Чему отводится основополагающая роль в процессе фотографирования. Сущность процесса фотографирования. Факт и основные условия фотосъемки отмечаются в протоколе следственного действия, в процессе которого проводилась съемка

Даггеротип:

Полированную серебряную пластинку подвергали в темноте действию паров йода. На ней появлялся налет йодистого серебра. Пластинку переносили в камеру-обскуру , открывали объектив. Под действием падающих на пластинку солнечных лучей, отражаемых фотографируемыми предметами, в слое йодистого серебра получалось едва видимое «скрытое» изображение. Пластинку вынимали из камеры и обрабатывали в темноте парами нагретой ртути. В местах, подвергшихся действию света, получалась амальгама. Эти места по тону теперь заметно отличались от участков пластинки, на которые не воздействовали лучи света. Лишнее йодистое серебро, не подвергшееся действию света, удаляли затем раствором поваренной соли (позже стали применять гипосульфит); таким образом закреплялось светописное изображение. Чтобы запечатлеть на серебряной пластинке какой-либо вид хотя бы в общих чертах, нужна была выдержка в десятки минут. Снимать портреты практически было нельзя. Чтобы сфотографировать человека, его лицо «выбеливали» мелом, а волосы посыпали пудрой - в камеру-обскуру тогда попадало больше лучей света, отраженных от лица и волос. Но и при этом нужно было просидеть перед камерой на солнцепеке долгое время.

Рисунок на серебряной пластинке трудно было рассмотреть: неприятно поражал зеркальный блеск изображения. Только под определенным углом иногда не все изображение, а лишь часть его можно было рассмотреть. Пластинки накладного серебра, на которые снимали дагерротип, были дороги. Занятие светописью оказалось доступным немногим. К тому же изображение было очень непрочным, легко стиралось при малейшем прикосновении и было зеркальным, а не прямым

Сейчас:

изображение в фотоаппарате получают с помощью фотографического объектива, дающего обратное действительное изображение объекта съёмки. Объектив состоит из систему центрированных линз и диафрагмы, заключённых в общую оправу. Кроме линз, некоторые объективы имеют также систему зеркал.

Позитивно-негативный процесс начался еще с опытов Тальбота и со временем совершенствовался. Его преимуществом перед дагерротипами явилось то, что двцхступенчатая печать позволяет размножать фотографические изображения, дагерротипы же получалются в одном экземпляре. На бумажных отпечатках правая сторона фотографического объекта оставалась правой, а левая - левой. На дагерротипе изображение было зеркально обращено. И к тому же двухступенчатая печать значительно дешевле.

Негатив - в чёрно-белой фотографии и кинематографии образованное зёрнами металлического серебра изображение объекта съёмки, в котором почернения фотографические обратны яркостям деталей объекта: чем ярче деталь, тем большим почернением она воспроизведена; в цветной - изображение объекта съёмки, образованное красителями, цвета которых дополнительны к цветам его деталей: жёлтые - к синим, пурпурные - к зелёным, голубые - к красным и так далее. Промежуточное изображение объекта в двухступенном процессе, используемое для получения позитива. В некоторых случаях негатив может быть окончательным изображением, например при регистрации спектров в спектральном анализе. Качество негатива оценивают по оптической плотности почернения, контрастности, зернистости. Для цветных негативов, кроме того, важна сбалансированность цветов, то есть согласование цветных изображений. Нормальным считается такой негатив, печатание с которого обеспечивает получение правдоподобного позитива с хорошо различимыми деталями.

Негативный процесс - химико-технологический процесс, при котором скрытое изображение, возникшее в светочувствительном слое фотоматериала во время съёмки, превращается в видимое изображение - негатив. При Н. п. экспонированный светочувствительный материал подвергается фотографическому проявлению - избирательному восстановлению подвергшихся действию света микрокристаллов галогенида серебра в зёрна металлического серебра, которые и образуют негативное изображение; в цветном фотоматериале на базе изображения из металлического серебра возникает изображение из красителей.

Фотографическое проявление - превращение скрытого фотографического изображения, возникшего в светочувствительном слое кино- и фотоматериалов под действием света или другого излучения, в видимое.

При «химическом» проявлении серебро восстанавливается из галогенидов серебра эмульсионных кристаллов светочувствительного слоя; при «физическом» проявлении - из растворимой соли серебра (обычно AgNO3), входящей в состав проявителя. Ф. п. - избирательный процесс, скорость которого на экспонированных участках светочувствительного слоя значительно выше, чем на неэкспонированных.

Н. п. включает фотографическое фиксирование - превращение оставшихся после проявления галогенидов серебра в растворимые соли, промывку - удаление водой растворимых веществ, сушку - удаление из фотоматериала воды. В случае необходимости для исправления негативного изображения фотоматериал подвергают фотографическому ослаблению - процессу уменьшения оптической плотности фотографического изображения путём удаления из него части металлического серебра (для черно-белых фотографических материалов); избирательное частичное обесцвечивание синего, жёлтого или пурпурного тонов (для многослойных цветных фотографических материалов). Это позволяет улучшить качество переэкспонированных и перепроявленных негативов, однако полностью компенсировать ошибки экспозиции и проявления фотографического при этом не удаётся. Также фотоматериал может быть подвергнут фотографическому усилению – процессу увеличения оптической плотности фотографического изображения для исправления в основном недодержанных или недопроявленных негативов. Осуществляется путём наращивания металла (ртуть, серебро) или какого-либо непрозрачного соединения на серебряные зёрна изображения, а также путём окрашивания фотографических изображений.

Операции Н. п. могут выполняться как вручную, так и в специальных машинах. Способов обработки негативов существует множество. «Фоторецептурный справочник для любителей» Микулина.

Компоненты процесса обработки негативов:

· проявляющие;

· сохраняющие;

· ускоряющие;

· противовуалирующее вещество (чтобы эмульсия была более прозрачной);

· фиксирующие.

Позитив – конечный продукт фотографического процесса - фотографическое изображение, в котором относительное распределение яркостей (черно-белая фотография) или цветов (цветная фотография) соответствует их распределению в объекте съёмки, т.е. цвета соответствуют цветам сфотографированного объекта. Этим позитив противоположен негативу, в котором обратное распределение яркостей или передача изображения в дополнительных цветах. Различают позитивы - отпечатки на фотоматериалах с непрозрачной подложкой (бумага, керамика и др.) и на материалах с прозрачной подложкой (стекло, плёнки и др.), т. е. диапозитивы и позитивы кинофильмов, предназначенные для рассматривания в проходящем свете или для проекции на экран. С одного негатива можно получить большое число позитивов.

Позитивный процесс - совокупность операций, позволяющих получить с негатива позитивное изображение. П. п. состоит из печатания (экспонирования) и химико-фотографической обработки экспонированного материала. Печатание с негатива может производиться двумя способами: контактным и проекционным (оптическим). При контактной печати эмульсия позитивного материала плотно прижимается к эмульсии негатива и экспонируется светом, прошедшим через негатив. Поэтому позитивное изображение получается в том же масштабе, что и негативное, и обладает присущими негативу резкостью и разрешением мелких деталей. Печатание производится в копировальных рамках, контактных станках и кинокопировальных аппаратах.

Проекционная печать осуществляется проецированием негативного изображения на эмульсию позитивного материала, находящегося от негатива на некотором расстоянии, с помощью объектива. Это даёт возможность в широких пределах менять масштаб изображения, печатать часть негатива, устранять перспективные искажения и делать фотомонтажи, комбинируя несколько изображений в одном позитиве. Обработка экспонированных позитивных материалов по физико-химической сущности протекающих процессов не отличается от обработки негативных материалов (см. Негативный процесс).

24. Понятие о глубине резкости изображаемого пространства («глубина резкости»).

Глубина резкости - диапазон расстояний, в котором объекты съемки остаются резкими , или, иными словами, размер четко изображаемого пространства снимка.

Не все объекты в выбранном кадре находятся на одинаковом расстоянии от камеры. На резкость камера наводится (фокусируется) лишь по одному из объектов. Поэтому важно, насколько резко на снимке получится все то, что находится дальше или ближе фотографируемого вами объекта. Если предметы, расположенные на расстоянии от трех до семи метров от объектива, находятся в фокусе, то говорят, что глубина резкости равняется четырем метрам.

Глубина резко изображаемого пространства зависит от:

Чем ближе камера находится к объекту, тем глубина резкости меньше . И если на цветок перед вами уселась красивая бабочка, то, наклонившись, чтобы заснять ее, вы получите превосходное изображение этой бабочки - но вот луг и даже ближайший к вам цветок или куст могут стать частью размытого фона.

Чем меньше фокусное расстояние объектива , тем больше размеры резко изображаемого пространства. Короткофокусные (широкоугольные) объективы имеют гораздо большую глубину резкости по сравнению со всеми остальными. Современные цифровые камеры обладают, как правило, малым фокусным расстоянием и позволяют получить резкий снимок в гораздо большем интервале глубины резкости в сравнении с пленочными камерами. Это неоценимое преимущество для макросъемки и пейзажной съемки, для съемки мгновений реальной жизни. А вот с портретами ситуация прямо противоположная: на снимках с большой глубиной резкости излишне четко проработан фон, а это отвлекает внимание от лица и человека.

Глубина резкости тем больше, чем меньше значение диафрагмы . Закрывая диафрагму, фотограф увеличивает глубину резкости. Чем сильнее закрыть диафрагму, тем больше увеличивается пространство, в котором предметы окажутся резкими. Допустим, есть две фотографии. Снимок слева сделан с диафрагмой f/10, 7, а тот, что справа, - со значением диафрагмы f / 3, 9. На правом снимке объект съемки четко выделяется на нерезком и размытом фоне. На снимке слева объект съемки изображен с той же степенью резкости, что и на правом, но фон при этом гораздо более четок и проработан. Фотографы часто намеренно уменьшают глубину резкости и размывают фон для того, чтобы выделить главный объект снимка. Но при фотографировании пейзажа или интерьера цель фотографа иная - добиться максимальной глубины резкости. Снимая с расстояния 5-10 м короткофокусным объективом и прикрыв диафрагму (до разумных пределов), можно добиться максимальной глубины резкости изображения.

На глубину резко изображаемого пространства влияет так же формат плёнки (или размер светочувствительной матрицы) и расстояние до объекта фокусировки (съёмки).

Глубина резкости будет увеличиваться:

  • при уменьшении значения диафрагмы (увеличении диафрагменного числа),
  • при увеличении расстояния до объекта съемки,
  • при уменьшении размера светочувствительного материала.

Глубина резкости будет уменьшаться:

  • при увеличении значения диафрагмы (уменьшении диафрагменного числа),
  • при уменьшении расстояния до объекта съемки,
  • при увеличении размера светочувствительного материала.

Для выбора скорости затвора (выдержки) надо проанализировать, как на снимке будет передано движение объекта съемки. Если запечатлеть бегуна – выдержка должна быть не длиннее 1/250, идущего человека- не длиннее 1/125. с. Разговаривающего или жестикулирующего человека – 1/60 с. При более длительной экспозиции – движения его будут нерезким. При длительной выдержки лучше снимать со штатива.

Полностью нерезкий кадр . – художественный прием. Это было в советский период. Протест против прямой фиксации объекта – в какой-то мере. Стремились достичь поэтичности, образности. Нежность тональных переходов приближала их картины к пастели, акварели и пр. Это было учение у художников и стало изобразительным средством фотографии. Создавались мягкорисующими объективами. Более или менее получается резкий предмет, на кот. наведена была наводка. Остальные совсем размыто.

25. Взаимосвязь значения диафрагмы и глубины резкости. «Нерезкость» изображения как творческий прием и одно из изобразительных средств.

Диафра́гма - устройство объектива фотокамеры, позволяющее регулировать относительное отверстие, то есть изменять количество проходящего через объектив света. Чем больше число диафрагмы , тем меньше отверстие , через которое свет попадает в камеру (следовательно, больше возможностей для съемки при плохой освещенности). При изменении значения диафрагмы на одна ступень количество света, попадающее в объектив, увеличивается в два раза.

Научные основы фотографии

Фотография (от греч. фотос - свет, графо - рисую, пишу, т.е. рисование светом, светопись) — это совокупность методов получения стабильных во времени изображений предметов на светочувствительных слоях, путем закрепления в них фотохимических изменений, возникающих под действием светового излучения, испускаемого или отражаемого объектом.

В основе фотографического процесса лежит положение о том, что только те лучи могут химически действовать на вещество, которые этим веществом поглощаются, и это положение стало основным законом фотохимии.

Первый фотографический метод получения качественного изображения на солях серебра, имевший практическое значение, был изобретен французом Л. Дагерром в 1837 г. Днем рождения современной фотографии является 7 января 1839 г., когда Д. Араго доложил на заседании Французской академии наук о новом методе фиксации светового изображения на светочувствительном материале. В честь автора изобретения он был назван «дагерротипией».

Современная фотография базируется на классическом методе получения светового изображения на светочувствительном слое, основой которого является галогенное серебро (наиболее распространенное — бромистое серебро), во взвешенном состоянии растворенное в желатине. Именно это соединение имеет возможность аккумулировать в себе световые излучения, а затем при проявлении превратить их в видимое изображение, повысив чувствительность восприятия в десятки тысяч раз.

Принцип получения фотографического изображения схематически можно представить следующим образом: свет, отразившийся от объекта, и несущий информацию о нем, проходит через объектив фотоаппарата в светонепроницаемую камеру и затем проецируется и аккумулируется на фоточувствительном слое фотоматериала.

Фотографический процесс проходит следующие стадии:

  • экспонирование (фотосъемка);
  • негативный процесс;
  • позитивный процесс.

При негативном процессе скрытое изображение, возникшее в светочувствительном слое фотоматериала во время съемки, превращается в видимое изображение — негатив, в котором почернения обратны яркостям деталей объекта.

Позитивный процесс — это совокупность операций, в результате которых с негатива получают позитивное изображение, отношение яркостей которого соответствует отношению яркостей объекта съемки.

Понятие и система криминалистической (судебной) фотографии

Криминалистическая фотография — одна из отраслей . Разработка судебной фотографии базируется на научных основах общей фотографии.

В современной литературе применяется термин «криминалистическая фотография», подчеркивая криминалистический аспект использования этого метода фиксации. Традиционным остается наименование «Судебная фотография», которое отражает конечный результат ее применения: рассмотрение, исследование, оценка судом фотоизображений.

Таким образом, предмет криминалистической фотографии - это научно разработанная система видов, методов и приемов съемки, применяемых при проведении следственных действий, оперативных мероприятий и криминалистических экспертиз с целью расследования преступлений и представления в суд наглядного доказательственного материала.

Криминалистическая фотография состоит из двух частей: следственной фотографии (запечатлевающей) и экспертной фотографии (исследующей).

Криминалистическое значение применения фотографии

Криминалистическое значение применения фотографии состоит в том, что она позволяет:

  • при проведении следственных действий зафиксировать (запечатлеть) объекты, их детали и обстоятельства, связанные с расследуемым событием;
  • при проведении оперативно-розыскных действий получить данные о преступнике и совершаемых им криминальных действиях;
  • при проведении экспертиз, связанных с уголовными делами, запечатлеть общий вид поступивших на исследование вещественных доказательств, выявить невидимые и слабовидимые признаки, получить изображения исследуемых объектов для их идентификации и иллюстрации выводов.

Виды, методы и приемы следственной (запечатлевающей) фотографии

Для последующей классификации следственной фотографии избраны следующие основания: по объекту (виду) съемки; по способу (методу) съемки; по назначению судебного снимка (приемы съемки).

Вид следственной фотографии - это объекты, которые попадают в орбиту следствия, и сами следственные действия.

Методы следственной фотографии - это практическая деятельность при проведении съемки следственных действий, объектов и следов.

Приемы съемки - это запечатление на фотоснимке определенного объема информации для решения следственно-тактических задач.

Таким образом, следственная фотография - это научно разработанная система видов, приемов, методов фотографической съемки, применяемых в процессе предварительного следствия для запечатления материальных данных, имеющих доказательное значение, и для исследования вещественных доказательств в оперативных целях.

Виды следственной фотографии:

  • фиксация отдельных следственных действий: осмотра места происшествия, следственного эксперимента, предъявления лиц или объектов для опознания, фотосъемка при производстве обыска и др.
  • фотосъемка живых лиц и трупов;
  • фотосъемка отдельных предметов, следов ног (обуви), рук, транспортных средств, орудий, инструментов и др.;
  • фотосъемка документов и других объектов, которые попали в орбиту следствия.

Методы следственной фотосъемки

При производстве судебно- оперативной фотосъемки следователь запечатлевает объекты с одной, двух и нескольких точек.

Основное внимание при производстве фотосъемки с одной точки направлено на то, чтобы не было перспективных искажений, а сами объекты выглядели так, как мы их обычно воспринимаем в действительности.

При фотосъемке с двух противоположных точек необходимо соблюдать следующие правила: снимаемый объект (участок) должен располагаться на одной воображаемой линии, расстояние от центрального объекта (или группы) до снимающего должно быть равным, при съемке на местности угол наклона к фотографируемому объекту одинаковый.

Фотосъемка с четырех точек предусматривает практически те же правила, что и съемка с двух противоположных точек. Добавляется только еще одно направление, и фактически съемка ведется по диагоналям квадрата или прямоугольника. Поэтому такую съемку иногда называют «съемка конвертом».

Панорамная фотосъемка (фотография) - это метод получения фотоснимка с измененным соотношением между сторонами фотокадра за счет увеличения его в длину (панорама может быть горизонтальной, вертикальной и наклонной).

Панорама может быть круговой или линейной. Разновидностью первой будет секторная панорама. Круговая и секторная панорама снимается с одной точки поворотом фотоаппарата (при необходимости запечатлеть объекты и местность вокруг) (рис. 11.1). Линейная панорама — перемещением фотоаппарата вдоль снимаемого объекта, при этом расстояние до снимаемого объекта должно быть постоянным, а оптическая ось — перпендикулярна к плоскости объекта (рис. 11.2).

Рис. 11.1. Схема сектроной панорамной съемки

Рис. 11.2. Схема линейной панорамной съемки

Для того чтобы не оказалось незафиксированных участков объекта на фотоснимках, необходимо при съемке «перекрывать» примерно на 10% один кадр другим. Линейной панорамой рекомендуется снимать плоское изображение. Секторная панорама удобней, например, для съемки поворота дороги, когда фотоаппарат располагается на одной точке внутри этого поворота. Стереоскопическая фотография дает возможность запечатлеть участок местности с объектами (или отдельные сложные объекты) объемными, т.е. так, как мы их видим в действительности двумя глазами.

Измерительная фотосъемка дает возможность определять по фотоснимку действительные размеры объектов и следов.

Измерительная фотосъемка с масштабной линейкой (масштабная фотосъемка) (рис. 11.3). Основа данного способа — получение на фотоснимке непосредственно с объектом масштаба в виде линейки. При производстве съемки необходимо уложить масштаб в плоскости снимаемого объекта. Плоскость пленки в фотоаппарате должна быть параллельна плоскости следа, а оптическая ось перпендикулярна к плоскости следа и проходить через его центр. Масштабная линейка располагается в кадре «с краю», миллиметровыми делениями в сторону объекта.

Опознавательная фотография (сигналитическая). При фотосъемке живых лиц фотоснимок изготавливается в 1 / 7 натуральной величины. Фотографируются правый профиль, анфас и в 3 / 4 слева. При необходимости человек фотографируется во весь рост в той одежде, в которой он был задержан, и т.п. Сигналитические фотоснимки изготавливаются размером 6x9 см и наклеиваются на одну фототаблицу рядом, причем слева фотоснимок «профиль», в центре «анфас» и справа 3 / 4

При сигиалитинеской фотосъемке трупа , которая осуществляется для его последующего опознания или регистрации, в случае

если не удалось установить личность, фотосъемка производится на столе (т.к. это, как правило, происходит в морге), изготавливается поясной портрет в 1 / 7 натуральной величины. Фотографируются правый профиль, 3 / 4 справа, анфас, 3 / 4 слева, левый профиль. При необходимости перед фотосъемкой производят туалет трупа (это не исключает обязательной съемки с повреждениями, т.е. в том виде, в каком труп обнаружен). Недопустимо (если не известно в какой одежде был обнаружен труп) одевать его во что-либо случайное. Освещение не должно давать глубоких теней и искажать внешний вид трупа.

При всех видах сигналитической съемки необходимо, чтобы волосы не закрывали ушную раковину и фотосъемка производилась без головного убора. Исключение составляет съемка задержанного лица, когда его фотографируют в той одежде, в которой оно было задержано.

Макрофотография - это производство фотосъемки криминалистических объектов в натуральную величину или с увеличением (как правило, не более 10-20 крат.). Макрофотография может производиться стационарными длиннофокусными фотоаппаратами, либо обычным с применением удлинительных насадочных колец.

Удлинительные кольца навинчиваются на фотоаппарат на место объектива, а в них ввинчивается штатный объектив. Комплект имеет три кольца различной высоты (8, 16, 25 мм), и таким образом в сумме можно получить дополнительно еще одно фокусное расстояние, т.е. превратить штатный объектив из 50 мм в 100 мм.

Рис. 11.3. Масштабная фотография гильзы

Цветная фотография — способ фиксации криминалистических объектов в цветном изображении. Одним из основных требований при проведении цветной фотосъемки на предварительном следствии и в экспертной практике является применение нейтрально- серой шкалы (может быть в виде линейки или круга), которая фотографируется рядом с цветным объектом, и учет контраста криминалистических объектов, съемка которых производится на цветные фотоматериалы.

Цифровая фотография (рис. 11.4) — способ фиксации криминалистических объектов, при котором фотохимические процессы получения изображения заменены электромагнитными. Однако качество цифровой фотографии пока еще остается ниже обычной 35 мм фотографии.

Рис. 11.4. Криминалистический комплект цифровой фотографии

Приемы следственной фотографии. По объему информации, запечатленной на фотоснимках, их можно классифицировать на ориентирующие, обзорные, узловые и детальные.

Ориентирующие фотоснимки содержат изображение места происшествия и прилегающего участка (рис. 11.5). Эти фотоснимки дают возможность уяснить положение места происшествия среди окружающих его объектов, как бы сориентироваться на местности.

Обзорные фотоснимки - это снимки, на которых запечатлено непосредственно само место происшествия (рис. 11.6). Границы фотоснимка должны примерно совпадать с границами места происшествия.

Рис. 11.5. Ориентирующая фотография

Узловая фотосъемка - это фиксация группы объектов, отдельных предметов или следов на месте происшествия, наиболее важных для расследуемого преступления (рис. 11.7).

Рис. 11.7. Узловая фотография

Рис. 11.8. Детальная фотография

Детальная фотосъемка - это фиксация отдельных (как правило небольших) объектов или следов на этих объектах, т.е. это запечат- ление деталей обстановки места происшествия (рис.11.8).

Рис. 11.6. Обзорная фотография

Виды, методы и приемы экспертной (исследовательской) фотографии

Под экспертной фотографией понимается научно разработанная система видов, методов фотосъемки, применяемая при производстве криминалистических экспертиз с целью запечатления объектов, следов и отдельных признаков для их сравнения в ходе исследования, иллюстрации заключения эксперта, а также для выявления невидимых и слабо видимых признаков.

Многие объекты, фигурирующие в следственной фотографии, методы, приемы используются также и в экспертной фотографии. Но есть и специфические, свойственные только экспертной фотографии.

При проведении экспертиз могут применяться следующие методы фотосъемки:

Микросъемка — метод получения фотоизображения с помощью микроскопа, соединенного с фотоаппаратом или с помощью специальных микрофотоустановок.

Контрастирующая, цветоделительная фотография (увеличение контраста). Основная задача — разделение очень близких по окраске объектов в целях выявления предметов, их диффереиции и анализа.

Цветоразлинение - фотографическое отделение от фона и преобразование слабовидимого (или невидимого) различия оттенков (цвета) оригинала в более яркое, видимое.

Цветовой контраст. Первичное усиление осуществляется подбором светофильтров и источников освещения. Для ослабления в позитиве цвета изображения используется светофильтр того же цвета, который необходимо ослабить, для усиления — фильтр дополнительного цвета. Для ослабления цветового контраста необходимы материалы, чувствительные к данному цвету, для усиления, наоборот, малочувствительные к данному цвету.

Съемка при особых условиях освещения. В основном — это выявление рельефной поверхности с помощью теневой съемки и выявление бесцветных пятен, следов, штрихов и т.д. за счет зеркального или рассеянного отражения (съемка рефлектирующих следов).

Съемка в инфракрасных и ультрафиолетовых лунах. Фотосъемка в ультрафиолетовых лучах с помощью ультрафиолетовых осветителей «ОЛД-41», «Таир-2» позволят выявить и сфотографировать обычным фотоаппаратом па обычных черно-белых фотоматериалах следы травления, неоднородные материалы документов и неоднородные красители (которые при обычном освещении воспринимаются как однородные), инородные волокна, пятна и др.

Действием инфракрасных лучей, например проникновением их через «залитые» тексты, можно запечатлеть эти тексты при фотосъемке через электронно-оптический преобразователь.

Рентгенорадиография. Это метод получения изображения в результате просвечивания объекта рентгено-, гамма- и бета-лучами. Данный метод съемки применяется при исследовании внутреннего устройства и состояния боевых частей огнестрельного оружия, деталей замков (жесткие коротковолновые рентгенолучи); выявления текстов, написанных невидимыми чернилами, содержащими соли тяжелых металлов.

В спектрографии для фотосъемки результатов спектрального анализа используются специальные (спектральные) фотопластинки, обладающие высокой разрешающей способностью.

Цветная фотография при проведении экспертных исследований применяется в тех случаях, когда цвет является иллюстрацией процесса исследования, выявления и фиксации невидимого цветного изображения, иллюстрацией достигнутых экспертом результатов.

Голографичеекие методы съемки используются в настоящее время как для фиксации, так и для исследования криминалистических объектов. Если на проявленную голограмму направить луч лазера, то в пространстве возникает объемное изображение зафиксированного объекта, содержащее полную информацию о нем.

Наиболее широко голографичеекие методы сейчас используются в криминалистическом исследовании документов для различения штрихов графитных карандашей, синих копирок, черных и синих чернил посредством цветоделительной съемки, а также для прочтения залитых, зачеркнутых, замазанных записей и оттисков, восстановления вытравленных, угасших, смытых текстов, выявления дописок и других изменений в документах посредством лазерной люминесценции.

Таким образом, назначение экспертной фотографии можно определить решаемыми ею задачами: иллюстрация проводимого сравнительного исследования, выявление маловидимого и невидимого, наглядное подтверждение фотографиями заключения эксперта.

Процессуальное закрепление и оформление фотосъемки при расследовании преступлений

Результаты фотосъемки могут быть использованы в уголовном деле лишь при надлежащем процессуальном их оформлении.

В протоколах следственных действии, в ходе которых применялась фотосъемка, должны быть отражены следующие сведения:

  • применение фотографических средств (тип аппарата, вид объектива, марка светофильтра, используемый фотоматериал, осветители и др.);
  • объекты фотографирования;
  • условия, порядок и методы фотографирования, характер освещения, время съемки, указание на плане или схеме места происшествия, точек съемки;
  • о полученных результатах (когда это требуется).

Приобщаемые к протоколу фотоснимки следует оформлять в виде фототаблиц. Под каждым снимком необходимо ставить номер и давать краткую пояснительную надпись. Каждый снимок скрепляется печатью следственного органа (при этом одна часть оттиска печати располагается на краю фотоснимка, а другая — на бумаге таблицы). Фототаблицы должны иметь заголовки, в которых отмечается, к протоколу какого следственного действия они прилагаются, и указывается дата его проведения. Для подтверждения достоверности снимков они заверяются подписью следователя и лица, производившего фотографирование (при возможности подписями понятых и участников следственных действий).

Фототаблицы (и негативы в пакете с аналогичной пояснительной надписью) как приложения к протоколу подшиваются в уголовные дела вместе с протоколом следственного действия. О применении фотосъемки при производстве криминалистической экспертизы указывается в исследовательской части заключения эксперта, где также указываются вид фотосъемки и основные ее условия.

Фотоснимки, прилагаемые к заключению эксперта, также оформляются в виде фототаблиц. Под каждым снимком дается краткая пояснительная надпись.

Задание №1.

Определить масштаб изображения, необходимый для макросъемки следующих объектов: отпечатка пальца руки, фрагмента машинописного или рукописного текста, фотоснимка, деревянного бруска и следов давления, скольжения и сверления на нем.

Успешная работа при макросъемке зависит не только от знания основных узлов фотоустановок и принципа их эксплуатации. Перед съемкой необходимо определить основные ее параметры: масштаб изображения, фокусное расстояние объектива, растяжение меха фотокамеры и предметное расстояние, оптимальное значение диафрагмы и коэффициент увеличения выдержки. Без этих данных можно затратить немало усилий и времени, но так и не получить изображение предмета.

Порядок выполнения работы:

  • 1. Замеряем линейкой с миллиметровыми делениями длину (ширину, диаметр) объектов (следов) и определяем масштаб изображения, необходимый для съемки каждого из них.
  • 2. Рассчитываем остальные параметры макросъемки, а полученные данные оформляем в таблице 1.
  • 3. Замеряем длину изображения линейки или отобразившейся ее части на фотоснимке с помощью обычной линейки и определяем масштаб изображения. Полученные данные оформляем в таблице 2.

l -- линейные размеры изображения;

L -- линейные размеры изображаемого объекта.

Таблица 1 Параметры макросъемки для объектов репро- и макрофотографии

Объект съемки

Длина объекта L, мм

Масштаб изображения для формата кадра 9х12 см

Фокусное расстояние объектива f, мм

Коэффициент увеличения выдержки

Сопряженные расстояния, в мм

предметное

Выдвижен. объектива

Деревянный брусок

Оголенные провода

Оголенные провода

Фрагмент текста

Таблица 2 Масштабы изображений объектов, определенных по фотоснимкам

В результате проведенной работы я научился определять масштаб изображения, необходимый для макросъемки различных объектов. Особенность данного вида съемки является то, что масштаб съемки зависит от размера фотографируемого объекта. Чем меньше размер, тем более крупный масштаб используется для съемки. Это принцип и является основополагающим при выборе масштаба съемки.

Работа № 2

Определение интервала увеличений, получаемых на фотоустановках СБ_2, Уларус.

Задание 1. Изучить устройство фотографических установок СБ_2, Уларус, освоить принцип работы, приобрести навыки по их эксплуатации.

Задание 2. Определить пределы увеличений, получаемые на фотоустановках СБ_2, Уларус с входящими в их комплект объективами для фотокамер с форматом кадра 9 х 12 см.

Оборудование и приспособления: фотоустановки СБ_2, Уларус; объективы Индустар_55У с f = 140 мм, Индустар_58 с f = 75 мм, Индустар-50-2 с f = 50 мм, Индустар_69М с f = 28 мм; визир, 30_см линейка, масштабная линейка, рулетка, микроосветитель ОИ_19, деревянный брусок.

Порядок выполнения работы :

  • 1. Установить объектив с f = 140 мм (75 мм, 50 мм, 28 мм) и визир на фотокамеру. Диафрагма объектива открыта.
  • 2. Установить под объективом 30_см линейку, включить софиты бокового света. При работе с объективами Индустар_50_2, Индустар_69М линейку устанавливать на деревянном бруске, а ее участки освещать микроосветителем ОИ_19.
  • 3. Растянуть (сжать) мех фотокамеры, замерить рулеткой расстояние между центром объектива и верхней плоскостью плиты фотокамеры.
  • 4. Поднимая или опуская фотокамеру, получить резкое изображение объекта на матовом стекле визира и замерить расстояние между центром объектива и верхней плоскостью линейки.
  • 5. Замерить длину изображения линейки или отобразившейся ее части на матовом стекле визира с помощью масштабной линейки.
  • 6. По полученным данным определить масштабы изображений:
    • а) по зависимости его изменения от величины фокусного расстояния объектива и растяжения меха камеры;
    • б) по соотношению размеров изображения и объекта и оформить в таблице 3.

Фотографии были сделаны на фотокамеру Sony DSC-H1 с зумом 12х (от 36 до 432 мм).

Таблица 3 Пределы увеличений, получаемые на фотоустановке фотоустановке СБ-2 (Уларус) с фотокамерой 9 х 12.

Фокусное расстояние объектива (f, мм)

Растяжение меха фотокамеры (b, мм)

Предметное расстояние (а, мм)

Масштаб изображения

В данной работе я использовал фотоаппарат Sony PSC-H1. С помощью данного аппарата я научился определять масштаб получаемого изображения, основываясь на фокусном расстоянии объектива и растяжении меха камеры (зум).

Работа № 3

Макрофотографирование объектов и следов.

Задание 1. Сфотографировать электропровода с термическим воздействием при лобовом, боковом и косонаправленном освещении.

Задание 2. Сфотографировать деталь объекта: а) оплавление; б) место скрутки, в) термическое повреждение изоляции.

ФОТОТАБЛИЦА


Фотография №1.Лобовая съемка электропроводов с термическим воздействием.


Фотография №2. Съемка места скрутки электропроводов с термическим повреждением.


Фотография №3. Съемка при боковом, косонаправленном освещении электропроводов с термическими повреждениями.


Фотография №4. Съемка оплавления электропроводов с термическим повреждением.

В данной работе я изучил основы макрофотографирования объекта и следов, на примере фотосъемки обугленных и оплавленных электропроводов. При данном виде съемки объекты нужно фотографировать на белом (светлом) фоне, с присутствием измерительной линейки и номера образца.

Работа № 4

Репродуцирование оригиналов.

Задание 1. Получить фотокопии штриховых оригиналов: фрагмента дактилоскопической карты, отпечатка пальца руки, подписи.

Задание 2. Получить фотокопию полутонового оригинала - фотоснимка разыскиваемого лица или журнальной иллюстрации.

:

  • · фотоустановка СБ_2 или Уларус,
  • · объективы Индустар_55У с f = 140 мм и Индустар_58У с f = 75 мм,
  • · визир,
  • · кассета,
  • · белый и черный лист бумаги,
  • · 30_см линейка,
  • · масштабная линейка,

Порядок выполнения работы :

  • 1. Подготавливаю к съемке фотографическую установку СБ_2 или Уларус; устанавливаю боковое двустороннее освещение и проверяю его равномерность.
  • 2. Устанавливаю необходимый для съемки масштаб изображения. Оригиналы репродуцирую в следующей последовательности: сначала штриховые по мере уменьшения их размеров, затем полутоновой, а в последнюю очередь многоцветный.

ФОТОТАБЛИЦА

Выполнил: Коваленко Дмитрий Андреевич.


Фотография №1. Съемка отпечатка пальца руки.


Фотография №2. Съемка отпечатка пальца руки.


Фотография №3. Фотокопия полутонового оригинала-фотоснимка из фототаблицы.


Фотография №4. Фотокопия полутонового оригинала-фотоснимка из фототаблицы.


Фотография №5. Фотокопия подписи.


Фотография №6. Фотокопия цветной журнальной иллюстрации.

В данной работе я научился репродукционной фотосъемке. С помощью данного вида съемки мы можем получить фотокопии оригиналов.

Работа № 5

Микрофотографирование объектов и следов.

Задание 1. Сфотографировать след перекуса на алюминиевой проволоке, используя микрофотографические системы:

  • а) с объективом микроскопа;
  • б) с объективом и окуляром микроскопа;
  • в) с объективом, окуляром микроскопа и объективом фотокамеры.

Задание 2. Сфотографировать след скольжения на медной пластинке:

  • а) при косонаправленном освещении;
  • б) при вертикальном (опаковом) освещении.

Оборудование и приспособления :

  • · фотокамера СБ_2 или Уларус,
  • · микроскоп с объективом 3 - 4 х и окуляром 5 - 8 х,
  • · объектив фотокамеры Индустар_55У с f = 140 мм,
  • · визир,
  • · кассета,
  • · предметное стекло и стекло для опак-иллюминатора,
  • · штатив,
  • · принадлежности для обработки фотоматериалов.

Порядок выполнения работы :

  • 1. Подготавливаю к съемке фотоустановку СБ_2 или Уларус, микроскоп, объективы, окуляры и приспособления.
  • 2. Закрепляю на предметном стекле алюминиевую проволоку, медную пластинку, соблюдая параллельность участка со следом плоскости стекла, и устанавливаю на предметном столике микроскопа под объективом.
  • 3. Устанавливаю освещение:
    • а) одностороннее косонаправленное, направляемое перпендикулярно трассам, для следа перекуса на проволоке;
    • б) одностороннее косонаправленное и вертикальное для следа скольжения на медной пластинке.
  • 4. Согласно заданию устанавливаю микрофотографическую систему; изменяя растяжение меха камеры, подбираю необходимое увеличение :
    • а) изображение следа перекуса на проволоке при съемке с объективом микроскопа не должно выходить за пределы кадра; съемку с другими микрофотографическими системами провожу, не изменяя положения фотокамеры;
    • б) при съемке следа скольжения на медной пластинке ширина его на изображении должна превышать 1/3 -1/4 части кадра.
  • 5. При выбранном увеличении сфокусирую изображение и нахожу положение объекта, при котором фотографируемый участок параллелен плоскости фотоматериала.
  • 6. Замеряю растяжение меха фотокамеры и определяю подобранное для съемки увеличение.
  • 7. Провожу пробную съемку, экспонируя участки фотоматериала через равные промежутки времени.
  • 8. По полученным плотностям пробы определяю оптимальную выдержку и провожу съемку объектов согласно заданию.

Фотография №7. Микрофотография монеты.

В данной работе я изучил основы микрофотографии. При данном виде съемки необходимо использование специального оборудования -- микроскопа.

Работа № 6

Ослабление и усиление цветового контраста

Задание 1. Ослабить цветовой контраст участка (участков) объекта.

Задание 2. Усилить цветовой контраст участка (участков) объекта.

Порядок выполнения работы :

  • 1. Решить задачи по изменению цветового контраста, предложенные преподавателем или указанные в задании: найти зону эффективного освещения и подобрать необходимые для ее выделения светофильтры и фотоматериалы, составить схемы цветоразличения. Если при решении двух задач окажется, что эффективное освещение соответствует одной и той же спектральной зоне, то при съемке в одном случае ее выделять посредством соответствующего светофильтра, а в другом -- применением несенсибилизированного или ортохроматического фотоматериала.
  • 2. Подготовить к съемке фотоустановку, установить объект и равномерное освещение. В качестве источников света использовать лампы накаливания: либо софиты бокового света, либо микроосветители ОИ_19.
  • 3. Подобрать необходимый для съемки масштаб, сфокусировать изображение и установить значение диафрагмы 8 -- 11.
  • 4. Провести пробную съемку и определить оптимальную выдержку для каждого случая изменения цветового контраста. Выделяя зону эффективного освещения, светофильтры устанавливают за объективом.
  • 5. С подобранной выдержкой провести цветоразличительную съемку.

ФОТОТАБЛИЦА


Фотография №8. Цветовой контраст объекта нормальный.


Фотография №9. При съемке был увеличены настройки контраста объекта (усилен цветовой контраст).


Фотография №10. При съемке были уменьшены настройки контраста объекта (ослаблен цветовой контраст).

В результате проведенной работе я научился использовать контрастность. При фотографировании объекта съемки мы уменьшаем/увеличиваем настройки контрастности на фотоаппарате Sony и сравниваем полученные изображения.

Работа № 7

Повышение различаемости слабовидимых деталей методом резкого маскирования

Задание 1. Изготовить с исходных негативов маски с заданной плотностью и контрастом.

Задание 2. Увеличить передаваемый на снимке интервал яркостей объекта методом резкого маскирования при точном совмещении изображений. Оборудование: копировальный прибор КП_8, копировальная рамка или покровное стекло, фотоувеличитель с объективом, секундомер, лист черной бумаги, принадлежности для обработки фотоматериалов.

Фотоматериалы и обрабатывающие растворы: фототехническая пленка и ФТ_20 (ФТ_10), фотобумага нормальная, контрастная или особоконтрастная, проявитель стандартный № 1, фиксаж кислый.

Порядок выполнения работы :

  • 1. Подготавливаем или получаем у преподавателя негативы :
    • а) с изображением штрихов вдавленного текста при одностороннем косонаправленном освещении (практическая работа № 1);
    • б) с изображение документа в видимой части спектра и в отраженных УФ-лучах.
  • 2. Подготавливаем к работе копировальный прибор КП_8 или копировальную рамку с фотоувеличителем, приспособления, рабочее место для обработки фотоматериалов.
  • 3. Подбираем выдержку и время проявления фотоматериала для изготовления масок:
    • а) отэкспонируем участки пленки форматом 9х12 см через равные промежутки времени. Интервал между выдержками подобрать исходя из плотности исходного негатива;
    • б) разрезаем пленку на три части и проявляем первую - 1,5 мин, вторую - 2,0 мин, третью - 2,5 мин;
    • в) высушиваем пробные куски пленки и, совместив по характерным деталям с изображением негатива, подбираем участок, на котором плотность несколько ниже или приближена к плотности негатива.
  • 4. С установленными по участку пробы выдержкой и временем проявления изготавливаем резкие маски.
  • 5. По характерным деталям или меткам совмещаем изображения, отпечатываем снимки и оформляем работу.

ФОТОТАБЛИЦА

Выполнил: Коваленко Дмитрий Андреевич.

Фотография №11. Цветовой контраст объекта нормальный.


Фотография №12. При съемке были уменьшены настройки яркости объекта (ослаблена яркость).


Фотография №13. При съемке были увеличены настройки контраста объекта (усилен цветовой контраст).

В результате проведенной работе я научился использовать яркость. При фотографировании объекта съемки мы уменьшаем, увеличиваем настройки яркости на фотоаппарате Sony и сравниваем полученные изображения.

Работа № 8

Фотографирование в отраженных ИК- лучах

Задание 1. Сфотографировать учебный объект в видимом свете.

Задание 2. Выявить залитый текст при съемке объекта в отраженных ИК- лучах:

  • а) прямым методом;
  • б) косвенным методом на ЭОПе.

Задание 3. Сфотографировать заклеенный текст на документе в проходящих ИК- лучах:

  • а) прямым методом;
  • б) косвенным методом на ЭОПе.

Задание 4. Выявить выцветший текст методом фотографирования картины ИК- люминесценции на исследуемом объекте.

Оборудование и приспособления: фотоустановка СБ_2 или Уларус, объектив Индустар_55У, визир, 35_мм кассета и кассета 9х12 см, электронно-оптический преобразователь Рельеф_4 с насадкой для съемки, фотоаппарат Зенит_Е с объективом Гелиос_44, светофильтры ИКС_1, КС_17 (КС_18), СЗС_22 (СЗС_21) - 2 шт, СЗС_16 или стеклянные пластинки - 2 шт., два штатива, принадлежности для обработки фотоматериалов.

Фотоматериалы и обрабатывающие растворы: негативная пленка листовая ФТ_20 (ФТ_10); фотопластинки Инфра_740 (Инфра_780) или 35_мм фотопленка И_810 - 2 (Киноинфра, И_740М), фотопленка Микрат-орто (Микрат_Н), фотобумага нормальная; проявитель стандартный № 1, 5, фиксаж кислый.

Порядок выполнения работы:

  • 1. Подготовить к работе фотоустановку СБ_2 или Уларус.
  • 2. Установить освещение: для съемки в видимом свете от софитов бокового света; для съемки в отраженных ИК- лучах на установке СБ_2 от софитов бокового света, на установке Уларус от осветителей ИК или микроосветителей ОИ_19, для съемки в проходящих ИК- лучах от микроосветителей ОИ_19; для съемки картины ИК- люминесценции от осветителей Таран_3М или микроосветителей ОИ_19.
  • 3. Установить требуемый масштаб съемки, сфокусировать изображение и закрепить положение фотокамеры.
  • 4. Произвести съемку учебного объекта в отраженных, проходящих ИК- лучах, а также картину ИК- люминесценции, используя необходимые светофильтры, фотоматериалы. При съемке в отраженных и проходящих ИК_ лучах оптимальную экспозицию подбирают экспериментально. Интенсивность ИК- люминесценции незначительна, выдержки при съемке достигают 5 - 30 мин. и устанавливаются согласно рекомендациям преподавателя.
  • 6. Обработать экспонированный фотоматериал, с полученных негативов отпечатать снимки и оформить работу.

Порядок выполнения работы на ЭОПе “РЕЛЬЕФ - 4”

  • 1. Перед включением тумблера “Сеть”убедиться, что на приборе установлен объектив со светофильтром ИКС_1.
  • 2. При исследовании объекта в отраженных ИК- лучах включить осветители бокового света тумблерами “подсвет левый”, “подсвет правый”, а в проходящих - “подсвет снизу” и установить необходимую мощность накала на лампах. Исправному прибору соответствует яркое свечение экрана электронно-лучевой трубки, наблюдаемое в окуляре.
  • 3. Изменяя растяжение меха камеры и положение электронного блока, подобрать требуемый масштаб, чтобы изображение учебного объекта размещалось в пределах кадра, и сфокусировать изображение, а, вращая окуляр в насадке, скорректировать оптическую систему прибора применительно к особенностям зрения работающего.
  • 4. При регистрации результатов исследования вместо насадки с окуляром установить насадку с фотокамерой.
  • 5. Дополнительно сфокусировать изображение кольцом фокусировки на оправе объектива фотокамеры. Наводка на резкость осуществляется при открытой диафрагме, так как освещенность на экране низка.
  • 6. Зарядить фотоаппарат пленкой, чувствительной к излучению люминофора, и подобрать оптимальную выдержку: при съемке в отраженных ИК- лучах фотоматериалу сообщать пробные выдержки 1/30, 1, 2, 5 сек, а при съемке в проходящих - 2, 5, 10, 20 сек.
  • 7. С подобранной выдержкой сфотографировать учебный объект в отраженных и проходящих ИК- лучах, и обработать экспонированный фотоматериал.
  • 8. С полученных негативов отпечатать снимки и оформить работу.

ФОТОТАБЛИЦА

Выполнил: Коваленко Дмитрий Андреевич.


Фотография №14. Фотография объекта сделана в ИК-лучах.


Фотография №14. Фотография денежных знаков сделана в ИК-лучах.

В результате проведенной работы я научился с помощью специального оборудования фотографировать объекты в ИК-лучах. ИК-лучи используются повсеместно в пультах дистанционного управления, системах автоматики и охранных системах. ИК излучения позволяют фотографировать объекты с тепловым излучением.

фотографический репродуцирование экспонирование

Работа № 9

Фотографирование в отраженных УФ- лучах

Задание 1. Сфотографировать документ с вытравленными записями в отраженных УФ- и видимых лучах.

Задание 2. Сфотографировать видимую люминесценцию сине-голубого, желто-зеленого или оранжево-красного цвета на документе с угасшим текстом.

Задание 3. Сфотографировать документ с угасшим текстом в видимом свете.

Оборудование : объектив Индустар_55У, визир, кассета, белый и черный фон, масштабная линейка, два источника УФ- излучения ОЛД_41, два штатива, заградительные светофильтры, принадлежности для обработки фотоматериалов.

Фотоматериалы и обрабатывающие растворы: негативная пленка ФТ_20 (ФТ_30), ФН_64 (ФТ_22), фотобумага нормальная, проявитель стандартный № 1, фиксаж кислый.

Порядок выполнения работы :

  • 1. Подготавливаем к работе фотоустановку СБ_2 или Уларус.
  • 2. Устанавливаем двустороннее равномерное освещение: для съемки в видимом свете от софитов бокового света; для съемки в отраженных УФ- лучах и видимой люминесценции от осветителей ОЛД_41.
  • 3. Подбираем необходимый для съемки масштаб и сфокусируем изображение объекта, устанавливаем требуемое значение диафрагмы на объективе и зафиксируем положение фотокамеры.
  • 4. Заряжаем кассету несенсибилизированным фотоматериалом и фотографируем объект в отраженных УФ- и видимых лучах, предварительно определив оптимальную выдержку.

Указание : съемку вести при неизменном положении объекта и фотокамеры.

  • 5. Оцениваем цвет излучения, возбужденного УФ- лучами на объекте с угасшим текстом, подбираем заградительный светофильтр и фотоматериал, чувствительный к данному излучению, и фотографируем видимую люминесценцию.
  • 6. Съемку картины люминесценции ведем непосредственно на полный формат фотопленки, минуя пробную съемку. При значении диафрагмы объектива 8 для люминесцентного свечения слабой интенсивности выдержка составляет 4 - 5 мин, а для высокой - 1,5 - 2 мин. В случае недодержки или передержки выдержку корректируем.
  • 7. С полученных негативов отпечатываем снимки и оформляем работу, отразив условия съемки: схемы фотографирования, применяемые светофильтры, фотоматериалы.

Указание : негативы, полученные при съемке документа с вытравленным текстом в отраженных ультрафиолетовых и видимых лучах, сохранить для практической работы по контрастирующей фотографии.

ФОТОТАБЛИЦА

Выполнил: Коваленко Дмитрий Андреевич.


Фотография №15. Фотография денежного знака достоинством в 100 рублей сделана с использованием УФ-лучей.


Фотография №16. Фотография денежного знака достоинством в 50 евро сделана с использованием УФ-лучей.

В результате проведенной работы я научился с помощью специального оборудования фотографировать объекты в УФ-лучах. УФ-лучи используются для определения подлинности денежных знаков по люминесцирующим свойствам банкноты. При этом банкнотная бумага не светится в УФ-лучах, а элементы дизайна люминесцируют разными цветами.

Список использованных источников

  • 1. Башкатов В.К. Судебно-фотографическая экспертиза: Учебное пособие. М.: Академия МВД СССР,1980. -- 214 с.
  • 2. Герасимов Н.И., Гусев А.А., Макаров И.В. и др. / Под ред.: Силкин П.Ф., Эйсман А.А.: Криминалистическая экспертиза: Судебная фотография. Учебник. Выпуск 3: Разд. 4. . М.: Изд-во ВШ МВД СССР, 1969. -- 215 с.
  • 3. Журба Ю.И. Краткий справочник по фотографическим процессам и материалам. М.: "Искусство", 1990. -- 157 с.
  • 4. Зайцев В.В., Душеин С.В., Егоров А.Г., Хрусталёв В.Н. Судебная фотография. Учебник для вузов. М.: «Питер», 2005. -- 368 с.
  • 5. Корухов Ю.Г.: Общая и судебная фотография. Учебное пособие. М.: Юрид. лит.,1975. -- 150 с.
  • 6. Курский Л.Д., Фельдман Я.Д. Иллюстрированное пособие по обучению фотосъемке. Практ. пособие. М.: Высшая школа,1991. -- 164 с.
  • 7. Леви А.А., Горинов Ю.А. Звукозапись и видеозапись в уголовном судопроизводстве. М.: Юрид. лит.,1983. -- 231 с.
  • 8. Микулин В.П. 25 уроков фотографии. М.:"Искусство", 1975.-- 305 с.
  • 9. Селиванов Н.А., Эйсман А.А. Судебная фотография. Учебное пособие. М.: Юрид. лит.,1965. -- 231 с.
  • 10. Сырков С.М., Моисеев А.П. Фотографирование на месте происшествия. Часть 1 Общие положения. М.: ВНИИ МВД СССР.1980. -- 183 с.
  • 11. Фельдман Я.Д., Курский Л.Д. Техника и технология фотосъемки. Учебное пособие для техникумов. / Под ред. Р.Н. Ильина. М.: Легкая и пищ. промышленность. 1981. -- 240 с.
  • 12. Чибисов К.В. Общая фотография. М.:"Искусство",1984. -- 368 с.
  • 13. Эйнгорн Э. Основы фотографии. М.:"Искусство",1989. -- 415 с.

Фотографический процесс - это совокупность опе­раций, выполняемых с целью получения фотоснимка или кинофильма. Этот процесс состоит из следующих этапов:

1) подготовительного (подготовка съемочной аппаратуры, места съемки и объекта съемки);

2) фотосъемки или киносъемки;

3) негативного процесса и

4) позитивного процесса (рис. 41).

Для фотосъемки (киносъемки фотоаппарат) (киноаппарат) заряжается негативным светочувствительным материалом - фотопленкой (кинопленкой). Светочувствительный слой ее обычно состоит из бромистого серебра. Свет, отраженный от фотографируемого объекта, воздействует на светочувствительный слой и образует «скрытое изображение». При этом в светочувствительном слое возникают зерна металлического серебра, число которых возрастает при увеличении яркости объекта.

Негативный процесс представляет собой обработку от снятой фотопленки в двух химических растворах - проявителе и закрепителе. Под действием прояви­теля на пленке появляется черно-белое изображение сфотографиро­ванных предметов, а закрепитель удаляет неиспользованные остатки светочувствительного вещества.

Позитивный процесс осуществляется контактным или проекционным способом (с помощью;

фотоувеличителя). Проходя через негатив, лучи света воздействуют на 3 бумагу, покрытую светочувствительным слоем - фотобумагу. Образующееся скрытое изображение превращается затем в видимое в" растворах проявителя и закрепителя.

При обработке кинопленки применяют два варианта позитивного процесса. Первый отличается от фотопечати только тем, что через кинопленку - негатив - засвечивается не фотобумага, а другая кинопленка. Во втором варианте металлическое серебро, образовавшееся в процессе проявления, растворяют и удаляют из светочувстви­тельного слоя. Оставшееся на пленке бромистое серебро подвергают засвечиванию, направляя на пленку яркий свет. В результате засвечивания и второго проявления остатки бромистого серебра восстанавлива­ются в металлическое серебро.

Фото- и киносъемка спортивных движений производятся в есте­ственных условиях тренировок и соревнований или в специально организованных условиях. Например, одним из интересных применений, киносъемки в спорте является подводная съемка, позволяющая зарегистрировать технику движений пловца. Для этого одна из стенок: бассейна (ниже уровня воды) изготавливается из прозрачного материала, и через нее ведется съемка, или кинокамеру помещают в водонепроницаемый ящик (бокс) с прозрачным окном.

Для получения количественных данных спортсмена фотографируют на фоне масштабной рейки или сетки. Съемочную камеру направляют так, чтобы оптическая ось объектива была перпендикулярна к плоско­сти изучаемого движения. Различают фронтальную, са­гиттальную (боковую) и зенитную съемку (съе­мочная камера располагается соответственно перед спортсменом, сбоку от него или над ним).


Точность съемки зависит от правильного выбора съемочного расстояния, т. е. расстояния от плоскости изучаемого движения до объектива съемочной камеры. Чем меньше это расстояние, тем меньше погрешность измерения координат неподвижного объекта, но зато тем больше нерезкость, смещенность изображения, возникающая при движении объекта. В каждом конкретном случае существует оптимальное съемочное расстояние. Например, при съемке киноаппара­том

где E o (м) - оптимальное съемочное расстояние, V (м/с) - скорость движения объекта съемки, F (см) - фокусное расстояние объекта, к - отношение времени экспонирования к времени смены кадров, с (см) - допустимая величина нерезкости (разрешающей способности), F (1/c) - частота кадров.

При правильном выборе направления съемки и съемочного расстояния и при использовании лучших образцов фотоаппаратуры, не предназначенной специально для измерений, удается снизить относи­тельную приведенную погрешность измерения координат до 1%. Погрешность измерения скорости и тем более ускорения в этом случае недопустимо велика.

Невысокая точность обычной фотографии и киносъемки стала причиной появления и развития фотограмметрии.

Негативный и позитивный процессы.

В состав фотографического, или эмульсионного слоя фотографического материала входят мельчайшие кристаллы светочувствительных галогенных солей серебра, распределенные во взвешенном состоянии в водном растворе желатины.

Этот слой наносится на стекло или негорючую пленочную основу.

В фотографии наибольшее распространение имеет негативно-позитивный способ получения фотографических изображений, складывающийся из следующих этапов: фотографическая съемка, негативный процесс, позитивный процесс.

Фотографическая съемка осуществляется с помощью фотографического аппарата - высокоточного оптического прибора, состоящего из большого количества различных узлов и механизмов, основными из которых являются: фотографический объектив с приспособлением, обеспечивающим наводку на резкость; затвор; светонепроницаемая камера, защищающая фотоматериал от постороннего света; видоискатель; кадровое окно; кассета со светочувствительным материалом.

ФОТООБЪЕКТИВ состоит из системы линз, дающей на светочувствительном слое действительное и обратное изображение объекта съемки

ЗАТВОР открывает доступ к фотослою изображения, проецируемого объективом. При этом проецирование осуществляется в течение точно установленного промежутка времени. Такое дозированное освещение фотослоя при съемке называется экспонированием, а промежуток времени, на который открывается затвор - выдержкой.

При фотографической съемке под действием света в различных участках светочувствительного слоя образуется незаметное глазом так называемое скрытое изображение. Далее светочувствительный материал сначала проявляют, то есть опускают в проявитель - специальный химический раствор, переводящий скрытое изображение в видимое. После споласкивания в воде пленку переносят во второй раствор, который удаляет из слоя остатки не подвергшегося освещению и не проявленного галогенного серебра. Этот раствор называется фиксажом, а процесс обработки в нем - фиксированием.

Описанный процесс химико-фотографической обработки называется негативным процессом, а полученное изображение - негативом. Изображение на негативе по светам и теням обратно объекту съемки, так как под действием света, отраженных от светлых участков объекта, на фотослое при съемке и обработке образуются большие почернения и, наоборот, под действием света, отраженного от его темных участков, на фотослое образуются малые почернения.

С негатива можно получить позитив, воспроизводящий по соотношению плотностей объект съемки. Процесс его изготовления складывается из экспонирования негативного материала, или фотопечати, и его химико-фотографической обработки. Фотопечать может осуществляться контактным и проекционным способами.

Свойства светочувствительных материалов.

Все фотографические материалы - сложные многослойные структуры, состоящие из большого количества специальных слоев (от 4 до 22 и более): подслой, эмульсионный слой, противоореольный слой, противоскручивающий слой и т. д.

Основные свойства: светочувствительность, контрастность, спектральная чувствительность, фотографическая широта, фотографическая вуаль, разрешающая способность. светочувствительность - способность фотоматериала давать те или иные почернения под действием белого цвета и проявления. Чем меньше чувствительность, тем больше света нужно для создания одинаковых почернений фотослоя. *** ГОСТ DIN ASA *** фотографическая широта - способность фотоматериала правильно воспроизводить интервал яркостей объекта съемки. коэффичент контрастности - показатель, обратный фотографической широте - показывает способность фотоматериала тем или иным различием почернений передавать различие яркостей объектов съемки. спектральная чувствительность - определяет степень реагирования эмульсионного слоя на различные цвета спектра. Чтобы негативные фотоматериалы были чувствительны к различным лучам спектра, в эмульсионный слой вводят оптические сенсибилизаторы.*** несенсибилизир., ортохром, изохром, панхром, изопанхром *** фотографическая вуаль - способность фотоматериала к почернению под воздействием проявителя даже в тех местах, на которые свет не действовал. разрешающая способность - характеризуется количеством линий, раздельно передаваемых на 1 мм эмульсионного слоя.

Вид Светочув-сть Коэфф. кон-ти Время проявки Широта Фотовуаль Разреш. спос-ть
Ф - 32 32 (32) 0,8 6 - 10 1,5 0,1 116
Ф - 65 65 (45) 0,8 6 - 10 1,5 0,16 92
Ф - 130 130 (90) 0,8 6 - 10 1,5 0,25 75
Ф - 250 250 (350) 0,8 6 - 10 1,5 0,30 70
Фт - 30 8 - 22 3,2 - - 0,08 116
М-т - 200 2,0 3,0 - - - 196
М-т - 300 2,5 4,5 - - - 300

Классификация фотоаппаратов, объективов и экспонометров.

Все существующие типы фотоаппаратов можно условно разделить на две основные группы: общего назначения (любит. и проф.) специальные (аэро-, рентген- и т.д.)

Фотоаппараты общего назначения классифицируются по: формату кадра конструктивным особенностям степени оснащенности типу затвора способу наводки на резкость степени автоматизации

По формату кадра: миниатюрные 14х21,12х17,10х14 полуформатные 18х24 малоформатные 24х36 28х28 среднеформатные 6х9 см, 6х7, 6х6, 4,5х6 крупноформатные 18х24 см, 13х18, 9х12, 8,5х10,5

По конструкции: складные - Искра, Москва жесткой конструкции - ФЭД, Зоркий, Киев зеркальные однообъективные - Зенит, Салют зеркальные двухобъективные - Любитель

По технической оснащенности: простейшие - Этюд простые - Смена среднего класса - Зоркий высокого класса - Зенит

Устройство фотоаппарата и функции его систем

ФОТООБЪЕКТИВ - важнейшая часть фотоаппарата, от которой, в основном, зависит качество получаемого изображения.

Фотообъективом может служить как простейшая линза, так и сложнейшие системы из 10-12 линз со встроенными зеркалами.

У каждого объектива есть своя техническая характеристика: величина фокусного расстояния, угол поля изображения, светосила, раз- решающая сила, а также много специальных характеристик.

ФОКУСНОЕ РАССТОЯНИЕ - расстояние от задней линзы объектива до точки, где образуется резкое изображение бесконечно удаленного предмета. Измеряется в мм. По соотношению фокусного расстояния и диагонали кадра объективы делятся на: нормальные (прим. равны) короткофокусные (меньше) длиннофокусные (больше) с переменным фокусным расстоянием

УГОЛ ПОЛЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ - ограничивается двумя лучами, проходящими через отверстие диафрагмы объектива и противоположными углами кадрового окна фотоаппарата. За пределами этого угла качество изображения резко падает. В зависимости от этого угла объективы бывают: нормальные 15-60 град. широкоугольные > 60 град. узкоугольные СВЕТОСИЛА - способность объектива создавать определенную освещенность изображения. Выражается светосила в так называемом относительном отверстии, которое равно отношению диаметра линзы (или диафрагмы) к фокусному расстоянию объектива. Значения относительного отверстия нанесены на оправе объектива и представляет собой ряд установленных чисел: 0,7; 1,0; 1,4; 2,0; 2,8; 4; 5,6; 8; 11; 16; 22; 32; 45 и 64. При изменении значения диафрагмы на 1 ступень освещенность изображения, так же как и светосила, изменяется в 2 раза. Просветление, многослойное просветление - способы увеличения светосилы (толщина пленки ~1/4 длины света). По светосиле объективы делятся на: сверхсветосильные 1:0,7 - 1:2 светосильные 1:2,8 - 1:4,5 светосильные 1:2,8 - 1:4,5

РАЗРЕШАЮЩАЯ СИЛА - способность объектива передавать мелкие детали изображения, выражается максимальным числом штрихов и промежутков на 1 мм в центре и на краю изображения. Наибольшее значение разрешающей силы получается при диафрагме 1:5,6 - 1: 11

ГЛУБИНА РЕЗКОСТИ - способность объектива давать практически резкие изображения предметов, находящихся от него на разном расстоянии. Она зависит от фокусного расстояния и диафрагмы. Необходимую диафрагму определяют по шкале глубины резкости

ФОТОЭКСПОНОМЕТР - устройство для определения экспозиции, то есть количества освещения, которое должно подействовать на фотослой для получения качественного изображения.

Фотоэкспонометры бывают встроенные в фотоаппарат и автономные. Те и другие делятся на экспонометры с селеновым фотоэлементом (без источника питания) и экспонометры с фотодиодами или фоторезисторами (с источниками питания).

Системы установки экспозиции в фотоаппаратах бывают: неавтоматические (ручные) по показателям экспонометра полуавтоматические автоматические (с предварительной установкой выдержки или диафрагмымы)

Растворы для обработки черно-белых фотоматериалов, их рецептура и приготовление.

ПРОЯВЛЕНИЕ - усиление скрытого изображения, образовавшегося в фотослое при экспонировании, в результате чего образуется видимое фотографическое изображение.

В состав проявляющих растворов входят следующие вещества: проявляющие: метол, гидрохинон, глицин, фенидон и т.д. образуют видимое изображение из зерен металлического серебра сохраняющие: сульфит натрия метабисульфит калия гидроксиламинсульфат сохраняют проявляющие вещества от окисления вступая во взаимодействие с продуктами окисления проявляющих веществ, образуют новые соединения, обладающие проявляющими свойствами повышает выход металлического серебра на каждую молекулу проявителя способствуют мелкозернистому проявлению ускоряющие: едкие щелочи, углекислые щелочи, бура, тринатрийфосфат. повышают активность проявляющих веществ способствуют стабильности работы проявителя противовуалирующие вещества: бромиды, иодиды, бензотриазол, нитробензимидазол

После проявления в эмульсионном слое остается около 75% не восстановленных солей серебра, которые могут на свету потемнеть и испортить изображение. Для их удаления применяется ФИКСИРОВАНИЕ.

Loading...Loading...