Практическое использование этических ценностей в работе социального работника. Тестовые задания по курсу «Этика социальной работы Основные этические ценности социальной работы

Тестовые задания по курсу «Этика социальной работы»

1. Необходимость формализации этических нормативов профессиональной деятельности в сфере социальной защиты обусловлено:

Регулированием норм поведения между людьми;

Стремлением привнести в разнообразные отрасли профессиональной

Деятельности критерии этической оценки;

Реформированием экономики, падением нравственности, крушением системы ценностей.

2. Функциями морали и права являются:

Нормы поведения принятые в обществе;

Ценностные установки.

3. Нормы регуляции поведения между людьми в первобытном обществе носили:

Социальный характер;

Биологический характер;

Благотворительный характер.

4. Орда – это:

Общество умнейших;

Общество сильнейших;

Общество слабейших.

5. Основными ценностями общества-орды признавались:

Жестокость, подавление слабых соплеменников;

Сила, ловкость;

Милосердие, благотворительность.

6. В основе ценностей первобытного общества можно выделить:

Инстинкт;

Интуиция;

Индивидуальность.

7. Моральные отношения в первобытном обществе носили:

Индивидуальный характер;

Коллективный характер;

Смешенный характер.

8. Отношения в первобытной орде строились:

На социальном равенстве;

На подчинении интересов индивида интересам коллектива;

На подчинении интересов коллектива интересам индивида.

9. Обеспечение безопасности, выживания, продолжения рода в первобытной орде было вызвано:

Чувством долга и совестью;

Инстинктом самосохранения;

Чувством коллективизма.

10. С появлением огня в первобытном обществе осталось неизменным:

Отношение к старикам и детям;

Чувство патриотизма, верности;

Жертвоприношение.

11. С появлением огня нравственные законы усваиваются членами сообщества:

В процессе воспитания;

В процессе обучения:

В процессе обучения и воспитания.

12. Проявление первых форм взаимопомощи людей относится:

К периоду зарождения христианства на Руси;

К первобытному обществу;

К Древней Руси.

13. К первым видам социальной помощи относятся:

Подача милостыни пришедших с миром;

Предоставление приюта и пищи пришедших с миром;

Оказание медицинской помощи пришедших с миром.

14. Какие устанавливаются в Ветхом Завете критерии и нормы:

Этические и экономические;

Моральные и социальные;

Этические и социальные.

15. «Золотое правило этики» гласит:

- «… во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними …»;

- « Не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите всякому при встрече доброе слово»»;

- «найти такое душевное настроение, мягкое и простое, которое сумело бы без усилий сочетать со всеми действиями разума, со всеми сердечными эмоциями идею истины и добра».

16. В какой пословице нашло отражение «золотого правила этики»:

Долг платежом красен;

Беду скоро наживешь, да не скоро выживешь;

Как аукнется, так и откликнется.

17. Конфиденциальность в этике социальной работы – это:

Принцип;

Критерий моральности;

Результат творческого подхода к деятельности.

18. Термин «этика» был впервые упомянут в работе:

Демокритом;

Платоном;

Аристотелем.

19. Объектом этики социальной работы является:

Этический кодекс;

Профессиональная мораль;

Этическое сознание специалиста.

20. Совесть – это:

Профессионально-значимое качество личности специалиста;

Функция этики социальной работы;

Правило этикета в социальной работе.

21. Предметом этики социальной работы не являются:

Этические отношения;

Этические действия

Профессиональный долг.

22. Основными принципами этики социальной работы являются:

Интеллект, субъективность клиента, инновационность и др.;

Конфиденциальность, доброжелательность, бескорыстие и др;

23. Деонтология социальной работы – это:

Совокупность внешних форм поведения и общения специалиста;

Совокупность требований к личностным качествам специалиста;

Учение о должном поведении специалиста.

24. Основными этическими ценностями социальной работы являются:

Человек, общество, справедливость, свобода, равенство и др.;

Социальная работа, клиент, социальная служба и др.;

Клиент, социальная группа, социальный институт, общество и др..

25. Под критерием моральности понимается:

Совокупность представлений о добре и зле;

Ответственность за клиента;

Честность и открытость.

Профессиональная мораль;

Нравственные убеждения;

Этическое сознание.

27.Основными группами функций этики социальной работы являются:

Личностно-ориентированная;

Рационализирующая.

28. Учение о профессиональной морали – это:

Профессиональный этикет;

Профессиональная этика;

Профессиональная ответственность.

29. Профессионально-этическая регламентация предполагает:

Разработку и введение должностных инструкций;

Введение дополнительных нормативно-правовых актов;

Разработку этического кодекса.

30. Целью этики социальной работы является:

Обеспечение и поддержание структуры профессиональной деятельности;

Поддержание правовых отношений социального работника и клиента;

Обеспечение и поддержание содержания и целей профессиональной деятельности.

31.Основными критериями моральности деятельности являются:

Соблюдение интересов клиента;

Содействие социальному прогрессу;

Соблюдение интересов профессиональной групп.

32. Формула принципа «не навреди» предположительно принадлежит:

Гиппократу;

Демокриту;

Эскулапу.

33. Социальные функции этики социальной работы направлены:

Соблюдение специалистом требований поведения и общения в социуме;

Удовлетворение интересов клиента социальной службы;

Удовлетворение потребностей социума в конечном результате деятельности.

34. Этикет в социальной работе – это:

Совокупность обычаев и традиций социальной работы;

Форма общественного сознания;

Требования к внешним формам поведения и общения.

35. Принцип этики социальной работы – это:

Основное качество личности специалиста;

Основное содержательное требование к поведению и действиям специалиста;

Основное направление деятельности социальных служб.

36. Основными специфическими профессиональными ценностями в социальной работе являются:

Человек, условия, цели деятельности, результаты;

Этические кодексы, принимаемые государством;

Материально-техническая база.

37. Альтруизм – это:

Направленность личности специалиста;

Статус личности клиента;

Деонтологический критерий.

38. Профессиональная этика социальной работы является:

Набором профессиональных и прочих норм;

Этическим кодексом;

Учением о профессиональной морали.

39. Термин деонтология введен в научный обиход:

Б.Спинозой;

И.Бентамом;

Л.Фейербахом.

40. «Внешний « уровень этики социальной работы предполагает оценивание с позиции общественной морали:

Социальной работы как социального института;

Деятельности социального работника;

Деятельности социальной службы.

41. Нравственно-гуманистические функции этики социальной работы направлены на:

Обеспечение приоритета интересов клиента относительно интересов общества;

Соблюдение прав клиента;

Формирование профессионально значимых черт личности специалиста.

42. Основой любой профессии является:

Наличие диплома об образовании;

Призвание;

Размер заработанной платы.

43.Основными структурными элементами этической деятельности являются:

Нравственная потребность;

Легитимизация;

Этическое сознание.

44. Функции кодекса социального работника направлены на:

Создание единой морально-нравственной основы профессиональной деятельности;

Формирование личностно-нравственных качеств;

Содействие в повышении роли социальной работы в обществе.

45. Профессиональная мораль в социальной работе - это:

Качественная характеристика отношений социального работника и его клиента;

Форма общественного сознания совокупной профессиональной группы;

Совокупность личностных черт и качеств специалиста по социальной работе.

46. Профессионально-этический кодекс социального работника – это:

Ценностный ориентир;

Критерии моральности;

Совокупность правил и норм поведения, требований к личности специалиста.

47. Идеал в социальной работе – это:

Представления о совершенном состоянии специалиста, клиента, социальной работы;

Предмет профессионально-этического кодекса социальной работы;

Цель, которую ставит перед собой специалист по социальной работе.

48. Этическое сознание специалиста по социальной работе предполагает наличие и сочетание:

Этических знаний специалиста и потребностей общества;

Этических знаний, этических убеждений, этических потребностей;

Этически знаний и этических потребностей.

49. Этика социальной работы – это:

Учение о профессионально-этическом кодексе;

Учение о профессиональном долге специалиста;

Учение о профессиональной морали специалиста.

50. Уровни этической оценки:

Интернальный, интерактивный, экстрогенный;

Интернальный, медианный, экстернальный;

Императивный, медианный, категориальный.

51. Уровень этической оценки социальной работы, на котором происходит оценивание социальной работы в целом как социального института:

Средний;

Внешний;

Внутренний.

52. Уровень этической оценки социальной работы связанный с оценкой поведения и действий конкретных социальных работников и социальных служб с точки зрения этических стандартов:

Средний;

Внутренний;

Внешний.

53. Качества, неприемлемые для специалиста по социальной работе:

Терпение;

Эмоциональная неустойчивость;

Наблюдательность.

54. Основными компонентами поведения и облика социального работника не являются:

Компетентность и профессиональное совершенствование;

Этические действия;

Исследовательская работа и учеба.

55. Группа функций, связанная с выполнением задач возложенных на социальную работу и её профессионально-этическую систему обществом и государством:

Нравственно-гуманистическая;

Социальная.

56. Группа функций, направленная на оказание непосредственного влияния на эффективность и качество работы специалиста в процессе его деятельности:

Социальная;

Профессионально-практическая;

Нравственно-гуманистическая.

57. Группа функций направленная на оказание морально-нравственного воздействия на личность специалиста и его клиента, на отношения, возникающие в процессе социальной работы:

Нравственно-гуманистическая;

Социальная;

Профессионально-практическая.

58. Этический принцип, в основе которого лежит взаимное доверие и уважение между клиентом и социальным работником:

Бескорыстие;

Честность и открытость;

Полнота информирования клиента о предпринимаемых действиях.

59. Этический принцип, направленный на неразглашение информации предоставленной клиентом, без его согласия:

Доброжелательности;

Уважения прав клиента на принятие самостоятельного решения;

Конфиденциальности.

60. Эта функция направлена на потребность в регулировании поведения и действий социального работника:

Регулятивная;

Стабилизирующая;

Воспитательная.

61. Эта функция способствует устранению и сглаживанию противоречий, возникающих между субъектом и объектом социальной работы:

Информационная;

Коммуникативная;

Разрешения противоречий.

62. Эта функция направлена на улучшение организации социальной работы, требуя выполнения своих обязанностей:

Организационная;

Превентивная;

Стабилизирующая.

63. Эта функция приобщает социального работника к системе общественных ценностей и морали:

Социальная;

Социализирующая;

Воспитательная.

64. Кто в 996 году поручил православной церкви заботу о нуждающихся и определил средства на их содержание и поддержку:

Великий киевский князь Владимир;

Князь Владимир Мономах;

Князь Мстислав.

65. Структурный элемент этической деятельности направленный на действия социального работника включающий в себя специфические нравственные мотивы такие как делать добро, оказывать помощь нуждающимся и т.д.:

Средства;

Мотивация;

Действия.

66. Структурный элемент этической деятельности, в основе которого лежит правовое обоснование, на которое социальный работник опирается в своей деятельности:

Действия;

Мотивация;

Легитимизация.

67. Совокупность представлений о добре и зле, справедливости как содержании моральных требований к профессиональному поведению и действиям, это:

Этические принципы;

Критерии моральности;

Этические стандарты.

68. Основой личности социального работника является:

Призвание;

Уровень моральности;

Нравственность.

69. Призвание – это:

70. Уровень моральности - это:

Потребность поступать в соответствии с требованиями этики и морали;

Органичное сочетание своеобразных духовно нравственных качеств личности специалиста и его способности к социальной работе;

Мера соответствия нравственных представлений и ценностных предпочтений массовым этическим суждениям.

71.Нравственность – это:

Органичное сочетание своеобразных духовно-нравственных качеств личности специалиста и его способности к социальной работе;

Потребность поступать в соответствии с требованиями этики и морали;

Мера соответствия нравственных представлений и ценностных предпочтений массовым этическим суждениям.

72. Компонентом нравственного сознания не является:

Этическое сознание;

Нравственные знания;

Нравственная потребность.

73. Наивысшей степенью нравственного сознания является:

Моральная норма;

Личностно-нравственные качества;

Нравственная потребность.

74. Нравственные убеждения – это:

Уважение права клиента на принятие самостоятельного решения на любом этапе совместных действий;

Профессиональная мораль специалиста;

Основанная на опыте и знаниях уверенность социального работника в справедливости требований профессиональной морали.

75. Нравственные знания – это:

Основы знаний об этике, морали и нравственности;

Отражение социального бытия и деятельности, возникающей в процессе профессиональных отношений;

Содействие наиболее полному и эффективному решению профессиональных задач.

76. Нравственная потребность характеризуется:

Личной ответственностью социального работника за нежелательные для клиента и общества последствия его действий;

Наличием моральной потребности в соблюдении требований профессиональной этики;

Отсутствием предрассудков и предубеждений в отношении клиента.

77. К профессионально значимым качествам социального работника не относятся:

Нетерпение и раздражительность;

Толерантность.

78. Это качество личности социального работника характеризуется потребностью поступать в соответствии со своими личными представлениями о добре, благе и справедливости:

Совесть;

Объективность;

Тактичность.

79. Это качество личности социального работника предполагает умение его предвидеть все объективные последствия своих поступков или действий и их субъективное восприятие клиентом, коллегами и другими людьми:

Выдержка и самообладание;

Честность;

Тактичность.

80. Это качество личности социального работника характеризуется уважительным отношением к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам других людей:

Доброта;

Эмпатия;

Терпимость.

81. Это качество личности социального работника проявляется в заботе о человеке, создании благоприятных условий для его жизнедеятельности, положительного эмоционального настроя, в умении вовремя и в должной мере оказать необходимую помощь:

Справедливость;

Доброта;

Оптимизм.

82. Это качество личности социального работника нацелено на выполнение объективно необходимых действий, связанных с осознанием своего профессионального долга, преодоления самого себя, своей слабости:

Оптимизм;

Стремление к самосовершенствованию:

Сила воли.

83. Отсутствие этого качества личности у социального работника будет расценено как невнимательность, недостаток опыта и желания помочь:

Творческое мышление;

Коммуникабельность;

Оптимизм.

83. Это качество личности социального работника направлено на сохранение внешнего спокойствия и умение контролировать собственные эмоции:

Адекватность самооценки;

Внимательность и наблюдательность;

Выдержка и самообладание.

84. Это качество личности социального работника связано с умением анализировать свою деятельность, давать беспристрастную оценку своим действиям и поведению, видеть свои ошибки и пути их решения:

Стремление к самосовершенствованию;

Самокритичность;

85. Это качество личности социального работника связано со стремлением к профессиональному росту, приобретению практического опыта, новых теоретических знаний и повышению своих моральных качеств:

Выдержка и самообладание;

Самокритичность;

Стремление к самосовершенствованию.

86. Отсутствие этого качества личности у специалиста по социальной работе может привести к неуверенности и колебанию клиента, к его растерянности и угнетенности, плохому настроению:

Терпимость;

Выдержка и самообладание;

Внимательность и наблюдательность.

87. Порождение несбыточных надежд у клиента связано с проявлением такого качества личности специалиста по социальной работе как:

Равнодушие;

Нечестность;

Черствость.

88. Качества, касающиеся личного здоровья человека, мешающие выполнению профессионального долга:

1. повышенная раздражительность;

2. агрессивность;

3. брезгливость.

89. Документ, «Этика социальной работы: принципы и стандарты» был принят в г. Коломбо:

1. 1996 году,

2. 1976 году,

3. 1994 году.

90. Международная декларация об этических принципах не преследует цели:

1. определить области этических проблем в практике социальной работы;

2. изучить проблемы кодификации профессионально-этических систем;

3. определить пути выбора методов решения этических проблем.

91. Основными стандартами этического поведения в документе «Этика социальной работы: принципы и стандарты» в разделе «Международные этические стандарты социальной работы» являются:

1. стремление понять уникальность каждого человека и те условия, которые определяют поведение человека и характер оказываемых ему услуг;

2. изучение особенностей этико-ценностного регулирования деятельности специалиста по социальной работе;

3. повышение морально-нравственных качеств личности специалиста.

92. Стандарты поведения социального работника по отношению к клиентам нашли отражение в документе:

1. «Этический кодекс социальных работников»;

2. «Международная декларация об этических принципах в социальной работе»;

3. «Международные этические стандарты социальных работников».

93. «Международная декларация об этических принципах в социальной работе» является составляющей частью документа:

1. «Международные этические стандарты социальной работы»;

2. « Этика социальной работы: принципы и стандарты»;

3. «Профессиональный кодекс социального работника».

94. Основными проблемными областями, нашедшими отражение в документе «Международная декларация об этических принципах в социальной работе» не являются:

1. сам факт социального работника в качестве помощника и в качестве контролера;

2. конфликт между обязанностью социального работника защищать интересы клиента и необходимостью действовать эффективно и рационально;

3. социальный работник должен поддерживать участие общественности в формировании социальной политики и развития активной деятельности всех социальных институтов.

1. свод нравственных норм и правил, принятых обществом и приведенных в исполнение;

2. этические обязательства социального работника перед своей профессией;

3. комплекс норм, предписаний, постановлений и профессиональных обязанностей.

96. Основными функциям профессионально-этического кодекса социального работника являются:

1. создание единой морально-нравственной основы профессиональной деятельности;

2. предохранение социального работника от действий, наносящих вред клиенту;

3. приобщение специалиста к системе общественных ценностей и морали.

97. К требованиям профессионально-этического кодекса относятся:

1. должен быть доступен, понятен, защищать права специалиста;

2. должен базироваться на принципах, отражающих сущность профессиональной деятельности специалиста;

3. должен являться устойчивой, замкнутой системой, не обязан отражать перемены в обществе.

98. Основой этического кодекса социального работника является:

1. моральная норма;

2. функции;

3. этические знания.

99. Конкретные требования, предъявляемые к поведению и деятельности специалиста в процессе его труда - это:

1. моральные нормы;

2. моральные правила;

3. моральные принципы.

100. Общее содержательное требование к поведению и деятельности социального работника, справедливое во всех ситуациях и обстоятельствах - это:

1. моральные качества;

2. моральная норма;

3. моральные требования.

Изучением ценностей занимается философская наука аксиология.
Ценности социальной работы. Высшими ценностями является человек и общество. Соц.работа считает высшей ценностью человека вообще.
Такие ценности как Человеческая свобода, которая дает человеку реализоваться, справедливость, защищенность, индивидуальность и социальность, гуманистический смысл социальной работы. Различия дают возможность реализироваться.

Ценности - специфические социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества
В систему ценностей профессиональной социальной работы входят ценности различных групп. В ней представлены ценности абсолютные и относительные; истинные и мнимые (ложные); позитивные и негативные; признанные и непризнанные; непреходящие и ситуативные; субъективные и объективные; обыденные и профессиональные; индивидуальные, групповые, этнонациональные и общечеловеческие; действительные и потенциальные; терминальные и инструментальные; материальные, духовные и т.п. Все эти группы ценностей, являясь ценностями профессиональной социальной работы, одновременно представляют собой составную часть ценностной системы и ресурсов общества. В социальной работе они выступают как и цели, и мотивы, и средства, и условия, и процесс, и конечный результат деятельности. Соц.работники наряду с проф. Ценностями являются носителями и реализаторами общечеловеческих ценностей (мир, труд, равенство, справедливость, человек)

Ценности современной профессиональной социальной работы имеют различную масштабность и значимость, в связи с чем в их системе представлены ценности различных уровней:
. общечеловеческие — признаваемые большинством современного человечества;
. социетальные — признаваемые преимущественно в конкретном (российском) обществе;
. профессиональные — имеющие значение в основном для профессиональной группы, приобретающие специфику в связи с особенностями профессиональной деятельности;
. индивидуальные — ценности специалистов, их клиентов, других личностей.
Иерархия ценностей:
— человек и общество;
— свобода;
— защищенность;
— справедливость;
— труд;
— коллективизм;
— равенство.
Можно выделить специфические ценности в профессиональной социальной работе, реализация которых оказывает существенное влияние на ее эффективность. Специфические ценности социальной работы не имеют самостоятельного значения для общества как основного заказчика деятельности. Однако для той части общества, которая непосредственно включена в профессиональную социальную работу, в первую очередь для представителей профессиональной группы социальных работников и их непосредственных клиентов, утверждение этих ценностей в общественном и индивидуальном сознании социальных работников представляет большую важность. Среди специфических ценностей социальной работы следует в первую очередь выделить такие, как благо человека и общества, права и индивидуальность человека, профессионализм, гуманистический смысл деятельности, социальный статус человека, его возраст и пол и др.
Т.е. социальная работа может быть определена как особый вид социальной деятельности, направленной на формирование, осмысление и реализацию гуманистических ценностей и идеалов с целью преобразования социальной реальности и создания социальной ситуации, в которой возможным станет достижение гуманистического идеала и подлинного благополучия личности и общества, обеспечение их плодотворного сотрудничества и взаимодействия.

ценности – это значимые для человека объекты или функциональное значение объектов для человека.

Любая деятельность может быть представлена как деятельность по реализации индивидуально и социально значимых ценностей. Ценности являются всеобщим основанием человеческой деятельности и её универсальным регулятором. Поэтому важно, чтобы ценностные основания деятельности, как отдельной личности, так и группы и общества в целом соответствовали объективным представлениям о благе человека и общества, объективным позитивным ценностям. Это позволяет рассматривать ценности как основания, условия и средства жизнедеятельности человека и общества. Совокупность важнейших для человека ценностей может быть представлена как его ценностные ориентации, которые являются важнейшим составным элементом внутренней структуры личности. Задавая смысложизненные цели, они обеспечивают целостность и устойчивость личности, придают общую направленность и системность её интересам и устремлениям, поведению и действиям.

Ещё одной важной характеристикой ценности является наличие установки – фиксированной в социальном и профессиональном опыте предрасположенности воспринимать и оценивать значимые объекты, а также готовности действовать определённым образом, ориентируясь на значимые (ценные) объекты.

Многомерность социальной работы, её всеобщность и специфичность как вида социальной деятельности, её ограниченная включённость в бытие общества и человека требуют соответствующего определения имманентно присутствующих ценностей, задающих её основные детерминанты и способствующих реализации общественного идеала – достижения блага человека и общества. В широком смысле слова ценностями называются обобщенные, устойчивые представления о чем-то как предпочитаемом, как о благе, т. е. о том, что отвечает каким-то потребностям, интересам, намерениям, целям, планам человека (или группы людей, общества). Социальные ценности – более или менее общепризнанные поведенческие стандарты, т. е. разделяемые обществом или социальной группой убеждения по поводу це…лей, которые необходимо достигнуть, и тех основных путей и средств, которые ведут к этим целям. К числу важнейших социальных ценностей принадлежат, например такие, как свобода, равенство, братство, мир, честь и достоинство личности, гуманность, социальная справедливость, эмпатия, гражданский долг, солидарность, материальное благополучие, духовное богатство и многое другое.

Социальная работа относится к тем редким видам профессиональной деятельности, где зачастую не профессиональные знания и навыки, а личностные качества специалиста во многом определяют успешность и эффективность работы. Поэтому в процессе обучения социального работника происходит не только познание им основ и тонкостей профессии, но и воспитание его как личности, формирование духовно-нравственных качеств, которые будущий специалист проявит в работе с людьми. Социальный работник и его клиент встречаются впервые в самые тяжелые моменты жизни клиента, когда человеку угрожает несчастье или оно уже произошло. Доверяя социальному работнику, клиент убежден, что ему помогут в решении его проблем. Его убежденность в этом является психологическим фактором, влияющим на эффективность социальной работы.

Подобно медицине, имеющей своей целью избавление людей от болезней, или педагогике, направленной на формирование человеческой личности, социальная работа является практическим выражением принципа гуманизма, согласно которому высшей ценностью в обществе является человек. Гуманность социальной работы выражается в различных формах, наиболее общей из которых является альтруизм и сочувствие (сострадание). Основываясь на гуманизме и нравственности, социальная работа ориентируется на ключевые элементы комплекса ценностей, сохраняющиеся с незначительными изменениями в ходе всей ее истории - благополучие людей, социальная справедливость, достоинство индивида.

Ценности социальной работы- Уважение личности клиента и признание самоценности каждого индивида.- Принятие клиента таким, какой он есть.- Не осуждающее отношение к клиенту.- Уважение права клиента на самоопределение.- Уважение доверия клиента.- Вера в человеческую способность к изменению, росту и улучшению.- Умение понимать социальную природу человека как уникального создания, зависящего, однако, от других людей для осуществления своей уникальности.- Индивидуальный подход к клиенту Уважение конфиденциальности. Эмпатия.- Эмоциональная открытость и контролируемое присоединение, т.е. умение достигать эмоциональной связи с клиентом, но при этом контролировать себя.- Профессиональное развитие.- Обязательство работать в интересах клиента.- Стремление к социальной справедливости.

Философские ценности социальной работы проявляются на различных уровнях и образуют своеобразную систему, где реализуются идеалы, этические нормы и практические принципы взаимодействия.

Первый уровень – это метауровень, накотором философские ценности социальной работы выступают как ценности профессиональной субкультуры, когда профессия рассматривается на уровне международного сообщества. Отсюда ценности профессиональной субкультуры рассматриваются в контексте глобальных цивилизационных целей и задач.

Второй уровень – это макроуровень, на котором определяются цели и задачи общего характера, они связаны с корпоративными принципами и нормами взаимодействия, отношениями и системой коллективной ответственности.

Третий уровень – это мезоуровень, на котором ценностные ориентации социальной работы связаны с ценностями клиентов: абстрактными, групповыми, операциональными и инструментальными.

Четвертый уровень – это микроуровень философских ценностей социальной работы, который отражает ценностный спектр профессионального взаимодействия социального работника и клиента (индивидуальные интервенции и взаимодействия).

Метауровень ценностей социальной работы

1. Право на жизнь

Ценность человеческой жизни является основой основ всей работы в области социальной защиты и поддержки. Это предполагает, что право на жизнь является неотъемлемым и абсолютным правом каждого человека.

2. Свобода

Все люди рождаются свободными и имеют право на свободу, каждый человек имеет право на свободный выбор образа жизни. Согласно Всеобщей Декларации прав человека (1948 г.), свобода включает: свободу от рабства и подневольного состояния, свободу от пыток и жестокого обращения и наказания, свободу от произвольного ареста, задержания или изгнания, свободу от произвольного вмешательства в личную и семейную жизнь, произвольного посягательства на неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции, свободу передвижения и выбора места жительства.

3. Равенство и недискриминация

Принцип равенства в социальной работе тесно связан с принципом справедливости, недискриминации, где последнее понимается как равенство и уважение достоинства. Недискриминация противостоит дискриминации, подход к человеку на основе одного из его признаков: пола, расы, цвета кожи, религиозных или политических убеждений и т. д.

4. Справедливость

Справедливость предполагает уважение достоинства его членов и обеспечение безопасности и неприкосновенности личности. Справедливость имеет различные аспекты: правовые, судебные, социальные, экономические. Справедливость – гарантия прав и свобод человека, в случае признания виновным каждый член общества имеет право на справедливое судебное разбирательство, гуманное обращение, исправление и социальное перевоспитание.

Социальная справедливость предполагает удовлетворение потребностей человека, справедливое распределение материальных ресурсов, доступ к таким услугам, как здравоохранение и образование, создание равных возможностей, социальную защиту и обеспечение.

5. Социальная ответственность

Социальная ответственность – это деятельность по оказанию поддержки, защиты интересов, предоставление помощи нуждающимся гражданам. Любые ресурсы, которыми владеет сообщество, должны быть использованы для улучшения положения человека. Ценностный смысл социальной ответственности состоит в оказании помощи и предоставлении услуг бедным и нуждающимся.

6. Обеспечение мира и отказ от насилия

Обеспечение мира связано с достижением гармонии с самим собой, другими людьми и окружающей средой. Признавая, что конфликты неизбежны, социальные работники стремятся урегулировать их мирным и ненасильственным путем. Эволюционный подход предполагает, что посредничество и примирение, последовательность, уважение и понимание, знание являются более эффективным средством урегулирования конфликтов, чем революционный подход, предполагающий разрушение и дальнейшее обновление. Мирное развитие – неизменная цивилизационная ценность всех людей на планете, которые стремятся к социальной справедливости и созданию мира.

7. Солидарность

Будучи важнейшей ценностью в социальной работе, солидарность означает понимание страданий и чаяний человека, участие в борьбе за его права. Социальные работники должны не только оказывать помощь людям, но и солидаризироваться с отдельными лицами, группами, общинами, с жертвами насилия, изгнания или ущемления свобод в любой точке мира.

Солидарность имеет большое значение при стихийных бедствиях, а также в ситуациях, обусловленных нуждой, социальной несправедливостью и пренебрежением. Солидарность – это активная помощь уязвимым слоям населения и жертвам нарушений прав человека.

8. Отношения между человеком и природой

Поиск гармонии с природой является одной из важнейших стратегий человечества накануне третьего тысячелетия. Несовершенные промышленно-экономические модели производства, использование токсичных промышленных ресурсов, радиоактивное загрязнение, потребительское отношение к природе, отсутствие соответствующей информации создают угрозу для уязвимых слоев населения. Комплексные программы с целью предотвращения деградации окружающей среды, программы экологического воспитания, кампании по охране окружающей среды – важнейшие мероприятия социальных работников.



Макроуровень ценностей социальной работы

Ценности данного уровня обосновывают конкретные действия социального работника в пределах профессиональной компетенции, определяют его ответственность перед клиентами, коллегами, работодателями, перед профессией.

1. Преимущества индивида по отношению к обществу

Социальный работник стоит на защите прав и интересов клиента. Он особым образом проводит курс реабилитационной терапии, позволяющий клиенту интегрироваться в сообщество, быть его полноправным членом. Социальный работник своими действиями и поступками не должен нарушать гражданские и юридические права клиента. Социальный работник стоит на защите общественных интересов в тех случаях, когда клиент нарушает законодательство, и его свобода действий является насилием по отношению к свободам и правам окружающих.

2. Уважение конфиденциальности во взаимоотношениях с клиентом

Конфиденциальность – средство защиты клиента. Информация, полученная социальным работником в процессе взаимодействия с клиентом, не может быть предметом обсуждения с другими лицами. Конфиденциальность в профессиональной деятельности включает: информирование клиента о целях получения у него информации и ее границах, согласование с клиентом вопросов обсуждения его проблем с третьими лицами в случае профессиональной необходимости, а также использование информации клиента в научных целях.

3. Готовность отделить личные нужды и чувства от профессиональных отношений

Социальный работник в процессе профессиональной деятельности формирует ценностные ориентации взаимодействия с клиентом, группами, сообществом. В процессе оказания социальных услуг он должен отделять свои ценностные ориентации, эмоции, чувства от профессиональных связей и отношений с клиентом. Нормативные требования профессии связаны с контролированием отношений. Принцип взаимозависимости «ты – мне, а я – тебе» недопустим в субъект-субъектном взаимодействии социального работника и клиента, поскольку основу профессионального взаимодействия составляют не потребительские, а ценностные ориентиры, взаимоуважение, альтруизм. Социальный работник не должен использовать профессиональные отношения для извлечения личной выгоды.

4. Стремление к социальным изменениям, соответствующим осознанным социальным потребностям

Социальный работник оказывает услуги клиенту, осознавая истинные мотивы его запроса о поддержке и помощи, в соответствии с его нуждами и предпочтениями. Социальный работник выступает против всех форм дискриминации и насилия, проявляет социальную активность в стремлении гармонизировать общественные отношения. Деятельность по изменению социальной среды является необходимым условием профессиональных требований.

5. Готовность к передаче знаний и умений другим

Социальный работник – это профессионал, который знает о жизненных ролях и отношениях людей в различных ситуациях. Его знание о мире, взаимодействиях, изменяющих процессах должно стать достоянием клиентов. Знание ситуации, проблемы, осознание конфликтов и причин неудач является определенным видом поддержки клиента. Приобретение новых знаний об общественных связях и отношениях должно способствовать развитию общества, в этой связи социальный работник должен выступать за изменение курса социальной политики, законодательства, стратегий развития учреждений социальной защиты и общественных институтов.

Социальный работник должен критически проверять появляющиеся новые знания и не отставать от жизни, внося посильный вклад в развитие социальной науки и своей профессии.

6. Уважение к индивидуальным и групповым различиям, достойное их оценивание

Социальный работник выступает против любых форм дискриминации человека на основании расовой и национальной принадлежности, пола, сексуальной ориентации, возраста, религиозных убеждений, социального происхождения, семейного, имущественного или сословного положения, политических убеждений, умственных и физических недостатков.

Личные качества, состояние или статус клиента не могут быть основанием для предпочтений, выступать в обыденном смысле как «хорошие» или «плохие» относительно субъективных ценностных ориентации самого социального работника. Для социального работника должен быть важен сам клиент, в его собственной неповторимости жизненного сценария. Ориентация и предпочтения клиента предстают как «хорошие» или «плохие» только в том случае, если они мешают ему нормально функционировать в обществе, в межгрупповых и межличностных взаимодействиях. Объективная отстраненность от личностных ценностных концептов позволяет социальному работнику с соответствующим уважением относиться к клиенту.

7. Стремление к развитию самопомощи клиента

Один из важнейших ценностных ориентиров в профессиональном взаимодействии социального работника и клиента связан с развитием самоопределения со стороны клиента. Социальный работник должен приложить максимальные усилия к тому, чтобы не оставаться постоянным субъектом поддержки клиента. Основная задача поддержки заключается в том, чтобы научить клиента самостоятельно восстанавливать утраченные связи и отношения с миром, группой, индивидуумом и самим собой. Социальный работник не должен ориентировать клиента на то, что всегда будет его «костылем», на который тот будет опираться в любой трудной жизненной ситуации.

8. Готовность действовать от имени подопечного, несмотря на возможные фрустрации (психические расстройства)

Социальный работник, действуя от имени своего подопечного, обязан защищать его интересы и права в любых государственных и негосударственных институтах. Защита прав и интересов клиента должна осуществляться на основе этичного, компетентного и профессионального исполнения своих обязанностей, даже в тех случаях, когда субъективные ощущения социального работника связаны с подавленностью, неуверенностью в своих силах, отсутствием должного внимания со стороны соответствующих сторон.

9. Стремление к социальной справедливости, к экономическому, физическому, интеллектуальному благосостоянию для всех членов общества

Социальный работник должен принимать необходимые меры, чтобы всем членам общества были доступны необходимые ресурсы, услуги, возможности в целях развития социальной справедливости. Профессиональная деятельность социального работника направлена на осуществление всеобщего благоденствия. Нищета, голод, недоедание, бездомность, отсутствие средств к существованию – важнейшие проблемные области социальной работы, где реформаторская деятельность профессионалов закладывает институциональную основу для всеобщего благоденствия и справедливости.

10. Стремление к высоким личным стандартам в жизни и профессиональной деятельности

Поведение социального работника в личной жизни является частным делом каждого в той мере, если оно не мешает исполнению служебных обязанностей. Социальный работник отвечает за свою профессиональную компетенцию, качество предоставляемых услуг, однако он ответственен и за престиж своей профессии и должен способствовать уважению к ней.

Мезоуровень ценностей социальной работы

Можно выделить различные группы ценностей.

К первой группе относят абстрактные ценности: демократия, справедливость, равенство, прогресс, свобода, мир, самореализация. Ко второй группе относятся ценности функционирующей личности: «хорошее − плохое» общество, «хорошая − плохая» семья, «престижная − непристижная» работа и т. п. Третью группу составляют инструментальные, или операциональные, ценности. С точки зрения обязательств, которые берет на себя человек в процессе функционирования в сообществе, у него могут иметься аутентичные, адаптивные, аспирационные ценности.

Микроценности социальной работы

Данная группа ценностей связана с отношениями, которые возникают в процессе взаимодействия социального работника и клиента.

Основными микроценностными установками выступают:

Эмпатия − сопереживание. При сочувствии к состоянию клиента социальный работник, однако, не отождествляет свои переживания с переживаниями клиента.

Принятие − доброжелательное, позитивное отношение к клиенту без предъявления к нему каких-либо условий, несмотря на возможные временные негативные эмоции.

Аутентичность − откровенное самораскрытие осознанных чувств и личностных установок при соблюдении дистанции и отсутствии идентификации с клиентом.

Экспертностъ − понимание меры возможной поддержки клиенту.

Аттрактивностъ − способность быть для клиента «сходным с ним».

Надежность − умение заслужить доверие клиента.

Таким образом, люди имеют не только ценности, но и их иерархию, на которую ориентируются в различных жизненных ситуациях, в зависимости от того, насколько общество санкционирует их действия и поступки. Ценности и нормы личности и общества учитываются в социальной работе.

Loading...Loading...