Презентация лекции по психологии познавательные процессы человека. Презентация "Познавательные процессы" по психологии – проект, доклад. в) представления памяти

Ощущение
Память
и восприятие
Мышление
Воображение
Внимание
Артемова Елена Владимировна

Ощущение и восприятие

Ощущение

это
познавательный
психический процесс, заключающийся в
отражении субъектом отдельных свойств
предметов
и
явлений
при
их

Восприятие – заключается в отражении
предмета или явления в целом при их
взаимодействии с органами чувств.

Классификация ощущений

Дистантные:
зрительные,
слуховые,
обонятельные
Контактные: вкусовые, тактильные
Ощущения голода, жажды, насыщения, боли
Ощущения
движения,
возникающие
в
результате растяжения и сокращения мышц и
участвующие в координации движения
Статические ощущения – положение тела в
пространстве, равновесие

Общие свойства ощущений

КАЧЕСТВО
Каждый вид ощущений имеет свои специфические особенности,
отличающие его от других видов. Так, слуховые ощущения
характеризуются высотой, тембром, громкостью, зрительные -
цветовым тоном, насыщенностью, светлотой.
ИНТЕНСИВНОСТЬ
Определяется силой действующего раздражителя и функциональным
состоянием рецептора.
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ
Определяется функциональным состоянием органа чувств, временем
действия раздражителя и его интенсивностью.
ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ЛОКАЛИЗАЦИЯ РАЗДРАЖИТЕЛЕЙ
Пространственный
анализ,
осуществляемый
дистантными
рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в
пространстве. В некоторых случаях ощущения соотносятся с той
частью тела, на которую воздействует раздражитель (вкусовые ощ.),
а иногда они более разлиты (болевые ощ.).

Закономерности ощущений

Наличие
порогов
чувствительности:
абсолютный нижний порог чувствительности
(ощущения) - это наименьшая величина
раздражителя, вызывающего едва заметное
ощущение
Абсолютный
верхний
порог
чувствительности

это
максимальное
значение раздражителя, за пределами
которого ощущение исчезает

Закономерности ощущений

Адаптация

это
приспособительное
изменение
чувствительности
к
интенсивности действующего раздражителя
Упражнение
ощущений.
Ощущения
развиваются при жизни человека под
влиянием его включения в различные формы
активности и деятельности

Основные свойства восприятия

Целостность восприятия
Предметность
восприятия

исходное
выражение этого свойства – выделение
фигуры из фона
Апперцепция - зависимость восприятия от
прошлого опыта, запаса знаний и общей
направленности личности
Константность восприятия - относительное
постоянство образов предметов, в частности их
формы, цвета, величины при изменении
условий восприятия.

Вазы и лица

Лицо и дерево

Основные свойства восприятия

Обобщенность
восприятия – каждый
предмет или событие воспринимается вместе
с тем и как представитель некоторого класса
предметов и событий. Акт восприятия есть
немедленная классификация предметов, что,
по существу, является обобщением.

Сенсорное развитие дошкольников


возраста. С.134-148 (конспект)
Вопросы:
1. Как развивается восприятие дошкольником
пространства?
2. Как развивается ориентировка дошкольника
во времени?
3. Какова
специфика
художественного
восприятия дошкольника?
4. Какова специфика восприятия дошкольником
сказки, картинки?

Память -

Память это познавательный психический процесс,
заключающийся в запоминании, сохранении
и
последующем
воспроизведении
человеком (или животным) своего опыта
под влиянием жизненных обстоятельств.
Память имеет смысл только в контексте
использования опыта в будущем.

Виды памяти

механическая - память, основанная на
повторении материала без его осмысливания.
оперативная - вид памяти, проявляющейся в
ходе выполнения определенной деятельности.
словесно - логическая - вид памяти,
основанной на установлении в запоминаемом
материале смысловых связей.
непроизвольная
-
запоминание
без
специальной установки.
произвольная - память, основанная на
запоминании со специальной установкой.
образная – существует в форме образов ранее
воспринимаемых предметов, событий, явлений.

Виды памяти

двигательная

это
запоминание,
сохранение и воспроизведение движений.
(трудовые навыки, письмо, игра на муз.
инструментах)
эмоциональная – память на эмоции и чувства
долговременная – обеспечивает хранение
большого объема информации в течение
длительного времени

Процессы памяти

Запоминание – ввод информации в память
человека.
Запоминание бывает произвольным, когда
определяется сложной целенаправленной
умственной деятельностью, подчиненной
определенной задаче;
непроизвольным,
когда
отсутствует
специальная задача и запоминание просто
сопровождает другую деятельность.

Сохранение и воспроизведение

Воспроизведение- процесс памяти, в котором
происходит актуализация прежнего
содержания психической жизни в форме
движений, эмоций, образов, понятий,
мыслей.
Воспроизведение бывает произвольным и
непроизвольным.

Воспроизведение

может быть:
элементным (вспоминается лишь какой-то
элемент воспроизводимого)
фрагментарным(отражается
значительная
часть признаков)
неполным
(есть некоторая неточность,
незавершенность)
полным

Узнавание -

Узнавание особый
вид
воспроизведения,
т.е.
воспроизведение образа объекта или явления
в условиях его повторного восприятия;
опознание воспринимаемого объекта как уже
известного по прошлому опыту. (например,
узнаем лица знакомых людей)

Забывание -

Забывание процесс, который приводит к утрате четкости
и уменьшению объема того материала,
который запоминался.
Реминисценция
отсроченное
воспроизведение
информации.
Часто
бывает
более
эффективным,
чем
воспроизведение сразу после заучивания.

Развитие памяти у дошкольников

Г.А. Урунтаева. Психология дошкольного
возраста. С.154-162 (конспект)
Вопросы:
1.Какова специфика непроизвольной памяти
дошкольника?
2.Какие условия для развития произвольной
памяти создаются в дошкольном возрасте?
3.Опишите закономерности и специфику
развития произвольной памяти.
4.Какие приемы логического запоминания
доступны дошкольникам?

Мышление -

Мышление высший
познавательный
социально
обусловленный
психический
процесс,
заключающийся
в
опосредованном
и
обобщенном отражении действительности в
ее существенных связях и отношениях.

Логические формы мышления:

Суждение
- отражение связей между
предметами и явлениями действительности
или между их свойствами, признаками.
Умозаключение
– форма мышления, в
которой из исходных суждений (посылок)
получается новое суждение (заключение,
следствие), содержащее новое знание.
Понятие
– форма мысли, в которой
отражаются
отличительные
признаки
предмета
мышления.(например,
любое
определение (что такое треугольник))

Интуитивные формы мышления -

Интуитивные формы мышления это неосознаваемые звенья мыслительного
процесса, означающие постижение истины
вне рассуждений и обоснований.
Особую роль они играют в решении сложных,
нестандартных задач.

Анализ – мысленное расчленение предмета
мышления на отдельные части, элементы,
выделение в нем связей, отношений.
Синтез – заключается в мысленном соединении
частей, элементов, связей в нечто целое.
Сравнение

мысленное
соотнесение
предметов, явлений, событий в целях
нахождения сходного и различного между
ними.

Мыслительные действия (операции):

Абстрагирование – отвлечение признака от
объекта, явления, события и превращения
его в самостоятельный предмет мышления.
Обобщение

выделение
и
фиксация
относительно устойчивых инвариативных
свойств,
принадлежащих
каждому
из
некоторой
совокупности
предметов
и
явлений. (например, карась, щука, минтай –
рыба)

Виды мышления

наглядно-действенное
Наглядно-образное
логическое

Развитие мышления дошкольника

Г.А.
Урунтаева.
Психология
дошкольного
возраста. С.175-186 (конспект)
Вопросы:
1.Опишите развитие наглядно-действенного,
наглядно-образного,
наглядносхематического мышления.
2.Как
идет
развитие
рассуждений
у
дошкольника. Какие мыслительные операции
он осваивает?
3.Как
развивается
логическое
мышление
дошкольника?

Воображение (фантазия) -

Воображение (фантазия) это познавательный психический процесс,
заключающийся
в
преобразовании
представлений памяти в субъективно новые
образы.
За образами воображения всегда стоят
образы памяти (представления), но в новом
образе они изменены, преобразованы,
иначе соединены.

1.Перенос функции или свойства одного
предмета на другой.
2.Комбинирование представлений памяти –
агглютинация. Это «склеивание» различных,
в жизни не соединяемых частей и свойств
предметов. (избушка на курьих ножках)
3. Акцентирование, т.е. подчеркивание
какого-либо
признака
предмета
или
отношения в нем. (карикатура, дружеский
шарж).

Способы формирования образов в воображении

4.
Гиперболизация

умышленное
преувеличение
или
преуменьшение
предмета, изменение количества его частей.
(Дюймовочка,
многорукая
богиня
в
индийской мифологии)
5. Типизация – выделение существенного,
типичного для какой-то группы явлений,
качеств.

Развитие воображения дошкольника

Г.А. Урунтаева. Психология дошкольного
возраста. С.163-174 (конспект)
Вопросы:
1.Опишите особенности развития воображения
дошкольника.
2. Какие функции выполняет воображение?
3.Какие приемы и средства создания образов
осваивает дошкольник. В чем состоит реализм
детского воображения?
4.Как развивается произвольное воображение у
дошкольника?

Внимание -

Внимание это направленность и сосредоточенность
познавательной активности человека на
каких-либо предметах, явлениях, связях,
действительности.
Важно, что человек обращает внимание не
только на окружающий мир, но и на самого
себя, на свои ощущения, мысли, чувства и
стремления.

Виды внимания:

Непроизвольное – не связано с формированием
осознанной цели, волевым усилием или
решением задачи.
Произвольное внимание связано с сознательно
поставленными целями, с волевым усилием.
Произвольное внимание через некоторое время
может
стать
непроизвольным,
т.е.
послепроизвольным (начинаем читать учебник
без желания, но материал оказался интересным
и теперь волевые усилия уже не нужны)

Свойства внимания:

Объем внимания – количество однородных
объектов, которые человек может отчетливо
воспринять в течение 1 секунды.
Концентрация
внимания

степень
сосредоточенности человека на предмете или
явлении
Устойчивость внимания – продолжительность
концентрации внимания на том или ином
содержании
Переключение
внимания

сознательное,
преднамеренное перемещение внимания с одного
предмета или действия на другое (н-р, водитель)

Объем внимания

Развитие внимания дошкольника

Г.А. Урунтаева. Психология дошкольного
возраста. С.149-153 (конспект)
Вопросы:
1.Опишите развитие свойств внимания в
дошкольном возрасте.
2.Охарактеризуйте специфику развития у
дошкольника
произвольного
и
послепроизвольного внимания.
3. Какие средства организации внимания
осваивает дошкольник?

Контрольное задание:

1.
Подобрать
по
3
игры
на
развитие
психических процессов. Оформить в таблице

Например:


Раздел
содержание
п/п
Возраст
Литература
ная
группа
1.
Игры и
упражнени
я на
развитие
восприятия
пространст
ва
1)Упражнение
«Рисование по
клеточкам»
Цель: …….
Материал: ……
Ход занятия……
4-5 лет
ж.Ребенок в
детском саду
2007//№ 4

Познавательные процессы – это
психические процессы, с помощью
которых человек получает знания
об окружающем мире и самом себе.

Ощущение

Ощущение -

элементарный
психический процесс,
состоящий в отражении отдельных
свойств, качеств, сторон предметов и
явлений окружающего мира и внутренних
состояний организма при
непосредственном воздействии
раздражителей на органы чувств.
Мономодальный процесс

Физиологическая основа ощущений

Нервный
процесс, возникающий
при воздействии раздражителя на
анализатор.
Анализатор – анатомофизиологический аппарат для
приема воздействий раздражителей
из внешней и внутренней среды и
переработки их в ощущения.

Возникновение ощущений

Возбуждение
Проводящие
пути
Центр в КГМ
раздражители
раздражение
Орган
ощущений
(рецептор)

Каждый анализатор состоит из трех частей:

Периферический
отдел (рецептор), где происходит
преобразование энергии внешнего воздействия в
нервные сигналы.
Афферентные (центростремительные)
проводящие пути, по которым возбуждение
передается в центральный отдел анализатора, и
эфферентные (центробежные) пути, по которым
передается ответная реакция (обратно к рецепторам).
Центральный
отдел анализатора (корковые
проекционные зоны) –участок коры головного мозга,
где происходит преобразование нервных импульсов,
приходящих из периферических отделов.

Роль органов чувств в возникновении ощущений

1.Информационная перегрузка
2.Сенсорная депривация -частичное или
полное лишение одного или более органов
чувств внешнего воздействия. Самые простые
устройства для депривации, такие как повязка на глаза
или затычки для ушей, уменьшают или убирают
воздействие на зрение и слух, в то время как более
сложные устройства могут «отключать» обоняние,
осязание, вкус, температурные рецепторы
и вестибулярный аппарат.

Свойства ощущений:

Модальность
(качество) –способность отражать
определенные состояния и формы материи (свет,
звук,
теплота),
к
воздействиям
которой
физиологически приспособлен данный анализатор.
Интенсивность–количественная
характеристика ощущения; зависит от силы
раздражителя, функционального состояния
анализатора, времени длительности
раздражителя.

Свойства ощущений:

Пространственная
локализация – пространственная
характеристика
ощущения,
позволяющая
точно
определить,
где
локализован
раздражитель
в
пространстве;
Длительность
– временная характеристика ощущения,
определяющая интервал времени, в течение которого
ощущение возникает, развивается и исчезает. Зависит от
времени действия, силы раздражителя,
функционального состояния анализатора.

Виды ощущений

Аристотель:
Вкусовые;
Зрительные;
Слуховые;
Обонятельные;
Осязательные.

По
характеру отражения
рецепторов выделяют:
и
месту
расположения
Интероцептивные ощущения.
Интерорецепторы расположены во внутренних органах
и тканях тела; объединяют сигналы, поступающие из
внутренней среды организма (самочувствие);
2.Экстероцептивные ощущения. Экстерорецепторы
расположены на поверхности тела, отражают
информацию, поступающую от внешних раздражителей.
Два вида: контактные (осязательные, вкусовые,
кожные, болевые) и дистантные (зрительные, слуховые,
обонятельные).
1.

Классификация ощущений (Ч. Шеррингтон)

3. Проприоцептивные.
Проприорецепторы расположены в
мышцах, сухожилиях, суставных сумках;
улавливают информацию о положении
тела в пространстве, обеспечивают
регуляцию наших движений.

Классификация ощущений Б.Г.Ананьева (по модальности)

1.Зрительные
2.Слуховые
3.Обонятельные
4.Вкусовые
5.Температурные
6.Тактильные (кожно-осязательные)
7.Мышечно-суставные (движения)
8.Болевые
9.Вестибулярные (положение тела в пространстве)
10.Статико-динамические (равновесие и ускорение)
11.Органические

Классификация ощущений Х.Хэда (по генетическому признаку)

Протопатические (более древние и
примитивные, менее
дифференцированные)
Эпикритические (более тонко
дифференцированные, представляют
собой более высокий уровень)

Основные характеристики ощущений

Чувствительность
Пороги
чувствительности
Диапазон
чувствительности

Чувствительность
– способность живых
организмов реагировать на изменения
окружающей и внутренней среды
проявлением
ощущений
(сенсорная
чувствительность).

Пороги чувствительности

Нижний
абсолютный порог чувствительности
– определяется минимальной величиной раздражителя,
при которой возникает едва заметное ощущение;
Верхний
абсолютный порог чувствительности –
определяется максимальной величиной раздражителя,
дальнейшее увеличение которой приводит к изменению
модальности ощущения (возникает болевое ощущение);
Диапазон чувствительности –интервал между верхним
и нижним порогами чувствительности

Органы
чувств
Величина абсолютного нижнего порога чувствительности
Зрение
Способность воспринимать ясной темной ночью пламя
свечи на расстоянии до 48 м от глаза
Слух
Различение тикания ручных часов в полной тишине на
расстоянии до 6 м
Ощущение присутствия одной чайной ложки сахара в
растворе, содержащем 8 л воды
Вкус
Запах
Ощущение наличия духов при лишь одной их капле в
помещении, состоящем из 6 комнат
Осязание
Ощущение движения воздуха, производимого падением
крыла мухи на поверхность кожи с высоты около 1 см

1.Сенсорная адаптация
Повышение или понижение
чувствительности анализаторов в
результате непрерывного или
длительного воздействия раздражителей.

Формы приспособления к внешней среде

2. Сенсибилизация – повышение
чувствительности под влиянием
различных факторов.
3.Десенсибилизация – повышение
чувствительности одних анализаторов
при понижении чувствительности других

Нарушения ощущений

Анестезия- утрата способности различать
различные виды раздражений (например, при
истерии)
Гипостезия- снижение способности различать
различные виды раздражений (при
шизофрении, при психопатии)
Гиперстезия – повышение способности
различать различные виды раздражений (при
астеническом синдроме: зрительная слуховая)

ВОСПРИЯТИЕ

Перцептивный процесс

Восприятие – это результат деятельности системы
анализаторов. Возникает на основе ощущений.
В ходе восприятия происходит упорядочение и
объединение ощущений в целостные образы вещей и
событий

Свойства восприятия:

Предметность
– способность отражать объекты и
явления реального мира не в виде не связанных
друг с другом ощущений, а в форме отдельных
предметов,
обладающих
определенными
свойствами;
Целостность – восприятие есть всегда целостный
образ предмета, в котором отдельные части
объединены в единое целое;
Избирательность

преимущественное
выделение одних объектов перед другими в
процессе восприятия;

Константность – восприятие окружающих
предметов как относительно постоянных по
форме, цвету и величине вне зависимости от
меняющихся внешних условий.
Осмысленность
- указывает на связь
восприятия с мышлением, с пониманием
сущности предметов,их характеристик и
функций.
Структурность – способность воспроизводить
определенную структуру пространства
Апперцепция зависимость восприятия от
содержания психической жизни человека, от
особенностей его личности, его опыта, знаний,
интересов и установок.

Восприятие пространства

1.Восприятие объемности и удаленности
предметов.
2. Восприятие величины и формы.
Возможно благодаря:
а. совокупному действию различных
анализаторов
б. рефлекторной деятельности головного мозга
в. бинокулярному зрению

Восприятие движения

При восприятии движения важную роль
играет выделение фигуры из фона.
Воспринимается движение того объекта,
который является для человека фигурой,
а то, что воспринимается как фон,
остается неподвижным.

Восприятие времени

На субъективную оценку временных
интервалов влияют:
1.Окружающая среда
2.Задача,стоящая перед субъектом
3.Возраст
4.Мотивация

Иллюзии восприятия

Иллюзии восприятия

это
ложное
или
искаженное
восприятие
окружающей
действительности, которое заставляет
воспринимающего
испытывать
чувственные
впечатления,
не
соответствующие действительности, и
склоняет его к ошибочным суждениям
об объекте восприятия.

Причины возникновения иллюзий

ложные
суждения человека об окружающем
мире;
оптическое несовершенство нашего глаза;
эмоциональное состояние
затрудненные условия восприятия (не то слово
послышалось)
сам объект восприятия дает предпосылки для
появления иллюзий.

Классический пример соотношения фигуры и фона Можно увидеть как вазу, так и два лица

Иллюзии восприятия размера

Явление иррадиации.
Какой из внутренних квадратов больше? Черный или белый?
Явление иррадиации состоит в том, что светлые предметы на темном
фоне кажутся увеличенными, и как бы захватывают часть темного
фона. Когда мы рассматриваем светлую поверхность на темном фоне,
как бы раздвигаются границы этой поверхности, которая кажется
больше своих истинных геометрических размеров.

Иллюзия Эббингауза (1902)

Иллюзия Болдуина Какая линия больше А или Б?

Они одинаковые

Иллюзия Мюллера-Лайера (Franz Muller-Lyer, 1889) (перенесение свойств целой фигуры на ее отдельные части)

Иллюзия цветовосприятия

Иллюзия перспективы Какой из параллелепипедов больше?

Иллюзия перспективы

Иллюзия перспективы

ВНИМАНИЕ

«сквозной» процесс

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности

Функции внимания

Организация
познавательной
деятельности;
Ориентация в окружающем мире
(адаптация);
Компонент волевой деятельности.

Свойства внимания

Устойчивость
Концентрация
Распределение
Переключаемость
Объем

Свойства внимания

1. Устойчивость – длительность сосредоточения
на объекте или явлении или удержание требуемой
интенсивности внимания в течение длительного
времени
Устойчивость внимания определяется:

особенностями организма;
2) психическим состоянием;
3) мотивацией;

осуществлении деятельности

Способы повышения устойчивости внимания

1. Активное взаимодействие с предметом
2.Раскрытие в предмете новых сторон и
связей
3.Создание эмоциональной значимости
события или ситуации

Свойства внимания

2.Концентрация
внимания –степень
сосредоточения внимания на одном объекте, при
игнорировании других при наличии помех.
Концентрация внимания определяется:
1) индивидуальными физиологическими
особенностями организма;
2) психическим состоянием;
3) мотивацией;
4) внешними обстоятельствами при
осуществлении деятельности

Свойства внимания

3. Распределение внимания – возможность
одновременного выполнения человеком двух или
более видов деятельности.
Зависит:
от
психологического и физиологического состояния
человека (при утомлении область распределения
внимания резко сужается);
от того, насколько связаны между собой объекты
от того насколько автоматизированы, привычны
действия
от степени сложности действий

Свойства внимания

4. Переключаемость внимания – способность
быстро выключаться из одних видов
деятельности и включаться в новые,
соответствующие изменившимся условиям.
Может быть:
Полной и неполной
Между различными видами деятельности и
внутри одной
Зависит
от
интереса
к
последующей
деятельности и особенностей темперамента

Свойства внимания

5. Объем внимания – количество
объектов или элементов, которые могут
быть одновременно восприняты с
одинаковой степенью ясности и
отчетливости в один момент.
Формула объема внимания: 7 ± 2

Виды внимания

1. В зависимости от степени
активности личности:
Непроизвольное
(непреднамеренное)
Произвольное (преднамеренное)
Постпроизвольное
(послепроизвольное)

Признаки раздражителя, вызывающего непроизвольное внимание

Интенсивность
Новизна
Необычность
Динамичность
объектов

Произвольное внимание

активное, целенаправленное сосредоточение
сознания, поддержание уровня которого связано
с
определенными
волевыми
усилиями,
необходимыми для борьбы с внешними
воздействиями
Целенаправленность
Организованность
Повышенная устойчивость

Постпроизвольное внимание

Вид внимания, которое сохраняется после
прекращения действия раздражителя.

Виды внимания

2. В зависимости от количества
участников:
Индивидуальное
Коллективное
Групповое

Виды внимания

В зависимости от объектов, на которое
оно направлено:
Внешнее
Внутреннее

Cлайд 1

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЧЕЛОВЕКА Теплова Лидия Ивановна, доцент кафедры педагогики и психологии, ауд.430-б, e-mail: [email protected] Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.

Cлайд 2

Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. * Основные вопросы 1. Ощущение. Виды ощущений. 2. Восприятие, свойства восприятия. 3. Внимание. Виды внимания, и его основные свойства. 4. Память, виды памяти. Закономерности памяти. 5. Мышление, виды мышления. Развитие мышления. 6. Воображение, виды воображения. Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.

Cлайд 3

Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. * Ключевые понятия Ощущения восприятие предметность константность целостность внимание устойчивость распределение переключение память реминисценция интерференция воображение мышление мыслительные процессы и действия Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.

Cлайд 4

Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. * Ощущение. Виды ощущений Ощущения – отражение отдельных свойств предмета. Виды (модальности) ощущений: обоняние, вкус, осязание, слух, зрение. Систематическая классификация ощущений: интроцептивные поступают от сигналов из внут-ренней среды организма: кишеч-ника, желудка, кровеносной систе-мы. Обеспечивают регуляцию элементарных влечений. проприоцептивные поступают из глубоких мышц и суставных поверхностей. Обеспечивают информа-цию о положении тела в пространстве и о положении опорно-двигательного аппара-та, обеспечивают регуляцию движения. экстрацептивные Осязание, вкус, обоняние, слух, зрение. Обеспе-чивают получение сигналов из внешнего мира и создают основу для сознательного поведения. Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.

Cлайд 5

Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. * Восприятие. Виды и свойства восприятия Восприятие – целостное отражение предметов в сознании человека при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. В акте восприятия присутствует определенное обобщение. Ведущие свойства человеческого восприятия Целостность – образы восприятия представляют собой целостные, законченные, предметно оформленные структуры. Предметность – воспринимается не только комплекс свойств, а оценивается этот комплекс как определенный предмет: «стол», «дом» и т. д. Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.

Cлайд 6

Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. * Осмысленность – понимание вещи одно- временно с ее восприятием, восприятие происходит в контексте смысла. Здесь отражается связь восприятия с мышлением. Константность – относительное постоянство формы, ве-личины и цвета предмета, независимо от изменений усло-вий восприятия. Избирательность – преимущественное вычленение одних объектов по сравнению с другими, обусловленное особенностями субъекта восприятия (опытом, интересами, потребностями). Структурность – свойство, позволяющее воспринимать предметы в совокупности их устойчивых связей и отноше-ний. Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.

Cлайд 7

Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. * Целостное восприятие лица вопреки выпадению ряда элементов его контура Несформированная целостность. Таким может быть рисунок ребенка. Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.

Cлайд 8

Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. * Внимание, виды и основные свойства внимания Внимание – направленность и сосредоточенность человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других. Классификация видов внимания (основание: актив-ность личности) (Н. Ф. Добрынин). НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ПРОИЗВОЛЬНОЕ ПОСЛЕПРОИЗВОЛЬНОЕ внимание человека непосредственно привлекается либо сильным, либо новым, либо интересным раздражителем. свойственно только человеку, относится к высшим психическим функциям. Процесс формирования произвольного внимания описал Л. С. Выготский: указательный жест + слово = выделение предмета из остальных, фиксация. свойственно только человеку; возникает на основе устойчивого произвольного внимания и интереса к объекту, после чего внимание становится похожим на непроизвольное. Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.

Cлайд 9

Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. * Качества внимания Объем внимания – число поступающих сигналов или протекающих ассоциаций, которые могут сохраниться в центре ясного сознания, приобретая доминирующий харак-тер. Объем внимания равен 7–9 единицам. Устойчивость – длительность, с которой выделенные элементы могут сохранять свой доминантный характер. Концентрация внимания – сосредоточенность субъекта на объекте, сила поглощенности его этим объектом. Распределение внимания – возможность одновремен-ного выполнения нескольких видов действий. Переключаемость – способность намеренно переносить внимание с одного объекта на другой. Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.

Cлайд 10

Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. * Память, виды памяти. Закономерности памяти Память – запечатление (запись), сохранение и воспроизведение следов прошлого опыта. Виды памяти по характеру психической активности, преобладающей в деятельности двигательная эмоциональная образная словесно-логическая Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.

Cлайд 11

Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. * По характеру цели непроизвольная произвольная По степени участия мышления Смысловая Механическая По времени сохранения кратковременная долговременная Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.

Cлайд 12

Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. * Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.

Cлайд 13

Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. * Закономерности памяти 1. Средний объем механической кратковременной памяти – 5–7 элементов после первого чтения. 2. Объем памяти варьируется в зависимости от способа предъявления: люди с доминирующей слуховой памятью лучше запоминают материал озвученный и т.д. 3. Качество запоминания зависит от того, какая была поставлена цель, установка. 4. При многократном предъявлении одного и того же материала число удерживаемых элементов постепенно возрастает. 5. Чем длиннее ряд, тем меньше число удерживаемых в памяти элементов. Так, ряд из 4–5 единиц запоминается на 100 %, а ряд из 9–10 единиц на 40 %. 6. При запоминании длинного ряда лучше всего по памяти воспроизводятся его начало и конец («эффект края»). Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.

Cлайд 14

Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. * 7. При сохранении заученного материала может обнаружится явление ретроактивной интерференции. Оно является результатом взаимодействия таких переменных, как сходство между двумя заданиями и объем заучиваемого материала. Если активность субъекта между заучиванием и припоминанием низка, то мнемический материал сохраняется лучше. 8. При высокой активности субъекта непроизвольное запоминание может быть более продуктивным, чем произвольное запоминание, если последнее осуществляется на базе менее активной интеллектуальной деятельности субъекта. 9. Явление реминисценции. Под ним понимают отсроченное воспроизведение мнемических ответов, которые раньше субъект не мог воспроизвести, при условии, что с момента заучивания субъект не занимался дополнительным упражнением в выполнении данного задания. 10. Эффект Зейгарник» – особенность непроизвольного запоминания, которая заключается в том, что прерванная деятельность запоминается лучше, чем законченная или монотонная, т. к. прерванное намерение сохраняет состояние напряжения нервной системы. Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.

Cлайд 15

Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. * Рисунок Э. Боринга. Один и тот же элемент, включенный в разные целостные структуры, воспринимается по-разному. Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.

Cлайд 16

Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. * Мышление, виды мышления. Развитие мышления Мышление – опосредствованное и обобщенное отражение действительности в ее существенных связях и отношениях. Виды мышления По развитию в онтогенезе Наглядно-действенное Наглядно-образное Словесно-логическое Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.

Cлайд 17

Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. * По средствам действия вербальное невербальное По степени рефлексии рефлексивное интуитивное По степени новизны получаемого продукта по отношению к знаниям субъекта продуктивное репродуктивное Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.

Cлайд 18

Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. * По типу решаемых задач практическое теоретическое Качества мышления самостоятельность критичность быстрота глубина гибкость Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.

Cлайд 19

Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. * Основные мыслительные процессы и действия Анализ – мыслительный процесс расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики. Синтез – мыслительная операция, позволяющая соединять части в целое. Сравнение – установление сходства и различия между объектами. Классификация – распределение предметов (понятий) на классы согласно наиболее существенным признакам, присущим одним предметам (понятиям) и отличающим их от других предметов (понятий). Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.

Cлайд 20

Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. * Основные мыслительные процессы и действия Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений дается определенный вывод. Различают индуктивное, дедуктивное суждение и суждение по аналогии. Петр Петрович всегда пьет чай с Федор Федоровичем. Федор Федорович пьет сейчас чай. Пьет ли Петр Петрович сейчас чай? Все металлы пропускают электрический ток. Железо – металл. Пропускает ли оно ток? Композитор: песня = архитектор:7 Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.

Cлайд 21

Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. * Словесно-логическое мышление Три характеристики понятия как логической категории: содержание понятия; объем; связи и отношения данного понятия с другими. Под содержанием понимают совокупность существенных свойств класса предметов. По содержанию понятия бывают простые и сложные. Объем понятия – это количество объектов, охватываемых данным понятием. Выделяют: единичные понятия (равные единице), общие (более 1), категории (понятия широкой степени общности, например: энергия, материя). Связи и отношения понятия с другими: различают родовые (понятия, отражающие существенные общие признаки класса предметов и включающие другие понятия меньшей степени общности) и видовые (понятия, подчиненные родовым). Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.

Cлайд 22

Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. * Качества мышления самостоятельность критичность быстрота глубина гибкость Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.

Cлайд 23

Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. * Выделяют 4 уровня усвоения понятия (Н. А. Менчинская) 1-й уровень – диффузно-рассеянный. На этом уровне у субъекта существует представление о том, что обозначает понятие, но признаки, отличающие данное понятие от других, он назвать не может. 2-й уровень – называются признаки, без дифференциации их на существенные и второстепенные. 3-й уровень – усваиваются существенные признаки, называ-ются вторичные, но все это связано с единичным образом, который служил опорой при формировании понятия, например: картинка, иллюстрация. Таким образом, понятие как будто усвоено, но признаки не обобщаются. 4-й уровень – понятие усвоено полно и точно. Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. * Основные функции воображения 1. Представление действительности в образах и составление возможности пользоваться ими, решая задачи. 2. Регулирование эмоциональных отношений. 3. Формирование внутреннего плана человека. 4. Планирование и программирование деятельности. 5. Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека. Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.

Cлайд 26

Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. * Формы синтеза представлений в процессах воображения Агглютинация – соединение несоединяемых в реальности качеств, свойств, частей предмета. Гиперболизация – увеличение или уменьшение предмета, изменение качества его частей. Заострение – подчеркивание каких-либо признаков. Схематизация – сглаживание различий предметов и выявление черт сходства между ними. Типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе. Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.

Cлайд 27

Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. * Вопросы для самостоятельной работы 1. Объясните следующий факт: если человек впервые идет по незнакомой местности, самостоятельно разыскивая дорогу, то он без труда находит ее вторично; если же он идет вместе со спутником, которому дорога хорошо известна, человеку трудно будет самостоятельно проделать этот путь в следующий раз. Почему? 2. Верно ли выражение: «Восприятие – это сумма ощущений?» 3. Ученику предложили найти обобщающее слово к двум следующим понятиям: километр – метр. Чтобы выполнить верно задание, какое мыслительное действие должен произвести ученик? 4. Подумайте, чем отличается память животного от памяти человека? 5. Ребенку подготовительной группы предложили решить задачу: «Мама съела 3 конфеты, а сын 2. Сколько они съели конфет?» Мальчик отказался решать задачу, мотивируя тем, что так не бывает. Объясните поведение ребенка. Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.

Cлайд 28

Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. * Литература 1. Выготский Л. С. Психология воображения / Л. С. Выготский. – М., 1992. 2. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций / Л. С. Выгот-ский. – М., 1960. 3. Грановская Р. М. Элементы практической психологии / Р. М. Грановская. – СПб., 1997. 4. Грегори Р. Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия /Р. Л. Грегори. – М., 1979. 5. Демидов В. Е. Как мы видим то, что видим / В. Е. Демидов. – М., 1987. 6. Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти / А. Р. Лурия. – М., 1968. 7. Лурия А. Р. Ощущение и восприятие: материалы к курсу по общей психологии / А. Р. Лурия. – М., 1975. Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.

Cлайд 29

Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. * Литература 8. Лурия А. Р. Внимание. Память. Материалы к курсу по общей психологии / А. Р. Лурия. – М., 1975. 9. Петухов В. В. Психология мышления: учебно-методическое пособие / В. В. Петухов. – М., 1987. 10. Платонов К. К. Занимательная психология / К. К. Платонов. – М., 1964. 11. Познавательные процессы и способности в обучении / под ред. В. Д. Шадрикова. – М., 1990. 12. Психология ощущения и восприятия: хрестоматия: учебное пособие для вузов / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Любимова, М. Б. Михалевской. – М., 2002. 13. Психология памяти: хрестоматия / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. – М., 2002. Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.

Слайд 12

Универсальные принципы работы механизмов памяти

  1. При запоминании материала лучше всего воспроизводить его начало или конец («эффект края»).
  2. Запоминание улучшается при повторении материала несколько раз в течении нескольких часов или дней.
  3. Любое повторение способствует лучшему запоминанию выученного. Повторение должно быть не механическим, а логическим.
  4. Установка на запоминание ведет к лучшему запоминанию. Очень полезно связать материал с целью деятельности.
  5. Один из интересных эффектов памяти – явление реминисценции. Это улучшение со временем воспроизведения изучаемого материала, без какого-то дополнительного повторения. Реминисценция чаще всего происходит на второй-третий день после заучивания материала.
  6. Простые события, которые производят на человека сильное впечатление, запоминаются сразу, прочно и надолго.
  7. Более сложные и не такие интересные события человек может пережить много раз, но в памяти они откладываются не надолго.
  8. Любое новое впечатление не остается в памяти изолированным. Память о событии меняется, т.к. вступает в связь с другим впечатлением.
  9. Память человека всегда связана с его личностью. Поэтому любые патологические изменения в личности всегда сопровождаются нарушением памяти.
  10. Память человека всегда теряется и восстанавливается по одному и тому же «сценарию». При потере памяти первыми теряются более сложные и недавние впечатления. При восстановлении наоборот, сначала восстанавливаются более простые и старые воспоминания, затем более сложные и недавние.


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ПСИХОЛОГИИ на тему:ТИПЫТЕМПЕРАМЕНТА Выполнили:Муртазаев Ниязи Складанюк Михаил Немного о проекте В данном проекте вы познакомитесь с особенностями каждого из типов темперамента, узнаете о том, как тот или иной тип темперамента проявляется в поведении человека. Вы найдете для себя что-то новое и интересное! СОДЕРЖАНИЕ Понятие темпераментаВиды темпераментаТестХарактеристики темпераментаТемперамент и свойств нервной системыКруг АйзенкаТип темперамента в зависимости от свойств личности ТестПроявление качеств личностив зависимости от темперамента «Отдохнём!!!» Темперамент (от латинского temperamentum – надлежащее соотношение частей), особенности психики, объясняющие образ действий человека в той или иной ситуации. Отражает динамическую, а не содержательную сторону психической деятельности. Выделяются две ведущие характеристики: Активность, в которой человек взаимодействует с окружающим миром. Она проявляется в темпе, быстроте, интенсивности действий; Эмоциональность, которая выражается в чувствительности, импульсивности и впечатлительности. Понятие темперамента содержание Виды темпераментов содержание темперамент флегматик меланхолик холерик сангвиник Проведем небольшой тест! Хотите узнать о своем типе темперамента? Для теста вам понадобится листочек и ручка! Вам будут приведены столбики: из столбиков выберете наиболее подходящие вам характеристики, подсчитав результаты, определите свой темперамент. (тест приведен на следующем слайде) САНГВИНИКБеззаботныйЛегкомысленныйЖивойАктивныйОбщительныйОтзывчивыйРазговорчивыйБыстрыйТрудоголикБолтунКрасноречивыйПоверхностныйЧуткийБолтливыйДружелюбныйЛегко приспо-сабливающийсяЯркийНетерпеливыйБезответствен-ныйНенадежныйНепостоянныйГибкийЩедрыйЛегкийСчастливый ХОЛЕРИКИмпульсивныйНеугомонныйВспыльчивыйАктивныйЛегковозбудимыйПышущий здоровьемАгрессивныйЛидерСильныйЭнергичныйЭкстравертНетерпеливыйИнициаторШумныйПрактичныйЭффективныйЗабывчивыйСпортивныйСоперничающийВыносливыйДоминирующийНетерпимыйУпрямыйСердитыйДеятельный МЕЛАНХОЛИКПессимистичныйПечальныйГрустныйСерьезныйНервныйПогруженный всебяТихийСдержанныйЗамкнутыйСкучныйПавший духомЗадумчивыйТребовательныйРанимыйЧитательМедлительныйМрачныйМыслительУмныйХорошая памятьСозерцательНеблагодарныйНеудовлетворен-ныйСамоотверженныйБезутешный ФЛЕГМАТИКВнимательныйМетодичныйУравновешенныйПассивныйМиролюбивыйЗадумчивыйСпокойныйСдержанныйРасслабленныйНеторопливыйМедлительныйНепреклонныйРазмеренныйТихийПогруженный всебяКонтролирующийсебяМечтательныйЛюбящий рутин-ный трудМедленно учитсяНастойчивыйУпрямыйЗастенчивыйМудрыйУнылый Характеристики темпераментовсангвиник Это человек весьма веселого нрава. Он представляется оптимистом, полным надежд, юмористом, шутником, балагуром. Сангвиник быстро воспламеняется, но столь же быстро остывает, теряет интерес к тому, что совсем ещё недавно очень его волновало и притягивало к себе. Он много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания, легко и с удовольствием вступает в контакты с незнакомыми людьми, является хорошим собеседником. Его отличает доброта, готовность прийти на помощь. Напряженная умственная и физическая работа быстро утомляет. Сангвиник очень активен, энергичен, у него живые движения, богатая мимика. При неблагоприятных условиях и отсутствии воспитания у сангвиника могут развиваться поспешность, легкомыслие к поступкам, невнимательность. Примером сангвинического темперамента может служить знаменитый д’ Артаньян – порывистый, увлекающийся герой Дюма. Характеристики темпераментовмеланхолик Человек с меланхолическим темпераментом обычно живет сложной и напряженной внутренней жизнью, придаёт большое значение всему, что касается, обладает повышенной тревожностью и ранимой душой. Меланхолик почти всегда человек сдержанный и слов на ветер не бросает. Когда он не может выполнить обещанное, то искренне страдает, даже если знает, что от него ничего не зависело. Судя по всему, принц Гамлет и Евгений Онегин были типичными меланхоликами. Характеристики темпераментовхолерик Такой человек обычно очень вспыльчив, горяч и несдержан. Вместе с тем холерик быстро остывает и успокаивается, если ему уступают и идут на встречу. Его душевные движения порывисты, но непродолжительны, настроение часто меняется. Вспомним рыцаря Дон Кихота, быстро сменявшего гнев на милость, а благородную ярость – на уныние. Характеристики темпераментовфлегматик Обладатель этого темперамента хладнокровен. Он больше склонен к бездеятельности, чем к напряженной, активной работе. Такой человек медленно приходит в состояние возбуждения, но и успокаивается постепенно. Мимика и движения флегматика невыразительны и медлительны. Илья Ильич Обломов, который проводил все время на диване, в ленивой полудреме – яркий флегматик. В жизни редко приходится встречать «стопроцентных» флегматиков или сангвиников, так как большинство людей соединяют в себе черты разных темпераментов. содержание Темперамент и свойства нервной системы Определенные устойчивые сочетания свойств нервной системыобразуют типы высшей нервной деятельности, или сокращенно – типыВНД. Темперамент, по мнению И.П.Павлова – психическое проявлениеобщего типа нервной системы, а типы ВНД могут быть соотнесены склассификацией темпераментов:«живой» тип ВНД – сильный, уравновешенный, легко приспосабливающийся (сангвиник)«безудержный» тип ВНД – сильный, неуравновешенный, подвижный, большая жизненная энергия, отсутствие самообладания, вспыльчивый, несдержанный (холерик)«инертный» тип ВНД – сильный, спокойный, медлительный (флегматик)«слабый» тип ВНД – плохая сопротивляемость к стимулам внешней среды, пассивность, высокая чувствительность (меланхолик) содержание Тип темперамента в зависимости от свойств личности Знаменитый английский психолог Айзенк предложил определить тип темперамента в зависимости от свойств личности: 1) экстраверсия - интроверсия 2) нейротизм - эмоциональная стабильность Экстравертам свойственны общительность, стремление быть среди людей, импульсивность, гибкость поведения, большая инициативность и высокая социальная адаптированость. Интровертам присущи: необщительность, уход в себя, богатый внутренний мир, социальная пассивность, склонность к самоанализу. Показатель "экстраверсия - интроверсия" характеризует индивидуально – психологическую ориентацию человека либо на мир внешних объектов (экстраверсия), либо на внутренний субъективный мир (интроверсия). Показатель "нейротизма" характеризует человека со стороны эмоциональной устойчивости. Показатель типов биополярен и образует шкалу, на одном полюсе которой находятся люди, характеризующиеся высокой эмоциональной устойчивостью, а на другом – нервозные, неустойчивые и плохо адаптированные индивиды. содержание открытый стабильность вспыльчивый нейротизм Круг Айзенка С Ф Х М интроверсия экстраверсия НЕУСТОЙЧИВОСТЬ обидчивый тревожный впечатлительный пессимистичный необщительный сдержанный оптимистичный лидирующий импульсивный агрессивный поддающийся насилию раздражительный пассивный старательный вдумчивый миролюбивый надежный размеренный спокойный любящий удобства беззаботный живой доступный разговорчивый общительный УСТОЙЧИВОСТь неподатливый содержание ПРОВЕДЕМ ЕЩЁ ОДИН ТЕСТ!Хотите узнать кто вы: экстраверт или интроверт? Вам понадобится листочек и ручка! На предлагаемые вопросы нужно ответить «да» или «нет», не задумываясь. (ТЕСТ И КЛЮЧ К ТЕСТУ ПРИВЕДЕНЫ НА СЛЕДУЮЩИХ СЛАЙДАХ) Верно ли, что:Вам нравится тихо сидеть наедине со своими мыслями.Вас раздражают автомобильные пробки.Вам нравится глубоко исследовать один предмет, чем постоянно искать новыеВы чувствуете, что постоянно находитесь в движении.Вы предпочитаете поговорить с клиентом по телефону, чем встречаться с ним.Вас раздражают водители, которые медленно ездят.Вы неуютно себя чувствуете, если во время разговора собеседник подходит к вам слишком близко. Вам больше нравится принимать участие в театральных постановках, чем смотреть их.Вы предпочитаете спокойный пассивный отдых активному.Вам нравится, когда одновременно происходит много интересного.Вы стараетесь избегать встреч с людьми.Вам больше нравится, когда герои романа действуют, а не говорят.Иногда вам хочется расслабится.Вы согласны с утверждением: «Чем больше, тем лучше».Вам нравится размышлять над своей жизнью.Бывают моменты, когда вы ощущаете в себе взрывную энергию и вам необходимо немедленно действовать.Предпочитаете работать в одиночку.Вас больше привлекает работа, требующая немедленного действия, а не долгого обдумывания.Вы редко рассказываете о себе своим друзьям.Вам нравится немножко пошуметь с близкими друзьями или даже знакомыми вам людьми. Ключ. Если вы ответили «да» на восемь и более четных вопросов и «нет» на восемь и более нечетных, значит, у вас экстравертный характер. Обратное распределение положительных и отрицательных ответов свидетельствует об интроспективном отношении к жизни. содержание Проявление качеств личности в зависимости от темперамента Роль в общении Самооценка Уверенность в себе Дружба и любовь Движения и походка Аппетит Сон содержание Роль в общении САНГВИНИК ХОЛЕРИК ФЛЕГМАТИК МЕЛАНХОЛИК развлекатель, старается всехразвеселить подчиняет,непреклонен,властен спокойный,созерцатель подопечный,беззащитный К началу Самооценка в зависимости от темперамента неустойчивая,повышенная,рассказывает обуспехах,у всех на виду наивысшая,стремление к первенству,соперник занижена,скромен,не на виду низкая,стеснителен,в группедержится втени сангвиник холерик флегматик меланхолик К началу Уверенность в зависимости от темперамента САНГВИНИК ХОЛЕРИК ФЛЕГМАТИК МЕЛАНХОЛИК надеется на удачу самоуверен,скрываетслабости нетсамоуверен-ности,переживаетза себя,не унывает Неуверен всебе,преувели-чиваетнедостатки,не верит вудачу К началу Дружба и любовь в зависимости от темперамента ФЛЕГМАТИК ХОЛЕРИК МЕЛАНХОЛИК САНГВИНИК дружит с немногими,другом командует,сильно привязан,склонен к гневу,ревности, к разрыву из склонности переживаетсимпатии легко,ярко и весело не склонен к выражению ярких чувств, спокойное отношение к партнеру,влюбчив, спокойная привязанность преданность,подчиняется паре,стыдится открыватьсвои чувства,однолюб К началу Движения и походка сангвиник холерик флегматик меланхолик стремительный,резкий,напряженный подвижный,быстрый,«непоседа» замедленный,плавный,расслабленный замедленный,нерешительный К началу Аппетит сангвиник холерик флегматик меланхолик хороший,«лакомка» ест быстро,много сниженный ценит процесседы, не торопится во время еды К началу Сон сангвиник холерик флегматик меланхолик с красочными сновидениями спит мало,поздно просыпается,работает ночью спит мало, вечеромощутима усталость,клонит ко сну быстро засыпает,разбудить трудно К началу Отдохнём! 1 2 3 4 Представьте: вы сидите на скамейке, рядом с вами лежит ваша шапка, к вам подходит человек и садится на неё! Как вы отреагируете??? Результаты теста Вы выбрали картинку под номером 1, это значит, что вы поведете себя в этой ситуации как сангвиник!!! выйти Вернуться к тесту Результаты теста Вы выбрали картинку под номером 2, это значит, что вы поведете себя в этой ситуации как меланхолик!!! выйти Вернуться к тесту Результаты теста Вы выбрали картинку под номером 3, это значит, что вы поведете себя в этой ситуации как холерик!!! выйти Вернуться к тесту Результаты теста Вы выбрали картинку под номером 4, это значит, что вы поведете себя в этой ситуации как флегматик!!! Выйти Вернуться к тесту

Loading...Loading...