Оптический и цифровой зум: чем они отличаются? Что такое Zoom в фотокамерах? Оптическое увеличение в фотоаппарате

Выбор и покупка фотоаппарата - дело нелёгкое и ответственное: мало того что нужно учесть все желаемые функции и характеристики прибора, так еще и необходимо найти такой аппарат в подходящей ценовой категории. Самая главная ошибка покупателя - беспрекословное полагание на слова консультанта торгового зала. Как известно, основная задача менеджеров - повышение продаж. Для хорошей рекламы товара маркетологи идут на различные уловки, например указывают в описании к прибору огромное значение зума, а какой именно зум (оптический или цифровой), не указывают, надеясь на некомпетентность покупателя. Чтобы избежать всего этого и выбрать оптимальный прибор, стоит заранее узнать всё о функции зумирования и разновидностях зума.

Что такое зум?

Zoom (зум) - это особый параметр объектива фотоприбора, позволяющий изменять масштаб, тем самым увеличивая удаленные объекты. С его помощью можно издали снимать звезд, масштабировать и фотографировать хоть цветы в окне на 9-м этаже, хоть испытания военной техники и вылет снарядов без всякого психического и физического вреда.

Зум зависит от значения фокусного расстояния. ФР - это длина отрезка от середины линзы до матрицы, т. е. точки фокусировки. Её принято отмечать на объективе в миллиметрах, к примеру, пара цифр 5,8-24 мм: первая цифра - это ФР на коротком конце, а вторая цифра - ФР на длинном конце. Если мы поделим число длинного ФР на число короткого, то получим значение зума, равное четырем.

Цифровой зум

Теперь, когда мы знаем, что такое зум, стоит разобраться в основных его разновидностях: цифровой и оптический. Некоторые камеры объединяют в себе и ту, и другую разновидности.

Цифровой зум, при сравнении с оптическим, - это своего рода фикция, ведь посредством его применения можно получить лишь продукт цифровой переработки, а не реально качественно приближенный объект на фото. Масштабирование происходит посредством растяжения программой центральной части фотографии до тех пределов, пока она не достигнет размера исходного кадра.

Если кратность цифрового зума велика, изображение можно увеличить с меньшими потерями качества, если же мала, то при увеличении качество утеряно безвозвратно. Уже заполненные микрофрагменты невозможно качественно улучшить, так что такие изображения при увеличении сильно пикселизируются.

Тем не менее нельзя однозначно говорить, что, применяя цифровой зум, можно получить лишь изображение низкого качества, ибо методология цифровой обработки не стоит на месте, а непрестанно улучшается. В сравнении с устройствами буквально 7-летней давности, нынешние обработочные программы фотоаппаратов способны значительно увеличивать изображения, причем делается это настолько качественно, что растяжение практически незаметно.

Если же ваши требования этот зум однозначно не удовлетворяет, всегда можно либо отключить, либо сменить в настройках его значение.

Оптический зум

Такой зум - это увеличение изображения путем применения окуляра. За счёт сокращения обзорного угла, т. е. фокусного расстояния, осуществляется приближение объекта на фото. Главным преимуществом оптического зума перед цифровым является тот факт, что при увеличении изображения в нём не уменьшается межпиксельное расстояние, так что качество фото не ухудшается.

Диапазон фокусных расстояний можно увидеть непосредственно на объективе. Естественно, при с оптическим зумом предпочтительно наибольшее его возможное значение, тем более что отрасль не стоит на месте, буквально «штампуя» всё более и более усовершенствованные приборы.

Суперзумы - рекордсмены кратности зума

В нынешнее время оптическим 10-кратным зумом можно удивить разве что 80-летнюю бабушку. Прогресс на лицо, и нынешнее поколение уже вольно наслаждаться компактными камерами, оснащёнными 50-кратным зумом. Это оценивается не просто как прорыв, а как целый скачок, прыжок длиной в поколения. Действительно, что такое зум цифровой, в сравнении с оптическим суперзумом? Компакты с таким зумом по непревзойденному качеству фото уже успели составить ощутимую конкуренцию громоздким наборам из зеркалки и бесчисленных объективов, которые профессиональные фотографы в поте лица тащат на все фотосессии. Естественно, многих из специфических «примочек» высокофункционального фотооборудования такие компакты-суперзумы не заменят, однако в плане мобильности и эргономичности они дают им фору.

В силу того что компакты и так имеют мощный зум, объектив такой камеры не нуждается в постоянном снятии/надевании с целью поиска наиболее подходящего в конкретной фотосессии, так что это предотвращает попадание пыли на матрицу.

Зум также присутствует и в видеокамерах. Самым прогрессивным вариантом в этом случае будет являться суперзум с ручным зуммированием. Даже несмотря на то, что видеокамера с зумом - нынче не новинка, тем не менее наличие в приборе подобной функции - это значительный бонус.

Таким образом, лучше всего выбрать аппарат с оптическим зумом или компакт с суперзумом. Вы уже знаете, что такое зум цифровой и что такое качество увеличения фото. Зум не должен быть главным поводом для покупки аппарата, лучше приобрести хорошую камеру, предусматривающую возможность смены оптики. В таком случае, если желание или иметь высокократный зум вас захлестнут окончательно, всегда можно прикупить подходящий объектив.

Статьи и Лайфхаки

Наш материал для тех, кто хочет разобраться, что же такое на самом деле цифровой зум, который имеется в вашем смартфоне, согласно приведенным на сайте продавца характеристикам.

На самом деле в нем нет абсолютно ничего сложного: это всего лишь программное масштабирование полученной с сенсора камеры картинки перед тем, как сохранить в фотоснимок в файл.

А какой еще бывает зум

Почему именно цифровой? Потому, что кроме него, зум бывает еще и оптическим. Более того, если речь идет о камерах фотоаппаратов, то в них он встречается гораздо чаще.

Объектив фотокамеры имеет достаточные габариты, чтобы разработчики могли предусмотреть изменение фокусного расстояния. Именно этот параметр определяет, насколько «близко» или «далеко» по отношению к фотографу получится на снимке объект.

Диапазон фокусного расстояния в специализированных фотокамерах составляет от 10 до нескольких сотен миллиметров. Более того – для них разработчики предусматривают сменную оптику, как короткофокусную (широкоугольную), так и длиннофокусную (телескопическую).

Конструкция камеры смартфона не позволяет ничего подобного. Поэтому их создателям приходится выкручиваться, компенсируя слабость за счет использования программного обеспечения.

В чем недостатки цифрового зума

Прежде всего, в том, что он ухудшает качество полученных снимков. Объем информации, полученный с сенсора камеры, фиксирован: смартфон не может изменить ни его разрешение, ни характеристики системы линз.

А потому, чтобы получить изображение большего масштаба при том же размере снимка, картинку приходится программно «растягивать». При этом ухудшается четкость деталей, и появляются цифровые шумы.

Как с этим бороться


Есть несколько вариантов борьбы с влиянием цифрового зума на качество снимка в смартфоне, так что можно выбрать наиболее подходящий :
  • Приобрести дорогую модель с оптическим зумом.
  • Выбрать устройство с качественной двухмодульной камерой.
  • Сохранять снимок в формате RAW, с тем, чтобы отредактировать его на ПК.
Каждый из них имеет свои недостатки. Так, избавиться от цифрового масштабирования позволяют только такие гаджеты, как Apple iPone 7 или, . Назвать их дешевыми не поворачивается язык, к тому же кратность оптического зуммирования невелика – порядка 2х-3х.

Смартфоны с хорошими двухмодульными камерами тоже нельзя назвать дешевыми. Однако их устройство позволяет получать более качественные фото за счет разницы в фокусном расстоянии каждого из модулей.

Один из них может быть широкоугольным, а второй – телевиком. Комбинируя полученную с двух сенсоров информацию, приложение камеры способно производить цифровое масштабирование гораздо более корректно.

Последний вариант, как ни странно, тоже встречается только в топовых, в крайнем случае – субфлагманских моделях.

В отличие от сохранения снимков в формате JPEG, который приводит к серьезным потерям качества при дальнейшем их редактировании, формат RAW сохраняет гораздо больше данных и позволяет получить куда более качественное изображение.

К сожалению, места такие файлы занимают в разы больше, чем JPEG.

Вывод из вышеописанного однозначный: дешевые телефоны не предназначены для качественной фотосъемки. Тем, кто не хочет приобретать отдельно фотокамеру, но желает получать впечатляющие фото, нужно выбрать модель из топового сегмента.

В ней даже цифровой зум будет гораздо более качественным, чем в бюджетном гаджете.

Оптический зум получается путем перемещения линз объектива фотокамеры или видеокамеры, чтобы получить снимок объекта с близкого расстояния, не приближаясь к нему. Цифровой зум позволяет обрезать изображение до фокусной части, а затем увеличить обрезанный кусочек. В чем разница и какой вид увеличения лучше?

Что такое оптический зум?

Фотоаппарат с оптическим увеличением приближает изображение перед его захватом. Это делается путем физического перемещения линз внутри объектива камеры относительно друг друга.

У некоторых фотоаппаратов объектив при использовании функции в буквальном смысле «выдвигается». Так вы условно «приближаетесь» к объекту, который хотите заснять. Линзы увеличивают изображение объекта и позволяют заснять его без потери качества.

Камера с оптическим зумом - объектив выдвигается.

Чтобы уяснить себе разницу между двумя типами приближения, надо запомнить две вещи об оптическом:

  • оптический зум - это «хардверный» вариант увеличения;
  • приближение происходит до съемки .

Что такое цифровой зум?

Камера с цифровым типом приближения снимает изображение с того отдаления, на котором вы находитесь физически. А потом увеличивает определенную его часть, которую вы хотели бы снять поближе, при помощи программного обеспечения.

Кусочек картинки в буквальном смысле вырезается и растягивается до максимального количества мегапикселей, которое имеет сенсор вашей камеры. Фотоаппараты с высоким разрешением могут увеличивать изображение практически без потерь качества.


Камера с цифровым зумом - объектив неподвижный.

Отличие программного зума от «оптики», таким образом, следующее:

  • цифровой зум - это «софтверный» вариант увеличения;
  • приближение происходит после съемки .

Какой зум лучше: цифровой или оптический?

Разберемся, какой вид приближения дает лучшее качество снимка. Если вам хоть раз приходилось программно увеличивать картинки, нам кажется, вы уже догадались. Но все-таки объясним.

При цифровом приближении обрезается часть изображения, а затем увеличивается до разрешения, с которым снимает ваша фототехника (например, 4000 x 3000, если у ваc аппарат c датчиком на 13 МП). Понятное дело, что из-за этого качество снимка снижается по сравнению с исходным - пиксели растягиваются, картинка размывается.

А вот между оптическим зумом и разрешением фотографии нет никакой связи. «Оптика» увеличивает объект съемки до определенного размера, как если бы вы навели на него лупу. А фотоаппарат снимает «изображение под лупой». Таким образом, у вас получается снимок увеличенного объекта с максимальным разрешением (тем же 4000 x 3000).

Так что «хардверный» вариант, разумеется, дает намного более качественные снимки по сравнению с программным.

Чем улучшить цифровой зум?

Цифровое приближение применяется в большинстве компактных бытовых фотокамер - за это их и прозвали «мыльницами», потому что они как бы «замыливают» фото. А также в ручных видеокамерах, «глазках» видеонаблюдения и абсолютно во всех смартфонах.

Что же делать, если хочется делать красивые снимки на телефон, а покупать профессиональную фототехнику - нет? Посоветуем пару штуковин, которые добавляют «оптику» к камере обычного мобильника.

Внешний объектив

Он надевается прямо на камеру телефона, крепясь к корпусу клипсой. Таким образом, вы можете использовать и преимущества «оптики», и цифровое увеличение телефона, чтобы в комбинации получить суперчеткий снимок. На рынке представлен большой ассортимент таких аксессуаров с разной степенью приближения. Их цена варьируется в районе 500-1500 рублей.

Ежегодно в преддверии летнего сезона отпусков повышается спрос на универсальные фотоаппараты с максимально широким диапазоном фокусных расстояний. В русле этой тенденции производители фототехники регулярно радуют фотолюбителей выходом новых моделей ультразумов с характеристиками одна притягательнее другой. Взаимной гармонии спроса и предложения, однако, здорово мешает физика (в разделе оптики), утверждающая, что достичь универсальности и качества картинки одновременно невозможно в принципе. По крайней мере, по вменяемой цене.

Ежегодно в преддверии летнего сезона отпусков повышается спрос на универсальные фотоаппараты с максимально широким диапазоном фокусных расстояний. В русле этой тенденции производители фототехники регулярно радуют фотолюбителей выходом новых моделей ультразумов с характеристиками одна притягательнее другой. Взаимной гармонии спроса и предложения, однако, здорово мешает физика (в разделе оптики), утверждающая, что достичь универсальности и качества картинки одновременно невозможно в принципе. По к

В поисках идеального ультразума: выбор ZOOM

Общеизвестно, что качество итоговой фотографии во многом зависит от размера матрицы фотоаппарата. Изучив рынок фототехники, можно выяснить, что максимум фокусного диапазона в сочетании с матрицей максимальной площади можно получить с помощью комплекта из объектива Tamron 16–300mm f/3.5–6.3 Di II VC PZD и зеркальных и системных камер Canon, Nikon и Sony. Tamron 16–300mm f/3.5–6.3 Di II VC выпускается в версиях для байонетов Nikon AF-S DX, Canon EF-S и Sony A.

Желая минимизировать затраты, мы выясним, что наименьшей стоимостью обладает комплект из зеркальной камеры Nikon D3200 и Tamron 16-300mm f/3.5–6.3 Di II VC PZD для байонета Nikon AF-S DX. Его цена - около 41 тысячи рублей.

"Эталонный" комплект из Nikon D3200 и Tamron 16-300mm f/3.5-6.3 Di II VC PZD

Теоретически, именно Nikon D3200 и Tamron 16-300mm f/3.5–6.3 Di II VC PZD обладают максимальной универсальностью и качеством.

Однако у представленного комплекта есть определённые нюансы (не хочется «в лоб» называть их недостатками). Это: упущения в эргономике, невысокая светосила объектива, габариты и масса системы, цена и относительно небольшой охватываемый диапазон фокусных расстояний.


Пример фото с использованием Tamron 16-300mm f/3.5–6.3 Di II VC PZD в положении максимального «теле»

Перечисленные нюансы отсутствуют в альтернативных фотоаппаратах. Все они - классические ультразумы с несменной оптикой и матрицами небольшого и очень небольшого размера.

Против ветра и дождя: Fujifilm FinePix S1

Как уже было сказано, основной пользователь фотоаппаратов с большой кратностью диапазона фокусных расстояний - турист.

В понятие туризма входит слишком многое: от неторопливого променада по достопримечательностям городов до экстремальной высадки на вершине арктического айсберга. Последнее - не всегда предсказуемо, как по условиям десантирования, так и по погодным условиях.

В принципе, обладать какой-то степенью защиты от ударов, брызг воды и пылевых штормов камерам с универсальной оптикой было бы делом естественным.

Но вот Nikon D3200 ничем таким не обладает. Нет защиты и у объектива Tamron 16-300mm f/3.5-6.3 Di II VC PZD.

Изучав рынок, можно узнать страшную для путешествующего человека новость: все, за исключением одной модели, ульразумы с кратностью от 20x не имеют никакой защиты корпуса.

Упомянутое исключение - Fujifilm FinePix S1. Этот ультразум с диапазоном фокусных расстояний от 24 до 1200 миллиметров ЭФР создан с использованием матрицы CMOS типоразмера 1/2,3’’. Светосила объектива плавающая – от F/2,8 до F/5,6. Аппарат укомплектован системой стабилизации с механизмом сдвига сенсора. В целом, он считается менее эффективным, чем полноценная оптическая стабилизация.

Несмотря на очень стандартные по меркам класса фотовозможности, Fujifilm FinePix S1 неплохо выглядит и обладает хорошими эргономикой и функциональностью. У модели удобное управление с обилием механических элементов, он может записывать снятые кадры в формат RAW, у него есть разъём для внешней вспышки.


Пример фото с использованием Fujifilm FinePix S1

При нажатии на картинку откроется полноразмерный оригинал

Однако главная особенность Fujifilm FinePix S1 – это пылевлагозащита корпуса. Все стыки и традиционно слабые для проникновения внутрь воды укреплены герметичными материалами – всего, по словам инженеров Fujifilm, камера обладает 70 специальными доработками шасси.

Стоимость Fujifilm FinePix S1 приблизительно равна 20 тысячам рублей. Её габариты схожи с размерами Nikon D3200. Масса камеры равна 680 граммам.

Широко открытая диафрагма: Panasonic Lumix DMC-FZ200

Законно гордясь созданием объектива Tamron 16-300mm f/3.5-6.3 Di II VC PZD, производитель не может избежать вопросов о его светосиле. С чем это связано? Основных факторов два.

Во-первых, классическая экспопара диафрагма-выдержка с появлением цифровых фотоаппаратов преобразовалась в эспотройку диафрагма-выдержка-чувствительность ISO. При этом, простота смены значений ISO у современных камер такова, что, фактически, выдержка становится несколько вторичным фактором, а фотограф предпочитает манипулировать в рамках экспопары диафрагма-чувствительность.

Во-вторых, общая миниатюризация фототехники привела к тому, что вполне естественным запросом стало желание фотографа вести съёмку в помещении без громоздкой внешней вспышки. Собственно, у многих современных камер вовсе нет для неё разъёма.

Поскольку миниатюризация напрямую связана с уменьшением площади матрицы и ухудшением параметра «сигнал/шум», только высокая светосила позволяет получать нормально экспонированные кадры в интерьерах домов и квартир.

Конечно, об использовании ульразумов с возможностями «теле» в районе 400-600 миллиметров ЭФР в помещении можно спорить, но… при съёмке на таких фокусных расстояниях встаёт вопрос о длительности выдержки.

Не секрет, что в классической фотографии существует формула достаточности выдержки для получения изображения без брака по «смазу»: 1/ЭФР. То есть, при выкручивании объектива до отметки 600 миллиметров, выдержку нужно ставить не более 1/600 секунды.

Да, современные оптические стабилизаторы сильно модифицируют вышеупомянутую формулу, обещая эффективность на уровне 3, 4 и, даже, 5 ступеней. Но 5 ступеней от 1/600 – это 1/17. И в возможность получения чистого кадра на выдержке 1/17 при 600 миллиметрах ЭФР верится с трудом даже отъявленным поклонникам прогресса. Если же обойтись «умеренно оптимистичным» значением 1/60, то при максимальной светосиле F/6,3 уже при обычной российской облачности на природе придётся выставлять значение чувствительности в районе ISO 800.

В то же время, светосила F/2,8 позволит вести фотоохоту, ставя значение чувствительности в положение ISO 200. Но может ли быть светосила F/2,8 при 600 миллиметрах ЭФР. В оптике для матрицы APS-C – вряд ли. А вот для матрицы 1/2,3’’ – да.

Такая матрица, созданная по технологии BSI CMOS, стоит в Panasonic Lumix DMC-FZ200 – единственном на рынке ультразуме с постоянной светосилой F/2,8 на всём отрезке фокусных расстояний. От 25 до 600 миллиметров ЭФР.

К сожалению, сравнение кадров Panasonic Lumix DMC-FZ200 и Nikon D3200 не позволяет считать высокую светосилу оптики ультразума большим преимуществом. Сравнивая изображения по соотношению сигнала и шуиа, можно заметить, что на ISO 200 Panasonic Lumix DMC-FZ200 «шумит» так же, как Nikon D3200 на ISO 3200. А ISO 800 у Nikon D3200 соответствует разве что ISO 100 – у Panasonic Lumix DMC-FZ200.


Пример фото с использованием Panasonic Lumix DMC-FZ200 в положении максимального "теле"

При нажатии на картинку откроется полноразмерный оригинал

Зато по своей функциональности этот светосильный ультразум мало в чём уступает зеркальным аппаратам бюджетного класса, к коим принадлежит Nikon D3200: камера может записывать изображения в формате RAW, имеет весь спектр ручных режимов, обладает разъёмом для внешней вспышки, хорошим поворотным дисплеем, удобным эргономичным управлением, цепким автофокусом (конечно, контрастным) и так далее.

При этом, по габаритам Panasonic Lumix DMC-FZ200 очень похож на Nikon D3200. Но его масса практически вдвое меньше комплекта Nikon D3200 с Tamron 16-300mm f/3.5-6.3 Di II VC PZD. Как, кстати, и цена.

Легче и меньше: Sony Cyber-shot DSC-WX350

Nikon D3200 – это одна из самых лёгких и компактных зеркальных камер на рынке. Её габариты вписываются в параллелограмм со сторонами 125x96x77 миллиметров, а масса составляет всего 505 грамм. Впрочем, для повседневного использования данные цифры не имеют никакого значения, поскольку не учитывают размеры и вес оптики – неизменной спутницы фотоаппаратов со сменными объективами. Длина Tamron 16-300mm f/3.5-6.3 Di II VC PZD составляет 100 миллиметров. Масса 540 грамм. Таким образом, комплект из Nikon D3200 и Tamron 16-300mm f/3.5-6.3 Di II VC PZD вытягивает на полновесный килограмм, а его габариты в любом случае требуют наличия отдельной сумки для хранения и переноски.

В свою очередь, Sony Cyber-shot DSC-WX350 при габаритах 96x55x26 миллиметров и массе в 164 грамма легко помещается в карман. Её оптика по своим характеристикам очень напоминает объектив от Tamron: диапазон фокусных расстояний охватывает отрезок от 25 до 500 миллиметров, а светосила изменяется от F/3,5 до F/6,5.

По своим возможностям Sony Cyber-shot DSC-WX350 относится к компактным камерам класса «навёл-и-снял». Тут нет ручных режимов съёмки, аппарат не может записывать фото в формате RAW, видоискатель и разъём для внешней вспышки ожидаемо отсутствуют. Компактные габариты Sony Cyber-shot DSC-WX350 были бы невозможны без матрицы скромного типоразмера 1/2,3’’.


Пример фото с использованием Sony Cyber-shot DSC-WX350 в положении максимального "теле"

При нажатии на картинку откроется полноразмерный оригинал

Его разрешение велико – 18 мегапикселей, что даёт неплохую картинку в солнечный день, но спорно работает в условиях недостаточной освещённости. Цена аппарата составляет около 10 тысяч рублей.

Всё по карману: Olympus SH-50 iHS

Универсальность стоит денег – такое непреложное правило можно вывести, сравнивая ультразумы и обычные компакты или объективы с большой кратностью фокусных расстояний и оптику с меньшим диапазоном. При одинаковой цене ультразум и объектив с двузначной кратностью всегда будут давать картинку худшую в сравнении с менее универсальными решениями, а для достижения некоторого подобия паритета будут требовать больших финансовых ресурсов.

Сколько же может стоить максимальное расширение диапазона фокусных. О цене на комплект из Nikon D3200 и Tamron 16-300mm f/3.5-6.3 Di II VC PZD мы уже сказали в самом начале статьи – чуть более 40 тысяч рублей. Где же находится нижний предел?

В классе ультразумов с минимумом кратности «20x» самой бюджетной камерой сегодня является Olympus SH-50 iHS. Аппарат этот не новый – он представлен производителем в начале 2013 года, однако, до сих пор хорошо продаётся и широко представлен во множестве магазинов. Его цена колеблется от 7 до 10 тысяч рублей.

За сумму, вчетверо меньшую, чем совокупная стоимость Nikon D3200 и Tamron 16-300mm f/3.5-6.3 Di II VC PZD фотолюбитель получает компакт класса «навёл-и-снял» несколькими несвойственными им опциями. В частности, это возможность съёмки в ручном режиме с контролем выдержки и диафрагмы, это эффективный пятиосный оптический стабилизатор изображения, это способность снимать серии кадров со скоростью 11,5 изображений в секунду.

Камера, несмотря на выход в 2013 году, выглядит вполне современной – она обладает сенсорным информационным дисплеем диагональю 3 дюйма и имеет встроенный модуль Wi-Fi для беспроводной синхронизации и порт HDMI.

Габариты Olympus SH-50 iHS относительно невелики: 112x63x42 миллиметра. Масса составляет 269 грамм.


Пример фото с использованием Olympus SH-50 iHS в положении максимального "теле"

При нажатии на картинку откроется полноразмерный оригинал

Впрочем, всё перечисленное выше – лишь приятные бонусы. Главное достоинство аппарата – соотношение цены и универсальности. За сумму, эквивалентную сейчас ста с небольшим долларам, фотограф получает камеру с диапазоном ЭФР от 25 до 600 миллиметров. Конечно, ему сопутствует очень небольшая матрица типоразмера 1/2,3’’. Да и светосила оптики изменяется от F/3.0 до F/6.9…

Но в качестве своеобразной «записной книжки» эта модель себя показывает как настоящий дорогостоящий ультразум.

Ещё больше миллиметров: Nikon Coolpix P900

Выпуская Tamron 16-300mm f/3.5-6.3 Di II VC PZD, компания-производитель хорошо понимала, зачем она это делает: объектив в данный момент использует самый широкий диапазон среди всей оптики, доступной для системных фотокамер. Его фокусное расстояние для аппаратов Nikon и Sony составляет 24-450 миллиметров ЭФР, а для аппаратов Canon с их кроп-фактором 1,6 – 25-480 миллиметров ЭФР. Кратность объектива Tamron 16-300mm f/3.5-6.3 Di II VC PZD равна 18,75.

Если 18,75 – это современный технологический предел кратности оптических схем для матриц типоразмера APS-C, то для сенсоров типоразмера 1/2,3’’ (6,17x4,55 миллиметра) он составляет 83,3. Живое воплощение – ультразум Nikon Coolpix P900. Эквивалентное фокусное расстояние его оптики охватывает диапазон от 24 до 2000 миллиметров. Светосила объектива – F/2,8 на широком угле и F/6,5 в положении максимального «теле».

Поскольку минимальное значение фокусных расстояний, доступных оптике, у объектива Tamron 16-300mm f/3.5-6.3 Di II VC PZD и фотоаппарата Nikon Coolpix P900 одинаково, покупать последний интересно будет тем, кто уделяет большое внимание телефотосъёмке. Например, фотоохоте.

Перенося скучные цифры миллиметров на живую практику, скажем, что на максимально широком угле Tamron 16-300mm f/3.5-6.3 Di II VC PZD и Nikon Coolpix P900 могут снять трёхэтажный дом целиком с расстояния около 7 метров. Что касается отметки в 450 миллиметров – то на таком фокусном расстоянии можно сделать полноростовый портрет человека с дистанции в 22 метра. То же самое можно сделать с дистанции 100 метров, если воспользоваться максимальным телеположением оптики Nikon Coolpix P900.


Пример фото с использованием Nikon Coolpix P900 в положении максимального "теле"

При нажатии на картинку откроется полноразмерный оригинал

К сожалению, помимо значимого преимущества по кратности, преимуществ у Nikon Coolpix P900 перед комплектом из Nikon D3200 и Tamron 16-300mm f/3.5-6.3 Di II VC PZD нет. Стоимость короля ультразумов находится в районе 40 тысяч рублей, камера не может записывать снятые кадры в RAW, а её габариты чуть ли не больше, чем у зеркального конкурента.

Термин зум происходит от английского глагола zoom, что в дословном переводе означает «увеличивать изображение». При выборе фотоаппарата многие ориентируются на количество пикселей матрицы, хотя этот показатель не есть основной. Как и десятки лет назад главенствующим фактором качества изображения все же является оптика.

Оптический зум

Оптический зум – это способ приближения объекта при помощи системы линз, именно поэтому он так и называется. Оптический зум в фототехнике существует уже более полувека, а качественный эффект увеличения изображения достигается при помощи специального устройства под названием трансфокатор, представляющего собой сложную оптическую систему со способностью изменять фокус при помощи многочисленных линз. Увеличение предмета посредством трансфокатора помогает на выходе получить снимок без потери качества. Трансфокатор бывает двух видов: с ручной механической фокусировкой либо с автоматическим настраиванием фокуса, что удобно при любительской фотосъемке, но бесполезно при создании профессионального снимка, например, в режиме макросъемки. Автофокус не предусматривает высокой резкости при многократном оптическом приближении фотографируемого объекта. Словом, в фотокамерах с автоматической фокусировкой увеличение, как правило, не более троекратного значения, тогда как при использовании механического трансфокатора можно приближать объект более чем в десять раз. Среди недостатков камер с ручной настройкой резкости и приближения (оптического зума) чаще всего встречается риск попадания пыли внутрь объектива.

При выборе фототехники с цифровым зумом необходима золотая середина между количеством мегапикселей матрицы и зумом трансфокатора, ведь и при нулевом и пятикратном зуме изображение фиксировано на том же количестве мегапикселей.

Цифровой зум

Определение цифровой зум появилось вместе с распространением компактных цифровых фотоаппаратов, которые в народе были прозваны «мыльницами». Цифровой зум не сопряжен с приближением объекта, так как выводимая на дисплей картинка лишь растягивается при помощи матрицы фотоаппарата, являясь способом кадрирования с существенной потерей качества.

При цифровом зуме картинка теряет резкость, так как фокусировка в этом случае попросту отсутствует, ведь фокусирование и наведение резкости может быть только при наличии у фотоаппарата дополнительной оптической системы. Как правило, использование цифрового зума оправдано для увеличения объекта не более чем на 40-50%, ведь при большем масштабировании четкость снимка будет очень низкой.

Loading...Loading...