Секретная оборонка в Белоозёрских лесах. Государственный казённый научно-испытательный полигон авиационных систем Услышав этот звук, батюшки в церкви начинают креститься

Вчера Московский областной суд, рассмотрев апелляционную жалобу на приговор бывшему гендиректору федерального казенного предприятия «Государственный казенный научно-испытательный полигон авиационных систем» (ФКП ГкНИПАС) Олегу Пронину, осужденному за продажу на Украину двигателей боевых ракет, не только не уменьшил ему назначенный срок, но и от себя добавил еще год строгого режима.


Защита Олега Пронина, ранее возглавлявшего крупнейший полигон в Подмосковье, обжаловала приговор Воскресенского горсуда лишь в части назначенного ему наказания в четыре года колонии строгого режима. Уголовное дело рассматривалось в особом порядке судопроизводства, а потому не подлежало пересмотру. Добиваясь смягчения наказания, адвокаты отметили, что Олег Пронин полностью признал свою вину, деятельно раскаялся и активно сотрудничал со следствием, что позволило ему разоблачить других участников аферы. Воскресенский горсуд, по мнению защиты, не принял во внимание, что при тех же обстоятельствах, рассмотрев в особом порядке уголовное дело другого фигуранта - предпринимателя Михаила Джамы, приговорил того всего к двум годам колонии общего режима, хотя его действиями бюджету нанесен ущерб более чем на 67 млн руб. Суд первой инстанции, по мнению защиты, не учел и того, что господин Пронин выразил желание «поработать в дальнейшем, как и прежде, на благо Родины».

Несмотря на аргументы защиты, представитель прокуратуры сообщила, что считает приговор суда первой инстанции законным и обоснованным и просила оставить его без изменения в связи с тем, что преступление господина Пронина, как и остальных фигурантов, связано с распространением оружия массового поражения, подлежавшего утилизации.

Заслушав стороны, коллегия Мособлсуда решила, что суд первой инстанции не в полной мере учел обстоятельства уголовного дела и роль в нем Олега Пронина. Назначенный ему срок был сочтен «мягким» - апелляционная инстанция от себя добавила господину Пронину еще год строгого режима за соучастие в особо крупном мошенничестве, а также в хищении оружия, комплектующих к нему и боеприпасов (ч. 4 ст. 159 и ч. 4 ст. 226 УК РФ).

Господин Пронин являлся одним из фигурантов уголовного дела о продаже украинскому ОАО «Мотор Сiч» двигателей авиационных управляемых ракет. Получив от Минобороны РФ более 100 млн руб. за утилизацию ракет на территории ФКП ГкНИПАС, участники ОПГ затем почти за 50 млн продали их двигатели на Украину.

По основному уголовному делу, которое вскоре поступит в суд, проходят бывшие руководитель Тураевского машиностроительного конструкторского бюро «Союз» Николай Яковлев, коммерческий директор АО «Корпорация "Тактическое ракетное вооружение"» Виктор Ваган, исполнительный директор ФКП ГкНИПАС Владимир Ниязов и несколько коммерсантов. Свою вину они не признают.

Полигонные испытания самолета включают обширный спектр работ, начиная с самых ранних стадий его проектирования и до серийного производства. Испытания проходят топливная система и двигательная установка, средства боевой живучести, система аварийного покидания кабины летчиком, системы противопожарной защиты, вооружения и многие другие. Испытания различных систем перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации - истребителя Т-50 идут в настоящее время в том числе и на стендах Государственного казенного научно-испытательного полигона авиационных систем (ГкНИПАС).

Мы побывали на испытаниях пушечной установки ННПУ-50, в состав которой входит одна из самых легких в своем классе пушка 9-А1-4071К. Ее предыдущей модификацией была авиационная пушка ГШ‑301, отлично зарекомендовавшая себя на самолетах поколения 4, 4+ и 4++. Но инновационные технологии, новые материалы, компоновка отечественного самолета пятого поколения требуют совершенно новых подходов в испытаниях пушечной установки.

Первый экземпляр отечественного истребителя пятого поколения Т‑50 впервые поднялся в небо 29 января 2010 года. Полеты истребителей демонстрировались в ходе нескольких авиасалонов МАКС, имена его летчиков-испытателей хорошо известны. Гораздо менее заметна работа специалистов, которые проводят наземные испытания различных систем.

Подмосковный Государственный казенный научно-испытательный полигон авиационных систем (ГкНИПАС) находится примерно в часе езды от аэродрома Жуковский. Здесь проводят значительную часть наземной отработки экспериментальных систем Т‑50. Мы приехали сюда познакомиться с испытанием одной из ответственных систем истребителя пятого поколения - его пушечной установки.

В ГкНИПАС на стапеле установлен макет кабины Т‑50. «Конструкция полностью повторяет настоящий самолет», - говорит заместитель главного конструктора ОКБ Сухого Владимир Соколов. В системе штатного вооружения Т-50 пушка является одним из самых мощных динамических источников нагружения конструкции и оборудования самолета в зоне ее установки. Пушка 9-А1-4071К способна поражать практически все современные бронированные цели. В ходе одного вылета при расходовании полного боекомплекта может быть использовано 150 снарядов калибра 30 миллиметров - осколочно-фугасно-зажигательных (ОФЗ) и бронебойно-зажигательных (БЗ).

Подмосковный полигон


На фото: Снаряды пушки 9-А1-4071К.

Государственный казенный научно-испытательный полигон авиационных систем был создан в канун войны 27 июня 1941 года и является одним из крупнейших полигонов России. Полигон располагается на территории Воскресенского района в лесном массиве в 60 километрах от Москвы. Он занимает территорию площадью более 100 квадратных километров, имеет развитую инфраструктуру, железнодорожное и автомобильное сообщение.

Основное назначение полигона - наземные испытания и отработка авиационной техники. Стендовые комплексы полигона обеспечивают работы боевыми средствами поражения, испытания снаряженных изделий систем вооружения, моделируют основные воздействующие факторы, которые происходят с самолетом в условиях боевого применения. В этом и есть основная задача полигона - проведение испытаний систем самолета в критических и закритических условиях, которые опасно воспроизводить в лабораторных условиях.

Наилегчайший предшественник

На сайте тульского Конструкторского бюро приборостроения (КБП) им. Академика А. Г. Шипунова сообщается, что в 2014 году на самолете Су‑27СМ проходили летные испытания модернизированной скорострельной авиационной пушки 9-А1-4071К, позволяющей отработать весь боекомплект носителя в любом режиме. После завершения испытаний, в 2015 году планировалось начать опытно-конструкторские работы по отработке пушки на самолете пятого поколения Т‑50.

Пушка 9-А1-4071К стала дальнейшим развитием самой легкой в мире 30-миллиметровой одноствольной авиационной пушки ГШ‑301, которой оснащались отечественные истребители МиГ‑29, Су‑27, Су‑30, Су‑33 и Су‑35, а также фронтовые бомбардировщики и самолеты вертикального взлета и посадки Як‑38.

В 9-А1-4071К были реализованы нетрадиционные «нематериалоемкие» принципы построения и функционирования оружия: патрон - элемент автоматики, безударное «бросковое» досылание, «газовая» экстракция стреляной гильзы, частичное совмещение во времени этих операций. Главная особенность пушки - автономная система водоиспарительного охлаждения ствола. Уникальная базовая схема автоматики откатного типа позволила минимизировать массу оружия и придать самую высокую для 30-миллиметровых пушек скорострельность на один ствол.

Кольцевая возвратная пружина и гидротормоз двустороннего действия эффективно рассеивают избыточную энергию подвижных частей, стабилизируя работу автоматики при стрельбе очередью. Реализована возможность левого и правого ленточного питания, электропиротехническая перезарядка, имеется датчик счетчика остатка патронов.

Пушка 9-А1-4071К имеет темп стрельбы 1500–1800 выстрелов в минуту, а начальная скорость снаряда 860 метров в секунду. Масса оружия составляет всего 50 килограммов при массе патрона 832 грамма и снаряда 390 граммов.

Стрельбы в Фаустово


На фото: Установка пушки 9-А1-4071К на стенд.

На полигоне в Фаустово производится доводка пушечной установки 9-А1-4071К для проведения ресурсных испытаний. Команда техников устанавливает на самолет пушку, заряжает ленту с патронами. После сирены прячемся в укрытии. Секунда и 25 снарядов с грохотом уносятся в песчаный холм в 200 метрах от стенда.

«Наш холм за время испытаний уже собрал около 2 тонн металла - небольших снарядов, - Владимир Соколов показывает на расположенный за мишенью песчаный вал, - а сами испытания на земле продлятся еще долгие месяцы».

Конечно, самое мощное оружие современных истребителей - ракеты. Но «пистолет летчика» (так иногда называют авиационную пушку) остается востребованным даже на истребителе пятого поколения. По мнению ряда экспертов, наличие на Т‑50 новейших прицельных систем значительно повысит эффективность применения авиационного пушечного вооружения, которое в ряде случаев гораздо предпочтительнее, чем использование дорогих ракетных систем.

В ходе испытаний в Фаустово проверяется надежность работы не только пушки, но и агрегатов самолета. Факторов - десятки. Во время выстрела пламя, температура которого около 3 тыс. градусов, обжигает композитную обшивку планера. Грохот выстрела - уровень его громкости достигает 160 децибел - с лихвой перекрывает самые громкие звуки динамиков при выступлении рок-групп на больших стадионах. Выстрелы сопровождаются вибрацией с частотой от 2 до 2 тыс. герц. Вибрация может быть опасна как для отдельных систем, например, жидкокристаллических мониторов «стеклянной» кабины истребителя, так и для пилота истребителя.

Конечно, все эти факторы еще при проектировании учли конструкторы самолета. Но точность расчетов проверяется в ходе длительных испытаний на земле сначала отдельных систем, а потом и самолета в целом.

«Испытания позволили нам определить слабые места в компоновке самолета. К сожалению, при проектировании не всегда удается сделать конструкцию идеальной», - резюмирует Владимир Соколов.

Каждое испытание сопровождается регистрацией большого количества данных. Для этого на стенде установлено более ста различных датчиков для отработки систем. Стендовые испытания должны обеспечить надежное и безопасное функционирование основных систем во всех экстремальных условиях использования самолета.

Параллельно с отработкой пушки специалисты ОКБ Сухого испытывают на стендах в Фаустово и ряд других систем вооружений Т-50, а также его систему жизнеобеспечения. В дальнейшем испытатели будут отлаживать работу всех этих систем и агрегатов уже на натурной «пятидесятке» - Т-50-КНС.

«Испытания в составе натурного самолета позволяют комплексно оценить надежность работы всех систем, - рассказывает Владимир Соколов. - Но в этом объеме информации, для оценки полноты ее восприятия и обеспечения безопасности проведения испытаний необходим симбиоз “самолетлетчик”». Для этого в ОКБ Сухого впервые в стране была создана «служба» операторов-испытателей. В ней работают С. Н. Шилов, А. С. Яснев, В. А. Солонинкин, которые проводят испытания в условиях различных факторов, управляя всеми системами самолета из кабины летчика. «Мы используем десятки самых различных датчиков для определения параметров систем на стендах, - поясняет Владимир Соколов. - Важно, чтобы перед тем, как в кабину сядет наш оператор-испытатель, машина была максимально изучена специалистами. Но опыт и интуиция оператора-испытателя оказываются незаменимыми. Ведь основными “потребителями” результатов наших испытаний являются летчики-испытатели, с которыми у нас самые теплые отношения».

Наземная отработка «по-суховски»

В ОКБ Сухого традиционно уделяется большое внимание развитию методов и средств экспериментальной отработки систем проектируемых самолетов. Еще в 1953 году по указанию самого П. О. Сухого был создан целый ряд экспериментальных лабораторий.

В настоящее время ОКБ располагает обширной структурой собственных научно-исследовательских и испытательных подразделений. Наземная лабораторно-стендовая полигонная база ОКБ позволяет проводить широкий спектр исследований и испытаний конструкции систем и самолетов в целом.

Самолеты и их системы испытываются также на полигонах и базах других предприятий и Минобороны России.

НИИ-2 НКОП, НКБ , Институт ХИМ-2 НКТП

/г. Москва, 24 п/я 2437 (1937г.)/

ХИМ-2 создан базе спецлаборатории ВХНИИ. По пр. НКОП № 06сс от 30.12.1936г. ХИМ-2 переименован в НИИ № 2. Пр. № 294 от 17.08.1937г. утвержден Устав института. В 02.1939г. НИИ № 2 4ГУ НКОП передан в ведение 4ГУ НКБ. 132

С 1936г. – работы по зажигательным жидкостям, создана желатинизированная горючая эмульсия ЖГЭ (Р.З. Файнциммер). 56 По пр. НКОП № 0041 от 27.02.1937г. в целях усиления работ по средствам зажигания расширена тематика работ института ХИМ-2, он передан в ведение 4ГУ и определен основным по разработке и применению массовых средств зажигания. Институту предписано обеспечить работу Файнциммера (в 1937г. репрессирован) и Симагина по улучшению пластифицирования горючих материалов.

И.О. директора (-27.02.1937г.)- Богданов. Директор (27.02.1937-5.03.1938г.)- С.А. Рябенький (снят).

Гл. конструктор (27.02.1937г.-)- Богданов.

Начальники лабораторий: (02.1937г.)- Симагин.

Начальники групп: испытательной (1937г.)- Захаров. 139

Действовало при НИИ-2 НКОП. По пр. № 83 от 10.03.1937г. КБ со всем личным составом (7 чел.), планом работ, объектами Д-1, -2, -3, -4, -5, -6 переведено на завод № 37. 139

НИИ-2 МАП , ГКАТ , Институт теоретической кибернетики (ИТК) МАП , НИИ автоматических приборов (НИИАП), НИИ автоматических систем (НИИАС) МАП , В-2942, НИИ авиационных систем (НИИАС), ГосНИИАС, ФГУП «ГНЦ РФ «ГосНИИАС»РАКА

/г. Жуковский; г. Москва Ленинградское ш., 55 п/я 3657 (1949г.)/

/125319 (125167, А-167) г. Москва, А-319 ул. Викторенко, 7 «Целина» тел. 157-70-47 www.gosniias.msk.ru , www.gosniias.ru /

Образование НИИ-2 НКАП планировалось еще в 08.1944г. для работ по самолету-снаряду; зам. руководителя планировался П.О. Сухой, по двигателю – Б.С. Стечкин, но тогда это не было реализовано. В соответствии с пост. СНК № 473-192сс от 26.02.1946г. о развитии НИОКР по авиатехнике была оговорена организация Института авиационного вооружения. По пр. МАП № 290сс от 13.05.1946г. был организован НИИ-2 МАП в системе 7ГУ. Выделена территория на заводе № 134 МАП гл. конструктораП.О. Сухого: конструкторский корпус на территории «а» (бывший Дом ветерана Отечественной войны, построенный после 1812г.; в 1970-х г. был снесен при реконструкции института) и часть ангара на территории «б» (бывший сборочный цех завода Юнкерса на Ходынке; впоследствии здесь созданы первые моделирующие комплексы). Штат сотрудников формировался на базе отдела № 4 ЛИИ (вооружения), БНТ ЦАГИ, часть которого передана новому НИИ-2 (занимался вопросами изучения зарубежной техники), отдела вооружения № 52 НИИ-1 МАП, группы Г.Я. Диллона (переведена в 07.1946г.). До окончания оборудования базы институт располагался в г. Жуковском. Организатор и первый руководитель НИИ-2 - П.Я. Залесский.

По пр. № 641с от 15.09.1947г. для размещения институту дополнительно передан участок территории завода № 240 МАП.

В 06.1946г. в составе института: лаборатории: № 1 прицелов и воздушной стрельбы, № 2 бомбометания и бомбардировочных прицелов, № 3 пулеметно-пушечного вооружения, № 4 бомбового и минно-торпедного вооружения, № 6 реактивно-химического вооружения, № 7 приборостроения, № 8 информационно-издательская, № 9 летно-исследовательская, № 10 полигонная (в Фаустово).ормационно-издательская, № 9 летно-исс-ая, ия и бомбардировочных прицелов, № 3 пулеметно-пушечного воор-я,

В 1946г. на полигоне в пос. Фаустово организована испытательная база № 1 института. Выделен участок земли на территории Виноградского лесхоза (г. Жуковский) для организации базы натурных испытаний – база № 2 по летным испытаниям. Строились стенды и испытательные установки. Организовано опытное производство (М.Я. Горелик).

Пр. МАП № 393сс от 24.05.1949г. от завода № 134, переведенного в Тушино, в 11.1949г. к НИИ-2 были дополнительно переданы все здания территории «а» и «б» завода № 134 (адрес НИИ-2 был тот же, что и у завода № 134: Ленинградское ш., 55).

По пр. № 283сс/оп от 25.04.1955г. НИИ-2 с 1.04.1955г. передан из 7ГУ в 6ГУ МАП. По 08.1957г. – в ведении 2ГУ МАП. В соответствии с ПСМ № 38-19 от 9.01.1958г. по пр. № 20сс от 21.01.1958г. передан в ведение 5-го Управления ГКАТ. По пр. МАП от 30.04.1966г. НИИ-2 переименован в ИТК, далее – НИИАП (до 1970г.). Пр. МАП от 19.02.1970г. переименован в НИИ автоматических систем, в 1972г. – в ведении ГУ НИО, в 1987г. – 10 ГУ МАП. Имел наименование «п/я В-2942» (1967-87г.). 74 Далее – НИИ авиационных систем.

В конце 1960-х – начале 1970-х г. проведена реконструкция института: построен инженерно-лабораторный корпус из пяти блоков, административный корпус (на месте Дома ветерана). В составе института также: испытательно-моделирующий комплекс в г. Ахтубинске (-1987-2002г.-), специальный отдел (1987г.).

До 1970г. структура института состяла из лабораторий, в состав которых входило несколько отделов. имелись лаборатории: теории самонаводящихся систем, ударной и дальнебомбардировочной авиации № 3, № 4 (1959г.), боевой живучести. Затем основной структурной единицей стало отделение, состоящее из лабораторий, а в них – секторы. Организованы отделения: эффективности; совместимости оружия и самолета; истребительной авиации; ударной авиации; УРВВ; УРВП.

Имелись филиалы (1987г.): Белоозерский «Прибор»; (1990г.): в Феодосии (летные испытания вооружения морской авиации), в Грузии (организован в 1980-е г.). После 1991г. эти филиалы стали самостоятельными организациями.

В 1946-49г. проводилисьработы по испытанию систем вооружения с пушкой Б-20Э длясамолета Ту-4.

Первые годы проводились конструкторские работы. В 07.1946г. в институт из НИИ-400 была переведена тематика реактивной авиационной торпеды РТ-45-2 (А-2) с группой конструкторов под руководством Г.Я. Диллона (испытана в 1948-51г.). На ее базе создана РАТ-52 (В.П. Голиков), в 1953г. она пнв. Велись работы (лаборатория 8) по торпеде РАТ-3 (изд. «40»). В 1954г. группу по РАТ планировалось передать в НИИ-400.

Тематика УРВВ: разрабатывался проект снаряда «РСС»/Д-42 под руководством Э.Н. Кашерининова (далее перешел в НИИ-642). Позднее работа над самонаводящимся оружием была продолжена Н.Н. Моисеевым.

С 1947г. из НИИ-17 МАП переведен В.А. Малышев, под началом которого с 1949г. проводились работы по радиодальномеру «Гамма» (в 1951г. Малышев с этой темой вернулся в НИИ-17).

С конца 1954г. начала развиваться тематика управляемого ракетного вооружения. Впервые глубоко начаты исследования проблемы самонаведения, эффективности перехвата. В соответствии с ПСМ № 2543-1224 от 30.12.1954г. по пр. МАП от 26.02.1955г. институт определен ведущей организацией по НИР в области систем управления авиационным вооружением, создания УР. С конца 1950-х начата тематика ЗРС и ПРО. С конца 1950-х до 1965г. преобладали работы по космической тематике.

В 1950-х г. построена своя ЭВМ ВДМ-101 (Г.Т. Артамонов). Затем были приобретены М-50, 5Э51, «Эльбрус» (4 машины), “Hitachi”, VAX фирмы DEC. Организован свой Вычислительный центр.

Направления работ (1960-е г.): совместимость оружия и самолета (стрелково-пушечные установки, бомбардировочное вооружение, НУРС, рассеивание боеприпасов); теория эффективности, исследование боевых операций и эффективности; управляемое оружие, автоматизация режимов прицеливания; боевая живучесть и поражение цели.

В конце 1960-х г. был построен стенд полунатурного моделирования Ту-22М. Созданы 3 стенда для МиГ-23 («воздушного боя», для РЛС и для УР К-23). В 1970-х г. начались работы по МиГ-31 и Ту-160. Создан моделирующий комплекс Ту-160. В 1980-х г. – работы по Ту-95МС. Стенды для Су-25, Су-27, МиГ-29, Су-27ИБ. В 1990-х г. – стенд моделирования Ил-96Т, МиГ-21-93.

Институт принимал участие в создании УРВВ: Р-3, Р-55, Р-8М, Р-98, Р-40, Р-27, Р-60, Р-73, Р-77; УРВП: Х-23, Х-25, Х-27, Х-31, Х-35, Х-55, Х-59, Х-555, КАБ-500Л, КАБ-500КР, С-25Л. По пр. № 355сс от 21.10.1967г. институт назначен соразработчиком КР Х-28М по расчёту контура управления ракеты, точности наведения и эффективности и моделированию.

В соответствии с ПСМ № 1053-353 от 17.11.1967г. по пр. № 421сс от 12.12.1967г. институт определён головным по определению состава средств обороны, включая огневую защиту для самолета Ил-76 и их испытаниям. 164

С конца 1970-х г. институту поручено вести вместо ЛИИ испытания АТ на боевых режимах в ГНИКИ ВВС.

Велись работы по космической тематике: защита КА от внешних воздействий. Принимал участие в программе создания ОК «Буран».

Работы по защите пилота и самолета от поражающих элементов оружия.

НИР «Эхо» по крылатым ракетам для стратегической дальней авиации. НИЭР «Союз» (совместно с НИИ «Исток») по РЛС для Су-27.

В конце 1980-х г. – работы по МиГ-31М, МФИ.

Велись работы в интересах ГА: разработка ПО бортового комплекса оборудования Ил-96М, Ту-204; комплексирование бортового оборудования вертолетов Ми-38 и Ка-62. В 1990-96г. разработан Интегрированный комплекс бортового оборудования для гражданских самолетов (ИКБО-95). В 1990-е г. по заказу НЦ УВД разработана имитационная модель воздушных перевозок в России. В 1990-е г. в соответствии с пост. правительства ГосНИИАС определен головным по созданию единой компьютерной системы для паспортно-визовой службы (руководитель- А.В. Бондаренко).

Созданы стенды: воздушного боя; трехстепенной для отработки гиросистем; пятистепенной для отработки оптико-электронных систем; испытаний ракет на кинетический нагрев; комплексных испытаний на баро-, вибро- и тепловые нагрузки; трехстепенной для отработки БРЛС; прототипирования авионики. Специальные залы: радиобезэховый для моделирования БРЛС; моделирования бортовых управляющих машин.

С 1991г. – ГосНИИАС (пр. № 201 от 3.05.1990г.). С 1994г. – ГНЦ ГосНИИАС (пост. правительства № 247 от 29.03.1994г.), далее – ГУП ГНЦ ГосНИИАС. В соответствии с Указом Президента РФ № 939 от 22.06.1993г. и пост. Правительства № 247 от 29.03.1994г. институту присвоен статус ГНЦ РФ. По Указу Президента РФ № 1009 от 4.08.2004г. ГосНИИАС вошел в перечень стратегических оборонных предприятий.

Работы (2000г.): ОКР «Идентификация» по разработке перспективных технологий автоматической идентификации объектов и документов для обеспечения автоматизированного учёта и контроля обращения ресурсов; НИР «Визир» по разработке методов и средств бесконтактных измерений и построения трёхмерных моделей пространственных объектов; НИР «КТД» по разработке технологии информационной системы контроля товародвижения подакцизной продукции с использованием штрих-кодовых марок. (2002г.): разработка концепций авиационных комплексов и систем, бортового оборудования; сертификация бортового оборудования; создание автоматизированных систем научных исследований и проектирования, комплексов моделирования и наземных испытаний; работы по теории обработки сигналов, теории технического зрения и распознавания образов. Совместно с НТЦ «Модуль» к 2005г. разработан прототип бортовой автомобильной системы мониторинга дорожно-транспортной обстановки. (2006г.): программное обеспечение бортовых комплексов оборудования; интегрированная среда проектирования «Борт». По пр. РАКА № 18 от 21.02.2003г. институт определен головным по проведению единой научно-технической политики авиапрома в области РЭО для ЛА военной и гражданской авиации.

Площадь помещений (2003г.)- 44 тыс. м 2 .

Численность персонала (1953г.)- около 1000 чел., (конец 1960-х)- более 3000 чел., (1972г.)- 4056 чел. (в т.ч. 282 чел. упр.), (1990г.)- более 9000 чел., (2002г.)- около 2000 чел. 69

Начальник (1946-51г.)- г-м П.Я. Залесский {27.05.1902-}; и.о. (01-03.1951г.)- В.Е. Руднев; (03.1951-07.1970г.)- В.А. Джапаридзе {28.02.1908-}, (09.1970-2001г.)- Е.А. Федосов. Гендиректор (2001-06г.)- академик (1984г.) Е.А. Федосов {14.05.1929-}, (06.2006г.)- С.Ю. Желтов.

1-й зам. начальника (1966-70г.)- Е.А. Федосов. 1-й зам. гендиректора- А.М. Батков, (1980-е-92г.-)- П.В. Позняков, (1990-е)- В.А. Стефанов; по финансово-коммерческой деятельности (-1996-2000г.)- Б.С. Алешин. Зам. начальника: по научной работе (1946-59г.)- В.Е. Руднев (теория эффективности); (06.1959-66г.)- Е.А. Федосов (управляемое оружие), (1960-е)- В.И. Ермилов (совместимость оружия и самолета), (1970-е)- С.И. Базазянц (совместимость оружия), (1974-75г.)- А.М. Батков. Зам. гендиректора (1980-е)- Б.С. Алешин (компьютерные технологии), (1980-е-2002г.-)- А.М. Жеребин, (-1994г.)- Л.К. Сафронов, (1990-е)- В.И. Кухтенко.

Исполнительный директор (2002г.)- П.В. Позняков, (2002г.)- В.А. Стефанов. Коммерческий директор (1998-2000г.)- Б.С. Алешин, (2002г.)- Л.В. Степанова.

Научный руководитель (02.2006г.-)- академик Е.А. Федосов.

Гл. инженер (1946г.-)- М.Я. Горелик, (-1990-е-2002г.-)- С.И. Могилевчик.

Начальники отделений: эффективности (1970-е)- Е.А. Федосов; совместимости оружия и самолета (1970-е)- С.И. Базазянц; истребительной авиации (1970-е)- А.М. Батков; ударной авиации (1970-е)- А.М. Батков; УРВВ (1970-е)- А.М. Батков; УРВП (1970-е)- А.М. Батков; систем управления вооружением истребителей (1990-е)- И.Б. Тарханов; А.С. Исаев, М.М. Максимов.

Зам. начальника отделения: по научной работе- В.В. Инсаров.

Начальники отделов: УРВВ (1953-56г.)- Е.А. Федосов; секретного (1987г.)- А.В. Попов; (-1970г.)- А.М. Батков, В.В. Инсаров, Р.Д. Кузьминский, И.В. Логвинов, (1976-86г.)- П.М. Николаев; вычислительного центра- Г.Т. Артамонов; Научно-информационного центра (2006г.)- В.В. Володин. Начальник производства- И.А. Мурылев.

Начальники лабораторий: № 2- Е.И. Чистовский; № 3- К.А. Сарычев; № 4 (1959г.)- Ю.И. Топчеев; боевой живучести (1970-е)- С.И. Базазянц; Б.С. Алешин, В.Ю. Горохов, В.В. Инсаров, (1982г.-)- А.К. Кирюхин, И.В. Логвинов, А.С. Синицын, (2000-е)- Б.Н. Топоров.

Начальники секторов: Б.С. Алешин, В.И. Аристов, Л.В. Борисов, В.Ю. Горохов, (-1981г.)- А.В. Кислецов, (1971-87г.)- А.Р. Ланской, А.С. Синицын; и.о. (1975г.-)- П.М. Николаев.

Начальники: базы № 2 (1940-е)- А.Д. Страдаев; Белозерского филиала (-1994г.)- Л.К. Сафронов; групп: А.А. Гречухин, И.В. Логвинов.

База № 1 НИИАС, Научно-испытательный агрегатный институт (НИАИ) МАП , Белоозерский филиал «Прибор» НИИАС, А-1166, Государственный научно-испытательный полигон авиационных систем (ГосНИПАС), ФГУП, ФКП «Государственный казенный НИПАС»(«ГкНИПАС»)

/140240 (140250) пос. Фаустово (Кратово) Воскресенского р-на Московской обл. «Беркут»/

/140250 пос. Белозерский Воскресенского р-на Московской обл. тел. 556-07-09 www.aha.ru/~leokon/

Полигон в Фаустово образован в 1941г. для наземных испытаний АТ и вооружения.

В 1946г. здесь организована база № 1 НИИАС. В 1965-66г. полигон преобразован в самостоятельный НИАИ, в 1972г. – в ведении ГУ НИО МАП. С 1978г. – Белоозерский филиал «Прибор», в 1990г. – Белоозерский филиал НИИАС. Имел наименование «п/я А-1166» (1987г.). 74

Испытания вооружения: морской ракетный комплекс П-5 (с 12.03.1957г.). 58

В 1960-е г. на территории полигона располагалась испытательная база Филиала № 1 ЦКБМ (ОКБ «Салют») по испытанию ракетно-космических сиситем.

С 1994г. – самостоятельный ГосНИПАС. В 2002г. – ФКП ГкНИПАС.

Создано: противовоздушная мина «Темп-2»; 63 многоцелевой штурмовой выстрел для РПГ-7 (1995); противотанковая противокрышевая мина.

Работы (2000г.): ОКР «Пассажир» по разработке стендового оборудования для сертификационных динамических испытаний на пассивную безопасность средств защиты пассажиров и экипажа транспортных средств при столкновении и авариях; ОКР «Безопасность» по разработке методов и средств испытаний транспортных средств, оборудования и защитных систем для обеспечения пассивной безопасности.

Направления деятельности (2002г.): аэробаллистические исследования ЛА и вооружения, исследования эрозионного воздействия вооружения на защитные покрытия; огневые испытания ЖРД, РДТТ, камер сгорания; сертификационные испытания элементов пассажирских ЛА; исследования технических и эксплуатационных характеристик установок вооружения, влияния вибрационных и тепловых нагрузок, аэрокосмических условий и электромагнитного воздействия на работу авиационного вооружения; испытания систем аварийного покидания ЛА, исследования динамики парашютных систем; оценка боевой живучести ЛА.

В состав экспериментальной базы входили: высокоскоростной ракетный испытательный трек, легкогазовая система для испытаний на устойчивость к воздействию снарядов и осколков, комплекс светового моделирования, аэробаллистическая трасса, термоакустическая установка; стенды: «Кресло» (1999г.), испытаний бортовых накопителей информации, тепловых испытаний СТИ-3; комплекс для испытаний ракетных двигателей, комплексных испытаний, для испытаний микроЖРД, вакуумный, теплоэрозионных испытаний.

Являлся одним из 5 крупнейших полигонов России (2002г.).

Площадь- более 10.000 га.

Численность персонала (1972г.)- 2670 чел. (в т.ч. 449 чел. упр.), (1990г.)- около 2000 чел., (2002г.)- 1200 чел.

Начальник (1946г.)- А.В. Архаров, (1987г.)- В.В. Бочаров, (-1994г.)- Л.К. Сафронов. Директор (1994-2000г.)- Л.К. Сафронов, (2002г.)- А.А. Стрельников, (2005г.)- В.Г. Русс.

Зам. директора: по научно-испытательной базе (2002г.)- В.Г. Русс; по безопасности (2002г.)- Ю.И. Кирпичев; по персоналу (2002г.)- Н.В. Щипунов. Исполнительный директор (-2002-05г.-)- В.Я. Ниязов. 69

Гл. инженер (2002г.)- В.Г. Русс.

Начальники отделов: секретного (1987г.)- Ю.Г. Кузьмин.

ОКБ предприятия п/я 3657

Работали: (1959-60г.)- В.Г. Архангельский (и).

Тбилисский филиал «Луч» НИИАС, Ю-9579

/Грузинская ССР 383007 Варкетильский совхоз Гардабанского р-на ул. Дружбы, 3 «Победит»/

Филиал был в 1987-90г. Имел наименование «п/я Ю-9579» (1987г.). 74

Испытания оптико-электронных систем.

Директор (1987г.)- Н.М. Рамишвили.

Начальники отделов: секретного (1987г.)- Н.А. Лаптева.

Испытательно-моделирующий комплекс НИИАС, Ю-9449

/416510 г. Ахтубинск Астраханской обл. «Тюльпан» ст. Ахтуба Приволжской ж/д/

Комплекс был в 1987-2002г. Имел наименование «п/я Ю-9449» (1987г.).

Начальник (1987г.)- Б.А. Михайлов.

Начальники отделов: секретного (1987г.)- Р.А. Зеленская. 74

Специальный отдел НИИАС, Г-4123

/125167 г. Москва, А-167 ул. Викторенко, 7 «Целина»/

Спецотдел НИИАС имел наименование «п/я Г-4123» (1987г.). 74

Начальник (1987г.)- В.Н. Иванов.

Начальники отделов: секретного (1987г.)- В.Л. Несытых.

Центр микроэлектроники авиационной промышленности

Создан при ГосНИИАС. Руководитель (1984-89г.)- Б.С. Алешин.

НПП «Эрлан» (AirLan)

/125319 г. Москва ул. Викторенко, 7 тел. 157-38-26/

Работы (2002г.): разработка и внедрение информационно-управляющих систем (ИУС) для: учета, контроля и анализа состояния АТ; планирования использования парка АТ; информационное обеспечение техобслуживания АТ; управление запасами агрегатов и запчастей; поиск и устранение неисправностей.

Создано: ИУС «Эрлан-1» (1990). 69

Loading...Loading...