Подводная лодка 671. Военно-морские учения и события. Когда все началось

50-летию службы атомарин 671-го проекта была посвящена научно-техническая конференция, организованная разработчиком семейства – СПМБМ «Малахит» и одним из основных заводов-строителей – Адмиралтейскими верфями. АПЛ заметно расширили возможности нашего флота. Головная К-3 проекта 627 была принята на вооружение в 1958 году, и сразу же обозначились пожелания, технические и функциональные, для последующего развития атомных лодок.

“ Поблагодарив коллег, наша лодка вновь исчезла из поля зрения натовских локаторов ”

Среди задач, которые ставились перед создателями многоцелевых АПЛ второго поколения, значились использование новой, более прочной маломагнитной стали, повышение глубины погружения, переход на переменный ток, внедрение новой парогенераторной установки, дальнейшее развитие автоматики и систем управления. Как отметил генеральный директор АО «СПМБМ «Малахит» Владимир Дорофеев, появилась насущная необходимость в создании нового корабля, который вобрал бы в себя все лучшее, что было на подлодках первого поколения, и при этом обеспечил решение проблем, вскрытых при эксплуатации. Результатом стала крейсерская АПЛ 671-го проекта, предназначавшаяся для борьбы с атомными подводными ракетоносцами противника, противодействия кораблям, развернутым на рубежах противолодочной обороны, а также для прикрытия наших конвоев от вражеских ударов.

Проектные работы по техническому заданию ВМФ под наблюдением Первого института Министерства обороны проводились «Малахитом» с 1959 года под руководством главного, а впоследствии генерального конструктора Георгия Чернышева. Успех проекта обеспечила совместная плодотворная работа флота, проектного бюро «Малахит» и Адмиралтейских верфей. Герой России Владимир Александров, возглавлявший предприятие более четверти века и пришедший на завод мастером как раз тогда, когда начинались работы над атомоходом, вспоминает: «Если бы не было 671-го проекта, я не очень четко представляю себе судьбу завода в тот период. Верфи в начале 60-х годов испытывали определенные трудности: сворачивалась программа, связанная с выпуском дизель-электрических подводных лодок 615-го проекта, прекращалось строительство тяжелых крейсеров. И здесь огромную роль сыграл директор завода Борис Хлопотов, человек с определенной народной хитрецой, глубоко знающий судостроение. Он сумел создать группу специалистов, которые подготовили расчетные документы под строительство атомных подводных лодок. В ЦК партии и правительстве идея нашла понимание, и в 1963 году вышло постановление о развитии завода. С этого момента началась модернизация и развитие 12-го цеха, ряда участков, ожило наше конструкторско-технологическое бюро, был произведен набор трех тысяч рабочих с выделением жилья. Конечно, в процессе постройки было немало трудностей и недостатков с точки зрения качества исполнения, надежности отдельных систем и устройств. К чести заводчан, они прислушивались к критике и старались решать эти задачи. Хотел бы отметить особую роль 1-й флотилии Северного флота. Вместе с моряками каждый год проводили совещания, где рассматривали состояние техники, удачи и неудачи. Это позволило от заказа к заказу добиваться все лучших результатов. Я начал руководить верфями с 1984 года, и семь подводных лодок, которые тогда построили, показали очень высокое качество. Последняя из них сдана в 1992-м».

Забытые темпы

Атомные подлодки 671-го проекта получились очень удачными: надежными, малозаметными, быстроходными, спокойно погружались на 400 метров, имели скорость более 30 узлов и два с лишним месяца могли находиться в автономном плавании.

Владимир Дорофеев обратил внимание на немыслимую сейчас интенсивность работы: «Технический проект корабля был защищен в 1960 году, документация передана на завод в 1962-м, головной корабль принят в состав ВМФ в 1967-м. То есть от завершения разработки техпроекта до поднятия военно-морского флага прошло всего шесть лет. С точки зрения нашей сегодняшней действительности – сроки фантастические. Да, корабли стали больше, но сроки создания выросли непропорционально».

Высокие тактико-технические характеристики АПЛ проекта 671 были получены в результате удачного сочетания новых технических решений. Это симметричная форма корпуса с оптимальными пропульсивными качествами, крестообразное оперение, где большие горизонтальные рули дополнялись малыми, предназначенными для управления на высоких скоростях, «правильная» носовая оконечность с грамотным расположением торпедных аппаратов и крупногабаритной антенной гидроакустики. Одновальная энергетическая установка с двумя водяными реакторами обеспечивала повышенную надежность. Блочная компоновка паротурбинной установки улучшила виброакустические характеристики и упростила монтаж. Из внедренных новшеств стоит назвать применение новой высокопрочной корпусной стали, использование в энергетических системах трехфазного переменного тока, широкое внедрение дистанционного управления исполнительных механизмов.

Огромный вклад в создание проекта внесли разработчики комплектующего оборудования: ОКБМ имени И. И. Африкантова, где создали ЯЭУ, СКБ Кировского завода, создавшее паротурбинную установку, специалисты ЦНИИ имени А. Н. Крылова, ЦНИИ КМ «Прометей», «Авроры», «Гранита», «Электрона», «Гидроприбора», «Новатора», «Океанприбора» и еще десятков коллективов, придумавших и изготовивших передовые по тем временам системы корабля. Как выразились участники конференции, в ходе совместной творческой работы над 671-м проектом возникла школа строительства многоцелевых АПЛ.

В 1967 году головная К-38 (заводской заказ № 600) была принята в состав Северного флота. Первым командиром корабля стал капитан 2-го ранга Евгений Чернов, будущий вице-адмирал, Герой Советского Союза.

Обогнавшая техзадание

На юбилейную конференцию создателей 671-го проекта пришли десять моряков из первого экипажа головной подлодки, которые вспомнили массу любопытных эпизодов рождения корабля. Как работали в три смены без выходных, как вели готовую лодку в плавдоке через разведенные невские мосты, как на испытаниях переборщили с дифферентом и пришлось всплывать в аварийном режиме, как в стоместной подлодке на первых выходах в море жили и работали свыше 300 человек. Но особенно интересны тогдашние ноу-хау.

Уже на подлодках второго поколения было решено перейти от отдельных гидроакустических станций к комплексам. Причем новая система оказалась настолько чувствительной по дальности обнаружения цели, что в несколько раз превосходила параметры технического задания. А поскольку корректировка ТЗ очень длительный и хлопотный процесс, пошли на хитрость, заменив единицы измерения с морских кабельтовых на сухопутные километры. Переход с постоянного на переменный ток позволил уменьшить габариты бортового электрооборудования и повысить его надежность. Впервые была внедрена система управления кораблем, на которую были завязаны 250 корабельных комплексов, узлов и механизмов с полутысячей источников информации. Разработанный тогда алгоритм используется на субмаринах до сих пор. Шаг за шагом совершенствовалось вооружение подводной лодки от торпед к ПЛУР и крылатым ракетам.

В общей сложности за четверть века в Ленинграде и Комсомольске-на-Амуре было построено 48 подводных лодок 671-го проекта. Причем из-за аварий не потеряно ни одного корабля, не погиб ни один моряк.

По мере развития у 671-го проекта под кодовым именем «Ерш» появились модификации: 671В оснащалась ракетно-торпедным комплексом «Вьюга», 671К – ракетным комплексом с КРБД C-10 «Гранат» (SS-N-21). На 671РТ «Семга» установлен дизель-генератор увеличенной мощности, а два 533-мм торпедных аппарата заменены на более мощные 650-мм. На 671РТМ «Щука» один семилопастный винт заменен двумя четырехлопастными, что снизило шумность, модернизировано радиоэлектронное вооружение. 671РТМК, кроме того, вооружена КР «Гранат».

По мнению западных экспертов, 671-й проект, особенно его последние модификации отличались сравнительно низким уровнем внешнего шума и по этому показателю были близки к американским субмаринам типа «Лос-Анджелес». Достаточно вспомнить, как переполошились наши заклятые друзья, когда 29 февраля 1996 года во время учений флота НАТО в самой середине их корабельного ордера всплыла наша АПЛ К-448 «Тамбов» проекта 671РТМК, которую они до этого не видели, и попросила оказать медицинскую помощь одному из моряков – тому требовалась срочная операция из-за угрозы перитонита. Подводник был доставлен на британский эсминец «Глазго», а оттуда вертолетом в госпиталь. Поблагодарив коллег, наша лодка погрузилась и вновь исчезла из поля зрения натовских локаторов. После чего о сверхскрытности наших субмарин долго писала западная пресса.

За создание первой серии кораблей 671-го проекта в 1970 году главному конструктору Георгию Чернышеву было присвоено звание Героя Социалистического Труда, большую группу специалистов наградили орденами и медалями.

Сейчас в составе ВМФ находятся три подлодки 671РТМК, хотя основную нагрузку многоцелевых атомоходов несут малахитовские субмарины 971-го проекта третьего поколения. Боевой состав пополняют и универсальные подводные крейсеры четвертого поколения 885-го проекта «Ясень», также разработанные в СПМБМ. Головной крейсер «Северодвинск» уже служит на Севере, «Казань» спущен на воду. На Севмаше в разной степени готовности «Новосибирск», «Красноярск», «Архангельск», «Пермь», «Ульяновск» – до 2020 года планируется сдать шесть «Ясеней».

Малахитовцы тем временем уже вовсю работают над АПЛ пятого поколения «Хаски». И как отметил Владимир Дорофеев, перед проектным бюро ставится задача по снижению трудоемкости строительства корабля при безусловном достижении технических характеристик. Ведь «Малахит» всегда создает корабли не просто конкурентоспособные, но превосходящие зарубежные аналоги. Это советская школа. При проектировании подводных лодок будущего на новом техническом уровне реализуются решения, отработанные на первой многоцелевой АПЛ 671-го проекта.

По другим данным переименование ПЛ произошло 29.08.1991г.


4. История проекта:


Если отечественные торпедные атомоходы первого поколения (проекты , 627А и ) создавались для борьбы с надводными кораблями противника, то во второй половине 50-х гг. стало очевидно, что и Советскому Союзу необходимы АПЛ с "противолодочным уклоном", способные вести борьбу с ракетными ПЛ потенциального противника на позициях вероятного использования ими оружия, обеспечивать развертывание собственных ПЛАРБ (осуществляя противодействие подводным и надводным силам, действующим на противолодочных рубежах), а также защищать корабли и транспорты от вражеских подводных лодок. Разумеется, не снимались и традиционные для торпедных ПЛ задачи борьбы с надводными кораблями противника (в первую очередь - авианосцы), действия на коммуникациях, осуществления минных постановок и т.п.

Разработке пр.671 (шифр «Ёрш» ) в СКБ-143 (с 1974г - СПМБМ «Малахит») предшествовало создание целого ряда проектов АПЛ: пр.627 (первая атомная подводная лодка, получившая наименование «Ленинский комсомол»); пр.645 (с жидкометаллическим теплоносителем в 1 контуре); пр.П627А (с крылатой ракетой большой дальности); пр.639 (с тремя баллистическими ракетами). Не все из этих проектов были претворены в жизнь, но в работе над ними сложился коллектив единомышленников, была создана специфическая школа проектирования. В 1958 г. СКБ-143 вместе с ЦКБ-18 и ЦКБ-112 участвовало в конкурсе, объявленном Госкомитетом по судостроению, по четырем новым проектам АПЛ - 667 , 669 , 670 и 671 . По результатам конкурса СКБ-143 было присуждено 1 место, и оно выиграло его по всем направлениям. Все проекты получили высокую оценку и соответствующую денежную премию. В работах над проектами участвовала большая группа молодых специалистов. Особенно хотелось бы отметить А.Б. Петрова (пр. 670 ), Л.А. Самаркина (пр. 671 ), В.И. Туренко (пр. 669 ) и конечно 39-летнего Г.Н. Чернышева (пр. 667 ). По всем этим проектам бюро выступило с единой позицией:

Одна линия вала;

Архитектура АПЛ подчинена подводному плаванию;

Условия надводной непотопляемости не должны нормироваться;

Число реакторов определятся требуемой мощностью;

Силовая сеть выполнена на трехфазном переменном токе.

В декабре 1958 г. вышло постановление правительства, утвердившее план проектирования и строительства АПЛ на 1959-1965 гг. (семилетний план). В нем были определены условия проектирования и строительства атомных подводных лодок различного назначения с учетом плана опытно-конструкторских работ (OКР) в обеспечение повышения тактико-технических элементов (ТТЭ) кораблей, разработки вооружения новых видов, совершенствования корабельной архитектуры, обитаемости, скрытности корабля, включая создание малошумных механизмов, оборудования и повышения их надежности.

Постановлением было предписано создание средней подводной лодки противолодочной обороны с торпедным вооружением и развитой гидроакустической системой (пр. 671 ). Проектирование этой лодки поручалось СКБ-143, а строительство - Адмиралтейскому заводу в Ленинграде. Были установлены сжатые сроки проектирования:

Тактико-техническое задание - (ТТЗ) - IV квартал 1959 г.;

Эскизный проект - 1 квартал 1960 г.;

Технический проект - IV квартал 1960 г.

В основу АПЛ пр. 671 легла конкурсная проработка 1958 г., выполненная группой конструкторов, возглавляемой Л.А. Самаркиным - выпускником ЛКИ 1955 г. Естественно, что доверить проектирование подводной лодки молодому специалисту Л.А. Самаркину Госкомитет не решился, и по рекомендации руководства бюро главным конструктором АПЛ пр. 671 был назначен Г.Н. Чернышев - выпускник Николаевского кораблестроительного института 1943 г., ранее работавший над созданием АПЛ пр. с единым двигателем и над АПЛ пр. 627 и 639 . Л.А. Самаркин стал его первым заместителем, в группе работали А.И. Колосов, В.Д. Левашов, А.В. Королев и др. Главным наблюдающим назначили инженер-капитана II ранга В.И. Новикова. В этом проекте нашли воплощение новые идеи молодых, специалистов, не отягощенных грузом, прошлого. АПЛ пр.671 должна была решать боевые задачи на всех театрах военных действий и в первую очередь в Северном Ледовитом океане. При проектировании разработчики столкнулись с серьезными трудностями, связанными с ограничением по водоизмещению, поскольку АПЛ надо было строить на Адмиралтейском заводе, а затем переводить на Север в транспортном доке по узкому Беломорско-Балтийскому каналу.

Было проработано около 20 вариантов корабля, в которых менялись состав оборудования и его компоновка, тип атомных энергетических установок (АЭУ), количество гребных винтов, род тока и особенно условия надводной непотопляемости (в ТТЗ сразу было оговорено два варианта выбора запаса плавучести - с минимальных 16% и с обеспечивающим надводную непотопляемость). В ходе этих проработок были сформулированы основные принципы проектирования АПЛ:

Одновальная АЭУ, обеспечивающая высокий КПД гребного винта и его минимальную шумность;

Форма корпуса в виде тела вращения с главными размерениями, близкими к оптимальным по условиям подводного плавания;

Увеличенный диаметр прочного корпуса и размещение в одном отсеке паротурбинной установки (ПТУ) с автономными турбогенераторами (АТГ);

Совмещение двух традиционных отсеков (торпедного и жилого) в одном с размещением в нем торпедного и гидроакустического вооружения.

На начальной стадии проектирования ключевым моментом являлся выбор мощности атомной паропроизводящей устновки (АППУ), которая должна была обеспечить превосходство в скорости над АПЛ вероятного противника. Требовалось получить скорость не ниже 30 узлов, хотя сразу было понятно, что сохранить водоизмещение 3000т как у АПЛ пр. 627 при этом не удастся.

Главный конструктор и специалисты бюро остановились на двухреакторной установке АППУ типа ВМ-4 в комплектации: один реактор с четырьмя парогенераторами (главный конструктор реактора И. И. Африкантов, ОКБМ). Большой диаметр прочного корпуса позволил удачно разместить два реактора с поперечным расположением.

Главная энергетическая установка АПЛ 671 -го проекта (имевшая номинальную мощность 31 000 л. с.) включала две паропроизводящих установки ОК-300 (водо-водяной реактор ВМ-4 тепловой мощностью 72 мВт и четыре парогенератора ПГ-4Т), автономные для каждого борта. Перезарядка активной зоны реактора должна была производиться с циклом восемь лет.

По сравнению с реакторами первого поколения компоновка ядерных энергетических установок второго поколения была существенно изменена. Хотя она и осталась петлевой, были значительно сокращены пространственная распределенность и объемы первого контура (т.е. реактор стал более компактным и "плотным"). Была реализована схема "труба в трубе", а также произведено "навешивание" насосов первого контура на парогенераторы.

Сократились количество трубопроводов большого диаметра, соединяющих основные элементы установки (фильтр 1-го контура, компенсаторы объема и т.п.). Практически все трубопроводы первого контура (малого и большого диаметра) разместили в необитаемых помещениях и закрыли биологической защитой. Существенно изменились системы контрольно-измерительных приборов и автоматики ядерной силовой установки. Возросла доля дистанционно-управляемой арматуры (клапанов, задвижек, заслонок и т.п.).

Паротурбинная установка состояла из главного турбозубчатого агрегата ГТЗА-615 и двух автономных турбогенераторов ОК-2 (последние обеспечивали выработку переменного тока 380 В, 50 Гц и включали турбину и генератор мощностью 2000 кВт).

В качестве резервного средства движения были применены два электродвигателя постоянного тока ПГ-137 (2 х 275 л. с.), каждый из которых приводил во вращение свой двухлопастный гребной винт малого диаметра. Имелись две аккумуляторные батареи (по 112 элементов мощностью по 8000 А/час), а также два дизель-генератора (200 кВт, 400 В, 50 Гц). Все основные механизмы и устройства имели автоматизированное и дистанционное управление.

Проектантом главного турбозубчатого агрегата (ГТЗА) было определено CKБ Кировского завода (главный конструктор М.А. Казак), проектантом АТГ - СКБ Калужского турбинного завода (главный конструктор В. И. Кирюхин). За основу приняли компоновку выполненную в конкурсном, проекте 1958г. Эта проработка показала в дальнейшем свою долговечность (в том числе и при переходе на блочную агрегатированную установку). Управление АЭУ осуществлялось двумя операторами с центрального пульта установки, расположенного в специальной выгородке турбинного отсека. Очень удачной оказалась компоновка двух АТГ переменного тока со сбросом пара в секции главного конденсатора. Работы по созданию АЭУ для АПЛ пр.671 с системами управления в бюро возглавил П. Д. Дегтярев, главный конструктор по энергетике.

Много внимания было уделено выбору резервных средств движения. Предпочтение отдали установке с двумя вспомогательными двухлопастными гребными винтами и валопроводами, проходящими через горизонтальные стабилизаторы. В качестве резервного средства движения были применены два электродвигателя постоянного тока ПГ-137 (2 х 375 (275?) л. с.), каждый из которых приводил во вращение свой двухлопастный гребной винт малого диаметра. Все основные механизмы и устройства имели автоматизированное и дистанционное управление.

Прорабатывались варианты использования в качестве вспомогательных средств крыльчатых и водометных движителей. Однако сложность конструкции, большая шумность и более низкий КПД не позволили в то время применить эту идею на практике. Форма кормовой оконечности, в том виде как она в дальнейшем была реализована, - это большая заслуга коллектива конструкторов-корпусников и механиков. Особенно необходимо подчеркнуть вклад начальника сектора динамики Л.В. Калачевой.

На АПЛ пр. 671 впервые был принят в качестве основного трехфазный переменный ток напряжением 380В, частотой 50 Гц, имеющий ряд преимуществ перед постоянным током. Основными источниками электроэнергии в электроэнергетической системе (ЭЭС) являлись два генератора напряжением 400В типа ТМВ-2-2 мощностью по 2000КВт, дизель-генератор МСК 103-4 мощностью 200 КВт и две группы аккумуляторных батарей типа 426-11. Преобразование переменного тока в постоянный осуществлялось двумя обратимыми преобразователями типа ПР-501 (завода «Электросила») мощностью по 500 кВт каждый. Работа источников электроэнергии и ГЭД контролировалась централизованно с пульта ЭЭС при помощи системы управления «Байкал». Активное участие на всех этапах проектирования и приемки агрегатов на АПЛ принимали специалисты бюро под руководством главного конструктора по электрооборудованию В.П. Горячева. В эскизном, проекте предусматривалась максимальная автоматизация процессов управления техническими средствами и вооружением подводной лодки, в том числе:

Централизованная система управления, регулирования и защиты АЭУ, АППУ;

Комплексная система управления пространственным, маневрированием, подводной лодки («Шпат»), которая обеспечивала автоматическую стабилизацию курса корабля, глубины погружения АПЛ на ходу и без хода, возможность дистанционного управления курсом и глубиной погружения;

Система автоматического управления средствами борьбы с аварийными дифферентами и провалами по глубине («Турмалин»);

Система централизованного автоматизированного управления общекорабельными системами (ОКС) и отдельными механизмами.

Впервые была создана не имеющая аналогов система централизованного управления большим числом механизмов устройств, арматуры (около 220) и источников информации (более 500), расположенных по всему кораблю. Конструкторы бюро разработали алгоритмы управления, определили номенклатуру источников информации и дистанционно-управляемого оборудования предложили компоновку панелей пультов управления, выработали предложения по использованию элементной базы, рассмотрели отдельные схемные узлы на полупроводниковых приборах и магнитных усилителях.

На начальной стадии разработка системы управления ОКС велась на конкурсной основе совместно с ЦНИИ-45 (начальник отдела В.Г. Павлов) и ОКБ-781 (главный инженер Ю.С Путято, начальник отдела Л.М. Фишман). В АПЛ пр.671 был реализован вариант системы управления ОКС (шифр «Вольфрам») разработанный ОКБ-781. Наиболее сложной задачей было размещение в носовой оконечности корабля мощного гидроакустического комплекса в сочетании с носовыми торпедными аппаратами (ТА).

По ТТЗ предусматривалось размещение на АПЛ гидроакустического комплекса (ГАК) «Керчь» разработки НИИ-3 (ныне ЦНИИ «Морфизприбор»). Однако главный конструктор принял решение об установке на АПЛ нового ГАК «Рубин» (главные конструкторы Н.Н. Свиридов, потом В.И. Аладышкин), созданный для АПЛ пр. , который по тактико-техническим данным превосходил «Керчь». ГАК «Рубин» имел максимальную дальность обнаружения целей порядка 50 - 60 км. Он включал носовой гидроакустический излучатель низкой частоты, высокочастотную антенну ГАС миноискания МГ-509 "Радиан" в передней части ограждения выдвижных устройств рубки, станции звукоподводной связи, гидроакустической сигнализации и ряд других элементов. "Рубин" обеспечивал круговой обзор, независимое автоматическое сопровождение и определение курсовых углов целей, дальнометрирование методом эхолокации, а также обнаружение активных гидроакустических средств противника. Необходимо было разместить в носовой оконечности ГАК массой 20 т и объемом в 68-70 м3. Это была трудная задача. Из нескольких вариантов в результате был выбран оптимальный. После 1976г., в ходе модернизации, на большинстве лодок проекта 671 ГАК "Рубин" был замечен на более совершенный комплекс "Рубикон" с инфразвуковым излучателем, имеющий максимальную дальность обнаружения более 200 км. На ряде кораблей МГ-509 был также заменен на более современный МГ-519.

Подводная лодка была оснащена всеширотным навигационным комплексом "Сигма". Имелась телевизионная система наблюдения за общей и ледовой обстановкой МТ-70, способная, при благоприятных условиях, выдавать видовую информацию на глубине до 50 м.

Выдвижные устройства включали перископ ПЗНС-10, антенну системы радиоопознавания МРП-10 с ответчиком, радиолокационный комплекс "Альбатрос", радиосвязные антенны ВАН-М или "Анис" и "Ива", пеленгатор "Завеса", а также устройство РДП. Имелись гнезда для ряда съемных антенн, устанавливаемых при решении конкретных задач. На борту подводной лодки был установлен навигационный комплекс, обеспечивающий курсоуказание и счисление пути.

Трудности встретились при размещении в носовой оконечности ТА. Было предложено несколько вариантов с бортовым размещением ТА (под углом к прочному корпусу), но это приводило к снижению скорости АПЛ при использовании оружия. В итоге был принят классический вариант размещения ТА в носовой оконечности с врезкой в переборку специального люка для погрузки торпед. Торпедный комплекс занимал верхнюю треть первого отсека. Торпедные аппараты располагались в два горизонтальных ряда. В диаметральной плоскости корабля, над первым рядом ТА, находился горизонтальный торпедно-погрузочный люк. В носовой оконечности перед люком располагался закрываемый щитами горизонтальный лоток, в который краном опускалась торпеда, загружаемая в подводную лодку. Такая конструкция позволила радикально сократить и упростить процесс погрузки боекомплекта, не требуя от команды особых физических усилий, сложных и опасных операций. Все делалось дистанционно: торпеды затягивались в отсек, перемещались по нему, загружались в аппараты и опускались на стеллажи при помощи гидроприводов. Такая схема в отечественном подводном, кораблестроении использовалась впервые. В дальнейшем ее повторили на АПЛ пр.671РТ , 671РТМ и , и до сих пор она остается наиболее рациональной.

Вооружение корабля состояло из шести 533-миллиметровых торпедных аппаратов, обеспечивающих стрельбу на глубинах до 250 м. В боекомплект входило 18 торпед или до 36 мин (из них 12 - в ТА). Постановка мин могла производиться при скорости до 6 узлов.

Одной из сложных была задача создания новой системы стрельбы торпедами. Увеличение глубины стрельбы в 2.5 раза потребовало от проектантов стендовой и натурной отработки. С этой задачей успешно справились специалисты Конструкторского бюро по проектированию аппаратов (КБА) в ЦКБ-18 под руководством главного конструктора И.М. Иоффе (а затем Л.А. Подвязникова). Впервые на отечественной АПЛ установили специальную систему управления подготовкой к выстрелу «Кипарис» (ведущий конструктор ЦКБ-18 А.3. Матвеев). Специалисты ЦКБ «Полюс» (главный конструктор А.И. Буртов), спроектировали и установили новую систему управления стрельбой ПУТС «Ладога». Позднее на АПЛ пр. 671 был внедрен ракетный комплекс «Вьюга» с аппаратурой предстартовой подготовки АПГИ и системой ввода данных «Нева» (главный конструктор ракетного комплекса Л.В. Люльев, ОКБ-8; главный конструктор системы «Нева» Э.В. Кубланов, ЦКБ «Полюс»). Внедрение на АПЛ системы воздуха высокого давления (ВВД) с компрессорами ЭК-ЗОА позволило увеличить живучесть корабля.

В проекте вновь вернулись к установке кингстонов в цистерне главного балласта (ЦГБ). Насколько это было правильное решение, показало время. (А ведь это было в 60-х годах, и еще не было трагедий с АПЛ К-8 (пр. 627А ) и К-278 («Комсомолец», пр. ), одной из причин которых было отсутствие кингстонов в ЦГБ). Систему кингстонов разработали заново и по другой схеме. В проекте значительно сократили объем ручных операций за счет дистанционного централизованного управления основными механизмами и арматурой. Потребовалось освоение новых водоотливных и осушительных насосов. Впервые были применены трубопроводы из титановых сплавов. По сравнению с АПЛ первого поколения существенно изменилась система гидравлики. С целью улучшения очистки воздуха на АПЛ была установлена целая гамма новых фильтров.

Большое внимание уделялось обеспечению радиационной безопасности. По инициативе конструкторов бюро на АПЛ впервые была внедрена система электрохимической регенерации воздуха (ЭХРВ), за что ее разработчики были удостоены Ленинской премии. Впоследствии ее применяли на АПЛ других бюро (пр. 670 , пр.667 и др.).

Глубина погружения АПЛ определялась по ТТЗ в 400 м (на АПЛ пр. 627 - 300 м). Для корпуса была выбрана сталь марки АК-29, разработанная ЦНИИ-48, ныне ЦНИИ КМ «Прометей» (директор - академик И. В. Горынин). Ее отработка началась еще для АПЛ пр. 639 с изготовления опытного отсека 4ДМ. Параллельно исследовалась возможность изготовления корпуса из высокопрочных титановых сплавов (пр. 661 ), однако, учитывая отсутствие в то время опыта их внедрения, предпочтение отдали стали АК-29.

Прочный корпус состоял из цилиндрических участков и усеченных конусов кругового сечения. Шпангоуты, кроме кормовой оконечности, располагались снаружи. Обшивка легкого корпуса имела продольную систему набора. Плоские переборки прочного корпуса рассчитывались на давление 10 кгс/см. Корпус корабля делился на семь водонепроницаемых отсеков:

1-й торпедный, аккумуляторный и жилой;

2-й центральный пост, провизионные и вспомогательные механизмы;

3-й реакторный;

4-й турбинный (в нем же размещены и автономные турбоагрегаты);

5-й электротехнический и вспомогательных механизмов (в нем же находился и санблок);

6-й жилой и дизель-генераторный;

7-й рулевой (здесь же расположены гребные электродвигатели и камбуз).

Ограждение рубки и надстройка были выполнены из сплава АМг-61. Печальный опыт использования алюминиевого сплава на АПЛ пр. в данном случае не подтвердился. Материал выдержал испытание временем благодаря эффективной протекторной защите и окраске. Большая заслуга в создании корпусных конструкций принадлежит главному инженеру Б.К. Разлетову и главным конструкторам по корпусу В.Г. Тихомирову и В.В. Крылову.

Эскизный проект АПЛ был завершен, как и предусматривалось постановлением правительства, в 1 квартале 1960 г. При шести носовых ТА калибра 533 мм, общем количестве торпед 18 ед., глубине погружения 400 м, мощности ГТЗА 31000 л.с., двух АТГ мощностью по 2000 кВт, двух ГЭД мощностью по 350 л. с. водоизмещение АПЛ составило 3300м3.

В заключении Госкомитета по судостроению (ГКС) отмечалась глубина проработки проекта, выполненного на высоком техническом уровне. Совместным решением ВоенноМорского Флота (ВМФ) и ГКС от 29 июля 1960 г. эскизный проект противолодочной АПЛ пр. 671 был утвержден.

На лодку устанавливались:

ГАК «Рубин»;

Пост управления торпедной стрельбой (ПУТС) «Ладога-2»;

Навигационный комплекс «Сигма»;

Система управления АПЛ по курсу и глубине «Шпат-671 »;

Система управления одержанием АПЛ в аварийном режиме «Турмалин-671»;

Система централизованного управления ОКС, включая управление системой погружения и всплытия, ВВД, водоотлива, вентиляции, кондиционирования, гидравлики и другими, «Вольфрам-671»;

Система управления устройством быстрого заряжания торпед и подготовкой ТА «Кипарис»;

Система ЭХРВ и др.

Корабль получил систему кондиционирования и очистки воздуха, люминесцентное освещение, а также более удобную (по сравнению с атомоходами 1-го поколения) планировку кают и кубриков, современное санитарно-бытовое оборудование.

Архитектура АПЛ и принципы ее компоновки, принятые в эскизном проекте, сохранились и на стадии технического проекта. На этом этапе большое внимание было уделено уменьшению подводного шума корабля и помех работе собственного ГАК, так как от этих характеристик во многом зависит успешность действий противолодочной АПЛ. К сожалению, проработка «плавающих корпусов» в районе наиболее шумящих механизмов оказалась неприемлемой из-за увеличения водоизмещения. В техническом проекте оно составило 3570м3. Технический проект был закончен в декабре 1960 г., утвержден решением ВМФ и ГКС 4 марта 1961г. и одобрен постановлением правительства. В сентябре утвердили и основные ТТЭ подводной лодки этого проекта.

В июле 1961 г. по рабочим чертежам бюро на Адмиралтейском заводе были изготовлены деревянные натурные макеты всех семи отсеков АПЛ. Отсеки использовались для уточнения условий расположения оборудования, прокладки трасс трубопроводов и электрокабеля при выпуске рабочих чертежей. (Необходимо отметить, что из 480 технических условий на поставку оборудования 60 не были утверждены к этому периоду, в том числе такие механизмы, как ГТЗА, АТГ, холодильные машины, преобразователи и др.). Большую роль в создании макетов, а в дальнейшем и расположении оборудования в отсеках АПЛ, сыграли хозяева помещений Н.В. Данилин, А.А. Богданова, К.П. Лагошный, А.Ф. Дмитриев, В.П. Пашкевич, А.Т. Алексеев, Т.Н. Кузнецов.

В начале строительства подводной лодки группа конструкторов бюро на заводе насчитывала 15-20 чел. (начальник группы оперативно-технической помощи А.И. Рыжов), к концу монтажных работ и началу швартовных испытаний в 1965-1966 г. на заводе ежедневно находилось от 80 до 100 наиболее квалифицированных конструкторов. Наряду с Г.Н. Чернышевым, его заместителями Л.А. Самаркиным и А.И. Колосовым, руководителем группы технической помощи А.И. Рыжовым, главным инженером Б.К. Разлетовым, большой вклад в строительство первой АЛЛ пр.671 (зав.№600) внесли П.Д. Дегтярев, А.Н. Губанов, М.В. Сидоренко, А.К. Крыжановский, С.В. Болдаков, В.А. Шавкунов, Д.К. Врачев, В.П. Пашкевич, И.С. Сорокин, К.А. Никитина, А.П. Алексеев, Ю.И. Фарафонтов, А.А. Тюриков и многие другие.

В июля 1966 г. начались швартовные испытания. Они продолжались длительное время из-за ряда аварийных ситуаций, в том числе опрессовки парогенераторов и заброса сорбентов фильтров в конденсатно-питательную систему. Только в июле 1967 г. АПЛ после завершения швартовных испытаний в специальном транспортном доке была переведена на сдаточную базу в Северодвинск. В последних числах августа она вышла на заводские испытания, продолжавшиеся 16 суток. Государственные испытания длились 25 ходовых суток.

Первый корабль данного типа вступил в строй без каких-либо противогидролокационных покрытий. На остальных кораблях серии легкий корпус был облицован нерезонансным противогидролокационным покрытием.

На основании совместного решения ВМФ и Министерства судостроительной промышленности (МСП) глубоководные испытания проводились на второй серийной АПЛ (зав. №602). От бюро в испытаниях участвовали Г.Н. Чернышев и В.Г. Тихомиров. Перед испытаниями на АПЛ были установлены спасательные камеры и буй-вьюшка со шлангами для подачи ВВД в подводную лодку. (В установке контейнера и буй-вьюшки участвовал Е.К. Кондратенко). Глубоководные испытания показали, что прочный корпус и все системы надежно обеспечивают плавание АПЛ на предельной глубине 400 м. Необходимо отметить огромную роль в создании АПЛ пр. 671 директоров Адмиралтейского завода Б.Е. Клопотова, позднее В.Н. Дубровского, главных инженеров Н.И. Пирогова, позднее И.С. Белоусова и Н.М. Лужина, главных строителей К.Ф. Терлецкого - старейшего кораблестроителя отечественных подводных лодок, И.Л. Каменецкого, О.С. Покровского, старших строителей по отдельным специализациям и ответственных сдатчиков И.В. Котенева, М.И. Островского, Б.А. Немченка, Г.М. Баранова, А.М. Шарапо, И.В. Ускова, Ю.Ф. Соколова. Работы велись под неусыпным вниманием представителей военной приемки под руководством капитана 1 ранга Г.Л. Небесова. Большая роль в создании подводной лодки принадлежит главному конструктору завода А.А. Гайсенку, его заместителю М.К. Глозману, конструкторам Ю.А. Шалаеву, 3.М. Бобровской, В.И. Шишигину, технологу В.И. Водянову и многим другим. Весомый вклад в строительство АПЛ принадлежит электромонтажному предприятию «ЭРА» (начальник М.С. Сизов, начальник участка С.Л. Глайхенгауз).

В период серийной постройки продолжались работы по совершенствованию ТТЭ, повышению надежности оборудования, устранению недостатков, выявленных в процессе постройки и эксплуатации. За это время было принято около 110 решений, позволивших заменить устаревшее оборудование. Особенно интенсивно шла работа по снижению шумности кораблей. На последних АПЛ шумность снизилась в 1,5-3 раза, а уровни помех гидроакустического комплекса - в 1,5 раза по сравнению с первым кораблем. (Справедливости ради надо признать, что и сниженные уровни шумности и помех оказались недостаточными в связи с быстрым развитием средств поиска и обнаружения АПЛ). Значительно усиливалось вооружение. На корабли устанавливались новые противолодочные комплексы с телеуправляемой торпедой «Дельфин» и ракето-торпедами «Вьюга».

Три корабля (К-314 , К-454 и К-469 ), предназначавшиеся для Тихоокеанского флота, были достроены по измененному проекту 671В . Отличие заключалось в оснащении их, помимо традиционных торпед, и ракето-торпедным комплексом "Вьюга", принятым на вооружение 4 августа 1969 г. Ракето-торпеда обеспечивала поражение подводных, надводных и береговых целей ядерным зарядом на дальностях 10 - 40 км. Ее пуск выполнялся из стандартных 533-мм торпедных аппаратов с глубины до 50 - 60м. На этих кораблях ГАК «Рубин» не модернизировался.

В начале 1980-х годов АПЛ К-147 и К-438 были оснащены экспериментальной СОКС. На последней еще и переделали ограждение боевой рубки и выдвижных устройств, которое получило такую же форму, как и на АПЛ проекта .

В середине 70-х годов АПЛ К-398 прошла дооборудование для выполнения стрельбы торпедами ТЭСТ-70, управляемыми по проводам (возможно, что модернизировались и другие корабли серии). По свидетельству членов экипажа модернизированный проект получил номер 671М . По некоторым данным, последний корабль серии К-481 был достроен по этому проекту.

Проект 671Р «Ерш» (NATO "Victor I")
Водоизмещение: надводное 4100 т; подводное 6085 т
Размерения: длина 92,5 м. (303 фута 5 дюймов); ширина 11,7 м. (38 футов 5 дюймов); осадка 7,3 м. (23 фута 11 дюймов).
Силовая установка: две ядерных реактора с водяным охлаждением под давлением BM-4T, питающие паровую турбину ОК-300, передающую вращательный момент, мощностью 22,7 мгВт (31 000 л.с) на пятилопастный движитель. Оснащена также двумя двухлопастными винтами для движения малыми ходами.
Скорость: надводного хода 12 уз. и подводного хода 32 уз.
Глубина погружения: рабочая 320 м (1050 футов); предельная 396 м (1300 футов).
Торпедные аппараты: шесть 533-мм (21 -дюймовых) и два 406-мм (16-дюймовых) носовых аппарата.
Вооружение : максимальный боезапас 18533-мм (21-дюймовых) торпед, стандартная загрузка восемь 533-мм (21 -дюймовых) противокорабельных или противолодочных торпед, 10406-мм (16-дюймовых) противолодочных и две 533 мм (21-дюймовые) противокорабельные торпеды с ядерными боеголовками мощностью 15 килотонн или 36 донных мин. АМД-1000.
Ракеты: две противолодочные ракеты «Цакра» (SS-N-15 «Старфиш») с ядерными боеголовками мощностью 15 килотонн.
Радиоэлектронное вооружение: РЛС обнаружения надводных целей МРК-50 «Тополь», носовая низкочастотная активно пассивная ГАС «Рубин», ГАС обнаружения мин МГ-24 «Луч», аппаратура РЭР «Залив-Р» пассивного обнаружения и предупреждения, разведывательное гидроакустическое приемное устройство МГ-14, системы связи СВЧ и УВЧ и подводный телефон МГ-29 «Кост».
Экипаж: 100 человек.

Проект 671РТ (NATO "Victor II")
Водоизмещение: надводное 4700 т.; подводное 7190 т.
Размерения: длина 101,8 м (334 фута); ширина 10,8 м (35 футов 4 дюйма) осадка 7,3 м (23 фута 11 дюймов).
Силовая установка: как у лодок типа «Victor I».
Скорость: надводного хода 12 уз. и подводного хода 31,7 уз.
Торпедные аппараты: как у лодок типа «Victor I», дополнительно два 650-мм (25,6-дюймовых) носовых аппарата.
Глубина погружения: как у лодок типа «Victor I».
Вооружение: как у лодок типа «Victor I» , дополнительно шесть единиц вооружения калибра 650 мм.
Ракеты: как у лодок типа «Victor I».
Радиоэлектронное вооружение: носовая низкочастотная активно-пассивная ГАС МГК-400 «Рубикон», остальное, как у лодок типа «Victor I», дополнительно буксируемый низкочастотный буй связи «Параван» и плавающая антенна ЧНЧ связи аппаратур связи «Молния-671».
Экипаж: 110 человек.

Проект 671РТМ(К) «Щука» (NATO "Victor III")
Водоизмещение: надводное 5000 т; подводное 7000 т
Размерения: длина 107,2 м (351 фуг Б дюймов); ширина 10,8 м (35 футов 4 дюйма); осадка 7,4 м (24 фуга 2 дюйма).
Силовая установка: как у лодок типа «Victor I».
Скорость: надводного хода 18 уз. и подводного хода 30 уз.
Глубина погружения: как у лодок типа «Victor I».
Торпедные аппараты: как у лодок типа «Victor II».
Вооружение: как у лодок типа «Victor II» Ракеты: как у лодок типа «Victor II», дополнительно две крылатые ракеты "Гранат» (SS-N-21 «Самсон) или две ракето - торпеды «Водолей» (SS-N-16"Стеллион)
Радиоэлектронное вооружение: как у лодок типа «Victor II», дополнительно буксируемая ГАС Питон.
Экипаж: 115 человек.

Это был легендарный проект атомной подводной лодки, родившийся в ходе сумасшедшей военной гонки между СССР и США. Обидные провалы и жесткие выводы, авантюрные приказы и настоящий героизм моряков, шпионские подводные слежки и засады подо льдом - история лодок серии 671 полна драматизма и острых сюжетов, по которым можно снять не один триллер мирового уровня.

В рамках проекта было построено и спущено на воду сорок восемь субмарин с разным боевым оснащением и постоянными усовершенствованиями. Это был важнейший этап в советском военном судостроении: именно во время жесткого противостояния с США отечественные верфи научились делать подводные лодки высочайшего класса.

Когда все началось

Это было после Второй мировой войны. Первая атомная подводная лодка в мире появилась лишь в 1954 году, это был знаменитый американский «Наутилус» с максимальной подводной скоростью 23 узла. Он сумел проплыть подо льдами к Северному полюсу, завоевав себе почетное место в истории мирового подводного флота.

СССР отстал от «Наутилуса» на четыре года: в 1958 году на воду спустили «Ленинский комсомол» - советскую первую атомную подводную лодку, способную под водой обогнать американца без каких-либо усилий: ее подводная максимальная скорость была уже 30 узлов.

Стороны работали в неравных условиях. Если предыдущий лодочный проект под номером 627 создавали, опираясь на опыт с дизельными кораблями и скудную информацию от американцев, то лодки второго поколения делались с учетом собственного нелегкого опыта. Уже в то время снабжение расходными материалами и сопутствующим оборудованием проводилось по совершенно разным каналам и принципам. Американцы могли выбирать лучшие образцы электроники или, к примеру, орудий для стрельбы по всему миру - хоть в Японии, хоть в Швеции. Наши же ребята работали только с отечественными производителями с понятными трудностями.

Исторический толчок: конфуз в Саргассовом море

В 1962 году мир замер в ожидании развязки крупнейшего американо-советского конфликта по поводу размещения на Кубе советских ядерных ракет. Соединенные Штаты Америки ввели строгий морской карантин, чтобы перекрыть советским морским судам путь к Кубе. Советское руководство немедленно ответило на такой демарш. Приказ был жестким и экстренным: прорвать морскую блокаду с помощью советских подводных лодок.

К кубинским берегам срочно вышли четыре дизельных лодки, усиленных ядерными торпедами и оснащенных новейшими тактическими советскими разработками, позволяющими уклоняться от противника под водой. Так казалось советским подводникам.

Закончилось все катастрофически. В Саргассовом море наши лодки были быстро обнаружены с помощью гидрофонов новейшей американской системы слежения Sosus. Американцы начали сбрасывать на лодки гранаты, не давая подняться на поверхность воды, что для дизелей жизненно необходимо. В дикой жаре и при нехватке кислорода подводники падали в обморок.

Дело кончилось тем, что лодка Б-130 первой была вынуждена подняться на поверхность воды на виду у всех. Это был отчаянный и смелый жест капитана подлодки, который послал шифровку с убийственным текстом о вынужденном всплытии, сломанном дизеле и разряженной батарее. И о том, что Б-130 окружили четыре американских эсминца. Следом за этой шифровкой пришли сообщения от остальных экипажей с примерно таким же содержанием. Авантюра, храбрость, полная неудача - вот самые подходящие слова для короткого резюме, которое в итоге оказалось жестоким и одновременно эффективнейшим уроком. Ведь именно с этого обидного провала начался путь знаменитых атомных подводных лодок 671.

Выводы и новые задачи для субмарин второго поколения

Уровень осведомленности советских подводников, которые участвовали в Карибском кризисе, был нулевым: ведь они были уверены, что в штабе ВМФ СССР сидит американский шпион. И только поэтому американские корабли смогли так быстро обнаружить наши дизели.

У советских первого поколения ракеты были катастрофически малой дальности. По этой причине им пришлось идти на прорыв морской обороны США - стрелять издалека они не умели. Для их охраны нужны были лодки нового типа с совершенно новой задачей: охотиться не за надводными кораблями, а за подводными лодками противника. Нужны были новые подводные охотники - истребители для защиты ракетоносцев.

Главными критериями были определены подводная скорость, глубина погружения и маневренность. Отсюда и особая форма лодок проекта 671 - все под функции и задачи. Отсюда и "рыбная" шифровка серий.

Проект 671 «Ерш»: новые подводные охотники

Знаменитый ленинградский «Малахит» - никакая не ювелирная фирма, как можно было бы подумать. Это серьезнейшее конструкторское бюро, которому поручили разработку новых подводных лодок проекта 671. Главной задачей была борьба с американскими стратегическими субмаринами, которые являлись по своей сути подводными ракетоносцами. Плавая подо льдами, они были неуязвимы. А крупнейшие и стратегические города СССР Москва, Мурманск, Ленинград и Севастополь были под постоянной угрозой удара ракетой.

Обстановка была напряженной, прессинг со стороны руководства был огромным, скорость проекта была фантастической. Дело осложнялось еще и новыми неприятностями с американской стороны: там тоже не дремали.

Уже в 1963 году американцы спустили на воду новый класс субмарин «Лафайет». По своим функциям они являлись специализированными ракетоносцами. Их главной особенностью была фантастическая бесшумность. Советская локаторная аппаратура засекала их на расстоянии всего нескольких километров. Такая ситуация могла привести к нонсенсу: подводная лодка 671 могла устареть еще до своего рождения. Решение, конечно, нашли. Пришлось создавать новый процесс загрузки торпед: он теперь стал полностью автоматизированным. Многое в этом проекте делалось в советском судостроении впервые, этот момент был по-настоящему прорывным.

Технические характеристики и проекта 671 под названием «Ерш» были следующими:

  • длина и ширина лодки 95 и 11,7 метров соответственно;
  • глубина погружения 320 метров;
  • атомная силовая установка с мощностью турбин в 30 000 лошадиных сил;
  • подводная скорость 32 узла;
  • способность плавания в автономном режиме - 50 суток.

Из вооружения "ершики" были снабжены минами в количестве 36 штук и двумя ракетами SS-N-15.

Первое боевое крещение

Подводное противостояние новых подводных охотников проекта 671 и американских стратегических субмарин превращалось в интереснейшую хронику, по которой можно было бы снять отличный остросюжетный сериал.

Американцы держали под своим контролем практически половину Антарктики благодаря отличной модифицированной системе «Sosus». В их базе данных хранились записи всех шумов, производимых советскими судам вплоть до гражданских кораблей. А уж по каждой подводной лодке были составлены настоящие развернутые шумовые портреты. Тактика обнаружения также изменилась. Американцы не сообщали, что обнаружили советскую субмарину, вместо этого они продолжали контролировать ход лодки скрытно, буквально висели на хвосте, как в шпионском романе. Они могли это делать, потому что были бесшумными, как кошки.

Как же наши новые субмарины при таком непростом раскладе? Они проявили себя с самого начала отлично. При прорывах противолодочных блокад (что и было их главной функцией) "ерши" оказались вполне эффективными. Шумели они, конечно, сильно в сравнении с американскими лодками, но зато уж по скорости и ходовым качествам обгоняли всех и легко уходили от преследования. Иными словами, первая боевая задача в стартовой серии подводных лодок проекта 671 была выполнена. Конструкторы с моряками справились на отлично.

Проект 671 РТ «Семга»

В начале 70-х пришла новая беда. Наши подводные охотники 671 серии оказались в роли дичи - на них самих началась охота. Дело было в очередной модернизации вооружения ВМФ США. На их лодках появились новые ракеты с разделяющей боевой частью. Но не они стали главной проблемой, а так называемая ракета-торпеда - противолодочное оружие с повышенной дальнобойностью. Эта ракета-торпеда в воде двигалась как типичная торпеда. Затем она выходила из воды и превращалась в ракету, которая летела в положенную точку. В этой точке от нее отходила специальная боевая часть, которая взрывалась на нужной глубине в воде.

У конструкторов бюро «Малахит» вновь появилась срочная задача «догнать и обогнать». Советский ответ пришел через год: это была модифицированная лодка 671 с аббревиатурой РТ под шифром «Семга». Главным ее преимуществом был новый ракетный комплекс «Вьюга» с увеличенной дальностью полета ракеты до 40 км, мощным калибром и ядерной боевой головкой.

"Семга" была способна уничтожить лодки противника в нескольких километрах от эпицентра. Дополнительным вооружением стали аппараты для торпед повышенной мощности с калибром 650 мм. Лодки удлинили на целый отсек, повысилась комфортность пребывания экипажа. Хорошо поработали с пресловутой шумностью: сумели снизить ее в пять раз, что, впрочем, было все равно недостаточным. На фото подводная лодка 671 проекта РТ.

В 1975 году случилась курьезная история. Отдел обороны ЦК КПСС срочно созвал всех конструкторов - подводников на экстренное совещание. Их встретил прокурор с официальной жалобой в руках. Жаловался офицер ВМФ, работающий в приемном аппарате. Он считал, что главная проблема всех лодок проекта 671 в виде высокой шумности (а это было именно так) является следствием запланированных действий конструкторов. Дело закончилось подробнейшим разбором полетов, после которого конструкторы пообещали перебрать все возможные варианты снижения шумности. Правильное решение в конце концов нашли. Главные источники шума - турбину и турбогенераторы разместили на амортизаторах внутри специальной камеры. Впоследствии такую схему размещали на всех следующих лодках. Первый же выход бесшумной лодки 671 РТ навел переполох среди американцев: атлантическое и антарктическое спокойствие они потеряли навсегда.

У "Семги" были отличные технические характеристики:

  • длина 102 м и ширина 10 м;
  • возможность погружения на 350 м;
  • силовая атомная установка мощностью в 30 000 лошадиных сил;
  • подводная скорость 30,5 узлов;
  • возможность автономного плавания 60 суток;

Вооружение было более чем серьезное: 12 торпедных аппаратов разного калибра и две ядерных ракеты SS-N-16.

Проект 671 РТМ: а теперь "Щуки"

Эта серия - чрезвычайно интересный проект со всех точек зрения, его полезно было бы изучать в университетах в рамках производственного менеджмента. Прежде всего, это была попытка (весьма успешная в итоге) выжать из двух проектов 671 и 671 РТ все, что только возможно. Дело в том, что параллельно уже полным ходом строились субмарины третьего поколения - принципиально новые проекты 945 и 971 с кардинальным снижением уровня шумности и мощным комплексом вооружений.

В устройство подводной лодки проекта 671 РТМ были введены новейшие мощные гидроакустические и навигационные комплексы. Новые средства связи были на мировом уровне. Также были установлены два атомных реактора со значительным повышением мощности. Усовершенствования коснулись всех систем лодки. С учетом таких трансформаций подводная лодка РТМ 671 плавно перешла в категорию субмарин третьего поколения.

Легендарная «Щука» - самая продвинутая опция проекта. проекта 671 РТМ представляла собой многоцелевую атомную субмарину. Всего под аббревиатурой РТМ было выпущено 26 моделей - целая серия лодок с великолепными техническими характеристиками, среди которых:

  • предельная глубина погружения 600 м;
  • максимальная подводная скорость 31 узел;
  • два мощных реактора по 31 000 лошадиных сил каждый.

В автономном плавании лодка могла находиться в течение 80 суток. Команда экипажа требовалась уже более солидного размера - примерно 100 человек.

Главным же преимуществом подводной лодки 671 проекта РТМ было ее вооружение: крылатые ракеты «Гранат», 24 торпеды или 34 мины - в зависимости от модификации конкретной лодки. Такая комплектация в сочетании со скоростью и плавучестью делала серию РТМ уникальной. Атомный реактор подводной лодки отвечал всем требованиям безопасности.

В итоге проект 671 вышел очень грамотным с технической эволюционной точки зрения: его началом было создание новой лодки второго поколения, а концом стала трансформация субмарин 671 РТМ в подводные корабли новейшего третьего поколения.

Строились АПЛ проекта 671 РТМ на двух заводах: знаменитом Адмиралтейском объединении в Санкт-Петербурге и Судостроительном заводе имени Ленинского Комсомола в Комсомольске-на-Амуре. Финальная доводка производилась на заводе «Звездочка» и на базе в Большом Камне.

Паритетная гонка вооружений под водой

Исторически проект атомной подводной лодки проекта 671 РТМ по срокам совпадал с началом американской программы постройки многоцелевых АПЛ третьего поколения типа SSN-688. В итоге они стали самой массовой серией субмарин в мировой истории подводного флота (всего было выпущено 62 единицы). На фото атомная подводная лодка «Лос-Анджелес» - головной корабль со скоростью 31 узел и вооружением из 26 торпед. Он был спущен на воду в 1976 году.

Совпадение сроков, конечно, не было случайным. Дело в том, что американские атомные субмарины в то время были значительно лучше советских лодок по уровню скрытности и акустическим возможностям. Разрыв постепенно сокращался, но не исчезал полностью.

Американцам тоже было над чем поработать: они уступали советским аналогам в максимальной скорости подводного хода, да и боевая живучесть с маневренностью у "щук" были выше. По уровню вооружения обе серии могли поспорить, но у советских 671 РТМ определялось относительное преимущество.

Немаловажным было и то, что для обслуживания лодок серии 671 РТМ требовалось меньше народу. Таким образом, за счет компактного экипажа условия обитаемости на борту были намного выше. Может показаться, что данный критерий не относится к ключевым. Но если учитывать многомесячные автономные рейды субмарин, к примеру, подо льдом, условия обитаемости выходят по своей значимости на первый план: это состояние и настроение экипажа.

В целом по оценкам независимых экспертов субмарины 671РТМ и SSN-688 были примерно равноценными. Можно сказать, что гонка двух условных противников по усовершенствованию и оборонной мощи шла параллельно, оба участника шли примерно на равных.

Про американские атомные подводные лодки в мировой прессе писали много. Даже среди обывателей это был известный и обсуждаемый проект. О советских подводных лодках проекта 671 не знал практически никто в силу традиционной чрезвычайной скрытности советских подводников. Даже сейчас информация о них ограничена узкими профессиональными ресурсами. Трудно отыскать в сети, к примеру, качественные фото атомной подводной лодки класса «Щука».

Поэтому многолетняя история подводных «догонялок» двух стран-соперниц также остается за тайными шторами. А зря, интереснейших случаев было много. Один из самых ярких - крупная операция «Апорт» в Атлантическом океане в 1985 году, когда советские подводники «умыли» своего условного противника - ВМФ США. Все напоминало настоящую охоту с засадой, что вполне закономерно: весь проект 671 создавался именно для охоты на вражеские подводные лодки.

В конце мая из базы Западная Лица на Кольском полуострове в океан выплыли три красавицы охотницы класса РТМ с двумя примкнувшими к ним лодками 671 других модификаций. Само собой, такую атомную подводную команду американская морская разведка не могла не заметить. Заметили, но… потеряли. Искали всей разведкой самым интенсивным образом. Единственным американским успехом стало обнаружение лодки К-488, лишь когда она уже возвращалась домой на базу. А наши красавицы тем временем занимались своими перманентными боевыми задачами: следили за ракетными субмаринами и противолодочной авиацией ВМФ США во время их патрулирования. В итоге американцы без успеха охотились за командой лодок 671 РТМ в течение целого месяца. «Апорт» завершился 1 июля 1985 года.

Операция «Атрина» была для советских подводников принципиальной и важнейшей в политическом смысле. На этот раз в ней участвовала «великолепная пятерка» известных субмарин К-244, К-255, К-298, К-299 и К-524. Пятерка лодок имела поддержку в виде морской авиации и пары разведывательных кораблей, снабженных специальными гидроакустическими системами с антеннами. Как и в прошлый раз, американцы знали о выходе лодок, но сразу же потеряли их в Атлантическом океане. Охота началась снова, подтянули все силы обнаружения в виде трех поисковых групп с привлечением британских кораблей. Лодки ушли незамеченными и достигли того самого злополучного Саргассова моря.

Американцы сумели найти контакт с лодками лишь через восемь суток с начала операции. Они приняли "щук" за ракетные подводные крейсеры, по поводу чего серьезно волновались. Все эти действия проводились в период пика холодной войны.

Итоги операций «Апорт» и «Атрина» показали, что ВМФ США не сможет обеспечить эффективного противодействия АПЛ нового поколения проекта 671 РТМ при их массированном использовании.

Это была важнейшая победа советского военного флота. Вот что значит делать правильные вводы. Подводники всегда умели это делать.

Еще одной известной героической страницей стало подледное плавание знаменитой невероятной сложности лодки К-524. Задачей было переплыть из Северного Ледовитого океана в Атлантический с обходом острова Гренландия с северо-востока. Этот переход стал легендой, а капитан Протопопов В.В. получил звезду Героя Советского Союза.

Шумность. Обшивка. Акустика. Списывать…

К величайшему сожалению, да. Всему приходит конец, и легендарные охотницы подводные лодки проекта 671 "Ерш", "Семга" и "Щука" не стали исключением. Вопрос их модернизации рассматривался командованием ВМФ России самым серьезным образом несколько лет назад. Это был конкурс проектов модернизации "щук", где прорабатывались все возможные варианты.

Все дело в высокой шумности лодок - критерии, по которому 671 серия проигрывала американским «Лос-Анджелес» еще во времена бешеной гонки усовершенствований.

Цена модернизации лодки была бы примерно равной стоимости новой лодки. Нужно было бы менять всю начинку, включая новейшие гидроакустические системы и, конечно, сами реакторы. Обшивка также нуждалась бы в серьезнейшей доводке.

Таким образом, модернизация была признана бесперспективной. К 2015 году лодки были списаны. Знаменитый проект 671 подводных лодок закончился. Подводники помнят и ценят его, это было славное время для полета инженерной мысли, технических находок и подвигов подводников, которые до сих пор мало кому известны.

Со мной списался капитан сухогруза "Братство" Вадим Демченко. Очень возмущался на счет дезы, которая написана про его судно. Цитирую часть его псьма:
...
Столкновение моего судна с К-53 было большим секретом полишинеля. Лично я был официально предупрежден о том, что этот случай в пароходстве известен всего десятку человек. Тем и жили. Экипаж спас судно, груз и сами спаслись без трав, жертв и потерь. Всех благодарили, обещали наградить весь экипаж. Как всегда, забыли. Дали 4 знака "Почетный работник Морфлота" Экипаж расформировали.
Пароход продали на металлолом. (Мой переход на другое судно стоил мне ордена Ленина и загранработы. (Хотя со случаем это никак не связано).
Сама история. Судно грузилось в Канаде зерном на Одессу. В Сеуту зашли для пополнения запасов пресной воды и топлива. Вышли из порта Сеута, легли на курс 98. Груженое судно набирало скорость.
Очень странно и интересно. Ну откуда пошел этот бред - пожар, обесточивание, без огней, в дрейфе....
23.33 18 сентября 1984г. судно уже набрало скорость 14 узлов. Везде фигурирует 19 сентября, поскольку на лодке было переведено время и они зафиксировали 01.34 19 сент. На судне нормальная ходовая вахта. Наблюдение визуальное и включена РЛС. Поскольку видимость хорошая, РЛС на подготовке и включается периодически, согласно правил безопасности плавания. В этом райне все суда или попутчики или встречные, практически линии курсов параллельны. Район не является повышенной опастности плавания. Страшный удар, сравнимый только со взрывом, потряс судно!!!
До того момента, когда испанский водолаз, вынырнув из затопленного маш.отделения, показав нам куски резины и прокричал "рашен сабмарин", все считали что это был взрыв. Но это было потом.
В течении 50 секунд М.О. было затоплено по главную палубу. Практически судно с осадки 10 метров провалилось на осадку 12.5м., по главную палубу. Суда нашей серии имели большую погибь, так что над водой возвышался бак и корма.
Пробоина оказалась размером 100 квадратных метров. От киля на высоту 5м. и длиной 20м. Как потом мы выяснили, лодка нанесла удар носом, на встречном курсе, под углом около 45 град. (что подтверждается курсом лодки, курсом судна и акустическим пеленгом). Удар пришелся в конец 3-го трюма и закончился на всем М.О. Лодка просто вошла в корпус судна и унесла с собой кусок борта. Пробоина не была рваной дырой. Просто отсутствовал большой кусок борта.
Слава советским судостроителям!!!
М.О. полностью затоплено, 3-й трюм разгерметизирован!? Судно одноотсечной непотопляемости. Однако на плаву!!!. Видимо при наличии зерна, коэффициент проницаемости очень мал, да и зерно не так активно вымывалось, поскольку не было большой волны и сильной качки.
Как бы там не было, теоретически, судно должно было затонуть в течении одной минуты. А оно оставалось на плаву. М.О. затоплено, турбогенератор встал, но через 20 секунд запустился АДГ (аварийный диз.генератор).
Если и не было освещено судно, то только в течении 30-40 секунд. И никто не прыгал за борт с криками "мина".
По тревоге, экипаж быстро покинул судно на спасательных шлюпках, но от судна не отходили. По сигналу СОС начали подходить суда. Первым подошло болгарское судно "Пятеро из РМС". С горяча спустили зачем то свою шлюпку, она заглохла
и ветром ее унесло в кромешную мглу. Капитан болгарина не поднимал наших людей, пока одна из наших шлюпок не отправилась на поиски горе-спасателей, их нашли и на буксире привели к их борту. На борту они оказали дружеский прием нашим морякам. Вскоре подошел наш теплоход "Капитан Медведев" и забрал всех с болгарского судна.
Одна из наших шлюпок постоянно дежурила у борта нашего судна. Как раз для того, чтобы оно не считалось брошенным, и не досталось кому либо как добыча.

Loading...Loading...