Пленочный фотоаппарат ломо. Всё для занятия ломографией. Чем так примечательны эти фотокамеры? Рассмотрим плюсы и минусы подробнее

Фотоаппараты LOMO"Instant представлены несколькими моделями с большим (8 х 10 см) и маленьким (5 х 9 см) размером кадра. Оба вида фотоаппаратов работают на кассетах и от оригинальной продукции компании фуджифильм отличаются не только и не столько приятным и качественным дизайном, а сколько количеством полезных настроек для самых требовательных фотографов и простых любителей экспериментальной фотографии.

В фотокамерах ломо можно вручную выставлять значение выдержки, управлять экспозицией, менять режимы съемки. Также в комплекте с фотоаппаратами идут сменные объективы и разноцветные гелевые фильтры. Таким образом снимать на ломо гораздо более лучше весело и интересно!



Стоимость ломо камер примерно в два раза выше чем стоимость казалось бы аналогичных фотоаппаратов Fujifilm Instax. Но количество потраченных денег щедро окупается широкими возможностями съемки и незабываемыми фото. Кому стоить обратить внимание на LOMO: людям творческих профессий и просто креативным и творческим личностям, готовым потратить на свое увлечение фотографией суммы немногим большие 10 тыс Р.

Цифровые фотокамеры произвели настоящую революцию в фотографическом мире и искусстве. Фотографией и раньше люди увлекались, но это требовало известных усилий, потому что плёночный фото-процесс был небыстрый. А теперь фотография стала занятием “проще некуда”. С технической точки зрения; с творческой ничего не изменилось, и это радует! Увлечение фотосъемкой стало доступно огромному количеству людей. Однако, при всей свой привлекательности и доступности, цифровая фотосъемка лишена своего обаяния и шарма, присущих пленочной фотографии. Вот и Ломографическое сообщество считает, что дни «пленки» отнюдь не сочтены и мир должен знать об этом.

Особенностью ломографической съемки является способ фотографирования. Делается это без использования видоискателя – снимки производятся из положения «от плеча», «от бедра», «от колена», из-за спины, на вытянутой руке - как угодно, главное быстро и «не целясь», а сама съемка ведется на простой автоматический пленочный фотоаппарат.

Название этого направления произошло от названия фотоаппаратов «ЛОМО», производства Ленинградского оптико-механического объединения. В свое время эти фотоаппараты выпускались миллионными тиражами и были доступны каждой советской семье. Так что, очень высока вероятность, того, что компактные пленочные «ЛОМО» до сих пор хранятся на антресолях во многих пост-советских семьях.

Вот на снимке фотоаппарат “Любитель” объединения “ЛОМО”. У моего деда был такой, правда, сломанный; он стал одной из моих первых детских игрушек. Ни о какой фотосъёмке в четырёхлетнем возрасте речи не шло. Мне просто нравилось, как с сухим треском открываются створки шахты. Да, он имеет шахтный видоискатель. И гораздо позже я узнал, что этот аппарат среднеформатный – рассчитан на широкую плёнку, и негативы получаются размером 6х6 сантиметров, а это в наше время считается круто! Мы ведь знаем, что среднеформатные Хассельблады стоят заоблачных денег и являются чуть ли не статусной вещью! А тут простой “Любитель”! 🙂

О том, как возникла ломография

Ломография, как новое фотографическое и очень креативное направление возникло в 1991 году в Австрии. Под ломографией понимается вид или способ фотографирования и окончательные фотоснимки, художественную ценность которых составляет не столько отдельное изображение на снимке, сколько общее количество фотографий, некая серия из них, объединенная одной, глобальной идеей.

Однажды два австрийских студента Венской академии искусств проводили каникулы в Праге. Один из них, в комиссионном магазинчике, шутки ради, за 12 долларов приобрел «адскую машину» – фотоаппарат «ЛОМО-компакт автомат». Во время путешествия по Праге, приятели фотографировали все подряд не утруждая себя заглядыванием в видоискатель.

Вернувшись домой и напечатав пражские фотографии, друзья выложили из них панно. То, что получилось в результате сильно их поразило: цвета фотографий были ярче и интенсивнее, чем обычно, а от снимков исходили незримые, но ощутимые волны тепла и доброты.

Из-за того, что камера передавала изображения со значительными цветовыми и геометрическими искажениями, получался как бы своеобразный и нетривиальный взгляд на окружающий мир. А отсутствие продуманной постановки кадра документировало повседневные жизненные события «как они есть». Удачному объединению технического несовершенства и фотографирования жизни, «как она есть», венские студенты дали название «ломография».

Приятели решили, что выставка ломографий (фотографий, снятых на «ЛОМО-компакт автомат») просто обязана состояться. При этом денег на организацию и проведение мероприятия у студентов не было. Друзья вышли из положения, зарегистрировав себя в качестве официальной организации и обратившись за помощью к Венским властям. Вот таким вот незамысловатым образом в 1991 году в Австрии появилось Международное Ломографическое общество.

В настоящее время Ломографическое сообщество - это мощнейшая организация, со своими представительствами в 70 странах. Ряды ломографов постоянно пополняются, а само фотографическое направление распространяется по миру семимильными шагами. Ломографические представительства помогают начинающим ломографам, распространяют свежие новости из других стран, устраивают и проводят ломоконкурсы, ломотусовки, ломовечеринки. Девизом ломографического общества является фраза «любовь и движение» – именно так австрийские создатели расшифровали название LoMo – «love and motion».

Фотоаппараты для ломографии

Далеко не всякий фотоаппарат, даже если он произведен на заводе ЛОМО, подходит для ломографии. Своеобразного и специфического «ломо-кадра», в большинстве случаев, можно добиться только лишь при помощи «ЛОМО-Компакт автомат». Это становится возможным из-за того, что аппарат оснащен широкоугольным объективом (за счет чего снимки получаются как бы виньетированными, с эффектом затемнения углов) и автоматическим экспонометром, который достаточно часто срабатывает не очень точно. Фотографии, снятые на этот аппарат получаются более резкими, более насыщенными и с характерными затемнениями по краям снимка.

Однако, Ломографическое сообщество распространяет и другие модели фотоаппаратов, предназначенных исключительно для ломографии.
Среди них:

  • одноразовые аппараты с заправленной пленкой на 24 снимка;
  • камеры для подводной съемки;
  • четырех-, восьми- и даже девятиобъктивные фотокамеры (в момент съемки получаются несколько мини-кадров, асинхронно ложащихся на фотоснимок. Это позволяет запечатлевать действия в движении);
  • камеры со встроенными вспышками, в которых предусмотрены сменные разноцветные фильтры для подсвечивания объекта в процессе съемки;
  • панорамные фотоаппараты с углом обзора 120 и 170 градусов;
  • камеры с объективами «рыбий глаз»;
  • и др.

Ломопроекты

Организуя и проводя свои многочисленные фотовыставки, ломографы, как творческие и креативно мыслящие люди, очень часто проводят необычные акции.

Например, создаются и растягиваются на многие метры коллажи-ломостены, являющиеся коллективным потоком сознания. Для создания таких коллажей отщелкивается не одна сотня фотопленок. Ломографическое сообщество бесплатно рассылает по всему миру ломокамеры, которые предназначаются не только известным личностям - звездам эстрады, театра, кино, политикам, спортсменам, общественным деятелям, но и обычным людям: рабочим, служащим, учителям, воспитателям и т. д. С возращенных пленок распечатываются фотографии и создаются коллажи, многие из которых экспонируются на мероприятиях мирового уровня. Как например, на известной во всем мире книжной ярмарке во Франкфурте-на-Майне, где была создана гигантская ломостена.

Обо всех мероприятиях и ломособытиях, происходящих в десятках стран, можно узнать на официальном сайте Ломографического сообщества , где публикуются новости о настоящих или предстоящих проектах, акциях и выставках.

Когда я готовил эту статью и просматривал ломофотки в Интернете, меня не покидало чувство, что ведь маститые фотографы правы: снимает не камера, а человек. Фотографию, которая рассказывает историю, можно сделать и на ломоаппарат, если знать, как смотреть на мир. И наоборот, большая, чёрная и тяжёлая фотокамера с самым устрашающим объективом поможет вам всего только выглядеть солидно и круто, а толку вряд ли принесёт, опять же если её обладатель не умеет смотреть на мир. Очень советую посмотреть в Яндексе картинки по поиску “ломография”, будет о чём задуматься. В творческом направлении.

С другой стороны, фотографии в ломо-стиле вполне можно делать и на недорогой цифровой фотик. Хотя это будет уже “не по правилам” (по правилам, ломография, это всё же плёнка), но поможет научиться креативно мыслить и креативно видеть.

И ещё, хотя об этом можно было написать в самом начале. Ломография, конечно, не имеет никакого отношения к фотостоковому бизнесу. Какие-то снимки могут быть приняты на стоки, но в качестве курьёза. Эта индустрия развёрнута в другую сторону. Ломографию можно уже называть своеобразным искусством. Была бы у меня возможность, я бы попробовал! Всё чаще ловлю себя на таком желании. 🙂

Современная цифровая фотография позволяет даже не особенно искушенным в тонкостях профессионального фотографического процесса любителям делать снимки высокого уровня исполнения. Четкие, глубокие, яркие, динамичные, с выраженными планами, с потрясающими цветами. Фотографирование стало заведомо успешным, а результат нажатия клавиши – заведомо предсказуемым. Кому-то нравятся именно такие фото, а кто-то нет-нет да и взгрустнет по тем золотым романтическим временам, когда процесс получения снимков не сводился к выбору сцены и бездумному нажимаю кнопки, а был сродни работе художника, долгому магического ритуалу, в результате которого всякий раз создавался свой неповторимый фотографический шедевр.

Фотографирование на пленку и перенос полученного изображения с пленки на бумагу – это многоэтапный процесс, который затягивал, завораживал и обещал немало открытий, сюрпризов, а порой даже своеобразных творческих откровений.

Несмотря на буйный расцвет цифровой фотографии, сегодня среди современных фотографов-творцов наберется немало таких, кто уверен, что настоящий фотошедевр можно получить только с помощью пленочной камеры, да и то не любой, а только специальной. Той, которая способна зафиксировать мгновенье в его первозданной красоте или порадовать абсолютно неожиданным кадром, мало вяжущимся с той сценой, которая была захвачена в визир.

Камеры для ломографии. Каждому художнику свои кисти

Ломография признает ценность не отдельно взятого удачного кадра, а всех фотоснимков в их многообразии, и абсолютно неважно, что на них и как запечатлено. Целью ломографии является документирование мгновений жизни Земли, а потому совершенно не имеет значения, что снимать и как снимать. Ценен результат, который при съемке пленочной камерой вслепую, от бедра, на вытянутой руке с большой долей вероятности будет непредсказуемым и точно неповторимым.

Итак, ломография – это вполне состоявшееся направление в художественной фотографии, позволяющее даже человеку со скромными задатками художника почувствовать себя настоящим творцом. Люди, увлеченные ломографией, охотятся за оригинальными снимками, которые чаще всего встречаются именно среди фото-брака.


Это художественное направление возникло в начале 80-х годов XX века, когда на Ленинградском объединении «ЛОМО» были запущены в серию камеры «ЛОМО Компакт-Автомат» («LOMO LC-A»). Инструмент получил огромную популярность среди творческой части населения тогда еще Советского союза и расходился по просторам огромной страны огромными тиражами.

Камера «ЛОМО Компакт-Автомат» - это эталонный фотоаппарат для ломографии. Увлечение это получило огромную популярность по всему свету, и сегодня камеры для ломографии купить можно без особенного труда не только в России. Такие фотоаппараты выпускаются как именитыми европейскими, так и малоизвестными азиатскими производителями. Разнообразие дизайнерских изысков в этой товарной группе просто поражает. Современные камеры для ломографии могут выглядеть как угодно. Это может быть по виду винтажный фотоаппарат в деталях повторяющий пленочную камеру начала прошлого вида, или футуристичный агрегат с многочисленными объективами и потрясающим дизайном.


Камера для ломографии может быть абсолютно любой, однако фотографы-ломографы принципиально не пользуются современными обычными фотоаппаратами, от которых просто ломятся полки супермаркетов. Дело в том, что камера – это еще и устройство распознавания типа «свой-чужой». Поэтому обычно для ломографии выбираются специальные камеры, которые изначально проектировались с учетом специфики применения.

Вторая жизнь старой-доброй фотопленки

Самые интересные ломо-снимки энтузиасты получают именно с помощью пленочных камер. Проблемой является то, что фотопленки перестали быть общедоступным товаром: повсеместно, как это было раньше, они больше не продаются. Еще сложнее купить специальные ломографические пленки. И уж точно придется основательно побегать, чтобы найти в продаже расходные материалы для черно-белой ломографии. Однако влюбленных в свое дело людей трудно остановить в их движении к поставленной цели, и магазин «Baza Record Shop» готов поддержать их в их беззаветном стремлении к прекрасному.


Все для ломографии – в «Baza Record Shop»

Заниматься любимым делом в удовольствие можно только тогда, когда под рукой есть все необходимое. Магазин «Baza Record Shop» предлагает поклонникам искусства ломографии все необходимое для этого интересного увлечения. В наличии и на заказ имеются специальные камеры и необходимые расходные материалы. В настоящее время в магазине можно купить качественную цветную и чёрно-белую фотопленку общего назначения, а также фотопленки для специальных камер.

Гонка мегапикселей, похоже, давно зашла в тупик, но понятно, что она еще не скоро закончится. Цифровых камер все больше, а люди все чаще ищут чего-то другого — того, что с гарантией избавляло бы от:

  • Навязанных предрассудков, связанных с оценкой качества изображения. Интересная фотография не всегда обязана быть четкой, иметь высокую детализацию и правильную цветопередачу!
  • Трат значительных сумм на оплату данных предрассудков.
  • Электронной библиотеки однообразных цифровых снимков, которые вряд ли когда-либо будут напечатаны на бумаге.

В отличие от цифровой зеркалки ломокамеры в большей степени являются творческим инструментом. Они дешевы, просты в устройстве и использовании, надежны. А главное, дарят владельцу неповторимое очарование «таинства», присущее только традиционной фотографии (никогда не знаешь заранее, что получится в итоге).

Человек, вооруженный ломокамерой, одним своим видом бросает вызов чужим стереотипам. Он не обязан думать о том, насколько удачными будут результаты, но должен всегда быть готов к совершению снимка.

Ломокамера становится предметом гардероба, но не всегда послушна воле своего хозяина. Она рассчитана не на игры с композицией и экспозицией , но предполагает быструю съемку «от бедра»: количество порождает качество. Кадры фиксируются на пленку — стандартную 35 мм или широкую (тип 120).

Holga 120N

«Хольга» — дешевая среднеформатная «мыльница», изобретенная в 1982 году в Гонконге и представляющая собой простейший аппарат с объективом из пластиковых линз, без встроенной вспышки. Название в оригинальной версии звучало Ho Gwong («очень ярко») — оно характеризует одно из главных свойств получаемого изображения. «Игрушкой» «Хольгу» считать никак нельзя, хотя формально она относится к числу toy-камер. Есть много потрясающих профессиональных фотографий, снятых именно на «Хольгу». Эта камера обладает «особым взглядом» на привычные вещи. В ней ценно именно «несовершенство» картинки, которое в умелых руках превращается в кисть художника: неестественно сочные оттенки, низкая детализация, шевеленка, темные углы.

Первая модель Holga 120S — с пластиковой оптикой, башмаком для внешней вспышки, форматом кадра 6 х 4,5 см. На смену ей пришла версия 120N — она отличается поддержкой двух форматов (6 x 4,5; 6 x 6), слегка модернизированной оптикой (также пластиковой), наличием выдержки Bulb .

Кроме того, можно найти в продаже версию «Хольги» со встроенной вспышкой, имеющей четыре цветных светофильтра (120FN), а также модификации со стеклянным объективом (Holga 120GN), стеклянным объективом и вспышкой (120GCFN). И даже вообще без объектива, вместо которого имеется крохотное отверстие — «Пинхольга». Все новые «Хольги» имеют возможность съемки квадратных кадров (6 x 6), но виньетирование на таком формате выше, чем при 6 x 4,5. Новые версии «Хольги» со стеклянными линзами и вспышкой почти не отличаются по цене от более простых вариантов. Но фотографы предпочитают именно самые простые «Хольги» — дело тут вовсе не в цене.

Так как модель 120N оснащена башмаком для внешней вспышки, имеет смысл обратить внимание на именно эту модель «Хольги». Пластиковый объектив имеет фокусное расстояние 60 мм и позволяет получать в зоне резкости объекты, находящиеся на расстоянии 1 м или более. Диафрагма имеет всего две установки — «солнечно» и «облачно».

LOMO Compact Automat

Первая советская автоматическая «мыльница», разработанная на Ленинградском оптико-механическом объединении (ЛОМО), вышедшая в тираж в 1984 году и давшая название жанру ломографии. В 1981 году министру оборонной промышленности СССР Игорю Корницкому на международной выставке кинофотоаппаратуры в Кельне подарили японскую компактную камеру Cosina CХ-2. Камера очень понравилась министру, и он поставил задачу создания подобного устройства в СССР.

За основу была взята камера Cosina, которую советские инженеры тщательно изучали в течение двух лет работы над советским аналогом . Работа под руководством Михаила Холомянского увенчалась запуском LC-A в производство 1983 году.

Первая партия, выпущенная небольшим тиражом, была вручена делегатам ХXVII съезда КПСС. Вскоре камера приобрела массовый успех. Производство LOMO Compact на заводе ЛОМО неоднократно возобновлялось, но заслуженное мировое признание камера получила только в середине 1990-х.

В наши дни LC-A в большей мере является предметом культа, чем техническим инструментом. В хорошем состоянии (ломаться нечему) аппарат можно приобрести в комиссионке — как правило, цена не превышает 2,5 тыс. рублей.

По современным меркам корпус LC-A несколько великоват для «мыльницы», но в карман помещается легко — масса 250 г при размерах 107 x 68 x 43,5 мм. Объектив «Минитар-1» имеет фокусное расстояние 32 мм при светосиле f/2,8. Он защищен шторкой, которая сдвигается с помощью рычажка. Затвор отсекает выдержки от 1/500 до 2 сек.

Широкоугольная оптика обеспечивает не только относительную универсальность камеры, но и снижает затраты времени на фокусировку. Владельцу LC-A нужно лишь выбрать на шкале расстояний одно из четырех значений: 0,8, 1,5 или 3 м, бесконечность. Наводка на резкость, таким образом, производится на глаз. Для компоновки кадра есть оптический видоискатель , хотя настоящие ломографы обходятся без него.

LC-A имеет два режима — автоматический и приоритет диафрагмы (А). Значение чувствительности пленки вводится вручную. Система замера экспозиции позволяет использовать оба режима при любых условиях освещения.

Объектив достаточно качественный, обеспечивает интересную цветопередачу (с яркими, насыщенными оттенками), но отличается сильным эффектом виньетирования (затемнения по углам кадра), благодаря которому сделанные LC-A фотографии легко отличить от других.

Камера не боится лютого мороза (-15) и, как говорят, даже падения с третьего этажа — в общем, очень-очень надежна. Во всех моментах, за исключением качества изображения. Оно непредсказуемо, и в этом главная прелесть LOMO. Художественный эффект создают: бочкообразные искажения , эффект шевеленки, затемненные края, красивое размытие фона.

Сегодня мы поговорим о фотоаппарате, которому повезло оставить яркий след в мировой фото-истории.

Герой обзора - это компактная камера ЛОМО Компакт-Автомат (ЛК-А, LC-A).
Что из себя представляет эта фотокамера? Да это просто мыльница, если говорить уж честно. Тривиальная мыльница. Никаких передовых идей от советской конструкторской мысли и никакого опередившего время функционала.

Зато, ЛК-А представляет из себя пример, как нужно делать надежные, дешевые фотоаппараты с электронной начинкой. Добавим сюда большое-пребольшое везение и вот вам рецепт мировой популярности. :о)

Но обо всем по порядку.

1980 год. Солидная советская делегация посещает выставку кинофотоаппаратуры, проходившую в немецком городе Кельн. Внимание товарищей привлекла японская компактная фотокамера Cosina CX-2.

Аппарат небольшой, удобный, с автоматической экспозицией, с модульной конструкцией.



Cosina всем понравилась, делегаты были высокопоставленные, в итоге родилось решение создать в СССР подобный аппарат.

Сказано – сделано. Разработку поручили ЛОМО.

К чести (или в качестве критики, тут с какой стороны посмотреть), нужно сказать, что просто копировать аппарат Cosina не стали. Не все японские технологии наша промышленность могла просто взять и воспроизвести.

Поэтому, новый аппарат создавался «с оглядкой» и «по мотивам», но с нуля самостоятельно.

Затвор, объектив, да и корпус, который в транспортном положении закрывает видоискатель и объектив - все это разработки конструкторов ЛОМО.

Давайте посмотрим подробнее, что за фотоаппарат у них получился?

ЛОМО Компакт-Автомат

ЛОМО Компакт-Автомат выпускался на Ленинградском Оптико-механическом объединении с 1983 года и по совсем недавнее время. Возможно, небольшими партиями он выпускается и по сей день.

Объектив несъемный светосильный широкоугольник Минитар-1 2,8/32.

Оптическая схема:


Как видно, Минитар-1 состоит из 5 линз в 3 группах. Объектив Cosina, судя по источникам в Интернете, имел схему 5/5 и фокусное расстояние 35 мм.

Лишнее доказательство того, что аппарат не является копией иностранного аналога.

Затвор, он же диафрагма, - центральный, двулепестковый. В автоматическом режиме отрабатывает бесступенчато выдержку от 1/500 при f16 до нескольких секунд при f2,8.

Выдержка В отсутствует.

Возможно ручное управление диафрагмой. В этом случае выдержка будет только одна 1/60, она же выдержка синхронизации.

Аппарат оборудован скобой для вспышек с центральным синхроконтактом.

Автоспуск отсутствует.
По аналогии с прототипом, для ЛКА планировался выпуск нескольких аксесуаров. Среди них - фотовспышка, моторная приставка, бокс для подводной съемки.

Вспышка называлась ФЭ-26 и была первой советской вспышкой с питанием исключительно от батареек.

ВЭ-26 вышла действительно удачной и массовой вспышкой, главным достоинством, которой является компактность и мобильность. У меня в детстве была такая.
Моторную приставку для ЛК-А вряд ли кто видел из реальных потребителей, равно как и подводный бокс….
Вес моего экземпляра ЛК-А без батареек 247 грамм.

ЛК-А - аппарат компактный. Корпус камеры выполнен из пластика. При этом, сборка и материалы вызывают положительные эмоции. Пластик не выглядит дешевым, текстура его приятна на ощупь. Люфтов, скрипа нет.

Компоновка органов управления плотно сбитая. Все рычаги, полозки, кнопки - все ходит мягко и надежно.

Корпус оклеен неплохим на ощупь кожзаменителем. Да, это не текстурированный пластик, это именно кожзаменитель.

Аппарат создает приятную тяжесть в руке.

Элементы управления:

На передней панели объектив и переднее окошко видоискателя в единой надстройке выдающейся вперед.

И объектив и видоискатель в походном положении закрыты металлическими заслонками. Чтобы заслонки открыть, нужно сдвинуть полозок на нижней панели.

Заслонка объектива состоит из двух частей, которые уходят вверх и вниз. Выглядит это классно для тех времен.

По мне, такая конструкция блокировки эффектнее, чем у прототипа.

Слева плотно сгружены в одном месте выпуклый глазок светоприемника, зубчатое колесико выбора чувствительности пленки и окошко, в котором эта чувствительность видна.

Слева же в надстройке объектива находится фокусировочный рычаг.

Рычаг имеет дискретных 4 положения:
- 0,8 м;
- 1,5 м;
- 3 м;
- бесконечность.
ЛК-А - это шкальник. Никаких устройств контроля фокуса у него нет. Особо точной фокусировки от него ожидать нельзя, но широкоугольный объектив в существенной степени прощает это обстоятельство.

По мне, так объектив с ФР 32 мм стоило ставить на все шкальники.

Справа находится рычаг переключения диафрагмы. В самом нижнем положении рычаг активирует автоматический режим.

Ручное управление диафрагмой предполагается, на самом деле, только при использовании вспышки. При ручной диафрагме аппарат отрабатывает только выдержку 1/60, более никакую. А диафрамга определяется по табличке на вспышке, исходя из расстояния до объекта съемки.
В общем и целом ЛК-А удобно держать в руках. Единственно, вышеупомянутый рычаг диафрагм мешает среднему пальцу нормально лечь на корпус.

Сзади у аппарата окуляр видоискателя и ребристое колесо перемотки кадра.

Интересно, что видоискатель сзади никакими заслонками не закрывается. Заднее окошко видоискателя, конечно, сильно меньше, чем переднее, но все-таки испачкать его вполне возможно, т.к. аппарат предполагается носить без футляра.
Видоискатель у ЛК-А неплохой. Картинка, правда, мелковата и страдает сильной дисторсией, но очень светлая.

В видоискателе видны кадрирующие рамки с поправкой параллакса для 0,8 метров и символы расстояний внизу. По символам ходит стрелка в зависимости от положения рычага дистанций.

Удобно и достаточно интерактивно для тех времен.

Также в поле зрения видоискателя видны лампы контроля батареи и предупреждения о выдержке длиннее 1/30.

Лампочки для 83 года это совсем неплохо!

В Союзе еще выпускаются Зенит-Е и Киев-15 со стрелками.

Колесо перемотки выходит и на заднюю панель и на боковую. Перемотка кадра одновременно взводит затвор. Двух движений достаточно, чтобы перемотать кадр.

Снизу слева-направо расположены:
- пара электрических контактов для моторной приставки;
- крышка батарейного отсека;
- штативное гнездо - почти по оси объектива;
- движок управляющий заслонками объектива и видоискателя - на нижней части переднего выступа;
- кнопка отключения затвора;
- штифт с прорезью для соединения узла перемотка кадра с моторной приставкой.
Источник питания фотоаппарата - три элемента СЦ-32.

Верхняя панель содержит:
- головку обратной перемотки с откидной рулеткой;
- скобу для вспышек с «горячим» контактом;
- спусковую кнопку круглой формы;
- круглое же окошко счетчика кадров.
Несмотря на миниатюрность аппарата, кнопка спуска расположена вполне удобно и сама по себе приятная.

При закрытых заслонках кнопка спуска блокируется.

Чтобы открыть ЛК-А, нужно вытянуть вверх головку обратной перемотки и еще немного потянуть вверх.

Отношение к камере.

ЛК-А - фотоаппарат без всякого сомнения знаменитый, т.к. именно он является родоначальником Ломографии.
Что такое Ломография?

Ломография - это целый жанр современно фото-искусства!

Как это искусство связано с фотоаппаратом ЛОМО Компакт-автомат?

Удивительно связано….. Если очень коротко, то дело было примерно так:

В самом начале девяностых двое студентов из Вены привезли в западную Европу советский фотоаппарат ЛК-А и стали им фотографировать.

Снимки ЛК-А давал далекие от эталона качества. Объектив Минитар-1 имеет ощутимое виньетирование и страдает заметной дисторсией. Нелады были и с цветопередачей.

Но рисунок камеры показался западным пользователям наполненным своеобразным очарованием.

Людей, которым нравились снимки ЛК-А в Европе было реально МНОГО (!!!). Начали проходить специализированные выставки снимков, сделанные с этой камеры.

В 1992 году энтузиастами была образована международная организация - «Ломографическое общество».

Слово «Ломография» действительно происходит от ЛОМО - Ленинградское оптико-механическое объединение. Этот логотип был на фотоаппаратах, которые покупали энтузиасты.

Правда, в самом обществе расшифровку предлагают уже адаптированную - LoMo это «love and motion», но исходное происхождение название никем не оспаривается.

Как сказано в Wiki, Ломография - это жанр фотографии, который ставит своей целью запечатлеть на снимках жизнь во всех её проявлениях такой, какая она есть. Лучше и не сформулируешь.

Ломографы не парятся над качеством снимков. Они снимают много, навскидку, с необычных ракурсов. Объектами съемки выступают, порой, неожиданные предметы и ситуации.

Не буду углубляться, кому интересно - предлагаю погуглить.

Благодаря Ломографии, аппараты ЛК-А, а также среднеформатные Любители, в небольших количествах выпускаются до сих пор, в т.ч. в виде их копий за рубежом.

Что же повлияло на успех камеры?

Знаете, сложно сказать. Ничего такого особо выдающегося в ЛК-А в девяностых не было.

В Инете есть утверждение, что ЛК-А был первым отечественным малогабаритным фотоаппаратом с программным затвором.

Программным малогабаритным может и был первым. А вот первым программным - не был. Вспомним Зоркий-10, который выпускался с 1964 года и имел ровно такой же принцип работы затвора, совмещенного с диафрагмой.

В сегменте шкальников была модификация Зоркий-11.

Да, у всех более ранних аппаратов с программным управлением экспозицией автоматика была основана на селеновом фотоэлементе. А у данного аппарата CdS элемент.

Но потребителю это не так уж важно. А японцы в 90-е предлагали куда более совершенные камеры.

Аппарат также позиционируется в литературе как первая малогабаритная системная камера. Вспомним набор аксессуаров.

Но из всех этих аксессуаров реально массовой была только вспышка. Причем к аппарату подходит любая вспышка с центральным контактом.

Импортные в том числе.

Думаю, системность ЛК-А к его успеху и к появлению Ломографии не имела никакого отношения.

Еще ЛК-А носит титул первой отечественной камеры, которой не нужен футляр, благодаря заслонкам объектива и видоискателя, а также общей компактности и плотной сбитости.

Пожалуй, это условие необходимое для успеха у массового западного пользователя, но явно недостаточное.

Невысокая цена для фото-энтузиасиа - тоже необходимое условие, но тоже, пожалуй, недостаточное.

И не за супер-качество аппарат любят. Это уж точно.

Так что же случилось?

Могу только предполагать, конечно.

ЛК-А аппарат действительно удачный. Я бы даже сказал, - очень хороший в сегменте простых мыльниц.

Электронная начинка аппарата (о, чудо) соответствовала ожиданиям в данном сегменте по тем временам.

Цена ЛА-А была наверняка сильно дешевле, чем у японских аналогов (конечно же более продвинутых), а китайские товарищи фототехнику делать еще умели хуже, чем мы.

В итоге, энтузиасты на западе получили камеру, которую не жалко купить для баловства и при этом, которую комфортно использовать.

Основной причиной популярности аппарата за рубежом, видимо, стоит считать все-таки стечение обстоятельств. Случайность. Спонтанно возникшую моду.

Но случайность случайностью, а если бы ЛК-А не был бы действительно удачным аппаратом, то этой случайности бы точно не произошло.

И с другой стороны. Были бы чисто житейские потребительские свойства всех отечественных аппаратов в 80-90 годах повыше, происходили бы такие случайности куда чаше!

На этом у меня все. Я высказал свое мнение, вы напишите свое!

P.S. Если вы часто покупаете что-то в интернет-магазинах, я могу посоветовать вам кэшбэк-сервис LetyShops. Он позволяет вернуть 2-5 процента со стоимости покупки.

Чтобы воспользоваться сервисом, вам нужно зарегистрироваться. Далее, на главной странице находите нужный вам интернет-магазин. Там же будет указана величина кэшбэка. Переходите в магазин по ссылке и совершаете покупки как обычно.

После покупки на ваш счет в LetyShops будет начислена сумма кэшбэка. Доступна для вывода она станет после получения товара.

Вывести деньги вы можете разными способами. Я перевожу на баланс сотового телефона. При этом варианте нет комиссий.

На вывод есть ограничение по минимальной сумме 500 руб, но если использовать промо-коды, которые легко найти в сети, то это ограничение снимается.

Уважаемые читатели!
В социальных сетях для сайта Фототехника СССР созданы страницы – визитные карточки.
Если вам интересен мой ресурс, приглашаю поддержать проект и стать участником любого из сообществ. Делитесь опытом, высказывайте соображения, задавайте вопросы, участвуйте в дискуссиях!
Особое внимание обращаю на новую страничку в Instagram.

Инструкция:














Loading...Loading...