Методическая разработка "метафора жизненного пути или путь к себе". Метафора «жизнь – это сон»

Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины
(Данте. Божественная комедия. Перевод М. Лозинского)

Дорога является универсальной метафорой жизненного пути человека. На своих консультациях я много раз сталкивался с тем, что люди спонтанно начинают описывать свой текущий или прошедший жизненный этап как некую дорогу. И часто эта метафора оказывается точнее многих слов. Такую метафору удобно использовать как способ понимания жизненного пути человека. И иногда я предлагаю своим клиентам представить основные этапы своей жизни в виде различных дорог. Это можно делать как в воображении, так и через специальные карточки. Такой взгляд часто помогает увидеть какие-то общие закономерности и тенденции. Нередко это открывает массу возможностей для понимания текущей проблемы. Особенно это может быть полезно в ситуациях, когда человек ощущает потерянность и дезориентацию, — он не знает, куда двигаться дальше. Это важный вопрос, один из главных в жизни, и для ответа на него нередко нужно заглянуть в прошлое: а куда человек шёл до этого? Где он уже был? Насколько он удовлетворён пройденным путём?

В этой статье я хотел бы дать беглый обзор символического значения дороги.

В самом общем смысле дорога связывает различные точки в пространстве. На сегодняшний день, археологи самые первые дороги датируют четвёртым тысячелетием до нашей эры и связывают их появление с развитием колёсного и вьючного (то есть использующего ресурсы людей и животных) транспорта. Посмотрите на одну из сохранившихся дорог инков в Мачу-Пикчу (территория современного Перу):

Видно, что эта дорога для своего времени была очень качественной. До строительства подобных дорог должны были существовать и более просто обустроенные пути между различными селениями. То есть дороги сопровождают человечество многие тысячи лет. А всё что сопровождает жизни всех людей в течение многих тысяч лет, постепенно становится чем-то глубоко внутренним для каждого человека, Карл Юнг такие образы назвал архетипическими. И образ дороги – это тоже архетип, то есть та тема, с которой сталкиваются все люди длительное время. Тогда дорога с одной стороны может быть связью между разными пунктами, а с другой – отражать глубоко внутренние переживания.

Для жителя некого древнего селения пойти по дороге означало покинуть своё родное селение и отправиться в другое. Отсюда одно из основных символических значений дороги – дорога это граница между своим и чужим миром. А граница – это то, что и соединяет и разъединяет одновременно.

Человеческая жизнь, тот путь, по которому мы идём – это тоже некая граница (пространство, территория) между своим и чужим миром. Говоря о двух мирах, мы можем подумать о пути от рождения до смерти. И почти во всех религиозных традициях рассматривается путешествие души к загробной жизни.

В рамках своей жизни человек имеет возможность проделать ещё одно «путешествие» от своего мира до мира другого. Это процесс отделения от своих родителей, другими словами, это процесс взросления. Современное общество предлагает всё больше возможностей для увеличения продолжительности детства. Возможно, это реакция на современный этап развития общества – общество потребления. Может поэтому в современном мире утратили свою силу обряды перехода (инициации), которые существовали во всех культурах. В самом общем виде эти обряды предполагали, что подрастающий член племени в назначенное время должен покинуть своё племя и некоторое время, находясь в этом «ином мире», он должен был пройти через ряд испытаний, также старейшины племени знакомили его с мифологией своего племени. Важной составляющей этих обрядов инициации было символическое столкновение со смертью. В процессе этого обряда посвящения происходили большие перемены во внутренней жизни человека, для него инициация являлась тем путём, который переводит его из детства во взрослую жизнь. Поэтому по завершении инициации человек возвращался в своё селение уже совсем другим, взрослым и готовым к созданию своей собственной семьи. Поэтому обряды инициации хорошо отражают ещё одно важное символическое значение дороги, — это символ трансформации, преодоления, реализации и освобождения. Сюда уходит корнями известный афоризм «вернувшись из путешествия ты никогда уже не будешь прежним».

В культуре многих народов можно обнаружить общий универсальный мифологический сюжет, в котором некий герой, чаще самый обычный человек, начинает своё путешествие и в процессе этого путешествия он сталкивается с различными испытаниями и чудесным образом преобразует свои внутренние качества и взгляды на мир. Его жизнь становится более осознанной. Джозеф Кэмпбелл назвал такую мифологему «путешествием героя». Этот сюжет встречается во многих мифах самых разных народов, например, в серии сюжетов о Будде. Но этот сюжет встречается не только в мифах и сказках, но и в творчестве современных авторов. Его можно проследить в сюжетах фильмов «Звёздные войны», «Хоббит», «Гарри Поттер», «Король лев» и во многих других. В этих сюжетах мы сталкиваемся с символикой дороги как жизненного пути, символа трансформации, становления, дороги как метафоры поиска своего места в жизни. С точки зрения Джозефа Кэмпбелла, этот иной мир, где оказывается герой, соответствует бессознательному. В этом смысле, как только герой преодолевает первый порог, он вступает на территорию своего собственного бессознательного и начинает в этом мире находить союзников, что-то преобразовывать, что-то преодолевать, с кем-то сражаться, что-то находить. С этой точки зрения, для героя, который прошёл свой путь, его собственное бессознательное становится более изученным. При удачном прохождении, он становится властелином двух миров. И здесь мы подходим к символике дороги как пути к себе, пути самопознания. Поэтому во многих сказках герой отправляется в путь-дорогу.

Говоря о дороге, мы сталкиваемся с экзистенциальной темой. Та дорога, по которой мы идём, часто предлагает нам выбор, куда пойти дальше. И от того, какой путь мы выберем, будет зависеть то, какими мы станем. В этом плане каждый раз в ситуации выбора мы сталкиваемся перед выбором между разными вариантами нашего Я, потенциальными вариантами Я. А когда мы выберем и пройдём путь, мы переведём эту потенциальность в реальность. Какое-то из этих потенциальных Я станет реальным, а остальные Я останутся нереализованными. И здесь мы сталкиваемся с темой не только свободы (по какой дороге пойти?), но и ответственности. Ответственности перед собой (по какой дороге пойду, таким и стану), но и ответственности социальной (решая пойти по какой-то дороге я её делаю более натоптанной, и другим будет легче по ней тоже пойти). С этой позиции дорога является хорошей метафорой для обозначения основных экзистенциальных данностей бытия: осознание конечности (дорога нашей жизни когда-то кончится), отсутствие смысла (нам не говорят, в чём смысл той или иной дороги, мы сами придаём смысл тому, какой путь выбираем), свобода (мы можем выбрать любую дорогу или проложить свою собственную), ответственность (решая пойти по одной дороге, в этот момент мы не можем пойти по другой; делая выбор в пользу одной, мы отказываемся от другой), экзистенциальное одиночество (раз мы формируемся в процессе нашего пути, то для того, чтобы кто-то мог меня понять полностью, он должен пройти в точности мой путь так, как это сделал я. То есть он должен прожить жизнь так, как прожил её я, а это невозможно. В этом плане мы можем быть поняты другим только до определённой степени).

Получается, что дорога своей символикой отправляет нас к вопросам нашего бытия. И тогда этот образ может помогать нам в поиске ответов как на жизненно важные вопросы, так и в ориентации, как мы дальше хотим развиваться. Общение с психологом через образ дороги может быть удивительно плодотворным для работы с темой психологического взросления, преодоления кризисных периодов, для работы с экзистенциальными темами, для моделирования своего будущего.

Статью написал психолог Роман Левыкин (Запись на консультацию:
)

Присоединяйтесь к группе Вконтакте.

Путь - это не просто перемещение во времени и пространстве, это символ, обозначающий изменения. Понятие «жизненный путь» - это метафора, неразрывно связывающая длительность времени с длительностью пространства. Представление об этой связи присутствует в физике (термодинамика, теория относительности), в философии (Хайдеггер, Гуссерль, понятие историчности), в литературоведении (Бахтин). Метафора жизни как путешествия концептуальна для европейской культуры: соответствие жизни и пути является устойчивым и зафиксировано в языковой и культурной традиции общества, оно даже не воспринимается как метафора, что и подтверждает ее универсальность и конвенциональность. Ассоциация жизни с путем отражена во многих языковых конструкциях (например, «в его жизни было несколько поворотных моментов», «жизнь прожить - не поле перейти»), она встроена в когнитивные представления европейца о мире и структурирует его мышление.

Смысл образа пути в искусстве, особенно в художественной литературе, всегда больше, нежели просто обрамление истории, он имеет психологическое измерение, отражающее внутриличностные перипетии персонажей. Связь времени и пространства является основным предметом исследований М. М. Бахтина, работы которого внесли значительный вклад в область психотерапии. Он ввел понятие хронотопа - взаимосвязи неразрывных временных и пространственных отношений, художественно освоенных в литературе. В литературно-художественном хронотопе «время сгущается, уплотняется, становится художественно-зримым; пространство же интенсифицируется, втягивается в

движение времени, сюжета, истории. Приметы времени раскрываются в пространстве, и пространство осмысливается и измеряется временем» . Бахтин выделяет функции, которые выполняет хронотоп в романе.

Сам по себе хронотоп определяет жанр и жанровые разновидности художественного произведения; как формально-содержательная категория он в значительной мере определяет образ человека в литературе. Можно предположить порождающую роль этой мысли по отношению к положениям нарративного подхода, утверждающего наличие у нарративов жанров, которые задают основные характеристики и ограничения сюжета, обстоятельств, героя и итога жизненной истории человека.

Хронотоп дороги всегда связан с личностным развитием героя. «Для романа прежде всего характерно слияние жизненного пути человека (в его основных переломных моментах) с его реальным пространственным путем-дорогой, то есть со странствованиями. (…) Реализация метафоры жизненного пути в разных вариациях играет большую роль во всех видах фольклора. Можно прямо сказать, что дорога в фольклоре никогда не бывает просто дорогой, но всегда либо всем, либо частью жизненного пути; выбор дороги - выбор жизненного пути; перекресток - всегда поворотный пункт жизни фольклорного человека; выход из родного дома на дорогу с возвращением на родину - обычно возрастные этапы жизни (выходит юноша, возвращается муж); дорожные приметы - приметы судьбы и проч. Поэтому романный хронотоп дороги так конкретен, органичен, так глубоко проникнут фольклорными мотивами» .

Хронотоп дороги выполняет функцию сконцентрированного социального пространства для героя. «»Дорога» - преимущественное место случайных встреч. На дороге («большой дороге») пересекаются в одной временной и пространственной точке пространственные и временные пути многоразличнейших людей - представителей всех сословий, состояний, вероисповеданий, национальностей, возрастов. Здесь могут случайно встретиться те, кто нормально разъединен социальной иерархией и пространственной далью, здесь могут возникнуть любые контрасты, столкнуться и переплестись различные судьбы. Здесь своеобразно сочетаются пространственные и временные ряды человеческих судеб и жизней, осложняясь и конкретизируясь социальными дистанциями, которые здесь преодолеваются. Это точка завязывания и место совершения событий. Здесь время как бы вливается в пространство и как бы течет по нему (образуя дороги),

отсюда и такая богатая метафоризация пути-дороги: «жизненный путь», «вступить на новую дорогу», «исторический путь» и проч.; метафоризация дороги разнообразна и многопланова, но основной стержень - течение времени» .

Эту же аналогию пути и жизни мы встречаем у исследователей других форм искусства. Так, например, У. Бишофф при анализе живописи Э. Мунка пишет о том, что для этого художника структура пространства является метафорой событий, происходящих во внутреннем мире героя. «Два полотна - Заснеженная дорога и Убийца на дороге - убедительно демонстрируют характерную способность Мунка объединять пейзаж и фигуры в единое целое. Пейзаж Мунка настроен на передачу человеческой сути: визуальная идиома художника трансформировала пейзажные сцены в пейзажи души» . Однако это не индивидуальная особенность Мунка: пейзаж является традиционным инструментом «психологического описания» в европейской культуре, позволяющим экстернализировать внутренние переживания героя и/или автора картины. Здесь можно вспомнить, например, «Прогулку заключенных» Ван Гога или «Витязя на распутье» Васнецова. Кроме того, существуют определенные сюжеты и «маршруты», широко распространенные в живописи и имеющие глубокое культурное и личностное значение и для художника, и для зрителя - например, путь из Вифлеема в Иерусалим или дорога на Голгофу, связанные с развитием не просто индивидуальной истории героя, но с бэкграундом всего христианского мира, с представлениями о грехах и искуплении грехов, необходимости ответственности за совершаемые поступки и определенной мере авторства своей жизни в смысле совершения выборов и принятия последствий этих выборов.

Возвращаясь к теме дороги: в кинематографе иногда выделяется отдельный жанр «road movie», подразумевающий сюжет о путешествии героев и преодолении ими определенных испытаний, за которыми часто следует изменение в ценностях, поступках и мироощущении героев, но которые могут также кончаться смертью героя или открытым, неопределенным финалом.

Существует множество фильмов, в которых дорога является сюжетообразующим образом, связующим звеном между эпизодами, например: «Человек дождя» Барри Левинсона, «Достучаться до небес» Томаса Яна, «Дорога» Федерико Феллини и др.

Таким образом, в искусстве хронотоп дороги организует основной сюжет, отражает изменения героя и служит для него социальным пространством. В силу своей привычности и конвенциональности дорога интернализируется, переходит во внутренний план и оттуда продолжает образовывать сюжет и выполнять другие функции - уже в жизни не героя, а читателя.

М. Кундера пишет в романе «Бессмертие»: «Прежде чем исчезнуть из ландшафта, дороги исчезли из души человека; он перестал мечтать о ходьбе, о пеших прогулках и получать от этого радость. Он уже и жизнь свою видел не как дорогу, а как шоссе: как линию, которая ведет от точки к точке, от чина капитана к чину генерала, от роли супруги к роли вдовы. Время жизни стало для него сущей преградой, которую нужно преодолеть все большими и большими скоростями» . Метафоричность дороги, с одной стороны, усиливается, поскольку эта дорога переходит во внутренний план, с другой, наоборот, теряется, поскольку речь начинает идти даже и о настоящих дорогах.

Представляется уместным привести здесь предложенную архитектором М. Р. Савченко типологию освоения реального пространства. Это модель продвижения по анфиладе комнат, однако она, как кажется, достаточно убедительно может быть переведена в ракурс освоения временного и психологического пространства жизни, а описанные типы могут отражать картину освоения не только пространства, но и опыта в целом, что перекликается с идеей о сюжетообразующей функции хронотопа.

Савченко для описания пространства вводит образ анфилады комнат с боковыми дверями, ведущими в другие помещения. Когда субъект попадает в эту анфиладу, стратегия его движения описывается четырьмя показателями: число пройденных комнат (объем); число повторных попаданий в одну и ту же комнату (память); число пройденных примыкающих дверей (возможности); длина всего маршрута, в каждой комнате расстояние от входа до выхода (длительность). В каждой стратегии движения один параметр становится ведущим, а один из оставшихся минимизируется, таким образом, выделяются четыре стратегии с тремя тактиками внутри каждой.

Стратегия скитальца: стремление пройти как можно больше комнат и всюду побывать. Тактики: а) минимизация повторов, стремление к достижению новых мест (первопроходец); б) минимизация возможности, ограничение числа пройденных дверей, движение только вперед, поиск тупиковых комнат, освоение самых труднодоступных мест; в) минимизация длительности: освоение максимума самых быстродоступных мест. «Скиталец» напоминает человека, который постоянно ищет впечатлений и гонится за новизной, избегая глубокого присутствия в обыденной, «неновой» действительности.

Стратегия постояльца: стремление закрепить «владение» теми комнатами, где человек уже побывал. Тактики: а) стремление к тупиковым ситуациям (домосед); б) стремление к минимизации временных затрат («поскорее»); в) минимизация пройденных пространств («покороче»). «Постоялец» стремится к стабильности вплоть до монотонности, воссоздает ситуации «как всегда», для него важны постоянство и предсказуемость.

Стратегия владетеля: максимизация возможностей пространства, т. е. числа освоенных дверей. Тактики: а) повышение возможности «поскорее»; б) повышение возможности «покороче»; в) повышение возможности «поновее». Основная цель попасть в такое место, откуда можно попасть во множество других мест, т. е. приобретение максимума доступных возможностей.

Стратегия ценителя: максимизация длительности присвоения, ценится не пространство, а сам факт пребывания в нем. Тактики: а) минимизация преодоленных пространств; б) минимизация новых пространств; в) минимизация потенциально богатых пространств. Т. е. это ориентация на избегание расширения опыта и наслаждение имеющимся без попыток повысить число возможностей, впечатлений или даже повторов.

Несмотря на то, что эта классификация взята из исследования по психологии среды, она представляется интересной и адекватной при обсуждении темы освоения человеком своего жизненного пути. Стиль передвижения может быть соотнесен с внутренними процессами личности в аспекте освоения опыта. Очевидна метафоричность пространственного перемещения и стратегий жизнетворчества человека.

В набор входят:

32 карты со словами
инструкция


В течение жизни люди накапливают в памяти множество визуальных образов. Оживая, эти образы порождают самые разные чувства, встреча с ними - это встреча с самим собой в различных жизненных...

Читать полностью

В набор входят:
80 карт с изображениями (фотографиями)
32 карты со словами
инструкция
В набор входят фотографии с изображениями автострад, шоссе, дорог, тропинок и совсем бездорожья. Кроме того, в нем есть маленькие карточки со словами и словосочетаниями. Все это - инструмент работы практического психолога, называемый метафорическими картами. Карты могут использоваться в консультировании, психотерапии, коучинге, в групповой и индивидуальной работе с детьми и взрослыми.
Подробно о правилах, стратегиях и техниках применения метафорических карт в работе психолога написано в книге Г. Кац, Е. Мухаматулиной "Метафорические карты. Руководство для психолога", здесь же охарактеризуем возможности и основные правила работы кратко. Как работают метафорические карты? За что мы их любим?
В течение жизни люди накапливают в памяти множество визуальных образов. Оживая, эти образы порождают самые разные чувства, встреча с ними - это встреча с самим собой в различных жизненных плоскостях: временной (в прошлом и настоящем, в воображаемом будущем), эмоциональной (счастье-любви-горе), межличностной. В неявной форме метафорические карты содержат множество посланий, отражающих подсознательные намерения и ценности рассматривающего их человека, причем одна и та же картинка несет в себе для разных людей разные смыслы. Когда человек не говорит о себе напрямую, а обращается к визуальным образам, он меньше защищается; карты открывают перед ним нетривиальную перспективу для анализа жизни.
"Пути-дороги" - новый оригинальный набор "динамичных" карт он дает возможность работать с образами движения, устремления, скорости, достижения цели, запретов и идеалов. Наиболее продуктивно его использование в ситуациях, когда клиент переживает кризис, стоит перед необходимостью выбора, начинает какую-то деятельность, формулирует новые цели и т.п. Нам привычно думать о жизни как о пути, и связанные с дорогой картинки в каждом из нас отзываются переживаниями. С дорогой связано множество образов: торможение, внезапные остановки, опасные повороты, встречи и расставания, выбор пути, попутчики, отделение от родителей, взросление, обретение самостоятельности...
Несмотря на свои замечательные особенности, метафорические карты - не лекарство, а инструмент исследования и психотерапии. Сами по себе они не дают ответов, но помогают задавать содержательные, актуальные вопросы.
Психологический смысл работы с картами состоит в том, что человек выражает свое отношение к имеющемуся на карте изображению, анализирует возникающие ассоциации, соотносит с актуализирующимися переживаниями, воспоминаниями. Карты можно выбирать как произвольно (имея возможность рассмотреть изображения), так и вслепую (вытягивая их наугад). Можно также соотносить изображения с вербальным материалом: давать картинке название произвольно либо находить подходящую карту со словом из имеющихся в наборе.

Скрыть
Степень вашего воздействия на другого всегда ограничена его желаниями.
Для того чтобы встретиться нужно пройти свою половину. Пройдет ли другой свою половину - это его проблемы. Один человек может пройти только половину пути, остальное делает второй. Воздействовать на него или проходить за него не обязательно, также как и испытывать чувство вины и неполноценности.
Задача закона - избежать бессмысленной ответственности. Если обязательство выполнимо - силы прибывают, если взялись за невыполнимое - то убывают.

2. Закон места встречи.
Встреча некогда не бывает посередине. Когда стремление к встрече есть у обоих, более сильный партнер преодолевает большую часть пути. Более сильный более свободен в выборе места встречи. Более слабый знает, сколько он может пройти, и не больше. Не важно, кто сколько прошел. Оба должны прикладывать усилия, чтобы встретиться. Встреча – это состояние или цель. Или цель, заключающуюся в состоянии.

3. Закон шлагбаума.
Шлагбаум – преодолимое, условное препятствие. Можно сделать препятствие непреодолимым. Дабы увидеть возможности нужно сделать шаг – переступить шлагбаум. Только от вас зависит, поднимете ли вы шлагбаум (принятие решение двигаться дальше), преодолимо ли препятствие. И стоит ли накачивать энергией условное препятствие. Может это и не препятствие? Надо ехать вперед или объехать. Возможности от Бога не даются впрок . Шаг в неизвестность - испытание нашей веры.

4. Закон тупика.
Чем больше вы в нем находитесь, тем меньше сил вернуться к точке последнего выбора. Пассивное торчание в статусе жертвы выкачивает силы. Надо ехать назад. Беречь бензин. Тупик не бесплатен. Часто тупик возникает тогда, когда сталкиваются противоположные мнения по одному вопросу.

5. Закон пробки.
Если вы оказались в пробке - лучше всего уходить наверх. Пробка – движущийся тупик. Вверх – неординарное решение, выход из потока.

Двое в машине:

6. Закон такси.
Чем дальше, тем дороже. Пассажир платит тем дороже, чем дальше едет. Если вы не знаете, куда вам надо, то водитель поедет туда, куда удобно ему. Степень доверия специалистам в ситуации вашего незнания. Какой-то заказ должен быть всегда, иначе совсем неизвестно, куда вас приведут. Чем меньше вы знаете о цели и маршруте и чем больше доверяете специалисту, тем больше вы заплатите за ситуацию. Относится также к ситуациям ожидания. Терпение и ожидание решит проблемы, но какой ценой? Если у вас нет намерения - вы становитесь мишенью для других. Мишень – «клиентская ситуация» – клиент не владеет «транспортом» и не «сидит за рулем», но может сделать заказ, дать указания. Выявляется степень доверия специалисту в условиях незнания.

7. Закон попутчика.
Если вас попросили ехать по-другому, то вы ответственны за последствия, и оправдаться уже нельзя. Если вас попросили, а вы это сделали, то это уже ваше решение. Парные взаимодействия, причем один держит руль. Человек понимает, что ему это не надо, но не хочет брать ответственность в свои руки. Мишень – неспособность сказать «нет» на просьбу, а также возможность свалить ответственность на просителя.

8. Закон проводника
Проводник сопровождает вас туда, куда нужно обоим. Когда проводник становится попутчиком. Если проводник оставляет вас, то нужно быть благодарным за тот путь, который вы прошли вместе. За то, что вы открыли в себе, и что осталось с вами навсегда. Мишень: переживания после расставания, когда уход проводника уже состоялся, необходимо пережить разлуку с ним, благодарность за совместную часть пути и переключить внимание.

9. Закон нейтрального положения.
Если вы решили изменить направление движения, то вам необходимо побыть в нейтральном положении: делал по старому - продолжай делать, но наблюдай за этим – делай по-новому. Нейтральное положение – способность к наблюдению себя и событий со стороны. Движение продолжается, но вы должны перестать прилагать усилия. Поведение обладает инерцией. Какое-то время придется идти в том же направлении, но уже сознательно. Можно выключить мотор. Мишень - чувство вины за повторение поведения, за то, что вы приняли решение и ничего не делаете.

10. Закон поворота к новой цели.
Обнаружив новую цель, лучше повернуть позже, чем никогда. Лучше позже оказаться в нужном месте, чем раньше в ненужном. Суть в том, что никогда не поздно. Мишень – чувство вины за незавершенное дело, против не полностью потраченного ресурса. Бессмысленно потраченной жизни не бывает.

11. Закон потока или зеленой волны.
Чем раньше вы нашли свой поток, тем меньше вам придется тормозить и ускоряться. Истинное легко.

12. Восприятие цели пути.
Либо как серия коротких дистанций, либо известен начальный и конечный пункт. Либо как путешествие, цель которого лишь постоянно развертывается. Чем выше и дальше цель, тем разнообразнее маршруты и интересней путь.

Отношение к правилам.

13. Закон нарушения правил движения.
Если один из участников нарушает правила, то другой может на время забыть о правилах и действовать интуитивно, чтобы избежать гибели обоих. Человек получает удовольствие от выполнения правил и делает это интуитивно. Правильное правило не может быть плохим для себя.

14. Необходимо различать действительные законы, правила игры и манипуляции. В мире множество противоречивых законов. Никто кроме вас не согласует правила. Пока вы не установите приоритеты – их не будет. Нужно самостоятельно определить: какие правила правильны, какие приоритетны, а какие ложны. И противоречащие правила в обществе – это норма.
15. Закон осознания приоритетов: выбрав приоритетные законы и правила, человек становится ответственным за свой выбор и за последствия. Уход, отказ от выбора – это тоже выбор . Если вы не сделаете выбор то выбор сделают за вас. Или это будет бессознательный выбор. Осознанный выбор делает человека стойким в испытаниях. Бессознательный выбор делает человека жертвой обстоятельств. Человек ответственен не только за свой выбор, но и за то, во что он верит как в правильное. Человек, верящий в ложное верование, поддерживает и ложное верование других. Мишень – обида за то, что общество живет по разным правилам.

Взяла здесь

Loading...Loading...