Зенитные комплексы "Тор-М2" вооружили новой ракетой. Зенитный ракетный комплекс (ЗРК) Тор Тор м2 зенитный ракетный комплекс

В феврале 1975 года Совет Министров издал постановление, в котором говорилось о разработке первого самоходного зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) в СССР, под названием 9К330«Тор». За годы, прошедшие после создания первых моделей ЗРК «Тор», данное семейство пополнилось различными модернизированными образцами автономных ракетных комплексов. Все они предназначены для защиты стратегически важных объектов и для сопровождения и защиты передвигающихся войск. Кроме сухопутных комплексов, был разработан ЗРК «Кинжал», предназначение которого заключалось в защите военных кораблей.

История создания 9К330 «Тор»

После принятия постановления Совмина, оборонная промышленность СССР срочно приступила к работам по созданию ЗРК. За разработку мобильного зенитно-ракетного комплекса «Тор» отвечал НИЭМИ Минрадиопрома. Ответственными за различные части комплекса были назначены следующие советские конструкторы и предприятия:

  • Главным конструктором, отвечающим за разработку комплекса, был назначен В.П. Ефремов;
  • За разработку боевой машины отвечал И.М. Дризе (Ижевский электромеханический завод);
  • Разработку ракеты поручили МКБ «Факел».

Кроме этого, в процессе разработки ЗРК «Тор» участвовало множество советских оборонных и радиоэлектронных предприятий.

Так как новые глобальные войны планировались совершенно другого плана, чем предыдущие, нужен был новый зенитно-ракетный комплекс, который бы отвечал характеру предполагаемых военных конфликтов. Новое советское ПВО должно было не только выполнять традиционные задачи по борьбе с вражескими самолётами и вертолётами. Список целей, с которыми должен был бороться ЗРК «Тор» выглядел следующим образом:

  • Самолёты и вертолёты;
  • Крылатые ракеты;
  • Различные управляемые бомбы и прочее вооружение, которое могло быть у предполагаемого противника.

Для того, чтобы характеристики нового ЗРК отвечали всем предъявленным требованиям, нужно было разработать совершенно новую радиоэлектронную систему, способную отслеживать широкую линейку вражеских объектов. Так как мобильный комплекс «Тор» должен был сопровождать боевые части армии (главным образом танковые и БМП взводы), его было решено устанавливать на гусеничное шасси. Данная мера была необходима ещё и из-за большого веса ЗРК. В связи с использованием гусеничного шасси, от идеи сделать комплекс плавающим пришлось отказаться.

Первый ЗРК 9К330 «Тор» появился только в 1983 году. В этом же году боевая машина была отправлена на испытательный полигон. В результате испытаний, которые длились около года, тактико-технические характеристики «Тора» оказались не совершенными, и боевая машина была отправлена на доработку. На доработки ушло около 3-х лет, и только в 1986 году зенитно-ракетный комплекс 9К330 «Тор» был принят на вооружение.

Хотя серийным выпуском «Торов» занимались на Ижевском электромеханическом заводе, узлы для новой техники поставлялись несколькими предприятиями:

  • Минский тракторный завод (МТЗ) поставлял гусеничные шасси или платформу;
  • Кировский машиностроительный завод занимался производством управляемых ракет;
  • Множество более мелких узлов изготавливались различными оборонными и радиоэлектронными предприятиями.

Все комплексы «Тор» были направлены в зенитные полки. В каждом полку имелись 4 батареи, каждая из которых имела по 4 машины 9К330 «Тор». В первые годы после принятия ЗРК на вооружение, «Торы» использовались вместе с пунктами управления ПУ-12М. Все комплексы «Тор» должны были защищать стратегические объекты и войска на марше, хотя ЗРК «Тор» могли управляться и с командного пункта полка.

ТТХ зенитно-ракетного комплекса «Тор»

Базой для размещения всех агрегатов ЗРК 9К330 «Тор» является боевая машина 9А330, которая производилась на шасси ГМ-355, производства Минского тракторного завода. На шасси размещалось специальное оборудование, а также поворотное пусковое устройство, на котором кроме пусковой установки для управляемых ракет размещались специальные антенны и локаторы. Масса боевой машины 9А330 составляла 32 тонны, так как вес оборудования был значительным.

Благодаря мощнейшему 840-сильному дизелю, боевая машина могла поддерживать высокий темп движения и не отставать от танков и БМП. Запас хода «Тора» достигал 500 км, а максимальная скорость по трассе – 65 километров.

Также боевая машина несла на себе:

  • Станцию обнаружения целей;
  • Станцию наведения;
  • Пусковую установку, снабжённую 8-ю ячейками для ракет;
  • ЭВМ, главной задачей которой являлась обработка информации;
  • Система навигации;
  • Система жизнеобеспечения;
  • Электрогенератор и другие полезные мелочи.

Станция обнаружения целей работала в режиме кругового обзора, которая поочерёдно просматривала различные секторы. Программа бортовой ЭВМ устанавливала, какие секторы просматривать и в какой очерёдности.

Передняя часть башни «Тора» имела фазированную антенную решётку, которая должна была сопровождать обнаруженную цель и наводить ракеты на неё. Датчик команд для ракет, который имелся в данной системе, позволял произвести запуск 1-ой или 2-х ракет с последующим наведением их на цель.

Хотя станция наведения могла определять координаты предполагаемой цели с погрешностью до 1 метра и автоматически сопровождать цель, которая была на расстоянии до 23 км, она могла эффективно работать только по одной цели. В случае необходимости, по одной и той же цели можно было выпустить сразу две ракеты, главное чтобы интервал между запуском ракет составлял не менее 4-х секунд.

Реакция мобильного комплекса на цель составляла 8,7 секунды, если система находилась в неподвижном состоянии, и 10,7 — при сопровождении войск. Переход мобильного комплекса из походного положения в боевое состояние происходил за 3 минуты. Чтобы загрузить комплекс новыми ракетами взамен израсходованных, нужно было затратить около 18 минут, причём загрузка управляемых ракет происходила с помощью специальной заряжающей машины — 9Т231.

Ракеты, используемые ЗРК 9К330 «Тор»

Ракеты, которыми оснащались ЗКР «Тор», назывались 9М330. Данные ракеты, имея вес в 165 кг и длину в 2,9 м, несли осколочно-фугасный заряд весом 14,8 кг. Они запускались прямо из пусковой установки, без использования транспортно-пусковых контейнеров.

Запуск ракеты проводился за счёт порохового заряда. Полёт ракеты проходил по следующей схеме:

  • После взрыва порохового заряда при запуске, ракета набирала начальную скорость около 25 метров в секунду;
  • Вертикально стартовавшая ракета заворачивалась в сторону цели, запуская свой двигатель. Так как двигатель включается лишь тогда, когда ракета повёрнута в направлении цели, вся его энергия уходит на разгон ракеты по прямой траектории до цели.

Так как ракета летит, выполняя лишь незначительное маневрирование, дальность полёта ракеты удалось увеличить до 12 км. Максимальная высота поражения цели составляла 6 км. Минимальная высота летящей цели должна была быть не менее 10 метров. Все цели, скорость которых была в пределах 300м/с, могли быть уничтожены именно на таком расстоянии. Более скоростные цели, которые летели на скорости до 700 М/с, уничтожались на расстоянии 5 км дальности и 4 км высоте.

Обнаруженная цель уничтожалась с помощью активного радиовзрывателя, причём вероятность поражения одной ракетой различных целей составляла:

  • От 0,3 до 0,77 была вероятность поражения самолётов (где под единицей понимается 100 процентов);
  • От 0,5 до 0,88 составляла вероятность поражения различных типов вертолётов;
  • Дистанционные летательные аппараты поражались с вероятностью от 0,85 до 0,955.

Само поражение происходило за счёт многочисленных осколков, которые находились в боевой части ракеты.

Появление модернизированной системы «Тор» — ЗРК «Тор-М1»

В тот же год, когда зенитно-ракетный комплекс 9К330 был принят на вооружение армии СССР, началась разработка более совершенного образца, который должен был стать глубокой модернизацией «Тора» первой модели. Новинка, которую назвали 9К331 «Тор-М1», должна была превосходить все ТТХ своего предшественника, за счёт применения новейших разработок и использования новых систем и узлов. Разработкой модели занимались те же организации, которые сделали первую модель «Тора».

Основные изменения новой модели «Тора» заключаются в следующем:

  • Была обновлена боевая машина, которая получила обозначение 9А331. Данная машина получила новые системы, а старые были заменены на более современные. ЭВМ тоже была заменена на более мощный компьютер, который отличался более высокой скоростью принятия решений, имел 2 канала и защиту от ложных целей;
  • Станция обнаружения целей также подверглась глубокой модернизации. Она получила 3-х канальную систему обработки сигналов. Если брать систему в целом, то она стала более защищённой от помех, чем станция модели 9К330;
  • Станция наведения была также глубоко модернизирована. Её «научили» определять новые типы зондирующего сигнала. В результате модернизации, станция наведения смогла обнаруживать зависающие вертолёты. К визиру добавили автомат, который сопровождал цели;
  • Одним из главных пунктов модернизации новой системы стал новый ракетный модуль, состоящий из контейнера с четырьмя ячейками ракет. Вес данного модуля составлял 936 кг, и он возился на специальных транспортных машинах. На новой машине ЗРК «Тор-М1» предусмотрено место для двух модулей. Данное нововведение позволило не только упростить эксплуатацию комплекса, но и уменьшить время его перезарядки почти в два раза;
  • Также новый комплекс получил модернизированные ракеты. Новые ракеты могли использоваться как более старыми модификациями «Тора», так и новыми. Отличия новых ракет было только в более мощном заряде боевой части.

Испытания ЗРК «Тор-М1» были начаты в 1989 году. Несмотря на сложную политическую обстановку в стране (развал СССР), испытания прошли успешно, и комплекс 9К331 был принят на вооружение в 1991 году. По понятным причинам серийное производство в это время шло очень медленно.

Испытания «Тор-М1» показали, что боевые качества новой модификации ЗРК улучшились только по двум пунктам:

  • Появилась возможность обстрела сразу двух целей;
  • Сократилось время реагирования системы на цели (всего на 1-2 секунды).

В связи с тяжёлой экономической ситуацией в стране в начале 90-х годов, поставки в армию «Тор-М1» были весьма незначительными. В эти годы появилась модификация «Тора», предназначенная на экспорт. Первые экспортные варианты ЗРК были проданы Китаю, в 1999 году – Греции.

Кроме модели 9К331 «Тор-М1», существовало еще несколько модификаций данной модели:

  • «Тор-М1ТА» строилась на базе шасси грузовых авто;
  • «Тор-М1Б» мог размещаться на прицепах;
  • «Тор-М1ТС» являлся неподвижной зенитной системой.

В 2012 году вместо 9К331 «Тор-М1» начали закупать новые системы – зенитные ракетные комплексы «Тор-М2У».

Новейшие ЗРК «Тор-М2У» и «Тор-М2Э» на вооружении армии РФ

«Тор-М2У» стал дальнейшим витком развития ЗРК систем «Тор». Данные боевые машины выпускаются на двух типах шасси:

  • 9А331МУ на гусеничном шасси;
  • 9А331МК на колёсном шасси.

В системе обнаружения целей теперь используется новейшая оптико-электронная система. Мощные современные процессоры способны одновременно отследить 48 целей, распределив их по степени опасности. Одновременно комплекс может атаковать до 4 целей, используя для этого до 8 ракет. Хотя ракеты, которые применяются на новом комплексе «Тор-М2» остались такими же, как и на «Тор-М1», за счет использования новейшей электроники, удалось повысить дальность поражения целей.

В настоящее время идёт активная замена зенитных систем «Тор» старого поколения новыми «Тор-М2». Кроме того, эти системы активно покупаются зарубежными государствами. Так как зенитно-ракетные комплексы «Тор» нового поколения являются новейшими разработками в своём классе, их производство будет вестись на протяжении нескольких последующих десятилетий.

Работы по созданию нового ЗРК малой дальности 9К331 «Тор-М1» в СССР были завершены в 1983 году, испытания комплекса проходили в 1984 году, а в 1986 году новый комплекс поступил на вооружение Советской Армии. В состав ЗРК входят: боевая машина (БМ) 9АЗЗО, зенитная управляемая ракета (ЗУР) 9МЗЗО, транспортно-заряжающая машина, транспортная машина и ремонтные средства. БМ 9АЗЗО представляет собой гусеничную легко бронированную машину ГМ-355 Минского транспортного завода с вращающейся башней большого размера, в которой размещено радиоэлектронное оборудование и 8 ЗУР.

ЗРК Тор-М1 - видео

Электронное оборудование зенитно-ракетного комплекса 9К331 «Тор-М1» включает: 1) станцию обнаружения целей (СОЦ) с системами опознавания и стабилизации антенны; 2) станцию наведения (СН) с фазированной антенной решеткой (ФАР) с одним целевым каналом, двумя ракетными каналами и каналом координатора захвата ЗУР; 3) специальную ЭВМ; 4) устройство вертикального пуска для 8 ЗУР; 5) аппаратуру стартовой автоматики и предстартового контроля ЗУР; 6) навигационную систему; 7) систему документирования процесса боевой работы; 8) автономную систему электропитания на основе газотурбинного двигателя (ГТД).

ЗРК «Тор-М1» способен вести разведку целей в движении и открывает огонь с короткой остановки. БМ 9АЗЗО может одновременно обстреливать одну цель двумя ракетами, запущенными с интервалом не менее 4 секунд. Защита от противорадиолокационных ракет обеспечивается уничтожением их в полете. После модернизации в 1991 году появился ЗРК 9К331 «Тор-М1». На БМ 9М331 была установлена более мощная ЭВМ, обеспечивающая возможность одновременного обстрела двух целей, а в СОЦ вошли более мощная система помехозащиты и более чувствительный приемник, а также аппаратура сопряжения и связи с более современным, чем ПУ-12М, подвижным пунктом управления «Ранжир» 9С737. После распада СССР машины «Тор-М1»стали строиться на базе гусеничного транспортера ГМ-5955 Мытищинского машиностроительного завода. 8 ЗУР 9М331 теперь собраны в два пусковых ракетных модуля 9М334.

СОЦ 9К331 «Тор-М1» осуществляет круговой обзор и способна обнаруживать самолеты на дальностях до 27 км, а беспилотные средства - до 15 км. ЭВМ осуществляет обработку 24 целей и выдает целеуказание на станцию наведения, которая, используя ФАР, начинает сопровождать указанные цели. При пуске ракеты выбрасываются вертикально вверх катапультой и двигаются в направлении обстреливаемой цели. На высоте 20 м происходит запуск маршевого двигателя. Станция наведения быстро сканирующим лучом ФАР одновременно начинает сопровождать и летящие ракеты с дальности 250 м.

Передача команд управления полетом на борт ракет обеспечивается этим же лучом ФАР. Ракеты 9МЗЗО и 9М331 имеют твердотопливные двигатели, осколочно-фугасные боевые части и неконтактные радиовзрыватели. ЗРК «Тор» и «Тор-М1» находятся на вооружении зенитных ракетных полков (танковых дивизий), состоящих из командного пункта (оснащен машинами боевого управления МП22 и обработки информации МП25, РЛС обнаружения 9С18 «Купол», П-19, «Каста-2-2»), четырех батарей (по 4 БМ 9АЗЗО или 9А331 и одному пункту управления ПУ-12М или «Ранжир») и подразделений обеспечения.

Тактико-технические характеристики ЗРК 9К331 Тор-М1

Разработчик: Алмаз-Антей
- Годы разработки: с 1972 по 1983
- Годы производства: с 1983
- Годы эксплуатации: с 1986

Экипаж, чел.: 4 (9А330). 3 (9А331)

Вес ЗРК 9К331 Тор-М1

Боевая масса, т: 32

Габаритные размеры ЗРК 9К331 Тор-М1

База, мм: 5055
- Клиренс, мм: 450

Вооружение ЗРК 9К331 Тор-М1

Анализ хода вооруженных конфликтов последних десятилетий наглядно показывает возрастающую роль авиации в ходе боевых действий. В некоторых случаях именно применение военно-воздушных сил сыграло решающую роль и определило исход противостояния. Этому способствует стремительное развитие высокоточного оружия, применение беспилотных летательных аппаратов, новые системы прицеливания и навигации. Сегодня можно уверенно заявить: авиация – это наиболее опасный противник сухопутных сил .

Поэтому нет ничего удивительного в том, что наиболее передовые в технологическом отношении государства активно разрабатывают перспективные системы ПВО. Начиная от тактических комплексов малой дальности, непосредственно прикрывающих войсковые соединения, до стратегических моделей, способных уничтожать воздушные цели на удалении в сотни километров.

Советские системы ПВО считались одними из лучших в мире, и российский военно-промышленный комплекс поддерживает эти славные традиции и сегодня. Недавно был представлен Тор-М2У – последняя модификация знаменитого зенитно-ракетного комплекса, разработка которого началась еще 70-х годах минувшего века.

История создания ЗРК «Тор-М2У»

Создание тактического ЗРК начались в 1975 году после выхода соответствующего постановления Совмина СССР. Разработка велась в Научно-исследовательском электромеханическом институте. Именно здесь создавались такие знаменитые комплексы, как ЗРК «Оса», «Круг». В 1976 году на свет появился эскизный проект нового зенитного комплекса. Параллельно шли работы над созданием модификации для военно-морского флота (ЗРК «Кинжал»). В 1986 году комплекс был принят на вооружение, началось его серийное производство. Он получил название «Тор».

Зенитно-ракетный комплекс «Тор» разработан для защиты от ударов с воздуха военных, экономических и других объектов на тактическом уровне. ЗРК может эффективно бороться против различных видов ракет (в том числе крылатых и противорадиолокационных), беспилотных летательных аппаратов, авиационных бомб, самолетов и вертолетов противника.

Почти сразу после принятия комплекса на вооружение началась его модернизация. Уже в 1989 году стартовали испытания машины, получившей индекс «Тор-М1». В 1991 году ее приняли на вооружение.

От базовой модели она отличалась наличием второго целевого канала и более эффективной боевой частью ракеты. Ракеты разместили в специальных алюминиевых транспортно-пусковых контейнерах. На машину была установлена новая бортовая вычислительная система, станция обнаружения «Тор-М1»стала более эффективной и более защищенной от помех. Экипаж комплекса «Тор-М1» сократили до трех человек.

Были созданы колесная, гусеничная, буксируемая и стационарная модификации комплекса «Тор-М1». Самой совершенной является модификация «Тор-М1-2У», поступившая в войска в 2012 году.

Одновременно шли работы над еще более совершенным комплексом – «Тор-2М», машиной нового поколения, особо эффективной при отражении массированных воздушных атак в условиях радиоэлектронного противодействия. В 2012 году на вооружение был принят «Тор-М2У», по некоторым своим характеристикам аналогов в мире он не имеет.

В 2019 году на Ижевском электромеханическом заводе «Купол» начали серийно выпускать два новых комплекса - ЗРК «Тор-М2У» и «Тор-М2Э(К)» для поставок на экспорт. Разница между ними невелика: «Тор-М2Э(К)» имеет колесное шасси, а «Тор-М2У» - гусеничное.

Зенитно-ракетный комплекс «Тор-М2У» участвовал в параде на Красной площади, а в 2017 году его уже начали осваивать в частях ПВО. Планируется, что «Тор-М2У» полностью заменят давно устаревшие ЗРК «Оса». Правда, сроки этой замены неизвестны.

Сейчас ведутся работы над модульным вариантом комплекса («Тор-М2КМ»). По своим характеристикам он не будет уступать другим модификациям, но при этом его можно будет установить на любую гусеничную или колесную машину.

Устройство ЗРК «Тор-М2У»

«Тор-М2У» - тактический ЗРК нового поколения, предназначенный для защиты воинских частей, а также объектов промышленности и инфраструктуры от ударов с воздуха. Он эффективен против высокоточного оружия, беспилотных летательных аппаратов, крылатых ракет, современных самолетов и вертолетов.

«Тор-М2У» может обнаруживать одновременно более 40 целей, определять самые опасные из них, одновременно вести огонь по четырем из них. Его можно использовать для борьбы с массированными атаками современных средств воздушного нападения. Технические характеристики зенитных ракет комплекса позволяют эффективно бороться против малоразмерных и высокоманевренных целей. «Тор-М2У» может успешно работать в составе системы ПВО, но может применяться и автономно.

На каждой машине установлена станция обнаружения целей (СОЦ), станция наведения и сопровождения ракет и целей, система навигации и привязки к местности, автономная система для электрического питания и восемь зенитных ракет в двух пусковых контейнерах.

Станция обнаружения целей, установленная на комплексе «Тор-М2У», работает в сантиметровом диапазоне волн, оснащена системой распознавания «свой - чужой», обеспечивает работу комплекса во время движения. Система имеет высокую степень защищенности от помех, может обнаруживать более 40 целей на расстоянии до 32 километров. Из них выделяются десять наиболее опасных, которые выдаются на монитор командиру машины. То есть, машина сама подсказывает экипажу очередность обстрела воздушных целей. Основным отличием «Тор-М2» от «Тор-М1» является модернизация станции обнаружения целей. Модернизированная станция может обнаруживать цели с малой площадью рассеивания (ЭПР), то есть, летательные аппараты, созданные с использованием технологии «стелс». Кроме того, СОЦ на «Тор-М2» имеет более высокий уровень помехозащищенности, чем на своем предшественнике.

РЛС сопровождения ракет и целей может сопровождать сразу четыре воздушных объекта и наводить на них шесть зенитных ракет. В конструкции этой РЛС использована пассивная фазированная антенная решетка с высокой степенью защиты от радиоэлектронных помех. Она также работает в сантиметровом волновом диапазоне. В комплекс сопровождения целей также входят оптоэлектронные средства сопровождения воздушных объектов. Обычно их применяют при слишком высоком уровне помех.

Каждый комплекс оборудован системами навигации и привязки к местности, а также специальной системой связи.

Зенитно-ракетный комплекс «Тор-М2У» вооружен 8 зенитными управляемыми ракетами (ЗУР) 9М331, разработанными в МКБ «Факел». Ракеты этого конструкторского бюро стоят на всех машинах семейства «Тор».

9М331 представляет собой одноступенчатую твердотопливную ракету, созданную по аэродинамической схеме «утка». После старта ракета выбрасывается из контейнера специальной катапультой со скоростью 25 м/с, на высоте двадцати метров включаются маршевые двигатели, которые могут разогнать ракету до скорости 700-800 м/с на дистанции в полтора километра. Наведение ракеты на цель начинается на дистанции 250 метров. Боевая часть ракеты – осколочно-фугасного типа.

Ракета оборудована складными крыльями, которые раскладываются сразу после старта. На ней установлен активный радиовзрыватель, 9М331 может самоликвидироваться автоматически или по сигналу оператора.

Восемь ракет находятся в двух транспортно-пусковых контейнерах 9Я281. Антенные комплексы и пусковые устройства образовывают единый комплекс, который вращается на 360 градусов. Каждая ракета оборудована катапультой, старт – вертикальный. После старта происходит отклонение ракеты в необходимую сторону и под нужным углом. Достигается это с помощью специального газогенератора, сопла которого находятся у основания аэродинамических рулей. Величина отклонения заносится оператором в автопилот ракеты.

В состав комплекса входит несколько обслуживающих машин. Заряжающая машина на базе автомобиля «Урал-4320» имеет один боекомплект (восемь ракет), оснащена погрузочными устройствами (краном со специальным манипулятором). С его помощью извлекаются пустые пусковые контейнеры и устанавливаются новые. Процесс перезарядки занимает восемнадцать минут.

Есть и другие типы заряжающих машин. Также существуют машины технического обслуживания четырех и шестнадцати ЗРК «Тор-М2У».

Технические характеристики «Тор-М2У»

Максимальная дальность поражения, км 12
Минимальная дальность поражения, м:
— на высоте 10 метров
— на высоте более 100 метров
1500
не более 1000
Количество одновременно обрабатываемых целей 48
Количество одновременно сопровождаемых трасс целей 10
Количество одновременно обстреливаемых целей 4
Количество одновременно наводимых ракет 8
Максимальная скорость движения целей, м/c 700
Перегрузка маневра цели 10 g
Боекомплект ЗУР на БМ, шт. 8 в двух ЗРМ
Время заряжания БМ, мин. 18
Время развертывания комплекса, мин. 3
Скорость движения БМ, км/ч:
— по шоссейным дорогам
— по грунтовым дорогам
до 80
до 30
Запас хода по топливу, км 500
Максимальная масса БМ, т 30
Расчет БМ, чел. 3
Климатические условия:
— температура, °С
— влажность, %
— высота над уровнем моря, м
— скорость ветра, м/с
±50
98
до 3000
до 30

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Зе-нит-ный ра-кет-ный ком-плекс «Тор-М2Э» пред-на-зна-чен для по-ра-же-ния са-мо-лё-тов, вер-то-лё-тов, аэ-ро-ди-на-ми-че-ских бес-пи-лот-ных ле-та-тель-ных ап-па-ра-тов, управ-ляе-мых ра-кет и дру-гих эле-мен-тов вы-со-ко-точ-но-го ору-жия, ле-тя-щих на сред-них, ма-лых и пре-дель-но ма-лых вы-со-тах в слож-ных ус-ло-ви-ях ор-га-ни-зо-ван-ных по-мех и ог-не-во-го про-ти-во-дей-ст-вия. Сис-те-ма «Тор-М2Э» обес-пе-чи-ва-ет ПВО днём и но-чью, в пло-хих ме-тео-ро-ло-ги-че-ских ус-ло-ви-ях, ра-бо-тая ав-то-ном-но или как часть груп-пи-ров-ки ПВО. Сис-те-ма мо-биль-на в ус-ло-ви-ях пе-ре-се-чён-ной ме-ст-но-сти, име-ет ми-ни-маль-ное вре-мя ре-ак-ции, обес-пе-чи-ва-ет вы-со-кую эф-фек-тив-ность и ог-не-вую про-из-во-ди-тель-ность. Об-ла-да-ет вы-со-кой сте-пе-нью по-ме-хо-за-щи-щён-но-сти в ус-ло-ви-ях при-ме-не-ния ор-га-ни-зо-ван-ных по-мех, осо-бен-но, в ус-ло-ви-ях ор-га-ни-зо-ван-ных по-мех са-мо-при-кры-тия. Спо-соб-на ко-ор-ди-ни-ро-ва-но дей-ст-во-вать в слу-чае ис-поль-зо-ва-ния двух бое-вых ма-шин без ко-манд-но-го пунк-та.

В состав ЗРК "Тор-М2Э" входят:

· Боевые средства:

o боевая машина (БМ) 9А331МК (на колесном шасси или БМ

o 9А331МУ (на гусеничном шасси);

в кабине

o зенитный ракетный модуль (ЗРМ) 9М334 с четырьмя зенитными

o управляемыми ракетами 9М331 .

· Технические средства:

o транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) 9Т244;

o транспортная машина 9Т245;

o машина технического обслуживания (батарейная МТО) 9В887М2К;

o машина технического обслуживания (полковая МТО) 9В887-1М2К;

машина группового комплекта ЗИП 9Ф399-1М2К;

o комплект такелажного оборудования 9Ф116;

o тренажер операторов боевых машин;

o мастерская технического обслуживания МТО-АГ3М1.

Дополнительно с комплексом может поставляться подвижный

унифицированный батарейный командный пункт (БКП) 9С737МК.

БКП 9С737МК осуществляет управление групповыми действиями

батареи БМ, связь с высшими и средними эшелонами ПВО.

Бое-вая ма-ши-на обес-пе-чи-ва-ет кру-го-вой об-зор про-стран-ст-ва в за-дан-ном сек-то-ре по уг-лу мес-та, об-на-ру-же-ние и опо-зна-ва-ние воз-душ-ных це-лей, ана-лиз воз-душ-ной об-ста-нов-ки, ав-то-ма-ти-че-ский вы-бор наи-бо-лее опас-ных для об-стре-ла це-лей; пе-ре-да-чу це-ле-ука-за-ния по вы-бран-ным це-лям на стан-цию на-ве-де-ния, до-поиск це-лей, за-хват, ав-то-со-про-во-ж-де-ние це-лей, оп-ре-де-ле-ние мо-мен-та вхо-ж-де-ния в зо-ну по-ра-же-ния, пуск ра-кет, их ав-то-ма-ти-че-ское на-ве-де-ние на це-ли по ра-дио-ко-ман-дам. По-иск, об-на-ру-же-ние и опо-зна-ва-ние воз-душ-ных це-лей мо-жет вес-тись при дви-же-нии бое-вой ма-ши-ны или на мес-те, пе-ре-ход к со-про-во-ж-де-нию це-лей и пуск ра-кет осу-ще-ст-в-ля-ет-ся с ко-рот-кой ос-та-нов-ки.

Зе-нит-ная управ-ляе-мая раке-та 9М331 од-но-сту-пен-ча-тая, твердо-то-п-лив-ная, по-строе-на по аэ-ро-ди-на-ми-че-ской схе-ме «ут-ка» и ос-на-ще-на устрой-ст-вом, обес-пе-чи-ваю-щим га-зо-ди-на-ми-че-ское склоне-ние.

В ра-ке-те при-ме-не-ны склад-ные кры-лья, ко-то-рые рас-кры-ва-ют-ся и фик-си-ру-ют-ся в полет-ные поло-же-ния после стар-та ЗУР. В транс-порт-ном поло-же-нии левые и пра-вые кон-со-ли скла-ды-ва-ют-ся на-встре-чу друг дру-гу. Ра-ке-та обо-ру-до-ва-на ак-тив-ным ра-дио-взры-ва-те-лем, ав-то-пи-ло-том с при-во-да-ми рулей, ра-дио-бло-ком, бое-вой ча-стью ос-ко-лоч-но-фу-гас-но-го ти-па с пре-до-хра-ни-тель-но-ис-пол-ни-тель-ным ме-ха-низмом, сис-те-мой элек-тро-пи-та-ния, систе-мой газо-пи-та-ния ру-ле-вых при-во-дов на мар-ше и га-зо-ди-на-ми-че-ских ру-лей на стар-то-вом уча-ст-ке. На внеш-ней по-верх-но-сти корпу-са раке-ты раз-ме-ще-ны антен-ны ради-ов-зры-ва-те-ля и ради-об-ло-ка, а так-же ус-та-нов-ле-но по-ро-хо-вое ката-пуль-ти-рую-щее уст-рой-ст-во.

При стар-те ра-ке-та выб-ра-сы-ва-ет-ся ка-тапуль-той вер-ти-каль-но со ско-ро-стью око-ло 25 м/с. Скло-не-ние ЗУР на за-дан-ный угол, ве-ли-чи-на и на-прав-ле-ние кото-ро-го вводят-ся перед стар-том в ав-то-пи-лот со стан-ции на-ве-де-ния, осу-ще-ст-в-ля-ет-ся до запус-ка дви-га-те-ля раке-ты в ре-зуль-та-те исте-че-ния продук-тов сго-ра-ния спе-ци-аль-но-го га-зо-ге-не-ра-то-ра че-рез че-ты-ре двух-со-п-ло-вых блока га-зо-рас-пре-де-ли-те-ля, ус-танов-лен-но-го у осно-ва-ния аэро-ди-на-ми-че-ско-го ру-ля. Га-зо-хо-ды, веду-щие к про-ти-во-по-лож-но на-прав-лен-ным соп-лам, пе-ре-кры-ва-ют-ся в зави-си-мо-сти от уг-ла по-во-ро-та руля. Объ-е-ди-не-ние аэ-ро-ди-на-ми-че-ско-го ру-ля и га-зо-рас-пре-де-ли-те-ля в еди-ный блок по-зво-ли-ло исклю-чить при-ме-не-ние специ-аль-но-го приво-да для сис-те-мы скло-не-ния. Газо-ди-на-ми-че-ское уст-рой-ст-во нак-ло-ня-ет раке-ту в нуж-ном на-прав-ле-нии, а за-тем пе-ред вклю-че-ни-ем твер-до-то-п-лив-но-го дви-гате-ля, при-ос-та-нав-ли-ва-ет ее пово-рот.


За-пуск дви-га-те-ля ЗУР осу-ще-ст-в-лял-ся на высо-те 16-21 м от зем-ли (ли-бо по ис-те-че-нии задан-ной одно-се-кунд-ной за-держ-ки от стар-та, ли-бо по дос-ти-же-нии угла от-кло-не-ния оси ра-ке-ты от вер-ти-ка-ли 50°). Та-ким об-ра-зом весь им-пульс РДТТ рас-хо-ду-ет-ся на при-да-ние раке-те ско-ро-сти в на-прав-ле-нии цели. По-сле за-пус-ка начи-на-ет-ся на-бор ско-ро-сти раке-ты, ко-то-рая на даль-но-сти 1,5 км со-став-ля-ла 700-800 м/с. Про-цесс ко-манд-но-го наве-де-ния начи-на-ет-ся с даль-но-сти 250 м. В свя-зи с ши-ро-ким раз-бро-сом линей-ных раз-ме-ров (от 3-4 до 20-30 м) и па-ра-мет-ров движе-ния целей (от 10 до 6000 м по вы-со-те и от 0 до 700 м/с по ско-ро-сти) для оп-ти-маль-но-го на-кры-тия вы-со-ко-ле-тя-щих це-лей ос-кол-ка-ми БЧ со стан-ции на-ве-де-ния на борт ЗУР вы-да-ют-ся значе-ния задерж-ки сра-ба-ты-ва-ния ра-ди-ов-зры-ва-те-ля, зави-ся-щие от ско-ро-сти сбли-же-ния раке-ты с це-лью. На ма-лых вы-со-тах обес-пе-чи-ва-лись се-лек-ция под-сти-лаю-щей поверх-но-сти и сра-ба-ты-ва-ние ра-ди-ов-зры-ва-те-ля только от це-ли. Для обес-пе-че-ния безо-пас-но-сти, в слу-чае на-ру-ше-ния нормаль-но-го поле-та, ра-ке-та лик-ви-ди-ру-ет-ся ав-тома-ти-че-ски, а так-же, в слу-чае не-об-хо-ди-мо-сти, мо-жет быть ли-к-ви-ди-ро-ва-на опе-рато-ром бое-вой ма-ши-ны.


Во-семь го-то-вых к пус-ку ра-кет рас-по-ла-га-ют-ся в антен-но-пус-ко-вом устрой-ст-ве в двух че-ты-рех-ме-ст-ных транспорт-но-пус-ко-вых контей-не-рах 9Я281. Кон-тей-нер вмес-те с зе-нит-ны-ми раке-та-ми обра-зу-ет ракет-ный модуль 9М334. Ка-ж-дая раке-та ком-плек-ту-ет-ся ка-та-пуль-ти-рую-щим устрой-ст-вом, обес-пе-чи-ваю-щим ее вер-ти-каль-ный старт. Ка-ж-дый модуль 9М334 ком-плек-ту-ет-ся двумя спе-ци-аль-ны-ми балка-ми, с по-мо-щью кото-рых моду-ли могут быть со-б-ра-ны в мно-го-ярус-ные паке-ты. В та-ких па-ке-тах осу-ще-ст-в-ля-ет-ся хра-нение и транс-пор-ти-ров-ка ра-кет на всех эта-пах экс-плуа-та-ции. Модуль 9М334 в те-че-ние уста-нов-лен-но-го сро-ка служ-бы экс-плуа-ти-ру-ет-ся без про-ве-де-ния регла-мент-ных работ и про-ве-рок бор-то-во-го обору-до-ва-ния ра-кет. Ос-нов-ные пара-мет-ры моду-ля: мас-са мо-ду-ля (ТПК плюс че-ты-ре раке-ты) с дву-мя бал-ка-ми - 1053 кг, мас-са без ба-лок - 973 кг, мас-са ТПК с дву-мя бал-ка-ми - 333 кг, мас-са од-ной бал-ки - 40 кг, га-ба-ри-ты моду-ля с дву-мя бал-ка-ми - 539x1507x3005 мм, без ба-лок - 444х1223х3005 мм.
Транс-порт-но-за-ря-жаю-щая ма-шина 9Т244 на шас-си ав-то-мо-би-ля «Урал-4320» пе-ре-во-зит один бое-ком-плект ракет (два мо-ду-ля 9М334). Она ос-на-ще-на гидро-кра-ном с ма-ни-пу-ля-то-ром и обес-пе-чи-ва-ет пе-ре-за-ря-жа-ние (извле-че-ние исполь-зо-ван-но-го кон-тей-не-ра и ус-та-нов-ку ново-го с ра-ке-та-ми) в те-че-ние не бо-лее 18 ми-нут. Бое-вой рас-чет - 3 че-ло-ве-ка. Масса ТЗМ с ЗУР - 15055 кг. За-пас хо-да по то-п-ли-ву - 600 км. Вре-мя пе-ре-во-да ТЗМ из по-ход-но-го поло-же-ния в бое-вое - до 10 ми-нут.


При за-ря-жа-нии боевой ма-ши-ны модуль сна-ча-ла пере-во-дит-ся из го-ри-зон-таль-но-го по-ложе-ния в вер-ти-каль-ное, затем опус-ка-ет-ся в шах-ту бое-вой ма-ши-ны.
Транс-порт-ная маши-на 9Т245 на шас-си ав-то-мо-би-ля «Урал-4320» пред-на-зна-че-на для пе-ре-воз-ки и дли-тель-но-го хране-ния четы-рех моду-лей 9М334 с ра-ке-та-ми и за-ря-жа-ния с нее бое-вой ма-ши-ны с по-мо-щью ТЗМ 9Т244. Мас-са за-гру-жен-но-го ав-то-мо-би-ля - не бо-лее 14000 кг. За-пас хо-да по то-п-ли-ву - 600 км.
Ма-ши-ны тех-ни-че-ско-го об-слу-жи-ва-ния. МТО 9В887М2К пред-на-зна-че-на для про-ве-де-ния техни-че-ско-го об-слу-жи-ва-ния и ре-мон-та сред-ст-ва-ми груп-по-во-го комплек-та ЗИП че-ты-рех машин, для кон-тро-ля функ-цио-ни-ро-ва-ния старто-вой авто-ма-ти-ки боевой ма-ши-ны. МТО 9В887-1М2К пред-на-зна-че-на для ре-мон-та шес-т-на-дца-ти боевых ма-шин сред-ст-ва-ми груп-по-во-го комплек-та ЗИП и ана-ли-за про-цес-са бое-вой ра-бо-ты с по-мо-щью аппа-ра-ту-ры расшиф-ров-ки запи-си аппа-ра-ту-ры до-ку-мен-ти-ро-ва-ния.
Ма-ши-на груп-по-во-го комплек-та ЗИП 9Ф399-1М2К пред-на-зна-че-на для транс-пор-ти-ро-ва-ния, хране-ния груп-по-во-го комплек-та ЗИП для ре-мон-та бое-вых ма-шин 9А332 в со-ста-ве зенит-ной ракет-ной бата-реи.
Ком-плект та-ке-лаж-но-го обору-до-ва-ния предна-зна-чен для:

  • про-ве-де-ния погру-зоч-но-раз-гру-зоч-ных ра-бот и па-ке-ти-ро-ва-ния ра-кет-ных мо-ду-лей;
  • про-ве-де-ния погру-зоч-но-раз-гру-зоч-ных ра-бот с па-ке-том до че-ты-рех моду-лей и па-ке-ти-ро-ва-ния от двух до че-ты-рех моду-лей;
  • транс-пор-ти-ро-ва-ния па-кета мо-ду-лей в пре-де-лах баз и по-груз-ки их в са-мо-лет;
  • хра-не-ния и транс-пор-ти-ро-ва-ния обо-ру-до-ва-ния, вхо-дя-ще-го в ком-плект.

Экс-плуа-та-ция комплек-са раз-ре-ша-ет-ся на вы-со-тах до 3000 м над уров-нем мо-ря, в лю-бое вре-мя го-да и су-ток, в раз-лич-ных мете-о-ро-ло-ги-че-ских ус-лови-ях в ин-тер-ва-ле темпе-ра-тур окру-жаю-ще-го возду-ха от -50°С до +50°С, в ус-ло-ви-ях солнеч-ной радиа-ции и от-но-си-тель-ной влажно-сти не бо-лее 98% при тем-пе-ра-ту-ре 35°С и ско-ро-сти вет-ра не бо-лее 30 м/с.

Количество одновременно обрабатываемых целей, шт

Количество одновременно сопровождаемых трасс целей с их ранжированием по степени опасности, шт

Количество одновременно поражаемых целей, шт

Огневая производительность, целей/мин

Скорость поражаемых целей, м/с

Дальность поражения, км

Дальность поражения средств ВТО, км

Высота поражения, м

Высота поражения средств ВТО, м

Зона поражения по курсовому параметру, км

Время реакции, сек

Боекомплект на БМ, ракет

Боевой расчёт на БМ, чел

Климатические условия эксплуатации:

температура, °С

влажность при температуре +35°С, %

высота над уровнем моря, м

скорость ветра, м/с

“ Тор-М2КМ

“ Тор-М2КМ “ (модульный)

Зенитный ракетный комплекс "Тор-М2" получил новую ракету, под которую пришлось модернизировать ряд систем комплекса. Об этом в пятницу, 5 апреля, в интервью РИА Новости сообщил Фанил Зиятдинов, гендиректор ижевского электромеханического завода "Купол" (входит в концерн воздушно-космической обороны "Алмаз-Антей").

"Модернизации подверглось большое количество узлов комплекса. Внешне самой заметной инновацией стало принятие новой зенитной управляемой ракеты – 9М338. Это решение назрело давно: несмотря на регулярные модернизации комплекса, ракета долгое время оставалась прежней. И вот сейчас комплекс получил новый, весьма успешный боеприпас", – сказал он.


Однако, оговорился собеседник, ракету 9М338 нельзя считать автономным средством поражения целей, она не "делает все сама" – и наведение, и команда на подрыв осуществляется станцией наведения боевой машины.

"Соответственно, для увеличения точности поражения целей пришлось серьезно модернизировать систему наведения. Она получает информацию от станции обнаружения целей и вычислительных средств комплекса, значит, потребовалась модернизация станции обнаружения целей, увеличение быстродействия бортовых компьютеров и совершенствование их алгоритмов", – пояснил собеседник агентства.

По его словам, изменения внесены и в антенно-пусковую установку – в нее уместили 16 зенитных управляемых ракет вместо восьми.

"Как видим, изменение одного элемента вооружения ЗРК влечет за собой необходимость дальнейшего совершенствования большинства узлов и приборов. Недаром "Тор" классифицируется как зенитный ракетный комплекс – достоинства отдельных его элементов могут быть реализованы только в совокупности с достоинствами других элементов ЗРК. И именно в совокупности тактико-технические характеристики ЗРК "Тор" являются непревзойдёнными", – сказал Зиятдинов.

Ранее на вооружении комплексов "Тор-М1" и "Тор-М2У" находилась ракета 9М331. Новая 9М338 прошла испытания в 2013 году, однако включена в состав комплекса недавно.

Справка Mil.Press Военное

Всепогодный ЗРК "Тор-М2" разворачивается в течение 3 минут и способен поражать летящие со скоростью до 700 м/с аэродинамические цели на расстоянии 1–12 км на высотах от 100 метров до 10 км. Отличительная особенность "Тор-М2" – возможность вести огонь на ходу без остановок. Это позволяет защищать технику на марше.
Loading...Loading...