Изготавливаем кунг для фуд трака. Как правильно открыть фудтрак. Примечание: закон и уличная еда
Наверное каждый видел в американских фильмах фургончики, которые разъезжают по городу и продают уличную еду: фаст-фуд, свежую выпечку, мороженое или напитки. Это явление появилось в Америке в начале 60-х и сегодня действительно распространено и очень популярно.
Российские предприниматели в свою очередь переняли бизнес-идею американских коллег и активно развивают ее на нашей земле. Для того, чтобы перспективная бизнес-идея превратилась в дело, приносящее прибыль, особое внимание нужно обратить на три составляющие: вкусная еда, привлекательный вид фургона и эргономичность внутреннего пространства. И все это нужно продумать заранее. Как запустить свой фуд-трак, что для этого нужно и какие трудности могут ожидать владельца трака, читайте ниже.
Что говорит закон?
По сути нет определённой категории людей, которые могут или, наоборот, не могут воспользоваться данной бизнес-идеей. А если у вас в гараже без дела стоит фургон или грузовик в рабочем состоянии, то начать реализовывать бизнес-идею можно хоть сегодня.
Михаил Глинский
Как-то, будучи на автодроме, я понял, что там нет места, где люди могли бы поесть. Бизнес-идея пришла сразу же: я договорился с руководством автодрома, и уже через полторы недели мы поставили точку на колесах, которая продавала хот-доги. Продажа хот-догов - идеальный формат для автодрома: фуд-трак за сезон принес хорошую прибыль, поэтому мы решили на этом не останавливаться.
Для фуд-трака требуется такой же перечень документов (кроме тех, что касаются непосредственно помещения), как и для стационарного заведения. Для начала вы регистрируетесь в качестве ИП, получаете разрешение на работу от санитарно-эпидемиологической службы, которая требует меню в печатном виде, медицинские книжки персонала и разрешение органов пожарного надзора. Помимо этого вы должны уведомить Роспотребнадзор о начале своей деятельности. Внутри фургончика должен быть уголок потребителя, свидетельство о регистрации и постановке в налоговую службу.
Где работать? Бизнес вне правового поля
Идея фуд-траков проста: они продают еду, разъезжая по улицам и останавливаясь в местах с наибольшей проходимостью. Как правило, фургончики можно встретить у метро, офисных центров, университетов, школ и на центральных улицах. Траки буквально «ловят» свою аудиторию.
В отличие от Америки, которая законодательно закрепила деятельность фуд-траков еще в 2008 году, в России нормативной базы, регулирующей работу еды на колесах, не существует. Однако, для предпринимателей есть важная новость: закон о мобильной торговле должен вступить в силу уже в третьем квартале этого года, и бизнес на продаже уличной еды в фургончике станет законным. Правительство обещает разработать и специальную схему маршрутов, по которым могут передвигаться мобильные кухни, не мешая общему потоку автомобилей и пешеходам.
С одной стороны, закон о мобильной торговле обеспечит свободную деятельность владельцев передвижных кухонь, но с другой стороны, когда бизнесмены прочувствуют открытие новых возможностей и перспектив малого бизнеса в сегменте общественного питания, количество фуд-траков может возрасти. А пока вопросы «как ездить?» и «где стоять?» юридически остаются открытыми.
На сегодняшний день фуд-трак попадает под действие федерального закона № 381 о нестационарной торговле. Это значит, что продавать еду на колесах можно, оставаясь только на одном месте. А если вы хотите работать так, как в принципе и должен работать фуд-трак, то есть продавая еду в разных точках города, договор на аренду земли должен заключаться за каждое место и платить, соответственно, придется в разы больше.
Для работы на муниципальных землях, например, в парках, проводятся тендеры. Однако, по словам владельцев бизнеса на колесах, выиграть такой тендер все равно что улететь на Луну.
Но судя по количеству работающих траков в России, все-таки можно найти возможность для заработка.
Как правило, фуд-траки работают на различных городских фестивалях, которые получают разрешение на временную торговлю. Под защиту этого разрешения и ставятся мобильные точки.
Второй способ законной работы кухни на колесах - аренда частной территории по договору аренды с частным лицом. Волокиты меньше, а шансов начать бизнес - больше. Однако отсюда вытекает важный момент: нужно найти подобную площадь с высоким трафиком, ведь при небольшой проходимость не стоит рассчитывать на высокую прибыль.
Конкуренция особо не чувствуется, во всяком случае пока. В Петербурге, например, фуд-траков мало. Когда фуд-траки будут стоять почти на каждом углу, как, например, в Лос-Анджелесе или Нью-Йорке, тогда можно будет говорить о конкуренции.
Вложения
Бизнес на фуд-траке не требует миллионных инвестиций, но и отнести его к бизнесу с минимальными вложениями нельзя. Главным пунктом в листе расходов будет приобретение фургона и переоборудование автомобильного кузова.
1. Купить подержанный фургончик или прицеп - в среднем 200-500 тыс. рублей.
2. Установить оборудование - 300 тыс. рублей.
Количество и характер оборудования зависит от того, в каком формате будет работать ваш фуд-трак. В стандартный набор входит фритюрница, кухонная печь, холодильник, кофе машина, фасовочная станция и гриль. Оборудование может быть газовым, работать от генератора или от стационарного источника.
3. Внешняя отделка - 20 тыс. рублей.
Определённых правил или схем оборудования кухни нет. Практически каждый владелец трака сам решает, что и как ему установить. Идеальный вариант организации пространства и установки необходимого оборудования приходит только с опытом. По словам Светланы Малышко, владельцы фуд-траков, которые уже успешно работают, иногда даже помогают своим коллегам - сообщество фуд-траков очень дружное.
совладелец фуд-трака «Белки и Углеводы»
Наш фуд-трак обошелся нам (вместе с покупкой машины) чуть больше, чем 1 млн. рублей. Наверное, можно было бы сделать всё дешевле, но опыта у нас было мало, мы учились на своих ошибках и несколько раз подтверждали своими действиями верность правила «скупой платит дважды». Точно не стоит экономить на внутренней отделке кухни пищевой нержавеющей сталью, на самом автомобиле и на внешней отделке.
Помимо этого, нужно продумать меню, найти персонал и можно смело нажимать на педаль газа. Кстати, на «кухне» вполне достаточно два человека: первый занимается приготовлением еды и раздачей, второй работает на кассе. А меню зависит только от вашей фантазии и может включать все, что можно быстро приготовить или «доготовить». Для конкурентного преимущества и просто приятного бонуса для клиентов создайте запоминающуюся эксклюзивную упаковку.
Михаил Глинский
владелец фуд-трака Rainbow Hot-dogS
Все оборудование, которые мы приобрели для начала работы, обошлось нам в 300 тыс. рублей. Самой дорогой оказалась кофемашина - 80 тысяч. Вложенные инвестиции окупились в первый же сезон.
В любом случае фуд-трак намного дешевле, чем стационарное заведение: здесь практически не нужно платить арендную плату, которая забирает значительную часть дохода, а если трак расположен на частной территории, придется платить незначительную сумму. Тем более предприниматель без проблем может «перевезти» свой бизнес в любую точку города, если прежнее местоположение оказалось не прибыльным. К существенным преимуществам можно отнести и небольшие текущие расходы предприятия.
совладелец фуд-трака «Белки и Углеводы»
Сначала мы хотели открыть кафе, но грянул кризис и мы после недолгих подсчетов решили, что фуд-трак гораздо выгоднее и надежнее, чем стационарная точка. Во-первых, он в собственности, в отличие от помещения в аренду, из которого, даже не смотря на договор, арендодатель может попросить съехать в любой момент. Во-вторых, строительство фуд-трака гораздо дешевле, чем кафе - меньше площадь кухни, не нужно тратиться на дизайн и строительство красивого зала для посетителей, согласовывать вытяжку, тратить безумные деньги на электричество и т.д. В-третьих - мобильность: если с кафе на непроходной улице уже ничего не поделаешь, то на фуд-траке можно запросто переехать на новое место. В-четвертых, больше свободы - захотел и можно не работать несколько дней или вообще закрыться на несколько месяцев и уехать на зиму в другое полушарие
Разница ведения бизнеса на фуд-траках в Америке и в России только в том, что калифорнийский климат позволяет продавать еду на улице круглый год, а вот нашим предпринимателям приходится подстраиваться под сезонность.
Если вы заинтересовались идей мобильного бизнеса на колесах, то сейчас самое время пробовать свои силы. Во-первых, сезон продажи уличной еды только начинается. Во-вторых, уже скоро деятельность фуд-траков закрепится на законодательном уровне. К этому времени вы на личном опыте разберетесь в наиболее выгодном обустройстве кузова, оцените потенциал рынка в своем регионе и наметите перспективы развития.
26 Июл
Данный бизнес-план, как и все другие в разделе , содержит расчеты средних цен, которые в вашем случае могут отличаться. Поэтому рекомендуем вам делать расчеты для своего бизнеса индивидуально.
В данной статье мы составили подробный бизнес-план фуд-трака с расчетами.
Состояние и развитие рынка
Рынок уличной торговли, начиная с 2011 года, находится в постоянном стрессе. Операторов стрит-фуда к началу 2016 года стало меньше втрое. Причин тому несколько:
- Повышение спроса на стационарные кафе - главную роль в этом сыграли торговые центры, где люди проводят больше времени, чем на улице
- Политика местных властей - недавний снос ларьков подтвердил тот факт, что власти нацелены очистить города от уличных точек питания и совсем неохотно идут на согласование новых объектов
- Низкое качество блюд - уличная еда обросла стереотипами и в сознании большинства существует как крайняя (и небезопасная) мера утоления голода
При всем этом интерес к мобильным кафе возрастает. Кофейня, пиццерия или бургерная на колесах - новый формат, которому еще предстоит побороться с классическим фаст-фудом за первое место в рейтинге направлений HoReCa.
Фуд-трак, как воплощение стрит-фуда, стоит в стороне от уже приевшихся форматов. Это свежее веяние, пришедшее с Запада, перспективно как для начинающих предпринимателей, так и для тех, кто решил выйти за рамки стационарного бизнеса и «пойти в народ». Фуд-трак - это кафе на базе грузового автомобиля. Авто переоснащают, делают внутри кухню, монтируют ресторанное оборудование, снаружи брендируют и ставят в местах с большой проходимостью.
Особенности фуд-трака как бизнеса
Желтый фуд-трак по продаже фастфуда
— Мобильность . Фуд-трак не ждет, когда придет клиент, а едет к нему сам. Зная о скоплении целевой аудитории в определенном месте, кафе на колесах приезжает туда и предлагает свой продукт.
— Экономия на строительстве и аренде. Нет инвестиций в поиск помещения, ремонт, перепланировку и дизайн-проект. С учетом возросших цен на аренду недвижимости - это серьезное подспорье.
— Быстрая окупаемость. При обслуживании 100 человек в день фуд-трак окупится в среднем через 4-6 месяцев.
— Быстрый выход на рынок. При покупке готового проекта фуд-трака, в который входит автомобиль, комплект оборудования и инвентаря, брендирование и проектирование, на рынок реально выйти всего за 45 дней. Этого достаточно, чтобы установить оборудование, разработать меню, оформить машину и выбрать место.
С чего начать? Выбор формата
Вы можете посмотреть видео о том, как открыть фуд-трак:
Фуд-трак интересен не только своей необычный формой организации продаж, но и подходом к качеству блюд. Здесь нет ничего от уличной еды прошлого, что гарантировала потребителю гастрит. Фуд-трак предлагает вкусные, свежие и качественные блюда и напитки.
Популярные форматы фуд-трака
— Кофейня. В меню - не менее 20 позиций кофе, кофейных напитков, коктейлей, смузи. Из еды - десерты, сэндвичи, выпечка. Главное - дорогая и мощная кофемашина, которая варит настоящий кофе, превосходящий напиток из вендинговых аппаратов.
— Пиццерия. Пиццу готовят на кухне фуд-трака, в меню - не менее 10 позиций + салаты, напитки и мороженое.
— Бургерная. Бургеры сегодня в тренде, но чтобы отстроиться от гигантов этого сегмента, нужны авторские рецепты.
— Стейки. Главное для этого формата - хорошее мясо. Остальное сделают добротный гриль и жарочная поверхность.
Фуд-трак с профессиональным оборудованием подходит для приготовления суши, лапши, пасты, выпечки, пирожков, осетинских пирогов и т.д.
Для примерного расчета инвестиций возьмем проект фуд-трака «Бургерная» от компании «КЛЕН ». Рекомендуемая площадь - 8 м², сделан на базе автомобиля BAW.
Концепция
Это пошаговая инструкция открытия бизнеса. В случае с фуд-траком в концепции обязательно рассматриваются следующие вопросы:
Где располагаться?
Сегодня законодательство РФ никак не регламентирует деятельность фуд-траков. Хотя законопроект о статусе мобильных кафе подготовлен и находится на рассмотрении в Совете Федерации. Пока это белое пятно, но все же к фуд-тракам предъявляются требования, аналогичные стационарным предприятиям питания.
В первую очередь необходимо решить, где будет располагаться фуд-трак. Есть несколько вариантов:
— Принять участие в аукционе на предоставление участка муниципальной земли. Но, как показывает практика, лоты в виде участков достаются в основном крупным торговым сетям для сезонной или постоянной деятельности. А в Москве размещение фуд-трака на муниципальной земле и вовсе запрещено.
— Аренда частной территории. Этот вариант реальный и выгодный. Вы арендуете участок при ТЦ, развлекательном комплексе, бизнес-центре и получаете посещаемую точку, а также доступ к инженерным коммуникациям, санузлам и т.д.
— Участие в мероприятиях. С организаторами фестивалей, ярмарок, фуд-фестов, концертов, пикников заключается договор аренды. Сумма аренды зависит от масштаба и статуса мероприятия. Ценовой диапазон - от 3 000 до 30 000 руб. в день. Но и проходимость разная - первый провинциальный маркет еды посетят всего 200-300 человек, а большой рок-фестиваль - более 20 тысяч.
Важно рассчитать пропускную способность фуд-трака, то есть максимальное количество блюд за единицу времени. Чтобы не было очередей и долгого ожидания заказа, можно взять в аренду у организаторов корнер и дополнительное оборудование, а также нанять временный персонал для ускоренной работы объекта.
— Несанкционированная торговля. На свой страх и риск можно ставить фуд-трак в любом людном месте, но это чревато административной ответственностью и потерей разрешения на деятельность.
Какой автомобиль выбрать?
Красный фуд-трак по продаже бургеров
Марка и возможности автомобиля зависят от целей бизнеса.
— BAW оптимален для работы в черте мегаполисов - парки, улицы и площади городов, зоны отдыха, пляжи. Удобная, маневренная и компактная машина.
— Газель подходит для преодоления средних расстояний и работы в сельской местности, санаториях, пансионатах, домах отдыха, в малых городах. На Газели можно выезжать на мероприятия в другие области. Широкая дилерская сеть по всей России гарантирует быстрый ремонт автомобиля в форс-мажорных обстоятельствах.
— МАЗ имеет большую, многофункциональную и производительную кухню на базе мощного, но экономичного тягача. В этом автомобиле готовят большие объёмы блюд за единицу времени. Фуд-трак на МАЗе идеален для эксплуатации в горной местности, в любых климатических зонах, на значительном удалении от основной базы.
На какую целевую аудиторию рассчитано?
- Характеристика клиента
- Потребности аудитории
- Каналы коммуникации с аудиторией
- Цели посещения фуд-трака
Каково окружение проекта?
- Инфраструктура территории, где стоит фуд-трак
- Конкурентная среда
- Наличие рядом развлекательных или спортивных зон, учебных заведений, пешеходных улиц
Штат
- Количество штатных единиц и полномочия
- Работа с полуфабрикатами или собственное производство
- Подбор и обучение персонала
Оснащение
Оборудованный фуд-трак, готовый к приготовлению еды.
- Переоборудование автомобиля или покупка готового фуд-трака
- Проектирование
- Подбор оборудования
- Брендирование
Перспективы развития
- Сезонный или постоянный бизнес
- Расширение до сети
- Создание собственного бренда
Автомобиль
Для фуд-трака выбирают легкие классы грузовиков, где достаточно места для установки оборудования и работы персонала.
Примерные расценки на распространенные авто для фуд-трака:
- BAW - 1 625 000 руб.
- Газель - 1 835 000 руб.
- Mercedes - 2 305 000 руб.
- Volkswagen - 3 248 000 руб.
Проектирование
Проектирование фуд-трака - весомая статья расходов. Есть сложность в подключении машины и оборудования к инженерным сетям. Для примера возьмем электроснабжение.
Если фуд-трак работает автономно, то есть полулегально, не платя никому аренду, его оснащают или генератором, или преобразователем. И то, и другое дорого и со своими недочетами. Генератор обязательно должен соответствовать по мощности требованиям оборудования на кухне и при максимальной загрузке его хватит всего лишь на 5 часов.
Макет оборудованного автомобиля под фуд-трак
Преобразователь же работает от аккумуляторов, и чтобы его хватило на рабочий день, автомобиль часто заводят, а это неизбежно приводит к износу двигателя и расходу бензина. Самый разумный выход - подключение к сети.
Еще один проблемный момент - вентиляция и кондиционирование. Кухня фуд-трака - помещение маленькое. Концентрация оборудования и людей на один м² практически экстремальная. Жара в помещении и загрязнение воздуха продуктами горения недопустимы.
Проект фуд-трака с расстановкой оборудования и привязкой к инженерным сетям стоит в среднем 100 000 руб. При комплексном оснащении фуд-трака в компании «КЛЕН » эта услуга бесплатна.
Оборудование
Комплект оборудования рассчитан на производство и продажу бургеров, сэндвичей, роллов, панини, картофеля-фри, чая и свежесваренного зернового кофе. Пропускная способность - 40-60 человек в час.
Оборудование (цены в рублях)
- Стол морозильный HICOLD - 69 490
- Стол охлаждаемый для пиццы HICOLD - 68 590
- Стол рабочий островной - 12 327
- Кипятильник «Convito» - 5 280
- Жарочная поверхность AMITEK - 39 242
- Фритюрница AMITEK - 9 357
- Весы CAS - 10 692
- Фасовочная станция для картофеля фри - 155 760
- Кофемашина Saeco Odea Go Black - 35 100
- Емкость цельнотянутая мойка - 9 325
- Полка настенная сплошная - 2 263
- Стол производственный пристенный - 10 675
- Шкаф для одежды - 3 050
Инвентарь (цены в рублях)
- Гастроемкость Luxstahl из нержавеющей стали GN 1/3 (12 шт.) - 7 488
- Гастроемкость Luxstahl из нержавеющей стали GN 1/1 (10 шт.) - 7 760
- Нож поварской - 624
- Нож универсальный - 395
- Лопатка поварская - 427
- Доска разделочная - 617
- Гастроемкость из поликарбоната - 2800
- Крышка из поликарбоната - 1 544
- Мельница для перца - 1 656
Брендирование
Автомобиль, продающий еду на колесах
Внешний вид фуд-трака - основа успеха. Фуд-трак должен привлекать к себе внимание, выделяться на местности, отличаться от конкурентов, информировать потребителя о продукте.
В брендирование входит:
- Разработка фирменного стиля (логотип, цвет, шрифт, персонаж)
- Изготовление и установка вывесок, маркизов, крышных конструкций и т.д.
- Оклейка автомобиля
Базовая стоимость услуги - 25 000 руб.
Разработка меню
Авторский подход к меню фуд-трака позволит отстроиться от конкурентов. Это особенно актуально, если фуд-трак стоит около ТЦ, где много аналогичных операторов на фуд-корте. Приглашенный шеф-повар разработает меню под требования бизнеса и возможности оборудования. Средняя стоимость разработки меню - от 40 000 руб.
Примерное базовое меню «Бургерной»
- Бургер двойной с яйцом и свиной котлетой
- Бургер куриный
- Ролл с омлетом и беконом
- Бургер свиной
- Ролл с омлетом и свиной котлетой
Регистрация
Для фуд-трака оптимальная форма собственности - ИП. Ее преимущества:
- , в том числе через Интернет
- Госпошлина - 800 руб.
- Не требуются устав, уставный капитал, печать и расчетный счет
- Регистрируется только на одного человека
- Максимальный штраф при административной ответственности - 50 000 руб.
- Фиксированный платеж в Пенсионный Фонд при доходе не более 300 000 рублей, в 2016 году – 19 356,48 руб. Свыше 300 000 руб. + 1% от суммы превышения, но не более 8 МРОТ + взнос в ФФОМС 3 796,85 рублей.
- Нет отчета за оборудование, используемое в рамках предпринимательской деятельности
- Можно свободно распоряжаться средствами на расчетном счету
- Хозяйственные решения не протоколируются
- (закрывается)
- По желанию
Для регистрации ИП необходимы
- Копия паспорта гражданина РФ
Документы для получения разрешения на деятельность в Роспотребнадзоре
- Договор на вывоз мусора
- Договор на поставку воды
- Санитарные книжки персонала
- Сертификаты на продукты питания
- Юридическая информация об ИП
- Информация для уголка защиты прав потребителя
Рентабельность и окупаемость
Максимальный срок окупаемости фуд-трака при старте в сезон - 4-6 месяцев. Если через полгода окупаемости нет, значит:
- Неправильно выбрано место
- Нет индивидуального стиля и УТП
- Низкое качество блюд
- Неудачное меню
Наценка на бургеры, картофель-фри, сэндвичи составляет 200-250%. Это не самый высокий показатель для HoReCa, потому что прибыль в фаст-фуде делает посещаемость.
Средний чек - 350 руб.
Хотите освоить новый перспективный формат? Думаете, куда вложить деньги? Компания «КЛЕН » поможет вам открыть фуд-трак и стать лидером в еще свободном сегменте.
Пока одни ждут на диванах лучших времен, другие исполняют давно задуманное. Паша и Сергей - еще недавно официанты, а сегодня уже создатели одного из первых полностью автономных фуд-траков (закусочная на колесах - ред.) в Украине Obama Burger Truck , за первые три дня работы продали 400 бургеров и столько же напитков (средний чек сразу составил 93 грн).
Путь от задумки до реализации занял 11 месяцев. И хотя новая закусочная бороздит просторы столицы всего пару недель, Сергей и Паша уже планируют сделать еще парочку фуд-траков, но уже другой кухни, основать мастерскую по созданию закусочных на колесах «под ключ», а также открыть стационарное заведение. AIN.UA пообщался с молодыми предпринимателями и узнал, где взять стартовый капитал, как сделать ремонт грузовика своими руками, какие нужны разрешения, как правильно оформиться, есть ли рэкет и почему «Обама».
Как родилась идея закусочной
Тема еды была Паше интересна еще с юности. В 16 лет он пошел учиться в Киевский национальный торгово-экономический университет (КНТЭУ) на «менеджмент отельно-ресторанного бизнеса» и уже с первого курса подрабатывал летом официантом в «Козырной карте». Он всегда хотел узнать как стать идеальным предпринимателем .
Совершенно случайно Паша познакомился с Сергеем, у которого такая же специальность. На этой почве, несмотря на разницу в возрасте, они и сошлись. Когда Паша заканчивал четвертый курс и поступал на магистратуру на заочку, он стал задумывался над тем, что делать дальше. У Сергея на тот момент был опыт директора и администратора в ресторанном бизнесе. Парни подумывали открыть какое-нибудь заведение, но революция внесла свои коррективы.
Глядя на колебания курса, друзья решили, что нужно думать в другом направлении - не ресторан, не стационарное заведение, а закусочная на колесах. В Украине практически нет настоящих (полностью автономных) фуд-траков, так почему бы не стать первыми?
У Сергея была идея делать фургончики с заготовленными холодными сендвичами. Но Паша хотел продавать что-то более основательное. Решили остановиться на бургерах.
Рынок фуд-траков в Украине представлен, в основном, шаурмичными и их вариациями. Это не автономные автомобили, а скорее МАФы на колесах, которые подключены к электричеству и воде на правах «кумовьев». По словам Паши, в Америке такой бизнес организован иначе - там у всех стоят генераторы и запрещено подключаться посреди города в столб или билборд.
Название закусочной родилось совершенно случайно - когда друзья в очередной раз прорабатывали рецепты и пробовали разные ингредиенты, Сергей сказал - а давай назовем этот бургер Обамой. Паша согласился, и в итоге весь проект превратился в Obama Burger Truck. Просто так.
На реализацию задумки Паше и Сергею требовалось $50 000. По их расчетам этой суммы должно было хватить на покупку грузовика ($6000) и все ремонтные и отделочные работы, включая капремонт двигателя, работы по утеплению, установку холодильников, вытяжки и кондиционера.
Прежде чем пускаться во все тяжкие, друзья оформили в печатном виде бизнес-план и приготовились защищать его как диплом. В роли «комиссии» выступали друзья родителей Паши, которые на общепите и ресторанном бизнесе съели не одну собаку. Отстрелявшись на «защите», Паша и Сергей решили не искать инвесторов, а взять денег в долг у друзей. Отбить вложения планируют в течение двух лет.
Приключения на дороге
Подходящий автобус Паша с Сергеем нашли в Днепропетровске через интернет. У владельца был перелом пятки, поэтому он не мог сам перевезти его. Пришлось брать с собой товарища с категорией С1 для грузового автомобиля и ехать в другой город.
Оказалось, что у владельца арест на имущество, в том числе на автомобиль. Выяснилось это уже на стадии оформления, когда инспектор в МРЭО начал цокать языком, глядя на документы. Продавец предложил ребятам забрать машину, а документы получить потом, по почте. Но киевляне решили, что лучше лишний раз смотаться в Днепропетровск, чем потом схлопотать какой-нибудь «сюрприз».
В итоге владелец заплатил все штрафы и снял авто с ареста. Через неделю друзья вернулись в Днепропетровск, чтоб забрать машину. В 200 км от Днепропетровска начались приключения: сначала, при открытии окна, стекло выпало наружу и разбилось, потом в двигателе начало что-то стучать, и машина заглохла. Накрылся стартер. Печка тоже не работала, что при морозе -5 и разбитых окнах было, мягко говоря, неприятно.
Друзьям помогли дорожные строители, которых они случайно обнаружили по дороге на заправку - взяли их на буксир. В процессе буксировки оказалось, что сломался не только стартер, но и двигатель. В итоге за ребятами приехал брат Паши. Дядя Паши помог ему найти в Полтаве эвакуаторную службу, которая влетела парням в копеечку. Пришлось ехать со скоростью 50 км в час. А поскольку у них был «негабарит», до Киева добирались объездными путями.
В столице ребят до самой ночи ждал Андрей - владелец и мастер СТО, с которым они заранее договорились о наружных работах. Преимуществом этой СТО была высота, позволяющая упрятать их 3,5-метровый автобус.
Ремонт и отделка
Капремонт двигателя хлопцы решили оставить на потом, дав приоритет ремонту всего остального. Ребята пришли к выводу, что можно было бы все сделать самим - и внутри, и снаружи.
Начали смотреть открытые каналы на YouTube, о том, как американцы делают фуд-траки, и перенимать их опыт. Зачем что-то изобретать, если есть люди, которые это уже делают на очень высоком уровне?
Но были свои нюансы. Например, фуд-траки в Лос-Анджелесе никто не утепляет, потому что у них тепло круглый год. Поэтому парням пришлось изобретать износоустойчивое утепление самим. Мебель тоже делали сами.
Так Паша с Сергеем научились клеить, резать и придумывать. Когда столкнулись с тем, что зимой в ангаре стало очень холодно, так как не было отопления, построили котельную и поставили батареи.
Когда ребята только купили машину, Сергей работал администратором в ресторане «Прага». Договорились, что Паша работает над автобусом фул-тайм, а Сергей - по выходным. И хотя изначально ребята планировали управиться за пару месяцев, ремонт затянулся почти на год. Самым ужасным были вопросы друзей и родственников: «Привет! Ну что? Когда?», «Сделали фары?», «Решетка готова уже?». Молодые предприниматели даже начали избегать близких и друзей, чтобы не отвечать на неудобные вопросы.
После Нового года, когда примерно вырисовался реальный объем работ, Сергей ушел с работы, и они с Пашей уже вдвоем каждый день работали над автобусом.
Теперь в фуд-траке «Обама» установлен полностью безопасный американский 8-кВт генератор на газу (предназначен для резервного питания загородных домов), который питает электричеством всю кухню, холодильники, кондиционер и вытяжку. Из неэлектрического оборудования в автобусе установлены жарочные поверхности, которые работают на газу. Имеется два бака на 200 литров - один с чистой водой, второй для слива. Проточный нагреватель, который позволяет пользоваться и горячей и холодной водой. Помпа, которая прокачивает давление и дает нормальный напор - все как дома на кухне.
По словам продавца, автобус жрет 13-15 литров дизеля на 100 км. Но поскольку со всем оборудованием он теперь весит 5,5 тонн, расход может быть и выше.
Лишь в самом конце был сделан капремонт двигателя: новые вкладыши, прокладки, новый блок цилиндров, расточка. В итоге со всем фаршем, отделочными работами и дизайном фуд-трак обошелся в $50 000.
Оформление и разрешения
Удобство закусочной на колесах в том, что она не требует разрешения пожарных, как и санитарно-эпидемиологической службы. Подобные разрешения нужны МАФам и выдаются по адресу предприятия. Но какой адрес у водителя? В налоговой Паша указал адресом предпринимательской деятельности Киев. Инспектору ничего не оставалось, как дать «добро», потому что для передвижной кухни больше ничего и не напишешь. Парни указали при оформлении ФОПа свою деятельность (мобильное питание) и можно было начинать работу.
Первый раз - это всегда незабываемо
Когда было покончено с капремонтом двигателя, друзья впервые за долгое время завелись и поехали на заправку. «Когда я сел за руль - это было незабываемо”, - вспоминает Паша. А молодой отец Сергей чувство от первого выезда сравнивает с рождением дочери.
«Я могу сравнить это с послеконцертными чувствами - той эйфорией, когда вы с ансамблем отыграли (Павел также является основателем и барабанщиком группы Mova ) , концерт получился отличный, все аплодируют, всем было весело, и ты стоишь мокрый и счастливый», - продолжил Паша, - Здесь тоже самое, только “концерт” длился год. Это было просто невероятно».
Первых покупателей Паша мог бы даже по именам назвать. При этом, почин продажам был положен не на автобусе, а стационарно. Ребят пригласили в мае на Тату-фест на «Арт-заводе». Первый же полноценный выезд и продажи бургеров случились, когда ребят пригласили на фестиваль Big Apple WKND на Владимирскую горку, который проходил 2-4 октября.
«Когда стоишь в автобусе, который вы перебрали до последнего винтика, и все светится, блестит, рядом жарится мясо и шуршит упаковочная бумага - все то, что мы с Сергеем представляли себе каждый день уже почти год, тебя накрывает перманентно. Целый день как под кайфом», - вспоминает Паша.
Obama Burger Truck за месяц поучаствовал в четырех мероприятиях. Половина оказались убыточными. Причина - плохая организация и высокая арендная плата. Например, на Best Fest в Лавре ребятам обещали, что кроме них там будет одна точка с бургерами, один мангал и фургон с кофе. В итоге там оказалось четыре точки с бургерами, две шашлычные, пельмени, чебуреки и три точки с кофе. И все это на очень небольшой площадке, где и людей было совсем мало. Мало того, что парни за аренду заплатили 2000 грн, так в конце мероприятия с них еще пытались содрать мзду за электроэнергию и подключение. Хотя они подключались сами.
На «Бумбоксе» мы тоже заплатили 2000 грн» - делится Паша, - «Причем сначала они хотели 3000 грн. Концерт длился ровно час, и все люди ушли. Зато на Владимирской горке организаторы действительно большие молодцы. Как и организаторы Финала Чемпионата Украины по американскому футболу. Они честно сказали, кто из участников будет и сколько намечается людей. За аренду мы тогда заплатили вполне адекватную сумму - 500 грн», - делится Паша.
Бизнес во время кризиса
Концепт закусочной на колесах ловко вошел в пазы нынешнего кризиса. Не нужно вбухивать деньги в ресторан, платить за аренду и тратиться на сумасшедший ремонт. Автомобиль всегда можно продать как готовый бизнес. Под ключ. Если ты его припарковал и он год не работал, ты никому ничего за это не платишь.
Не говоря уже о том, что это уличная еда, которая не рассчитана на средний счет в 500 грн, как в ресторане. «Ресторанное качество при в два раза меньшей стоимости - это тот контраст, который цепляет. В ресторане ты не купишь бургер почти в полкило за 75 гривен», - говорит Паша.
С рэкетом ребята пока не сталкивались. Недавно стояли на Терещенковской, возле Парка Шевченко, где стоит мобильная кофейня «Бонапарт». Там им рассказали, как в августе приезжала милиция и просто так, без особых оснований, забрала из авто «Бонапарта» холдера (куда идет кофейная закладка). Сказали: «Заплатите нам столько-то, и мы вернем». Кофейня стоит там почти год, по законодательству ничего не нарушает - оформлены как ФОП, стоят на парковке, никому не мешают.
«Обама Бургер» действуют так же и пока проблем с законом у ребят не было. Недавно полиция вежливо намекнула им, что цвет их автобуса не совпадает с цветом, указанным в техпаспорте. Но закон есть закон - пришлось свернуть торговлю и ехать на переоформление.
Автоматизация и бухгалтерия
Паша с Сергеем пользуются облачной украинского производства со всеми нюансами, вроде складского учета и печати чеков. Удобная штука, особенно если ты собственник бизнеса. «Допустим, ты уехал по делам и тебе стало интересно, что там происходит в твоем фуд-траке. Заходишь на страничку, смотришь - только что продали 10 бургеров», - рассказал Паша. За эту штуку парни платят по 1000 грн в месяц, называется .
Пока Паша и Сергей все делают вдвоем, иногда приглашают Машу, которая в группе с Пашей играет на клавишах. Штат не нанимают, хотят самостоятельно прочувствовать все моменты. «Мы должны знать, чему учить людей. Потому что совсем неправильно, когда делают какой-то проект, открывают бизнес, сразу же пускают туда наемных работников и не знают, чего от них требовать», - говорит Паша.
Проблемы
По словам Паши, В 90% случаев они с Сергеем сталкивались с людьми, которым даешь деньги, а они не хотят работать. Говоришь человеку - «Слушай, ты трубами занимаешься, верно? Мне нужно две нержавеющих», а он отвечает - «Да нет, я сейчас занят, ты мне сначала скинь предоплату, а я потом тебе почтой перешлю».
По ходу своих приключений парни набрали контакты людей, которые действительно хотят работать. С ними теперь только и сотрудничают. «Мы поняли, что главная работа менеджера по продажам абсолютно в любой сфере - это сначала взять предоплату. Когда человек берет предоплату, он пропадает сначала на месяц, а потом еще два месяца делает работу, которую можно было сделать за день», - рассказал Паша.
К сожалению, обслуживать как в ресторане (заказал-покушал-рассчитался) у ребят не получается. Люди могут не со зла забыть заплатить, потому что в заведении ты привык, что уходя нужно попросить счет. Когда же человек на улице, у него немного другая философия - голова чем-то занята. «Шел ты к себе домой, тут оказался у фуд-трака, провал памяти», - моделирует Паша, - «Куда я там шел? Ах да, домой!». Так человек и уходит, не заплатив. Поэтому приходится работать только по предоплате.
Когда ударили осенние дожди и люди вообще перестали выходить из своих домов и офисов, парням стало ясно, что им нет смысла выезжать в город и стоять, ожидая непонятно кого. Поэтому они организовали доставку. Для этого они выезжают со своей ночной стоянки, становятся на парковке на улице, чтоб можно было удобно подъехать на легковушке, включают телефон и принимают заказы. Паша садится за свой легковой автомобиль и развозит заказы. Все просто.
Планы на будущее
У ребят в планах целых три идеи:
- Заняться переоборудованием фуд-траков под заказ. Уже есть потенциальные заказчики. Паша и Сергей прошли весь процесс, и утверждают, что так как они - в Украине никто не делает. На вопрос зачем им это нужно, Паша с Сергеем признаются, что хотят развивать этот рынок не только для себя, но и для людей, которые тоже хотят делать фуд-траки, ездить, готовить вкусную еду и кормить людей.
- Сделать еще несколько траков. Планируются другие жанры, с иными кухнями и блюдами.
- Открыть стационарное заведение. По словам Паши, это будет хорошим дополнением к фуд-траку, так как иногда тяжело делать все заготовки в фуд-траке. Наличие стационарной кухни намного бы удешевило и упростило работу.
Приблизительные данные:
- Первоначальные затраты – от 2 100 000 руб.
- Окупаемость – 4-6 месяцев.
- Рекомендуемая площадь - 8 м²
Примечание: Данный бизнес-план, как и все другие в разделе Бизнес-планы , содержит расчеты средних цен, которые в вашем случае могут отличаться. Поэтому рекомендуем вам делать расчеты для своего бизнеса индивидуально.
В данной статье мы составили подробный бизнес-план фуд-трака с расчетами.
- 1. Состояние и развитие рынка
- 2. Особенности фуд-трака как бизнеса
- 3. С чего начать? Выбор формата
- 4. Концепция
- 5. Автомобиль
- 6. Проектирование
- 7. Оборудование
- 8. Брендирование
- 9. Разработка меню
- 10. Регистрация
- 11. Рентабельность и окупаемость
Рынок уличной торговли, начиная с 2011 года, находится в постоянном стрессе. Операторов стрит-фуда к началу 2020 года стало меньше втрое. Причин тому несколько:
- Повышение спроса на стационарные кафе - главную роль в этом сыграли торговые центры, где люди проводят больше времени, чем на улице
- Политика местных властей - недавний снос ларьков подтвердил тот факт, что власти нацелены очистить города от уличных точек питания и совсем неохотно идут на согласование новых объектов
- Низкое качество блюд - уличная еда обросла стереотипами и в сознании большинства существует как крайняя (и небезопасная) мера утоления голода
При всем этом интерес к мобильным кафе возрастает. Кофейня, пиццерия или бургерная на колесах - новый формат, которому еще предстоит побороться с классическим фаст-фудом за первое место в рейтинге направлений HoReCa.
Фуд-трак, как воплощение стрит-фуда, стоит в стороне от уже приевшихся форматов. Это свежее веяние, пришедшее с Запада, перспективно как для начинающих предпринимателей, так и для тех, кто решил выйти за рамки стационарного бизнеса и «пойти в народ». Фуд-трак - это кафе на базе грузового автомобиля. Авто переоснащают, делают внутри кухню, монтируют ресторанное оборудование, снаружи брендируют и ставят в местах с большой проходимостью.
Желтый фуд-трак по продаже фастфуда
- Мобильность . Фуд-трак не ждет, когда придет клиент, а едет к нему сам. Зная о скоплении целевой аудитории в определенном месте, кафе на колесах приезжает туда и предлагает свой продукт.
- Экономия на строительстве и аренде. Нет инвестиций в поиск помещения, ремонт, перепланировку и дизайн-проект. С учетом возросших цен на аренду недвижимости - это серьезное подспорье.
- Быстрая окупаемость. При обслуживании 100 человек в день фуд-трак окупится в среднем через 4-6 месяцев.
- Быстрый выход на рынок. При покупке готового проекта фуд-трака, в который входит автомобиль, комплект оборудования и инвентаря, брендирование и проектирование, на рынок реально выйти всего за 45 дней. Этого достаточно, чтобы установить оборудование, разработать меню, оформить машину и выбрать место.
Вы можете посмотреть видео о том, как открыть фуд-трак:
Фуд-трак интересен не только своей необычный формой организации продаж, но и подходом к качеству блюд. Здесь нет ничего от уличной еды прошлого, что гарантировала потребителю гастрит. Фуд-трак предлагает вкусные, свежие и качественные блюда и напитки.
Популярные форматы фуд-трака
- Кофейня. В меню - не менее 20 позиций кофе, кофейных напитков, коктейлей, смузи. Из еды - десерты, сэндвичи, выпечка. Главное - дорогая и мощная кофемашина, которая варит настоящий кофе, превосходящий напиток из вендинговых аппаратов.
- Пиццерия. Пиццу готовят на кухне фуд-трака, в меню - не менее 10 позиций + салаты, напитки и мороженое.
- Бургерная. Бургеры сегодня в тренде, но чтобы отстроиться от гигантов этого сегмента, нужны авторские рецепты.
- Стейки. Главное для этого формата - хорошее мясо. Остальное сделают добротный гриль и жарочная поверхность.
Фуд-трак с профессиональным оборудованием подходит для приготовления суши, лапши, пасты, выпечки, пирожков, осетинских пирогов и т.д.
Для примерного расчета инвестиций возьмем проект фуд-трака «Бургерная» от компании «КЛЕН». Рекомендуемая площадь - 8 м², сделан на базе автомобиля BAW.
Это пошаговая инструкция открытия бизнеса. В случае с фуд-траком в концепции обязательно рассматриваются следующие вопросы:
Где располагаться?
Сегодня законодательство РФ никак не регламентирует деятельность фуд-траков. Хотя законопроект о статусе мобильных кафе подготовлен и находится на рассмотрении в Совете Федерации. Пока это белое пятно, но все же к фуд-тракам предъявляются требования, аналогичные стационарным предприятиям питания.
В первую очередь необходимо решить, где будет располагаться фуд-трак. Есть несколько вариантов:
- Принять участие в аукционе на предоставление участка муниципальной земли. Но, как показывает практика, лоты в виде участков достаются в основном крупным торговым сетям для сезонной или постоянной деятельности. А в Москве размещение фуд-трака на муниципальной земле и вовсе запрещено.
- Аренда частной территории. Этот вариант реальный и выгодный. Вы арендуете участок при ТЦ, развлекательном комплексе, бизнес-центре и получаете посещаемую точку, а также доступ к инженерным коммуникациям, санузлам и т.д.
- Участие в мероприятиях. С организаторами фестивалей, ярмарок, фуд-фестов, концертов, пикников заключается договор аренды. Сумма аренды зависит от масштаба и статуса мероприятия. Ценовой диапазон - от 3 000 до 30 000 руб. в день. Но и проходимость разная - первый провинциальный маркет еды посетят всего 200-300 человек, а большой рок-фестиваль - более 20 тысяч.
Важно рассчитать пропускную способность фуд-трака, то есть максимальное количество блюд за единицу времени. Чтобы не было очередей и долгого ожидания заказа, можно взять в аренду у организаторов корнер и дополнительное оборудование, а также нанять временный персонал для ускоренной работы объекта.
- Несанкционированная торговля. На свой страх и риск можно ставить фуд-трак в любом людном месте, но это чревато административной ответственностью и потерей разрешения на деятельность.
Какой автомобиль выбрать?
Красный фуд-трак по продаже бургеров
Марка и возможности автомобиля зависят от целей бизнеса.
- BAW оптимален для работы в черте мегаполисов - парки, улицы и площади городов, зоны отдыха, пляжи. Удобная, маневренная и компактная машина.
- Газель подходит для преодоления средних расстояний и работы в сельской местности, санаториях, пансионатах, домах отдыха, в малых городах. На Газели можно выезжать на мероприятия в другие области. Широкая дилерская сеть по всей России гарантирует быстрый ремонт автомобиля в форс-мажорных обстоятельствах.
- МАЗ имеет большую, многофункциональную и производительную кухню на базе мощного, но экономичного тягача. В этом автомобиле готовят большие объёмы блюд за единицу времени. Фуд-трак на МАЗе идеален для эксплуатации в горной местности, в любых климатических зонах, на значительном удалении от основной базы.
На какую целевую аудиторию рассчитано?
- Характеристика клиента
- Потребности аудитории
- Каналы коммуникации с аудиторией
- Цели посещения фуд-трака
Каково окружение проекта?
- Инфраструктура территории, где стоит фуд-трак
- Конкурентная среда
- Наличие рядом развлекательных или спортивных зон, учебных заведений, пешеходных улиц
Штат
- Количество штатных единиц и полномочия
- Работа с полуфабрикатами или собственное производство
- Подбор и обучение персонала
Оснащение
Оборудованный фуд-трак, готовый к приготовлению еды.
- Переоборудование автомобиля или покупка готового фуд-трака
- Проектирование
- Подбор оборудования
- Брендирование
Перспективы развития
- Сезонный или постоянный бизнес
- Расширение до сети
- Создание собственного бренда
Для фуд-трака выбирают легкие классы грузовиков, где достаточно места для установки оборудования и работы персонала.
Примерные расценки на распространенные авто для фуд-трака:
- BAW - 1 625 000 руб.
- Газель - 1 835 000 руб.
- Mercedes - 2 305 000 руб.
- Volkswagen - 3 248 000 руб.
А также можно собрать фуд-трак самостоятельно. Вот видео:
Проектирование фуд-трака - весомая статья расходов. Есть сложность в подключении машины и оборудования к инженерным сетям. Для примера возьмем электроснабжение.
Если фуд-трак работает автономно, то есть полулегально, не платя никому аренду, его оснащают или генератором, или преобразователем. И то, и другое дорого и со своими недочетами. Генератор обязательно должен соответствовать по мощности требованиям оборудования на кухне и при максимальной загрузке его хватит всего лишь на 5 часов.
Макет оборудованного автомобиля под фуд-трак
Преобразователь же работает от аккумуляторов, и чтобы его хватило на рабочий день, автомобиль часто заводят, а это неизбежно приводит к износу двигателя и расходу бензина. Самый разумный выход - подключение к сети.
Еще один проблемный момент - вентиляция и кондиционирование. Кухня фуд-трака - помещение маленькое. Концентрация оборудования и людей на один м² практически экстремальная. Жара в помещении и загрязнение воздуха продуктами горения недопустимы.
Проект фуд-трака с расстановкой оборудования и привязкой к инженерным сетям стоит в среднем 100 000 руб. При комплексном оснащении фуд-трака в компании «КЛЕН» эта услуга бесплатна.
Комплект оборудования рассчитан на производство и продажу бургеров, сэндвичей, роллов, панини, картофеля-фри, чая и свежесваренного зернового кофе. Пропускная способность - 40-60 человек в час.
Оборудование (цены в рублях)
- Стол морозильный HICOLD - 69 490
- Стол охлаждаемый для пиццы HICOLD - 68 590
- Стол рабочий островной - 12 327
- Кипятильник «Convito» - 5 280
- Жарочная поверхность AMITEK - 39 242
- Фритюрница AMITEK - 9 357
- Весы CAS - 10 692
- Фасовочная станция для картофеля фри - 155 760
- Кофемашина Saeco Odea Go Black - 35 100
- Емкость цельнотянутая мойка - 9 325
- Полка настенная сплошная - 2 263
- Стол производственный пристенный - 10 675
- Шкаф для одежды - 3 050
Инвентарь (цены в рублях)
- Гастроемкость Luxstahl из нержавеющей стали GN 1/3 (12 шт.) - 7 488
- Гастроемкость Luxstahl из нержавеющей стали GN 1/1 (10 шт.) - 7 760
- Нож поварской - 624
- Нож универсальный - 395
- Лопатка поварская - 427
- Доска разделочная - 617
- Гастроемкость из поликарбоната - 2800
- Крышка из поликарбоната - 1 544
- Мельница для перца - 1 656
Автомобиль, продающий еду на колесах
Внешний вид фуд-трака - основа успеха. Фуд-трак должен привлекать к себе внимание, выделяться на местности, отличаться от конкурентов, информировать потребителя о продукте.
В брендирование входит:
Базовая стоимость услуги - 25 000 руб.
Авторский подход к меню фуд-трака позволит отстроиться от конкурентов. Это особенно актуально, если фуд-трак стоит около ТЦ, где много аналогичных операторов на фуд-корте. Приглашенный шеф-повар разработает меню под требования бизнеса и возможности оборудования. Средняя стоимость разработки меню - от 40 000 руб.
Примерное базовое меню «Бургерной»
- Бургер двойной с яйцом и свиной котлетой
- Бургер куриный
- Ролл с омлетом и беконом
- Бургер свиной
- Ролл с омлетом и свиной котлетой
Для фуд-трака оптимальная форма собственности - ИП. Ее преимущества:
- Быстрая регистрация ИП, в том числе через Интернет
- Госпошлина - 800 руб.
- Не требуются устав, уставный капитал, печать и расчетный счет
- Регистрируется только на одного человека
- Максимальный штраф при административной ответственности - 50 000 руб.
- Фиксированный платеж в Пенсионный Фонд при доходе не более 300 000 рублей, в 2020 году – 19 356,48 руб. Свыше 300 000 руб. + 1% от суммы превышения, но не более 8 МРОТ + взнос в ФФОМС 3 796,85 рублей.
- Нет отчета за оборудование, используемое в рамках предпринимательской деятельности
- Можно свободно распоряжаться средствами на расчетном счету
- Хозяйственные решения не протоколируются
- Просто ликвидируется (закрывается)
- По желанию открывается расчетный счет
Для регистрации ИП необходимы
Документы для получения разрешения на деятельность в Роспотребнадзоре
- Договор на вывоз мусора
- Договор на поставку воды
- Санитарные книжки персонала
- Сертификаты на продукты питания
- Юридическая информация об ИП
- Информация для уголка защиты прав потребителя
Максимальный срок окупаемости фуд-трака при старте в сезон - 4-6 месяцев. Если через полгода окупаемости нет, значит:
- Неправильно выбрано место
- Нет индивидуального стиля и УТП
- Низкое качество блюд
- Неудачное меню
Наценка на бургеры, картофель-фри, сэндвичи составляет 200-250%. Это не самый высокий показатель для HoReCa, потому что прибыль в фаст-фуде делает посещаемость.
Средний чек - 350 руб.
Хотите освоить новый перспективный формат? Думаете, куда вложить деньги? Компания «КЛЕН» поможет вам открыть фуд-трак и стать лидером в еще свободном сегменте.