, подрядчика) / Начальная (максимальная) цена контракта (лота)

Конкурсы

Аукционы

Запрос предложений

Запрос котировок

Запрос котировок (гуманитарная помощь, ликвидация последствий ЧС)

До 100 тыс. руб .

У единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (совокупный годовой объем закупок не должен превышать 5% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок в соответствии с планом-графиком, но не более 50 млн руб. в год)

Совокупный годовой объем закупок не должен превышать 10% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок в соответствии с планом-графиком, но не более 100 млн руб. в год

От 500 тыс. руб. и выше

Таблица 8.4

Способы размещения государственного (муниципального) заказа в соответствии с положениями Закона № 94-ФЗ

Способы размещения заказов / Начальная (максимальная) цена контракта

Запрос котировок

открытый

закрытый

открытый в электронной форме

закрытый

гуманитарная помощь, ликвидация последствий ЧС

До 100 тыс. руб.

(предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами)

Закупка товаров осуществляется у единственного поставщика (размещение заказа на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг в течение одного квартала на сумму свыше 100 тыс. руб. – запрещено)

От 100 тыс. руб. до 500 тыс. руб.

От 500 тыс. руб. и выше

Рассмотрим более подробно способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

1. Конкурс – способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), победителем которого признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта, конкурсной заявке которого присвоен первый номер. В случае если сведения о предмете закупки составляют государственную тайну, конкурс проводится в закрытой форме.

Критериями оценки заявок могут быть:

  • – цена контракта (лота);
  • – функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара;
  • – качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса;
  • – расходы на эксплуатацию и техническое обслуживание товара;
  • – сроки (периоды) поставки товара (работ, услуг);
  • – срок и объем предоставления гарантии качества товара, работ, услуг.

Извещение о проведении открытого конкурса (изменения к извещению) размещается на сайте заказчика, в котором должны быть указаны следующие сведения:

  • – форма торгов;
  • – наименование, место нахождения, почтовый адрес и адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации;
  • – предмет контракта с указанием количества поставляемого товара (объема выполняемых работ или оказываемых услуг);
  • – место поставки товара (выполнения работ, оказания услуг);
  • – начальная (максимальная) цена контракта (лота);
  • – срок, место и порядок предоставления конкурсной документации с указанием адреса официального сайта (если конкурсная документация размещается в электронной форме);
  • – размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой за предоставление конкурсной документации (если данное условие предусмотрено);
  • – место, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие или открытия доступа к заявкам, поданным в форме электронных документов, место и дата рассмотрения заявок и подведения итогов конкурса;
  • – преимущества, предоставляемые учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы и (или) организациям инвалидов, в отношении предлагаемой цены контракта в размере до 15%.

При проведении закрытого конкурса размещения извещения в единой информационной системе не требуется. Заказчики посредством закрытых каналов связи направляют приглашения принять участие в закрытом конкурсе ограниченному кругу лиц, удовлетворяющих требованиям к сохранению государственной тайны, а также имеющим соответствующий доступ к таким сведениям.

Оформляя заявки на участие в конкурсе, участники закупок руководствуются требованиями, которые содержатся в конкурсной документации, включающей следующие сведения:

  • – требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в конкурсе и инструкцию по ее заполнению;
  • – требования к описанию участниками размещения заказа предмета конкурса, его функциональных, количественных и качественных характеристик;
  • – требования к обслуживанию товара, к расходам на его эксплуатацию (при необходимости);
  • – место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
  • – начальную (максимальную) цену контракта (лота);
  • – форму, сроки и порядок оплаты товара, работ, услуг;
  • – порядок формирования цены контракта (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей);
  • – сведения о возможности заказчика изменить предусмотренные контрактом количество товаров, объем работ, услуг;
  • – порядок, место, дату начала и дату окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе;
  • – порядок и срок отзыва заявок на участие в конкурсе, порядок внесения изменений;
  • – место, порядок, даты и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к заявкам, поданным в форме электронных документов;
  • – критерии, порядок оценки и сопоставления заявок;
  • – размер обеспечения заявки на участие в конкурсе, срок, порядок и реквизиты внесения денежных средств;
  • – размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок его предоставления, а также другие сведения.

Конкурс может быть признан несостоявшимся по следующим основаниям:

  • – только один участник подал заявку;
  • – по результатам рассмотрения конкурсных заявок всем участникам закупок было отказано в допуске, кроме одного претендента;
  • – участники, заявкам которых были присвоены первый и второй номера, уклонились от заключения контракта.

Если конкурс признан несостоявшимся, заказчик вправе объявить о проведении повторного конкурса, условия которого он может изменить. Кроме того, можно осуществить закупку у единственного источника, при этом контракт должен быть заключен на условиях, предусмотренных конкурсной документацией, опубликованной ранее, а цена контракта не должна превышать начальную (максимальную) цену, указанную в первоначальном извещении.

Пример

Рассмотрим вариант выбора поставщика в форме конкурса на поставку автобусов для нужд перевозки пассажиров на городских маршрутах. Критериям оценки конкурсных заявок предварительно были присвоены весовые коэффициенты с использованием метода парных сравнений. Наиболее важному в паре критерию соответствовала оценка 2, наименее важному – 0, когда критерии имели одинаковую степень важности, каждому присваивалась оценка 1. Ранги расставлялись в порядке убывания итоговых сумм по строкам (наибольшей сумме соответствовал наивысший ранг) (табл. 8.5).

Таблица 8.5

Таблица парных сравнений критериев оценки и сопоставления конкурсных заявок

Критерии

Срок поставки

Вместимость

обслуживание

Гарантийное

обслуживание

Сумма баллов

Условия оплаты

Расход топлива

Срок поставки

Вместимость

Текущее обслуживание

Гарантийное

обслуживание

Заявки на участие в конкурсе подали 5 потенциальных поставщиков, представляющих автобусы марок МАЗ, ЛиАЗ, "Икарус", MAN и SCANIA (табл. 8.6).

Таблица 8.6

Предложения участников конкурса по критериям оценки заявок с указанием предельных значений показателей

Критерии оценки заявок

Условия оплаты (отсрочка не менее 1 мес. с момента подписания акта приемки-передачи)

Срок поставки (не более 3 мес. с момента заключения контракта)

Цена (не более 5,5 млн руб/шт.)

Общая пассажировместимость (не менее 54 чел.)

Средний расход топлива (не более 30 л/100 км в городском цикле)

Гарантийное обслуживание

Расходы по текущему обслуживанию (не более 200 тыс. руб/год)

Пробег к моменту поставки (не более 300 тыс. км)

Веса установлены по доле каждого критерия в общей сумме баллов (см. табл. 8.3). Лучшее из представленных предложений является эталоном, который может быть максимальным или минимальным в зависимости от влияния критерия на общую оценку (например, для ценового показателя эталон будет минимальным, а для отсрочки платежа – максимальным). Рейтинговые оценки участников конкурса по каждому критерию рассчитываются по следующим формулам (табл. 8.7):

Стоит отметить, что ограничения по значениям количественных и качественных показателей оценки, которые установил заказчик автобусов, также можно трактовать как релейные критерии, используя общую терминологию управления поставщиками в логистике снабжения.

Для перевода значений качественного критерия "наличие или отсутствие гарантийного обслуживания" использовалась двухбалльная шкала: "да" – 2 балла, "нет" – 0. Интегральными оценнами (рейтингами ) для каждого участника размещения заказа является сумма рейтинговых оценок по всем критериям (табл. 8.7):

Таблица 8.7

Критерии оценки заявок

Участники размещения заказа (поставщики)

Условия оплаты

Срок поставки

Общая пассажировместимость

Средний расход топлива

Гарантийное обслуживание

Расходы по текущему обслуживанию

Пробег к моменту поставки

Интегральная оценка

Предложение по автобусу "Икарус" считается лучшим, поскольку получило наибольший рейтинг (интегральную оценку) и с соответствующим участником заключается государственный контракт на поставку (закупку).

Кроме стандартных конкурсов в открытых и закрытых формах закон о контрактной системе предусматривает еще несколько разновидностей данных способов определения поставщика, формы проведения которых могут также быть открытыми и закрытыми.

Конкурс с ограниченным участием, к которому допускаются участники закупок, имеющие необходимый уровень квалификации, если необходимые товары (работы, услуги) являются технически или технологически сложными, а также могут иметь инновационный, высокотехнологичный или специализированный характер. Необходимый уровень квалификации поставщиков определяется заказчиками с помощью предквалификационного отбора, который можно назвать дополнительным или специализированным.

  • 1. Двухэтапный конкурс , который проводится при одновременном соблюдении следующих условий:
    • – необходимо заключить контракт на проведение научных исследований, проектных работ, экспериментов, изысканий, а также на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции или в целях создания произведения литературы (искусства);
    • – для уточнения характеристик предмета закупки необходимо провести его обсуждение с участниками закупки.

Кроме того, как и в случае ограниченного участия, необходимый уровень квалификации поставщиков определяется заказчиками с помощью предквалификационного отбора, который проводится на первом этапе конкурса.

2. Аукцион – способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), победителем которого признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта. Предполагается, что для товаров (работ, услуг), закупаемых с помощью аукциона, есть функционирующий рынок, конкуренция достаточная и сравнение предложений участников закупок целесообразно производить только по ценам.

Открытый аукцион проводится только в электронной форме (электронный аукцион ) на электронных торговых площадках, таких, например, как Правительств г. Москвы и Республики Татарстан, РТС, ММВБ и Сбербанка. Для обеспечения доступа к участию оператор электронной площадки осуществляет аккредитацию участников закупок.

Заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, которые включены в перечень, утвержденный Правительством РФ . Включение предметов закупки в такой перечень осуществляется в случае одновременного выполнения следующих условий:

  • – существует возможность сформулировать подробное и точное описание предмета закупки;
  • – критерии определения победителя электронного аукциона имеют количественную и денежную оценку.

Таким образом, аукцион применительно к сфере государственных закупок, в отличие от его классического понимания, является торгами иа понижение начальной цепы; его часто называют обратным, или редукционным, аукционом. По общей классификации методов выбора контрагентов в логистике снабжения, которая была рассмотрена в предыдущих главах, аукцион является аналогом метода доминирующих характеристик.

Заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей. Первая часть должна содержать только согласие участника закупок на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, соответствующих требованиям документации об аукционе, а также сведения о качественных и функциональных характеристиках товара. К таким сведениям относятся технические характеристики, сведения о безопасности, размере, упаковке и отгрузке товара, а также иные сведения, представление которых предусмотрено документацией. Первая часть заявки также может содержать эскиз, рисунок, чертеж или фотографию товара, на поставку которого размещается заказ.

Вторая часть заявки содержит сведения об участнике. Первая и вторая части заявки одновременно направляются участником оператору электронной площадки в форме двух электронных документов, подписанных с помощью электронной цифровой подписи (ЭЦП ). На основании рассмотрения первых частей заявок, которые оператор электронной площадки предоставляет в распоряжение аукционной комиссии, принимается решение о допуске к участию.

Оператор обеспечивает конфиденциальность сведений, содержащихся во вторых частях заявок, до момента окончания электронного аукциона и размещения протокола о его проведении, после чего направляет их аукционной комиссии для рассмотрения на предмет соответствия требованиям, предъявляемым к участникам закупок (заявкам), которые содержатся в документации об аукционе. Участник электронного аукциона, который предложил наиболее низкую цену контракта, признается окончательным победителем, в случае если вторая часть его заявки соответствует таким требованиям.

Понятие "шаг аукциона" отражает дискретность ставок, т.е. определенную величину снижения начальной цены контракта (лота) при поступлении очередного предложения со стороны участника закупки. Для электронного аукциона "шаг" составляет от 0,5 до 5%.

Если сведения о предмете закупки составляют государственную тайну, аукцион проводится в закрытой и неэлектронной форме, когда вместо извещения заказчики направляют приглашения принять участие ограниченному кругу лиц.

3. Запрос котировок – способ определения поставщика (исполнителя, подрядчика), при котором победителем признается участник, предложивший наиболее низкую цену контракта. Принципиальным отличием данного способа от аукциона является отсутствие возможности торговаться у участников закупок. Победителем запроса котировок признается участник, в котировочной заявке которого указана наиболее низкая цена исполнения контракта.

Однако заказчик вправе осуществлять закупки с помощью запроса котировок при условии, что начальная (максимальная) цена контракта не превышает 500 тыс. руб. При этом совокупный годовой объем закупок, осуществляемых таким способом, не должен превышать 10% объема средств, предусмотренных на все закупки заказчика в соответствии с планом-графиком, но ие более чем на 100 млн руб. в год.

В целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера запрос котировок проводится без ограничения максимальной цены контракта . В этом случае заказчики ежегодно проводят предварительный отбор потенциальных участников закупок, которые могут в возможно короткий срок и без предварительной оплаты (с отсрочкой платежа) осуществить поставки необходимых ресурсов.

4. Запрос предложений – способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник, представивший окончательное предложение, которое наилучшим образом отвечает потребностям заказчика.

Заказчик вправе осуществлять закупку путем проведения запроса предложений в случаях, например:

  • – заключения договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком;
  • – заключения контракта на поставки спортивного инвентаря и оборудования, спортивной экипировки, необходимых для подготовки спортивных сборных команд РФ по олимпийским и паралимпийским видам спорта;
  • – заключения контракта на оказание преподавательских услуг, а также услуг экскурсовода (гида) физическими лицами;
  • – признания повторного конкурса, электронного аукциона несостоявшимися и др.

При определении поставщика данным способом все заявки участников оцениваются на основании критериев, указанных в документации о проведении запроса предложений, после чего оглашаются условия исполнения контракта, содержащиеся в заявке, признанной лучшей. После чего всем участникам предлагается направить окончательное предложение не позднее одного рабочего дня, следующего за датой проведения. Заказчик определяет победителя, оценивая окончательные предложения, поступившие от участников, выбирая лучшее.

  • 5. Размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) – способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором заказчик предлагает заключить контракт только одному поставщику. В общем случае использование данного способа возможно при условии, если совокупный годовой объем закупок не превышает 5% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, и составляет не более чем 50 млн руб. в год. Кроме того, закупка у единственного источника без указанных выше ограничений возможна, когда, например:
    • – предметы закупочной деятельности относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий;
    • – возникает потребность в работе или услуге, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственным ему государственным учреждением;
    • – оказываются услуги по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению;
    • – осуществляются поставки культурных ценностей;
    • – выполняются работы по мобилизационной подготовке в РФ;
    • – производство товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной системы;
    • – заключается контракт управления многоквартирным домом на основании решения общего собрания собственников помещений;
    • – процедура определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признана несостоявшейся. При этом контракт может быть заключен с единственным источником но цене, не превышающей начальную (максимальную) цену контракта;
    • – осуществляется закупка на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку (проезд к месту командировки и обратно, проживание, питание) и др.

Рассмотрим отдельные этапы процедур государственных закупок в зависимости от способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на примере положений Закона № 94-ФЗ (табл. 8.8 и 8.9).

Пример

Федеральное агентство по государственным резервам (Росрезерв) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции но оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере управления государственным материальным резервом (Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 79-ФЗ "О государственном материальном резерве") .

Росрезерв выполняет задачи по обеспечению:

  • – мобилизационных нужд;
  • – неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
  • – гуманитарной помощи и регулирующего воздействия на рынок;
  • государственной поддержки различных отраслей народного хозяйства, организаций, субъектов РФ, предприятий и др.

Среди функций Росрезерва можно выделить следующие:

  • – закупка и доставка материальных ценностей;
  • – закладка – принятие материальных ценностей и их хранение;

Таблица 8.8

Этапы процедур размещения заказа в соответствии с положениями Закона № 94-ФЗ

открытый

закрытый

открытый в электронной форме

закрытый

Нет сложившегося рынка. Принятие решения но критериям: цена, качество

Сложившийся рынок. Сравнение предложений только но цене

Государственная тайна. По согласованию с уполномоченным контрольным органом

Извещение о проведении (З, УО, СО)

Не менее чем за 30 дней до дня вскрытия конвертов

Извещения не требуется. Приглашения принять участие направляют в письменной форме лицам, имеющим допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, не позднее чем за 30 дней до дня вскрытия конвертов

На официальном сайте не менее чем за 20 дней до даты окончания подачи заявок (или за 7 дней при начальной цене контракта не более 3 млн руб.)

Извещения не требуется. Приглашения принять участие направляют в письменной форме лицам, имеющим допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, не позднее чем за 20 дней до даты окончания подачи заявок

Внесение изменений в извещение (З, УО)

Не позднее чем за 5 дней до окончания срока подачи заявок с его последующим продлением до 15 дней (или до 7 дней при начальной цене контракта не более 3 млн руб.)

Обеспечение заявки (У)

От 0,5 до 5% (2% для субъектов малого предпринимательства) начальной (максимальной) цены контракта (лота)

Не более 5% (2% для субъектов малого предпринимательства) начальной (максимальной) цены контракта (лота)

Отказ от проведения (З, УО)

Не позднее чем за 15 дней до окончания срока подачи заявок

Не позднее чем за 10 дней до окончания срока подачи заявок (или за 5 дней до окончания срока подачи заявок при начальной цене контракта не более 3 млн руб.)

Документация (З, УО, СО)

Конкурсная документация

Документация об аукционе

В письменной форме или на официальном сайте

Только в письменной форме

На официальном сайте

Только в письменной форме

Стоимость

документации

Размер платы не должен превышать расходов на изготовление копии документации и ее доставку посредством почтовой связи

Внесение изменений в документацию (З, УО)

Не позднее чем за 5 дней до окончания срока подачи заявок с его последующим продлением до 20 дней

Не позднее чем за 5 дней до окончания срока подачи заявок с его последующим продлением до 15 дней или 7 дней при начальной цене контракта не более 3 млн руб.

Заявка на участие (У)

Запечатанный конверт или электронный документ

Запечатанный конверт

Предварительная аккредитация на сайте. Первые части заявок в электронной форме с электронно-цифровой подписью.

Только в письменной форме

Отзыв заявки на участие или ее изменение

До момента вскрытия конвертов или даты открытия доступа к заявкам, поданным в электронной форме

До момента вскрытия конвертов

До окончания срока подачи заявок на участие

Вскрытие конвертов (К)

Аудиозапись. Видеозапись по желанию участника

Аудио- и видеозапись не допускается

Рассмотрение заявок (К)

Принятие решения о допуске к участию (в течение 20 дней с момента вскрытия конвертов).

Признание участником аукциона по результатам рассмотрения первых частей заявок (нс более 7 дней)

Признание участником аукциона (не более 10 дней)

Оценка и сопоставление заявок (К)

Присвоение заявкам порядковых номеров по мере уменьшения степени выгодности (в течение 10 дней с момента подписания протокола рассмотрения заявок)

Проведение аукциона. Шаг 5 – 0,5% максимальной цены контракта (лота). Рассмотрение вторых частей заявок (не более 6 дней или 4 дней при максимальной цене контракта не более 3 млн руб.)

Проведение аукциона. Шаг 5 – 6,5% максимальной цены контракта. Аудио-, видеозапись не допускается. Протоколы не публикуются

Заключение

контракта

С победителем или участником, заявке которого присвоен 2-й номер (в случае уклонения победителя), не ранее чем через 10 дней с момента объявления результатов. Либо обращение в суд с иском о понуждении или признание конкурса несостоявшимся

С победителем или участником, сделавшим предпоследнее предложение (в случае уклонения победителя), но не ранее чем через 10 дней с момента объявления результатов. Либо обращение в суд с иском о понуждении или признание аукциона не состоявшимся

Обеспечение исполнения контракта (У)

До 30% максимальной цены контракта (цены лота) в форме банковской гарантии (договора поручительства, залога). Обязательно 10–30% при максимальной цене контракта (цене лота) более 50 млн руб.

Примечание. З – заказчик; УО – уполномоченный орган; СО – специализированная организация; У – участник; К – комиссия по размещению заказа.

Таблица 8.9

Этапы процедур размещения заказа в соответствии с положениями закона № 94-ФЗ

Наименование этапа (исполнитель)

Запрос котировок

Запрос котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций

Размещение заказа у единственного поставщика

Извещение о предварительном отборе участников (З, УО)

Не позднее чем за 30 дней до истечения срока подачи заявок

  • 1. Предметы закупочной деятельности относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
  • 2. Осуществляются поставки культурных ценностей.
  • 3. Выполняются работы по мобилизационной подготовке.
  • 4. Производство товаров осуществляется учреждениями уголовно-исполнительной системы.
  • 5. Представлена только одна заявка на участие в размещении заказа.

Заявка на участие

В письменной форме

Предварительный отбор (З, УО)

Формирование перечня поставщиков (квалификационный отбор) в течение 10 дней со дня окончания представления заявок

Принятие решения о проведении (З, УО)

Не по конкретным заявкам. Сложившийся рынок, начальная цена контракта не более 500 тыс. руб. (по одноименным предметам снабжения в течение квартала)

Установленный перечень товаров без ограничения цены

Извещение о проведении/запрос котировок (З, У О)

На официальном сайте не менее чем за 7 рабочих дней до дня истечения срока представления заявок (или 4 рабочих дня при цене контракта не более 250 тыс. руб.)

По результатам предварительного отбора с использованием любых средств связи – за 4 дня

  • 6. Только один участник, подавший заявку, был признан участником.
  • 7. Конкурс или аукцион признан несостоявшимся.
  • 8. Размещение заказа на оказание преподавательских услуг физическими лицами.
  • 9. Размещение заказа на оказание услуг, связанных с направлением работника в командировку, и др.
  • 10. Только один участник.
  • 11. Размещение заказа признано несостоявшимся

Представление заявки на участие

Котировочная заявка в письменной или электронной форме

С использованием любых средств связи в срок, установленный в запросе котировок

Рассмотрение заявок (К)

На соответствие требованиям – в течение 1 рабочего дня, по окончании срока подачи заявок

Присвоение заявкам номеров по предпочтительности (критерии: цена, количество не менее 30% от необходимого объема поставки, отсутствие предоплаты)

Заключение контракта (З, У)

С победителем, заявка которого содержит лучшее условие но цене, или со следующим участником по предпочтительности (в случае уклонения победителя) не ранее чем через 7 дней с момента объявления результатов

С победителем, заявка которого содержит лучшие условия по цене и количеству, или со следующим участником по предпочтительности (в случае уклонения победителя)

  • – выпуск – реализация или безвозмездная передача материальных ценностей определенному получателю (потребителю) либо реализация их на рынке (в том числе в форме заимствования, раз- бронирования и замены);
  • – освежение – выпуск в связи с истечением установленного срока хранения (1/2 срока годности) материальных ценностей, тары, упаковки при одновременной поставке и закладке равного количества аналогичных материальных ценностей и др

При осуществлении закупок для пополнения материального резерва применяются следующие формы размещения государственного заказа.

  • 1. Через предварительный отбор в форме запроса котировок при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
  • 2. Через закрытые формы торгов (конкурсы и аукционы), поскольку часть номенклатуры является стратегическим запасом, информация о котором представляет государственную тайну.
  • Пример перечня, действовавшего в соответствии с положениями Закона № 94-ФЗ, см. в табл. 6 Приложения.
  • В соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, утвержденным распоряжением Правительства РФ. Пример перечня, действовавшего в соответствии с положениями Закона № 94-ФЗ, см. в табл. 7 Приложения.
  • URL: rosreserv.ru

Выбор способа закупки осуществляется заказчиком самостоятельно в соответствии с требованиями закона на основании следующих критериев: 1) предмет и условия исполнения контракта, заключаемого по результатам закупки; 2) начальная (максимальная) цена контракта; 3) критерии определения победителя; 4) требуемый срок удовлетворения потребности в объекте закупки. Закон делит все способы определения поставщиков на две группы: конкурентные и неконкурентные (рис. 3)

Конкурентные способы определения поставщиков

К ним в соответствии с нормами закона относятся все виды конкурсов, аукционов, запрос котировок и запрос предложений. Закон дает следующее определение конкурсу. Конкурс – способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта. 1. Открытые конкурсы Под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования. Заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев прямо предусмотренных законом . Проведение открытых конкурсов проводится по следующим правилам: – размещение в ЕИС извещения о проведении конкурса.

Принятие заказчиком эффективных мер для доведения до сведения потенциальных участников конкурса возможности участия в них, а также обеспечение заинтересованным фирмам достаточного времени для подготовки и представления своих конкурсных заявок; – обеспечение равноправия всех участников конкурса, в частности установление нейтральных технических условий и стандартов, при котором на конкурентную борьбу не накладывались бы никакие излишние ограничения; – установление четких и объективных критериев оценки конкурсных заявок, позволяющих претендентам решить, вступать ли вообще в конкурентную борьбу; – выявление победителя конкурса и заключение с ним контракта в четком соответствии с порядком, установленном в конкурсной документации. Процедуры проведения открытого конкурса регламентированы ст. 48–55 Федерального закона от 05.04.2013 г. № . В отличие от других способов определения на конкурсе в качестве критерия выбора победителя используется как минимум два критерия:

1) цена контракта и 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

2. Открытый конкурс с ограниченным участием

Под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в ЕИС извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор.

Заказчик осуществляет закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием в случаях: 1) если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень инновационной и высокотехничной продукции устанавливается Правительством РФ; 2) выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда, документов Архивного фонда РФ, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда. При проведении конкурса с ограниченным участием, используются те же процедуры, что и при открытом конкурсе, только в до-

полнение в течение не более чем 10 рабочих дней с даты вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе заказчик проводит предквалификационный отбор для выявления участников закупки, которые соответствуют единым и дополнительным требованиям, установленным заказчиком. Соответственно в процедуре рассмотрения и оценки конкурсных заявок участвуют заявки только тех поставщиков, которые прошли предквалификационный отбор.

3. Открытый двухэтапный конкурс

Под двухэтапным конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в ЕИС извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования либо единые и дополнительные требования и победителем такого конкурса признается участник двухэтапного конкурса, принявший участие в проведении обоих этапов конкурса (в том числе прошедший предквалификационный отбор на первом этапе в случае установления дополнительных требований к участникам такого конкурса) и предложивший лучшие условия исполнения контракта по результатам второго этапа такого конкурса. Заказчик вправе провести двухэтапный конкурс при одновременном соблюдении следующих условий: 1) конкурс проводится для заключения контракта на проведение научных исследований, проектных работ (в том числе архитектурно строительного проектирования), экспериментов, изысканий, на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции, энергосервисного контракта, а также в целях создания произведения литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности); 2) для уточнения характеристик объекта закупки необходимо провести его обсуждение с участниками закупки.

При проведении двухэтапного конкурса на 1-м этапе участники обязаны представить первоначальные заявки, содержащие предложения по объекту закупки, но без указания цены. На 1-м этапе конкурсная комиссия проводит с его участниками обсуждения любых содержащихся в представленных заявках предложений в отношении объекта закупки. На обсуждении предложения каждого участника вправе присутствовать все участники двухэтапного конкурса.

Срок проведения 1-го этапа двухэтапного конкурса не может превышать 20 дней с даты вскрытия конвертов с первоначальными заявками на участие конкурсе. По результатам 1-го этапа конкурса заказчик вправе уточнить условия закупки, а именно: 1) любое требование к функциональным, техническим, качественным или эксплуатационным характеристикам объекта закупки; 2) любой критерий оценки заявок на участие в конкурсе. На 2-м этапе конкурса конкурсная комиссия предлагает всем участникам, принявшим участие в проведении 1-го этапа, представить окончательные заявки на участие в двухэтапном конкурсе с указанием цены контракта. Участник двухэтапного конкурса, принявший участие в проведении 1-го этапа, вправе отказаться от участия во 2-м этапе двухэтапного конкурса. Все остальные процедуры проводятся как в открытом конкурсе.

4. Электронный аукцион

Аукцион – способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта. Заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством РФ, либо в дополнительный перечень субъекта РФ при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения региональных нужд. Включение товаров, работ, услуг в указанные перечни осуществляется в случае одновременного выполнения следующих условий: 1) существует возможность сформулировать подробное и точное описание объекта закупки; 2) критерии определения победителя такого аукциона имеют количественную и денежную оценку. Заказчик имеет право проводить закупку товаров, работ, услуг, включенных в аукционный перечень, путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований и ограничений по данным видам закупок, установленных законом . Процедуры проведения электронного аукциона Для проведения торгов в форме электронного аукциона заказчику необходимо подготовить извещение о проведении электронного аукциона и документацию об электронном аукционе. При условии что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает 3 млн руб., заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона и документацию не менее чем за 7 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе. Если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 3 млн руб., – не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе.

Ознакомившись с извещением и документацией об открытом аукционе, участники имеют право подавать свои заявки на участие, которые будут состоять из двух частей. В первой части заявки участник описывает предлагаемую продукцию и дает согласие заключить контракт (в случае победы) по тем условиям, которые предусмотрены в документации об электронном аукционе. Вторая часть заявки содержит сведения о самом участнике аукциона (название, устав, выписка из ЕГРЮЛ и т. д.). Не позднее рабочего дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, оператор электронной площадки направляет заказчику первые части заявок на участие в таком аукционе. Рассмотрение первых частей заявок начинается в день их получения заказчиком от оператора электронной площадки, то есть на следующий день после окончания срока подачи таких заявок.

Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе на соответствие их требованиям, установленным законом и документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг. По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и о признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе. В электронном аукционе могут принимать участие только лица, получившие аккредитацию на электронной площадке и допущенные аукционной комиссией к участию в таком аукционе. Электронный аукцион проводится на электронной площадке. День проведения электронного аукциона устанавливается заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона. Время начала проведения такого аукциона устанавливается оператором электронной площадки в соответствии со временем часовой зоны, в которой расположен заказчик. Днем проведения электронного аукциона является рабочий день, следующий после истечения двух дней с даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе. Электронный аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении такого аукциона. Следовательно, основным критерием выбора победителя является предложенная цена контракта. Величина снижения начальной (максимальной) цены контракта (далее – «шаг аукциона») составляет от 0,5 до 5 % начальной (максимальной) цены контракта. При проведении электронного аукциона его участники подают предложения о цене контракта, сниженные на величину в пределах «шага аукциона».

От начала проведения электронного аукциона до истечения срока подачи предложений участников такого аукциона о цене контракта устанавливается время приема предложений участников, составляющее 10 минут от начала проведения такого аукциона до истечения срока подачи предложений о цене контракта и 10 минут после поступления последнего предложения о цене контракта. По итогам проведения электронного аукциона оператором электронной площадки составляется протокол проведения электронного аукциона. Оператор электронной площадки в течение 1 часа после размещения на электронной площадке протокола проведения электронного аукциона обязан направить заказчику указанный протокол и вторые части заявок на участие в аукционе, поданных его участниками, предложения о цене контракта которых при ранжировании получили первые 10 порядковых номеров. В случае если в аукционе принимали участие менее чем 10 участников, заказчику отправляются все две части заявок. Вторые части заявок на участие в электронном аукционе рассматриваются комиссией по закупке. Общий срок рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе не может превышать 3 рабочих дней с даты размещения на электронной площадке протокола проведения электронного аукциона. На основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия принимает решение

о соответствии или несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией. Рассмотрение данных заявок начинается с заявки, где предложена наиболее низкая цена контракта, и осуществляется с учетом ранжирования данных заявок.

Особенности электронного аукциона

1. Электронный аукцион проводится на электронной торговой площадке (перечень площадок определяется Правительством РФ по результатам конкурсного отбора).

2. Поставщики, желающие принять участие в электронном аукционе должны пройти процедуру аккредитации на торговой площадке (она выдается на 3 года).

3. Используются только электронные формы документов (документы, скрепленные электронной цифровой подписью).

4. Все участники аукциона должны внести «обеспечение аукционной заявки» в размере от 0,5 до 5 % от начальной цены контракта.

5. Победитель аукциона должен будет оплатить работу электронной торговой площадки.

6. Аукционные заявки поставщиков включают две части (в первой указывается информация о предлагаемой продукции, во второй – информация об участнике размещения заказа.) Обе части заявки подаются одновременно.

7. Шаг аукциона варьируется от 0,5 до 5 % от начальной цены контракта. Любой участник аукциона также может снизить цену независимо от шага аукциона (при соблюдении определенных условий). 8. Если цена аукциона дошла до 0, может проводиться аукцион на повышение (за право заключения контракта). 9. Участники аукциона и заказчик (покупатель продукции – орган государственной власти или орган местного самоуправления) в ходе проведения аукциона никогда не встречаются. Посредником между ними всегда выступает электронная площадка. 10.У заказчика есть возможность заключить контракт не только с поставщиком, заявка которого получила № 1 и 2 (как при обычном аукционе), но и с номером 3, 4, 5. 11.И другие особенности.

Под запросом котировок понимается способ определения поставщика, при котором информация о потребностях заказчика в товаре, работе или услуге сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в ЕИС извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта. Заказчик вправе осуществлять закупки путем проведения запроса котировок при условии, что начальная цена контракта не превышает 500 тысяч рублей. При этом совокупный годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать 10 % объема средств, предусмотренных на все закупки заказчика в соответствии с планом-графиком, и не должен составлять более чем 100 миллионов рублей в год. При определении поставщика путем запроса котировок может не применяться ограничение по цене контракта в нескольких случаях: – осуществляется удовлетворение нужд заказчика, который функционирует на территории иностранного государства (дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, торговые представительства РФ, официальные представительства РФ при международных организациях и иные заказчики); – для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме и нормального жизнеобеспечения граждан. Определение поставщика путем проведения запроса котировок допускается также в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

Данный тип закупки имеет свои особенности: – закупка осуществляется без ограничения цены государственного или муниципального контракта; – ежегодно проводится предварительный отбор поставщиков; – в извещении о проведении запроса котировок не указывается начальная цена контракта; – при оценке котировочных заявок сначала рассматриваются те, которые предполагают поставку более 30 % необходимого объема. Порядок проведения запроса котировок Заказчик обязан разместить в единой информационной системе извещение о проведении запроса котировок и проект контракта, заключаемого по результатам проведения такого запроса, не менее чем за 7 рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок, а в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 250 тысяч рублей, и в случаях, предусмотренных статьей 76 закона (закупка для скорой медицинской помощи), не менее чем за 4 рабочих дня до даты истечения указанного срока.

Заказчик одновременно с размещением в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок вправе направить запрос о предоставлении котировок не менее чем 3 лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок. В некоторых случаях такой запрос не менее чем 3 лицам заказчик обязан направить. Заявки на участие в запросе котировок подаются заказчику в письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия конверта, или в форме электронного документа. Если заявка подана в срок, заказчик обязан ее зарегистрировать. Если заявка на участие в запросе котировок поступила после окончания срока подачи заявок, то такая заявка не рассматривается и в день поступления возвращается лицу, ее подавшему. Если по окончании срока подачи заявок на участие в запросе котировок подано две и более заявок на участие в запросе котировок котировочная комиссия приступает к вскрытию конвертов с заявками.

Котировочная комиссия вскрывает конверты с котировочными заявками и открывает доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок во время и в месте, которые указаны в извещении о проведении запроса котировок Вскрытие всех поступивших конвертов с такими заявками и открытие доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам, а также рассмотрение и оценка таких заявок осуществляются в один день. Поданные заявки рассматриваются котировочной комиссией на предмет соответствия требованиям извещения о проведении запроса котировок. При вскрытии конвертов и открытии доступа к заявкам оглашаются наименование участника запроса котировок, почтовый адрес, цена товара, работы или услуги и иная информация, указанная в котировочной заявке участника. При проведении процедуры рассмотрения и оценки котировочных заявок участников заказчик обязан обеспечить аудиозапись процедуры. Участники

процедуры вправе осуществлять аудиои видеозапись процедуры рассмотрения и оценки котировочных заявок. Победителем запроса котировок признается участник запроса котировок, подавший заявку на участие в запросе котировок, которая соответствует всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и в которой указана самая низкая цена товара, работы или услуги Если несколько участников предложили равную цену, то победителем признается участник, заявка которого подана ранее остальных. 6. Запрос предложений Под запросом предложений понимается способ определения поставщика, при котором информация о потребностях в товаре, работе или услуге для нужд заказчика сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в ЕИС извещения о проведении запроса предложений, документации о проведении запроса предложений и победителем запроса предложений признается участник закупки, направивший окончательное предложение, которое наилучшим образом удовлетворяет потребностям заказчика в товаре, работе или услуге. Заказчик вправе осуществлять закупку путем проведения запроса предложений в случаях:

1) заключения контракта на поставки спортивного инвентаря и оборудования, спортивной экипировки, необходимых для подготовки спортивных сборных команд РФ по олимпийским и паралимпийским видам спорта, а также для участия спортивных сборных команд РФ в Олимпийских играх и Паралимпийских играх; 2) заключения федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за пределами территории РФ; 3) осуществления закупки товара, работы или услуги, являющихся предметом контракта, расторжение которого осуществлено заказчиком в одностороннем порядке; 4) осуществления закупок лекарственных препаратов, которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии; 5) признания повторного конкурса, электронного аукциона не состоявшимися;

6) осуществления закупок изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства, образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти; 7) осуществления закупок услуг по защите интересов РФ в случае подачи физическими лицами и (или) юридическими лицами в судебные органы иностранных государств, международные суды и арбитражи исков к РФ при необходимости привлечения российских и (или) иностранных специалистов, экспертов и адвокатов к оказанию таких услуг. Порядок проведения запроса предложений Извещение о проведении запроса предложений размещается заказчиком в единой информационной системе не позднее, чем за 5 дней до даты проведения такого запроса. Наряду с размещением извещения о проведении запроса предложений заказчик вправе направить приглашения принять участие в запросе предложений лицам, способным осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.

Заказчик обязан направить приглашения принять участие в запросе предложений лицам, с которыми в течение 18 месяцев, предшествующих проведению запроса предложений, заказчиком заключались контракты в отношении тех же объектов закупок, при условии, что указанные контракты не были расторгнуты в связи с нарушением поставщиками условий указанных контрактов. В случае проведения запроса предложений в соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 83 (односторонний отказ от исполнения контракта) заказчик обязан направить приглашения принять участие в запросе предложений только лицам, которые являлись участниками закупок на право заключения контракта, расторжение которого осуществлено в соответствии с положениями части 9 статьи 95 закона, и в отношении заявок которых при осуществлении данных закупок не принято решение об отклонении в связи с несоответствием таких заявок требованиям закона, не позднее чем за 5 рабочих дней до даты проведения запроса предложений. По аналогии с проведением запроса котировок проведение запроса предложений предполагает, что для участия в запросе предложений участники закупки в срок и в порядке, которые установлены в извещении о проведении запроса предложений и документации о проведении запроса предложений, подают заявки на участие в запросе предложений заказчику в письменной форме или в форме электронного документа. При этом прием заявок на участие в запросе предложений прекращается с наступлением срока вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе предложений и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе предложений. Если до момента вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе предложений и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе предложений подана только одна заявка на участие в запросе предложений или не подано ни одной такой заявки, запрос предложений признается несостоявшимся. Собственно процедура проведения запроса предложений должна начинаться с процесса вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе предложений и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе предложений. Вскрытие конвертов должно осуществляться публично, в день, во время и в месте, которые указаны в извещении о проведении запроса предложений.

Комиссией (единой или комиссией по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений) вскрываются поступившие конверты с заявками на участие в запросе предложений и открывается доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе предложений. Все заявки участников запроса предложений оцениваются на основании критериев, указанных в документации о проведении запроса предложений, фиксируются в виде таблицы и прилагаются к протоколу проведения запроса предложений, после чего оглашаются условия исполнения контракта, содержащиеся в заявке, признанной лучшей, или условия, содержащиеся в единственной заявке на участие в запросе предложений, без объявления участника запроса предложений, который направил такую единственную заявку. Далее, после оглашения условий исполнения контракта, содержащихся в заявке, признанной лучшей, или условий, содержащихся в единственной заявке на участие в запросе предложений, собственно процедура запроса предложений завершается, всем участникам запроса предложений или участнику запроса предложений, подавшему единственную заявку на участие в запросе предложений, предлагается направить окончательное предложение не позднее рабочего дня, следующего за датой проведения запроса предложений. Вскрытие конвертов с окончательными предложениями и открытие доступа к поданным в форме электронных документов окончательным предложениям осуществляются на следующий рабочий день после даты завершения проведения запроса предложений и фиксируются в итоговом протоколе. Участники запроса предложений, направившие окончательные предложения, вправе присутствовать при вскрытии конвертов с окончательными предложениями и открытии доступа к поданным в форме электронных документов окончательным предложениям. Выигравшим является окончательное предложение, которое в соответствии с критериями, указанными в извещении о проведении запроса предложений, наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товарам, работам, услугам. В случае если в нескольких окончательных предложениях содержатся одинаковые условия исполнения контракта, выигравшим признается окончательное предложение, которое поступило раньше.

В итоговом протоколе фиксируются все условия, указанные в окончательных предложениях участников запроса предложений, принятое на основании результатов оценки окончательных предложений решение о присвоении таким окончательным предложениям порядковых номеров и условия победителя запроса предложений. Итоговый протокол и протокол проведения запроса предложений размещаются в единой информационной системе в день подписания итогового протокола. Отличительные особенности запроса предложений: 1. Только при проведении закупки путем запроса предложений запрещено вносить изменения в опубликованное извещение и сопутствующую проведению процедуры документацию и отменять процедуру закупки. 2. Нормы относительно обеспечения заявок участников неоднозначны. Федеральный закон от 05.04.2013 г. № предусматривает необходимость указания в извещении о проведении закупки и сопутствующей процедуре документации условий внесения денежных средств в качестве обеспечения подаваемых заявок на участие или предоставление банковских гарантий только при конкурсе и аукционе, но в содержании извещения о проведении запроса предложений информация об обеспечении заявок тоже должна быть.

3. Заказчик, осуществляющий закупку, вправе сам ставить условия, по которым должны предоставляться заявки на участие в процедуре, то есть именно заказчики устанавливают форму, содержание, состав заявки участника, а также необходимый пакет документов. Однако при этом запрещено выдвигать условия, которыми намеренно сокращается количество возможных заявок. Кроме того, заказчик не имеет право вносить изменения в извещение о проведении запроса предложений и документацию, а также отказываться от проведения запроса предложений. 4. После оглашения условий исполнения контракта, содержащихся в заявке, признанной лучшей, всем участникам предлагается направить окончательное предложение не позднее рабочего дня, следующего за датой проведения запроса предложений. Выигравшим является поставщик, предложивший лучшее окончательное предложение Запрос предложений – единственный конкурентный способ проведения закупки за счет средств бюджета, при использовании которого заказчик имеет право: – при определении победителя не ориентироваться на установленные критерии оценки поданных заявок (например, квалификация участника); – самостоятельно устанавливать критерии, по которым будет выбираться победитель закупки; – не принимать во внимание уставленные законом величины значимости критериев оценки поданных предложений. Отсюда следует, что заказчик при проведении запроса предложений имеет достаточно большую свободу в части получения заявок и их окончательной оценки. Единственным ограничением является наличие не менее двух обязательных критериев, которыми должен руководствоваться заказчик: цена контракта и непревышение величины значимости критерия по расходам на эксплуатацию (при его использовании) над величиной значимости критерия по цене.

7. Закрытые способы определения поставщиков Под закрытыми способами определения поставщиков понимаются закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион, при которых информация о закупках сообщается путем направления приглашений, документации о закупках ограниченному кругу лиц, которые соответствуют требованиям, предусмотренным законом,

и способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок. Закрытые способы определения применяются только в случаях: 1) закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну; 2) закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта; 3) заключения контрактов на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ…; 4) закупок услуг по уборке помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов. Перед проведением закрытых конкурсов и аукционов необходимо осуществить согласование с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством на осуществление данных функций. При этом срок такого согласования не должен быть более чем 10 рабочих дней с даты поступления обращения о согласовании. Особенности закрытых конкурсов

1. Если предметом закупки выступают товары, работы или услуги, сведения о которых составляют государственную тайну, заказчик не менее чем за 30 дней до вскрытия конвертов размещает извещение о проведении закрытого конкурса в ЕИС. Заинтересованные участники (у которых есть доступ к работе с государственной тайной) подают заказчику запрос о предоставлении им конкурсной документации. 2. Если предметом контракта выступает продукция для федеральных нужд, сведения о которых составляют государственную тайну или услуги по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ…, услуги по уборке помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов, то заказчик не менее чем за 20 дней до вскрытия конвертов направляет персональные приглашения поставщикам, соответствующим установленным требованиям. 3. Вскрытие конвертов с заявками может состояться ранее, чем дата, указанная в конкурсной документации, при наличии согласия в письменной форме на это всех участников конкурса, которым были направлены приглашения.

4. Не позднее чем за 20 дней до даты вскрытия конвертов заказчик должен направить в уполномоченный федеральный орган перечень всех лиц, которым направлена конкурсная документация по их запросам, и копии всех приглашений принять участие в конкурсе. 5. При проведении закрытых конкурсов не допускается осуществлять аудиои видеозапись, использовать электронные формы конкурсной документации. Закрытый аукцион имеет такие же особенности, как и закрытый конкурс на этапе работы с приглашениями и документацией. Рассмотрим порядок закрытого аукциона. Аукцион проводится заказчиком, уполномоченным органом в присутствии членов аукционной комиссии, участников аукциона или их представителей. Для проведения аукциона выбирается аукционист.

Аукционист выбирается из числа членов аукционной комиссии путем открытого голосования членов аукционной комиссии большинством голосов. Аукцион проводится в следующем порядке: 1) аукционная комиссия непосредственно перед началом проведения аукциона регистрирует участников аукциона, явившихся на аукцион, или их представителей. 2) аукцион начинается с объявления аукционистом начала проведения аукциона, номера лота, предмета контракта, начальной (максимальной) цены контракта (лота), «шага аукциона», наименований участников аукциона, которые не явились на аукцион, аукционист предлагает участникам аукциона заявлять свои предложения о цене контракта. «Шаг аукциона» устанавливается в размере 5 % начальной цены контракта. В случае если после троекратного объявления последнего предложения о цене контракта ни один из участников аукциона не заявил о своем намерении предложить более низкую цену контракта, аукционист обязан снизить «шаг аукциона» на 0,5 % начальной цены контракта, но не ниже 0,5 % начальной цены контракта (5; 4,5; 4; 3,5 … 0,5 %)/ 3) участник аукциона после объявления аукционистом начальной цены контракта и цены контракта, сниженной в соответствии с «шагом аукциона», поднимает карточки в случае, если он согласен заключить контракт по объявленной цене; 4) аукционист объявляет номер карточки участника аукциона, который первым поднял карточку; 5) аукцион считается оконченным, если после троекратного объявления аукционистом цены контракта ни один участник

аукциона не поднял карточку. В этом случае аукционист объявляет об окончании проведения аукциона, последнее и предпоследнее предложения о цене контракта, номер карточки и наименование победителя аукциона и участника аукциона, сделавшего предпоследнее предложение о цене контракта.

Закупка у единственного поставщика

Под закупкой у единственного поставщика понимается предложение заказчика о заключении контракта о приобретении товаров, работ или услуг за бюджетные средства, адресованное конкретному физическому или юридическому лицу. Иными словами, закупая товары, работы, услуги таким способом, заказчик, в отличие от проведения закупки конкурентными способами, не должен осуществлять формальную процедуру выбора конкретного подрядчика, поставщика, исполнителя из нескольких полученных предложений, то есть, по сути, отсутствует процесс определения победителя. Негативные для заказчика стороны заключения контракта с единственным поставщиком, подрядчиком, исполнителем, в частности, следующие:  ввиду отсутствия фактора конкуренции у заказчика – минимальные возможности для снижения цены контракта и обеспечения наиболее выгодных условий его исполнения;  значительная степень риска возможных проверок со стороны контролирующих органов, что косвенно обусловлено предоставляемыми данным способом закупки возможностями для злоупотребления, например вариант сговора с контрагентом по определенным позициям.

Закупка у единственного поставщика проводится в следующих случаях: 1) осуществление закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях»; 2) осуществление закупки для государственных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного указом или распоряжением Президента РФ, либо в случаях, установленных поручениями Президента РФ, у поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного постановлением или распоряжением

Правительства РФ. В указанных правовых актах устанавливаются предмет контракта, предельный срок, на который может быть заключен контракт. При подготовке проектов указанных правовых актов к таким проектам прилагается обоснование цены контракта в соответствии с положениями статьи 22 закона; 3) выполнение работы по мобилизационной подготовке в РФ; 4) осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить, не должен превышать 2 миллиона рублей или не должен превышать 5 % совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 50 миллионов рублей. Указанные ограничения не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений; 5) осуществление закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным образовательным учреждением, государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которых являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, клуб, библиотека, архив) на сумму, не превышающую 400 тысяч рублей. При этом совокупный годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не превышает 50 % размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планомграфиком, и составляет не более чем 20 миллионов рублей в год; 6) возникновение потребности в работе или услуге, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или нормативными правовыми актами Правительства РФ, законодательными актами соответствующего субъекта РФ; 7) заключение контракта на поставку российских вооружения и военной техники, которые не имеют российских аналогов и производство которых осуществляется единственным производителем, с поставщиком таких вооружения и военной техники, включенным в реестр единственных поставщиков таких вооружения и военной техники. оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ; 9) возникновение потребности в определенных товарах, работах, услугах вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, возникновение необходимости срочного медицинского вмешательства (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством РФ перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера) и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно. Всего законом (статья 93) предусмотрено 45 оснований для проведения закупки у единственного поставщика.

При осуществлении закупки у единственного в случаях, предусмотренных пунктами 1–3, 6–8, 11–14, 16–19 части 1 статьи 93, заказчик размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении такой закупки не позднее, чем за 5 дней до даты заключения контракта. В случае осуществления закупки у единственного поставщика для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика, а также цену контракта и иные существенные условия контракта. При осуществлении закупки у единственного поставщика контракт должен содержать расчет и обоснование цены контракта.

Данилова С.Н.


Метки: ,

СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОСТАВЩИКОВ (ПОДРЯДЧИКОВ, ИСПОЛНИТЕЛЕЙ) В КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ

В отличие от закона № 94-ФЗ, делившего все способы размещения заказа на безусловно разрешенные торги и иные (не торги), использовать которые можно было лишь при определенных, предусмотренных условиях, в законе № 44-ФЗ способы делятся на конкурентные и закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - поставщик) (рис. 3.5).

Несмотря на международный опыт закупочной деятельности и мнение российского экспертного сообщества, уже в самом тексте базового закона был заложен механизм, не позволяющий конкурсу стать приоритетным способом закупок в Российской Федерации. С одной стороны, согласно ч. 2 ст. 48 закона № 44-ФЗ заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением предусмотренных данным законом ситуаций ограниченного применения остальных способов закупок 1 . С другой стороны, не были четко ограничены случаи использования электронного аукциона, который должен был проводиться заказчиком в случае включения объекта закупки в перечни, установленные Правительством РФ и, возможно (при наличии нормативных актов субъектов), исполнительными органами государственной власти субъектов Федерации. В соответствии с ч. 3 ст. 59 закона № 44-ФЗ заказчик получил право путем проведения электронного аукциона осуществлять закупки товаров, работ, услуг, не включенных в вышеуказанные перечни. После этого де-юре конкурс перестает быть единственным приоритетным способом. Если принять во внимание исчерпывающий перечень продукции, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 № 2019-р (в настоящее время утратило силу), то становится очевидно, что основной способ закупок уже не конкурс, а электронный аукцион. В качестве базового критерия эффективности

Рис. 3.5.

при этом подразумевается обеспечение максимальной экономии бюджетных средств и, вполне естественно, в ущерб качеству приобретаемой продукции.

Выбор альтернативных способов закупок, как и в законе № 94- ФЗ, определялся преимущественно с использованием ограничительного ценового критерия (табл. 3.1) }

Loading...Loading...