Театрализованное представление по мотивам. Театрализованное представление «Сказочная фантазия. Песенка Иванушки, Зайца и Волка

Театрализованное действие - творческая активность людей, выражающих свои жизненные рвения художественными, театральными средствами, направленная на стремление к жизненной, к духовной целям. Некий органический синтез действительности, связанной с бытом, отношениями в социуме, религиозными притязаниями, идеологической и политической позицией людей, и художественности, заложенной в эмоционально-образном (художественном) материале, сделанном методом преобразования данной действительности http://www.studfiles.ru/preview/4391763/.

Театрализация - организация в рамках мероприятия материала (документального и художественного) и аудитории (вербальная, физическая и художественная активизация). По законам драматургии на базе определенной событийности, рождающей психическую потребность коллективной общности в реализации, торжественной ситуации Конович А.А Театрализованные праздники и обряды в СССР, М„ 1990. - С. 45.

Благодаря собственной социально-педагогической и художественной бифункциональности, театрализация, стало быть, выступает одновременно и как художественная интерпретация, и как особенная организация поведения и деяния массы людей.

Театрализовать материал - означает, в общем, то, выразить его содержание средствами театра, т.е. применять два закона театра:

1. Организация сценического деяния (визуальное раскрытие драматического конфликта). Развитие деяния происходит по сквозной линии.

2. Создание художественного образа спектакля, представления.

Режиссерская театрализация - это творческий метод приведения сценария к художественной как бы образной форме представления, через систему изобразительных, выразительных и иносказательных средств http://www.studfiles.ru/preview/3192613/.

Непременно, и то, что театрализованное действо есть одно из составляющих духовной и художественной культуры, как этноса, так и социума.

Когда мы говорим «театрализация», мы имеем в виду явление, синтезированное с областью искусства, обращение к эмоционально-образной сфере людского восприятия, художественное творчество либо его элементы с внедрением выразительных средств искусства театра.

Когда мы говорим «действо», мы имеем в виду развитие определенной действительности в ее противоречиях, ибо эти противоречия и есть тот движитель, благодаря коему действительность, стало быть, приобретает присущий ей динамический и диалектический нрав, нужный для сотворения деяния в театрализованном представлении, празднике либо обряде.

Одна из главнейших черт режиссуры массового праздника состоит в том, что она как бы режиссирует саму жизнь, художественно осмысляемую. Одна из важнейших особенностей режиссуры массового праздника заключается в том, что она как бы режиссирует саму жизнь, в художественном смысле. Режиссер театрализованного представления работает, в первоочередном порядке, с реальным коллективным героем и следовательно обязан обширно использовать механизмы социальной психологии. Психолого-педагогическая подготовка режиссера-организатора театрализованных действ так же важна, как и художественно-творческая подготовка.

Особенности театрализованного действа.

Театрализованное представление, праздник и ритуал далеко не исчерпывают способности использования театрализованного действия в разных вариантах и с многообразными целями.

Если театрализованное действо - это, сначала зрелище, происходящее на той либо другой сценической площадке, не требующее конкретного роли в нем зрителей, то праздник и ритуал сущность театрализованные действия, в каких присутствующие сами участники происходящего.

Здесь исключение как раз составляет театрализованная конкурсно - игровая программа, в какой наконец-то смешиваются театрализованное представление и элементы конкретной активизации зрителей с вовлечением их в сценическое действие. Театрализация также быть может использована не всегда, не во всех, а лишь особенных критериях, соотносящих то либо другое событие, к которому причастна данная аудитория, с создаваемым аудиторией образом этого действия, с его художественной интерпретацией Черкашенинов Л.Ф. Вопросы подготовки режиссеров массовых праздников и концертно-зрелищных программ в институтах искусств и культуры. Барнаул, 2002. - , С. 45.

Приведенная двойственность функций театрализации сопряжена хоть с какими моментами в жизни людей, когда требуется, стало быть, осмыслить необыденное значение того либо другого действия, выразить и, в конце концов, закрепить свои чувства по отношению к нему. Надо сказать то, что в этих критериях в особенности сильна тяга к художественному осмыслению, к символической обобщающей образности, к организации деятельности масс по законам театра. Отсюда таковым образом, театрализация, в общем, то, предстает не как обыденный прием культурно - просветительной работы, который можно также применять на всех ее уровнях, как непростой творческий способ, имеющий глубочайшее социально - психологическое обоснование и более близко соприкасающийся с искусством.

Конечно же, из практики режиссуры очевидно, не достаточно лишь, созидать особенный предмет театрализации. Необходимо отметить, что нужно, в конце концов, уметь и организовывать его. Известно, что тут важным инструментом бывает образность, составляющая главную суть театрализации, позволяющая показать в действии тот либо другой факт, событие, эпизод. Естественно образность настоящая и синтезированная с ней художественная - это база театрализации, позволяющая выстроить внутреннюю сценарную логику и отобрать средства художественной выразительности.

Именно образность дает театрализации жизнь, создает водораздел между театрализованными и не театрализованными формами массовой культурно - просветительной работы.

Суть метода театрализации в современных досуговых программах состоит в соединении звуков, цвета, мелодии в пространстве и времени, раскрывающих образ в разных вариациях, пронося их через единое «сквозное действие», которое объединяет и подчиняет себе все используемые компоненты по законам сценария.

Следовательно, метод театрализации предстает не как один из методов в культурно - досуговых программах, используемый во всех ее вариантах, а как сложный творческий метод, наиболее близко стоящий к театру, имеющий глубокое социально-психологическое обоснование Марков О.И. Сценарная культура режиссеров театрализованных представлений и праздников. - Краснодар: Изд. КГУКИ, 2004. - С. 87. Монументальность театрализованных массовых представлений определяют следующие компоненты:

· масштабность выбранного события;

· масштабность отбора исторических и героических образов;

· отсутствие психологических нюансировок в игре актеров;

· крупная пластика движений, монументальность жестов;

· крупный рисунок мизансцен;

· монументальность и образность декораций;

· ассоциативный «мост мысли» каждого эпизода со зрителем;

· принцип резких контрастов /в пластике, оформлении, музыке, свете;

· использование иносказательных средств выразительности символ, метафора, аллегория, синекдоха, литота;

· применение новейших средств техники и технических эффектов.

Итак, режиссура массовых представлений и праздников, базируясь на общем фундаменте режиссуры, имеет свою специфику в сценарно-режиссерской обработке с помощью театрализации реальных эпизодов жизни, подчинении их сценарно-режиссерскому ходу и обязательному включению зрителей в действие. В этом театре жизни масса - всегда герой, а не просто зритель. Театрализованное представление монет быть как самостоятельным произведением, так и составной частью праздника. Суммируя вышесказанное, можно подчеркнуть, что в театрализации, как особом виде искусства выступает на передний план важнейший компонент массового представления - зритель, коллективный герой.

Виды театрализации Чечетин А.И. Искусство театрализованных представлений. - М.: Советская Россия, 1988 - С. 56.

1. Театрализация компилированного либо комбинированного типа - тематический отбор и внедрение готовых художественных образов и разных видов искусства и синтез между собой сценарно-режиссерским приемом либо ходом. Компилированный способ необходим в театрализованных концертах, представлениях и пр.

Основная задача сценариста в работе с сиим способом, как раз является определение, как принято, сценарно-смыслового основания всей программы в целом, эпизода либо блока, композиционная выстроенность всего сценария в целом, установка эпизода и блока, и всего сценария в целом.

И действительно, в использовании этого вида театрализации режиссеру принципиально также держать в голове основной закон художественной необходимости, которая просит оправданности возникновения номера, его жанрового соответствия теме.

2. Отметим, что театрализация необычного вида - создание режиссером новейших художественных образов, согласно сценарно-режиссерскому плану. Здесь применяется для создания сценариев документального жанра, в базе которых заложена инсценировка документа. Несомненно, стоит упомянуть то, что документальный ряд придает современное публицистическое звучание, если факт имеет ценность для общества. Главные требования: злободневность и актуальность. В данном моменте речь идет о синтезе документального и художественного материалов не только лишь в тематическом отборе материала, да и в органичном слиянии по основному принципу чувственного развития мысли и создания сценарно-смыслового остова каждого эпизода и сценария в целом. Симбиоз, документального и художественного материалов заключен не только лишь в тематическом отборе материала, да и в органическом их слиянии по самому основному принципу - чувственного развития мысли.

3. Театрализация смешанного вида - внедрение первого и второго типа. В ней присутствуют: компиляция готового и создание новейшего. Очень хочется подчеркнуть то, что она выстроена по принципу тематического отбора и сведение их в композицию при помощи сквозного сценарно-режиссерского хода и внесения в эту базу собственного авторского необычного видения и решения. Известно то, что театрализация содержит в себе компиляцию готовых текстов и номеров и оригинальное создание новых текстов и номеров. Понятно, что театрализация, смешенного типа предоставляет массу возможностей для развития образного мышления режиссера - организатора.

Все проведенные выше виды театрализации сначала применяются для организации театрализованных тематических вечеров и массовых действ, которые также выступают или в качестве самостоятельной формы культпросвет работы, или в качестве составляющей части массового действа, агитационно-пропагандистской компании либо другой комплексной системы идейно воспитательной работы.

Театрализация в области культурно - просветительской деятельности, развивается по двум главным фронтам. Надо сказать то, что первое соединено с ее рекреативной функцией (это - балы, маскарады, карнавалы)

Второе соединено с перевоплощением жизни в художественную ценность методом сотворения на ее базе художественного образа.

Оформление, краски, фейерверки - это пока нельзя именовать театрализацией. Нужно также находить емкий образ - обобщение, чувственно раскрывающий через выразительные средства мысль режиссера. В театрализации как в особенном виде искусства на первый план выходит важный компонент - массового представления - зритель, коллективный герой.

Он желает такового массового деяния, которое принудило бы его, ассоциативно восстанавливая в памяти факты и действия своей жизни, быть участником представления, включаться в него.

3. Язык театрализации Шароев И. Режиссура массовых театрализованных представлений. - М.: Советская Россия, 1980. - С. 121.

Ведущими выразительными средствами,творящими особенный язык театрализации, выступают знак, аллегория и метафора, при помощи которых режиссер делает в массовых представлениях полнокровный и многогранный мир эстетических ценностей.

Создавая общее представление, режиссер должен стремиться, в общем, то, провоцировать воображение актеров и зрителей укрупненными сценическими знаками, более полно отражающими сущность театрализации.

Символ в переводе с греческого языка значит знак (признак, метка, клеймо, печать, пароль, цифра, черточка, сигнал, девиз, лозунг, эмблема, вензель, герб, шифр, марка, этикетка, оттиск, рубец, ярлык, слеп, опечаток, шрам и т. д.).

Одноименный корень имеет греческий глагол, значащий: «сравниваю», «обдумываю», «заключаю», «уславливаюсь». Ясно, что этимология этих греческих слов показывает на совпадение двух планов действительности.

Изначально /в древности/ это слово означало условный вещественный опознавательный символ, понятный лишь определенной группе лиц. К примеру, символ рыбы был у первых христиан и служил типичным паролем в критериях преследования христиан язычниками. Анализируя появление знака в образном действии, Е. Тудоровская пишет: «Человека как члена рода оберегали при помощи иносказаний, как того требовали интересы рода. Например, на свадьбе нельзя было произносить собственное имя невесты /само слово «невеста» подставное и означает «неведомое», чтобы сбить с толку духа родового очага, и не раздражать его введением в род чужого человека» http://fullref.ru/job_dcc02a47a5eccefbbbf1ae254e2dd034.html.

Иносказание с его внесенной связью с самого начала было художественным познанием мира. Придумывая подставное слово, надо было уяснить себе свойства предмета и дать его названию замену, имеющую какие-то общие черты с предметом, например, смелый, ловкий молодец - ясный сокол. Какими свойствами должно было обладать подставное слово? Оно должно было быть непонятным для враждебных сил, но общепонятным для заинтересованных членов рода.

Так в процессе совместной деятельности и общения определенных групп людей или целых обществ, вырабатывались условные знаки, за которыми стояли предметы, мысли или информация.

Аллегория (греч. «иносказание») - это приём или тип образности, основой которого служит иносказание - запечатление умозрительной идеи в конкретном жизненном образе.

Многие аллегорические образы пришли к нам в речь из греческой или римской мифологии: Марс - аллегория войны, Фемида - аллегория правосудия; змея, обвивающая чашу, служит символом медицины.

Особенно активно этот приём используется в баснях и сказках: хитрость показывается в образе лисы, жадность - в обличии волка, коварство - в виде змеи, глупость - в виде осла и т.п.

В сознании слушателей все притчевые образы, знакомые с самого детства, - это аллегории-олицетворения; они настолько прочно закрепились в нашем сознании, что воспринимаются как живые.

Аллегория - иносказание, изображение отвлеченной идеи посредством конкретного отчетливо представляемого образа. Связь между образом и значением устанавливается в аллегории по аналогии (например, лев как олицетворение силы и т.д.). В противоположность многозначности символа смысл аллегории характеризуется однозначной постоянной определенностью и раскрывается не непосредственно в художественном образе, а лишь истолкования содержавшихся в образе явных или скрытых намеков и указаний, то есть путем подведения образа под какое-либо понятие» Марков О.И. Сценарно-режиссёрские основы художественно-педагогической деятельности клуба. М., 1988.- С.53.

В 1951 году на фестивале в Берлине Туманов в собственной массовой пантомиме на музыку А. Александрова «Священная война» последующим образом использовал иносказательные средства выразительности. Темой представления было самоутверждение человеческих рас, их борьба за свободу и независимость http://www.playwright.ru.

Жизнь, погибель, надежда, злость, совесть, дружба, Азия, Европа, Мир - хоть какое из этих понятий быть может представлено при помощи аллегории. В том и заключена сила аллегории, что она способна на долгие века как раз олицетворять понятия человечества о справедливости, добре, зле, разных нравственных качествах.

Аллегория постоянно играла, приметную роль в режиссуре театрализованных празднеств всех времен и народов. Необходимо подчеркнуть то, что значение аллегории для режиссуры, настоящего деяния, сначала в том, что она постоянно, в общем, как знак и метафора, подразумевает двух плановость. Первый план - художественный образ, Второй план - иносказательный, определяемый осознанием ситуации, исторической обстановки, ассоциативностью.

Ассоциация, другими словами создание в сознании человека смысловой либо чувственной параллели происходящему явлению, невольное замещение его уже знакомым синонимом, принуждает зрителя домыслить то, о чем лишь заявлено, обозначено. От уровня интеллекта, эрудиции и жизненного опыта во многом зависит оценка происходящего. К примеру, огромный красный стяг в спектакле Охлопкова «Молодая гвардия» - аллегория Родины. Вступая во взаимодействие с поступками и борьбой молодогвардейцев, отдающих свои жизни, частички собственной красной крови за освобождение Родины, она наконец-то делает великолепный художественный образ спектакля, доведя его звучание до реалистического знака. Аллегория была более характерна для средневекового искусства, искусства, Возрождения, барокко, классицизма. Образы аллегории занимали центральное место в празднествах революции во Франции. Эстафету использования аллегорических средств в празднествах французской революции приняли русские режиссеры в театрализованных представлениях двадцатых годов.

К примеру: «Сожжение гидры контрреволюции» - общее театрализованное представление, поставленное в 1918 году в Воронеже. Режиссер И.М. Туманов на шестом Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве выстроил гимнастов так, что они превратили поле стадиона в карту мира. И вот на карту легла зловещая тень Войны в виде атомной бомбы. Необходимо отметить то, что но слово: «НЕТ!», появившееся на карте, перечеркивает крест накрест динамичными линиями силуэт бомбы.

В 1951 году на фестивале в Берлине Туманов в собственной массовой пантомиме на музыку А. Александрова «Священная война» последующим образом использовал иносказательные средства выразительности. Темой представления было самоутверждение человеческих рас, их борьба за свободу и независимость http://www.teatr-igry.ru.

На поле - десять тысяч гимнастов, одетых в костюмы белоснежного, темного и желтоватого цветов. Началось с того, что центр поля заняли актеры в белоснежных костюмах. Расправив плечи, расставив ноги, они властно стояли на земле. Вокруг них расположились, полусогнувшись, желтоватые, символизирующие народы Азии, и на коленях - темные - еще не пробудившаяся Африка. Но вот желтоватые расправили спины, им помогает часть белоснежных, темные поднимаются с колен, желтоватые начинают движение, темные встают во весь рост. Конфликт бурно нарастает. Тема любви к свободе и равноправия людей различного цвета кожи, невзирая на то, что была выражена специфичными средствами гимнастических упражнений, достигла большой, художественной выразительности. И действительно, этот художественный образ, метафоричный и аллегоричный по режиссерскому решению, раскрывает сложнейшие реальные явления методом их столкновения и сравнения. Надо сказать, что все-же нужно отметить, что в современном искусстве аллегория уступает место наиболее прогрессивным в образно-психологическом отношении символическим образам.

Сценическая реализация метафоры дает шанс ярче и нагляднее для аудитории выразить сущность или основного действия эпизода, или отношений, складывающихся между персонажами. Зрители, наконец, получают возможность быстро и точно, найти, сконструировать свою позицию в отношении к происходящему, что в свою очередь, в конце концов, является первой и нужной предпосылкой к формированию у аудитории активного отношения к получаемой сценической информации.

Итак, знак как символ, рождающий ассоциацию - принципиальное выразительное средство режиссуры.

Опыт дает возможность очертить несколько путей использования знаков и ассоциаций, соответствующих в деятельности режиссера:

а) в решении эпизодов представления;

б) в кульминации представления;

в) в заключении с публикой «условий условного»;

г) в художественном оформлении театрализованного представления.

Наикрупнейший театральный режиссер и преподаватель Г. А. Товстоногов проявлял большой энтузиазм к постановке театрализованных представлений и мероприятий на стадионах и в концертных залах 15. Товстоногов Г.А. Зеркало сцены. В 2-х томах. - Л., 1984. - С.34.

режиссура театрализованный представление

Выводы по главе 1

Следует отметить характерные особенности театрализованного действа, отличающие его от других видов художественного творчества.

1. В основе сценария театрализованного действа всегда лежит документальный материал, который мы называем документальным объектом внимания сценариста.

2. Театрализованное действо подразумевает не создание психологии вымышленных героев (персонажей), но создание психологии ситуаций, в которых действуют и развиваются реальные (документальные) силы

3. Театрализованное действо полифункционально и решает следующие задачи: дидактическую (назидательную), информационную (познавательную), эстетическую, этическую, гедонистическую (получение удовольствия) и коммуникативную.

4. Театрализованное действо, как правило, одноразово и существует как бы в единственном экземпляре.

5. Театрализованное действо отличает многообразие форм, пространственных и стилевых. Театрализованное представление, праздник и обряд далеко не исчерпывают возможности использования театрализованного действа в различных вариантах и с различными целями.

Если театрализованное представление - это, прежде всего зрелище, происходящее на той или иной сценической площадке, не требующее непосредственного участия в нем зрителей, то праздник и обряд суть театрализованные действа, в которых присутствующие сами становятся активными участниками происходящего. Исключение составляет театрализованная конкурсно-игровая программа, в которой сочетаются театрализованное представление и элементы непосредственной активизации зрителей с вовлечением их в сценическое действие.

1.3 Театрализованное представление

Театрализованное представление - одна из форм досуговой деятельности. Оно является достаточно сложным по задачам подготовки и реализации массового действа. Для его воплощения необходимы определенный уровень актерского мастерства исполнителей, достаточно глубокий и сложный характер драматургии и выразительных средств режиссуры.

По своей сути и процессу театрализованное представление очень похоже на пьесу. В нем, как и в пьесе, должен быть сюжет, развернутое сквозное действие, «сквозные» герои, события, действия, основанные на необходимом для каждой сюжетной линии конфликте. Важно, чтобы он развивался по всем законам драматургии, что бывает очень сложно. Поэтому организатору театрального досуга детей невозможно обойтись без знания основ постановочного мастерства и работы с аудиторией.

Проблемы, которые раскрываются в ходе театрализованных представлений, содержат в себе порой достаточно глубокий смысл. Цель их драматургии - довести конкретные факты до уровня художественно-публицистичного, образного осмысления. В театрализованных представлениях ярче, чем в других видах досуговой деятельности, присутствует сама театрализация, масштабнее степень воздействия, шире диапазон используемых средств художественной выразительности.

Основой для подготовки и проведения театрализованных представлений является специально написанный к данному случаю сценарий. Он представляет собой не литературный монтаж, не набор сценок или куплетов, не чередование стихов, песен и прозы, а построенный по определенным правилам текст. Поэтому педагогу-организатору, который берется за осуществление сценарно-режиссерской задачи по подготовке и проведению театрализованного представления, важно помнить его отличительные черты.

Во-первых, вся «жизненная», документальная часть содержания представления должна осуществляться в художественной форме, не «выпячиваться» в виде нотаций, поучений, отчетов или перечисления фактов и событий.

Во-вторых, в сценарии театрализованного представления необходимо осуществить синтез различных видов искусств, а также объединить документальный и художественный материал с целью наиболее эмоционального воздействия на зрителей.

В-третьих, исполнители ролей в представлениях должны обладать универсальными творческими способностями, т.е. уметь петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах (по возможности), использовать различные приемы активизации зрителей.

В-четвертых, актер в театрализованном представлении должен уметь сыграть не только одну «сквозную» роль, но и «трансформироваться» по ходу действия для создания нескольких образов. Опарина Н. А. Театрализованные представления в школе. // Журнал «Практика административной работы в школе». - № 3. - 2005. Электронная версия журнала. http://www.direktor.ru/products/praktika/default.htm

Античная культура средиземноморья

Красота и прекрасное, согласно чтимому греками Аристотелю, объективно существует в настоящем мире, в ее основе лежат характеристики онтологического порядка: соразмерность, определенность, ограниченность и единство в многообразии...

Б.В. Иогансон о живописи маслом

Являясь истинно советским художником, Иогансон считал, что искусство должно служить народу. Ввиду этого перед художником, по мнению Бориса Владимировича, стоял ряд задач. Во-первых, советское искусство должно было быть понятным народу, и...

Ведущие представители живописи рококо

фрагонар буше живопись рококо Термин «рококо» возник во Франции в конце 18 в., в эпоху расцвета классицизма, как презрительная кличка для всего манерного и вычурного искусства 18 в.: изогнутая, капризная линия, напоминающая очертания раковины...

Индивидуальный подход к личности в процессе обучения и воспитания в коллективах НХТ

Изучением личности занимались многие психологи как зарубежные, так и отечественные; результаты их трудов легли в сокровищницу педагогических методик и наработок, касающихся любых отраслей знания...

Искусство как специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности

Понятием «искусство» обозначают художественное творчество в целом. К искусству относятся литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр...

Истоки древнегреческого театра

Театр был, пожалуй, величайшим даром из всех, что Древняя Греция оставила новой Европе. С самого своего рождения это совершенно оригинальное творение греческого гения считалось не развлечением, а священнодействием...

История народного художественного промысла "Гжель"

Самое первое упоминание о Гжели встречается в завещании Ивана Калиты 1328 года. Затем это название повторяется в духовных грамотах других князей и в завещании Ивана Грозного 1572-1578 годов...

Концепция существования и развития культуры Питирима Сорокина

Сорокин рассматривает историческую действительность как целостное единство различных культурных систем. Подчеркивая своеобразие каждой культуры, философ вместе с тем акцентирует внимание не только на общих чертах в их исторической судьбе...

Образ загробного мира в древнеегипетском искусстве

Праздники под открытым небом

Следующей, наиболее типичной праздничной формой является театрализованное массовое представление как на закрытой сценической площадке, так и на открытом воздухе...

Приметы и суеверия в России и Великобритании

Современные технологии справочно-библиографического обслуживания

Шаг за шагом, постепенно наша страна входит в информационное общество. Это касается не только самых крупных федеральных и областных библиотек, но и городских и даже сельских...

Справочно - информационное обслуживание: новые технологии

Ресурсы социальной информации весьма велики. Однако, одна из информационных, социальных, экономических и культурных проблем заключается в том, как найти, получить нужную информацию...

Тема смерти в культуре

Перенимая традиции поколений, сегодня мы основываем свое представление о смерти на тех образах и символах, которые существует уже очень давно. У древних и первобытных народов на этот счет имелись самые разнообразные представления...

Тема смерти в культуре

Революция в отношении к смерти, по Арьесу, наступает в начале XX века. Истоки ее - в определенном умонастроении, сформировавшемся еще в середине XIX века: окружающие щадят больного, скрывают от него тяжесть его состояния...

Цель: привлечение родителей к участию в организации и проведении совместной театрализованной деятельности.

Предварительная работа:

Написание сценария

Репетиция театрализованной постановки по мотивам «Сказки о глупом мышонке» С.Я.Маршака.

Подбор костюмов, декораций, атрибутов.

Декорации:

В центре зала- норка Мыши. В левом углу норки-колыбель Мышонка, игрушки. В правом углу норки стоит корыто для стирки белья. Гладильная доска. Справа от норки Мыши расположен деревенский домик, небольшой заборчик. За домом виднеется пруд, камыши, лилии.

Музыкальное оформление:

Песня «Мамино сердце» из репертуара Жасмин.

-«Ах, вы, сени» русская народная мелодия.

-«Из под дуба» русская народная мелодия.

-«Калинка» русская народная мелодия.

Песня «Ах, какая мама!» слова и музыка М.Пономаревой.

Танец «У меня, у тебя»-muzofon.com.

Действующие лица:

Ведущий-Ю.С.Мамчур,воспитатель.

Мышь-родитель (Т.А.Кибанова).

Глупый Мышонок-ребенок старшей группы(Юля Мальцева).

Гусь-родитель (А.А.Жуланов).

Жаба-родитель (Е.В.Чуклинова).

Петушок-родитель (И.А.Масовец).

Курочка-родитель (Н.Е.Мальцева).

Лошадь-родитель (Е.Н.Каменева).

Щука-родитель (У.И.Шишкина).

Кошка-родитель (М.Ф.Неверова).

Зрители-дети группы.

Звучит песня «Мамино сердце». В зал заходят дети и присаживаются на стулья. Ведущий звонит в колокольчик.

Все ребятушки затихли,

Колокольчики звенят.

Это сказка к нам стучится,

И порадует ребят.

Мышь стелет колыбель. Подходит к Глупому мышонку, берет его на руки, укладывает в колыбель.

Пела ночью мышка в норке

Спи, Мышонок, замолчи,

Дам тебе я хлебной корки

И огарочек свечи.

Лучше мама не пищи,

Ты мне няньку поищи!

Побежала Мышка-мать,

Стала Гуся в няньки звать.

Мышка подбегает к домику. К ней выходит Гусь.

Приходите поскорее

Нашу детку покачать!

Гусь подходит к Мышонку. Мышка начинает стирать белье в корыте. Мышонок в колыбели играет в игрушки.

Га-га-га. Баю-бай,

Поскорее засыпай,

После дождичка в саду

Червячка тебе найду!

Гусь забирает у Мышонка игрушку и дает червячка. Мышонок отталкивает червячка. Гримасничает.

Глупый маленький Мышонок

Слишком громко ты поешь!

Гусь подбирает червячка, пожимает плечами и, ничего не понимая, уходит. Мышка перестает стирать. Подходит к Мышонку и качает головой.

Побежала Мышка-мать

Стала Жабу в няньку звать.

Мышка подбегает к пруду.

Приходи к нам, тетя Жаба,

Нашу детку покачать!

Появляется Жаба. Звучит музыка. Жаба поет.

Тетя Жаба вам поможет,

И ребеночка уложит,

Не печалься, мама - Мышь,

Будет крепко спать малыш.

Жаба подходит к Мышонку. Качает колыбель.

Стала Жаба важно квакать:

Ква-ква-ква, не надо плакать!

Спи, Мышонок до утра,

Дам тебе я комара.

Жаба протягивает Мышонку комара. Мышонок отталкивает комара.

Глупый маленький Мышонок

Очень скучно ты поешь!

Мышонок зевает, берет в рот соску. Жаба прячет в карман комара, пожимает плечами и уходит. Вбегает Мама Мышка, качает головой, укладывает мышонка.

Побежала Мышка-мать,

Дядю Петю в няньки звать.

Приходи к нам, дядя Петя,

Нашу детку покачать.

Выходит Петушок, машет крыльями, укачивает Мышонка.

Ку-ка-ре-ку, баю-бай!

Ку-ка-ре-ку, засыпай!

Спать тебе давно пора!

Ку-ка-ре-ку, до утра!

Глупый маленький Мышонок

Слишком громко ты поешь!

Мышонок закрывает уши, Петушок пожимает плечами и уходит. Подбегает Мышка.

Что же делать? Как же быть?

Как сыночка уложить?

Стала думать Мышка-мать,

Надо Курицу позвать.

Приходи к нам, тетя Клуша,

Нашу детку покачать!

Мышка бежит к домику. Из-за домика выходит Курица.

Куд - куда!

Поет наседка

Не пугайся, наша детка,

Забирайся под крыло,

Там и тихо и тепло.

Глупый маленький Мышонок

Эдак, вовсе не уснешь!

Мышонок сердится, накрывается с головой одеялом.

Курица пожимает плечами и уходит.

Прибегает Мышка, поправляет одеяло Мышонку. Бежит к домику.

Побежала Мышка-мать

Тетю Лошадь в няньки звать.

Приходи к нам, тетя Лошадь,

Нашу детку покачать.

Лошадь выходит на середину зала и поет песенку.

Тетя Лошадь, просто диво,

Лучше няньки не найдешь!

Так умна и так красива!

Ты со мной не пропадешь!

Лошадь подходит к Мышонку с мешком овса.

Поет Лошадка.

Спи, Мышонок, сладко, сладко.

Повернись на правый бок-

Дам овса тебе мешок!

Ведущий:
Глупый маленький Мышонок

Очень страшно ты поешь!

Мышонок испуганно прячется за ширму. Весь дрожит. Лошадь пожимает плечами и уходит. Прибегает Мышка ищет Мышонка. Забегает за ширму, вывозит Мышонка из-за ширмы в коляске и везет его к пруду.

Побежала Мышка-мать

Тетю Щуку в няньки звать.

Приходи к нам, тетя Щука,

Нашу детку покачать!

Щука на середине пруда широко открывает рот. Мышонок прислушивается.

Стала петь Мышонку Щука,

Не услышал он ни звука.

Открывает Щука рот,

Да не слышно, что поет.

Глупый маленький Мышонок

Слишком тихо ты поешь!

Щука уплывает. Мышка везет Мышонка домой, укладывает его в кровать, снова бежит к домику.

Побежала мышка-мать

Тетю Кошку в няньки звать.

Приходи к нам, тетя Кошка,

Нашу детку покачать!

Кошка подходит к Мышонку и поет ему колыбельную песенку.

Наступает тихо ночь,

Засыпай, малышка,

Отгоню все страхи прочь,

Маленькая Мышка.

Мяу-мяу, сладкий сон,

Приходи скорей.

Унесет печали он,

Станешь ты смелей.

Глупый маленький Мышонок

Очень страшно ты поешь!

Прибежала Мышка-мать,

Поглядела на кровать.

Хоть полсвета обойдешь,

Лучше мамы не найдешь!

Мамочка всегда согреет,

Если надо пожалеет,

От беды тебя спасет,

Сладко песенку споет!

Все артисты выходят на поклон.

Ребята, давайте поаплодируем нашим артистам. Нашим замечательным мамам и папам.

Дети аплодируют. Артисты занимают места в зале.

День мамы, праздник не простой,

Для наших малышей любимый.

Пусть мама будет вечно молодой

Самой нежной, милой и красивой!

Дети хором:

Мама милая моя!

Поздравляем мы тебя!

Наши детки очень волнуются, они приготовили для вас, дорогие мамы, подарки. Давайте поддержим их аплодисментами.

1-й ребенок:

Я сегодня утром встал.

С удивлением узнал,

Что у нашей мамы праздник,

Вот такой вот я проказник!

2-й ребенок:

Мамочка родная,

Я тебя люблю.

Я сорву цветочки,

Тебе их подарю!

3-й ребенок:

Нарисую солнышко

Для мамочки моей.

Светит пусть в окошечко,

Ей будет веселей!

4-й ребенок:

А меня сегодня в садик

Папа утром провожал.

«Не скучай, моя мамуля!»-

Крикнул я и убежал!

Чтобы наши мамы не скучали, мы сейчас для них исполним детскую песенку.

Исполняют песню «Ах, какая мама!» слова и музыка М.Пономаревой.

5-й ребенок:

Я сегодня поутру

Заплела сама косу.

Ты поспи, моя мамуля,

Я тихонько посижу.

6-й ребенок:

У меня большой медведь:

«Тихо, мишка, не реветь!»-

Строго я ему сказала,-

«Видишь, мамочка устала».

7-й ребенок:

Целый день смотрю в окно.

В садике нам хорошо.

Но лучше, когда мама заберет!

8-й ребенок:

А я для своей мамочки

Возьму, да и станцую!

Всем нам будет веселей,

И для мам и для детей!

Ребята, приглашайте мам потанцевать!

Исполняют танец «У меня, у тебя».

9-й ребенок:

У моей мамули

Синие глаза,

Посмотрите на меня:

Я - голубоглазая!

10-й ребенок:

Моя мама очень важный,

И серьезный человек,

Ну а дома самый славный

Приготовит нам обед.

11-й ребенок:

Мама милая моя

Сказки мне читает.

Я еще совсем не сплю,

А мама засыпает.

Ваши дети очень старались, читали стихи, пели песни и учили Вас танцевать, а еще сделали поделки, примите их в подарок. Желаем Вам крепкого здоровья, счастья и добра!

Дети дарят своим мамам подарки, сделанные своими руками.

ГБДОУ детский сад №16 Красногвардейского района СПб

Группа №2 «Любознайки»

Взаимодействие детского сада с семьёй, развитие игровой деятельности

Театрализованное представление для детей 4 – 7 лет и их родителей

по мотивам украинской народной сказки «Колосок»

Цель: создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых, социально-эмоционального и речевого развития детей.

Задачи: - образовательные: формировать умение разыгрывать несложное представление по знакомому литературному произведению, использовать для воплощения образа интонацию, мимику, жест; - развивающие: содействовать развитию режиссерской игры, помогать детям преодолевать робость, застенчивость, неуверенность в себе; - воспитательные: воспитывать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.

Предварительная работа: чтение сказки, беседа по содержанию, обсуждение кандидатур на роли персонажей (1-2 взрослых, 2-3 детей), чтение сценария в стихах, привлечение родителей к участию в подготовке и показе представления (изготовление декораций, костюмов, подбор фонограмм), художественно-продуктивная деятельность (изготовление пригласительных билетов), работа с артистами (выразительное чтение, игровые и танцевальные движения, мимика).

Сценарий в стихах.

Действующие лица: Ведущий, Петушок Золотистый Голосок, Мышонок Круть, Мышонок Верть.

Картина первая.

Ведущий:

Жили-были два мышонка…

Мышата (выскакивают по очереди, замирают в причудливой позе):

Круть!

Верть!

Ведущий:

Да петушок…

Петушок (важно выходит):

Ведущий:

Петушок чуть свет вставал…

Петушок (звонко):

Кукареку!

Ведущий:

-…всем кричал. Сам зарядкой занимался, за работу принимался.

Петушок (под музыкальное сопровождение: марш) с деловитым видом выполняет упражнения.

Ведущий:

Ну, а что же наши мышки? Круть и Верть? Они, плутишки, только пели и плясали, а забот совсем не знали.

Мышата весело танцуют (под песню «Тётя-весельчак»).

Картина вторая.

Ведущий:

Петушок (выходит с веником, подметает, находит колосок):

Эй, мышата, помогите, колосок обмолотите! Ну, пожалуйста, друзья!

Круть:

Чур, не я!

Верть:

Ой-ой, не я!

Петушок:

Ладно, сам обмолочу, зёрен много получу!

Ведущий:

Зёрен целая гора! Что ж, на мельницу пора.

Петушок (вытирает пот со лба):

Эй, мышата, помогите. Вы муки уж намелите. Ну, пожалуйста, друзья!

Круть:

Чур, не я!

Верть:

Ой-ой, не я!

Петушок (пожимает плечами):

Делать нечего, отправлюсь сам на мельницу и справлюсь!

Под музыкальное сопровождение Петушок выполняет трудовые действия, мышата танцуют.

Круть (удивлённо):

Намолол мешок муки!

Верть (требовательно):

Пироги теперь пеки!

Петушок(загибает пальцы на руке):

Надо тесто замесить, печку жарко истопить, чтоб к обеду пирожки испеклись вкусны, легки.

Под музыкальное сопровождение Петушок выполняет трудовые действия, мышата танцуют.

Круть:

Ох, как я проголодался!

Верть:

Да и я уж наигрался!

Вместе:

Побежим-ка к Петушку, да съедим по пирожку!

Картина третья.

Ведущий:

Тут мышата – прыг за стол. Петушок к ним подошёл.

Петушок:

Подождите-подождите! Вот вы мне сперва скажите, кто зерна намолотил да на мельницу сходил. Тесто кто месил?

Круть:

Всё ты.

Петушок:

Печку кто топил?

Верть:

Всё ты.

Петушок:

Ну, а что же вы?

Мышата вместе (грустно):

Играли. И тебе не помогали.

Ведущий:

Что тут делать, как тут быть? Не за что мышей хвалить!

Мышата «плачут», нехотя выходят из-за стола.

Петушок:

Не могу на вас сердиться. Всё же вместе мы живём. Вот, возьмите, угоститесь с пылу с жару пирожком!

Мышата (радостно):

Ах, спасибо, Петушок, настоящий ты дружок! Мы теперь уж будем знать: надо дома помогать.

Под музыкальное сопровождение мышата выполняют трудовые действия вслед за петушком.

Занавес.

Под аплодисменты зрителей артисты выходят на поклон.

Составитель Резвых У. В.


Введение

Актуальность данной курсовой работы обусловлена возможностью использовать её материалы в профессиональной деятельности постановщика театрализованных представлений.

Театрализованные представления в честь знаменательных дней, праздников, важных дат в жизни человека или просто для разнообразия досуга занимают всё большее место в нашей действительности.

Театрализованные представления ассоциируются у людей с праздничным настроением и рождают особый настрой. А для того, что бы лучше организовать и развить театрализованное представление всех видов, необходимо понять особенности этого рода искусства, которые были сформированы в течении многих веков, во время которых развивалось народное театральная культура, а за тем профессиональная.

Поэтому объект моей курсовой работы - театрализованные представления.

Предмет исследования - специфика режиссуры театрализованных представлений.

Цель курсовой работы: изучить специфику режиссуры театрализованных представлений.

Задачи курсовой работы:

  • - изучить и проанализировать, что такое театрализованное представление и выделить его виды.
  • - узнать историю возникновения театрализованных представлений.
  • - выявить значение сценария для постановки театрализованного представления.
  • - найти основные выразительные средства в театрализованном представлении.
  • - понять значение режиссера в постановке театрализованного представления. театрализованный сценарий режиссерский

Театрализованное представление и его особенности

Что такое театрализованное представление

Под театрализованным действом мы понимаем театрализованное представление, праздник или обряд. Театрализованное действо - это особый способ удовлетворения духовных потребностей людей особый вид искусства.

Театрализованное действо - всегда дитя повседневности, жизненных реалий необходимости их одухотворения и существования в иной эмоционально-образной форме.

Таким образом, театрализованное действо - это органическое сочетание реальности, связанное с бытом, социальными отношениями, религиозными воззрениями, идеологическими и политическими склонностями людей, и художественности, заключенной в эмоционально-образной (художественном) материале, созданном путем преобразования этой реальности.

Режиссура театрализованных представлений предполагает умение организовать и поставить действо, которое должно быть выражено в яркой театрализованной форме, выявляющей основную литератуно-сценическую идею. Сутью театрализации является эстетическое осмысление реальных событий при котором эти события воплощаются в яркой образной форме, содержащей их художественную интерпретацию. Театрализация - это особый режиссерский прием имеющий глубокое социально-психологическое обоснование и наиболее близко стоящий к искусству. В любом случае театрализация предполагает индивидуальное режиссерское решение будущего действа, отличающееся навозной, оригинальностью, экспрессивностью.

Одно из главных качеств таланта режиссера - «чувство зрелищности». Пластическая решение пространства, музыкально-ритмическое ощущение действия, его декоративно-художественное обрамление, активизация огромного количества зрительских масс- все это закладывается в режиссерский замысел представления. От оригинальности, точности и заразительности (композиционного расположения актера, реквизита, учета естественного фона на огромном пространстве), перевода сценария праздника в конкретно выраженное действо зависит зрелищность создаваемого представления.

Вернемся к театрализованному действу. Когда мы говорим «театрализация», мы имеем в виду явление, принадлежащее области искусства, обращение к эмоционально образной сфере человеческого восприятия, художественное творчество или его элементы с использованием выразительных средств театрального искусства. Когда мы говорим «действо», мы имеем в виду развитие определенной реальности в её противоречиях, ибо эти противоречия и есть тот двигатель, благодаря которому реальность приобретает присущий ей динамический и диалектический характер, необходимый для создания действия в театрализованном представлении, празднике или обряде.

Следует отметить характерные особенности театрализованного действа, отличающие его от других видов художественного творчества.

  • 1. В основе сценария театрализованного действа всегда лежит документальный материал, который мы называем документальным объектом внимания сценариста.
  • 2. Театрализованное действо подразумевает не создание психологии вымышленных героев, но создание психологии ситуации, в которых действуют и развиваются реальные силы.
  • 3. Театрализованное действо полифункциональное и решает следующие задачи: дидактически (назидательную), информационную (познавательную), эстетическую, этическую, гедонистическую (получение удовлетворения) и коммуникативную.
  • 4. Театрализованное действо, как правило, одноразово и существует как бы в единственном экземпляре.
  • 5. Театрализованное действо отличает многообразие форм, пространственных и стилевых.

Театрализованное представление, праздник и обряд далеко не исчерпывают возможности использования театрализованного действа в различных вариантах и с различными целями.

Театрализованное представление - это, прежде всего зрелище, происходящее на той или иной сценической площадке. исключение составляет конкурсно-игровая программа, в которой сочетаются театрализованное представление и элементы непосредственной активизации зрителей с вовлечением их в сценическое действие.

Loading...Loading...