Достигаторство — модель счастливой жизни?! © Тренинговый центр Татьяны Лариной Что и где

Т.В. Гагин, С.С. Бородина

Как выделить главное: принципы

Конфайнмент® - моделирования

Что и где

Очень трудно найти в темной комнате черную кошку.

Особенно, если ее там нет.

<Место встречи изменить нельзя>

Полнота информации не приводит к верным решениям. Напротив, она им препятствует. Это задним числом думается, мол <ведь все ж было ясно, все бросалось в глаза>. Как раз задним числом все и бросается в глаза. Почему? Потому что теперь мы знаем, куда смотреть. Какая-то информация <сыграла>. А какая-то - нет. Задним числом у наблюдателя есть инструмент выделения главного. Но - задним числом.

Полнота информации вредна не только засорением поля зрения наблюдателя хаосом подробностей, ценность которых неясна. Стремление к полноте информации заставляет тратить время. Таким образом, чем больше информации, тем труднее принять решение и тем больше - опоздание.

ü Чем больше информации, тем ближе ошибка и сильнее опоздание.

Дело не в информации. Точнее, не в самой информации. Важен инструмент для ее просеивания. Важно знать, как выделить главное. Причем знать заранее. Знать еще ДО начала сбора информации. Чтобы не собирать информацию лишнюю. Нужен способ знать заранее , ГДЕ искать.

Для примера представьте, что Вы даже не знаете точно, но догадываетесь, что где-то в недрах необъятного и захламленного многолетними усилиями персонала офиса находится нужный документ. Причем, что именно это за документ, Вы тоже не знаете. А нужен он Вам срочно. Вы можете последовательно перебирать все мелочи слева направа и сверху вниз (заняться систематическим обыском), можете загрузить поиском всех сотрудников, остановив остальную работу. Вы можете нанять сыщиков, которые методично перероют все или почти все. И это Вам не поможет. Потому что документ окажется дома, в спальне, завалившийся за тумбочку у кровати. И найден не будет.

Другое дело, если Вы знаете, что это за документ и можете догадаться, где расположены те два квадратных метра, среди которых его искать. Тогда дела пойдут куда веселее и результативнее. И даже пару человек отвлечь на поиски не стыдно.

Еще до того, как Вы принялись за поиски, полезно определиться ЧТО именно Вы ищете и - ГДЕ.

ü Важно знать заранее, что и где искать

И если Вы ищете там, где искомое есть, найти становится делом техники. А не информации.

Модель как путеводитель

Так как же отсечь лишнее? Ключ находится в системном моделировании ситуации. В отличие от обычного моделирования, которое требует последовательного выяснения деталей, моделирование системное позволяет достоверно предположить, какие детали окажутся в тех или иных местах. Причем мы говорим не о математических, а о вполне наглядных, на уровне здравого смысла, моделях.

Системная модель показывает, как ситуация поддерживает себя в состоянии стабильности и/или развития, демонстрирует прямые и обратные причинно-следственные взаимосвязи.

Когда на те же вопросы мы пытаемся ответить эмпирически (произвольно выбирая и описывая доступный нам опыт) или индуктивно (стараясь собрать все части), мы получаем размытый и недоказуемый ответ. В системной же модели доказательством является сам факт замыкания системы. Рассуждая в терминах систем, мы считаем достоверным, что некая ситуация есть (как данность), а значит, она поддерживает себя, самовоспроизводится. Все, что нужно для этого, системной петлей с неизбежностью будет учтено. Остальное - отброшено. Как неважное.

ü Системная петля включает необходимые и достаточные условия для существования результата: текущей ситуации

Таким образом, элементы системной петли и есть наши фокусы внимания, прицелы - куда смотреть, где искать. И - достаточно внятные описания того, что там следует найти.

Конфайнмент® -система

Длительный опыт системного моделирования бизнес-стратегий и организаций помог авторам вывести опытным путем системную схему, которая в большинстве случаев оказывается достоверной. Эту модель принципиально стабильной, самовоспроизводящейся системы мы назвали Конфайнмент® -моделью. Строгое (без явных натяжек на уровне здравого смысла) заполнение этой схемы позволяет обнаружить не только необходимые для понимания системы элементы, но и их важнейшие взаимосвязи:

Обратите внимание на то, что каждый элемент на своем месте должен быть логично увязан с шестью другими: три должны вызывать его, и три - из него следовать.

Например:

В приведенном примере счастье рассматривается как совокупность переживания радости, хорошего самочувствия и совпадения надежд и результатов по большому счету. Вы можете проанализировать схему и обнаружить ее принципиально важное свойство: каждый элемент является одновременно причиной и следствием всей системы. То есть система является причиной самой себя.

ü Система является причиной самой себя

Разумеется, мы помним, что в этом есть некоторая натяжка, и что системная модель тоже является приближением, ведь единственной верной моделью Вселенной является только сама Вселенная. Однако, на Вселенную мы не замахиваемся. Мы предполагаем, что если сконцентрировать усилия на главном, остальное имеет тенденцию выстраиваться само.

Впрочем, для любителей разобраться глубже мы предлагаем рассмотреть объемную модель конфайнмент-состояния:

В таком ее представлении отчетливо видно, что <внешний> и <внутренний> круги практически равнозначны, а сама модель может быть продолжена в обе стороны до бесконечности. Если Вы представите себе подобное, в вашем воображении возникнет полная КонфайнментR-модель в отличие от модели ограниченной , которой мы и предлагаем пользоваться на практике.

Как работать

Заполнение Конфайнмент® -модели имеет свои правила. Во-первых, очередность:

Рассмотрим подробнее:

1 - это собственно результат системы, ее наблюдаемые проявления.

2,3 и 4 - непосредственные причины этого результата. Их выбор диктуется следующим требованием. Все три вместе они должны с необходимостью и достаточностью вызывать результат. При этом причина <2> должна помимо самого результата вызывать и усиливать причину <3>, а та, в свою очередь, причину <4>. При этом элемент <4> должен и сам вызывать результат и одновременно усиливаться им.

5 - Теперь нам надо найти такой элемент, который одновременно вызывает все три предыдущие причины. Не <он один>, конечно, тут важнее, что <все три>. Причина <5> взаимосвязана с <2>йкой.

6 - Это причина для <2> и <5> одновременно.

7 - Должна вызвать <6> и <2>.

8 - Этот элемент взаимо связан с <7> и вызывает <6> и <5>.

9 - Очень важный элемент. Это первая серьезная проверка наших рассуждений. Он должен замкнуть систему . То есть послужить причиной для <7> и <8>, будучи одновременно следствием как причины <4>, так и, что важнее, основного результата системы.

Второй проверкой послужат связи, указанные на схеме пунктиром. На деле это полноправные связи, описанные словом <вызывает>. Прослеживая их в готовой схеме, мы должны обнаружить замыкание среднего круга: <3> - <9> - <6>.

Если и это удалось, нас ждет третья проверка:


КонфайнментR-модель отчетливо слоится на три круга: внутренний, средний и внешний. Внутренний и внешний, как мы помним, практически равноправны. А вот центральный служит как бы связующим звеном, передавая воздействие из внутреннего круга во внешний и наоборот. Мы считаем средний круг управляющим.

В любом случае нас сейчас интересует однородность кругов. Внутренний и внешний круги в целом скорее относятся к данностям, к результатам, а центральный - к промежуточным причинам.

Если и это верно, остается четвертая проверка:

Заметим по ходу, что каждая следующая проверка становится все менее непосредственной, а значит, все более рекомендательной. Если первая - обязательна, то четвертая - проходит часто, но для функциональной ценности системы уже не принципиальна. Скажем так, если и четвертая проверка пройдет, это хорошо.

Долговременное использование готовых КонфайнментR-моделей и выводов из них позволило сделать обобщение. Обычно внутри такой модели есть три сектора. Мы позволили себе разделить их по цветам. (Как кварки в нуклоне).

Красный (К)

Элементы в этом секторе так или иначе описывают <кажимость>, <конкретику>, <ключевые результаты>. Это наиболее <реальные>, конкретные, очевидные части системы.

Зеленый (З)

<Зеленые> элементы приписывают <красным> <значения>, <заключения> и, что на наш взгляд во многом равнозначно, <заблуждения>. Зеленый сектор как бы трансформирует конкретику красного в выводы синего.

Синий (С)

<Синие> элементы - это <следствия>, <смыслы> и <субъективные суждения>. Синий сектор охватывает область выводов, правил и решений.

Мы считаем систему строгой, если она удовлетворяет проверкам 1 и 2 полностью и проверкам 3 и 4 - желательно.

Что получается

В итоге мы получаем схему, которая указывает на необходимую информацию (что отличается от полной ), а часть такой информации уже прямо предоставляет.

С другой стороны, если схема не вырисовывается, мы констатируем неверность подхода к поиску решения и ищем дальше. Действительно удачная схема кроме указания на нужную информацию подсказывает пути и решения. Или, как минимум, ключевые элементы, точки опоры для изменения ситуации.

Логика проверок подсказывает магическую роль элемента, который одновременно находится в <управляющем> центральном круге и <трансформирующем> зеленом секторе - шестого элемента в нашей схеме. Действительно, он часто оказывается значимым и решающим.

Впрочем, любую схему полезно сопоставлять с реальностью и вносить коррективы по ходу. Чем строже заполнена схема, тем меньше таких корректив понадобится.

Пример: Система стабильной организации.

Эта система с успехом применяется при организационном консультировании, поскольку указывает на ключевые точки для наблюдения. И для изменения.

Интересно отметить попадание ресурсов организации именно в тот самый <шестой> элемент. Характерны также <предъявимый> характер элементов красного сектора, <трансформирующий> - зеленого и <процедурно-мыслительный> - синего.

Результаты

На сегодня КонфайнментR-моделирование существует не только как технология поиска решений, но и как десятки проработанных систем для тех вопросов, с которыми уже сталкивались авторы и их коллеги и сотрудники. Мы с удовольствием отмечаем, что размышление на основе КонфайнментR-моделирования обеспечивает бОльшую скорость и результативность чем <здравый смысл> и <полнота информации>. Наш собственный опыт и опыт организаций и их руководителей, которые оценили КонфайнментR-подход к принятию решений, позволяет рекомендовать его в качестве действенного инструмента для выделения главного, принятия долгосрочных, системных и, что важно, своевременных решений.

Довольно часто случается, что на форумах по Эриксоновскому гипнозу или НЛП задаётся сакраментальные вопросы, которые звучат примерно так:
-Я купил пять (шесть-семь- 10-15) книжек по ЭГ (НЛП) и скачал из интернета (принесли друзья, переписал у приятеля и т.д. запись семинаров). Смогу ли я научиться всему этому по той макулатуре и видеозаписям которые у меня есть или придется таки бабло на тренинг тратить?
Или говоря другими словами:
Можно ли научиться Эриксоновскому гипнозу (или НЛП) по книжкам и видеозаписям?

Отвечу сразу:
-Если хотите научиться хоть насколько-нибудь бабло придется заплатить.

Тренер - это специалист по обучению.
Его задача не книжки пересказывать, а обучать.

И для того, чтобы тренинг был именно тренингом, а не пересказыванием книжки, в основе тренинга должна лежать Модель Навыка.

И в этой Модели Навыка ОБЯЗАТЕЛЬНО должно быть прописано:

1. какого ВАК-очевидного результата будет достигать человек, действующий по модели навыка. Это (1) элемент конфайнмент-модели.

2. На что ему надо будет обращать внимание в начале, по ходу и в конце действия по этой модели. Фильтры восприятия. Это (7) элемент конфайнмент-модели.

3. Какие убеждения/ценности/глюки в карте должны наличествовать, чтобы человек обращал внимание именно на то, что составляет суть и основу навыка. (8) элемент конфайнмент-модели.

4. что человек должен пронаблюдать снаружи(или ощутить внутри) чтобы начать действовать по Модели Навыка. (6) элемент конфайнмент-модели.

5. Каким правилам он должен следовать пока действует по модели навыка. (5) элемент конфайнмент-модели

6. Какие ТОТЕ-ы он должен выполнять пока действует по модели навыка. И это (2) элемент конфайнмент-модели.

7. каких промежуточных и процессуальных ВАКов он должен добиваться, пока действует по конфайнмент-модели. И это (3) элемент конфайнмент-модели.

9. какие должны быть побочные результаты от действия по модели. И это (9) элемент конфайнмент-модели.

И ВСЕ эти элементы должны быть ПОЛНОСТЬЮ расписаны до уровня ВАК-очевидности (кроме элементов (8) и (4)).
Только тогда можно говорить, что ЕСТЬ модель навыка и можно обучать по ней.

В книжках же из 9 элементов Модели Навыка описано в лучшем случае 2 - (8) элемент конфаймента - глюки о мире и убеждения, что в мире правильно и как надо думать, теоретическое знание.
И иногда (2) элемент - последовательность ТОТЕ-ов.
Как правило, БЕЗ (3) элемента - промежуточных и процессуальных результатов (ВАКов), которых надо добиться в ходе выполнения ТОТЕ.

Итого в наличии - из 9 необходимых элементов в книжках есть в лучшем случае 2. Ну иногда пишется за кого себя надо считать - идентичность - (4) элемент конфайнмента.

Если же нет какого-то элемента в описании - тогда человек будет абстрактное знание, как нечто в принципе можно делать. А никак не собственный опыт.

Разница между Знанием и Навыком примерно такая же, как если бы вы взяли Правила Дорожного Движения и прочитали их - и это мертвые знания.
А вот если вы наняли инструктора, который будет обучать вас вождению - вот только тогда вы получите Навык и опыт, который потом сможете использовать.

На тренинге так же, в отличие от книжки, люди получают Собственный Опыт под руководством опытного тренера.

Если мы говорим о тренинге в исполнении профессионального тренера, то там людям встраивается все 9 элементов Модели Навыка, необходимых для того, чтобы навык заработал.

НЛП-мастер I. Эксплицитное моделирование

  • Как у других получается то, что не получается у вас.
  • Как понять, что именно они делают иначе.
  • Как научиться делать так же и лучше.
  • Как передать этот навык другим.
  • Как научиться быстро учиться.

Тот, кто делает что-то лучше вас, делает это «как-то». Талант, дар и прочие способности в разных областях имеют свою структуру. Моделирование позволяет выяснить «как» и научиться самому.

Обычная логика часто не срабатывает. Системное мышление дает инструмент для того, чтобы найти скрытые пружины и воздействовать на них. Оно позволяет, выделив точку приложения, малым усилием достичь больших результатов.

Участники научатся:

  • мыслить системно, объемно, многопланово,
  • выделять главное и находить неочевидное среди множества разнообразной информации,
  • отбрасывать ложное, лишнее, неверное,
  • рассматривать организацию как систему,
  • определять границы системы,
  • находить наиболее удобные и малозатратные способы воздействия на систему, чтобы построить, изменить, разрушить и/или стабилизировать ее.

НЛП-мастер IV. Встраивание моделей

  • Как можно быстро научить человека чему-то новому.
  • Как обойти сопротивление обучению.
  • Как использовать убеждения, ценности и привычки человека.
  • Как изменить человека всерьез и надолго.
  • Долгосрочное воздействие на человека требует работы сразу на многих уровнях. Организация такого комплексного воздействия — содержание четвертой сессии мастерского курса.

Участники научатся:

  • выбирать пути для встраивания изменений,
  • находить рычаги и инструменты для изменения,
  • применять эти инструменты,
  • наблюдать признаки начала изменения,
  • закреплять полученные изменения,
  • увязывать изменения с существующей структурой личности.
Чтение конфайнмента

Конфайнмент-моделирование помогает увидеть связи, о которых вы не подозреваете; позволяет предугадать развитие всех событий; найти слабые звенья и реализовать любой проект максимально эффективно.

Умейте, знайте, используйте! Эффективность и удобство: конфайнмент-моделирование.

Те из вас, кто уже участвовал в наших семинарах, приобретал продукты, сталкивался с этим термином. Многие замечали, что мной часто используются схемы, с нарисованными кругами и стрелками. Кто-то пытался понять и освоить методику сам, но для всех это так и осталось непонятым.

Я учился непосредственно у создателя методики. В течение 3-х недель мы изучали, осваивали и практиковали конфайнмент моделирование под руководством Гагина Тимура Владимировича. Мне это пригодилось. Процессы стали более прогнозируемы, это сделало работу более эффективной и менее трудозатратной, удалось исключить ошибки.

А в процессе тренерской деятельности я столкнулся с интересом со стороны моих клиентов. Да, клиенты часто интересовались методикой и признавались, что не могут её освоить самостоятельно. Вопросы и просьбы помочь в освоении методики приходили на почту, и это не единичные случаи. Меня часто просили провести семинар.

Семинар будет

Но называть его «конфайнмент моделирования» мы не станем, потому что дать на вебинаре в полном объёме весь метод невозможно. Мной осваивался конфайнмент на тренингах, семинарах в течение 3-х недель плотной работы. И дать всё это же в рамках одного семинара в полной мере невозможно. Но научить читать, понимать, знать конфайнмент моделирование, я могу.

В рамках вебинара я научу:

  • Читать конфайнмент
  • Составлять простые модели
  • Дам шаблон
И вы будете лучше воспринимать материал, который я даю на всех других мероприятиях, глубже вникните в суть уже приобретенных продуктов.

Что будет на вебинаре:

  • Я расскажу, что такое конфайнмент
  • Чем он отличается от других систем
  • Какие есть выгоды и отличия
  • Расскажу, как строить модели
  • Расскажу о типовых элементах конфайнмента, причинах обуславливающих их расположение
  • Дам примеры конфайнмент-систем
  • Объясню суть взаимосвязей в системе
  • Вы узнаете порядок заполнения конфайнмента, логические элементы, схемы, все, что касается графического исполнения
  • Узнаете, как всё это использовать на практике
  • Вы получите пояснение по тем схемам, которые я уже давал и рассказывал
Например: двухдневный семинар «Модель женской психики. Научись понимать женщин». Он целиком и полностью представлен в виде конфайнмент-схемы. Тем, кто был на самом семинаре, когда я разъяснял у доски, было всё понятно. Сложнее тем, кто приобрёл семинар в записи. У человека, который смотрит всё это в записи, могут возникнуть вопросы: «А что это за блоки, а почему они расположены так? А что это за стрелки между блоками?».

После этого мероприятия таких вопросов больше не будет.

Вы будете понимать, начнете сами системно мыслить, моделировать, прогнозировать, делать более глубокий анализ личностных процессов и взаимоотношений в коллективе, понятнее и предсказуемее станут бизнес процессы. Кто-то сможет самостоятельно заполнять конфайнмент.

Конечно, где-то в интернете есть курс от самого Гагина Тимура Владимировича. Возможно, он общедоступен. И он понятнее станет после «Чтения конфанмента».

На моём мероприятии, я буду давать всё последовательно, с начала, с того, что для вас действительно важно, того, что вами может быть применимо.

И я буду отвечать на ваши вопросы.

Учимся мыслить структурировано, делать верные прогнозы, понимаем, воспринимаем материал в полной мере.

Читайте конфайнмент - изучайте запись семинара!

Конфайнмент-моделирование – своеобразная системная технология, позволяющая расставить приоритеты и выделить самые основные моменты, необходимые для определения дальнейших стратегий. Фактически, с помощью правильно построенной схемы можно разложить по полочкам все ключевые явления.

Зачем это нужно?

Когда человек владеет большим количеством информации, сосредоточиться на каком-то моменте может быть очень сложно. Необходима определенная иерархия, приоритетное распределение имеющихся данных. Неправильный выбор ключевого момента может поставить под угрозу все дальнейшие действия, и именно конфайнмент позволяет определить главные точки.

Людям свойственна определенная систематизация, необходимая для правильного ведения дел. На работе все нужные документы распределяются по папкам, дома для каждого предмета тоже есть свое место. С мыслями все сложнее: в голове все по полочкам так просто не разложишь.

Можно владеть неограниченным количеством информации, но для принятия правильного решения в той или иной ситуации значение зачастую имеет какой-то один момент. Задача конфаймента – распределить имеющиеся данные в графическом отображении, выводя на первое место как раз то, что необходимо.

Как это делается?

Конфайнмент-система представляет собой один большой круг, объединяющий в себе девять элементов. Каждый занимает свое место и логично связывается с шестью другими частями: три из него следуют, три к нему приводят. Таким образом, каждая деталь является одновременно и следствием, и причиной.

Расслоить систему можно на три круга:

  • средний;
  • внешний;
  • внутренний.

Внешний и внутренний являются приблизительно равными, а средний – своеобразный центр, связующее звено между ними. С его помощью воздействие из внутреннего круга передается к внешнему, процесс также повторяется в обратную сторону.

Таким образом, средний круг – промежуточная причина, а внешний и внутренний – данности.

Посмотрите также вебинар Чтение конфайнмента Дениса Бурхаева.

Итоговый результат

Итоговая схема не может вместить в себя всю имеющуюся информацию, но выделяет самое главное и необходимое для решения той или иной задачи. Если выбранные пункты, которые человек пытается вписать в круг, не вырисовывают единую систему – значит, выбран неправильный подход, точки опоры и ключевые элементы нуждаются в изменении.

Построить конфайнмент-систему непросто, курс от ее создателей занимает несколько недель. Начать можно с малого: хотя бы просто научиться читать другие системы. Проанализировав получившийся результат, можно будет понять практическую пользу итогового графика.


Понимание принципов работы и готовый шаблон помогут составлять простые модели, которые станут опорой в решении каких-то деловых или личных задач. Кроме того, это будет урок по системному мышлению и прогнозированию.

Loading...Loading...