Самая мощная российская подводная лодка. Типы подводных лодок. Мы вам покажем кузькину мать

Подводная лодка Гепард наш новейший подводный крейсер ВМФ, вставший на боевое дежурство. Эта лодка по своим характеристикам, относится к самым современным, в ней использованы самые последние достижения военной науки и техники.

Три атомные подводные лодки — «Александр Невский», «Северодвинск» и «Дмитрий Донской» — вышли в Белое море на госиспытания. Первые две — новейшая стратегическая подлодка проекта 995 «Борей» с ракетам «Булава» и ударная подлодка проекта 885 «Ясень». « Донской» — самая большая подводная лодка в мире проекта 941 «Акула» — завершила 23-летний ремонт и будет обеспечивать испытания первых двух, изображая лодку противника.

Первый этап испытаний «Невского» должен завершиться к 1 июля. В ближайшие две недели экипаж должен убедиться в работоспособности всех узлов и систем лодки, включая систему управления ракетным комплексом. Если серьезных недочетов выявлено не будет, на осень назначат второй этап, в ходе которого лодка должна будет произвести несколько пусков «Булавы» как в надводном положении, так и из-под воды.

Предполагается, что в ходе пуска кроме стандартной проверки работы пускового комплекса будет испытана и новейшая автоматизированная система управления ВМФ, позволяющая перенацеливать «Булаву» в полете. При удачном завершении всех этапов испытания до конца года «Александр Невский» будет передан военным и включен в состав Тихоокеанского флота.

«Дмитрий Донской» выполнит несколько задач. Послушает и запишет звуки движения, работы узлов и механизмов «Северодвинска» и «Невского». В свою очередь, гидроакустики новейших субмарин проверят работу своих станций обнаружения, следя за «Донским». Также «Северодвинск» и «Александр Невский» проведут по нему стрельбы учебными торпедами без боевой части, проверив свои системы управления огнем и торпедные аппараты с новейшими торпедами.

«Дмитрий Донской» бороздит просторы Мирового океана с 1981 года и был модернизирован в 2002 году именно под пуски «Булавы». Всего с его борта было произведено 12 пусков новых ракет, девять из которых признаны успешными. Списывать в утиль заслуженную субмарину не стали. Как рассказали «Известиям» в военном ведомстве, летом прошлого года лодка была восстановлена и получила специальное измерительное оборудование. В дальнейшем она станет штатной лодкой, обеспечивающей испытания не только вновь построенных, но и модернизированных субмарин.

Военные корабли России .

Военные корабли России по амбициозным программам судостроения государство намеревалась полностью обновить состав своих морских сил. Отличительной чертой было то, что ни русские легкие типа «Светлана», ни французские «эскадренные разведчики» , не были «бюджетными». Более крупные, нежели «сверстники», они должны были иметь сильную артиллерию, большую скорость, хорошую защиту и обладать отличной мореходностью. За столь бескомпромиссное стремление к качеству пришлось платить не только «звонкой монетой», но и длительным временем постройки. Разразившаяся война затянула строительство «Светлан», и оно было завершено уже новой властью.

Военные корабли мира .

Военные корабли мира, в частности крейсера, стали рассматривать как огромный эсминец! Несмотря на спорность многих принятых решений, полученным результатом остались довольны, причем американский историк Норман Фридман сравнивает «Omaha» ни с кем-нибудь, а с поздними «С». Естественно, более крупные американские суда, к тому же спроектированные с учетом опыта Первой мировой, превосходили их и по скорости, и по дальности, и по числу орудий. Еще более показательна реакция американских специалистов на появление английских легких судов типа «Е» — дескать, они, ни много, ни мало, являются копиями «Omaha»! Но это пренебрежение не распространялось на «Raleigh», так как ничего подобного не было ни у кого, и, следовательно его стали рассматривать как новый стандарт.

Источники: otvet.mail.ru, maxpark.com, izvestia.ru, kollektsiya.ru, forum.kinopoisk.ru

Климатическое оружие - оружие массового поражения

Дом Салтычихи в Москве

Племя амазонок в преданиях древности

Розенкрейцеры. Орден розенкрейцеров

Тайны иллюминатов Адама Вейсхаупта

Кредит многодетным семьям

Для молодых семей, недавно вступивших в брак, остро стоит проблема отдельного жилья. Ведь основная масса не имеет изначально своей собственной квартиры. ...

Мочекаменная болезнь

Кислотно – щелочной баланс в человеческом организме сдвигается. Недостаточное потребление воды, употребление мяса, рыбных продуктов в непомерном количестве, потребление...

Придет ли фирма к поставленной цели

Каждое предприятие ставит перед собой цели и вырабатывает стратегии, каким образом быстрее и эффективнее их осуществить. Важнейшая цель, как правило, называется...

Магнитная левитация своими руками

Самый простой и наглядный пример магнитной левитации, которая создается на постоянных магнитах - это так называемый левитрон. Эту игрушку придумал...

Главная достопримечательность Непала

Непал - это самая высокогорная страна в мире. Именно здесь находятся знаменитые Гималаи, взобраться на которые мечтают все альпинисты. Главной...

Полистиролбетонные блоки

Новые технологии и материалы постепенно захватывают все ключевые отрасли нашей жизни, и даже в современном строительстве и ремонте начали...

Робот из металлического стекла

Металлическое стекло является относительно новым материалом, сочетающим в себе особенности структуры металла и стекла. Суть технологии заключается в формировании...

Триады – китайская мафия

Триады или китайская мафия представляют собой криминальные группировки, созданные в девятнадцатом веке, чтобы противостоять правлению Китайской императорской династии. Они...

В России завершается строительство самой большой атомной подводной лодки в мире.
Разработана она была в КБ «Рубин-Север» — северодвинском филиале питерского ЦКБ «Рубин». И ракет на этой лодке не будет... возможно будет торпеда))) западные аналитики считают, что эта лодка и торпеда с искусственным интеллектом и ядерным зарядом на 100-мегатонн станут таким же прорывом, как и Армата...

«Белгород» называют самой большой большой исследовательской атомной подводной лодкой, являющейся носителем обитаемых и необитаемых подводных аппаратов. Официально её заказчиком является Главное управление глубоководных исследований (ГУГИ) Министерства обороны России.

Рекорд будет установлен по длине лодки. Самой длинной ПЛА в мире является «Акула» проекта 941, чья длина 172,5 м. У «Белгорода» почти на 12 метров больше — 184.
«Белгород» — это лодка по обновленному проекту«Антей» (проект подводных лодок с крылатыми ракетами 949А). Таким образом, «Белгород» даже может войти в Книгу рекордов Гиннесса как самая большая в мире.

Предполагается, что «Белгород» будет заниматься изучением дна российского арктического шельфа, искать на больших глубинах полезные ископаемые, а также прокладывать подводные коммуникации. В частности, при помощи глубоководных аппаратов на морском дне будут устанавливаться атомные подводные модули, предназначенные для зарядки необитаемых подводных аппаратов. Субмарина обеспечит развертывание глобальной системы контроля подводной обстановки, которую военные строят на дне арктических морей. Но не только)))

Весь этот функционал представители ВМФ перечисляют с непременными оговорками: «по некоторым данным», «есть основания предположить», «вероятно»... Проистекает это из-за того, что «Белгород», а также еще одна строящаяся в Северодвинске субмарина проекта 09851 «Хабаровск», являются самыми засекреченными лодками ВМФ России. И Главное управление глубоководных исследований имеет к ним спорное отношения. Об этом красноречиво свидетельствует тот факт, что на торжественной закладке этих двух лодок не присутствовал ни один представитель ГУГИ.

Возможно кроме своих гражданских функций, эти лодки станут носителями стратегической беспилотной торпеды с ядерным реактором в качестве силовой установки, с уникальной дальностью, искусственным интеллектом и 100-мегатонным боезарядом. Эта торпеда получила название «Статус-6».

Обозреватель Washington Free Beacon Билл Герц не так давно опубликовал статью со ссылкой на высказывание источника в американских спецслужбах, в которой говорится о том, что российские моряки провели успешное испытание «беспилотной атомной подводной лодки, способной нести многомегатонный ядерный заряд». В испытаниях принимала участие подводная лодка специального назначения Б-90 «Саров». Герц называет это оружие революционным, поскольку конструкторы США и других технологически развитых стран мира к этой идее еще и не подступались.

Благодаря прекрасным характеристикам по скорости хода, малозаметности и глубинности, «Статус-6» обладает повышенной способностью преодолевать противолодочную оборону США с дальностью хода 10 000 км и глубиной хода (погружения) 1000 метров.

Даже в случае его обнаружения гидроакустической противолодочной системой SOSSUS, которая контролирует побережье США на предмет подводного вторжения, НПА с легкостью уйдет от любой торпеды НАТО на максимальной скорости. К тому же, обладая интеллектом, «Статус-6» способен совершать сложное маневрирование.
Самая быстроходная американская торпеда Mark 54 имеет скорость 74 км/ч, то есть по минимальным прикидкам меньше на 26 км/ч. Самая глубоководная европейская торпеда MU90 Hard Kill, пущенная вдогон, на максимальной скорости в 90 км/ч способна пройти не более 10 км.

Стратегия использования «Статуса-6» может быть различной. Аппарат может выступать и как ударное оружие, и как оружие гарантированного сдерживания. Во втором случае НПА может прийти в точку назначения и залечь на дно, дожидаясь сигнала на подрыв боевой части. Сигнал может подаваться по сверхдлинноволновому каналу, поскольку только сверхдлинные волны проникают в толщу воды. Получается оружие сдерживания, готовое сработать мгновенно. Без затрачивания времени на подлет и «подплыв». А это значит, все равно как близко от границ России находятся ядерные силы соперника, наш ядерный заряд уже доставлен к потенциальному агрессору, осталось его только подорвать. Так что давайте лучше дружить. И жить, не тужить...)))

Основные источники: svpressa.ru/war21/ , vpk-news.ru , 42.tut.by и др. интернет.

U-571 Немецкие подводные лодки времен Второй Мировой - тема для пристального изучения, интерес к которой не падает год от года. Асы-подводники на службе Третьего Рейха на новейших субмаринах были действительно хороши. Во всех морских противостояниях, налетах на конвои, охоте за эсминцами излюбленной тактикой немецких подводников было долгое ожидание, завершающееся стремительной атакой и таким же стремительным исчезновением. Однако, несмотря на опыт подводников и профессионализм капитанов субмарин, техническая составляющая - едва ли ни главный секрет эффективности немецкого подводного флота. Фото: suggestkeyword Если подводные лодки 1-й и 2-й серии использовались как боевые, но не предназначенные для активных действий и долгих походов, то лодки 7-й серии - самые настоящие подводные убийцы, способные действовать на значительном удалении от места стоянки. Немецкие подводные лодки 7-й серии (или тип VII) уничтожили такое количество кораблей стран-союзников, что точное их количество историки подсчитывают и по сей день.«Точное количество уничтоженных кораблей - очень интересный вопрос. Достоверно известно о том, что весь подводный флот Германии уничтожил около трех тысяч кораблей союзников. Львиную долю в уничтожении, скорее всего, занимают и подводные субмарины серии 7, поскольку, они наилучшим образом оснащались и были укомплектованы для нанесения молниеносных ударов. Также на таких подлодках служили и самые опытные командиры», - рассказывает в интервью «Звезде» военный историк, кандидат исторических наук РАН Александр Борисов.Сравнительно небольшие немецкие субмарины, оснащенные дизель-электрическими двигателями мощностью 1 700 - 2 400 кВт имели «рабочую» глубину погружения 250-270 метров, а в случае критической ситуации (обнаружения или после молниеносной атаки) были способны «нырнуть» на 320-350 метров. Капитаны союзных флотов в прямом смысле слова ненавидели эти лодки не только за скорость: субмарины седьмой серии регулярно нападали на конвои стран союзников и при каждом нападении буквально с одного залпа топили по пять-десять кораблей снабжения, перевозивших припасы и технику.Помимо четырех носовых и двух кормовых торпедных аппаратов для серьезной работы, «семерки» имели дополнительное артиллерийское вооружение, расположенное на корпусе. 88-мм орудие с боекомплектом в 220 снарядов позволяло из надводного положения наносить критические повреждения небольшим судам, а крупные принуждать к отходу. Не хуже обстояло дело и с защитой «немцев». Послевоенное изучение захваченных субмарин показало, что обстрел корпуса лодки 20-мм и 23-мм боеприпасами не наносил видимого вреда лодке.
Изучение подводных лодок Германии способствовало не только анализу собственной военно-морской стратегии стран союзников, но и позволило взять на вооружение множество реализованных в немецких ДПЛ технологий.

«Комсомолец» - рекордсмен

Советская подводная лодка проекта К-278 с экзотическим названием «Плавник» - без всякого преувеличения, уникальнейшая из подводных субмарин конца 80-х годов. До момента трагического происшествия, застигшего советскую АПЛ в Норвежском море, лодка установила сразу несколько рекордов. По количеству внедренного радиоэлектронного, криптографического, разведывательного оборудования - лодка, вне всякого сомнения, была лучшей в мире и самой совершенной на тот момент.«Не все технические решения, реализованные в К-278 до сих рассекречены, но из того, о чем уже давно можно говорить - это прародитель сегодняшних боевых информационных систем «Омнибус-685». Уникальнейшая система, которая «замыкала» на себя все информационные, боевые и другие данные со всей субмарины», - заявил в интервью «Звезде» военный историк и офицер подводник Николай Вершинин.Помимо уникального оборудования, «Комсомольцу» принадлежит не побитый до сих пор абсолютный рекорд по глубине погружения среди подводных лодок. Во время ходовых испытаний лодка «нырнула» на глубину 1027 метров.

«Золотая рыбка»

Фото: Минобороны РФ

«Гоночный катер с крылатыми ракетами» - такое шутливое прозвище давали подводники и все причастные к постройке АПЛ проекта 661 «Анчар люди». Лодка с десятью крылатыми ракетами П-70 «Аметист» установила абсолютный рекорд по скорости движения в подводном положении - 44,7 узла. Уникальные скоростные характеристики были достигнуты во многом и за счет применения революционного материала - впервые в истории постройки субмарин в качестве основного материала вместо привычной стали был выбран титан. Благодаря использованию титана лодка получила и второе свое название - «Золотая рыбка», ведь стоимость постройки перевалила за два миллиарда советских рублей.

Могущественный «АНТЕЙ»

Фото: Подводные лодки России/ВКонтакте



И эпоха океанского противостояния и старания советской научно-исследовательской отрасли, и серьезный промышленный задел осуществили один из самых беспрецедентных по своим масштабам проектов. Долгое время считалось, что максимальную опасность для берегов страны представляют авианосные ударные групп противника, включающие в себя как сами авианосцы, так и корабли сопровождения.Для решения этой задачи и были спроектированы, а затем построены подводные лодки проекта 949А «АНТЕЙ», вооруженные крылатыми ракетами П-700. Именно АПЛ проекта «АНТЕЙ» на долгие годы стали головной болью и кошмаром натовских гидроакустиков, поскольку благодаря конструкции, подводный крейсер мог подходить к кораблям вероятного противника «на расстояние вытянутой руки». АПЛ проекта 949А - последние и самые совершенные в своем роде «специалисты узкого профиля» - основной задачей подводных крейсеров этого проекта является уничтожение авианосных ударных групп противника.

Вечно тонущая лодка

Случаются в истории субмарин и просчеты, которые дорого обходятся налогоплательщикам. В 2013 году в Испании разгорелся нешуточный скандал вокруг подводной лодки, на постройку которой правительство потратило 680 миллионов долларов. По сообщениям издания Daily Telegraph, проектировщики допустили критический просчет при разработке конструкции, проявление которого заключается в том, что лодка способна лишь на одно действие - на погружение.Всплытие, по словам специалистов, находится за пределами возможных для этой подводной лодки режимов. Подводная лодка S-80 должна была стать первой полностью испанской разработкой, надежды на которую возлагали очень многие специалисты. Сообщалось также, что в перспективе, испанская лодка сможет конкурировать с американскими и российскими, однако судьба распорядилась иначе. Слишком тяжелую S-80 на вооружение так и не приняли, а все работы в этом направлении свернули.

Речная «Пиранья»
Согласно техническому заданию, подводная лодка с кодовым названием «Пиранья» аналогична маленькой, но хищной рыбке должна была действовать молниеносно и буквально «вгрызаться» во вражеские военно-морские объекты. Главной задачей небольшой субмарины было противодействие военно-морским объектам противника в отдельно взятом районе. Следует отметить, что малый вес в случае с проектом «Пиранья» не является ахиллесовой пятой.При небольшом весе и водоизмещении, лодка оснащалась двумя 400-мм торпедами, способными причинить такой урон вражеской военно-морской базе или отдельно взятому кораблю, стоящему на рейде, что было бы уместно сравнить атаку «Пираньи» с «Перл-Харбор». Помимо торпед, лодка оснащалась специальным радиоэлектронным, измерительным и другим оборудованием, способным изучать вражеские объекты, а корпус из титанового сплава позволял в случае обнаружения «уходить» на глубины до 250-ти метров.

«Барракуда» и «Кондор»

Фото: Сергей Прокатов/ВКонтакте



В 2014 году началась модернизация одного из самых перспективных и технологически развитых проектов подводных лодок в составе ВМФ России. Проект 945 «Барракуда» и развитие этих АПЛ - 945А «Кондор» и 945Б «Барс» предназначаются для «охоты» за авианосными ударными групп противника.Особенность проекта 945 заключается в том, что лодка, имея титановый сплав и минимальную заметность, обладает уникальным радиолокационным оборудованием, способным обнаруживать и распознавать вражеские корабли на расстоянии, вдвое превышающем обычное для радиолокационных систем АПЛ. Грядущая модернизация, помимо нового ядерного топлива и ремонта механических частей, «подарит» подлодкам 945-го проекта уникальную боевую информационно-управляющую систему, а также комплекс крылатых ракет «Калибр», с помощью которых станет возможно обстреливать наземные объекты вероятного противника.

Боевая «Лада»

В середине марта 2015 года на верфях в Санкт-Петербурге проекта 677 «Лада». Подводная лодка сможет выполнять широчайший спектр боевых задач: поражать подводные лодки и надводные цели, береговые объекты противника, устанавливать минные поля. Кроме того, корабль может высаживать и принимать диверсионно-разведывательные группы. Лодка «Великие Луки» будет достраиваться по принципиально новому, модернизированному проекту.«Эта подводная лодка, она по поисковым возможностям, по ударным, по техническим решениям во многом не знает аналогов», – рассказывает заместитель главнокомандующего ВМФ РФ Александр Федотенков. – Эта подводная лодка по ударным возможностям практически равняется многоцелевой атомной подводной лодке».

Такси для морского спецназа

Разработкой и постройкой советской сверхмалой подводной лодки «Тритон» ВМФ СССР убил, что называется, не двух, а сразу десять зайцев. Боевые пловцы, под нужды которых и разрабатывалась уникальная подлодка, теперь могли подходить к району выполнения поставленной задачи не просто на расстоянии выстрела. Фактически, сверхмалое средство для скрытной переброски морского спецназа позволяло «брать руками» искомый объект.Вооружения такая лодка не несла, однако подводный «кабриолет», по словам специалистов, легко мог быть переоборудован в брандер - специальное судно со взрывчаткой на борту. Эксплуатация сверхмалых подлодок в отечественном флоте осуществляется и сейчас - модернизированный вариант крошечной субмарины для спецназа с обозначением «Тритон-1 М» используется на Северном флоте в крайне непростых погодных условиях. Ниша для использования сверхмалых субмарин, по словам экспертов, не иссякнет, и, согласно всем прогнозам, скоро ВМФ России должен получить еще более современный вариант военно-морского «малыша».

«Акула» мирового океана

Фото: Владимир Фогель/ВКонтакте


Нет в штабе ВМФ западных стран человека, который не знает об уникальной подводной лодке проекта 941 «Акула». Советской тяжелой атомной субмарине принадлежит такое количество «контактов» с западными ВМС, что, скорее всего, к кому-нибудь из натовских моряков-ветеранов холодной войны советская «Акула» приходит в ночных кошмарах. Субмарина длиной в 173 метра - это не просто плод революционных решений и тысяч томов технической документации. Это больше, чем футбольное поле в длину.Тяжелый подводный ракетный крейсер стратегического назначения - это гроза, мощь и гордость всей отечественной промышленности. Про уникальное ракетное вооружение этой лодки до сих пор ходят легенды. Моряки-подводники из числа тех, кто вышел на пенсию, в рассказах утверждают, что крейсер способен поражать цели на экваторе, находясь в момент пуска в северных широтах. Однако главное, что поражает, когда изучаешь 941-й проект - это размах. Высота от киля до рубки - 25 метров. Семиэтажный дом как раз вписался бы в эти габариты, а на палубе «Акулы» легко может развернуться «КамАЗ». Каждая ракета Р-39 из 20, что можно загрузить на борт, весит 84 тонны. Таким количеством ракет можно стереть в пыль площадь, сопоставимую с площадью более чем 300 крупных городов.

June 18th, 2015

23 сентября 1980 года на судостроительной верфи города Северодвинска, на гладь Белого моря была спущена первая советская подводная лодка класса «Акула» . Когда корпус ее был еще в стапелях, на его носу, ниже ватерлинии, виднелась нарисованная оскалившаяся акула, которая обвивала трезубец. И хотя после спуска, когда лодка встала на воду, акула с трезубцем скрылась под водой и больше ее никто не видел, в народе крейсер уже окрестили «Акулой». Все последующие лодки этого класса продолжали именовать так же, а для их экипажей была введена особая нарукавная нашивка с изображением акулы. На Западе же лодке присвоили кодовое имя «Typhoon ». Впоследствии Тайфун ом эту лодку стали называть и у нас.

Так, сам Леонид Ильич Брежнев , выступая на XXVI съезде партии, заявил: «Американцами создана новая подводная лодка „Огайо “ с ракетами „Трайдент “. Аналогичная система - „Тайфун “ имеется и у нас».

Фото 2.

В начале 70-х годов в США (как писали западные СМИ, «в ответ на создание в СССР комплекса Delta») началась реализация крупномасштабной программы «Трайдент», предусматривающей создание новой твердотопливной ракеты с межконтинентальной (более 7000 км) дальностью, а также ПЛАРБ нового типа, способной нести 24 таких ракеты и обладающей повышенным уровнем скрытности. Корабль водоизмещением 18.700 т обладал максимальной скоростью 20 узлов и мог выполнять ракетные пуски на глубине 15-30 м. По своей боевой эффективности новая американская система оружия должна была значительно превзойти отечественную систему 667БДР/Д-9Р, находившуюся в то время в серийном производстве. Политическое руководство СССР потребовало от промышленности «адекватного ответа» на очередной американский вызов.

Тактико-техническое задание на тяжелый атомный подводный ракетный крейсер-проект 941 (шифр «Акула») - было выдано в декабре 1972 г. 19 декабря 1973 г. правительство приняло постановление, предусматривающее начало работ по проектированию и строительству нового ракетоносца. Проект разрабатывался ЦКБ «Рубин», возглавляемым генеральным конструктором И.Д. Спасским, под непосредственным руководством главного конструктора С.Н. Ковалева. Главным наблюдающим от ВМФ был В.Н. Левашов.

«Перед конструкторами стояла непростая техническая задача — разместить на борту 24 ракеты весом почти 100 тонн каждая, — рассказывает генеральный конструктор проектов ЦКБ МТ «Рубин» С.Н. Ковалев. — После множества проработок ракеты решено было расположить между двумя прочными корпусами. Аналогов такому решению в мире нет». «Такую лодку мог построить только Севмаш», — говорит начальник управления Министерства обороны А.Ф. Шлемов. Строительство корабля велось в самом большом эллинге — цехе 55, которым руководил И.Л. Камай. Применяли принципиально новую технологию постройки — агрегатно-модульный метод, что позволило значительно сократить сроки. Сейчас этот метод применяется во всем, и подводном и надводном кораблестроении, но для того времени это был серьезный технологический прорыв.

Фото 3.

Фото 4.

Бесспорные эксплуатационные преимущества, продемонстрированные первой отечественной морской баллистической ракетой на твердом топливе Р-31, а также американский опыт (к которому в советских высших военных и политических кругах всегда относились с большим уважением) обусловили категорическое требование заказчика оснастить подводный ракетоносец 3-го поколения твердотопливными ракетами. Применение таких ракет позволяло существенно сократить время предстартовой подготовки, устранить шумность ее проведения, упростить состав корабельного оборудования, отказавшись от ряда систем — газоанализа атмосферы, заполнения кольцевого зазора водой, орошения, слива окислителя и т.п.

Предварительная разработка нового межконтинентального ракетного комплекса для оснащения подводных лодок началась в КБ Машиностроения под руководством главного конструктора В.П. Макеева в 1971 году. Полномасштабные работы по РК Д-19 с ракетами Р-39 были развернуты в сентябре 1973 г., практически одновременно с началом работ над новой ПЛАРБ. При создании этого комплекса впервые была предпринята попытка унификации ракет подводного и наземного базирования: Р-39 и тяжелая МБР РТ-23 (разрабатываемая в КБ «Южное») получили единый двигатель первой ступени.

Фото 7.

Уровень отечественных технологий 70-80-х годов не позволял создать твердотопливную баллистическую межконтинентальную ракету большой мощности в габаритах, близких к габаритам предшествующих жидкостных ракет. Рост размеров и веса оружия, а также массогабаритные характеристики нового радиоэлектронного оборудования, увеличившиеся по сравнению с РЭО предшествующего поколения в 2,5-4 раза, привели к необходимости принятия нетрадиционных компоновочных решений. В результате был спроектирован оригинальный, не имеющий мировых аналогов тип подводной лодки с двумя прочными корпусами, расположенными параллельно (своеобразный «подводный катамаран»). Кроме всего прочего, подобная «сплющенная» в вертикальной плоскости форма корабля диктовалась ограничениями по осадке в районе Северодвинского судостроительного завода и ремонтных баз Северного флота, а также технологическими соображениями (требовалось обеспечить возможность одновременной постройки двух кораблей на одной стапельной «нитке»).

Следует признать, что выбранная схема являлась в значительной мере вынужденным, далеко не оптимальным решением, приведшим к резкому увеличению водоизмещения корабля (что дало повод к возникновению иронического прозвища лодок 941-го проекта - «водовозы»). В то же время она позволила повысить живучесть тяжелого подводного крейсера за счет разнесения энергетической установки по автономным отсекам в двух раздельных прочных корпусах; улучшить взрыво- и пожаробезопасность (удалив ракетные шахты из прочного корпуса), а также размещение торпедного отсека и главного командного поста в изолированных прочных модулях. Несколько расширились и возможности по проведению модернизации и ремонта лодки.

Фото 8.

При создании нового корабля была поставлена задача расширения зоны его боевого применения подо льдами Арктики вплоть до предельных широт за счет совершенствования навигационного и гидроакустического вооружения. Для пуска ракет из-под арктического «ледового панциря» лодка должна была всплывать в полыньях, проламывая ограждением рубки лед толщиной до 2-2,5 м.

Летные испытания ракеты Р-39 проводились на опытовой дизель-электрической подводной лодке К-153, переоборудованной в 1976 году по проекту 619 (она была снабжена одной шахтой). В 1984 году, после серии интенсивных испытаний, ракетный комплекс Д-19 с ракетой Р-39 был официально принят на вооружение ВМФ.

Строительство подводных лодок проекта 941 осуществлялось в Северодвинске. Для этого на Северном машиностроительном предприятии пришлось соорудить новый цех - самый большой крытый эллинг в мире.

Первым ТАПКР, вступившим в строй 12 декабря 1981 г., командовал капитан 1 ранга А.В. Ольховников, удостоенный за освоение столь уникального корабля звания Героя Советского Союза. Предполагалось строительство крупной серии тяжелых подводных крейсеров 941-го проекта и создание новых модификаций этого корабля с увеличенными боевыми возможностями.

Фото 9.

Однако в конце 80-х годов по экономическим и политическим соображениям от дальнейшей реализации программы было решено отказаться. Принятие этого решения сопровождалось острыми дискуссиями: промышленность, разработчики лодки и часть представителей ВМФ выступали за продолжение программы, в то время как Главный штаб ВМФ и Генеральный штаб ВС выступали за прекращение строительства. Главная причина заключалась в сложности организации базирования столь крупных подводных кораблей, вооруженных не менее «внушительными» ракетами. В большинство существующих пунктов базирования «Акулы» просто не могли войти из-за их стесненности, а ракеты Р-39 могли транспортироваться почти на всех этапах эксплуатации лишь по железнодорожной колее (по рельсам они подавались и на причал для погрузки на корабль). Погрузка ракет должна была осуществляться специальным сверхмощным краном, являющимся уникальным в своем роде инженерным сооружением.

В результате было решено ограничиться строительством серии из шести кораблей проекта 941 (т. е. одной дивизии). Недостроенный корпус седьмого ракетоносца - ТК-210 - был разобран на стапеле в 1990 году. Следует заметить, что несколько позже, в середине 90-х годов, прекратилась реализация и американской программы строительства подводных ракетоносцев типа «Огайо»: вместо планировавшихся 30 ПЛАРБ ВМС США получили лишь 18 атомоходов, из которых в строю к началу 2000-х годов решено оставить лишь 14.

Фото 10.

Конструкция подводной лодки 941-го проекта выполнена по типу «катамаран»: два раздельных прочных корпуса (диаметром 7,2 м каждый) расположены в горизонтальной плоскости параллельно друг другу. Кроме того, имеется два отдельных герметичных капсулы-отсека - торпедный отсек и расположенный между главными корпусами в диаметральной плоскости модуль управления, в котором находится центральный пост и размещенный за ним отсек радиотехнического вооружения. Ракетный отсек находится между прочными корпусами в передней части корабля. Оба корпуса и капсулы-отсеки соединены между собой переходами. Общее число водонепроницаемых отсеков -19.

У основания рубки, под ограждением выдвижных устройств, расположены две всплывающие спасательные камеры, способные вместить весь экипаж подводной лодки.

Отсек центрального поста и его легкое ограждение смещены в сторону кормы корабля. Прочные корпуса, центральный пост и торпедный отсек выполнены из титанового сплава, а легкий корпус - из стали (на его поверхность нанесено специальное гидроакустическое резиновое покрытие, повышающее скрытность лодки).

Корабль имеет развитое кормовое оперение. Передние горизонтальные рули расположены в носовой части корпуса и выполнены убирающимися. Рубка снабжена мощными ледовым подкреплениями и крышей округлой формы, служащей для взламывания льда при всплытии.

Фото 11.

Для экипажа лодки (состоящего в своей большей части из офицеров и мичманов) созданы условия повышенного комфорта. Офицерский состав разместили в относительно просторных двух- и четырехместных каютах с умывальниками, телевизорами и системой кондиционирования воздуха, а матросов и старшин - в маломестных кубриках. Корабль получил спортивный зал, плавательный бассейн, солярий, сауну, салон для отдыха, «живой уголок» и т. п.

Энергетическая установка 3-го поколения номинальной мощностью 100.000 л. с. выполнена по блочному принципу компоновки с размещением автономных модулей (унифицированных для всех лодок 3-го поколения) в обоих прочных корпусах. Принятые компоновочные решения позволили уменьшить габариты ЯЭУ, увеличив при этом ее мощность и улучшив другие эксплуатационные параметры.

ГЭУ включает два водоводяных реактора на тепловых нейтронах ОК-650 (по 190 мВт каждый) и две паровые турбины. Блочная компоновка всех агрегатов и комплектующего оборудования, помимо технологических преимуществ, позволила применить и более эффективные меры по виброизоляции, снижающие шумность корабля.

Атомная энергетическая установка оснащена системой безбатарейного расхолаживания (ББР), которая автоматически вводится в действие при исчезновении электропитания.

Фото 12.

По сравнению с предшествующими атомными подводными лодками существенно изменилась система управления и защиты реактора. Внедрение импульсной аппаратуры позволило контролировать его состояние при любом уровне мощности, в том числе и в подкритическом состоянии. На компенсирующие органы установлен механизм «самохода», который при исчезновении электропитания обеспечивает опускание решеток на нижние концевики. При этом происходит полное «глушение» реактора, даже при опрокидывании корабля.

Два малошумных семилопастных гребных винта фиксированного шага установлены в кольцевых насадках. В качестве резервных средств движения имеется два электродвигателя постоянного тока мощностью по 190 кВт, которые подключаются к линии главного вала посредством муфт.

На борту лодки установлено четыре турбогенератора по 3200 кВт и два дизель-генератора ДГ-750. Для маневрирования в стесненных условиях корабль оснащен подруливающим устройством в виде двух откидных колонок с гребными винтами (в носовой и кормовой частях). Винты подруливающего устройства приводятся в движение электродвигателями мощностью по 750 кВт.

При создании подводной лодки проекта 941 огромное внимание было уделено снижению ее гидроакустической заметности. В частности, корабль получил двухкаскадную систему резино-кордовой пневматической амортизации, были внедрены блочная компоновка механизмов и оборудования, а также новые, более эффективные звукоизолирующие и противогидролокационные покрытия. В результате по гидроакустической скрытности новый ракетоносец, несмотря на свои гигантские размеры, значительно превзошел все ранее построенные отечественные ПЛАРБ и, вероятно, вплотную приблизился к американскому аналогу - ПЛАРБ типа «Огайо».

Фото 13.

Подводная лодка оснащена новым навигационным комплексом «Симфония», боевой информационно-управляющей системой, гидроакустической станцией миноискания МГ-519 «Арфа», эхоледомером МГ-518 «Север», радиолокационным комплексом МРКП-58 «Буран», телевизионным комплексом МТК-100. На борту имеются комплекс радиосвязи «Молния-Л1» с системой спутниковой связи «Цунами».

Цифровой гидроакустический комплекс типа «Скат-3», интегрирующий четыре гидролокационные станции, способен обеспечивать одновременное слежение за 10-12 подводными целями.

Выдвижные устройства, расположенные в ограждении рубки, включают два перископа (командирский и универсальный), антенну радиосекстана, РЛК, радиоантенны системы связи и навигации, пеленгатор.

Лодка оснащена двумя всплывающими антеннами буйкового типа, позволяющими принимать радиосообщения, целеуказания и сигналы спутниковой навигации при нахождении на большой (до 150 м) глубине или подо льдами.

Ракетный комплекс Д-19 включает 20 твердотопливных трехступенчатых межконтинентальных баллистических ракет с разделяющимися головными частями Д-19 (РСМ-52, западное обозначение - SS-N-20). Старт всего боекомплекта осуществляется двумя залпами, с минимальными интервалами между пусками ракет. Ракеты могут запускаться с глубины до 55 м (без ограничений по погодным условиям на поверхности моря), а также из надводного положения.

Фото 14.

Трехступенчатая МБР Р-39 (длина - 16,0м, диаметр корпуса - 2,4 м, стартовая масса - 90,1 т) несет 10 боевых блоков индивидуального наведения мощностью по 100 кг каждый. Их наведение осуществляется посредством инерциальной навигационной системы с полной астрокоррекцией (обеспечено КВО порядка 500 м). Максимальная дальность пуска Р-39 превышает 10.000 км, что больше дальности американского аналога - «Трайдент» С-4 (7400 км) и приблизительно соответствует дальности «Трайдент» D-5 (11.000 км).

Для минимизации габаритов ракеты двигатели второй и третьей ступеней имеют выдвижные сопловые насадки.

Для комплекса Д-19 создана оригинальная стартовая система с размещением практически всех элементов пусковой установки на самой ракете. В шахте Р-39 находится в подвешенном состоянии, опираясь специальной амортизационной ракетно-стартовой системой (АРСС) на опорное кольцо, расположенное в верхней части шахты.

Фото 15.

Пуск выполняется из «сухой» шахты с помощью порохового аккумулятора давления (ПАД). В момент старта специальные пороховые заряды создают вокруг ракеты газовую каверну, значительно уменьшающую гидродинамические нагрузки на подводном участке движения. После выхода из воды АРСС отделяется от ракеты при помощи специального двигателя и уводится в сторону на безопасное расстояние от подводной лодки.

Имеется шесть 533-мм торпедных аппаратов с устройством быстрого заряжания, способных применять практически все типы состоящих на вооружении торпед и ракето-торпед данного калибра (типовой боекомплект - 22 торпеды УСЭТ-80, а также ракето-торпеды «Шквал»). Вместо части ракетно-торпедного вооружения на борт корабля могут приниматься мины.

Для самообороны подводной лодки, находящейся в надводном положении, от низколетящих самолетов и вертолетов имеется восемь комплектов ПЗРК «Игла» («Игла-1»). В зарубежной печати сообщалось о разработке для подводных лодйк 941-го проекта, а также ПЛАРБ нового поколения, зенитного ракетного комплекса самообороны, способного применяться из подводного положения.

Фото 16.

Все шесть ТАПРК (получивших западное кодовое наименование Typhoon, быстро «прижившееся» и у нас) были сведены в дивизию, входящую в состав 1-й флотилии атомных подводных лодок. Корабли базируются в Западной Лице (бухта Нерпичья). Реконструкция этой базы для размещения на ней новых сверхмощных атомоходов началась в 1977 году и заняла четыре года. За это время была построена специальная причальная линия, изготовлены и доставлены специализированные пирсы, способные, по замыслу конструкторов, обеспечить ТАПКР всеми видами энергоресурсов (однако в настоящее время по ряду технических причин они применяются как обычные плавучие пирсы). Для тяжелых ракетных подводных крейсеров Московским конструкторским бюро транспортного машиностроения был создан уникальный комплекс средств погрузки ракет (КСПР). В его состав вошел, в частности, двухконсольный кран-погрузчик козлового типа грузоподъемностью 125 т. (в строй введен не был).

В Западной Лице расположен и береговой судоремонтный комплекс, обеспечивающий обслуживание лодок 941-го проекта. Специально для обеспечения «плавучего тыла» лодок 941-го проекта в Ленинграде на Адмиралтейском заводе в 1986 году был построен морской транспорт-ракетовоз «Александр Брыкин» (проект 11570) полным водоизмещением 11.440 т, имеющий 16 контейнеров для ракет Р-39 и снабженный 125-тонным краном.

Фото 17.

Однако уникальную береговую инфраструктуру, обеспечивающую обслуживание кораблей 941-го проекта, удалось создать лишь на Северном флоте. На Тихоокеанском флоте до 1990 года, когда программа дальнейшего строительства «Акул» была свернута, ничего подобного соорудить так и не успели.

Корабли, каждый из которых укомплектован двумя экипажами, несли (и, вероятно, продолжают нести и сейчас) постоянное боевое дежурство даже во время нахождения на базе.

Боевая эффективность «Акул» в значительной степени обеспечивается за счет постоянного совершенствования системы связи и боевого управления морскими стратегическими ядерными силами страны. К настоящему времени эта система включает каналы, использующие различные физические принципы, что повышает надежность и помехозащищенность в самых неблагоприятных условиях. В состав системы входят стационарные передатчики, транслирующие радиоволны в различных диапазонах электромагнитного спектра, спутниковые, самолетные и корабельные ретрансляторы, мобильные береговые радиостанции, а также гидроакустические станции и ретрансляторы.

Огромный запас плавучести тяжелых подводных крейсеров 941-го проекта (31,3%) в сочетании с мощными подкреплениями легкого корпуса и рубки обеспечил этим атомоходам возможность всплытия в сплошном льду толщиной до 2,5 м (что неоднократно проверялось на практике). Патрулируя под ледяным панцирем Арктики, где существуют особые гидроакустисческие условия, снижающие даже при самой благоприятной гидрологии дальность обнаружения подводной цели посредством наиболее современных ГАС всего до нескольких километров, «Акулы» являются практически неуязвимыми для противолодочных атомных подводных лодок США. Авиационными средствами, способными осуществлять поиск и поражение подводных целей сквозь полярный лед, Соединенные Штаты также не располагают.

Фото 19.

В частности, «Акулы» несли боевую службу подо льдами Белого моря (первой из «941-х» такой поход совершил в 1986 г. ТК-12, на котором в ходе патрулирования при помощи ледокола была осуществлена замена экипажа).

Рост угрозы со стороны прогнозируемых средств ПРО потенциального противника потребовал усиления боевой живучести отечественных ракет в процессе их полета. В соответствии с одним из прогнозируемых сценариев, противник мог попытаться «ослепить» оптические астронавигационные датчики БР при помощи космических ядерных взрывов. В ответ на это в конце 1984 года под руководством В.П. Макеева, Н.А. Семихатова (система управления ракеты), В.П. Арефьева (командные приборы) и B.C. Кузьмина (система астрокоррекции) были начаты работы по созданию стойкого астрокорректора для баллистических ракет подводных лодок, способного восстанавливать свою работоспособность через несколько секунд. Разумеется, у противника оставалась возможность осуществлять ядерные космические взрывы с интервалом через каждые несколько секунд (в этом случае точность наведения ракеты должна была значительно снизиться), однако такое решение было трудноосуществимо по техническим соображениям и бессмысленно — по финансовым.

Фото 20.

Усовершенствованный вариант Р-39, по своим основным характеристикам не уступающий американской ракете «Трайдент» D-5, был принят на вооружение в 1989 году. Кроме повышенной боевой живучести, модернизированная ракета обладала увеличенной зоной разведения боевых блоков, а также повышенной точностью стрельбы (использование космической навигационной системы ГЛОНАСС на активном участке полета ракеты и на участке наведения РГЧ позволило достичь точности, не меньшей, чем точность МБР РВСН шахтного базирования). В 1995 г. ТК-20 (командир капитан 1 ранга А. Богачев) выполнила ракетную стрельбу с Северного полюса.

В 1996 г. из-за нехватки средств были выведены из боевого состава ТК-12 и ТК-202, в 1997 г. - ТК-13. В то же время дополнительное финансирование ВМФ в 1999 году позволило значительно ускорить затянувшийся капитальный ремонт головного ракетоносца 941-го проекта - К-208. За десять лет, в течение которых корабль находился в Государственном центре атомного подводного судостроения, проведена замена и модернизация (в соответствии с проектом 941 У) основных комплексов вооружения. Ожидается, что в третьем квартале 2000 г. работы будут полностью завершены, и после окончания заводских и ходовых приемно-сдаточных испытаний, в начале 2001 года, обновленный атомоход вновь вступит в строй.

Фото 21.

В ноябре 1999 г. из акватории Баренцева моря с борта одной из ТАПКР 941-го проекта были выполнены стрельбы двумя ракетами РСМ-52. Интервал между пусками составил два часа. Головные части ракет с высокой точностью поразили цели на Камчатском полигоне.

По сообщениям отечественной печати, существующие планы развития стратегических ядерных сил России предусматривают проведение модернизации кораблей пр. 941 с заменой ракетного комплекса Д-19 на новый. Если это соответствует действительности, «Акулы» имеют все шансы сохраниться в строю и в 2010-х годах.

В дальнейшем возможно переоборудование части атомоходов 941-го проекта в транспортные атомные подводные лодки (ТАПЛ), предназначенные для перевозок грузов по трансполярным и кроссполярным подледным маршрутам, кратчайшим путем связывающим Европу, Северную Америку и страны АТР. Встроенный вместо ракетного отсека грузовой отсек будет способен принимать до 10.000 т груза.

Фото 22.

По состоянию на 2013 год из 6 построенных при СССР кораблей 3 корабля проекта 941 «Акула» утилизированы, 2 корабля находятся в ожидании на утилизацию, и один модернизирован по проекту 941УМ.

В связи с хроническим отсутствием финансирования, в 1990-е годы планировался вывод из строя всех единиц, однако, с появлением финансовых возможностей и пересмотром военной доктрины оставшиеся корабли (ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь») прошли поддерживающий ремонт в 1999-2002 годах. ТК-208 «Дмитрий Донской» прошёл капитальный ремонт и модернизацию по проекту 941УМ в 1990-2002 годах и с декабря 2003 года используется в рамках программы испытаний новейшей российской БРПЛ «Булава». При испытании «Булавы» было принято решение отказаться от ранее используемой процедуры испытаний.
18-я дивизия подводных лодок, в которую входили все «Акулы», была сокращена. По состоянию на февраль 2008 года в её состав входили, находящиеся в резерве после выработки рабочего ресурса ракет «главного калибра», ТК-17 «Архангельск» (последнее боевое дежурство - с октября 2004 года по январь 2005 года) и ТК-20 «Северсталь» (последнее боевое дежурство - 2002 год), а также переоборудованный под « Булаву» К-208 «Дмитрий Донской». ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь» более трёх лет находились в ожидании решения на утилизацию или перевооружение на новые БРПЛ, пока в августе 2007 года главком ВМФ адмирал флота В. В. Масорин не сообщил, что до 2015 года не предусматривается модернизация АПЛ «Акула» под ракетный комплекс «Булава-М».

Рассматривается вариант переоборудования их для размещения крылатых ракет по аналогии с перевооружением ВМС США подводных лодок типа «Огайо». 28 сентября 2011 года было опубликовано заявление Министерства обороны Российской Федерации, в соответствии с которым, «Тайфуны», как не укладывающиеся в договорные лимиты СНВ-3 и избыточно дорогие в сравнении с новыми ракетоносцами класса «Борей», планируется списать и разделать на металл до 2014 года. Варианты переоборудования трёх оставшихся кораблей в транспортные подлодки по проекту ЦКБМТ «Рубин» или подлодки-арсеналы крылатых ракет отвергнуты по причине чрезмерной дороговизны работ и эксплуатации.

На совещании в Северодвинске вице-премьер России Дмитрий Рогозин сообщил что Россия решила временно отказаться от утилизации стратегических АПЛ третьего поколения, находящихся сейчас на вооружении ВМФ. В результате срок годности лодок продлится до 30-35 лет вместо нынешних 25. Модернизация затронет стратегические АПЛ типа «Акула», где каждые 7 лет будет меняться электронная начинка и вооружение.

В феврале 2012 года в СМИ появилась информация, что основное вооружение АПЛ типа «Акула», ракеты РСМ-52, были утилизированы не полностью, и до 2020 года возможен ввод в строй лодок «Северсталь» и «Архангельск» со стандартным вооружением на борту.

В марте 2012 года появилась информация из источников министерства обороны РФ, что стратегические атомные подводные лодки проекта 941 «Акула» не будут модернизировать по финансовым соображениям. По словам источника, глубокая модернизация одной «Акулы» сопоставима по стоимости со строительством двух новых подводных лодок проекта 955 «Борей». Подводные крейсера ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь» не будут модернизироваться в свете недавно принятого решения, ТК-208 «Дмитрий Донской» продолжит применяться в качестве испытательной платформы для систем вооружения и гидроакустических комплексов до 2019 года.

Фото 24.

Интересные факты:

  • Впервые размещение ракетных шахт впереди рубки осуществлено на лодках проекта «Акула»
  • За освоение уникального корабля звание Героя Советского союза было присвоено Командиру первого ракетного крейсера капитану 1 ранга А. В. Ольховникову в 1984 году
  • Корабли проекта «Акула» занесены в книгу рекордов Гинеса
  • Кресло командира в центральном посту находится в неприкосновенности, исключения нет ни для кого, ни для командиров дивизии, флота или флотилии и даже министра обороны. Нарушивший эту традицию в 1993 году П. Грачев во время посещения «Акулы» был награжден неприязнью подводников.

Фото 25.

Фото 26.

Фото 27.

Фото 28.

Фото 30.

Фото 31.

Фото 32.

Фото 33.

Фото 34.

А вот и . Вот тут несколько спорное звание и Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Плавать под водой, как рыба, человек мечтал издревле. О чём свидетельствует хотя бы древнегерманская легенда – «Салман и Моролф», написанная еще в 1190 году. А эпосы не появляются на пустом месте. Герой легенды прятался от вражеских галер на дне моря в кожаной лодке. Не превращался в рыбу, не получал чудесную способность дышать под водой, как в некоторых сказках. Это была уже попытка технического решения проблемы.

Первым воплотил эту идею гениальный голландский физик Корнелиус Дреббель в 1620 году, живший при дворе английского короля Якова I. Его подводные лодки катали английскую знать по дну Темзы. Это был аттракцион, но именно Корнелиус Дреббель первым высказал идею военного применения подводного аппарата.

Воплощение идеи не заставило себя долго ждать. Сначала француз Дени Папен в 1691 году построил свою подводную «кастрюлю» из железа для военных целей, а затем, через 29 лет, и русский изобретатель Ефим Никонов представил на суд сначала Петра I, а затем и императрицы Екатерины I свои «потаенные судна». Дальше у подводных лодок появляется гребной винт и перископ, а в 1863 году на свою подлодку Иван Федорович Александровский поставил пневмодвигатели, которыми заменил мускульную силу гребцов, и продуваемые воздухом балластные емкости.

С тех времен ПЛ несколько раз поменяли силовую установку, изменились материалы и размеры корпуса, РВ, максимальная ГП и скорость подводного судна. Но принципиально концепция Александровского, как лампочка, остается прообразом всех современных субмарин. А они поражают воображение своим разнообразием, размерами, боевой мощью и техническим совершенством.

Представляем на ваш суд десятку самых больших и могучих подводных судов военного назначения.

На десятом месте советская атомная подводная лодка «Навага» (проект 667, по НАТО-вской классификации Yankee-I class). Спроектирована в 1962 году в ОКБ-18 (ЦКБМТ «Рубин»). В конце 1967-го, после всех положенных испытаний первая подводная лодка этого проекта К-137 поступила на Северный флот. Всего было введено в эксплуатацию 34 судна этого проекта, учитывая все модификации, последнее спущено на воду в 1972 году. Габариты судна 132х11,6 м.

Самая современная французская АПЛ. С 1994 по 2010 год в строй было изготовлено 4 субмарины этого класса. Размеры судна 138х12,5 м – весомая заявка на 9 место. Лодка сменила стратегические ракетоносцы ВМФ Франции тип «Редутабль», переставших отвечать современным требованиям. Хороший получился кораблик – скрытный, быстрый, хорошо вооруженный.

Было бы удивительно, если бы в ТОПе не нашлось ни одной китайской подлодки. КНР серьезно взялась модернизировать подводный сектор военно-морского флота Народной освободительной армии. Восьмая в нашем списке китайская стратегическая атомная подводная лодка «Тип 094», в каталогах НАТО – Jin.

Название понятное, если знать историю их обнаружения нашим вероятным противником. Сначала в 2006 году этот подводный крейсер был обнаружен на спутниковых снимках китайской военно-морской базы Xiaopingdao.

Лодка поразила американцев своими размерами: 140х11,2 м и неожиданностью появления – разведка не заметила.

На следующий год на верфях Бохай были обнаружены еще две – в непонятной готовности. То ли в процессе испытания, то ли еще строящиеся.

Дальше Китай стал вводить в строй тип 094 с пулеметной скоростью: три – в 2013, четыре – в 2015, а к 2020 могут встать в строй еще семь стратегических подлодок. А ведь до этого у КНР была единственная подлодка с атомной силовой установкой и Тоннажм в скромные 8 000 т (тип 092 – Xia).

Крупнейшая атомная подводная лодка стратегического класса английских Королевских военно-морских сил с размерами 149,9х12,8 м занимает седьмую позицию в параде крупнейших субмарин мира. Этот класс представлен четырьмя судами: Vanguard (Авангардный) , Victorious (Победоносный) , Vigilant (Бдительный) и Vengeance (Отмщение). Все они были введены в строй с 1986 по 1999 годы в рамках ядерной программы Trident. Суть которой заключалась в замене ядерного оружия и средств его доставки Соединенным Королевством.

Были у англичан очень опасные и ненадежные ядерные бомбы WE 177, которые в рамках этой программы заменили на американские баллистические ракеты Trident II D-5 с термоядерными боеголовками. Под эти ракеты «Венгарды» и были построены. Когда-то Великобритания имела самый большой и мощный военный флот в мире, сейчас различные ТОПы в Интернете ставят его на 4-5 место. Что с десятью подводными лодками в строю, мягко говоря, вызывает сомнение. Но вернемся к нашей ПЛАРБ, которая сменила Resolution-class (Разрушение) и готовится уступить место классу Dreadnought (Дредноут класс) ориентировочно к 2028 г.

Следующие три лодки – вариации одного проекта советских стратегических атомных подводных лодок под № 667, получившие в НАТО общее название Delta (I, II, III и IV). 55 самых могучих на тот момент ПЛАРБ было построено с 1972 по 1990 годы, что обеспечило СССР подавляющее преимущество над блоком НАТО.

Необходимость замены предшественника – АПЛ «Мурена» (Delta II), возникла с появлением новой модификации ракет морского базирования Р-29Р. В 1972 году ЦКБМТ «Рубин» приступил к созданию РПКСН проекта 667БДР, а уже в 1975 г. со стапелей сошла первая субмарина нового класса – К424. Приличный размер для АПЛ – 155х11,7 м обеспечивает ей шестое место в ТОПе. Советский Союз строил быстро.

Особенностью этого подводного крейсера была возможность одновременного, залпового, выстрела всего боекомплекта ракет.

А это, на минутку, баллистические ракеты с разделяющимися боеголовками (от 3 до 7) в количестве 16 штук! Всего было построено 14 таких подлодок, из них в строю осталось лишь четыре. Большинство было утилизировано с 1995 по 2003 год в результате нашего добровольного разоружения.

Сначала атомная АПЛ проекта 667 «Мурена» сменила на посту «Навагу», а в скором времени появилась её модификация – «Мурена М». Отличалась она от своей «старшей сестры» более длинным корпусом и количеством ракет Р29 – их стало 16 вместо 12-ти. Для чего и был удлинен корпус. Теперь он стал 155 м при ширине все тех же 11,7 м.

Всего таких подводных судов было построено четыре – все в 1975 году, они благополучно скончались в рамках советско-американского договора о сокращении стратегических вооружений в 1999 году. Это была стратегическая победа США.

Ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Дельфин» (по документации пр. 667БДРМ) – последний представитель АПЛ второго поколения. После ремонта и модификации, всех «Дельфинов» уже можно смело отнести к 3 поколению. По счастливому стечению обстоятельств, миновав судьбу Дельт 1-3, все семь лодок благополучно пережили эру тотального сокращения подводного флота России.

Все они сегодня в строю и являются базовыми представителями подводной составляющей ядерной триады нашей страны.

Все «Дельфины» числятся в составе Северного флота ВМФ РФ – несут дежурство по охране морских коммуникаций Северного морского пути, совершают дальние морские походы, участвуют в учениях. Даже запускают спутники в космос – с помощью ракеты «Штиль-1». Габариты этого крейсера 167,4х11,7 метров.

Представляем подиум хит-парада подводных лодок. Это настоящие левиафаны! По своим габаритам они уступают разве что авианосцам. Размер футбольного поля 108х70 метров – тройка лидеров почти вдвое длиннее. И эта махина способна скрытно доставить в любую точку мира боезаряд, способный уничтожить половину континента, например, Европы.

18 АПЛ класса «Огайо» — основа стратегического подводного флота США. Четырнадцать из них несут на борту баллистические ракеты «Trident II D5» (SSBN), а четыре адаптированы под крылатые ракеты (SSGN). Размеры американской подлодки впечатляют: 170х13 метров, что и обеспечило ей третье место.

«Огайо» — самые дорогие в мире подводные лодки, средняя стоимость постройки одного судна составляет боле полутора миллиардов долларов. Хотя «Огайо» относятся лишь к третьему поколению подводных судов, их огневая мощь превосходит все существующие подлодки.

Кроме мощного вооружения американская лодка обладает отличными ходовыми качествами, продвинутым электронным оборудованием.

Все это делает её одной из самых опасных подводных лодок в любой точке океана. Ну, разве, кроме самых высоких широт – в Арктике и Антарктиде. Там американцы плавать не любят, не умеют и особо не светятся.

Вице-чемпион нашего ТОПа – российский РПКСН 4-го поколения «Борей». Задумывался он еще во времена Советского Союза, когда просторы мирового океана только осваивали подводные суда третьего поколения. По заданию партии и правительства (это такая официальная формулировка была, когда военные как следует напугают Политбюро ЦК КПСС и выбьют средства на очередной виток гонки вооружения) в 1978 г. началась работа над проектом АПЛ нового, четвертого, поколения.

Головной корабль «Юрий Долгорукий» заложен был, однако, лишь после развала СССР – в 1996 году. Строили уже не так быстро, а, откровенно говоря, просто из рук вон долго, и на воду «Долгорукий» встал через 12 лет после закладки. Это еще нужно учесть, что в строительстве были использованы готовые модули от недостроенных подлодок 3 поколения «Щука-Б» и «Антей».

По поводу преимуществ РПКСН 4 поколения перед предыдущим, именно у проекта «Борей», сказать что-либо трудно. Известно, что они более малошумные, чем «Щуки» и у них твердотопливные ракеты. Ни скоростью, ни глубоководностью или сроком автономности «Борей» не блещет. Впечатляют лишь габариты 170х13,7 м, а водоизмещение в 24 000 т обеспечило «Борею» второе место в мире подводных левиафанов. Возможно, не все советские задумки воплотили российские кораблестроители.

Бесспорный лидер – тяжелый РПКСН «Акула», вершина мирового кораблестроения.

Она не просто безоговорочно самая огромная – 173х23 м, она еще и самая безопасная и комфортная военная подводная лодка в мире! Внутри легкого корпуса у «Акулы» находится 5 так называемых прочных корпусов: правый и левый — главные, центральный — с командирской рубкой, а также еще два небольших на носу и на корме. По центру ТРПКСН, расположены ПУ ракет – в свободном пространстве между легким корпусом и главными прочными корпусами.

Рядом с центральной рубкой, над главными прочными корпусами, располагаются две отделяемые спасательные камеры, вмещающие весь экипаж подлодки. Сразу вспомнился «Курск» — наличие у него такой опции исключило бы трагедию. По комфортабельности условий для экипажа «Акула» получила прозвище «плавучий Хилтон», и это не преувеличение. Внимание, описывается боевой подводный корабль, а не круизный лайнер, но в нем:

  • комфортабельный салон для отдыха экипажа;
  • оборудованный спортзал;
  • настоящий бассейн 4×2 х2 м;
  • аристократический солярий;
  • сауна, облицованная массивом дуба;
  • небольшой, но очень милый «живой уголок»;
  • 2-х и 4-х местные офицерские каюты, оборудованные санузлами, с телевизорами и кондиционерами;
  • две кают-компании: офицерская и для рядового состава.

Первый левиафан под обозначениемТК-208, был введен в состав советского ВМФ в 1981 г., последний, шестой, – в 1989. Первоначально их намеревались построить семь, но последний заложить не успели – СССР развалился, и наши американские друзья начали весело и планомерно разоружать Россию. Ибо не от кого.

Россию, как и весь остальной мир, в НАТО обещали защитить самостоятельно. Три «Акулы» порезали на металлолом, две – законсервировали, так как боекомплект для них сократили по ОСВ-2. В качестве иллюстрации к сказанному: цена утилизации (разрезки на металлолом) одного крейсера составляет более $10 000 000, из которых лишь $2 млн оплатила Россия, остальные средства предоставили американцы и канадцы. И в качестве компенсации потери наших АПЛ, американцы продлили срок службы своих (Огайо) до 2036 года.

Первый, и оставшийся единственным, представитель класса «Акул» ТРПКСН «Дмитрий Донской» поражает современников своими размерами и мощью на морских парадах.

Loading...Loading...