Как прошел в лагере конкурс богатырей. Сценарий классного часа "богатыри земли русской". Русский танец в исполнении девочек

МБОУ г. Мценска «Средняя школа №8»

«Богатырские забавы»

(Игровая программа для обучающихся начальной школы)

Классный руководитель: Комарова Надежда Викторовна

Цели : 1. Приобщение детей к истории России;

2. Расширение знание детей о русских богатырях, Баяне;

3. Сплочение детского коллектива.

Оборудование: костюмы для трех богатырей, костюм Баяна, гусли, 3 табуретки, подковы из пластиковых бутылок, лошадки: голова лошади на спортивной палке, воздушные шарики, дротики от дартса, камень на перепутье из коробки, обручи.

Вед. Велика Русская земля. Широки ее просторы, богаты ее недры и леса. Но Русская земля известна не только богатствами. Своим трудом, своими подвигами ее прославляют и люди. В том числе – воины-победители. Самой громкой славы достойны былинные богатыри, первые защитники Руси.

Нынешним воинам есть чему поучиться у прежних богатырей. Их сила духа, мужество, самоотверженность, смелость помогали одерживать победы, много разных подвигов на счету богатырском. Не должна меркнуть слава русского воинства да идти на убыль удаль молодецкая!

Вот почему. Отмечая сегодня День защитника Отечества, мы посвящаем наш праздник богатырям, отстоявшим землю Русскую от врагов, от всякой нечисти.

Ждет нас необычное торжество: звуки волшебных гуслей перенесут нас в далекое прошлое, Баян – певец седой, немало повидавший на своем веку, - расскажет нам о силе и славе младых русичей, первых богатырей, легенды о добрых делах и подвигах, от которых до сих пор носит буйный ветер по степям и полям земли нашей.

(Под гусельный перезвон появляется Баян-сказитель)

Баян . В старину стародавнюю в селе Карачарове, что под Муромом, у крестьянина Ивана Тимофеевича и жены его Ефросиньи Яковлевны родился сынок Илюшенька. Любили и жалели его родители. Да и как не жалеть? Лежит Илья на печи, ни рукой, ни ногой пошевелить не может. Только слушать он может, как люди плачут из-за того, что нападают на Русскую землю враги, не дают мирному крестьянину хлеб растить, сиротят детей, уводят в плен красных девиц. Слушает Илья и горюет, что не может вступиться за родную землю, защитить людей.

Так прошло тридцать и еще три года. А потом чудо случилось: пришли в Карачарово нищие странники и вернули они Илье здоровье и наделили его великой силушкой богатырской.

(Звучит «Богатырская наша сила» и входит Илья Муромец)

Баян. С тех пор стал Илья Муромец первым по старшенству и силе богатырем. С честью нес он на своих могучих плечах звание первого богатыря. Много зим и лет стоял он за Русь, сражаясь с ее супостатами-ворогами. Обидчикам спуску не давал, и при этом никогда не похвалялся он силой своей.

Илья Муромец . И было у меня два товарища, с которыми мы вместе бились за Русь-матушку. Помните, как их зовут?

Илья Муромец . Баян, расскажи о их.

Баян. А второй богатырь был Добрынюшка, сын Никитьевич. Рано он лишился

отца своего, и воспитала его матушка Мамелфа Тимофеевна, вдова, что жила под Киевом. Хорошее образование получил Добрыня, умел на гуслях играть. Много славных подвигов он совершил, а Баян. А второй русский богатырь был Добрынюшка, сын Никитьевич. Рано он лишился главный из них – победа над Змеем Горынычем – заклятым врагом русских людей, душегубом девушек красных.

(Звучит «Богатырская наша сила» Входит Добрыня Никитич).

Добрыня Никитич . Не хватает рядом с нами меньшого нашего товарища. Поведай, Баян, и о нем.

Баян . А самым младшеньким на богатырской заставе был Алешенька, родом из Ростова Великого города, сынок попа соборного Левонтия, потому и прозванный Поповичем. Не было в нем столько силушки богатырской, как в старших братьях. Зато сметливостью да ухваткой своей славился он. Хитростью и находчивостью побеждал Алеша врагов и злодеев. А вместе верой и правдой защищал богатыри Русь Великую.

(Звучит «Богатырская наша сила», Входит Алеша Попович).

Илья Муромец . Вот мы и собрались опять вместе, как в прежние времена! Покажем нашу силушку богатырскую, проверим, какая смена нам подросла и живет ли еще в мальчишках дух богатырский да удаль молодецкая.

Вед . У нас пять дружин. Обычно ратный путь богатыря начинается с развилки трех дорог, на которой стоит камень-указатель.

Как в старой доброй сказке,

У трех больших дорог

Есть камень-подсказка, вроде указки,

И многих тот камень спас, уберег.

Давайте подойдем поближе и посмотрим, что написано на камне, с которого начинается путь наших богатырских дружин.

Коль ехать направо-

Богатство и слава,

Коль ехать налево-

Погибнет конь смелый.

А прямо помчишься –

С врагом сразишься,

Себя испытаешь

И друга узнаешь.

Согласны вы, русские дружинники, себя испытать? Да? Тогда к первому заданию.

Богатырская разминка.

Вопросы для 1 дружины.

1.Каких русских богатырей вы знаете?

2. С кем пришлось сражаться Илье Муромцу? (С Соловьем –разбойником с Идолищем поганым, с Калином-царем)

Вопросы для 2 дружины.

    Как называется головной убор богатыря? (Шлем)

    Как называется тяжелый панцирь, сплетенный из металлических колец? (Кольчуга).

Вопросы для 3 дружины.

    Это оружие оборонительного назначения. При сражении воин прикрывает им свое тело. (Щит).

    Оружие для удара непосредственно по противнику. Оно состоит из рукоятки и тяжелой круглой ударной части. (Булава).

Вопросы для 4 дружины.

    У одного из русских богатырей была дочка, которая тоже выросла смелой да удалой. Недаром смогла она собственного мужа спасти от гнева князя Владимира. Как ее звали и каким образом она смогла перехитрить князя? (Василиса Микулишна, дочь Микулы Селяновича. Спасла Ставра Годиновича, нарядившись в платье мужское татарское и представилась послом Золотой Орды).

    При создании какого головного убора ХХ века за основу был взят богатырский шлем? (Буденовка).

Вопросы для 5 дружины.

    Это колющее оружие на длинном древке. Из-за длинной рукоятки обычно поединок воинов «один на один» начинается с использования этого оружия. (Копье. Пика).

    Чтобы орудовать Тим рубящим холодным оружием, надо иметь немалую силу. Оно состоит из клинка и рукоятки. Часто, в древности, в рукоятку воины засыпали горсть родной земли или клали мощи святых, отсюда пошел обычай целовать оружие перед боем – считалось, что прикосновение к нему дает особый оберег его владельцу. (Меч).

Итоги разминки.

Подкова для коня.

Алеша Попович. У каждого русского богатыря был надежный друг, боевой товарищ – верный конь. Вам надо подковать коня. Его заменит перевернутая табуретка. Каждую ножку нужно «подковать» - набросить кольцо.

Итоги конкурса.

Скачки с препятствиями.

Теперь, когда каждый богатырь подковал своего верного коня, можно устроить настоящие скачки. Надо проехать на своем коне и предать его товарищу.

Итоги конкурса.

Сражение с чудовищем.

На этом этапе будем сражаться с заклятым врагом – многоголовым Змеем Горынычем. Каждый богатырь специальными копьем должен сразить одну из голов.

Итоги конкурса.

«Размахнись. Рука..»

В этом состязании дружинники будут показывать мастерство владения палицей – старинным оружием, которое представляло собой тяжелую боевую дубинку или орудие для метания с утолщенным концом.

Современные палицы, наоборот, очень легкие. Вам надо размахнуться и как можно дальше бросить. У кого самый дальний командный бросок, тот и выиграл.

Итоги конкурса.

Один в поле не воин.

Надо забросить воздушный шар в кольцо своего капитана. Капитан держит обруч.

Итоги конкурса.

Головой качают деды:

Нету, знать богатырей!

Ну а громкие победы

В спорте славных сыновей?!

Нет, не верь наветам ты.

Илья Муромец . Живы, живы…

Алеша Попович. Живы, живы…

Добрыня Никитич. Богатырские черты!

Хоть мы еще мальчишки,

Но мы – богатыри.

В боях набиты шишки,

Большие «фонари».

Пусть ноют наши раны,

Но в бой за честь двора

Мы двинемся упрямо,

Когда поймем: пора!

Вот и закончился наш сказ о защитниках народных, богатырях русских.

Использованная литература:

1.Е.И. Ромашкова. Веселые праздники для малышей. – М., АСТ-ПРЕСС

Сценарий «Богатыри земли русской»

Тема защиты Отечества волнует многие поколения. Хочется верить, что и вы вырастите неравнодушными к своей истории, будете знать своих героев.
У каждого народа есть свои заветные имена, которые никогда не забываются. Чем дальше - тем ярче и светлее становится в памяти потомков светлый образ народных героев. Они, как звёзды на небосклоне, освещают исторический путь нашего народа, являя собой образец жертвенного служения своему Отечеству.

- Ребята, как называется наша Родина? (Россия, РФ)

В древности наше государство называлось Киевская Русь или просто Русь. И жили в ней русы – люди о которых слагали легенды.

Для того, чтобы узнать на какую тему мы сегодня с вами будем беседовать нужно отгадать загадку:


Силен, как вольный ветер, Могуч, как ураган Он защищает землю От злобных басурман!

Он силой доброю богат, Он защищает стольный град. Спасает бедных и детей,

И стариков, и матерей!

Кто это?
Дети: это богатырь.

Сегодня мы поговорим о Богатырях русских. Тема нашего классного часа «Богатыри Земли русской»

Какова Цель нашего классного часа?

Расширить знания о защитниках земли русской

Какие задачи вы перед собой сегодня поставите?(узнать о богатырях и их подвигах) Чем славится богатырь? (Своим подвигом)

Какие ассоциации возникают у вас со словом «богатырь»? (сильный, смелый, бесстрашный, защитник, заступник, справедливый воин силач …)

А как трактует значение этого слова толковый словарь?

Обратимся к словарю Сергея Ивановича Ожегова. (Слайд 4)

Богатырь 1) герой русских былин, совершающий воинские подвиги во имя Родины.

2) человек безмерной силы, стойкости, отваги.

Русский художник - Виктор Михайлович Васнецов, (Слайд 12) изобразил на своей знаменитой картине портреты самых известных богатырей. (Слайд 13)

Как вы думаете, как называется эта картина? Картина так и называется "Богатыри".

(демонстрируется репродукция картины В.М. Васнецова "Богатыри")

Что вам помогло догадаться, что название картины "Богатыри"?

Над картиной "Богатыри" Васнецов работал около 20 лет.

На фоне безбрежной степи художник изобразил трех богатырей, стоящих на страже границ.

Назовите, какие богатыри на ней изображены? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович)

Где тут самый старший богатырь?(это Илья Муромец)

А где самый молодой богатырь?(Алеша Попович)

Чем заняты богатыри? (Все трое зорко всматриваются в даль; не грозит ли русской земле беда.)

Они готовы встать на защиту Родины. За ними вся русская земля - ее поля, леса, реки.

А как богатыри защищали нашу Родину? Илья Муромец – одержал победу над соловьём разбойником, Алёша Попович одержал победу над Тугарином змеем. Кто может рассказать о тугарине змее? это половецкий хан Тугоркан из династии Шураканидов. Шарукан у половцев означало как раз " змея ". Добрыня Никитич защищал от монголо- татарского иго.

    Откуда был родом богатырь Илья?


(Из Мурома, из села Карачарова)

    Откуда родом был Алеша Попович (из Ростова)


3. Назовите имя богатыря, который грамоте не учился, за книги не садился, а учился с малых лет копьём владеть, из лука стрелять, богатырских коней укрощать. Врагов он часто побеждает не силой, а военной хитростью: притворяется глухим и заставляет противника подойти поближе, под каким-нибудь предлогом вынуждает врага обернуться и т.п.. (Алеша Попович)


4.Назовите имя богатыря, который в тяжкой битве победил Змея Огненного, освободил из полону много людей и среди них племянницу князя Владимира Забаву Путятичну. (Добрыня Никитич)

5. О каком богатыре идёт речь? Он человек уверенной силы, опыта и житейской мудрости. Память о нём, народная любовь к нему сохранилась до сих пор. Ему воздвигнуты памятники. Его именем называют военную технику (Илья Муромец)

Как называются народные песни, в которых прославляются подвиги богатырей? (былины)

Издавна любили на Руси в долгие зимние вечера или непогоду собираться вместе. Плели сети, чинили рыболовные снасти, мастерили разную домашнюю утварь, а сказитель (исполнитель народных былин) нараспев сказывал былину.

- А что же такое «былина»?

Давайте Обратимся к словарю . (Слайд 7)

Былина – русская народная эпическая песня о богатырях.

(русское народное песенное сказание)

Слово «былина» - происходит от слова «быль», то есть то, что ты было на самом деле. Они создавались для исполнения на праздниках, на пирах. Исполняли их особые люди – сказители, которые по памяти рассказывали былины нараспев и аккомпанировали себе на гуслях.

Давайте послушаем игру на гуслях.

Кто может рассказать былину об Илье Муромце, в которой говорится о том, что Илья 33 года не мог вставать?

Его ноги были парализованы. Но однажды в дом пришли странники. Они так просили больного принести им воды, что Илья не выдержал и попытался встать. Ему это удалось, он принес воды, но странники велели ему пить самому. Он выпил воды, исцелился и приобрел огромную силу. Странники рассказали Илье, где найти богатырского коня и доспехи и отправили Илью к князю Владимиру. По дороге русский богатырь совершил подвиг, защитив город Чернигов от кочевников.

- Каждый может стать богатырем. Что для этого необходимо . (Ученики отвечают смелость, сила, смышленность и находчивость.)

Когда богатыри собирались все вместе, они становились такими сильными, что победить их было невозможно. Об этом и пословицы говорят. Я вам сейчас предлагаю померится силами в знании военных пословиц. Я буду называть начало пословицы, а вы должны её продолжить.

Не родом богатырь славен, …………. а подвигом.

Лучше того дела нет, …………. чем родную землю от врагов защищать.

Смелому горох хлебать, ……… а несмелому и щей не видать.

1.Наша армия не одна, а с нею вся (страна).

2.Бой не каравай - рта (не разевай).

3.В бою нужна смекалка, отвага и (закалка).

4.Большая заслуга – выручить в бою (друга).

5.Сам погибай, а товарища (выручай).

6.Чем крепче дружба - тем легче (служба).

7.Паникёр и трус – как на плоту лишний (груз).

8.В разведку ходи – да лучше (гляди).

- В жизни каждого есть место подвигу. В наше время на земле русской есть ли Богатыри?

(Ребята отвечают) ДА. Охарактеризуйте людей, которые в наше время являются богатырями – это люди разных профессий, которые охраняют нашу землю, делают её богаче, а также отдают свои жизни для спасения других, защищают её от врага? Кого вы можете назвать богатырями нашей земли? (танкисты моряки, подводники, пехотинцы, пограничники, дисантники, лётчики, ракетчики)(пятилетняя девочка из Воронежской обл, которая при пожаре спасла своих братьев и сестер была награждена медалью «За отвагу при пожаре»

Лётчика Олега Пешкова, который погиб в Сирии во время выполнения боевого задания. Погибшему пилоту Олегу Пешкову посмертно присвоено звание Героя РФ.

Александра Позынич, который был убит во время спасательной операции. Он был награжден орденом мужества.

Этой же награды удостоен выживший штурман бомбардировщик Константин Мурахтин. )

И сегодня на классном часе, мы вспомним, каких героев - защитников земли русской вы знаете, а о ком - то расскажем вам что - то новое. Ребята нашего класса приготовили доклады о некоторых героях -защитниках. Вы должны внимательно слушать докладчиков, так как впереди у на будет работа по группам и эта информация может вам пригодится

II. Рассказ об Александре Невском. _______
- "Не в силе Бог, а в правде". Эти слова святого князя Александра, сказанные перед битвой на Неве, стали символом всех ратных подвигов нашего народа. После этой победы над шведами благоверный князь получил прозвище Невский. Бесстрашный воин, искусный дипломат, прозорливый государственный деятель - все эти дарования Господь соединил в личности князя Александра Невского. "Солнце земли Русской…" - так называл князя его современник митрополит Кирилл. Таковым остался он в памяти народной от лет древних до наших дней. Вы, конечно, слышали, что в конце прошлого года в телевизионном проекте "Имя России" всенародным голосованием таковым именем назван князь Александр Невский.
Послушайте рассказ о нём.

Рассказ об Александре Суворове. ______
- Благодарные потомки вот уже несколько столетий вспоминают имя
Александра Васильевича Суворова . Блестящий полководец, бесстрашно воевал с турками и французами. Его воспитанниками были не менее известные полководцы - защитники нашего Отечества: Кутузов, Багратион, Раевский.
Послушайте небольшой рассказ об
Александре Васильевиче Суворове .

* Выступление учащегося 6 класса.

VI. Рассказ о М. И. Кутузове. ________________________________________
- Хочу проверить, вы внимательно слушаете. О каком не менее известном и великом полководце - ученике А. В. Суворова, я уже упоминала? (О Кутузове)
Это российский полководец и дипломат. С военных лет он отличался военными и дипломатическими достоинствами.

Послушайте рассказ об Михаиле Илларионовиче Кутузове.

VII. Рассказ о К. Г. Жукове. ______________
- А сейчас вопрос на засыпку. За выдающиеся заслуги в нашей стране до 1991 года присваивалось высокое звание Героя Советского Союза. Какому единственному человеку в нашей стране звание Героя Советского Союза было присвоено четыре раза?

(Маршалу Георгию Константиновичу Жукову.

И за какие заслуги?

Первое звание он получил за окружение и разгром крупной группировки японских войск в районе реки Халхин - Гол в 1939 г.; второе - за успешно проведённую летом 1944 г. стратегическую операцию "Багратион", в ходе которой от фашистской оккупации была освобождена Белоруссия; третье - за Берлинскую наступательную операцию в апреле - мае 1945 г., по завершении которой была разгромлена крупнейшая группировка гитлеровских войск и взят Берлин. В 1956 г. за большую организационную работу в Вооружённых Силах СССР на посту министра обороны страны Г. К. Жуков был награждён четвёртой Золотой Звездой Героя Советского Сою-за.)

Послушайте рассказ о детстве Георгия Константиновича.

* Выступление учащегося 6 класса.

Спасибо нашим докладчикам. Они поделились с нами очень интересной и полезной информацией. А сейчас я вас попрошу разделиться на 2 группы. Каждая группа получит свою карточку с вопросами. Вы должны совместно выполнить это задание, после чего мы вместе со всеми выслушаем ваши ответы.

Заключение:

Давайте, подведём итоги нашего классного часа. Имена каких великих людей – защитников нашей земли русской, сегодня мы вспомнили?
(Ответы детей: Александр Невский, А. В. Суворов, М. И. Кутузов, Г. К. Жуков; полководцы Багратион, Раевский; русские богатыри; защитники Москвы)


- Обо всех ли героях-богатырях мы поговорили сегодня? Конечно, нет. Их тысячи. И каждый из вас может стать героем, богатырем. Как говорится, Богатырями не рождаются, Богатырями становятся. И происходит у всех по-разному )
Что необходимо сделать, что бы стать героем, богатырем.
(оберегать и защищать простых людей, защищать собственную землю)

Ученики делают вывод, что богатырь, герой никогда не предаст Родину.

Что вы узнали нового СЕГОДНЯ?об истории нашей родины и о её первых защитниках, о героях нашего отечества, о былине об Илье Муромце

Что вам больше запомнилось?

(Героические подвиги богатырей, и подвиги героев отечества)

Готовы ли вы стать на защиту нашей страны, если это будет необходимо? (поднимите руки)

Мы Отчизне верно служим

- Ты - один из сыновей.

Так расти, чтоб ты был нужен,

Дорог Родине своей.

Ничего нет лучше, краше

Милой Родины твоей!

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней.

Вспоминай их добрым словом-

Слава им, борцам суровым,

Слава нашей стороне!

Слава нашей старине!

Спасибо за работу. Занятие окончено.

Валентин Иванович ДикУль (род. 1947) - выдающийся атлет нашего времени. Он выполнял на арене цирка два неповторимых силовых номера: удерживал на своем теле металлическую «пирамиду» весом в одну тонну, а на спине - автомобиль «Волга» (при этом нагрузка составляла 1570 килограммов). Уникальность этих номеров еще и в том, что выполнял их атлет после травмы позвоночника. Почти семь лет он не мог двигаться. С помощью тренажеров собственной конструкции сумел восстановить прежнюю форму. Сейчас В. И. Дикуль возглавляет Центр реабилитации больных со спинномозговой травмой и последствиями церебрального паралича.

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Цель: пропаганда здорового образа жизни

Задачи:
побуждение к изучению былин;
развитие у детей любознательности, смекалки, ловкости;
расширение кругозора;
формирование чувства гордости за историю страны.

Формы организации деятельности детей:
игровое занятие-соревнование (спортивные, интеллектуальные, творческие)

Ход мероприятия:
Игровая программа проходит в актовом зале (или спортивном зале). Мальчики каждого класса соревнуются между собой в различных конкурсах. Каждый этап оценивается жюри. По итогам выбираются победители программы

Имена ведущих: Василиса Никулична и Афросинья Всеславьевна

Отбивка из «Валенок» Пелагеи – выходят ведущие – 2 девушки в русских народных сарафанах. Читают под «Прялицу»

1: А и гой-еси, добры молодцы да красны девицы.

2: Мы расскажем вам про дела старые
Да про старые, про бывалые,
Да про битвы, про сражения.
Да про подвиги богатырские.

1: Как во стольном городе Кирове
Да в гимназии славной сорок шестой
Собралося войско дружное
Богатырской силушкой помериться

2: А и сильные, могучие богатыри
В славной гимназии
Не одолеть врагам сию гридницу
Не затмить им солнце наше красное
Век стоит она – не шатается
И века простоит – не шолохнется

1: А пора пригласить наших молодцев
Богатырей великих да дородных
А если говорить языцем басурманским, нам неведомым…

2: Короче… То есть будем кратки.

(под музыку «Цветы» - «Богатырская сила» выходят команды)

1: Итак, встречайте первая команда – богатырь…… и его славная дружина (5А)

2: 5Б____________________________________________________

1: 5В____________________________________________________

2: 5Г_____________________________________________________

1: 6А_____________________________________________________

2: 6Б_____________________________________________________

1: 6В______________________________________________________

2: 7А______________________________________________________

1: 7Б______________________________________________________

(каждая команда выходят сначала на сцену, ее встречают аплодисментами, после чего команды спускаются в зал и занимают специально отведенные места)

1: Вот они – гордость наша, богатыри всесильные и всемогучие. И равным им по силе нет. Поэтому и пришли они сюда, на конкурс наш почестный меж собой потягаться да друг у дружки уму-разуму понабраться.

2: А кто кого сильнее да мудрее, будут определять княжны наши да боярыни: (представление жюри)

-_______________________________________________________

-_______________________________________________________

-_______________________________________________________

-_______________________________________________________

Конкурсы:

Подготовительный этап:

1.Выбрать коня (по скорости разных животных)

(баллы за каждого зверя в презентации)

2. Общий вес команды (примерный вес) и в соответствии с ним выбрать дубинку (1-100 пудов) – таблица для жюри (вес дубинки должен превышать ¼ веса команды, но не больше половины общего веса команды). 10 баллов начисляется тем, у кого есть попадание в этот промежуток, остальным – на усмотрение жюри)

3. Изготовить цепи для врага (за минуту у кого длиннее будет цепь из скрепок) – 5 баллов победителю, остальным 4-1

Проверка силы и мужества:

1. Надуть «грелку» до лопания (воздушный шарик) – в какой команде лопнут быстрее шарики (3 штуки), та и победила (каждая команда отдельно, по секундомеру) – макс.оценка – 5 баллов

2. Рвать газету одной рукой, вторую спрятать за спину. Не наклоняться – 2 балла победителю. Отдельным можно присудить по 1 баллу

Проверка знаний (1 балл за правильный ответ)

1) что означает слово «булатный»

Принадлежащий богатырю

Изготовленный из азиатской стали

Тяжелый, неподъемный

Красивый, с узорами

2) из представленного снаряжения богатыря выбрать понюгальце

3) Кого из представленных богатырей схоронил Илья Муромец

Святогор

Добрыня Никитич

Алеша Попович

Микула Селянинович

4) Восстановите порядок богатырей на картине Васнецова: Алеша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец (231)

5) Из представленного списка скажите, с кем не сражался Илья Муромец

Соловей-разбойник

Идолище Поганое

Поляница (женщина-богатырь)

Змей-Горыныч

Отдых богатырский.

Танец вприсядку под современную музыку. По одному участнику от команды. (5 баллов победителю, остальным 4-1)

Дело богатырское – вызволить из полона княжну Апраксию – суженую князя Владимира. По шифровке по типу «Морского боя».

(3 балла победителю)

Подсчет баллов. Награждение победителей и всех остальных команд грамотами. В подарок богатырские принципы современных богатырей.

1: Вот они, богатыри русские,
Богатыри славные да разудалые
Супостаты их ужахаются
А красны девицы им улыбаются

2: Весь народ в гимназии им славу поет
Да каждый день хвалу воздает.

Сценарий внеклассного мероприятия 1, 2, 3, 4 класс. Русские богатыри

Конкурсная программа для детей 1 —4 классов

РЕКВИЗИТ

«кольчуги»-рубахи, шлемы, пояса, мечи, щиты, копья (гимнастические палки), палицы (палки с закрепленными на конце мешками);

изображения Змея Горыныча на ватмане (два комплекта);

На заднике сцены изображения двух богатырей, сражающихся мечами. Картину венчает надпись: «Не перевелись еще богатыри на Руси».

Звучит русская народная мелодия. Выходит ведущий.

Ведущий. Испокон века у русских людей была в особом почете сила. Иностранцев их мощь буквально поражала. О самых могучих богатырях складывали былины, сказки, художники писали картины, народ сочинял песни. Ребята, а каких богатырей вы знаете?

Ответы детей: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Микула Селянинович, Никита Кожемяка, Святогор...

Ведущий. Богатыри не только побеждали вражью силу несметную, но и просто забавлялись своей силой, как бы сейчас сказали — тренировались, постоянно держали себя в форме. Они плавали, поднимали тяжести, были хорошими борцами.

Каждый школьник знает про Олимпийские игры в Древней Элладе. А были ли у русских свои состязания? Были!!! Как и греки, наши предки мерились силой, устраивали свои ристалища. А кто из вас, ребята, знает, что означает слово ристалище?

Ответы.

Ведущий . Правильно, это турнир, состязание, соревнование.

В сегодняшнем ристалище будут участвовать две команды. Справа от меня команда «Никита Кожемяка», слева — «Добрыня Никитич». В первом соревновании наши богатыри покажут свою быстроту и ловкость.

КОНКУРС «НАЗВАНИЕ КОМАНДЫ»

Участники выкладывают на скорость название своей команды из спичек. Кто быстрее справится с заданием, тот и победит.

Ведущий. Я обращаюсь к участникам и ко всему зрительному залу: во что были одеты богатыри? Какое у них было оружие? (Кольчуга, шлем, меч со щитом, лук, копье, палица).

КОНКУРС «ОДЕНЬ БОГАТЫРЯ»

Участвуют по восемь человек от каждой команды

Вся команда должна экипировать своего богатыря. Весь необходимый комплект одежды и доспехов («кольчуга»-рубаха, шлем, пояс, «копье» — гимнастическая палка, «палица» — гимнастическая палка, на конце которой прикреплен мешок, наполненный синтепоном) находятся на расстоянии 4—5 метров от команды. По сигналу ведущего первый участник, добегая до доспехов, берет один предмет костюма, например, кольчугу, возвращается в команду и одевает богатыря. Затем в игру вступает второй участник и т. д., пока богатырь не будет полностью одет. После этого он садится на коня (палка с вырезанной и прикрепленной на нее мордой лошади), «объезжает» куб и возвращается в свою дружину. Победит команда, которая выполнит задание быстрее.

Ведущий . Как известно, самым умелым пловцом среди русских богатырей был Добрыня Никитич.

И приехал он ко батюшке Днепру-реке,

И вздумал он покупатися,

И вздумал он, удалой доброй молодец, потешиться.

И стал он, серый селезень, поплавати,

И стал он, ярой гоголь, поныривати.

И в другой былине про Добрыню говорится, что он горазд был плавать по быстрым рекам: «да нырнул он от бережка ко другому». Проверим, как умеют плавать наши богатыри.

КОНКУРС «ПЕРЕПРАВА»

Участвуют по десять человек от каждой команды. Задание: добежав до стола, участник надевает шлем, берет обруч и возвращается к команде. Взяв второго участника в обруч, он «переправляет» его на другой берег и т. д.

Ведущий. Илья Муромец славился тем, что умеючи жонглировал увесистой палицей

КОНКУРС «ЖОНГЛИРОВАНИЕ ПАЛИЦЕЙ»

Участвуют по три человека от каждой команды. Участники сбивают «палицей» восемь расставленных кеглей. Для каждого участника свой вариант расстановки кеглей: клином, кругом, по прямой.

Ведущий. Часто богатырям приходилось сражаться с нечистой силой. Наибольшее количество сражений выпало на долю Ильи Муромца. Ему пришлось применить не только свою удаль, но и хитрость, чтобы одолеть всем известного Соловья-разбойника. Посмотрим, на что горазды наши богатыри.

КОНКУРС «СОЛОВЕЙ-РАЗБОЙНИК И ИЛЬЯ МУРОМЕЦ»

В роли Соловья-разбойника выступают команды Их задача — пересвистеть противника.

Ведущий. Среди всех «соловьев-разбойников» самым звонким оказался (имя, фамилия), а в другой команде имя, фамилия). Мы приглашаем их и просим занять места вот на этих «деревьях»-стульях.

Соловья-разбойника мы победили, но осталось чудище трехголовое, с которым придется богатырям помериться силушкой.

КОНКУРС «ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ»

Участвуют по восемь человек от каждой команды. Змей Горыныч нарисован на листе ватмана. Рисунок разделен на восемь частей. Участники в порядке эстафеты разбирают чудище на части и приносят трофеи в дружину. В конкурсе оценивается быстрота и слаженность команды.

Ведущий. Богатырь Микула Селянинович славился тем, что забрасывал сошку за ракитов куст, а во владении копьем не было ему равных.

КОНКУРС «МЕТАНИЕ КОПЬЯ»

Участвуют по одному человеку от каждой команды. Участникам предлагается метнуть «копье» как можно дальше. Каждому участнику дается по три попытки.

Ведущий . Добрыня Никитич был несравненным борцом, побеждал даже более сильного Илью Муромца, брал не столько силой, сколько смекалкой, ловкостью, умением использовать особый прием. А ну-ка, богатыри, покажите свою смекалку.

КОНКУРС «РАЗВЯЖИ ПОЯС»

Участвуют по одному человеку от каждой команды. Участники на талии завязывают широкие пояса. По сигналу ведущего необходимо развязать пояс у противника.

Ведущий. Про богатыря Святогора на Руси говорили, что он мог поднимать неимоверные тяжести не только двумя, но и одной рукой. Приглашаю наших богатырей помериться силушкой.

КОНКУРС «НА ОДНОЙ РУКЕ»

Задание : возьмите одной рукой две кегли и мяч и донесите их, не уронив, до стола и обратно.

Ведущий . И по сей день славится сила богатырская. Соревнуются молодцы в ловкости, умении бороться, в плавании, прыжках... И сегодня веселые игрища мы заканчиваем состязанием «Перетягивание»

КОНКУРС «ПЕРЕТЯГИВАНИЕ»

Участвуют по десять человек от каждой команды. Задание: взявшись за пояс друг друга, перетяните дружину противника на свою сторону.

Подведение итогов, награждение победителей состязаний.

Звучит музыка.

Ведущие на фоне музыки открывают праздник.

1-й ведущий. Все может русская земля!

Может накормить тебя вкусным и теплым хлебом, напоить родниковой водой, восхитить своей красотой. А только защитить себя не может. Поэтому защита Отечества и родной земли — долг тех, кто ест ее хлеб, пьет воду, любуется ее красотой.

2-й ведущий.

Родина! Отечество святое1

Перелески, рощи, берега.

Родина отцов и дедов.

Мы влюбились в эти клевера,

Родниковой свежести отведав

С краешка звенящего ведра.

Это позабудется едва ли

И навек останется святым.

Землю ту, что Родиной назвали,

Коль придется, сердцем защитим!

3-й ведущий.

Российский воин бережет родной

Страны покой и славу.

Он на посту, и наш народ

Гордится армией по праву.

Спокойно дети пусть растут

В российской солнечной отчизне.

Он сохраняет мир и труд,

Прекрасный труд во имя жизни.

Звучит музыка.

На сцену выходит мальчик, одетый в одежду русского богатыря.

Мальчик.

Как сильны могучие богатыри на славной Руси!

Не скакать врагам по нашей земле!

Не затмить им солнце наше красное!

Век стоит Русь — не шатается!

И века простоит — не шелохнется!

1-й ведущий . В самые трудные минуты не теряли воины чувства юмора, и песня помогала выжить. А сейчас мы начнем конкурс «Богатырская сила». Но сначала — приветствие команд.

Команды представляют название, девиз и исполняют песню, стихотворение на военную тему.

2-й ведущий . Начинаем второй конкурс — «Что бы это значило?». Какая команда ответит первой?

Каждой команде дается лист с вопросами, в который они вписывают ответы. Затем жюри проверяет задание.

Вопросы

1. Необходимая принадлежность любого ратного человека. Эта железная одежда из металлических колец не мешает в бою и надежно защищает владельца от ударов противника. (Кольчуга)

2. Он служит для того, чтобы в бою оберегать голову владельца от ран. (Шлем)

3. Воин закрывается им, а отступая, закидывает его за спину. Бывает самой различной формы (чаще круглой), делается из железа, стали, дерева. На руке удерживается шнурами или тесьмой. (Щит)

4. Предназначается для рубящих, реже колющих ударов. Состоит из клинка и рукояти. Надо обладать большой силой и ловкостью, чтобы пользоваться им в бою. (Меч)

5. Оружие более легкое, чем меч, поэтому чаще используется конниками. (Сабля)

6. Ручное оружие для метания стрел. Состоял из деревянной дуги, стянутой тетивой из сухожилий или конского волоса. (Лук)

7. Распространенное оружие в древнерусском войске. Лезвием наносили рубящие удары, а обухом оглушали противника. (Топор)

8. Вид колющего оружия из булата, стали или железа. Имеет наконечник; древки достигали длины 180—200 см. (Копье)

9. Быстроходное морское судно варягов. Высоко поднятые нос и корма, ребристое дно. На носу прикреплялась вырезанная из дерева голова дракона. Ходило под парусами на веслах. (Ладья)

Ведущий объявляет третий конкурс — «Богатырь — «железный зуб».

На веревке подвешены баранки по количеству команд. Задание: без помощи рук откусить как можно больше от баранки.

4-й конкурс — «Меткий стрелок». Участнику нужно забросить мячик в корзину. Каждому дается 3 попытки.

5-й конкурс — «Самый выносливый ». Мальчики прыгают со скакалкой. Кто дольше?

Подводятся итоги, вручаются награды.

Loading...Loading...