Презентация "Что такое память?". Память и её виды Презентация на тему образная память

Память -ОСНОВА ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. БЕЗ НЕЕ НЕВОЗМОЖНО ПОНЯТЬ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ, МЫШЛЕНИЯ, СОЗНАНИЯ, ПОДСОЗНАНИЯ. ОЭТОМУ ДЛЯ П ЛУЧШЕГО ПОНИМАНИЯ ЧЕЛОВЕКА НЕОБХОДИМО КАК МОЖНО БОЛЬШЕ ЗНАТЬ О НАШЕЙ ПАМЯТИ.

Виды памяти: Непроизвольна я и произвольная Словеснологическая непосредстве нная Мгновенная Долговремен ная образная Оперативная Слуховая Кратковрем енная Зрительная Двигательная Эмоциональна я

Мгновенная память определяется процессами, происходящими в периферическом отделе анализатора (в рецепторах). Информация там хранится очень недолго – от долей до нескольких секунд

Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней.

Характеризуя образную память, следует иметь в виду все те особенности, которые характерны для представлений, и, прежде всего их бледность, фрагментарность и неустойчивость. Эти характеристики присущи и для данного вида памяти, поэтому воспроизведение воспринятого раньше нередко расходится со своим оригиналом.

Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых.

Эмоциональная память -- это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях.

непроизвольная, характеризуется тем, что человек запоминает и воспроизводит образы не ставя какой либо цели запомнить это и воспроизвести. · произвольная (преднамеренная), осмысленная, продуманная с определенной целью и задачей усвоить и воспроизвести материал, используя те или иные приемы.

ОСНОВНЫМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ ПАМЯТИ ЯВЛЯЮТСЯ: быстрота запечатления объем точность воспроизведения длительность сохранения готовность к использованию сохраненной информации

Чтобы совершенствовать и развивать память, вы можете использовать следующие приемы: Повторение заученного. Руководитель должен периодически освежать в памяти все запомненное (перечитывать, продумывать, перелистывать и т. д.).

Тренировка наблюдательности. Чтобы запомнить виденное, надо развивать наблюдательность. Наблюдательность способствует улучшению непроизвольного запоминания. Для этой цели можно рекомендовать регулярные упражнения по обдумыванию того, что имело место за день, неделю, месяц и т. д.

Гигиена памяти. Память является важнейшей функцией интеллекта. Можно вполне уверенно сказать: есть память есть человек, нет памяти - нет человека. Поэтому каждый человек должен соблюдать гигиену памяти.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ 1)Индивидуальные особенности памяти связаны с особенностями личности. Даже люди с хорошей памятью запоминают не все, а люди с плохой памятью не все забывают. 2)Индивидуальные различия обнаруживаются в качествах памяти. Можно характеризовать память человека в зависимости от того, насколько развиты у него отдельные процессы памяти.

Слайд 2

является процессом, обеспечивающим построение всестороннего образа мира, связывающим разрозненные впечатления в целостную картину, прошлое с настоящим и будущим

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Виды памяти

Наглядно-образнаяпамять - это память на зрительные, звуковые, осязательные, обонятельные и т.д. образы. Словесно-логическаяпамять - это память на смысл изложения, его логику, на соотношение между элементами получаемой в словарной форме информации. Двигательнаяпамять - это память на движения. Эмоциональнаяпамять - это память на переживания

Слайд 7

Слайд 8

Процессы памяти

Запоминание - это запечатление в сознании человека полученной информации, которая является необходимым условием обогащения опы­та человека новыми знаниями и формами поведения. Сохранение - удержание в памяти полученных знаний в течение от­носительно длительного периода времени. Воспроизведение- это активизация закрепленного ранее содержа­ния психики. Узнавание - это сопровождающее процессы памяти явление психи­ки, позволяющее им более эффективно функционировать

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Знание, приобретенное с помощью простого зубрения, почти неизбежно забывается совершенно бесследно Уильям Джеймс (1842-1910)

Слайд 14

Длительность запоминания

Кратковременная память - это запоминание и сохранение инфор­мации на короткий срок после однократного и очень непродолжитель­ного восприятия. Долговременнаяпамять - это память в интересах длительного со­хранения информации, которая часто запоминается после многократ­ного повторения. Оперативная память - это сохранение материала после его запечатления на время, необходимое для выполнения задачи.

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Особенности памяти (продуктивность)

Объем - характеристика отражающая количественные показате­ли и возможности запечатляемой, сохраняемой и воспроизводимой че­ловеком информации. Быстрота - способность человека в процессе запечатления, сохране­ния и воспроизведения информации достигать определенной скорости её обработки и использования. Точность- спо­собность человека в процессе запечатления, сохранения и воспроизве­дения информации качественно и продуктивно отражать её основное содержание. Длительность - характеристика свидетельствующая о способности удерживать определенное время в своем сознании нужную информацию. Готовность - это одна из важнейших характеристик памяти, свиде­тельствующая о предрасположенности человека и его сознания всегда активно использовать всю запечатленную информацию

Слайд 21

Из фонограммы допроса свидетеля:

«Вопрос: Вы были свидетелем этого несчастного случая? Ответ: Да. Вопрос: Когда он произошел? Ответ: 14 июля. Вопрос: Это было около полугода назад, не так ли? Ответ: Да. Вопрос: И Вы утверждаете, что будто все произошло именно так, как показали? Ответ: Да, именно так. Вопрос: Когда это было, в какое время? Ответ: Около 9 часов утра. Вопрос: А теперь скажите, что произошло в 9 часов следующего дня? Ответ: Этого я не помню. Вопрос: Но тем не менее Вы помните, что случилось 14 июля? Ответ: Это я запомнил хорошо. Вопрос: Ваша память 14 июля была лучше, чем 13 или 15 июля. Ответа не последовало».5 Задания: 1. Каковы были сомнения и замысел следователя, проводившего допрос? 2. В чем заключались его психологические просчеты как в замысле, так и в тактике?

Слайд 22

В1902 году эксперименты по определению степени достоверности свидетельских показаний производил немецкий психолог Вильям Штерн. Опираясь на свои данные, В. Штерн утверждал, что свидетельские показания принципиально недостоверны, порочны, поскольку " забывание есть правило, а воспоминание-исключение". Впоследствии Штерн создал персоналистическую концепцию памяти, которая имела ярко выраженный идеалистический характер. Согласно этой концепции, память человека не является отражением объективной реальности, а выступает лишь как её искажение в угоду эгоистическим интересам личности, её индивидуалистическим намерениям, гордости, тщеславию, честолюбию и др.

Слайд 23

Психология следственного эксперимента и проверки показаний на месте

Проверка показаний на месте сочетает в себе элементы ряда следственных действий. Ближе всего по своей психологической характеристике оно относится к допросу и осмотру места происшествия, в основном сочетает в себе психологические особенности этих следственных действий. Сам по себе повторный рассказ обвиняемого (или другого очевидца) о событии преступления на месте его совершения, естественно, никакой дополнительной доказательственной силой не обладает. Главная цель воспроизведения показаний - получить дополнительную информацию, кроме той, которая уже была получена в ходе допроса лица, показания которого подлежат воспроизведению.

Посмотреть все слайды

Память

Слайдов: 23 Слов: 2553 Звуков: 0 Эффектов: 129

Память. Одна из психических функций. Существуют различные типологии памяти. Особенности функционирования памяти. Закономерности памяти. Мнемотехнические приёмы запоминания. Процессы памяти. Неврологическая память. Семантическая память. Классификация видов памяти. Свойства памяти человека. Долговременная и кратковременная память. Кратковременная память. Херберт Саймон. Долговременная память. Нарушения памяти. Мифология. Как улучшить память. П. Нора. - Память.ppt

Память человека

Слайдов: 23 Слов: 667 Звуков: 0 Эффектов: 0

Память. В основе памяти лежат ассоциации, или связи. Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. По сходству. По контрасту. По смежности. По смыслу. Основные процессы памяти: Запоминание - процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений. Воспроизведение и узнавание - процессы восстановления прежде воспринятого. Виды памяти. Непроизвольная. Эффективность произвольной памяти зависит: 1). От целей запоминания 2). От приемов заучивания. Произвольная. Приемы заучивания бывают: 1). Мнемотехнические приемы запоминания (специальные приемы для облегчения запоминания). - Память человека.pptx

Память в психологии

Слайдов: 13 Слов: 232 Звуков: 0 Эффектов: 2

Память. Универсальные психические процессы: Общая психология. Психология познавательных процессов. Память? В беспамятстве. Опомниться. Рыться в памяти. Памятка. или ПАМЯТИ? Вспоминай… Чего? Виды памяти: по материалу: МОТОРНАЯ АФФЕКТИВНАЯ ОБРАЗНАЯ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКАЯ. Декларативная. Процедурная. Семантическая. Эпизодическая. Автобиографическая. Долговременная память. По отношению к средствам: ОПОСРЕДСТВОВАННАЯ – НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ. По отношению к сознательному контролю: ПРОИЗВОЛЬНАЯ – НЕПРОИЗВОЛЬНАЯ. Основные функции памяти: Основные явления (содержания) памяти: 1. Привычки 2. Навыки и умения 3. Знания 4. Воспоминания. - Память в психологии.ppt

Память в жизни человека

Слайдов: 20 Слов: 880 Звуков: 0 Эффектов: 0

Зачем человеку нужна память? память нужна человеку для сохранения личности. Лично мы бы почувствовали полную пустоту. Нет воспоминаний, нет связи с внешним миром. Вы не знаете, кто вы… А если проще: без памяти мы не можем жить... Однако почему мы забываем что-то или кого-то? Вы когда-нибудь ощущали, как часть информации просто исчезала из памяти? Или случай, когда вы точно знаете что-то, но никак не можете вспомнить. В памяти создаются следы каждый раз, когда поступает новая информация. Вмешательство других воспоминаний. Некоторые воспоминания конкурируют и могут мешать другим воспоминаниям. - Память в жизни человека.ppt

Память и запоминание

Слайдов: 25 Слов: 1210 Звуков: 0 Эффектов: 83

Узнай самого себя. Виды памяти. Что вы знаете о своей памяти. Кратковременная память. Непроизвольная память. Образная память. Возможности памяти. Зрительная память. Слуховая память. Двигательная память. Поведение. Хорошо ли вы запоминаете. Сапоги. Слова. Пары слов. Память можно улучшать. Новое связывай со старым. Уроки. Продукты. Удивительная память. Секрет фокуса. Зритель. Вопросы для размышления. - Память и запоминание.ppt

Память и её виды

Слайдов: 18 Слов: 2714 Звуков: 0 Эффектов: 0

Память и её виды. Память. Память лежит в основе способностей человека. Живое существо. Общее представление о памяти. Виды памяти и их особенности. Отражение информации органами чувств. Срок хранения сведений. Слуховая память. Эмоциональная память. Индивидуальные различия памяти у людей. Теории и законы памяти. Немецкий ученый Г. Эббингауз. Предварительное повторение материала. Формирование и развитие памяти. Рекорды памяти. Вопросы памяти человека. - Память и её виды.pptx

Виды и процессы памяти

Слайдов: 26 Слов: 1091 Звуков: 0 Эффектов: 17

Память. Ее виды. Основные процессы. Память. Для развития памяти необходимо иметь в виду следующее. Запоминание слов. Запоминание слов: без логической связи. Процессы памяти. Виды памяти. Виды памяти: по объекту запоминания. Длительность сохранения информации. Значение некоторых видов памяти в профессиональной деятельности. Гигиена памяти мнемотехника. Способы запоминания. Группировка. Диагностика. Диагностика наглядно-образной памяти. Диагностика кратковременной памяти. Обработка данных. Образование смысловых фраз из близких по звучанию слов. Каждый охотник желает знать, где сидит фазан. - Виды и процессы памяти.ppt

Развитие памяти

Слайдов: 18 Слов: 427 Звуков: 0 Эффектов: 12

Развивай память. Сокровищница. Память. Виды памяти. Смысл. Лучше запоминается то, что нам интересно. Лист золотой. Щеки горят. Внимание. Действия. Учись запоминать. Мнемотехника. Резервы памяти безграничны. Успешность. - Развитие памяти.ppt

Приёмы запоминания

Слайдов: 35 Слов: 1651 Звуков: 0 Эффектов: 23

Приемы запоминания. Виды памяти. Наполеон. Приемы заучивания. Логический пересказ. Наглядно-образная память. Словесно-логическая память. Мозг человека. Цивилизация. Объём запоминаемой информации. Слезный аппарат. Веки. Анатомия. Двигательная память. Гортань. Диафрагмальное дыхание. Эмоциональная память. Кратковременная память. Долговременная память. Характеристики кратковременной памяти. Строение памяти. Осмысление информации. Известные в психологии приемы запоминания. Логическое запоминание. Повторение. Самый распространенный метод запоминания. Большой по объему материал нужно делить на части. - Приёмы запоминания.pptx

Мнемонические приёмы запоминания

Слайдов: 44 Слов: 2273 Звуков: 0 Эффектов: 1

Эффективные методы и приёмы запоминания учебного материала. Необходимость запоминания. Эффективность. Память. Процессы памяти. Виды памяти. Дыхательное упражнение. Запоминание. Группировка. Алгоритм действий. Запомните слова. Воспроизведите то, что запомнили. Горы. Распределение. Классификация. Насекомые. Выделение опорных пунктов. Анализ материала. Совокупность опорных пунктов. Термины. Повторение. Метод повторения. Зубрежка. Рифмовка. Ассоциации. Морж сидит под зонтом. Кодирование. Схематизация. Уярчение. Прием использования ручной модели букв. Прием «перестройки информации». -

Методики изучения памяти

Выполнили студентки

«Дзержинского педагогического колледжа»

группы ПНК-2

Медведева Е.В, Бегина Е.Ю, Абдуллина Г.И.


Память является одним из основных свойств личности. Человек, лишенный, памяти, по сути дела перестает быть человеком.

Память - это познавательный процесс в ходе которого происходит запечатление, сохранение, воспроизведение, удаление информации. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.


Методики изучения памяти

Методик изучения памяти существует довольно много. Первую еще придумал в конце 19 века Герман Эббингауз. (метод заучивания, метод повторения, сохранения и ряд других.)



Среди методик изучения памяти есть объединение специальных тестов, которые используются психологами для изучения разных видов и процессов памяти человека.

1.Методика двойной стимуляции

2.Методика «Пиктограмма» (по А.Р.Лурия);

3.Методика «Память на числа»

4.Методика «Воспроизведение текстов»


Методика двойной стимуляции - психологическая методика, разработанная на основе теории Льва Семеновича Выготского об опосредствованном характере высших психических функций.

МЕТОДИКА ДВОЙНОЙ СТИМУЛЯЦИИ


Цель методики: определить условия увеличения продуктивности опосредованного запоминания и его объем, определить объем зрительной и слуховой памяти

Оборудование : 15 слов и 15 картинок, связанных по смыслу со словами (1-й набор), 15 слов и 15 картинок, не связанных по смыслу со словами (2-й набор), 15 слов и 30 картинок (3-й набор)

Возрастной диапазон : 15-17 лет


Пиктограмма - рисуночный образ, создаваемый для опосредованного запоминания. Представляет большую ценность для диагностики шизофрении. Предложена Лурия.

Методика «Пиктограмма»


Цель методики: изучение эффективности и объема опосредованного запоминания, определение объема слуховой памяти.

Оборудование: 2 набора отвлеченных понятий (по 20 в каждом), 2 листа чистой бумаги.

Возрастной диапазон: 14-16 лет


Методика "Память на числа" предназначена для оценки кратковременной зрительной памяти, ее объема и точности. Задание заключается в том, что испытуемым демонстрируется в течение 20 секунд таблица с двенадцатью двухзначными числами, которые нужно запомнить и после того, как таблица убрана, записать на бланке.

Методика «Память на числа »


Цель методики: Исследование понимания и запоминания текстов, особенностей устной и письменной речи испытуемых.

Возрастной диапазон: В зависимости от сложности текста, эту методику можно проводить и для детей и для взрослых

Методика «Воспроизведение текстов»


Экспериментальное изучение памяти заключается обычно в том, что испытуемому предъявляют для запоминания тот или иной стимульный материал, который спустя некоторое время он должен узнать или воспроизвести.

Методики:

1.Куб Линка.

2.Изучение типа памяти.

3.Методика «Заучивания 10 слов».

4. «Узнавание фигур»


Цель методики: Определение степени сообразительности испытуемого при решении простейшей конструктивной задачи.

Оборудование: 1. Набор из 27 кубиков с длиной ребра 4 см; грани кубиков окрашены в красный, зеленый и желтый цвета по следующему расчету

В проведенных этого эксперимента при первом сложении куба наилучший результат был 3 мин 10 с, наихудший - 18 мин 5 с. При втором - наилучший - 1 мин 51 с, наихудший - 11 мин 35с.

Куб Линка


Цель: Определение преобладающего типа памяти.

Оборудование: 4 ряда слов, записанных на отдельных карточках; секундомер.

Возрастной диапазон: от 6-7 лет

Изучение типа памяти



Цель методики: Методика направлена на исследование объема и скорости слухоречевого запоминания определенного количества слов, возможностей и, соответственно, объема отсроченного воспроизведения.

Оборудование: Для запоминания используются 10 простых (односложных или коротких двусложных), частотных, не связанных по смыслу слов в единственном числе именительного падежа.

Возрастной диапазон: не ранее 7,5-8-летнего возраста

Методика заучивания 10слов


Цель методики: Исследовать объем зрительно-предметной памяти и способность к узнаванию

Оборудование: карточки с изображением геометрических фигур с разным расположением

Возрастной диапазон: 8-10 лет

Узнавание фигур


Вывод

В ходе проделанной работы можно сказать, что существует довольно много методик изучения памяти, но самая первая из них была придумана еще в 19в. Так же можно сказать, что среди методик памяти есть объединение специальных тестов, таких как: 1. Методика двойной стимуляции 2. Методика на память 3. Методика пиктограмма 4. Методика воспроизведения текстов. Исходя из этого, можно сказать, что методика " память на числа "- позволяет оценить объем непосредственной наглядно - образной памяти, Методика "пиктограмма"- это методика для изучения непосредственного запоминания, которое доминирует у взрослого человека, Методика " воспроизведение текстов " - помогает исследовать смысловую память. Для произведения всех представленных методик психолог в основном использует наглядный материал, для лучшего усвоения.

Урок №8 Урок №8 Тема урока: Память как Память как психический психический познавательный познавательный процесс процесс

ПланПлан Общая характеристика памяти 1.1. Общая характеристика памяти Физиологическая основа памяти 2.2. Физиологическая основа памяти Основные виды памяти 3.3. Основные виды памяти Основные процессы и механизмы памяти 4.4. Основные процессы и механизмы памяти Особенности мнестических процессов 5.5. Особенности мнестических процессов

Что думали о памяти Что думали о памяти Большинство мыслителей древности так или иначе раньше? раньше? обращались к вопросу о том, что же представляет собой.1. .1. память. 1.В каком месте человеческого тела 2.Почему у одних людей её больше, а у она расположена? других меньше?

Древние греки о Древние греки о памяти памяти Парменид о памяти. Память – организованная смесь света и тьмы, тепла и холода. Забывание есть результат «взбалтывания». Он считал, что если эти состояния не «смешивать», будет прекрасной. память то Платон о памяти: платины. восковой Гипотеза Разум принимает в себя впечатления, как воск, по поверхности которого рисуют что то заострённой палочкой. Забывание – когда надписи стираются конце на

Учёные древней Греции Учёные древней Греции считали: считали: Диоген Синопский, живший в V веке до н.э. рассматривал память как процесс, который определяется равномерным распределением воздуха в теле. И, следовательно, забывание есть не что иное, как изменение этого распределения. Аристотель о памяти: Память основывается на движении крови в организме. Забывание, результатом постепенного замедления циркуляции крови является

Общая характеристика Общая характеристика памяти памяти Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении следов прошлого опыта Многие учёные характеризуют память как «сквозной» процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов, объединяющий все познавательные процессы в единое целое. Память – основа психической деятельности. Без неё невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. памя ть Память позволяет человеку накапливать и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки

Физиологическая основа Физиологическая основа памяти памяти Физиологической основой памяти является пластичность нервной системы. Пластичность нервной системы выражается в том, что каждый нервно-мозговой процесс оставляет после себя след, изменяющий характер дальнейших процессов и обусловливающий возможность их повторного возникновения, когда раздражитель, действовавший на органы чувств

Основные виды памяти Основные виды памяти Существует несколько основных подходов в классификации памяти (по критериям) По характеру психической активности, преобладающей в деятельности По способу активности – на непроизвольну ю и произвольную По продолжительност и закрепления и сохранения материала – на кратковременную, долговременную и оперативную

память Двигательная Двигательная.. память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т. д Эмоциональная память это память на чувства. Данный вид памяти заключается в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства Образная память это память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы и др. Виды памяти Виды памяти Словесно-логическая память Это память на понятия, формулы, знаки, мысли. Особенностью данного вида памяти является то, что мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической.

По способу запоминания память делят: запоминание осуществляет ся..Непроизвольное и воспроизведение без специальных волевых усилий, когда не ставятся цели, задачи запоминания или воспроизведения материала, оно осуществляется как бы само со бой. Непроизвольно запоминается многое из того, с чем сталкивается чело век в жизни Произвольное запоминание сопровождается произвольным вниманием, имеет целенаправ ленный характер, оно избирательно. Запоминание включает в себя логичес кие приемы организации материала, осмысливание запоминаемого материа ла.

Loading...Loading...