Отклонение заявок с демпинговой ценой 223 фз. Вы можете войти, используя учетную запись одной из социальных сетей. Как применяются антидемпинговые меры в госзакупках

В Положении о закупке автономного учреждения есть правила о применении антидемпинговых мер ко всем участникам закупок без исключений. Речь идет о случаях, в которых по результатам закупки цена договора снижается по отношению к начальной (максимальной) на 25% и более (демпинговая цена). Одной из антидемпинговых мер является предоставление участником закупки, с которым заключается договор по демпинговой цене, повышенного размера обеспечения исполнения контракта.
Следует ли применять это правило в отношении участников закупки - субъектов малого и среднего предпринимательства, учитывая ограничения, установленные в п. 25 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352 (с 1 января 2018 г. действие этого положения распространяется и на данное автономное учреждение)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Заказчик не может устанавливать требование о размере обеспечения исполнения договора, заключаемого по демпинговой цене, в сумме, превышающей 5% начальной (максимальной) цены договора либо размер аванса, если договором предусмотрена выплата аванса, в случае, если такая закупка осуществляется только среди субъектов малого и среднего предпринимательства.

Обоснование вывода:
Прежде отметим, что согласно Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) целями регулирования этих закупок названы в том числе расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия; развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки; предотвращение коррупции и других злоупотреблений. А в числе принципов, которыми заказчики должны руководствоваться при закупке, названы, в частности, принципы равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки ( Закона N 223-ФЗ).
В силу Закона N 223-ФЗ не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Соответствующие требования должны применяться в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора. В соответствии с Закона N 223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Ни РФ, которым руководствуются заказчики ( Закона N 223-ФЗ), ни сам N 223-ФЗ не содержат закрытого перечня требований, которые могут предъявляться к участникам закупки, либо прямого запрета на применение какого-либо требования, в связи с чем установление заказчиком в Положении о закупке антидемпинговых мер не нарушает требования N 223-ФЗ. В АС Центрального округа от 02.11.2016 N Ф10-3708/16 отмечено, что установление в положении о закупке антидемпинговых мер способствует удовлетворению потребностей заказчика в товаре с необходимыми показателями цены, качества и надежности, а также способствует наиболее эффективному использованию денежных средств при закупке товара высокого качества.
Вместе с тем, как Вы верно отметили, в п. 25 Положения, утвержденного Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352 "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Положение), установлены ограничения в отношении закупок, осуществляемых среди субъектов малого и среднего предпринимательства: если в документации о такой закупке установлено требование к обеспечению исполнения договора, размер такого обеспечения: а) не может превышать 5% начальной (максимальной) цены договора (цены лота), если договором не предусмотрена выплата аванса; б) устанавливается в размере аванса, если договором предусмотрена выплата аванса.
Соответственно, если заказчик относится к категории лиц, на которых распространяет свое действие Положение (п. 2 Положения), и при этом антидемпинговые меры положения о закупках этого заказчика предполагают определенный размер обеспечения исполнения договора, этот размер не может составлять сумму, превышающую 5% начальной (максимальной) цены договора либо размер аванса, если договором предусмотрена выплата аванса, в случаях заключения договора в соответствии с пп. "б" п. 4 Положения (по результатам закупок, осуществляемых только среди субъектов малого и среднего предпринимательства).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Порядок оценки заявок, позволяющий избежать необоснованного снижения цены при осуществлении закупки

Сегодня речь пойдет о том, каким образом в рамках проведения конкурентных процедур по 223-ФЗ необходимо ограничивать влияние цены договора (критерия цены договора) на результат оценки и сопоставления заявок. Зачем это нужно? В большинстве случаев заказчику не нужно снижение цены вопреки мнению ФАС и других органов, авторов реформ в сфере закупок. Логика простая: за счет снижения цены происходит снижение качества поставляемых товаров/работ/услуг. Именно поэтому в рамках закупок заказчики сталкиваются с понятием демпинга.

Демпинг (от англ. dumping - «сброс»): продажа товаров и услуг по искусственно заниженным ценам. Демпинговые цены существенно ниже рыночных цен, а иногда даже ниже, чем себестоимость товара или услуги.

Зачем и когда участники закупок применяют демпинг?

  1. При острой и срочной потребности в денежных средствах, когда нужно получить заказ любой ценой с расчетом «на авось». Ведь необходимо содержать фирму, платить зарплату работникам и как-то покрыть свои расходы.
  2. С целью получения контакта с заказчиком.
  3. С целью «разваливания» закупки и вымогательства денежных средств у победителя процедуры закупки и заказчика.

Именно поэтому необходимо применение «антидемпинговых мер», которые не прописаны в 223-ФЗ, но их всегда можно установить в Положении о закупке. По 44-ФЗ эти меры выражаются в повышенном обеспечении контракта (в полуторном размере): если участник снизил цену более чем на 25%, то заказчик обязан запросить повышенное обеспечение контракта.

Многие заказчики в Положении о закупке предусматривают меры по защите своих интересов от экономически необоснованного снижения цен при осуществлении закупок. Существуют следующие инструменты:

  • Как и в 44-ФЗ: через установление повышенного размера обеспечения исполнения договора (1) и / или необходимости предоставления участником документального подтверждения обоснованности предлагаемой им цены договора (2). За основу разработчики берут статью 37 закона «О контрактной системе» и включают ее в Положение.
  • Пример 1. если при проведении закупки участником закупки, с которым заключается договор, предложена цена договора, которая на двадцать пять и более (?) процентов ниже начальной (максимальной) цены договора, договор заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения договора в размере, превышающем в полтора раза (?) размер обеспечения исполнения договора, указанный в документации о закупке, но не менее чем в размере аванса (если договором предусмотрена выплата аванса).

    Насколько эффективна эта мера? С точки зрения спикера она не очень эффективна, так как не избавляет заказчика от тех участников, которые хотят нарушить процедуру закупки и получить любой контракт, предлагая низкую цену. Также в данном случае заказчик не защищен от тех, кто подает жалобы и зарабатывает на «сносе» процедур закупок. Таким образом, решать проблему стоит до ее возникновения.

    Пример 2. В случае, если при проведении закупки участником закупки предложена цена договора, сниженная на 25 и более процентов (?) по отношению к начальной (максимальной) цене договора, указанной в документации о закупке, участник закупки, признанный победителем процедуры закупки или единственным участником, заявка которого соответствует документации о закупке, обязан предоставить Заказчику письменное обоснование предлагаемой цены договора, которое может включать в себя гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара, документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки, смету на выполнение работ, иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара, выполнение работ, оказание услуг по предлагаемой цене.

    Эта мера возникает уже на этапе заключения договора, поэтому ее также можно признать неэффективной. Демпинг является незаконным, поэтому можно ему противостоять: оформить документацию таким образом, что ни один участник не поймет, как правильно ее заполнить.

  • Через установление порядка оценки и сопоставления заявок, которые делают бессмысленным и безрезультатным применение демпинга для участника закупки.
  • Случай из практики: в 2011 году была серия из 10 аукционов, было подано 200 заявок. Было отклонено 190, осталось только 10. Заявки были отклонены законно, но возник скандал. Чтобы не создавать лишнего шума, гораздо эффективнее и предпочтительнее с точки зрения интересов заказчика убрать демпинг с помощью порядка оценки и сопоставления заявок в документации о закупке.

Как это сделать? Применить следующие меры:

  1. Весомость (значимость) критерия цена договора, в том числе «плавающая» (изменяемая) весомость (значимость) критериев оценки и сопоставления заявок на участие в процедуре закупки при снижении цены участниками закупки ниже определенных значений (по отношению к НМЦК). В рамках 223-ФЗ заказчик при установлении весомости (значимости) критерия цена договора связан только своим Положением о закупке, то есть может установить любую весомость (значимость) критерия «цена договора» (любой процент, как прописано в Положении). Возможно применение заказчиком «плавающей» (изменяемой) весомости (значимости) критериев оценки и сопоставления заявок. Если поставить 10% на цену, а остальное - на нестоимостные критерии оценки, то цена практически не будет влиять на результаты процедуры. Что такое «плавающая» весомость критериев?
  2. Пример. При проведении процедуры закупки заказчик вправе установить различные величины значимости критериев оценки заявок для случаев подачи участником закупки заявки на участие в процедуре закупки, содержащей предложение о цене договора, которая: 1) до двадцати пяти процентов (?) ниже начальной (максимальной) цены договора; 2) на двадцать пять и более (?) процентов ниже начальной (максимальной) цены договора. В случае подачи заявки на участие в процедуре закупки, содержащей предложение о цене договора на двадцать пять и более (?) процентов ниже начальной (максимальной) цены договора, величина значимости такого критерия, как цена договора, устанавливается равной десяти процентам суммы величин значимости всех критериев оценки заявок.

    Большое преимущество 223-ФЗ: критерии можно прописывать в Положении о закупке самостоятельно. Цена договора не будет являться решающим фактором.

    Применение заказчиком «плавающей» (изменяемой) весомости (значимости) при оценке и сопоставлении заявок делает бессмысленным применение демпинга участниками закупки.

  3. Применение формулы оценки по критерию «цена договора», в которой предложения участников закупки оцениваются не по отношению к самой низкой из предложенных цен, а по отношению к начальной (максимальной) цене договора, указанной в документации о закупке.
  4. Использование специального коэффициента (показателя) снижения цены договора при оценке и сопоставлении заявок при снижении цены участниками закупки ниже определенных рамок (по отношению к НМЦК).

Также существуют закупочные инновации: показатели коэффициента снижения цены договора, то есть критерий отклонения цены договора. Такой порядок был обнаружен при сопоставлении судебной практики.

Правовая позиция: использование заказчиком критерия отклонения цены с целью исключения экономически необоснованного снижения цены контракта участниками закупки является правомерным.

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 февраля 2016 года по делу № А56- 28921/2015

Пример из практики: предприятие ЖКХ закупало услуги по ремонту и обслуживанию лифтов в Санкт-Петербурге. В конкурсной документации был прописан такой момент: рейтинг, присуждаемый заявке участника по указанному критерию, определяется по формуле, в которую входит коэффициент отклонения цены. Значение коэффициента отклонения цены поставлено заказчиком в зависимость от предложенного участником конкурса снижения цены договора: если участником конкурса предложено понижение цены от 0% до 5%, то значение критерия отклонения цены равно «1», от 5% до 15% - «1,5», от 15% до 25% - «2», от 25% до 33% - «1,5», более 33% - «1».

Зная практику своего региона, можно прогнозировать решения. Территориальный орган ФАС не может игнорировать позицию Арбитражного суда своего региона. Заказчик обосновал свои действия представлением прокуратуры Санкт-Петербургского округа, которое говорило о том, что при ремонте и обслуживании лифтов ранее происходило снижение цены, что приводило к неэффективному расходованию бюджетных средств. То есть заказчик обосновал, зачем ему это нужно. Используя этот подход, можно «нарисовать» любой результат этапа сопоставления и оценки заявок. В комплексе все меры дают нужный результат оценки. Это можно использовать не только в классических целях «антидемпинга», но и при возникновении проблемы учета НДС при оценке и сопоставлении заявок.

Проблема учета НДС при оценке и сопоставлении заявок и ее решение с помощью «антидемпинговых» мер

Многие считают, что решить проблему НДС в процедуре оценки и сопоставления заявок невозможно. Но это не так. Некоторым заказчикам нужно возмещать НДС, поэтому им невыгодно работать с поставщиком, который применяет упрощенную схему налогообложения.

Устанавливается базис сравнения ценовых предложений. У участника, применяющего НДС, отнимаются эти 18%, и ценовые предложения оцениваются по реальной.

По факту цена может не меняться и вообще не падать, но поставщику будет предоставляться преимущество на этапе оценки и сопоставления заявок.

Правовая позиция: в порядке оценки и сопоставления заявок нельзя устанавливать, что ценовые предложения участников закупки с НДС оцениваются без учета НДС, поскольку порядок оценки распространяется на всех участников закупки, в том числе применяющих иной налоговый режим.

Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 29 июля 2015 года по делу № А73-14973/2014

В чем логика суда и ФАС? В том, что применение при оценке заявок вычета НДС из ценовых предложений участников закупки, являющихся плательщиками указанного налога, может, что не опроверг заявитель жалобы, привести к созданию преимущественных условий данным участникам по сравнению с участниками, применяющими упрощенную систему налогообложения. То есть привести к созданию неравных условий и, соответственно, ограничению конкуренции, что противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Как правильно определила апелляционная коллегия, установленный обществом в конкурсной документации порядок закупки допускает уменьшение ценового предложения участника, являющегося плательщиком НДС на сумму учтенного НДС, а ценовые предложения участников, применяющих иной налоговый режим, остаются неизменными.

Пример незаконного расчета:

Пример законного расчета баллов: начальная (максимальная) цена договора: 100 рублей 2-ве заявки: Участник № 1: цена 95 рублей, в том числе НДС 14,49 рублей Участник № 2: цена 84 рублей (падение 16 %) Коэффициент отклонения цены при падении до 15 % - 2, свыше 15% - 1. Количество баллов у участника № 1: (100-95): 100 х 100 = 5 баллов Умножая на коэффициент отклонения 2 получаем 10 баллов Количество баллов у участника № 2: (100-84): 100 х 100 = 16 баллов Умножая на коэффициент отклонения цены 1 получаем 16 баллов Разница в баллах по критерию цена договора между участником № 1 и № 2 = 6 баллам Если мы установим низкую значимость (весомость) по критерию цена договора (например, 10 %) , то будет у участника № 1: 5 баллов х 0,1 = 0,5 балла у участника № 2: 16 баллов х 0,1 = 1,6 балла.

Таким образом, с помощью антидемпинговых мер можно добиться нужного результата и знать на 100% результаты торгов. Это делается не через один критерий оценки и сопоставления заявок, а через управляемые нестоимостные критерии. Можно прописать определенные критерии, с помощью которых можно узнать итоговые баллы: срок выполнения работ, срок поставки товара, срок гарантии, наличие или отсутствие аванса и так далее.

Вопросы участников

Почему Центральный аппарат ФАС России не борется с демпингом? Ведь в определенных видах закупок, например, в строительстве, можно ограничить предложение по снижению цены не более чем на 10%.

Имеет место быть коррупционная составляющая в части навязывания системы электронных аукционов. Факт, что при реформе госсзакупок лоббируются интересы крупных российских банков. Это сотни миллиардов рублей средств, которые прокручиваются в них. Именно поэтому основным способом закупок является электронный аукцион.

Является ли порядок оплаты существенным условием?

В зависимости от вида договора. Если стороны называют эти условия существенными и прописывают это в договоре.

Договор до 100 000 рублей. Цена договора не должна превышать 84 000 рублей без НДС?

Цена договора может составлять 100 000 рублей, НДС уплачивается в полном размере.

Один участник предложил цену без НДС. Как считать критерий цены?

Как написано в Порядке оценки и сопоставления заявок. Он устанавливается в Положении о закупке.

Если они есть, то да. Обычно техническое задание и спецификация являются частью договора.

По ранее действовавшему закону о размещении госзаказов (закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ) главным критерием отбора поставщиков и исполнителей являлась предложенная ими цена. Контракты заключались с коммерсантами, в заявках которых она была наиболее низкой. На практике это оборачивалось низким качеством поставляемой продукции, срывом заявленных сроков и прочими неприятностями для заказчика. Антидемпинговые меры по 44-ФЗ, закону от 05.04.2013, вступившему в силу в январе 2014 года, призваны не допускать подобных ситуаций, препятствуя искусственному занижению цены участниками аукционов.

Барьеры демпингу

Демпинг – это продажа товаров (работ, услуг) по искусственно заниженной цене. Государству пришлось ужесточить процедуру проведения конкурсов и аукционов, так как недобросовестные коммерсанты и оборотистые мошенники довольно быстро научились его обманывать. Предлагая самую низкую цену, и выигрывая конкурс по формальным критериям, они нередко удерживали ее за счет ненадлежащего качества товара или услуги. Иногда сметы пересматривались в процессе работы, когда, уже выполнив ее часть, исполнитель начинал убеждать заказчика, что первоначальные цены необходимо повысить. Иногда и вовсе, получив аванс, поставщик-мошенник исчезал вместе с государственными деньгами.

Поэтому антидемпинговые меры применяются по 44-ФЗ оправданно и неслучайно. Их основная цель – не позволить поставщикам и исполнителям выигрывать конкурсы за счет недобросовестного (искусственного) снижения цены на предлагаемые товары и услуги. Она достигается двумя способами (37-я статья закона № 44-ФЗ):

    если начальная/максимальная цена контракта по итогам конкурса (аукциона) составляет не больше 15 000 000 рублей, стороны заключают контракт:

    • либо после предоставления поставщиком / исполнителем / подрядчиком (участником закупки) увеличенного в полтора раза обеспечения – по сравнению с величиной, указанной в конкурсной документации, но не менее суммы аванса, если его выплата заказчиком предусмотрена;

      либо после предоставления участником информации, которая свидетельствует о его добросовестности ;

    если начальная/максимальная цена контракта превышает 15 000 000 рублей, до заключения контракта участник должен предоставить полуторное обеспечение (но не менее суммы аванса) в обязательном порядке.

Критерии добросовестности участника определены п. 3 ст. 37 указанного закона. В частности, в течение года или в течение трех лет до подачи текущей заявки он должен добросовестно исполнить не менее 3-х контрактов (без штрафов и неустоек). Или в течение двух лет – не менее 4-х контрактов, из которых не менее 75% исполнено без нареканий. Информация проверяется по специальному Реестру. При этом хотя бы один из ранее заключенных контрактов должен составлять не менее 20% от цены запланированного контракта.

Применение антидемпинговых мер по 44-ФЗ

Итак, антидемпинговые меры способствуют «отсечению» от конкурсов и аукционов коммерсантов, для которых главное – заключить контракт, а не его исполнить. Однако применяются они только в определенных случаях.

Дополнительные сдерживающие меры необходимы, если участник закупки существенно снижает начальную или максимальную цену контракта – не менее чем на 25%. Но из этого правила есть несколько исключений.

Следует учесть, что вышеуказанные ограничения, препятствующие искусственному занижению цены, касаются только проведения конкурсов и аукционов, где на стороне заказчика выступают государственные структуры. Антидемпинговые меры по 44-ФЗ запрос котировок и предложений не охватывают.

Особый порядок разработан для госзакупок лекарств, жизненно-необходимых населению. Их перечень утверждается Правительством РФ. Оно же устанавливает и предельно допустимую цену на такие лекарственные средства. Если участники торгов снижают цену менее чем на 25% относительно этой величины, антидемпинговые защитные меры к ним не применяются.

Если поставщики товаров, требующихся для бесперебойного жизнеобеспечения граждан (продукты, топливо и т.д.), при проведении конкурса снижают цену больше чем на 25%, им необходимо ее документально обосновать. Например, предоставить гарантийное письмо от их производителя или товарную накладную (п. 9, 10 ст. 37 закона № 44-ФЗ).

Антидемпинговые меры по 44-ФЗ: пример расчета

Согласно п. 6 ст. 96 закона № 44-ФЗ, обеспечение контракта может варьироваться от 5 до 30 процентов от его начальной или максимальной цены.

Например, если цена составляла 10 000 000 рублей, а сумма обеспечения – 2 000 000, то поставщик, снизив цену более чем на 25%, должен будет увеличить обеспечительный взнос в полтора раза, и предварительно внести 3 000 000 рублей.

Но, если по условиям контракта поставщику полагается аванс в размере, например, 5 000 000 рублей (50% от цены контракта), сумма обеспечения возрастет до этой величины, поскольку при авансе, превышающем 30% от суммы контракта, размер обеспечения устанавливается именно в размере аванса.

1. Если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

2. Если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника в соответствии с частью 3 настоящей статьи, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в документации о закупке.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. К информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов (с учетом правопреемства), исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). При этом цена одного из таких контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В случае проведения открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, закрытого конкурса, закрытого конкурса с ограниченным участием, закрытого двухэтапного конкурса информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, предоставляется участником закупки в составе заявки на участие в открытом конкурсе, конкурсе с ограниченным участием, двухэтапном конкурсе, закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе. Комиссия по осуществлению закупок отклоняет такую заявку в случае признания этой информации недостоверной. Решение об отклонении такой заявки фиксируется в протоколе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с указанием причин отклонения такой заявки, доводится до сведения участника закупки, направившего заявку, не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола. Если участником закупки в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, в составе заявки на участие в открытом конкурсе, конкурсе с ограниченным участием, двухэтапном конкурсе, закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе не предоставлена информация, подтверждающая его добросовестность в соответствии с частью 3 настоящей статьи, контракт с данным участником заключается после предоставления им обеспечения исполнения контракта в размере, в полтора раза превышающем размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о закупке.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. В случае проведения открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, аукциона информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, предоставляется участником закупки при направлении заказчику подписанного проекта контракта. При невыполнении таким участником, признанным победителем конкурса или аукциона, данного требования или признании комиссией по осуществлению закупок информации, предусмотренной частью 3 настоящей статьи, недостоверной контракт с таким участником не заключается и он признается уклонившимся от заключения контракта. В этом случае решение комиссии по осуществлению закупок оформляется протоколом, который размещается заказчиком в единой информационной системе не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Обеспечение, указанное в частях 1 и настоящей статьи, предоставляется участником закупки, с которым заключается контракт, до его заключения. Участник закупки, не выполнивший данного требования, признается уклонившимся от заключения контракта. В этом случае уклонение участника закупки от заключения контракта оформляется протоколом, который размещается в единой информационной системе и доводится до сведения всех участников закупки не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.

7. При проведении конкурсов в целях заключения контрактов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, оказание консультационных услуг заказчик вправе установить в конкурсной документации различные величины значимости критериев оценки заявок для случаев подачи участником конкурса заявки, содержащей предложение о цене контракта, которая:

1) до двадцати пяти процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта;

2) на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта.

8. В случаях, предусмотренных пунктом 2 части 7 настоящей статьи, величина значимости такого критерия, как цена контракта, устанавливается равной десяти процентам суммы величин значимости всех критериев оценки заявок.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Если предметом контракта, для заключения которого проводится конкурс или аукцион, является поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствие, средства для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства, топливо), участник закупки, предложивший цену контракта, сумму цен единиц товара на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, наряду с требованиями, предусмотренными настоящей статьей, обязан представить заказчику обоснование предлагаемых цены контракта, суммы цен единиц товара, которое может включать в себя гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара (за исключением случая, если количество поставляемых товаров невозможно определить), документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки, иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемым цене, сумме цен единиц товара.

(см. текст в предыдущей редакции)

1) участником закупки, предложившим цену контракта, сумму цен единиц товара на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, в составе заявки на участие в открытом конкурсе, конкурсе с ограниченным участием, двухэтапном конкурсе, закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе. В случае невыполнения таким участником данного требования или признания комиссией по осуществлению закупок предложенных цены контракта, суммы цен единиц товара необоснованными заявка такого участника отклоняется. Указанное решение комиссии по осуществлению закупок фиксируется в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) участником закупки, с которым заключается контракт, при направлении заказчику подписанного проекта контракта при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, аукциона. В случае невыполнения таким участником данного требования он признается уклонившимся от заключения контракта. При признании комиссией по осуществлению закупок предложенных цены контракта, суммы цен единиц товара необоснованными контракт с таким участником не заключается и право заключения контракта переходит к участнику закупки, который предложил такие же, как и победитель этого конкурса или аукциона, цену контракта, сумму цен единиц товара или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем этого конкурса или аукциона. В этих случаях решение комиссии по осуществлению закупок оформляется протоколом, который размещается в единой информационной системе и доводится до сведения всех участников закупки не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.

Подскажите пожалуйста! Закупка проводилась по 44 - ФЗ, участник скинул цену контракта больше, чем на 25 %,может ли он подтвердить свою добросовестность контрактами (исполненными без штрафов и пеней) заключенными по 223-ФЗ?

Ответ

Заказчик проводит конкурс или аукцион, НМЦК ≤ 15 млн руб., и победитель снижает цену на 25 и более процентов. Тогда заказчик применяет антидемпинговые меры. У победителя есть выбор: предоставить повышенное в 1,5 раза обеспечение контракта или подтвердить добросовестность. Об этом сказано в части 2 статьи 37 Закона № 44-ФЗ.

Если участник подтверждает добросовестность, сумма обеспечения не меняется. Как подтвердить добросовестность - в рекомендации.

Какими способами участник подтверждает добросовестность

Чтобы подтвердить добросовестность, победитель предоставляет заказчику информацию из реестра контрактов. При этом у участника есть выбор, какие именно сведения показать.

1. Информация о трех и более контрактах. При этом победитель исполнил контракты без штрафов и в течение года до даты, когда подают заявки.

2. Информация о четырех и более контрактах. При этом все контракты победитель исполнил в течение двух лет до даты, когда участники подают заявки, и более 75 процентов контрактов - без штрафов.

3. Информация о трех и более контрактах. При этом победитель исполнил контракты без штрафов и в течение трех лет до даты, когда подают заявки.

Для всех трех вариантов, которые возможны для победителя, действует общее правило. Стоимость одного из контрактов должна составлять не менее 20 процентов цены, которую предложил участник закупки. Например, заказчик проводит аукцион и НМЦК - 15 млн руб. Участник предложил цену контракта - 10,5 млн руб. Цена одного из контрактов, которые предоставит победитель, должна составлять не менее 2,1 млн руб. (10,5 × 20%).

Об этом сказано в части 3 статьи 37 Закона № 44-ФЗ и разъяснено в письме Минэкономразвития России от 7 декабря 2016 года № Д28и-3260.

Закон № 44-ФЗ не указывает, что участник должен предоставить информацию о контрактах с предметом закупки, в которой победил.

Ситуация: победитель закупки, который снизил НМЦК на 25 процентов и более, работает на рынке меньше года. Как доказать добросовестность?

Участник вправе предоставить заказчику информацию о трех и более контрактах, которые исполнил без неустоек. Об этом сказано в части 3 статьи 37 Закона № 44-ФЗ и разъяснено в письме Минэкономразвития России от 28 января 2016 года № ОГ-Д28-1419.

Ситуация: как победителю совместной закупки подтвердить добросовестность

Победитель совместной закупки предоставляет заказчику информацию из реестра контрактов. При этом цена одного из исполненных контрактов должна составлять не менее 20 процентов суммы цен всех контрактов совместной закупки. Такой позиции придерживаются специалисты Минэкономразвития России в письме от 11 января 2016 года № Д28и-46.

Специалисты Минэкономразвития ссылаются на то, что НМЦК, которую заказчик указывает в извещении и документации при совместной закупке, определяют как сумму начальных (максимальных) цен контрактов каждого заказчика. А антидемпинговые меры заказчик применяет, когда участник снижает НМЦК из извещения на 25 и более процентов (подп. «б» п. 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1088, ст. 37 Закона № 44-ФЗ).

Ситуация: может ли участник аукциона на молоко подтвердить добросовестность контрактами на фрукты

Да, может.

Чтобы подтвердить добросовестность, участник предоставляет информацию из реестра контрактов. Законодатель не установил, что контракты должны быть на поставку аналогичных товаров (ч. 3 ст. 37 Закона № 44-ФЗ, письмо Минэкономразвития России от 12 февраля 2016 года № Д28и-287).

Ситуация: можно ли подтвердить добросовестность договорами по 223-ФЗ, коммерческими контрактами, договорами субподряда

Нет, нельзя. Добросовестность участник подтверждает информацией из реестра контрактов по Закону № 44-ФЗ. Коммерческие контракты и договоры субподряда не включают в реестр контрактов. Договоры по 223-ФЗ включают в реестр договоров по Закону 223-ФЗ (ч. 3 ст. 37 Закона № 44-ФЗ).

Как участник предоставляет информацию о добросовестности

Участники конкурса предоставляют информацию о добросовестности в составе заявки, участники аукциона - с подписанным проектом контракта. При этом заказчик действует в зависимости от ситуации.

Конкурсная комиссия установила, что информация о добросовестности недостоверна . Комиссия отклоняет заявку и вносит информацию в протокол рассмотрения и оценки заявок. В протоколе указывают причину, по которой заявку отклонили. Комиссия подписывает протокол, и в течение следующего рабочего дня заказчик уведомляет участника о том, что заявку отклонили.

Участник конкурса не предоставил информацию о добросовестности в составе заявки. Заказчик не отклоняет заявку участника, но заключает контракт только после того, как победитель предоставит увеличенное в 1,5 раза обеспечение контракта. При этом, если заказчик предусмотрел в контракте аванс, победитель предоставляет обеспечение, размер которого не меньше аванса.

Участник аукциона не предоставил информацию о добросовестности или аукционная комиссия установила, что информация недостоверна . Участника признают уклонившимся. Комиссия оформляет решение протоколом. Протокол подписывают и в течение следующего рабочего дня размещают в ЕИС.

Об этом сказано в частях 4 и 5 статьи 37 Закона № 44-ФЗ, постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 23 июня 2016 года № Ф06-9551/2016, решении Самарского областного суда от 8 ноября 2016 года № 21-2087/2016.

Заказчик подписывает контракт только после того, как победитель предоставит информацию о добросовестности или обеспечение. Об этом сказано в части 2 статьи 37 Закона № 44-ФЗ и разъяснено в письме Минэкономразвития России от 8 ноября 2016 года № Д28и-2911.

Нет, участник подтверждает свою добросовестность информацией из реестра контрактов только по Закону № 44-ФЗ.

Loading...Loading...