Постановочное и спонтанное фото. В чем разница? Особенности свадебной фотографии Съемка для видеорекламы

Фотография – одно из немногих видов искусств, в котором результат (т.е. фото) может быть получен путём как изначальной подготовки, продумывания, так и совершенно спонтанно. Не всякий скульптор берёт в руки кусок глины, не зная хотя бы примерно, что он хочет вылепить. Так же как художник вряд ли станет изначально просто водить по холсту кистью, пока не получится нечто, похожее на картину. Но в фотоискусстве возможны оба способа творения произведений.
Существует два основных вида работы фотографа: постановочное фото и случайные, спонтанные снимки.
Рассмотрим их по порядку.

Что такое постановка?
Если кратко, то это реализация определённого замысла, сценария.

В фотографии для этого используется точка съёмки, ракурс, фотоаппаратура, оптика, свет, актёры, фильтры и не только. Постановочная фотография или, как ещё её называют, художественная, подразумевает идею в замысле. Это основа любого постановочного фото. Оно будет отличаться от всех остальных тем, что не подразумевает объективное отображение действительности, а скорее фиксирует картины, специально подобранные или рукотворно созданные для фотосъёмки с целью отображения некой художественной идеи.

Пролистайте альбомы дома. Свадебные фото, снимки других торжеств, инсценированные фотографии школьных лет мальчиков в мушкетёрских шляпах и девочек в костюмах леди. Любые снимки где модель каким-либо образом позирует. Это всё постановочные фото. В обычной жизни этот жанр применяется для съёмки торжественных, памятных мероприятий и несёт в себе определённую информацию о событии, персонажах и, как правило, многие из таких снимков имеют ярлык «на память».

Но есть и профессиональные постановки. Ими занимаются фотографы-профессионалы в своих студиях, где любой может заказать специально серию снимков, имеющих определённый сюжет. Либо же фотограф занимается данным видом съёмок для себя, с целью повышения собственного мастерства, получения настоящих произведений искусства, которые достойны даже серьезных выставок, а их стоимость исчисляется немалыми суммами.

Для этого вида работ необходимы различные технические составляющие. Фотокамера, освещение, окончательная обработка снимка, элементы целенаправленной материализации – предметы, актёры, грим, природные элементы, и, непосредственно, художественная идея. Это своего рода итог совокупности образов и технических представлений, которые требуют довольно серьёзных навыков и знаний по работе с фото, и, конечно же, художественного взгляда и воображения фотографа, что, тем не менее, не лишает фотографов-аматоров возможности пробовать свои силы в постановочных фотосъёмках. Это доступно для всех, т.к. основным условием для них является наличие фантазии и образности мышления.
А теперь перейдём ко второму виду фоторабот.

Что такое спонтанное фото?
По-своему интересно и много более наполнено жизнью спонтанное, случайное фото. Здесь так же нет ограничений по степени профессионализма, наличию дорогостоящей оптики или реквизита, и, опять-таки, присутствует обязательное условие наличия воображения и художественного взгляда у автора.

В чём же тогда разница, спросите Вы?
Во-первых в отсутствии срежессированного, искусственного сюжета и запланированных картин для съёмки. Во-вторых, такие фотографии как нельзя более тонко и точно отображают особенности характера человека, его эмоциональное, душевное состояние. Можно сказать, что это самые правдивые фото. И вот почему.

Этот жанр подразумевает «охоту» за реальными картинами повседневной жизни, живыми эмоциями неподозревающих о том, что их снимают, людей, увлечёнными переживаниями или каким-либо действием лицами. Для семейного альбома такие снимки можно делать не выходя из дома, сняв моменты реальной жизни Ваших близких, домашних питомцев, причём стараясь поймать кадр, в котором персонаж ещё не успел понять, что его фотографируют и увлечённо занят чем-то своим. Для более серьёзных работ точно так же выйдя на улицу, причём в любую погоду, просто под настроение и безо всякой конкретной мысли пройдясь по городу, можно подметить много интересных картин и занимательных ситуаций.

Острый глаз прирождённого фотографа сразу же вырвет из суетящейся толпы даже в непогоду одно сияющее счастьем лицо, человека полностью погруженного в себя, или готового расплакаться. Обычно ведь прохожие редко такое замечают – все спешат по своим делам. Вот трогательный момент – трёхлетний карапуз, даже понятия не имеющий, что за ним наблюдают, протягивает ластящемуся дворняге свою конфету. Или вот девушка на тоненькой шпильке, негодуя от назойливых капель начинающегося дождя, бежит к сухому месту, чтобы укрыться от непогоды. Не замечая никого вокруг, очень смешно корчит милое личико. Это самые простые примеры того, какими могут быть спонтанные кадры. Но с приобретением опыта и навыков классической фотографии можно добиться также потрясающих результатов и в этом жанре.

Свадебная фотография - это один из жанров фотосъемки, развитие которого идет в ногу с развитием мировой фотоиндустрии и использует все ее достижения. У сегодняшних молодоженов гораздо больше возможностей запечатлеть на фотоснимках главный день своей жизни, нежели у их родителей. Когда-то верхом совершенства считалось сделать постановочные свадебные фото в фотоателье или сфотографироваться в ЗАГСе во время церемонии и вместе с гостями.

Все остальные фотоснимки могли появиться лишь в случае присутствия среди гостей обладателя собственного фотоаппарата. Сегодня же профессиональные фотографы, снимая свадьбы, работают на празднике от начала и до завершения. Вместе с тем любой профессиональный фотограф подтвердит, что свадебная фотография - это еще и один из самых сложных и трудоемких видов фотоработы.

Собственно съемка свадьбы сочетает в себе два стиля: постановочный и репортажный. Постановочные фотографии - это украшение свадебного альбома, снимки в классическом, романтичном стиле, когда молодожены позируют фотографу. Причем мнение о том, что постановочные фотографии - это обязательно кадры с застывшими позами и каменными лицами, в корне неверно: в современном понимании постановочная свадебная съемка - это «история», «рассказ» о свадебном дне, написанный отдельными очень красивыми и естественными кадрами.

Репортажные фотографии - это пойманные мгновения, запечатленные живые эмоции и неожиданные ракурсы. Все вместе в сочетании и образует постановочно-репортажный стиль свадебной съемки, в котором работают большинство профессиональных свадебных фотографов.

Как известно, день свадьбы разделен на несколько этапов, и в каждом из них приходится применять свой способ съемки. Можно рассмотреть эту тему подробнее на примере традиционной российской свадьбы (именно по такому сценарию она проходит в 90% случаев).

Подготовка, сборы невесты и жениха. Утренняя суматоха, волнения и радостные предчувствия: все это - хороший материал для репортажных кадров. Украшение машин перед выездом к невесте, жених, надевающий галстук, благословение родителей и т. п. Утренние сборы невесты - это возможность сделать как репортажные, так и постановочные фотографии.

Процесс наложения макияжа, создание свадебной прически, забота подруг и родственников - здесь получается довольно интересный репортаж. Постановочные кадры делаются, когда невеста уже одета в свадебный наряд, образ завершен, а праздничная круговерть еще не началась, соответственно, и наряд, и прическа еще идеальны.

Приезд жениха и выкуп невесты. В эти моменты получаются очень эмоциональные снимки: конкурсы и задания для жениха, подруги невесты, находящиеся в радостной эйфории от происходящего, друзья жениха, которые подбадривают своего товарища. Постановочную съемку можно провести тогда, когда уже вся компания оказалась в доме невесты и открыто шампанское.

Церемония бракосочетания в ЗАГСе - главный и самый волнующий момент свадебного дня. В процессе ожидания приглашения на регистрацию практически всегда молодожены и гости заметно волнуются, поэтому задача фотографа - отвлечь их постановочными «общими» и групповыми снимками, но в то же время незаметно делая и портретные репортажные зарисовки. Во время церемонии делаются репортажные фотографии, которые на самом деле очень близки к постановочным: подписи в документах, надевание колец, первый поцелуй супругов, вручение свидетельства о браке и т. д.

Поздравления родных и гостей сразу после завершения регистрации - хорошая возможность сделать наполненный эмоциями кадр. То же можно сказать и о выходе молодоженов из ЗАГСа, забрасывании их лепестками цветов и зерном, выпускании голубей, разбивании хрустальных бокалов (опытным фотографам удается запечатлеть бокал в полете, его удар об асфальт и разлет осколков).

Иногда после ЗАГСа следует венчание в церкви. Для фотографа эта церемония представляет довольно сложную задачу, поскольку венчание - процесс достаточно интимный, в него нельзя вмешиваться и отвлекать молодоженов и священника, не везде можно ходить и перемещаться. К тому же в церкви нежелательно использовать вспышку. Для того чтобы сделать удачные репортажные кадры во время венчания, фотографу приходится становиться «невидимым». Постановочные кадры можно сделать в интерьерах церкви и перед входом уже по окончании церемонии венчания.

Прогулка. Все профессиональные фотографы подтвердят, что прогулка - это самая благоприятная для съемки часть свадьбы. Можно сделать все: и постановочную фотосессию с молодоженами на фоне достопримечательностей, природных ландшафтов, в интерьерах зданий (зависит от того, где проходит прогулка), и репортажные фото отдыхающих гостей, и общие снимки гостей с молодоженами. Можно сказать, что простор для творчества на прогулке безграничен. Именно во время прогулки делается основная часть снимков для свадебного фотоальбома, как репортажных, так и постановочных.

Свадебный банкет в ресторане или кафе. За исключением отдельных моментов, на банкете делается репортажная съемка. Красочная встреча молодоженов, поздравления гостей, танцы, конкурсы, зажжение «семейного очага», бросание букета невесты и т. п. Постановочные кадры на банкете чаще всего делаются, когда в зал вывозят свадебный торт: перед тем как это чудо кондитерской мысли разрежут, его, как правило, фиксируют целиком для истории. Репортажная съемка в ресторане может представлять определенную сложность для фотографа - если зал слишком темный, то приходится часто использовать вспышку и тщательно контролировать экспозицию, чтобы лица людей не выходили засвеченными.

Не редкость сегодня съемка свадьбы на две, а то и на три фотокамеры: и постановка, и репортаж делаются с разных точек и ракурсов, что существенно дополняет возможность компоновки наиболее удачных кадров.

Фотосъемка свадьбы - это одновременно и интересный, и сложный, и ответственный процесс («второй дубль» сделать, зачастую, невозможно, большинство событий происходит в первый и последний раз), поэтому фотографу приходится умело сочетать репортажный и постановочный стили съемки, понимая, где и какой стиль нужно применить, и не забывать при этом о творческом подходе: все-таки свадьба в большинстве случаев - достаточно красивое действо, и для настоящего художника это великолепный материал для творчества.

Одинаковых свадеб не бывает, поэтому важно еще и передать индивидуальность каждой пары. Правда, здесь многое зависит и от самих молодоженов… но это уже совсем другая тема.

Лучшие фотографии получаются в моменты естественных, непостановочных действий. Спонтанность и искренность делают снимки уникальными и живыми. Очаровательная полуулыбка на лице человека, не знающего, что его фотографируют, подчас красивее, чем миллион идеально отрепетированных поз и выражений лица. Естественные, спонтанные снимки - это настоящее искусство, и многие авторы стремятся его освоить.

by Lia Mstislavskaya

Энди Гамильтон (Andy Hamilton), свадебный фотограф из канадского города Саскатун, на себе прочувствовал, как тяжело даются "легкие" снимки. Автор, награжденный призами за необычный подход к творчеству, получающий заказы из Австралии, Саудовской Аравии, родной Канады и многих других стран, пропагандирует инновационный взгляд на фотоискусство. В его снимках страсть и чувство момента сочетаются с технической точностью и композиционной безупречностью. Энди подготовил несколько советов для тех, кто хочет научиться делать спонтанные снимки.

Что такое спонтанная, или внезапная, фотография?

Внезапными называют фото, модель на которых не осознает, что ее снимают. Человек в кадре поглощен каким-либо действием, мыслями, он улыбается, читает или просто идет по улице. Постановкой добиться нужного эффекта спонтанности невозможно, и фотографу приходится работать в условиях полной непредсказуемости.

Как правило, такая работа сложнее, чем съемка "с подготовкой" и требует от фотографа серьезного уровня мастерства. Только умелый автор с "натренированным" взглядом сможет сделать удачный кадр. Чтобы научиться снимать во "внезапной" технике на свадьбах, фестивалях, массовых мероприятиях, последуйте советам Энди.

Старайтесь не использовать вспышку

Спонтанные снимки лучше всего выходят, если модель вообще не знает, что ее фотографируют. Если вы не используете вспышку, у вас меньше опасности "быть обнаруженным". Чтобы минимизировать негативные эффекты от низкой освещенности, экспериментируйте с настройками камеры. Важно, чтобы снимок вышел настолько естественным, насколько это вообще возможно - в этом смысл спонтанных фото.


by Massimo Giachetti

Ищите подходящее место

Опытность фотографа проявляется, в том числе, в его умении выбрать правильный ракурс и точку для съемки. Найдите место, которое даст вам преимущества - особую обстановку, окружение, выгодную позицию модели. Можно разнообразить сюжет - например, если объект на переднем плане будет не в фокусе, вы сфотографируете главное действующее лицо из-за чьего-то плеча и так далее.


by Leniel Velazquez

Помните о динамике и композиции

Важнейший момент при спонтанной фотографии - непостановочность. Модель не должна производить впечатление позирующей, знающей, что ее снимают. Для создания "эффекта подглядывания" часто используют динамику. Снимая активно двигающихся людей, вы создадите нужное настроение. Если заставить объект двигаться невозможно - к примеру, при коммерческой съемке - нужную роль сыграет композиция. Измените угол, с которого снимаете (присядьте, лягте на пол) и снимок станет более естественным и нетривиальным.


by Brett Goldsmith

Используйте режим непрерывной съемки

Невозможно предсказать, когда наступит самый лучший момент для нажатия кнопки затвора. К тому же, всегда есть опасность, что модель окажется не в фокусе, а фото будет размытым. Уменьшить риски помогает использование режима непрерывной съемки. Сделайте быструю серию фотографий, чтобы иметь возможность выбрать самую легкую, спонтанную и эмоциональную. Непрерывный режим сильно повышает ваши шансы на успех, в особенности, если опыта спонтанной съемки у вас мало.

Возьмите с собой телеобъектив

Телевик позволяет снимать со значительного расстояния, сохраняя высокое качество фотографии даже на крупных планах. Чем дальше от модели стоит фотограф, тем меньше опасности, что она заметит его присутствие и направленную на нее камеру. С телеобъективами можно делать поразительные спонтанные фото, а также выстраивать эффектные сложные композиции, пользуясь большим расстоянием.


Спонтанные фото трудно создавать - качество кадра зависит от слишком большого числа факторов. Фотографу, которому нравится внезапно-эмоциональный жанр, важно научиться терпению. Чтобы сделать запоминающийся снимок придется ждать, все время оставаясь начеку. Не имеет значения, сколько времени вы потратили, если результатом труда стал уникальный момент истинных чувств и совершенной естественности, пойманный вашей камерой.


  • На место съемки выезжает один оператор.
  • Чаще – оператор привозит одну камеру и штатив, реже – берет в дополнение съемочные приборы.
  • Репортажная камера ограничена по своим характеристикам.
  • Съемка происходит без четкого плана.
  • При монтаже может получиться однотипный ролик, т.к. съемка происходит максимум из 3-5 ракурсов или даже с одного ракурса. Ограниченность оборудования не позволяет получить плавные наезды камеры.
  • Съемка только того, что происходит (или не происходит – если нужно просто снять оборудование).

Постановочная съемка видео

  • На место съемки выезжает съемочная группа. Минимальный состав – оператор и режиссер. По мере усложнения съемки к ним добавляются осветитель, дольщик, оператор фокуса, второй режиссер, актеры, гример, художник-постановщик, декоратор по костюмам и прочий персонал.
  • Оборудование для съемки: камеры, стедикам, осветительные приборы, рельсы, микрофоны и т.д.
  • Киношная камера позволяет получить яркое сочное изображение.
  • Съемка происходит по заранее спланированному сценарию и режиссерской раскадровке, где подробно описан каждый кадр.
  • При монтаже получается динамичный ролик, т.к. режиссер предусматривает плавную и частную смену плана. Для создания плавного движения камеры используют электронную систему стабилизации или рельсы.
  • Режиссер составляет календарно-постановочный план, который гарантирует, что за 1 съемочный день команда создаст максимально возможное количество кадров.
  • Создание сцен. При съемке оборудования его не просто снимают с одного ракурса, камера наезжает и отъезжает, сменяются планы, создается сцена использования оборудования.

Выбор между постановочной и репортажной съемкой

Ваше решение должно основываться на том, каких задач вы хотите добиться с помощью видеоролика. Для рекламной съемки лучше использовать постановочные кадры.

Предположим, вам нужно продать душевую кабинку. Вы ждете конкретного действия от зрителя – он должен принести вам деньги и купить кабинку. С помощью какой съемки это получится быстрее?

  • С помощью репортажной съёмки вы просто покажете факт наличия у вас душевой кабинки. Зритель скажет: «О, это кабинка».
  • С помощью постановочной съемки вы покажете красоту душевой кабинки, её характеристики. Зритель скажет: «Я хочу себе такую же».

Съемка для видеорекламы

Loading...Loading...