Русский фотограф сделавший первые цветные фотографии царя. Редчайшие цветные фотографии прокудина-горского. А самое главное - создана галерея прекрасных фотографий, беспрецедентная по качеству и объёму. И впервые подобная серия снимков была разложена на ц

Биография и дело жизни Сергея Прокудина-Горского – огромный архив цветных фотографий царской России – можно описать крылатой фразой «нет пророка в своем Отечестве». Полжизни ученый потратил на разработку технологии трехсекционного диапроектора, фотографирование природных богатств и пестрого населения громадного российского государства для будущих поколений. Но последние десятилетия прославленный изобретатель провел во Франции и Италии, где ему довелось сотрудничать с легендарными братьями Люмьер и другими западными коллегами-фотографами. Ныне коллекция трудов русского фотографа-новатора занимает видное место в Библиотеке Конгресса США, чья администрация после смерти ученого (27 сентября 1944) приобрела у наследников все сохранившиеся материалы (1902 тройных негатива и 2448 черно-белых отпечатка, 2600 оригинальных изображений).

Также сотрудники Библиотеки изучили творческий путь фотографа и составили первую полную биографию. А с появлением всемирной Сети создали интернет-сайт, где каждый желающий имеет возможность ознакомиться с работой великого русского изобретателя, общественного деятеля, пионера цветной фотографии царской России, чья историческая миссия началась так.

Фотограф царя Николая II

В конце девятнадцатого столетия Сергей-Прокудин Горский уже был известен и даже знаменит в отечественной ученой среде, где фотограф отметился многочисленными докладами и техническими исследованиями на тему фотографического искусства, а также публикацией нескольких тематических книг. В общем, на момент встречи с российским императором Прокудин-Горский был главным авторитетом в области фото России начала 20 века.

3 мая 1909 исследователь получил приглашение посетить Александровский дворец, что расположен в Царском Селе, и представить Николаю Второму и семье русского монарха последние достижения и результаты фотографических экспериментов. Романовы были потрясены увиденным зрелищем и не отпускали мастера до позднего вечера, требуя новых фотокадров и подробных объяснений касательно новаторского искусства. Романовы очень заинтересовались фотоискусством и в последующие годы вплоть до самого расстрела будут активно позировать камерам, оставив после себя громадный архив , лучшие из которых доступны на Историке.
Императорскую чету снимали другие фотографы, а вот Сергей Михайлович отправился в долгое транснациональное путешествие, получив правительственный заказ и высочайшее одобрение мегапроекта «Цвет нации».

Разработка трёхсекционного диапроектора

Снимать цветные фотографии с помощью технологии цветоделения западные фотоноваторы начали в середине девятнадцатого века. Революционный научный метод заключался в том, чтобы по очереди снимать объект через три цветовых светофильтра – красный, синий, зеленый. Далее с помощью 3-секционного слайд-проектора три негатива одновременно проецировались на экран, выдавая эффект разноцветного изображения. Российский ученый следовал методу, изобретенному Максвеллом в 1855-м, но у революционной технологии присутствовало слабое звено в виде сложности получения красной и зеленой составляющих спектра. Каждый фотомастер разрабатывал собственную формулу сенсибилизации фотопластины и Горский достиг в данном предприятии значительного прогресса. Авторская технология сенсибилизации фотоэмульсии представляла собой более качественную формулу, если сравнивать с западными коллегами, благодаря чему фотоработы Прокудина-Горского часто брали главные призы мировых фестивалей. До самой смерти великий фотограф улучшал технику собственного фотопроизводства, получая очередные патенты и повышая качество собственных трудов.

Цветные фотографии Прокудина-Горского



С 1897-го Сергей Михайлович начал докладывать руководству Императорского Русского Технического общества о новейших разработках мирового и русского фотоискусства. Многочисленные подробные доклады, статьи, книги и, разумеется, цветные фото царской России – благодаря этим достижениям имя Прокудина-Горского навсегда вошло в историю. Неудивительно, что авторитетный специалист
сумел встретиться с монархом и заручиться императорской поддержкой для реализации эпического проекта Цвет нации - запечатлеть для истории жизнь огромного государства. Правительство организовало для фотомастера специальный железнодорожный вагон, оснащенный всеми необходимым материалами для амбициозного проекта, и Сергей Прокудин-Горский отправился в дорогу, где были сделаны следующие исторические кадры.














Интересные статьи


















Подписывайтесь на нашу страницу в «Facebook» - будет интересно!















Представляю цветные фото России столетней давности пионера цветной фотографии Сергея Михайловича Прокудина-Горского.

Начало 20 века было ознаменовано удивительными научными открытиями и изобретениями, многие из которых на целые десятилетия опередили своё время. Среди них — цветная фотография по методу цветоделения, технически весьма сложному, но дававшему результат поразительно высокого качества.

В 1903 году одним из пионеров этого метода и первым цветным фотографом России стал Сергей Михайлович Прокудин-Горский (1863—1944), представитель древнего дворянского рода Владимирщины. Этот человек посвятил весь свой талант ученого и кипучую энергию подвижника одной грандиозной цели — запечатлеть «в натуральных красках» всю ширь и богатство великой страны, которая называлась Российской империей.

Образы русского народа на снимках Прокудина-Горскогою
(по материалам сайта http://www.prokudin-gorsky.org/ , который ведёт исследование и популяризация наследия С. М. Прокудина-Горского и блог проекта "Наследие С. М. Прокудина-Горского" https://oldcolor.livejournal.com/ )

Под "народом" Сергей Михайлович, как и многие русские интеллигенты, понимал прежде всего крестьянство - хранителя русской самобытности, традиционного уклада, основу Российского государства.
Поэтому основные этнографические снимки представлены прямо-таки поэтическими, живописными образами крестьянского труда на фоне природы, главным образом в северных губерниях (ныне это Вологодская область). Прочие слои "народа" представлены преимущественно уральскими рабочими, некоторые из которых мало отличимы от крестьян. Простые горожане, обыватели, купцы попадали в кадр лишь случайно на общих видах городов. Другие представители русского общества запечатлены на снимках этюдного характера, но это уже как бы отдельная тема для одного из следующих обзорных постов - "Служивая Россия".
В единичных экземплярах у Прокудина-Горского есть также снимки деятелей культуры (Л. Тостой, Ф. Шаляпин), государственных деятелей (правители Бухары и Хивы), священнослужителей, портреты неизвестных дам, в т.ч. явно дворянского сословия.

Обзор начнём с красивейшего снимка "Обед на покосе". сделанного в июле 1909 г. на берегу Шексны близ Череповца:



Думаю, никто не будет спорить, что эта работа заслуживает названия "фотокартина", отличается совершенством композиции, излучает светлую "ауру", наполняет зрителя чувством безмятежного покоя. Не случайно репродукция именно этого снимка стояла в комнате Прокудина-Горского в годы эмиграции.

Вообще, на берегах Шексны была сделана самая большая и красивая серия крестьянских этюдов.
Вот крестьяне на покосе около старинного посада Крохино:


Ныне это затопленное водами Волго-Балта место стало печально известно видами гибнущего на глазах круизников крохинского храма, оставленного в 1964 г. умирать среди волн. Этот храм - своего рода символ "Русской Атландиты". Властям на него наплевать, лишь небольшая группа волонтёров-энтузиастов пытается спасти руины стен, обкладывая их мешками.
Однако в 1909 г. эта земля была полна жизни и сил и ничто, казалось, не предвещало беды:


Что стало с этими крестьянами Белозерья? В Белозерске стоит памятник в честь воинов Великой Отечественной. На его гранитной стене - бесчисленные имена погибших. Этот маленький город и Белозерский район тогда потеряли своих земляков больше, чем, например, США своих солдат в десятилетней Иракской кампании.

У Леушинского монастыря, давно затопленного водами очередного водохранилища, был сделан снимок "Монастырской сенокос":


Вероятно, где-то поблизости, у берегов Шексны снимался "На сенокосе около привала":


Ещё один "Сенокос" там же:

Венцом шекснинской этнографической серии являются портреты крестьянских девушек, сделанные в деревне Топорня (где от Мариинской системы отходит канал герцога Вюртембергского).
"Крестьянские девушки" с ягодами стали одним из символом коллекции Прокудина-Горского, фрагментом этого снимка оформлен соответствующий раздел сайта Библиотеки Конгресса США:


В этом снимке завораживает замечательная яркость красок крестьянских нарядов.
Одна из участниц позировала отдельно для снимка "Девушка с земляникой":


Ради такого случая она надела сразу четыре вида бус:


Вот уже нарядилась так нарядилась!

Мариинский альбом завершают два загадочных снимка "На жнитве":


Те же двое плюс ещё трое:


Могли ли на территории нынешней Вологодской области убирать пшеницу в июле?
У меня есть предположение, что эти снимки были "пристроены" в Мариинский альбом автором по сходству сюжета, однако в действительности они сделаны на Урале летом 1907 г. На чём основано это предположение?
Как известно, Прокудину-Горскому часто приходилось бывать на Урале по делам Товарищества Гатчинских медеплавильных и ста-лелитейных заводов. Об одной из таких поездок, состояв-шейся летом 1907 года, он пишет в своём обращении к чи-тателям журнала «Фотограф-Любитель» (1907. № 8. с 227-229) : «Недавно вернулся я с Урала, где пришлось побывать не только в городах и го-родишках, но и во многих селах и деревнях. Фотография не была специальной задачей моей поездки, и хотя со мною и были аппараты, но пользоваться я предполагал ими очень мало. По той же причине не была взята и походная палатка для снаряжения кассет. Красоты некоторых месте-чек увлекли меня, однако, настолько, что я израсходовал псе заряженные дома кассеты и пришлось воспользоваться любезностью фотографа одного из маленьких заводских местечек. В той небольшой части Урала, которую я видел, меня поразили размеры и зажиточность сёл и многих деревень - я был в одном из богатых по урожаям уездов.

Большинство сёл имело по две. по три и по четыре церкви. Уже поверхностный осмотр показывал, что о нужде тут и речи нет, а если можно чего желать, то к хорошему прибавить ещё лучшее. В одном из таких богатых сёл мне пришлось пронести неделю. Кое-какие мотивы заинтересовали меня, и я приступил к фотографированию. Как только я появил-ся с камерой на улице, тотчас же сделался предметом вни-мания крестьян, как мужчин, так и женщин. Немедленно начались предложения снять портреты, и по заявлении, что я портретов не снимаю, каждый говорил, что «ты не сумлевайся, мы деньги заплатим».

История эта повторялась изо дня в день, как в этом селе, так н в других, которые я посетил, и можно было насчитать по 100 человек в каждом, которые охотно фотографировались. (...) Из любезности к хозяевам, у которых мне пришлось жить несколько дней, я согласился снять семейную группу. Конечно, отправились надевать лучшие платья, причем женщины ни за что не хотели оставаться в светло-голубых юб-ках, которые были на них надеты, говоря, что этот цвет вый-дет, как белый, - что некрасиво. Все хорошо знали, что на прямом солнечном свете сниматься нехорошо, н сами указа-ли мне отличное по освещению место для съёмки. К установ-ке группы все относились с должным вниманием и без ма-лейшего шутовства. Из беседы после съёмки я узнал, что в селе есть любитель фотографии, но очень плохой. Присутст-вие его приносит всё-таки свою пользу и в таких селах при-езжему фотографу работать будет значительно легче».
По всей видимости, снимки "На жнитве" и являются результатом одной из таких импровизированных фотосессий.
Вполне вероятно, что тем летом 1907 г. Прокудин-Горский сделал ещё один замечательный этнографический снимок, не связанный ни с одной из известных нам экспедиций - "Крестьянка мнет лен. Пермская губ.":


Снимок явно постановочный: крестьянка вырядилась и даже надела золотые украшения. Ну двух кадрах у неё серьёзное лицо, на третьем она не выдержала и расплылась в улыбке:-)

Прокудин-Горский снимал русских крестьян не только в "коренных" губерниях, но и на далёких окраинах империи.
Так, в выжженой солнцем Муганьской степи Бакинской губернии был сделан снимок "Семья поселенца. Пос. Графовка":


Это фото стало знаменитым, поскольку украсило обложку альбома Р. Олсхауза "Фотографии для царя" (Нью-Йорк, 1980 г.) - первого издания, посвященного Прокудину-Горскому и его коллекции.
Царское правительство пыталось проводить русскую колонизации в некоторых окраинных районах, создавая компактные ареалы русских поселений. Помимо Мугани, другим местом крупного колонизационного проекта стала так называемая Голодная степь - пустынная область на границе современного Узбекистана и Казахстана.
Сосланный в Ташкент опальный великий князь Николай Константинович но собственные средства начал строительство в Голодной степи ирригационных каналов, чтобы превратить бесплодный земли в хлопковый и животноводческий оазис. Он пригласил тысячи русских крестьян, которым раздавал осваиваемые земли, помогал обустраиваться на новом месте. Вскоре на левобережье Сырдарьи возникли посёлки с названием Надеждинский, Никольский, Спасский, Романовский, Духовской, Обетованный.
Прокудин-Горский в 1911 г. сделал подробнейший фотоотчёт об этом ирригационном и колонизационном проекте, в том числе замечательный снимок "Переселенческий хутор в Надеждинском поселке с группой крестьян":


Вот его фрагмент, чем-то напоминает образы из фильма "Белоге солнце пустыни":

Рабочий люд у Прокудина-Горского представлен довольно разнообразно, это далеко не только индустриальные рабочие.
На Мариинской системе сделан снимок, подписанный как "Пильщики на Свири", хотя на самом деле это снято в устье реги Вытегры:



Лица людей ярко освещены заходящим вечерним солнцем. Они серьёзны и полны достоинства:
Ещё крупнее:

Трудно представить, что скоро их всех захлестнёт исторический водоворт: они уйдут воевать с германцем, потом станут создавать советы, ревкомы, окажутся на фронтах гражданской.
Было бы интересно узнать реальные судьбы людей на этом и других подобных снимках, но сделать это уже практически невозможно.

Сплавщики на реке Ковжа, тот же 1909 г.:

Строители плотины в Кузминском Рязанской губернии, 1912 г:


Это один из лучших постановочных снимков, поскольку создается иллюзия моментальной съемки людей в движении, на самом деле пильщики замерли на три секунды.

Рабочие на строительстве плотины в подмосковном Белоомуте (фрагмент снимка):

Конечно, больше всего рабочего люда Прокудин-Горский запечатлел на Урале.
Вот знаменитый портретный снимок "Три поколения. А. П. Калганов с сыном и внучкой. Двое последних работают в мастерских Златоустовского завода":


Самое интересное заключается в том, что в 1987 г. Рональд Рейган подарил этот снимок (очевидно, в виде репродукции) Горбачеву. Снимок был передан на хранение в музей... Нижнего Тагила.
Сильное впечатление производит фото "Работа на Бакальском руднике":


Здесь поражает примитивность методов горной добычи в 20 веке. При этом снимок сделан на Тяжелом руднике, где буквально накануне приезда Прокудина-Горского ввели встрой первую в России канатную дорогу для спуска руды (кстати, иностранного производства):

На том же Тяжелом руднике сделан интересный групповой снимок "Накатка дров для обжига руды", который лучше смотреть в виде фрагмента:


Эта разномастная братия уральских рабочих кажется несёт в себе не меньше русской самобытности, чем крестьянство:


На Урале рабочие жили часто в небольших поселениях при заводах и часто их облик действительно мало отличался от крестьянского.
Бакальские рудники по уральским меркам были ещё передовым горнодобывающим производством. Прокудину-Горскому в объектив попадался и гораздо более примитивный уровень хозяйствования, как, например, на снимке "Промывка руды бурого железняка на Шиловском руднике в 7 верст. от дер. Макаровой" (фрагмент):


У мастера можно найти и сцены труда квалифицированных рабочих, например, "Формовка художественного литья" (Касли):


Сцена отгрузки готовой продукции, фрагмент снимка "Механическая мастерская для отделки художественного литья":

Галерею образов русского народа дополняют различные этюдные работы.
В альбоме небогатой на съемки живой натуры Волжской экспедиции можно найти такой чудный сюжет как "За пряжей. В деревне Изведово":


А это крестьянин-проводник у истока реки Западная Двина (фрагмент снимка):


Достаточно динамичен сюжет снимка "Монахи за работой: посадка картофеля", сделанного в Гефсиманском скиту Ниловой пустыни на озере Селигер:

Весьма интересен снимок "Рыбацкие поселения на озере Селигер":


В результате захватывающего расследования, длившегося несколько недель, удалось установить, что это вид центральной набережной в г. Осташкове!
При увеличении видна корзина с довольно богатым уловом:

Рыбакам у Прокудина-Горского посвящено ещё два этюда.
Это фрагмент снимка "На озере", которое в результате не менее интересного расследования оказалось озером Зюраткуль в Челябинской области:

На другом фрагменте - дедушка-рыболов на уральской реке Исеть:

Городских обывателей удается лишь иногда подлядеть на общих видах.
Вот, например, жители Златоуста:


А это - барышни Екатеринбурга:


Осташковцы:

На снимках начала 1900-х годов показана Российская империя в преддверии Первой мировой войны и на пороге революции.

Фотограф Сергей Прокудин-Горский был одним из ведущих фотографов страны в начале ХХ века. Портрет Толстого, снятый в 1908 году, за два года до смерти писателя, обрел широкую популярность. Он воспроизводился на открытках, в крупных печатных изданиях и в различных публикациях, став самой известной работой Прокудина-Горского.

На снимке в роскошных одеждах изображен последний бухарский эмир - Сеид Мир Мохаммед Алим Хан. Нынешний Узбекистан, ок. 1910 г.

Фотограф путешествовал по России, снимая в цвете в начале 1900-х годов

Армянка в национальном костюме позирует для Прокудина-Горского на склоне холма около города Артвин (современная Турция).

Чтобы отразить сцену в цвете, Прокудин-Горский делал три кадра, и каждый раз устанавливал на объектив разный цветовой фильтр. А это означало, что иногда, когда объекты перемещались, цвета размывались и искажались, как на этой фотографии.

Проект по документированию нации в цветных изображениях был рассчитан на 10 лет. Прокудин-Горский планировал собрать 10 000 фотографий.

За период с 1909 г. по 1912 г. и в 1915 г. фотограф обследовал 11 регионов, путешествуя в предоставленном правительством железнодорожном вагоне, который был оборудован темной комнатой.

Автопортрет Прокудина-Горского на фоне русского пейзажа.

Сергей Михайлович Прокудин-Горский родился в 1863 году в аристократической семье в Санкт-Петербурге, он изучал химию и искусство. Полученный от царя доступ в районы России, запрещенные для посещения рядовыми гражданами, позволил ему сделать уникальные кадры, запечатлев людей и пейзажи из разных уголков Российской империи.

Фотографу удалось захватить сцены в цвете за счет использования трехцветной техники съемки, которая позволила передать зрителям яркое ощущение тогдашней жизни. Он делал три кадра: один с красным фильтром, второй - с зеленым, а третий - с синим.

Группа дагестанских женщин позирует для снимка. Прокудина-Горского обвиняли в том, что он захватывал непокрытые лица.

Цветной пейзаж в России в начале 20-го века.

Портрет Льва Николаевича Толстого.

Исфандияр Юрджи Бахадур - хан российского протектората Хорезм (часть современного Узбекистана).

Прокудин-Горский приступил к реализации своего метода трехцветной съемки после того, как посетил Берлин и ознакомился с работой немецкого фотохимика Адольфа Мите.

Из-за революции в 1918 году фотограф покинул семью на родине и уехал в Германию, где женился на своей лаборантке. В новом браке родилась дочь Elka. Затем он перебрался в Париж и воссоединился с первой женой, Анной Александровной Лавровой и тремя взрослыми детьми, с которыми основал фотостудию. Сергей Михайлович продолжал свои фотографические работы и публиковался в англоязычных фотожурналах.

Студию, которую он основал и завещал своим трем взрослым детям, назвал Elka в честь младшей дочери.

Фотограф умер в Париже в 1944 году, через месяц после освобождения Франции от нацистской оккупации.

Используя собственный метод съемки, Прокудин-Горский хорошо зарекомендовал себя и был назначен редактором важнейшего российского фотографического журнала - «Фотограф-любитель».

Ему не удалось завершить свой десятилетний проект по созданию 10 000 снимков. После Октябрьской революции Прокудин-Горский навсегда покинул Россию.

К тому моменту, по оценкам специалистов, он создал 3500 негативов, но многие из них были конфискованы и лишь 1902 восстановлены. Всю коллекцию в 1948 году выкупила библиотека Конгресса США, а в 1980 году оцифрованные кадры опубликовали.

Группа еврейских детей в ярких пальто со своим учителем.

Красивый и умиротворяющий пейзаж в дореволюционной России.

Девушка в ярко-фиолетовом платье.

Надсмотрщик Черниговского водоспуска

Родители с тремя дочерями отдыхают в поле на покосе вовремя заката солнца.

Мастер художественной ковки. Эта фотография снята в Каслинском металлургическом заводе в 1910 году.

Вид на Николаевский собор в Можайске в 1911 г.

Фотограф (передний справа) на дрезине за пределами Петрозаводска на Мурманской железной дороге вдоль Онежского озера.

На этом изображении особенно заметно, как сложно было захватить фото в цвете, когда субъекты не могли усидеть на месте. Цвета размывались.

Прошлым летом я почти случайно попала на совершенно уникальную выставку фотографий в Ливадийском дворце в Крыму (посещая дворец совсем с другой целью). Очень привлек мое внимание выразительный портрет Льва Николаевича Толстого в цвете: на фото он сидит на фоне рощи в Ясной Поляне, видимо, недалеко от дома. И хотя его поза закрыта, вся его фигура как бы говорит о спокойной уверенности в себе.

Я подумала, что фото это было обработано и сделано цветным в наши дни. Но мои спутники, сотрудники Ливадийского дворца, объяснили, что это - цветная фотография авторства фотохудожника Сергея Михайловича Прокудина-Горского.

Лев Николаевич Толстой. Портрет. Ясная Поляна. 1908:

Остальные фотографии запомнились мне не меньше: позитивно-эмоционально окрашенные виды природы средней полосы, древние церкви, крестьяне и их быт, простые лица рабочих, инженеры на строительстве плотин, даже средняя Азия - вся дореволюционная Россия в красках как бы встала передо мной как живая. Жанр этих фотографий - где-то между репортажными и постановочными: с одной стороны они отражают реальную жизнь, а с другой - в художественном плане их постановка безупречна.

Да-да, оказывается, уже 100 лет назад в России существовала цветная фотография и жил увлеченный человек, который сделал своей жизненной задачей запечатлеть Россию того времени в красках. После своего возвращения домой я продолжила изучать фотоальбом с работами Прокудина-Горского, который мне достался по какой-то невероятно счастливой случайности. Книга эта, кстати, - настоящая библиографическая редкость, ее тираж всего 200 экземпляров. Перелистывая страницы книги, как бы совершаешь виртуальное путешествие по России того времени, ощущения совершенно необычные: невольно начинаешь сравнивать то, что видишь на фото, с современностью сегодня.

Вот старушка прядет пряжу на крылечке своего дома (Тверская губерния) - на ее лице спокойная улыбка; дети сидят после службы у церкви, их лица сосредоточены и спокойны, несмотря на летнюю жаркую погоду полностью прикрытые одеждой, кроме рук и голеньких ступней; вот крестьянское семейство летним днем - полные здоровья спокойные лица детей и матери в лучах солнца, всего человек 6; вот заводик по производству картона, всего 4-5 одноэтажных бревенчатых изб, а вокруг просторы среднерусской полосы (почему-то сразу вспомнилась Копотня (район Москвы) и столбы дыма над ней, которые не рассеиваются никогда). И очень много церквей, которые блещут своими маковками и белизной на фоне бескрайних зеленых просторов. Да, эта та Россия, которую уже не вернуть.

Группа детей на фоне Пятницкой церкви, Вологодская губерния:



Крестьянские девушки. Вологодская губерния:



Кириллово-Белозерский монастырь:



На жнитве. Череповецкий уезд. Новгородская губерния:



Монастырский покос:



Церковь Спасителя и Покрова Пресвятой Богородицы:



Река (Малая) Сатка:

Вид на конопляное поле (1910 г.):

Смоленск. Успенский собор с восточной стороны:


Кто же тот человек, который дал нам эту возможность оглянуться назад на самих себя и задуматься, стали ли мы жить лучше за эти последние 100 лет?
Мне захотелось узнать и, вот, что говорят о нем открытые источники.

Сергей Михайлович Прокудин-Горский родился 18 августа 1863 года в родовом имении Прокудиных-Горских Фуникова Гора в Покровском уезде Владимирской губернии. Род Прокудиных-Горских - один из самых древних дворянских родов России, древнее рода Рюриковичей. К этой фамилии относились многие российские военные с выдающимся послужным списком.

Образование Сергея Михайловича было очень разносторонним, уточним, что ни одно учебное заведение он так и не окончил. Прокудин-Горский учился в Александровском лицее (1883-1886), однако не закончил полного курса. С октября 1886 по ноябрь 1888 года он слушал лекции по естественному разделу на физико-математическом факультете Санкт-Петербургского университета.
С сентября 1888 по май 1890 года был слушателем Императорской Военно-медицинской академии, которую также не окончил. Кроме того, Сергей Михайлович изучал живопись в Императорской Академии художеств. Кстати, впоследствии этот факт поможет ему сблизиться с кругом художников-передвижников и принимать участие в их выставках со своими фотоработами.

Далее следует новый этап в жизни Сергея Михайловича: в 1890 году он женился на Анне Александровне Лавровой (1870-1937) - дочери русского металловеда и директора товарищества гатчинских колокольных, медеплавильных и сталелитейных заводов Лаврова. Сам Прокудин-Горский стал директором правления на предприятии своего тестя.

Лишь к 1897 году (в возрасте 34 лет) Прокудин-Горский начал делать доклады о своих фотографических исследованиях Пятому отделу Императорского Русского Технического общества (ИРТО, он продолжил эти доклады до 1918 года).

Вскоре он стал основным российским авторитетом в области фотографии, ему была поручена организация курсов практической фотографии при ИРТО. В 1898 году Прокудин-Горский опубликовал первые книги по техническим аспектам фотографии: «О печатании с негативов» и «О фотографировании ручными фотоаппаратами».
Поворотным этапом в его увлечении фотографией стал 1902 год, когда он в течение полутора месяцев обучался в фотомеханической школе в Шарлоттенбурге (пригород Берлина) под руководством доктора Адольфа Мите.
Именно Адольф Мите, надо сказать, сыграл очень важную роль в развитии цветной фотографии. В 1902 году Мите создал свою модель камеры для цветной съёмки и проектор для демонстрации цветных снимков на экране.

Переяславль-Залесский. Вид на [Плещеево] озеро и город от села Веськово:

Крестьяне. Уфа:


Этюд "Сети" село Сорока:



Река Исеть, деревня Камышевка:



Преображенская церковь внутри крепостного вала. Церкви Василия Великого, Николая Чудотворца и Преображенский собор. Белозерск:


Мост через реку Каму вблизи Перми:

Военнопленные австрийцы у барака [около станции Кивач].


Однако и Прокудину-Горскому в деле развития цветной фотографии также принадлежит не последняя роль: уже 1902 году Сергей Михайлович впервые объявил о создании цветных диапозитивов по методу трёхцветной фотографии А. Мите, а в 1905 году запатентовал свой сенсибилизатор, значительно превосходивший по качеству аналогичные разработки иностранных химиков, в том числе, сенсибилизатор Мите. Состав нового сенсибилизатора делал бромосеребряную пластину одинаково чувствительной ко всему цветовому спектру.

Как это работает? Немного из истории фотографии

Камера-обскура (дословно с латыни “темная комната”), которая является основой любого фотоаппарата, в сущности представляет собой тёмную закрытую коробку с отверстием в одной из стенок. Принцип её работы основан на законах оптики: свет, проходящий через крошечное отверстие, трансформируется и создает изображение на встречаемой поверхности, которой является стенка ящика.

Современная аналоговая камера работает примерно таким же образом, отличаясь только наличием зеркала и пленки для сохранения созданного светом изображения.
Фотографию и сам способ её создания всегда называли убийцей изобразительного искусства. Однако считается, что принципы фотографии широко использовались художниками Ренессанса - Леонардо Да Винчи, Микеланджело и другими. В середине XVI столетия итальянский ученый Джованни Баттиста делла Порта, написал эссе о том, как можно использовать камеру-обскуру, чтобы облегчить рисование. Он проецировал изображение людей, стоящих снаружи камеры-обскуры, на холст внутри неё (камера-обскура в данном случае была большой комнатой) и затем рисовал по полученному изображению или копировал его.

Процесс использования камеры-обскуры выглядел очень странным и пугающим для людей в те далекие времена и Джованни Баттиста вынужден был отказаться от своей идеи после того, как его арестовали по обвинению в колдовстве.

Первая фотография была сделана в 1825 году французским изобретателем Джозефом Ньепсом. Она изображает вид из окна в Ле Гра. У этого изображения мало художественной ценности помимо того, что это первая фотография из когда-либо сделанных и дошедших до нас.

В связи с особенностями технологии экспозиция длилась восемь часов, так что солнце на фотографии успело пройти с востока на запад, осветив обе стороны изображенного здания. На этой фотографии, конечно, нет никакой композиции, поскольку в то время фотография рассматривалась не как искусство, а как техническая инновация.

Как уже я упомянула выше, к этому времени люди знали, как спроецировать изображения, но они не могли сохранять и «записывать» свет. Ньепс придумал использовать нефтепродукт, так называемый «иудейский битум». Битум затвердевает под воздействием света, а незатвердевшее вещество можно было затем смыть. В качестве носителя Ньепс использовал отполированные металлические пластины, а полученное на них негативное изображение можно было покрыть чернилами и напечатать как литографию. Одной из множества трудностей этого метода являлось то, что металлические пластины были тяжёлыми, дорогими в производстве и требовали много времени для тщательной полировки.

В 1839 году сэр Джон Гершель нашел способ изготовить первый стеклянный негатив вместо металлического. В том же году он придумал термин «фотография», производный от греческих слов, означающих «свет» и «писать». Несмотря на то, что процесс стал проще, а результат лучше, потребовалось еще много времени чтобы фотография стала широко известна.

В начале фотография либо использовалась художниками как подспорье. Первыми широко известными фотопортретами были одиночные или семейные снимки на память. Наконец, после десятилетий усовершенствований и исправлений массовое использование фотокамер началось с камер Eastman Kodak. Они вышли на рынок в 1888 году с лозунгом «Вы нажимаете на кнопку - мы делаем всё остальное».

В 1861 г. английскому физику Джеймсу Максвеллу удалось впервые в мире получить цветное изображение, которое явилось результатом трех снимков одно и того же предмета с разными фильтрами (красным, синим и зеленым).

Более широкое применение цветной фотографии стало возможно благодаря Адольфу Мите. Он изобрел сенсибилизаторы, делающие фотопластину более чувствительной к другим областям спектра. Еще больший вклад в развитие данного вида фотографии внес Сергей Прокудин-Горский, который разработал технологии, позволяющие уменьшить выдержку.

В итоге первая работающая цветная фотопластинка появилась на рынке в 1907 году. Использовавшийся в ней метод был основан на экране из фильтров. Экран позволял фильтровать красный, зеленый и/или синий свет. Фотопластинка затем обращалась с получением позитивного изображения. Использование этого же экрана в процессе фотопечати позволяло получить цветную фотографию. Данная технология, слегка доработанная, используется до сих пор. Красный, зеленый и синий - основные цвета для телевизионных и компьютерных экранов, с этим связан и режим RGB (red+green+blue) в многих графических приложениях.

Основные термины:

Пленка или матрица : матрица используется в современных цифровых фотоаппаратах, а пленка - это фотоматериал на гибкой полимерной подложке, предназначенный для различных видов фотографии. Пленка представляет собой прозрачную основу с нанесённой на неё светочувствительной фотоэмульсией. В результате экспонирования в эмульсии формируется скрытое изображение, которое при дальнейшей химической обработке преобразуется в видимое.

Экспозиция : количество света, поступившего на матрицу фотоаппарата или пленку при соответствующих установленных значениях диафрагмы, выдержки и ISO.
Выдержка: длительность времени, в течение которого оопределённое количество света поступает на диафрагму или пленку.
ISO: чувствительность матрицы фотокамеры к поступающему свету.

Диафрагма : контролирует количество света, поступающего на матрицу камеры или фотопленку.

_________________________

Биографами Прокудина-Горского до сих пор не установлена точная дата начала цветных съемок в Российской империи. Скорее всего, первая серия цветных снимков была сделана в ходе поездки по княжеству Финляндскому в сентябре-октябре 1903 года. В 1904 году Прокудин-Горский снимал цветные фотографии Дагестана, Черноморского побережья и Лужского уезда Санкт-Петербургской губернии.

В апреле - сентябре 1905 года Прокудин-Горский совершил первую большую фотопоездку по Российской Империи, во время которой снял около 400 цветных фотографий Кавказа, Крыма и Украины. Все эти снимки он планировал издать в виде фотооткрыток, однако из-за политических потрясений в стране и вызванного ими финансового кризиса договор был расторгнут в том же 1905 году, и свет увидели лишь около 90 его работ.

В 1906 г. Прокудин-Горский провёл много времени в Европе, участвуя в научных конгрессах и фотовыставках в Риме, Милане, Париже и Берлине. Он получил золотую медаль на Международной выставке в Антверпене и медаль за «Лучшую работу», то есть его талант фотохудожника получил международное признание.

На родине же его по-настоящему прославили фото портреты Льва Толстого: Прокудин-Горский сам сделал ему предложение о съемке в цвете и тот с большим удовольствием и интересом согласился. Сергей Михайлович писал, что Лев Николаевич: « …особенно живо интересовался всеми новейшими открытиями в различных областях, а равно и вопросом передачи изображения в истинных цветах».

Именно эти фотографии, опубликованные в журнале «Фотограф-любитель», привлекли внимание брата Николая II, Михаила Александровича Романова, который смог организовать для Прокудина-Горского аудиенцию у Государя.
К тому времени Сергей Михайлович уже вынашивал идею, которую осуществить в одиночку, однако, ему было не под силу: запечатлеть в цветных фотографиях современную ему Россию, её культуру, историю и модернизацию.

Свою встречу с Государем Прокудин-Горский впоследствии описывал так: “Наступил самый ответсвенный момент, ибо я был уверен, что от успеха этого вечера зависела в значительной мере судьба моего дела. Для этой первой демонстрации Государю мною были выбраны съемки с натуры исключительно этюдного характера: закаты, снежные ландшавты, портреты крестьянских детей, цветы, осенние этюды и тому подобное. После первой же картины, когда я услышал одобрительный шепот Государя, я уже был уверен в успехе, так как программа была подобрана мною в возрастающем по эффектности порядке…” - сегодня можно только представить степень воодушевления, которую испытывал в этот момент этот очень увлеченный своим делом и своей идеей (которую в переписке он часто называл “задачей”) человек.

Итак, в 1909 году, Николай II поручил Сергею Михайловичу заснять всевозможные стороны жизни всех областей, составлявших тогда Российскую империю. Для этого фотографу был выделен специально оборудованный железнодорожный вагон. Для работы на водных путях правительство выделило небольшой пароход, способный идти по мелководью, с командой, а для реки Чусовой - моторную лодку. Для съёмок Урала и Уральского хребта в Екатеринбург был прислан автомобиль «Форд». Прокудину-Горскому были выданы царской канцелярией документы, дававшие доступ во все места империи, а чиновникам было предписано помогать Прокудину-Горскому в его путешествиях.

Все съёмки Сергей Михайлович проводил на свои средства, которые постепенно истощились. О каких-либо компенсациях на текущие расходы разговор с Государем просто не велся с самого начала.

Вот как он сам описывал свою работу: « ...Работа моя была обставлена очень хорошо, то с другой, она была очень трудна, требовала огромного терпения, знания, опыта и часто больших усилий… Делать снимки приходилось в самых различных и часто очень трудных условиях, а затем вечером надо было снимки проявить в лаборатории вагона и иногда работа затягивалась до поздней ночи, особенно если погода была неблагоприятной и нужно было выяснить, не окажется ли необходимым повторить съёмку при другом освещении прежде, чем уехать в следующий намеченный пункт. Затем с негативов там же в пути делались копии и вносились в альбомы.”

В 1909 -1916 годах Прокудин-Горский объездил значительную часть Российской империи, фотографируя старинные храмы, монастыри, заводы, виды городов и разнообразные бытовые сцены. Фотограф побывал на Урале, в Туркестане, в Ярославской и Владимирской губерниях, снимал места связанные с Наполеоновской кампанией в России.

После 1912 года закончилась официальная поддержка проекта Прокудина-Горского по фотообзору России.

Во время Первой мировой войны Прокудин-Горский создавал фотохронику боевых действий, занимался цензурой прибывающих из-за границы кинематографических лент, анализом фотопрепаратов и обучением экипажей самолётов аэрофотосъёмке.

Вскоре после Октябрьской революции 1917 года Прокудин-Горский участвовал в создании Высшего института фотографии и фототехники (ВИФФ), который был официально учреждён декретом от 9 сентября 1918 года, уже после отъезда Прокудина-Горского за границу. Его последняя коллекция фотографий демонстрировалась в России 19-го марта 1918 года в Зимнем дворце.

Прокудин-Горский принял решение покинуть Россию, после того как узнал об убийстве царской семьи в июле 1918 года.

В эмиграцию Сергей Михайлович отправился со своей новой семьей: с первой супругой, от которой у него родилось трое детей, к тому времени он успел расстаться. В эмиграции он жил сначала в Финляндии, затем в Норвегии, Англии, на юге Франции, в начале 20-ых годов он добрался до Парижа. В России он был широко известным человеком, осуществившим свою мечту, а в Европе надо было начинать жизнь заново. В Париже Прокудин-Горский вместе с детьми открыл фото-мастерскую, где и работал почти до конца жизни.

Скончался Сергей Михайлович в Париже, спустя несколько недель после освобождения города от немецких войск союзниками, в Русском доме, где нашли свое пристанище многие русские эмигранты. По некоторым свидетельствам под конец жизни фотограф пристрастился к крепким алкогольным напиткам, что и стало отчасти причиной его ухода. Похоронен Сергей Михайлович Прокудин-Горский на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Вот таков конец этой, скажем честно, немного грустной истории жизни талантливого фотохудожника.

Что же стало с его бесценным фото наследием? Удивительные факты: Сергей Михайлович поcле революции вывез большую часть своего художественного наследия заграницу , на что ему удалось получить официальное разрешение у властей, после его смерти правообладателями негативов стали его дети, которые продали коллекцию в 80-х годах Американской Библиотеке Конгресса.

Развитие компьютерных технологий обработки изображений в конце XX-го века позволило обработать эти снимки и показать уникальные виды имперской России в цвете.

В июле 1991 года была впервые составлена компьютерная база данных снимков Прокудина-Горского, которая продолжала затем пополняться и изменяться.

В 2000 году компания JJT по контракту с Библиотекой Конгресса США выполнила сканирование всех 1902 стеклянных негативов из коллекции Прокудина-Горского. Сканирование выполнялось в режиме Grayscale c 16-битной глубиной цвета и разрешением свыше 1000 точек на дюйм. Файлы с отсканированными изображениями имеют размер около 70 Мбайт. Все эти файлы размещены на сервере Библиотеки Конгресса и находятся в бесплатном доступе.

Теперь коллекция цветных фотоснимков в электронном виде также составляет часть фонда Президентской библиотеки (Санкт-Петербург). Фотонаследие Прокудина-Горского является общественным достоянием и часто используется в ходе самых разных мероприятий, именно эта коллекция стала основой для выставки фоторабот Прокудина-Горского в Ливадийском дворце в июле 2017 года, где ее и увидела ваша покорная слуга.

Вместо послесловия: поскольку печать цветных фотографий во времена Прокудина-Горского была очень сложной задачей, полноценно «монетизировать» весь этот багаж у художника не было никакой возможности. Экспедиции осуществлялись фотографом на собственные средства, которые скоро были исчерпаны. Замечательное российское художественное наследие было сначала вывезено заграницу, а затем продано потомками художника Библиотеке Конгресса за 3 500 долларов.
Мне кажется, что огромной удачей для всех нас и великой заслугой Сергея Михайловича является тот факт, что снимки сохранились, дошли до наших дней и могут быть оценены по достоинству сегодня современными жителями России, да, и всего мира. На этих снимках - Россия, которую не вернуть, на этих снимках наше прошлое, а значит и мы сами.


С. М. Прокудин-Горский

30 августа исполнилось 150 лет со дня рождения замечательного русского фотографа Сергея Михайловича Прокудина-Горского. Первопроходец русской цветной фотографии, он разработал уникальный метод фотосъемки, благодаря которому можно узреть не в привычном черно-белом ретро-изображении, а будто вчера сфотографированную в цвете ту Россию, которую мы потеряли... Прокудин-Горский осуществил потрясающую задачу - снял между первой русской революцией и Первой мировой войной несколько тысяч объектов на территории Российской империи. Благодаря чудом сохранившимся негативам мы можем увидеть как выглядела Российская империя в цвете - и удивиться тому, что "темная, нищая, отсталая Россия" одевалась ярко, в разноцветные одежды...

Молодые русские крестьянки недалеко от реки Шексна. 1909


Строители Мурманской железной дороги, Кемь-пристань.

И дело даже не в форме, достаточно вглядеться в лица той России, которую мы потеряли...

Ну и о пресловутых сравнениях с 1913 годом - теперь, спустя 100 лет весьма поучительно смотреть на фотографии (которые сами по себе - замечательное достижение в фотографическом деле): документ эпохи.

Например, "лампочка Ильича", говорите? А без большевиков освещали бы избы лучинами? Ну-ну... :)

Машинный зал Гиндукушской ГЭС на реке Мургаб. 1911

А вот новая гостиница в Гаграх, 1905—1915.
И столб с проводами виден в кадре.

Фотографии Прокудина-Горского помогают наглядно увидеть ту ушедшую эпоху, почувствовать её очарование.

Под катом - биография фотографа, вкратце о его методе и фотографии Рязани, сделанные сто лет тому назад...


Автопортрет С. М. Прокудина-Горского у реки Скурицхали, 1912. Полная версия

Сергей Михайлович Прокудин-Горский (18 (30) августа 1863, Фуникова Гора, Покровский уезд, Владимирская губерния, Российская империя — 27 сентября 1944, Париж, Франция) — русский фотограф, химик (ученик Менделеева), изобретатель, издатель, педагог и общественный деятель, член Императорского Русского географического, Императорского Русского технического и Русского фотографического обществ. Внёс значительный вклад в развитие фотографии и кинематографии. Пионер цветной фотографии в России, создатель «Коллекции достопримечательностей Российской империи».

Сергей Михайлович Прокудин-Горский родился 18/30 августа 1863 года в родовом имении Прокудиных-Горских Фуникова Гора в Покровском уезде Владимирской губернии. 20 августа (1 сентября) 1863 года он был крещен в ближайшей к имению церкви Архангела Михаила Архангельского погоста.
До 1886 года учился в Александровском лицее, однако не закончил полного курса.
С октября 1886 по ноябрь 1888 года слушал лекции по естественному разделу на физико-математическом факультете Санкт-Петербургского университета.
С сентября 1888 по май 1890 года был слушателем Императорской Военно-медицинской академии, которую также по какой-то причине не окончил. Изучал также живопись в Императорской Академии художеств.
В мае 1890 года поступил на службу в Демидовский дом призрения трудящихся, в качестве его действительного члена. Это социальное учреждение для девочек из бедных семей было основано в 1830 году на средства известного мецената Анатолия Демидова и состояло в Ведомстве учреждений императрицы Марии Федоровны. В том же 1890 году женился на Анне Александровне Лавровой (1870—1937) — дочери русского металловеда и директора товарищества гатчинских колокольных, медеплавильных и сталелитейных заводов Лаврова. Сам Прокудин-Горский стал директором правления на предприятии своего тестя.

В 1897 году Прокудин-Горский начал делать доклады о технических результатах своих фотографических исследований Пятому отделу Императорского русского технического общества (ИРТО) (он продолжил эти доклады до 1918 года). В 1898 году Прокудин-Горский стал членом Пятого фотографического отдела ИРТО и выступил с сообщением «О фотографировании падающих звёзд (звёздных дождей)». Уже в то время он являлся российским авторитетом в области фотографии, ему была поручена организация курсов практической фотографии при ИРТО. В 1898 году Прокудин-Горский опубликовал первые книги из серии работ по техническим аспектам фотографии: «О печатании с негативов» и «О фотографировании ручными фотоаппаратами». В 1900 году Русское техническое общество показало чёрно-белые фотографии Прокудина-Горского на Всемирной Парижской выставке.

2 августа 1901 года в Петербурге открылась «фотоцинкографическая и фототехническая мастерская» С. М. Прокудина-Горского, где в 1906—1909 годах располагалась лаборатория и редакция журнала «Фотограф-любитель», в котором Прокудин-Горский опубликовал серию технических статей о принципах воспроизведения цвета.
В 1902 году Прокудин-Горский в течение полутора месяцев обучался в фотомеханической школе в Шарлоттенбурге (около Берлина) под руководством доктора Адольфа Мите. Последний в том же 1902 году создал свою модель камеры для цветной съёмки и проектор для демонстрации цветных снимков на экране.

13 декабря 1902 года Прокудин-Горский впервые объявил о создании цветных диапозитивов по методу трёхцветной фотографии А. Мите, а в 1905 году запатентовал свой сенсибилизатор, значительно превосходивший по качеству аналогичные разработки иностранных химиков, в том числе сенсибилизатор Мите. Состав нового сенсибилизатора делал бромосеребряную пластину одинаково чувствительной ко всему цветовому спектру.
В 1903 году Прокудин-Горский опубликовал брошюру «Изохроматическое фотографирование ручными фотоаппаратами».
Точная дата начала цветных съемок Прокудиным-Горским в Российской империи до сих пор не установлена. Наиболее вероятным является, что первая серия цветных снимков была сделана в ходе поездки по Финляндии в сентябре-октябре 1903 года.
В 1904 году Прокудин-Горский снимал цветные фотографии Дагестана (апрель), Черноморского побережья (июнь) и Лужского уезда Санкт-Петербургской губернии (декабрь).

В апреле — сентябре 1905 года Прокудин-Горский совершил первую большую фотопоездку по Российской империи, в ходе которой снял около 400 цветных фотографий Кавказа, Крыма и Украины (включая 38 видов Киева). Все эти снимки он планировал издать в виде фотооткрыток по договору с Общиной Святой Евгении. Однако из-за политических потрясений в стране и вызванного ими финансового кризиса договор был расторгнут в том же 1905 году, и свет увидели лишь около 90 открытых писем.
С апреля по сентябрь 1906 года Прокудин-Горский проводил много времени в Европе, участвуя в научных конгрессах и фотовыставках в Риме, Милане, Париже и Берлине. Он получил золотую медаль на Международной выставке в Антверпене и медаль за «Лучшую работу» в области цветной фотографии от фотоклуба в Ницце.

Алим-хан (1880—1944), эмир Бухары. 1907

В декабре 1906 года Прокудин-Горский первый раз отправился в Туркестан: для фотографирования солнечного затмения 14 января 1907 года в горах Тянь-Шаня близ станции Черняево над Салюктинскими копями. Хотя затмение не удалось запечатлеть из-за облачности, в январе 1907 года Прокудин-Горский сделал много цветных снимков Самарканда и Бухары.
21 сентября 1907 года Прокудин-Горский делает сообщение о произведённых им исследованиях пластинок Люмьер для цветной фотографии, после доклада и обсуждения были проектированы цветные диапозитивы Ермилова Н. Е., Шульц, Натомб и др.

В мае 1908 года Прокудин-Горский ездил в Ясную Поляну, где сделал серию снимков (более 15), в том числе несколько цветных фотографических портретов Льва Николаевича Толстого. В своих записях Прокудин-Горский отметил, что писатель «особенно живо интересовался всеми новейшими открытиями в различных областях, а равно и вопросом передачи изображения в истинных цветах». Кроме того, известны два сделанных Прокудиным фотопортрета Фёдора Шаляпина в сценических костюмах. По некоторым сведениям, Прокудин-Горский фотографировал также членов царской семьи, но эти фотоснимки обнаружить пока не удалось.

30 мая 1908 года в залах Академии художеств прошёл показ цветных проекций фотографий, сделанных Прокудиным-Горским. Его снимки древних ваз — экспонатов Эрмитажа — впоследствии были использованы для реставрации их утраченного цвета.
Прокудин-Горский выступал с лекциями о своих достижениях в области цветной фотографии, используя диапозитивы, в Императорском Русском техническом обществе, Петербургском фотографическом обществе и в других учреждениях города.
В это время Сергей Михайлович задумал грандиозный проект: запечатлеть в цветных фотографиях современную ему Россию, её культуру, историю и модернизацию.

Прокудин-Горский в мае 1909 года получил аудиенцию у императора Николая II, который поручил ему заснять всевозможные стороны жизни всех областей, составлявших тогда Российскую империю. Для этого фотографу был выделен специально оборудованный железнодорожный вагон. Для работы на водных путях правительство выделило небольшой пароход, способный идти по мелководью, с командой, а для реки Чусовой — моторную лодку. Для съёмок Урала и Уральского хребта в Екатеринбург был прислан автомобиль «Форд». Прокудину-Горскому были выданы царской канцелярией документы, дававшие доступ во все места империи, а чиновникам было предписано помогать Прокудину-Горскому в его путешествиях.

Все съёмки Сергей Михайлович проводил на свои средства, которые постепенно истощились.
…работа моя была обставлена очень хорошо, то с другой, она была очень трудна, требовала огромного терпения, знания, опыта и часто больших усилий.

Делать снимки приходилось в самых различных и часто очень трудных условиях, а затем вечером надо было снимки проявить в лаборатории вагона, и иногда работа затягивалась до поздней ночи, особенно если погода была неблагоприятна и нужно было выяснить, не окажется ли необходимым повторить съёмку при другом освещении прежде, чем уехать в следующий намеченный пункт. Затем с негативов там же в пути делались копии и вносились в альбомы

Паровоз с пароперегревателем Шмидта, 1910.
Паровоз с паровой машиной компаунд и пароперегревателем Шмидта показан на железной дороге между Пермью и Екатеринбургом в регионе Уральских гор в восточной части Eвропейской России. Вагон на заднем плане, как считают, является передвижной фотографической лабораторией Прокудина-Горского.

Нило-Столобенская пустынь на озере Селигер. 1910

В 1909—1916 годах Прокудин-Горский объездил значительную часть России, фотографируя старинные храмы, монастыри, заводы, виды городов и разнообразные бытовые сцены.
В марте 1910 года состоялось первое представление царю фотографий водного пути Мариинского канала и промышленного Урала, сделанных Прокудиным-Горским. В 1910—1912 годах в рамках запланированной фотографической экспедиции по Камско-Тобольскому водному пути Прокудин совершил большое путешествие по Уралу.


Три поколения, 1910.
А.П.Калганов позирует с его сыном и внучкой для портрета в индустриальном городе Златоуст в Уральском горном регионе России. Сын и внучка работают в Златоустовском оружейном предприятии, оно - главный поставщик вооружений Русской армии начиная с начала 1800-ых. Калганов демонстрирует традиционное русское платье и стиль бороды, в то время как два более молодых поколения имеют более ориентированное на Запад, современное платье и стиль причёски.

В январе 1911 года он прочитал в Академии художеств в Петербурге лекцию «Достопримечательности по Мариинскому водному пути и Верхней Волге, и несколько слов о важности цветной фотографии». В 1911 году Прокудин-Горский дважды совершил фотоэкспедиции в Туркестан, снимал памятники в Ярославской и Владимирской губерниях.

Иконостас православной церкви в Смоленске. 1912

В 1911—1912 годах к празднованию столетия победы в Отечественной войне 1812 года Прокудин-Горский фотографировал места, связанные с Наполеоновской кампанией в России.

1911. Памятник на редуте Раевского

1911. Иконостас в Бородинской церкви

1911. Икона Смоленской Божьей Матери, принадлежавшая Багратиону

1911. В Бородинском музее

В 1912 году Прокудин-Горский фотографировал Камско-Тобольский водный путь и Оку. В том же году закончилась официальная поддержка проекта Прокудина-Горского по фотообзору России. В 1913—1914 годах Прокудин-Горский участвовал в создании акционерного общества «Биохром», которое, в числе прочего, предлагало услуги по цветной фотографии и по печатанию чёрно-белых и цветных фотографий.

Постройка шлюза близ села Кузьминского

В последующие годы в Самарканде Прокудин-Горский испытал изобретённый им киноаппарат для цветной киносъёмки. Впрочем, качество снятого фильма оказалось неудовлетворительным. С началом Первой мировой войны Прокудин-Горский создавал фотохронику боевых действий, но впоследствии был вынужден отказаться от дальнейших фотографических опытов и занялся цензурой прибывающих из-за границы кинематографических лент, анализом фотопрепаратов и обучением экипажей самолётов аэрофотосъёмке.

Летом 1916 года Прокудин-Горский совершил свою последнюю фотоэкспедицию — сфотографировал недавно построенный южный участок Мурманской железной дороги и Соловецкие острова. Официальная поддержка проекта Прокудина-Горского по фотообзору России временно возобновилась.

Вскоре после Октябрьской революции 1917 года Прокудин-Горский участвовал в создании Высшего института фотографии и фототехники (ВИФФ), который был официально учреждён декретом от 9 сентября 1918 года, уже после отъезда Прокудина-Горского за границу. В последний раз его коллекция фотографий демонстрировалась в России 19 марта 1918 года в Зимнем дворце.

В 1920—1922 годах Прокудин-Горский написал серию статей для «British Journal of Photography» (Британский журнал по фотографии) и получил патент на «фотоаппарат для цветной кинематографии». Переехав в 1922 году в Ниццу, Прокудин-Горский работал вместе с братьями Люмьер.
До середины 1930-х годов фотограф занимался просветительской деятельностью во Франции и даже собирался сделать новую серию фотографий художественных памятников Франции и её колоний. Эта идея частично была реализована его сыном Михаилом Прокудиным-Горским.

Скончался Сергей Михайлович Прокудин-Горский в Париже спустя несколько недель после освобождения города от немцев войсками союзников. Похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа

Метод Прокудина-Горского

Для тех, кто интересуется фотографией: в начале XX века ещё не существовало многослойных цветных фотоматериалов, поэтому Прокудин-Горский использовал чёрно-белые фотопластинки (которые он сенсибилизировал по собственным рецептам) и фотоаппарат собственной конструкции (точное его устройство неизвестно; вероятно, он был похож на фотоаппарат системы немецкого химика А. Мите). Через цветные светофильтры синего, зелёного и красного цветов делались последовательно три быстрых снимка одного и того же сюжета, после чего получались три чёрно-белых негатива, расположенных один над другим на одной фотопластинке. Снимки производились не на три разные пластины, а на одну, в вертикальном положении, что позволяло ускорить процесс съёмки, производя всего лишь сдвиг пластины.
С этого тройного негатива изготовлялся тройной же позитив (вероятно, методом контактной печати). Для просмотра таких фотографий использовался проектор с тремя объективами, расположенными перед тремя кадрами на фотопластинке. Каждый кадр проецировался через светофильтр того же цвета, как и тот, через который он был снят. При сложении трёх изображений (красного, зелёного и синего) на экране получалось полноцветное изображение.
Состав нового сенсибилизатора, запатентованного Прокудиным-Горским, делал бромосеребряную пластину одинаково чувствительной ко всему цветовому спектру. «Петербургская газета» сообщила в декабре 1906 года, что, совершенствуя чувствительность своих пластин, исследователь предполагает демонстрировать «моментальные снимки в натуральных цветах, что представляет большой успех, так как до сего времени никем не получено». Возможно, показы проекций фотографии Прокудина-Горского стали первыми в мире демонстрациями слайдов.
Прокудин-Горский внёс вклад в два существующих на тот период направления усовершенствования цветной фотографии: уменьшения выдержки (по своему методу Прокудину-Горскому удалось сделать возможной экспозицию за секунду) и, во-вторых, увеличения возможности тиражирования снимка. Со своими идеями он выступал на международных конгрессах по прикладной химии.

Существовал также способ, с помощью которого изображение с фотопластинок можно было получить на бумаге. До 1917 года в России были напечатаны более сотни цветных фотографий Прокудина-Горского, из которых 94 в виде фотооткрыток, и значительное число — в книгах и брошюрах. Так, в книге П. Г. Васенко «Бояре Романовы и воцарение Михаила Фёдоровича на царство» (СПб., 1913) были напечатаны 22 высококачественные цветные репродукции фотографий Прокудина-Горского, в том числе снимки, сделанные в Москве. К 1913 году технология позволяла печатать цветные фотографии Прокудина-Горского почти в современном качестве (см. «Русское народное искусство на Второй Всероссийской кустарной выставке в Петрограде в 1913 г.» — Пг., 1914). Некоторые цветные фотографии Прокудина-Горского были изданы в большом формате в виде «настенных картин» (например, портрет Л. Толстого). Точное число напечатанных в России до 1917 года цветных фотографий Прокудина-Горского пока остаётся неизвестным.

Судьба коллекции Прокудина-Горского

Следует отметить, что Прокудин-Горский не был единственным, кто снимал цветные фотографии в России до 1917 года. Однако только он один использовал метод цветоделения (метод Адольфа Мите). Другие фотографы делали цветную съёмку по совершенно иной технологии, а именно по методу автохрома (например, профессор Ермилов Н. Е., генерал Вишняков, фотограф Штейнберг, Петров, Трапани). Этот метод был проще в применении, но давал довольно зернистое изображение, краски которого быстро выцветали. Кроме того, только коллекция Прокудина-Горского была сделана (и сохранилась) в таком значительном объёме.

Уцелевшая часть коллекции фотографий Прокудина-Горского была куплена у его наследников в 1948 году Библиотекой Конгресса США и долгое время (до 1980 года) оставалась неизвестной широкой публике.
В 2000 году компания JJT по контракту с Библиотекой Конгресса США выполнила сканирование всех 1902 стеклянных негативов из коллекции Прокудина-Горского. Сканирование выполнялось в режиме Grayscale c 16-битной глубиной цвета и разрешением свыше 1000 точек на дюйм. Файлы с отсканированными изображениями имеют размер около 70 Мбайт!
Все эти файлы размещены на сервере Библиотеки Конгресса и находятся в бесплатном доступе. Отсканированные изображения инвертированы (преобразованы в позитивы цифровыми методами).

В 2001 году Библиотека Конгресса открыла выставку «Империя, которой была Россия». Для неё были отобраны 122 фотографии и с помощью компьютера восстановлены цветные изображения. При фотографировании по методу Прокудина-Горского отдельные снимки делались не одновременно, а с некоторым промежутком времени. Вследствие этого движущиеся объекты: текущая вода, движущиеся по небу облака, дым, качающиеся ветки деревьев, движения лиц и фигур людей в кадре и т. д. воспроизводились на фотографиях с искажениями, в виде смещённых разноцветных контуров. Эти искажения крайне сложно исправлять вручную. В 2004 году Библиотекой Конгресса был заключён контракт с Блез Агвера и Аркас на разработку инструментов для устранения артефактов, вызванных смещением объектов в процессе съёмки.
Всего «американская» (то есть хранящаяся в Библиотеке Конгресса США) часть коллекции Прокудина-Горского насчитывает 1902 тройных негатива и 2448 чёрно-белых отпечатков в контрольных альбомах (в совокупности — около 2600 оригинальных изображений). Работы по совмещению отсканированных тройных негативов и реставрация полученных таким путём цветных цифровых изображений продолжаются по сегодняшний день. Для каждого из негативов имеются следующие цифровые файлы: один из трех черно-белых кадров фотопластинки (размер около 10 Мбайт); фотопластинка целиком (размер около 70 Мбайт); цветное изображение грубого совмещения, без точного сведения деталей по всей площади (размер около 40 Мбайт). Для части негативов подготовлены также цветные изображения со сведенными деталями (размер файлов около 25 Мбайт). Для всех этих изображений имеются файлы уменьшенного разрешения размером 50−200 Кбайт для быстрого доступа в ознакомительных целях. Кроме того, на сайте находятся сканы страниц контрольных альбомов Прокудина-Горского и отсканированные с высоким разрешением те фотографии из этих альбомов, для которых нет стеклянных негативов. Все перечисленные файлы доступны всем желающим на сайте Библиотеки Конгресса США.

После появления в свободном доступе на сайте Библиотеки Конгресса отсканированных фотопластинок Прокудина-Горского в России возник Народный проект восстановления наследия Прокудина-Горского.
В 2007 году в рамках проекта «Российская империя в цвете» Издательства Белорусского Экзархата были разработаны специальный алгоритм и программа для совмещения трёхкомпонентных фотографий С. М. Прокудина-Горского. Это позволило совместить все снимки и выложить их на всеобщее обозрение на сайте «Российская империя в цвете ».

Мне конечно было особенно интересно посмотреть на Рязань. :)

1912. Успенский собор с востока.

1912. Деталь стены Успенского собора.

1912. Вход в Успенский собор.

1912. В кремле: Христорождественский собор, Успенский собор (с запада) и колокольня.

1912. Река Трубеж и собор Рождества Христова.

1912. Спасский монастырь с северо-запада.

1912. Церковь во имя Архистратига Михаила, бывшая великокняжеская, рядом с Успенским собором.

1912. Архиерейский дом.

Церковь Бориса и Глеба, вид с юго-востока.

1912. Общий вид Рязани с севера.

1912. Общий вид Рязани с колокольни Успенского собора с северо-запада.

1912. Вид на Рязань с юго-востока.

Зарайский уезд Рязанской губернии.

Loading...Loading...