Виды материальных потоков в логистике. Материальные потоки, их показатели и классификация. Поток в логистике: понятие, особенности, типы

1. 4. Материальный поток и его измерители

Основным объектом исследования, управления и оптимизации в логистике служит материальный поток. Он образуется в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями – начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя.

Материальные потоки могут протекать между различными предприятиями или внутри одного предприятия. Участки прохождения материальных потоков представлены на рис. 1.5.

Материальные потоки подразделяются по следующим основным признакам:

По отношению к предприятию: внешний (протекает во внешней для предприятия среде и имеет непосредственное к нему отношение), внутренний (образуется в результате операции внутри предприятия), входной (поступает из внешней среды и может определяться суммой величины материальных потоков при разгрузке груза), выходной (поступает из предприятия во внешнюю среду). При сохранении на предприятии запасов на одном уровне входной материальный поток будет равен выходному;

По натурально-вещественному составу: одноассортиментные и многоассортиментные – от этих параметров зависит построение логистического процесса;

По количественному признаку: массовые, крупные, средние, мелкие и др.;

По степени совместимости: совместимые и несовместимые и др.

Материальный поток – это грузы, товары, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных операций и отнесенные

к временному интервалу. Под операциями понимается разгрузка, перевозка, сортировка, укладка на хранение и т.д. Размерность

материального потока представляет собой дробь, в числителе которой указана единица измерения груза (штуки, тонны и т.д.),

а в знаменателе – единица измерения времени (сутки, месяц, год и т.д.). Например, материальный поток строительных материалов

составляет 4000 т/год; материалопоток по погрузке краном составляет 200 контейнеров/сут.

Качественный состав потока меняется по мере продвижения по цепи. Вначале между источником сырья и первым перерабатывающим

предприятием перемещаются, как правило, массовые однородные грузы: сырая нефть, железная руда, уголь, сахар-сырец, зерно и др. В конце цепи материальный поток представлен товарами, готовыми к потреблению: бензин, мука, фасованный сахар и др. Между отдельными производствами, цехами перемещаются различные детали, заготовки, полуфабрикаты.

Для того чтобы управлять материалопотоком, необходимо знать его характеристики и размеры. Измерителями материального потока служат:

Масса груза или количество мест, объем, род груза;

Расстояние транспортировки (километры, мили);

Направление движения (место отправления, место назначения);

Партионность – масса или количество мест груза, подлежащих отправке за один раз, на одном транспортном средстве, в одном направлении;

Время движения и время стоянки в пунктах перевалки или запасы на производстве.

Материальные потоки образуются в результате деятельности различных предприятий и организаций. При этом ключевую роль в их управлении играют:

* транспортные предприятия и экспедиторские компании;

* предприятия оптовой торговли;

* посреднические организации;

* предприятия-изготовители (склады сырья и готовой продукции, на которых выполняются разнообразные логистические операции).

Из книги Инвестиции в недвижимость автора Кийосаки Роберт Тору

Положительный денежный поток Денежный поток всегда был основой накопления моего богатства. Он – король всех доходов. К нему надо стремиться в первую очередь. Положительный денежный поток создает инерцию поступательного движения активов. Он оказывает громадное

Из книги Несправедливое преимущество. Сила финансового образования автора Кийосаки Роберт Тору

Денежный поток Денежный поток предприятия зачастую находится в ведении финансового директора или главного бухгалтера. Его место – непосредственно над миссией, потому что он фактически подытоживает деятельность предприятия и его лидера.Если лидер поработал на славу,

Из книги Личный финансовый план: инструкция по составлению автора Паранич Андрей Владимирович

Глава 8. Денежный поток Небольшое лирическое отступление.Во многих книгах по личным финансам встречается выражение «Денежный поток». Что же это такое?Денежный поток – это динамика движения денег «вокруг нас».Мы стараемся заработать побольше денег не потому, что сам

Из книги Секреты профессионалов трейдинга. Методы, используемые профессионалами для успешной игры на финансовых рынках автора Буруджян Джек

Поток заказов Наиболее полезная информация приходит от людей, понимающих природу денежных потоков и то, как они воздействуют на рынок. Одним из наиболее тщательно охраняемых секретов трейдинга является все то, что связано с перемещением капитала и потоком заказов.

Из книги Дар Мидаса автора Кийосаки Роберт Тору

Денежный поток Этот элемент считается основой основ, поэтому он расположен в самой нижней части треугольника. Денежный поток для бизнеса – это то же самое, что кровь для живого организма или горючее для автомобиля, без которых останавливаются все процессы. Более

Из книги Экономическая теория автора Вечканова Галина Ростиславовна

Вопрос 29 Материальный и моральный износ капитала

Из книги Финансовый анализ автора Бочаров Владимир Владимирович

5.4. Ликвидный денежный поток Ликвидный денежный поток является одним из показателей, который определяет финансовую устойчивость предприятия. Он характеризует изменение в чистой кредитной позиции предприятия в течение определенного периода (месяца, квартала). Чистая

Из книги "Пророчество Богатого Папы" автора Лечтер Шарон Л.

УРОВЕНЬ № 4. ДЕНЕЖНЫЙ ПОТОК 202 После того как игроки погрузят и закрепят свои миллионы в своих ковчегах, они готовы перейти к «Денежному потоку 202» - игре, которая знакомит с основами технического инвестирования. Несмотря на то что очень много людей, не располагающих

Из книги Канбан и «точно вовремя» на Toyota. Менеджмент начинается на рабочем месте автора Коллектив авторов

Как организовать материальный поток Теперь, когда мы определили время такта, посмотрим, что происходит на реальной сборочной линии.Предположим, каждая из модификаций А – Д собирается на отдельных, специально выделенных сборочных линиях. Как видно из приводимого ниже

Из книги Турбостратегия. 21 способ повысить эффективность бизнеса автора Трейси Брайан

Поток денежных средств – это всё Рассмотрите движение денежных средств и уровень прибыльности для каждого товара, услуги и области деятельности вашей компании. Растут ваши прибыли или падают? Согласуются ли они с бюджетом или выходят за его рамки? Взгляните на

Из книги Хватит платить за все! Снижение издержек в компании автора Гагарский Владислав

Единичный поток производства Суть организации единичного потока производства продукции заключается в переходе от работы с большими производственными партиями к небольшим, в идеале – к передаче по производственной линии деталей исключительно поштучно. При

Из книги Увольте себя! автора Кийосаки Роберт Тору

Прибыль и денежный поток Богатый папа говорил: «Управление денежным потоком является основным и обязательным навыком, если человек на самом деле хочет добиться успеха в квадрантах Б и И». Вот почему он настаивал, чтобы мы с Майком читали финансовые отчеты других

Из книги Инфобизнес. Зарабатываем на продаже информации автора Парабеллум Андрей Алексеевич

Как создается постоянный поток клиентов Что надо сделать для того, чтобы люди постоянно приходили на ваши семинары и тренинги?Постоянно прокачивайте свой уровеньВаши постоянные клиенты должны видеть, что вы становитесь все сильнее и масштабнее как тренер, как личность,

Из книги Синдром стога сена автора Голдратт Элиягу М.

6. Измерители, Bottom Line и Калькуляция себестоимости Итак мы рассмотрели два очень существенных различия между обычными критериями, и предложенными здесь. Убедились ли мы в наших интуитивных догадках, что имеем дело с НОВЫМИ ВСЕОБЩИМИ ФИЛОСОФИЯМИ УПРАВЛЕНИЯ? Настолько,

Из книги Готовность ко всему автора Аллен Дэвид

11. Чем глубже канал, тем мощнее поток Расчистка и оптимизация систем, использующихся в работе и жизни, увеличивают нашу способность иметь дело с более крупными обязательствами и последовательно наращивают силу невидимого потока, заполняющего расчищенные каналы.

Из книги Счастье автора Кийосаки Роберт Тору

Денежный поток Самый нижний уровень – денежный поток – является фундаментом успеха в бизнесе. Управление денежным потоком требует финансовой грамотности, умения читать и понимать финансовые отчеты. Многие владельцы малого бизнеса терпят неудачу,

Формируется в процессе осуществления транспортировки, складирования и осуществления иных операций с готовыми продуктами, полуфабрикатами, сырьем. Он образуется на всем протяжении жизненного цикла изделий - от первичного источника материалов до поступления к конечному потребителю. Рассмотрим далее, что собой представляют материальные и информационные потоки.

Общие сведения

Материальный поток - это объекты, которые находятся в состоянии движения. К ним относят, в частности, готовую и незавершенную продукцию. К этим объектам применяются операции, касающиеся их перемещения в пространстве: разгрузку, погрузку, перевозку, затаривание, консолидацию, сортировку, разукрупнение и так далее. Информационные потоки представляют собой сообщения в документальной (электронной и бумажной), речевой и прочих формах, которые сопровождают сервисные или материальные движения.

Основные понятия

Поток представляет собой сырье, вспомогательные и основные материалы, топливо, комплектующие, запчасти, упаковку, тару, отходы. Готовой продукцией называют изделия, полностью прошедшие технологический цикл и контроль на предприятии, укомплектованные, сданные на склад либо отгруженные заказчику (посреднику). представляет собой объекты, требующие доработки в соответствии с применяемой технологией.

Ключевые признаки

Основные параметры, которыми характеризуется материальный поток, это:

  • качество, ассортимент и номенклатура продукции;
  • габаритные параметры (линейные размеры, площадь, объем);
  • весовые характеристики (брутто/нетто, общая масса);
  • физико-химические свойства;
  • характеристики упаковки;
  • условия договора поставки, купли-продажи, передачи;
  • стоимостные характеристики.

При проведении операций могут учитываться и другие признаки.

Виды материальных потоков

Существуют различные критерии, по которым ведется классификация. Материальный поток в логистических системах может быть внутренним или внешним. В первом случае он не выходит за пределы осуществляемых операций, во втором - находится вне их. В зависимости от номенклатуры выделяют одно- и могопродуктовые объекты. По ассортименту потоки разделяют на одно- и многоассортиментные. Кроме этого, существуют выходные и входные объекты. Разделение по ассортименту необходимо, поскольку он оказывает существенное влияние на работу с продукцией. В частности, логистическое управление материальными потоками на продовольственном оптовом рынке, где продаются мясо, овощи, рыба, фрукты, существенно отличается от операций, осуществляемых на картофелехранилище, где присутствует одно наименование товара. В зависимости от движения во времени выделяют:

  1. Непрерывные перемещения. В частности, к ним относят материальные потоки в производстве замкнутого цикла, газ и нефтепродукты, движение которых обеспечивается посредством
  2. Дискретные перемещения.

Другие категории

Специалисты выделяют также:


Информационные потоки

Сообщения, сопровождающие перемещение грузов, могут возникать под внешним воздействием на соответствующую среду. К основным параметрам, определяющим информационные потоки, относят:

  1. Направление движения или адресата.
  2. Источник возникновения.
  3. Скорость передачи. Она определяется по количеству сообщений за единицу времени.
  4. Общий объем.

Классификация

Информационные потоки могут быть:

  • Опережающими с совпадающим направлением.
  • Синхронными встречными.
  • Опережающими с различным направлением.
  • Отстающими встречными.
  • Синхронными с различным направлением.
  • Опережающими встречными.
  • Отстающими с различным направлением и пр.

Интеграция

Она может осуществляться в горизонтальном или вертикальном направлении. Интеграция происходит на основе контроля движения потоков. Горизонтальное направление обеспечивает необходимыми данными все объекты и операции: от поступления материалов, сырья и комплектующих до готовых продуктов. В результате все воздействия и возникшие от них последствия увязываются с общей стратегией и целями производственно-реализационной системы. позволяет охватить все уровни технологического цикла прямыми и обратными связями. За счет этого обеспечивается оперативное получение актуальных данных о поставках сырья, процессах изготовления, сборки, контрольных испытаниях, доставке продукции конечным пользователям.

Менеджмент

Комплекс определяется в соответствии с жизненным циклом изделий. В свою очередь, он включает в себя:

  1. Стадию разработки. Этот этап отличается большой продолжительностью и связан с инвестированием в опытно-конструкторские, научно-исследовательские мероприятия.
  2. Стадия внедрения продукта. Это также продолжительный этап. Он характеризуется значительными издержками и практически полным отсутствием дохода.
  3. Стадия роста. Она определяется повышением спроса на продукцию. На этом этапе возникают определенные сложности у менеджеров. В частности, они связаны с определением ключевых точек и мест, в которых будут концентрироваться потребители материального потока. Неточность тех или иных сведений может спровоцировать большие расходы.
  4. Стадия "зрелости". На этом этапе темп производственного роста, уровень доходов достигают максимальных показателей. К завершению стадии может отмечаться снижение реализационного объема. Оно обусловлено активностью конкурентов и выпуском на рынок изделий-новинок. На данной стадии в задачи логистического менеджмента входит распределение продукции по сбытовой сети и контроль реализации.
  5. Этап упадка. Эта стадия характеризуется снижением объема продаж и уменьшением дохода. Такая ситуация обуславливается насыщением рынка, появлением изделий-новинок, конкурентов, развитием научно-технической базы. на этой стадии ориентирован на уменьшение количества сбытовых точек, сокращение издержек и запасов на складах.

Цикл

Он состоит из комплекса следующих операций:

  1. Заказ и формирование запасов.
  2. Обработка заявок потребителей, осуществление закупок.
  3. Доставка, выпуск продукции.
  4. Сбор заявок и подготовка документации.
  5. Анализ операций, формирование отчетов.

Дополнительно

Функционирование логистической системы только тогда будет эффективным, когда в ней используются базы данных. Любой процесс менеджмента включает в себя реализацию функций по сбору, обработке, передаче, анализу сведений и принятию решений. Информацией именуется комплекс данных об окружающих условиях, способствующих снижению существующей степени неопределенности, недостатка знаний. Эти сведения воспроизводятся устно, письменно или иными способами. Логистика ориентирована на то, чтобы все этапы выпуска продукции, транспортировки, реализации рассматривались как непрерывный и единый процесс трансформации и перемещения изделия и сведений, данных, связанных с ним. Актуальные сведения позволяют предприятиям:


Заключение

Информационные и материальные потоки выступают в качестве неотъемлемых элементов товарного оборота. Возникновение и передача данных характеризуются объектом и источником этих сведений. В качестве последнего выступает такой компонент, который может создавать либо вырабатывать сообщение, входящее в логистическую систему. Объектом данных являются звенья структуры менеджмента: транспорт, сотрудники, подразделения, помещения, и так далее. Грамотный анализ имеющейся информации позволяет сориентировать материальный поток, направить его к нужному пользователю. В работе менеджера необходимо учитывать различные внешние и внутренние факторы. Для обеспечения эффективности материально-информационных потоков в настоящее время используются передовые научно-технические средства и достижения. Они позволяют не только располагать самыми актуальными данными о состоянии рынка, спроса и предложения, активности конкурентов, но и составлять прогнозы на средне- и дальнесрочную перспективу.

Понятие материального потока является ключевым в логистике. Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями - начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя.

Материальные потоки могут протекать между различными предприятиями или внутри одного предприятия.

Материальный поток - это имеющая вещественную форму продукция, находящаяся в состоянии движения, рассматриваемая в процессе приложения к ней логистических операций и отнесенная к определенному временному интервалу. Материальный поток не на временном интервале, а в данный момент времени переходит в материальный запас.

Размерность материального потока представляет собой дробь, в числителе которой указана единица измерения груза (штуки, тонны и т. д.), а в знаменателе - единица измерения времени (сутки, месяц, год и т. д.).

Материальный поток характеризуется определенным набором параметров:

Номенклатура, ассортимент и количество продукции;

Габаритные характеристики (объем, площадь, линейные размеры);

Весовые характеристики; физико-химические характеристики груза;

Характеристики тары (упаковки);

Условия транспортировки и страхования;

Финансовые (стоимостные) характеристики и т.д.

Классификация материальных потоков:

1.различают внутренние, внешние, входные и выходные потоки.

2.По номенклатуре материальные потоки делятся на однопродуктовые (одновидовые) и многопродуктовые (многовидовые). Под номенклатурой понимается систематизированный перечень групп, подгрупп и позиций (видов) продукции в натуральном выражении для учета и планирования.

3.По ассортименту материальные потоки классифицируют на одноассортиментные и многоассортиментные. Ассортимент продукции - это состав и соотношение продукции определенного вида или наименования, отличающейся между собой по сортности, типам, размерам, маркам, внешней отделке и другим признакам. Ассортиментный состав потока существенно отражается на работе с ним. Например, логистический процесс на оптовом продовольственном рынке, торгующем мясом, рыбой, овощами, фруктами и бакалеей, будет существенно отличаться от логистического процесса на картофелехранилище, которое работает с одним наименованием груза.)

4.По количественному признаку

- Массовый - это поток, возникающий в процессе транспортировки грузов группой транспортных средств (например, железнодорожный состав или несколько десятков вагонов, колонна автомашин, караван судов и т. д.).


- Крупные - это потоки нескольких вагонов или машин.

- Мелкие - это потоки грузов, количество которых не позволяет полностью использовать грузоподъемность транспортного средства, и при перевозке их целесообразно совмещать с другими, попутными грузами.

- Средние потоки занимают промежуточное положениемежду крупными и мелкими. К ним относят потоки,которые образуют грузы, поступающие одиночнымивагонами или автомобилями.

5. По удельному весу образующих поток грузов материальные потоки делят на:

- Тяжеловесные, обеспечивающие полное использование грузоподъемности транспортных средств. Тяжеловесные потоки образуют грузы, у которых масса одного места превышает 1 т при перевозках водным транспортом и 0,5 т при перевозках железнодорожным транспортом, например металлы.

- Легковесные, не позволяющие полностью использовать грузоподъемность транспорта. Одна тонна груза легковесного потока занимает объем более 2 м 2 (например, табачные изделия).

6.По степени совместимости материальные потоки делят на совместимые и несовместимые. Этот признак учитывается в основном при транспортировке, хранении и грузопереработке продовольственных товаров.

7.По физико-химическим свойствам материальные потоки делят на:

- Насыпные грузы (например, зерно), которые перевозятся без тары. Их главное свойство - сыпучесть. Могут перевозиться в специализированных средствах: вагонах бункерного типа, открытых вагонах, на платформах, в Контейнерах и в автомашинах.

- Навалочные грузы -как правило, минерального происхождения (соль, уголь, руда, песок и т. п.). Перевозятся без тары, некоторые могут смерзаться, слеживаться, спекаться. Также, как и предыдущая группа, обладают сыпучестью.

- Тарно-штучные грузы, которые имеют различные физико-химические свойства, удельный вес, объем. Они могут перевозиться в контейнерах, ящиках, мешках, а также и без тары: длинномерные и негабаритные грузы.

- Наливные грузы, перевозимые наливом в цистернах и наливных судах. Логистические операции с наливными грузами, например перегрузка, хранение и другие, выполняются с помощью специальных технических средств.

По характеристикам груза в процессе транспортировки материальные потоки могут быть отдельно классифицированы по транспортному фактору, включающему в себя такие признаки, как вид транспорта и способ транспортировки, условия транспортировки и др.

Каждому материальному потоку соответствует некоторый информационный поток, однако материальный и информационный потоки обычно смещены относительно друг друга во времени и по направленности.

ВИДЫ МАТЕРИАЛЬНЫХ ПОТОКОВ

Материальные потоки определены как грузы, рассматривае­мые в процессе приложения к ним различных логистических опе­раций. Большое разнообразие грузов и логистических операций осложняет изучение и управление материальными потоками. Ре­шая конкретную задачу, необходимо четко обозначить, какие именно потоки исследуются. При решении одних задач объектом исследования может быть груз, рассматриваемый в процес­се приложения большой группы операций. Например, при про­ектировании распределительной сети и определении количества и размещения складов. При решении других задач - например, при организации внутрискладского логистического процесса, де­тально изучается каждая операция.

Материальные потоки подразделяют по с л е д у ю щ и м о с н о в н ы м признакам: отношению к логистической системе, натурально-вещественному составу потока, количеству образующих поток грузов, удельному весу образующего поток груза, степени совместимости грузов, консистенции грузов.

По отношению к логистической системе материальный по­ток может быть внешним, внутренним, входным и выходным.

В н е ш н и й материальный поток протекает во внешней для предприятия среде. Эту категорию составляют не любые грузы, движущиеся вне предприятия, а лишь те, к организации которых предприятие имеет отношение.

В н у т р е н н и й материальный поток образуется в результа­те осуществления логистических операций с грузом внутри ло­гистической системы.

В х о д н о й материальный поток поступает в логистическую систему из внешней среды. В нашем примере определяется сум­мой величин материальных потоков на операциях разгрузки, т/год:

Разгрузка железнодорожных вагонов 4870

Выгрузка контейнеров 2435

Разгрузка автомобильного транспорта 2435

ИТОГО входной материальный поток 9740

В ы х о д н о й материальный поток поступает из логистической системы во внешнюю среду. Для оптовой базы его можно определить, сложив материальные потоки, имеющие место при выполнении операций по погрузке различных видов транспорт­ных средств. В нашем примере величина выходного материаль­ного потока определится следующим образом, т/год:

Погрузка автотранспорта 8279

Погрузка контейнеров 974

Погрузка железнодорожных контейнеров 487

ИТОГО выходной материальный поток * 9740

* На предприятиях оптовой торговли выходной матери­альный поток называют, как правило, грузооборотом базы.

При сохранении на предприятии запасов на одном уровне входной материальной поток будет равен выходному.

По натурально-вещественному составу материальные потоки делят на одно-ассортиментные и много ассортиментные. Такое разделение необходимо, ассортиментный со­став потока существенно отражается на работе с ним. Напри­мер, логистический процесс на оптовом продовольственном рын­ке, торгующем мясом, рыбой, овощами, фруктами и бакалеей, будет существенно отличаться от логистического процесса на картофелехранилище, которое работает с одним наименованием груза.

По количественному признаку материальные потоки делят на массовые, крупные, мелкие и средние.

М а с с о в ы м считается поток, возникающий в процессе транспортировки грузов не единичным транспортным сред­ством, аих группой, например, железнодорожный состав или несколько десятков вагонов, колонна автомашин, караван судов и т. д.

К р у п н ы е потоки - несколько вагонов, автомашин.

М е л к и е потоки образуют количества грузов, не позволяющие полностью использовать грузоподъемность транспортного средства и требующие при перевозке совмещения с другими, попутными грузами.

С р е д н и е потоки занимают промежуточное положение меж­ду крупными и мелкими. К ним относят потоки, которые обра­зуют грузы, поступающие одиночными вагонами или автомобилями.

По удельному весу образующих поток грузов материальные потоки делят на тяжеловесные и легковесные.

Т я ж е л о в е с н ы е потоки обеспечивают полное использова­ние грузоподъемности транспортных средств, требуют для хра­нения меньшего складского объема. Тяжеловесные потоки обра­зуют грузы, у которых масса одного места превышает 1 m (при перевозках водным транспортом) и 0,5 т (при перевозках железнодорожным транспортом). Примером тяжеловесного потока могут служить рассматриваемые в процессе транспортировки металлы.

Л е г к о в е с н ы е потоки представлены грузами, не позволяющими полностью использовать грузоподъемность транспорта. Одна тонна груза легковесного потока занимает объем более 2 м 3 . Например, табачные изделия в процессе транспортиров­ки образуют легковесные потоки.

По степени совместимости образующих поток грузов материальные потоки делят на совместимые и несов­местимые. Этот признак учитывается в основном при транс­портировке, хранении и грузопереработке продовольственных товаров.

По консистенции грузов материальные потоки делят на потоки насыпных, навалочных, тарно-штучных и наливных гру­зов.

Н а с ы п н ы е грузы (например зерно) перевозятся без тары. Их главное свойство - сыпучесть. Могут перевозиться в спе­циализированных транспортных средствах: вагонах бункерного типа, открытых вагонах, на платформах, в контейнерах, в автомашинах.

Н а в а л о ч н ы е грузы (соль, уголь, руда, песок и т. п.) как правило минерального происхождения. Перевозятся без тары, некоторые могут смерзаться, слеживаться, спекаться. Так же как и предыдущая группа обладают сыпучестью.

Т а р н о – ш т у ч н ы е грузы имеют самые различные физи­ко-химические свойства, удельный вес, объем. Это могут быть грузы в контейнерах, ящиках, мешках, грузы без тары, длинно­мерные и негабаритные грузы.

Н а л и в н ы е грузы - грузы перевозимые наливом в цистернах и наливных судах. Логистические операции с наливными грузами, например, перегрузка, хранение и другие выполняются с помощью специальных технических средств.

Схематически классификация материальных потоков пред­ставлена на рис. 14.


Лекция - Логистический сервис (ЛС)

1. Понятие, принципы и задачи ЛС

2.Классификация логистического сервиса

Под логистическим сервисом понимается совокупность нематериальных логистических операций, обеспечивающих максимальное удовлетворение спроса потребителей в процессе управления материальными и информационными потоками, наиболее оптимальным, с точки зрения затрат, способом. Другими словами, логистический сервис представляет собой управление потоками услуг (табл. 7.1.). Осуществляется логистический сервис либо самим поставщиком, либо экспедиторской фирмой, специализирующейся в области логистического обслуживания.

Основные принципы логистического сервиса:

  • максимальное соответствие требованиям потребителей к характеру потребляемых изделий;
  • неразрывная связь сервиса с маркетингом;
  • гибкость сервиса, его направленность на учет меняющихся требований рынка.

Таблица 7.1
Сопоставление управления логистическими операциями с материальными потоками и потоками услуг

Материальный поток - это совокупность товарно-материальных ценностей, которые рассматриваются на определенном временном интервале в процессе применения к ним различных логистических операций

Понятие материального потока является ключевым в логистике. Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями - начиная от первичного источника сырья до конечного потребителя. Материальные потоки могут протекать между различными предприятиями или внутри одного предприятия.

В процессе движения от первичного источника сырья до конечного потребителя между различными предприятиями качественный состав потоков меняется. Сначала между источником сырья и перерабатывающими предприятиями движутся как правило однородные грузы, а в конце цепи материальный поток представляет различные готовые к употреблению продукты.

Внутри предприятий материальные потоки проходят между составами, цехами, участками и рабочими местами в форме сырья, материалов, комплектующих на этапе обеспечения производства, на этапе производства - в виде полуфабрикатов и незавершенного производства, на этапе сбыта - в виде готовой продукции. Материальный поток, который рассматривается в определенный момент времени, называется материальным запасом.

Основными количественными показателями материальных потоков является напряженность и мощность . Напряженность материального потока - это интенсивность, частота перемещения материальных ресурсов, а мощность материального потока - это объемы продукции, которые перемещаются в единицу времени. Поэтому поток имеет размерность "объем (штуки, тонны и др.) / Единица времени (сутки, месяц, год и др.)". Между этими показателями, как правило, наблюдается обратная зависимость. Например, при поставке предприятию больших объемов сырья или продукции из-за границы на большое расстояние морским транспортом материальный поток может иметь большую мощность, но из-за долговременной периодичность напряженность логистической цепи может быть небольшой. В противном случае, частые поставки с оптового склада большом количестве потребителей делают материальный поток менее мощным, но более напряженным.

Параметрами материальных потоков являются: номенклатура габаритные, весовые, физико-химические характеристики груза, характеристики тары, упаковки, способ перемещения, условия купли-продажи, транспортировку и страхование, финансовые характеристики и др.

Учитывая разнообразие материальных ресурсов и операций с ними, проводят классификацию материальных потоков (табл. 4.1).

Таблица 4.1. Классификация материальных потоков логистики

Признак классификации

Вид материального потока

Характеристика

Отношение к логистической системы

состоит из грузов, имеющих отношение к данному предприятию, но передвигаются во внешней по отношению к предприятию среде

внутренний

образуется в результате выполнения логистических операций внутри предприятия; начальной точкой внутреннего материального потока является состав производственных запасов, конечной - склад готовой продукции

поступает в логистическую систему из внешней среды

выходной

выходит из логистической системы и поступает во внешнюю для нее среду

Направление движения

направление движения от поставщика к потребителю

обратный

перемещения материального потока в направлении, противоположном первоначальному (возврат тары, продукции)

Количество грузов, образуют поток

массовый

возникает при транспортировке грузов не единичны транспортным средством, а их группой, например, железнодорожным эшелоном, колонной автомашин, караван судов и т.д.

возникает при транспортировке грузов несколькими вагонами, автомашинами, судами и т.п.

промежуточный между крупным и мелким материальным потоком (груза одиночными вагонами, автомобилями)

возникает при транспортировке такого количества грузов, не позволяет полностью использовать грузоподъемность транспортного средства и требует при перевозке совмещения с другими грузами

Удельный вес груза

тяжковаговий

в процессе его транспортировки обеспечивается полное использование грузоподъемности транспортных средств при не- заполненном объеме, например, металлы

легковесный

образуется грузами, не позволяют полностью использовать грузоподъемность транспорта при полном использовании его объема, например, табачные изделия

негабаритный

изделия большой длины, высоты или ширины

Совместимость

несовместимы

потоки таких грузов нельзя совместно транспортировать, например, товары бытовой химии и продукты питания

совместимые

могут совместно перевозиться на одном транспортном средстве

Признак классификации

Вид материального потока

Характеристика

Консистенция груза

насыпной

груз сыпучий, перевозится без тары в специализированных транспортных средствах: открытых вагонах, на платформах, в контейнерах, в автомашинах (например, зерно)

груз сыпучий, перевозится без тары, но может смерзаться, слеживаться, избавиться, как правило, это грузы минерального происхождения (например, уголь, песок, соль)

тарно-штучный

груз в мешках, контейнерах, ящиках, без тары, можно пересчитать

наливной

перевозится в цистернах и наливных судах и требует для перегрузки, хранения и других логистических операций специальных технических средств

Номенклатура

однопродуктового, многопродуктовой

Вид транспорта

автомобильный, железнодорожный, водный, воздушный, трубопроводный

Определенность

детерминированный

все параметры полностью известны

стохастический

хотя бы один параметр не указан или является случайной величиной

Ритмичность

непрерывный

потоки сырья и материалов в непрерывных производственных (технологических) процессах замкнутого цикла, потоки нефтепродуктов, газа, перемещаемые с помощью трубопроводного транспорта и др.

дискретный

периодические поставки

блиц-поток

одноразовая поставка

Материальные потоки подразделяют по следующим основным признакам:

    отношение к логистической системе;

    натурально-вещественный состав потока;

    количество образующих поток грузов;

    удельный вес образующего поток груза;

    степень совместимости грузов;

    консистенция грузов.

1. По отношению к логистической системе материальный поток может быть:

-внешний материальный поток протекает во внешней для предприятия среде. Эту категорию составляют не любые грузы, движущиеся вне предприятия, а лишь те, к организации которых предприятие имеет отношение.

-внутренний материальный поток образуется в результате осуществления логистических операций с грузом внутри логистической системы.

-входной материальный поток поступает в логистическую систему из внешней среды. В нашем примере он определяется суммой величин материальных потоков на операциях разгрузки, т/год:

-выходной материальный поток поступает из логистической системы во внешнюю среду. Для предприятия оптовой торговли его можно определить, сложив материальные потоки, имеющие место при выполнении операций по погрузке различных видов транспортных средств. В нашем примере величина выходного материального потока определится следующим образом:

Пример:Погрузка автомобильного транспорта 8279Погрузка контейнеров - 974

Погрузка железнодорожных вагонов - 487

ИТОГО выходной материальный поток - 9740

При сохранении на предприятии запасов на одном уровне входной материальный поток будет равен выходному.

2. По натурально-вещественному составу материальные потоки подразделяют на одноассортиментные и многоассортиментные. Такое разделение необходимо, так как ассортиментный состав потока существенно отражается на работе с ним.

Например, логистический процесс на оптовом продовольственном рынке, торгующем мясом, рыбой, овощами, фруктами и бакалеей, будет существенно отличаться от логистического процесса на картофелехранилище, которое работает с одним наименованием груза.

3. По количественному признаку материальные потоки бывают массовые, крупные, средние и мелкие.

-массовым считается поток, возникающий в процессе транспортировки грузов не единичным транспортным средством, а их группой, например, железнодорожный состав или несколько десятков вагонов, колонна автомашин, караван судов и т. д.

-крупные потоки - несколько вагонов, автомашин.

-мелкие потоки образуют количества грузов, не позволяющие полностью использовать грузоподъемность транспортного средства и требующие при перевозке совмещения с другими, попутными грузами.

-средние потоки занимают промежуток между крупными и мелкими. К ним относят потоки, которые образуют грузы, поступающие одиночными вагонами или автомобилями.

4. По удельному весу образующих поток грузов материальные потоки классифицируют на тяжеловесные и легковесные.

-тяжеловесные потоки обеспечивают полное использование грузоподъемности транспортных средств, требуют для хранения меньшего складского объема. Тяжеловесные потоки образуют грузы, у которых масса одного места превышает 1 т (при перевозках водным транспортом) и 0,5 т (при перевозках железнодорожным транспортом. Примером тяжеловесного потока могут служить рассматриваемые в процессе транспортировки металлы.

-легковесные потоки представлены грузами, не позволяющими полностью использовать грузоподъемность транспорта. Одна тонна груза легковесного потока занимает объем более 2 м 3 - например, табачные изделия в процессе транспортировки образуют легковесные потоки.

5. По степени совместимости образующих поток грузов выделяют совместимые и несовместимые материальные потоки. Этот признак учитывается в основном при транспортировке, хранении и грузопереработке продовольственных товаров.

6. По консистенции грузов материальные потоки делят на потоки насыпных, навалочных, тарно-штучных и наливных грузов.

- насыпные грузы (например, зерно) перевозятся без тары. Их главное свойство - сыпучесть. Могут перевозиться в специализированных транспортных средствах: вагонах бункерного типа, открытых вагонах, на платформах, в контейнерах, в автомашинах.

- навалочн ые, как правило, минерального происхождения;

- тарно-штучные – имеют различные физико-химические свойства, удельный вес, объем;

- наливные – перевозятся в цистернах.

Loading...Loading...