III. Портовые ледокольные буксиры типа «Удалец. Четыре звена одной цепи. Ледокольный буксир проекта TG04M Ледокольный буксир пур введен в эксплуатацию

Цель проекта : оказание услуг по портовому обслуживанию танкеров-газовозов в условиях повышенной ледовой
обстановки.

28 ноября 2014 года ФГУП « Атомфлот» и ОАО « Ямал СПГ» подписали договор на оказание комплекса услуг портового фллота с основным периодом действия по 31 декабря 2040 года. Возможно продление действия договора на 2 периода по 5 лет каждый. ОАО «Ямал СПГ» реализует проект строительства завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) мощностью 16,5 млн тонн в год на ресурсной базе Южно-Тамбейского месторождения.

Ямал СПГ: 16,5 млн. тонн сжиженного природного газа/год в период 2017-2045

Экспорт СПГ: 15 танкеров СПГ типа ЯмалМакс вместимостью 172 600 м 3

Количество судозаходов/год в п. Сабетта: 220 = 1 танкер каждые 39 часов

Флот строится на российских верфях:

  • Буксир ледового класса (бк «Пур», принят 13.04.2016)
  • Буксир ледового класса (бк «Тамбей», принят 26.05.2016)
  • Ледокольный буксир (лбк «Юрибей») (принят 8.11.2017)
  • Ледокольный буксир (лбк «Надым»)
  • Портовый ледокол «Обь» (проект «Aker ARC 124»)

Контрактный период: 11.2014 - 12.2040

Дополнительно рабочих мест: 120

27 сентября 2016 года на стапеле ПАО «Выборгский судостроительный завод» состоялась закладка портового ледокола Росатомфлота «Обь». Портовый ледокол «Обь» проекта «Aker ARC 124» (ледовый класс Icebreaker7) будет обладать мощностью 12 МВт, что позволит судну эффективно работать во льду толщиной 1,5 метра на скорости 2 узла и развивать скорость 4 узла в битом льду толщиной до 5 метров.

Судовладельцем и оператором портового ледокола является ФГУП «Атомфлот», подписавший в ноябре 2014 года Договор на оказание комплекса услуг портового флота на обеспечение проводки судов и обслуживание акватории порта Сабетта для проекта «Ямал СПГ» сроком до 31 декабря 2040 года.

Длина судна составляет 89,5 м, ширина — 21,9 м, осадка — 7,5 м. В проекте заявлено, что силовая установка состоит из трёх главных генераторных агрегатов со среднеоборотными двигателями и отдельного стояночного агрегата. Четыре полноповоротных движителя с ледовым усилением мощностью на валах по 3000 кВт создают упор на швартовых 115 тонн. Винто-рулевые колонки, расположенные попарно в корме и носу судна, дают возможность ледоколу эффективно маневрировать в любом направлении.

Экипаж портового ледокола рассчитан на 18 человек, для которых предусмотрено проживание в комфортабельных одноместных каютах. На борту судна предусмотрены и дополнительные места на 12 человек. Завершение строительства портового ледокола «Обь» запланировано на ноябрь 2018 года.


Буксир «Пур»

16 мая 2016 года в Мурманске на буксире «Пур» Росатомфлота, предназначенном для работы в рамках проекта «Ямал СПГ», поднят Государственный флаг. Многоцелевой буксир «Пур» построен в Краснодарском крае на производственной площадке ООО «Краншип» в рамках проекта «Портофлот» (предусматривает оказание Росатомфлотом услуг портового флота в порту Сабетта).

Буксир ледового класса Arc 4 мощностью 3,84 мВт. Его скорость на открытой воде составляет 14,4 узла. Максимальная осадка - 4,93 м, длина - 30,87 м, ширина - 11,2 м. Численность экипажа - 10 человек. Судно названо в честь одноименной реки, протекающей по территории Ямало-Ненецкого автономного округа. Буксир «Пур» - это первое судно, построенное в рамках проекта «Портофлот».

«Этот буксир открывает новый этап в деятельности Росатомфлота, - отметил на торжественной церемонии генеральный директор ФГУП «Атомфлот» Вячеслав Рукша , - В порту Сабетта наши суда станут оказывать полный комплекс портовых услуг. Совместно с атомными ледоколами им предстоит работать с танкерами-газовозами грузовместимостью свыше 170 тыс. кубометров каждый. С вводом в эксплуатацию в Сабетте завода по сжижению природного газа Росатомфлоту предстоит обеспечивать судозаход газовоза каждые 39 часов. Я не сомневаюсь, что экипаж буксира «Пур» справится со всеми поставленными задачами».


Буксир «Тамбей»

26 февраля 2016 года на производственной площадке ООО «Краншип» (г. Темрюк, Краснодарский край) состоялась торжественная церемония спуска на воду буксира, строящегося в рамках проекта «Портофлот». Судно названо «Тамбей» в честь Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения, расположенного на северо-востоке полуострова Ямал.

28 мая «Тамбей» вышел в направления порта приписки Мурманск. Сдача буксира произошла на трое суток раньше, чем планировалось (работы по строительству обоих буксиров шли с опережением графика). Буксиры ледового класса «Пур» и «Тамбей» начали работу у берегов Ямала в соответствии со сроками, указанными в контракте (не позднее 1 июля 2016 года).

«Юрибей »

26 февраля 2016 года в Темрюке, состоялось подписание контракта между ООО «Краншип» и ФГУП «Атомфлот» на строительство ледокольных буксиров для проекта «Ямал СПГ». Суда предназначены для обеспечения навигации танкеров СПГ на подходном канале и в акватории порта Сабетта на полуострове Ямал.

8 ноября 2017 года в Мурманске на первом ледокольном буксире проекта « Т40105» «Юрибей» состоялась торжественная церемония поднятия государственного флага.

Судно оснащено азимутальными колонками Azipod ICE1400, имеет ледовый класс Arc 6. Мощность буксира «Юрибей» - 7 МВт, ледопроходимость - 1 метр при скорости 2 узла. Длина - 39, 54 метра, ширина - 14 метров, численность экипажа - 10 человек. Технические характеристик буксира позволяют ему круглый год работать в Обской губе.

В Мурманске (плавпричал атомного ледокола «Ленин», Морской вокзал) 29 июня 2018 года поднят государственный флаг Российской Федерации на ледокольном буксире «Надым» - четвертом из пяти судов в составе портового флота для работы в порту Сабетта, передал корреспондент ИАА «ПортНьюс».

Капитаном ледокольного буксира «Надым» стал Игорь Абакумов.

«Нашим предприятием сделан важный шаг в реализации проекта «Портофлот», - отметил первый заместитель генерального директора - главный инженер ФГУП «Атомфлот» Мустафа Кашка. - В установленные сроки введены эксплуатацию буксиры «Пур», «Тамбей» и «Юрибей». В ближайшее время «Надым» выйдет в направлении Обской губы, где ему предстоит работать в порту Сабетта».

По словам Кашки, лучшим показателем качества буксиров является тот факт, что за 2 года работы ни один буксир не был в простое и не нуждался в ремонте.

Флагманом проекта «Портофлот» станет портовый ледокол «Обь», который 21 июня 2018 года был спущен на воду «Выборгским судостроительным заводом» и будет передан «Атомфлоту» в мае 2019 года.

«После ввода в эксплуатацию ледокола «Обь» проект «Портофлот» для этой точки Сабетты завершится, но у «Новатэка» есть совместный второй проект «Арктика-2». Для него точно будут построены новые буксиры. Большое совещание по этому вопросу запланировано на июль. В нем примут участие представители «Ямал СПГ», «Атомфлота», капитаны судов и службы порта. Совместно мы обсудим результаты работы этого сезона, характеристики буксиров и компоновку флота, чтобы понять, как и над чем стоит работать в дальнейшем», - добавил Мустафа Кашка.

Многоцелевой морской портовый буксир «Надым» проекта «Т3687» имеет ледовый класс Arc 6. Мощность судна составляет 6,4 МВт. Скорость на открытой воде - 13,5 узлов, максимальная осадка - 6,71 м, длина - 36 м, ширина - 13 м. Численность экипажа - 10 человек. Технические характеристики судна позволяют ему круглый год работать в Обской губе.

Буксир «Надым» предназначен для обеспечения комплекса портовых услуг в порту Сабетта. В частности, ледовые работы в порту и подходном судоходном канале, сопровождение танкеров для перевозки СПГ, буксировка несамоходных судов и плавучих сооружений, проводка судов в акватории портов и постановка к причалу, эскортные операции на скорости до 10 узлов, борьба с пожарами на судах и портовых сооружениях, участие в операциях по ликвидации аварийных разливов нефти, а также перевозка палубных грузов.

Напомним, всего проект «Портофлот» подразумевает строительство и использование 3-х буксиров ледового класса, одного портового ледокола и одного ледокольного буксира. Строительство ведется верфями ООО «Краншип» (г. Темрюк) и ПАО «Выборгский судостроительный завод» (г. Выборг). Контракт на услуги «Портофлота» с ОАО «Ямал СПГ» действует с 2014 по 2040 годы. В рамках проекта «Портофлот» уже построены буксиры «Пур», «Тамбей» и «Юрибей».

Ледокольный буксир «Надым» спущен на воду на производственной площадке ООО «Краншип» (г.Темрюк, Краснодарский край) 18 апреля 2018 года. Судно названо в честь реки, протекающей на севере Западной Сибири и впадающей в Обскую губу Карского моря.

Буксиры - неотъемлемая часть хозяйства любого порта. Эти суда выполняют много разных задач, но первым из них является помощь в причаливании больших кораблей. Для этого необходима значительная мощность главных двигателей и высокие маневренные качества.

Буксиры ледокольного класса

  • Буксир Orion построен компанией «Черноморский судостроительный завод» для латвийского предприятия AS PKL Flote (проект судна G07BL);
  • Помимо основных задач, буксир способен буксировать, проводить и сопровождать суда в районах морских портов, бороться с пожарами, а также работать ледоколом, для чего предусмотрены необходимые подкрепления корпуса;
  • Пропульсивный комплекс буксира состоит из двух главных двигателей, двух поворотных винто-рулевых колонок с винтами регулируемого шага в насадках;
  • Рулевая рубка находится практически на миделе, так как отсюда обеспечивается прекрасный обзор окружающего пространства как во время работы с большими судами, так и при прокладке путей другим судам во льдах;

Технические характеристики буксира типа Orion:

  • Длина - 34,2 м;
  • Ширина - 13,0 м;
  • Высота борта - 5,6 м;
  • Силовая установка - два дизеля по 2500 л.с.;
  • Тяга на швартовых - 65 тонн;
  • Скорость переднего хода - 12,5 узла;
  • Скорость заднего хода - 10 узлов;

Буксир ледового класса "О (лед)" многоцелевой - проект Р47

Буксир однопалубный двухвинтовой рейдовый ледокол-буксир-толкач-спасатель с раскачивающей установкой , подъемной рулевой рубкой и съемными упорами для толкания.

Технические характеристики буксира "О (лед)":

  • длина - 30 м;
  • ширина - 8,7 м;
  • высота борта - 3 м;
  • высота габаритная от ОП - 11,87 м;
  • водоизмещение с полными запасами - 216 т;
  • осадка средняя при водоизмещении 216 т - 1,98 м;
  • тяговое усилие при скорости 10 км/ч - 42,1 кН;
  • скорость ход - 18,3 км/ч;
  • мест для экипажа - 3;
  • автономность - 10 сут;
  • проект - Р47.

Буксир ледового класса "О (лед)" - проект Р47А

Буксир однопалубный двухвинтовой рейдовый ледокол с раскачивающей установкой, имеющей необходимые устройства и оборудование для работы в качестве буксира-толкача, спасателя, пожарного судна.

Технические характеристики буксира "О (лед) " проект Р47А:

  • длина - 30 м;
  • ширина - 8,7 м;
  • высота борта - 3 м;
  • высота габаритная от ОП - 10 м;
  • водоизмещение с полными запасами - 246 т;
  • осадка средняя при водоизмещении 216 т - 2,15 м;
  • тяговое усилие при скорости 10 км/ч - 15,5 кН;
  • скорость ход - 15 км/ч;
  • мест для экипажа - 3;
  • автономность - 5 сут;
  • дизельный двигатель - 8ЧНСП 18/22;
  • мощность двигателя - 440 кВт (220x2);
  • проект - Р47А.

Буксир ледового класса "М-СП3,5 (ледокол) А"

Назначение:

  • выполнение работ по ликвидации разливов нефтепродуктов, в т. ч. в зимний период;
  • проведение ледокольных работ по предупреждению заторных образований на р. Нева;
  • разрушение и ликвидация ледовых образований у мест забора воды из р. Нева;
  • прокладывание каналов для экстренной ледовой проводки судов после закрытия навигации;
  • тушение пожаров (в т. ч. на высокобортных судах);
  • эскортирование судов; буксировка судов, в т. ч. нефтеналивных;
  • участие в спасательных (водоотливных) работах.

Особенности проекта «М-СП3,5 (ледокол) А»:

  • подъемно-опускная конструкция рулевой рубки;
  • применение винто-рулевых колонок;
  • использование крана-манипулятора и съемного оборудования для сбора нефтепродуктов на чистой воде и в ледовых условиях;
  • использование носовой якорно-швартовно-буксирной лебедки для эскортирования судов;
  • наличие мощных водопенных лафетных стволов для тушения пожаров.

Технические характеристики буксира «М-СП3,5 (ледокол) А»:

  • Длина судна по КВЛ - 38 м;
  • Ширина по КВЛ - 11,8 м;
  • Высота борта - 5,2 м;
  • Осадка максимальная/минимальная без дифферента - 3,8/3,39 м;
  • Надводный габарит при опущенной рубке - 5 м;
  • Мощность главных двигателей - 2х1800 кВт;
  • Ледопроходимость при движении со скоростью 2 км/ч - 0,6 м;
  • Тяга на швартовах - 380 кН;
  • Число мест для экипажа - 9.

Речной буксир ледового класса "М" типа Капитан Чечкин проекта 1105

Дизель-электрический линейный ледокол типа Капитан Чечкин для выполнения всех видов ледокольных работ, проводки судов во льдах, буксировки крупнотоннажных составов, аварийно-спасательных работ.

Технические характеристики буксира типа Капитан Чечкин:

  • Длина - 77,6 м;
  • Ширина - 16,28 м;
  • Высота борта - 4,8 м;
  • Высота габаритная от ОП - 16,42 м;
  • Водоизмещение с полными запасами - 2472 т;
  • Осадка средняя при водоизмещении 2472 т - 3,5 м;
  • Тяговое усилие на переднем ходу - 414 кН;
  • Тяговое усилие на заднем ходу - 311 кН;
  • Мест для экипажа - 28 чел;
  • Автономность - 20 сут;
  • Дизель - Вяртсиля-Badcd12V22B (3х1550кВт);
  • Электродвигатели гребные - 3х1170 кВт;
  • Лебедка буксирная « Раума-Репола» с тяговым усилием - 19,6 кН.

Буксир ледового класса "М-ПР (лед)" типа "капитан Евдокимов" проекта 1191

Ледокол смешанного «река-море» типа «Капитан Евдокимов» проекта 1191 для всех видов ледокольных работ, проводки судов во льдах, буксировки крупнотоннажных составов, аварийно-спасательных работ.

Технические характеристики буксира типа «Капитан Евдокимов»:

  • Длина - 76,49 м;
  • Ширина - 16,56 м;
  • Высота борта - 4,6 м;
  • Высота габаритная от ОП - 15 м;
  • Водоизмещение с полными запасами - 2341 т;
  • Осадка средняя при водоизмещении 2341 т - 2,65 м;
  • Тяговое усилие на швартовых - 408 кН;
  • Мест для экипажа - 27 чел;
  • Автономность - 20 сут;
  • Дизель - 12В22Б компании «Вяртсиля Вааса» (3х1605 кВт);
  • Электродвигатели гребные - 4х950 кВт;
  • Лебедка буксирная « Хатлапа» с номинальным тяговым усилием - 100 кН.

Буксир ледового класса "О2,0 (лед30) А" - проект Р103АМ

Буксир предназначен для выполнения буксировочных и кантовочных операций на акваториях портов, а также для обслуживания судоходной обстановки, в ледовую навигацию - доставка лоцманов. При проектировании буксира ледового класса использованы прогрессивные конструкторские решения, что позволило улучшить маневренные и ледовые возможности буксира-кантовщика ледового класса с поворотными насадками и тягой 7 т. Предусмотрена возможность оборудования буксира прочной специальной конструкцией - переходным мостиком (с возможностью, в случае необходимости, демонтажа конструкции экипажем буксира), передачи/приема лоцмана, при помощи специальных выдвижных конструкций. Энергетическая установка состоит из 2 ДГ, работающих через реверс-редукторы на 2 винта фиксированного шага и вспомогательной установки в составе двух дизель-генераторов электрической мощностью не более 70 кВт каждый.

Основные характеристики буксира "О2,0 (лед30) А":

  • Длина габаритная - 22 м;
  • Ширина - 6 м;
  • Осадка - 1,8 м;
  • Скорость хода - 10 уз;
  • Дальность плавания - 1300 миль;
  • Автономность - 5 сут;
  • Экипаж - 6 чел;
  • Главная энергетическая установка - кВт 2 ДГ х 250;

Буксир ледового класса KM Ice 2 R 3 AUT 3 Tug

Ледокольный буксир проекта 3092 - однопалубный, двухвинтовой ледокольный буксир с рулевой рубкой на крыше надстройки, открытой рабочей палубой в кормовой части. Предназначен для выполнения буксирно-транспортных и ледокольных работ в условиях мелководного фарватера на озерах, водохранилищах и прибрежной зоне морей.

Технические характеристики буксира KM Ice 2 R 3 AUT 3 Tug:

  • длина - 22,0 м;
  • ширина - 7,50 м;
  • высота борта на миделе - 3,05 м;
  • Водоизмещение с полными запасами - 151 т;
  • Осадка с полными запасами - 1,80 м;
  • Тяговое усилие при скорости буксировки 5 уз - 43 кН;
  • Автономность - 5 сут;
  • Мест для экипажа - 4+2 запасных;
  • Двигатели - 2х248 кВт;

Дополнительные характеристики:

  • Разработанные обводы корпуса и повышенная энерговооруженность судна обеспечивают высокую ледопроходимость.
  • Ходовая рубка, расположенная на крыше надстройки, позволяет увеличить зону видимости и имеет круговой обзор.
  • Учитывая возможность работы судна в условиях низких температур, обеспечен проход во все помещения без выхода на улицу.
  • Для обеспечения более комфортных условий работы и жизни, чем на судах аналогичных водоизмещений и размерений, предусмотрено размещение экипажа в отдельных каютах с вентиляцией и летним кондиционированием.

Новый ледокольный буксир «Надым» ФГУП «Атомфлот» 18 апреля спущен на воду на производственной площадке ООО «Краншип» в городе Темрюк Краснодарского края.

Буксир, построенный в рамках проекта «Портофлот», назван «Надымом» в честь реки, впадающей в Обскую губу Карского моря в Западной Сибири.

По словам исполняющего обязанности генерального директора ФГУП «Атомфлот» Мустафы Кашки, принимавшего участие в церемонии спуска «Надыма» на воду, ввод судна в эксплуатацию запланирован на май 2018 года.

«Проект „Портофлот“ выходит на стадию завершения. Его реализация идет четко по графику. В мае запланирован ввод в эксплуатацию ледокольного буксира „Надым“. Качество не вызывает нареканий, а эффективная работа буксиров „Пур“, „Тамбей“ и „Юрибей“ наглядно демонстрирует возможности российских судостроителей», — заявил М. Кашка журналистам.

По информации пресс-службы ФГУП «Атомфлот», многоцелевой морской портовый буксир «Надым» проекта «Т3687» имеет ледовый класс Arc 6. Мощность судна — составляет 6,4 МВт. Скорость на открытой воде — 14 узлов. Максимальная осадка — 6,71 метра, длина — 36 метров, ширина — 13 метров. Численность экипажа — 10 человек.

Буксир «Надым» предназначен для обеспечения комплекса портовых услуг в порту Сабетта. В частности, ледовые работы в порту и подходном судоходном канале, сопровождение танкеров для перевозки СПГ, буксировка несамоходных судов и плавучих сооружений, проводка судов в акватории портов и постановка к причалу, эскортные операции на скорости до 10 узлов, борьба с пожарами на судах и портовых сооружениях, участие в операциях по ликвидации аварийных разливов нефти, а также перевозка палубных грузов.

Проект «Портофлот».

Цель проекта: оказание услуг по портовому обслуживанию танкеров-газовозов в условиях повышенной ледовой бстановки.

28 ноября 2014 года ФГУП «Атомфлот» и ОАО «Ямал СПГ» подписали договор на оказание комплекса услуг портового фллота с основным периодом действия по 31 декабря 2040 года.

ОАО «Ямал СПГ» реализует проект строительства завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) мощностью 16,5 млн тонн в год на ресурсной базе Южно-Тамбейского месторождения.

Ямал СПГ: 16,5 млн. тонн сжиженного природного газа/год в период 2017-2045

Экспорт СПГ: 15 танкеров СПГ типа ЯмалМакс вместимостью 172 600 м 3

Количество судозаходов/год в п. Сабетта: 220 = 1 танкер каждые 39 часов

Флот строится на российских верфях:


  • — Буксир ледового класса (бк «Тамбей», принят 26.05.2016,

  • rosatomflot.ru
  • — Ледокольный буксир (лбк «Юрибей»), принят 8.11.2017,

  • rosatomflot.ru
  • — Ледокольный буксир (лбк «Надым»), спущен 18.04.2018,
  • — Портовый ледокол «Обь» (проект «Aker ARC 124»).

  • www.interfax-russia.ru
  • Контрактный период: 11.2014 — 12.2040

    В «Атомфлоте» пополнение. Государственный флаг на ледокольном буксире «Юрибей» подняли в порту приписки судна - Мурманске.
    Подходя к мурманскому морскому вокзалу со стороны железнодорожного моста, обычно сразу видишь атомный ледокол «Ленин». Первенец мирового атомного надводного флота высится как гора. Но 8 ноября у причалов напротив морвокзала выделялось другое судно. Оно совсем небольшое по сравнению с соседями - «Лениным» и судном геологической разведки «Академик Примаков». Однако яркая подсветка и свежая краска притягивали взгляд. «Наверное, это и есть «Юрибей», - подумал я и направился к КПП при входе на пирс. Формальности пройдены - и вот он, свежепостроенный ледокольный буксир.
    Знакомство
    Первое, что поразило при взгляде на «Юрибей», - его форма. Наверное, для моряков и жителей портовых городов привычно, что буксиры имеют закругленный нос, но для человека сухопутного «Юрибей» выглядит как летающая тарелка. Это впечатление усиливает просторная капитанская рубка с круговым обзором.
    Второе яркое воспоминание от 8 ноября 2017 года - черная вода Мурманского порта. Она резко контрастирует с уютом, который источает «Юрибей», и одновременно напоминает о силе стихии, с которой буксиру вскоре придется иметь дело. Окружающие Мурманский порт серые сопки придают суровость пейзажу и атмосфере праздника.
    Краткую презентацию «Юрибея» для журналистов провел генеральный директор «Атомфлота» Вячеслав Рукша. «Самым значимым для развития Северного морского пути проектом в ближайшие 10 – 15 лет будет «Ямал СПГ». Порт Сабетта требует швартовки мощных газовозов - по 90 тыс. т дедвейта. Мы победили в конкурсе на строительство портового флота. Буксир «Юрибей» - точно единственный в мире. Он принадлежит к ледовому классу Arc6 и способен работать в порту круглогодично, оказывать поддержку при швартовке газовозов для приемки груза», - рассказал Вячеслав Рукша.
    Церемония
    Выступая на церемонии поднятия флага, глава «Атомфлота» поблагодарил основных участников проекта «Портофлот», в рамках которого строился «Юрибей». В первую очередь это банк, предоставивший «Атомфлоту» кредит. «Все понимают: не будет денег - ничего не построишь. Общий объем инвестиций в проект «Портофлот» - порядка 197 млн долларов. Из них 160 млн долларов - банковский кредит. Это существенная сумма для нашего предприятия. Самое главное - кредит способствовал созданию 100 новых рабочих мест», - сказал Вячеслав Рукша. Он напомнил, что «Атомфлот» получил контракт на обслуживание порта Сабетта в рамках проекта «Ямал СПГ» до 2040 года по итогам открытого конкурса. Договор предусматривает возможность пролонгации на 10 лет.

    Поблагодарил Вячеслав Рукша и «Краншип», а также Александра Иванова - представителя этой компании, построившей «Юрибей» и уже работающие в Сабетте буксиры «Пур» и «Тамбей».
    В своем выступлении Александр Иванов отметил, что его судостроители сумели превысить проектные параметры мощности «Юрибея». «Я другого подобного судна в мире не знаю. 7 МВт мощности при таком небольшом размере - таких больше нет», - уверен он.
    Пожалуй, самыми приятными для «Росатома» и «Атомфлота» стали слова заместителя губернатора Мурманской области Алексея Тюкавина: «Существует мнение, что государственные предприятия не умеют эффективно работать, управлять своим бизнесом. Но наш «Атомфлот» это мнение полностью дезавуировал. Предприятие реализует очень серьезный проект - уже третий ледокольный буксир мы в Мурманске принимаем. «Портофлот» реализуется не на государственные деньги, а как бизнес-проект. Тем самым «Атомфлот» доказывает, что у него есть профессиональные люди, хорошо понимающие, что такое Арктика и как там работать». Кроме того, первый замгубернатора упомянул сообщения СМИ, согласно которым «Росатом» может быть наделен полномочиями по ведению государственной программы развития арктических регионов России. «Это лишний раз доказывает, что «Атомфлот» успешно реализует все свои задачи и может справиться с более широкими задачами в Арктике», - подчеркнул Алексей Тюкавин.
    Власти Мурманской области рассчитывают, что развитие Северного морского пути положительно скажется на экономике региона. «Надеемся, что Мурманская область будет главной опорной точкой для решения задач по развитию Арктики», - сказал председатель Мурманской областной думы Сергей Дубовой.
    «Юрибей» изнутри
    После поднятия государственного флага гостей церемонии и представителей прессы пригласили осмотреть судно. Несмотря на небольшие размеры, на борту «Юрибея» оказалось довольно просторно. Кают-компания вмещает 10 человек - всю команду. На судне четыре одноместные и четыре двухместные каюты, в каждой - телевизор и подключенный к интернету компьютер. Но интереснее всего было на капитанском мостике. Там скопилось наибольшее количество гостей. Они буквально засыпали вопросами капитана «Юрибея» Александра Борисова.
    Интересовались происхождением основных дизелей судна (оказалось, они из США) и дальностью действия радара (всего 24 мили из-за относительно невысокой надстройки). Поразили слова Александра Борисова о том, что машинное отделение «Юрибея» в нормальной эксплуатации полностью безлюдное - работа двигателей контролируется дистанционно, по параметрам, которые можно вывести на сенсорный экран буквально двумя касаниями. Кроме того, в машинном отделении установлена камера слежения. Вообще, камеры есть во всех помещениях судна, за исключением кают.
    «А сколько человек нужно, чтобы управлять судном?» - спросил один из гостей, осматривая единственное большое кресло у пульта. «Один», - улыбнулся Александр Борисов. Повисла пауза. «Как один?» - выдохнули гости. В ответ капитан показал джойстик управления движением и еще колесико величиной с кулак, с помощью которого можно управлять мощностью двигателей.
    Там, за туманами
    Ледокольный буксир понадобился в Сабетте потому, что там зимой двухметровые льды. И даже для летне-осенней навигации в этом порту требуются буксиры ледового класса. Сейчас там работают два буксира «Атомфлота» класса Arc4 - «Пур» и «Тамбей». Они эксплуатируются второй сезон - обеспечивают достройку инфраструктуры проекта «Ямал СПГ». А для зимней навигации, когда ледяной покров в порту вырастет до 2 м, потребуются уже буксиры, способные работать в тяжелых ледовых условиях. Их основные задачи - подчистка льда у причала перед постановкой газовоза и помощь в швартовке судна. «Нужно понимать, что швартовка газовоза к терминалу - ювелирное дело. Представьте, длина газовоза - 300 м, а его требуется поставить с отклонением не более полуметра. То есть это десятые доли процента», - пояснил «СР» Вячеслав Рукша.

    После выхода «Ямала СПГ» на проектную мощность в Сабетте будет выполняться по 225 судозаходов в год. В каждый заход газовоз нужно поставить к причалу и отвести от причала. «Мы обязаны обеспечить необходимую ритмичность работы порта», - говорит Вячеслав Рукша.
    Первый газовоз «Кристоф де Маржери» отправится из Сабетты с грузом сжиженного природного газа уже в ноябре. В начале ноября в порту уже с нетерпением ждали прибытия «Юрибея»: ледовая обстановка усложнялась, и справляться со швартовкой огромного танкера «Пуру» и «Тамбею» становилось все труднее. 15 ноября буксир уже работал в Сабетте. Чтобы удовлетворить запросы заказчика на пике проекта, «Атомфлот» заказал еще один ледокольный буксир класса Arc6. По мощности такой же, как «Юрибей», но с конструкцией ходовой части попроще: в ней винты будут напрямую вращать дизельные двигатели.

    Вячеслав Рукша уже смотрит в будущее. В ходе визита премьер-министра России Дмитрия Медведева в Китай отечественные компании подписали с китайскими партнерами соглашение об аналогичном «Ямалу СПГ» проекте «Арктик СПГ-2», напомнил глава «Атомфлота». «Надеюсь, что мы победим в тендере на строительство и эксплуатацию портового флота в рамках этого проекта», - сказал Вячеслав Рукша.

    ЛЕДОКОЛЬНЫЙ БУКСИР ПОНАДОБИЛСЯ В САБЕТТЕ ПОТОМУ, ЧТО ТАМ ЗИМОЙ ДВУХМЕТРОВЫЕ ЛЬДЫ. И ДАЖЕ ДЛЯ ЛЕТНЕ-ОСЕННЕЙ НАВИГАЦИИ В ЭТОМ ПОРТУ ТРЕБУЮТСЯ БУКСИРЫ ЛЕДОВОГО КЛАССА

    Александр Борисов
    Капитан «Юрибея»
    - Почему «Юрибей» называют единственным в мире?
    - Только этот буксир способен работать в тяжелых льдах Ямала. Его главное предназначение оказывать помощь в швартовке танкеров, а еще он может колоть лед. Нет больше буксиров, выполняющих свои функции во льдах толщиной свыше 1,2 м: это уже либо ледоколы, либо сухогрузы. Совместить в одном судне маневренность и возможность буксирно-кантовочных операций, околки льда - это уникально.
    - В буксире использована схема с вращением винтов электродвигателями. Для чего она нужна?
    - На «Юрибее» основные дизельные двигатели вырабатывают электричество, от которого работают электрические двигатели на рулевых колонках. Когда винты соприкасаются со льдом, идут очень большие нагрузки на винторулевой комплекс. Электрический мотор эти нагрузки переносит гораздо легче, чем прямые приводы от валов дизелей. Получается, что электродвижение бережет главные двигатели.
    - Расскажите об электронной начинке «Юрибея».
    - Она разработана компанией «Транзас». Электроника полностью обеспечивает картографию и навигацию. Конечно, на пульте управления судном стоит оборудование и других компаний.
    - Вам уже приходилось работать на таких судах?
    - Я проработал на буксирах с винторулевыми колонками уже 10 лет. Но такой мощности буксир у меня первый.
    Loading...Loading...