Из чего состоит заправка. Автозаправочные станции. По нормативным параметрам типовых проектов

Автозаправочные станции (АЗС) предназначаются для об­служивания и заправки автомобилей и других машин горючим и смазочными материалами. Попутно на них реализуются масла, смаз­ки и специальные жидкости, расфасованные в мелкую тару. К вспомогательным операциям, выполняемым на АЗС, относятся мой­ка машин, их мелкий ремонт, торговля запасными частями. Неотъемлемой частью современных АЗС являются кафе и магазин по торговле продуктами повседневного спроса.

По способу установки и монтажа оборудования АЗС делятся на стационарные и передвижные.

Передвижные АЗС (ПАЗС) мон­тируется на раме и в зависимости от их назначения устанавливаются на автомобиле или автоприцепе. Они состоят из емкости, измеритель­ных и раздаточных устройств, смонтированных на шасси транспортного средства.

Стационарные АЗС сооружаются по типо­вым проектам на 300,500,750 и 1000 заправок в сутки (1 заправка - 50 л топлива и 2 л масла). В их состав входят:

Подземные резервуары для хранения нефтепродуктов;

Топливо- и маслораздаточные колонки;

Помещения для обслуживающего персонала;

Другие помещения в соответствии с дополнительными функциями, выполняемыми АЗС.

Принципиальная схема стационарной АЗС приведена на рис. 14.16.

Рис.14.16. Принципиальная схема АЗС:

1 - сливное устройство; 2 - резервуар для топлива; 3 - клапан приемный; 4 - противовзрывник угловой; 5 - замерное устройство; 6 - клапан дыхательный; 7 - тогашвораздаточная колонка

Нефтепродукт, доставляемый на АЗС с помощью автоцистерн, сливается через устройство 1 в резервуар для топлива 2. Здесь он от­стаивается, производится замер его количества через устройство 5. Отпуск нефтепродукта потребителям производится с помощью топли-вораздаточной колонки 7, связанной с резервуаром трубопроводом, на котором смонтированы приемный клапан 3, и углового предохраните­ля 4. «Дыхания» резервуаров осуществляются через клапан 6.

Рассмотрим элементы принципиальной схемы АЗС более под­робно.

Сливное устройство 1 предназначено для слива нефтепродук­тов в резервуар закрытым способом, т. е. под уровень находящегося в нем продукта. Сливное устройство состоит из ниппеля, к которому при­соединяемся"рукав автоцистерны, фильтра и сливного трубопровода.

Быстрое и герметичное соединение ниппеля с рукавом автоци­стерны обеспечивается специальной быстроразъемной муфтой.

Для хранения нефтепродуктов на АЗС используются горизон­тальные и вертикальные стальные резервуары емкостью от 5 до 50 м 3 и с толщиной стенки 3...4 мм. Резервуары на АЗС, как правило, распре­деляются следующим образом: 75 % - под бензины, 15 % - под дизельное топливо и до 10 % - под масла.

Резервуары АЗС рассчитаны на избыточное давление 700000 и вакуум -1000 Па.

Замерное устройство5 служит для замеров уровня взлива неф­тепродукта в резервуаре. Оно обеспечивает вертикальное направление замерной рейки (метрштока). Конструктивно замерное устройство представляет собой перфорированную трубу диаметром 40 мм с крыш­кой.

Для соединения раздаточных колонок с резервуарами служит всасывающее устройство, состоящее из приемного клапана 3, углового предохранителя 4 и всасывающего трубопровода.

Назначение приемного клапана3 - предотвращение слива неф­тепродукта из всасывающего трубопровода в резервуар после отключения раздаточной колонки. При прекращении работы насоса дав­ление в трубопроводе и в резервуаре выравнивается и тарелка клапана под действием собственного веса садится на седло, перекрывая сече­ние.

Угловой предохранитель 4 предотвращает распространение пламени по всасывающему трубопроводу. Для этого внутри металли­ческого корпуса установлена латунная сетка, выполняющая одновременно роль фильтра для нефтепродукта, откачиваемого из ре­зервуара.

Топливо - раздаточные колонки предназначены для заправ­ки машин с одновременным замером количества выданного горючего или масла.

Несмотря на различия в конструкциях колонок, все они име­ют в своем составе насос, счетчик жидкости, фильтр, раздаточный рукав и раздаточный кран.

Насос топливораздаточной колонки предназначается для пе­рекачки топлива из резервуара АЗС в баки автомашин. Так как резервуар находится ниже колонки, то насос является самовсасываю­щим. Производительность насосов топливораздаточных колонок находится в пределах от 20 до 70 л/мин.

Счетчик жидкости служит для измерения расхода отпускае­мого потребителям топлива или масла. Результаты мгновенных измерений суммируются и фиксируются на счетном устройстве как общее количество отпущенной жидкости.

Фильтр служит для очистки от механических примесей жид­кости, поступающей в колонку.

Раздаточный рукав предназначается для перекачки жидко­сти и соединения колонки с раздаточным краном. В раздаточных колонках используются резино - тканевые бензостойкие рукава диа­метром 25 мм на давление 0,4 МПа.

Раздаточный кран служит для быстрого отсечения струи го­рючего при достижении предельного уровня его в баке автомашины, чтобы тем самым предотвратить перелив и связанные с эти потери.

О том как устроена современная автозаправочная станция задумываются далеко не все автолюбители. А ведь для того, чтобы топливо попало в бак автомобиля оно должно пройти достаточно сложный путь по самой АЗС, которые сейчас используют самые современные технологии.

На автозаправочные станции топливо попадает разными способами, топливо могут привезти с помощью железнодорожного состава, а могут доставлять до пункта назначения с помощью трубопровода, но чаще всего его подвозят на отдельные станции с помощью обычных бензовозов.

Современные бензовозы, как правило, имеют несколько внутренних секций, поэтому привозят они сразу несколько видов топлива. Из секции объемом 10 900 литров топливо будет сливаться примерно полчаса. Все это время заправка конкретным топливом будет запрещена для безопасности и более точной последующей отчетности по объему топлива.

Перед тем как топливо сливается в подземные хранилища оно проходит контроль. В первую очередь проверяются документы на топливо, вскрывается пломба на цистерне, проверяется уровень ее заполненности, а затем берется анализ топлива. Новое топливо проверяют на плотность, грубо говоря, оно не должно быть разбавлено водой умышленно или случайно из-за попадания дождевой воды, конденсата и т.д.

После проверки топливо с помощью сливной трубы соединяют с резервуаром и начинается слив топлива.

Топливохранилище

Резервуары под топливо могут быть наземными или подземными. Их изготавливают из стали и чаще всего делают двухслойными для безопасности. Обычно емкости для хранения топлива не превышают 50 кубометров, но есть емкости объемом более 200 кубометров, такие хранилища считаются уже мини-нефтебазами, к которым применяются свои требования.

Уровень топлива в самой емкости замеряется метроштоком. Замер уровня топлива проводится не только при сливе топлива, но и при пересменке операторов.

1. Приемный клапан. Он не дает топливу сливаться с трубопроводов и всего оборудования обратно в резервуар. Без клапана насосу пришлось бы при каждой заправке полностью заполнять всю систему от резервуара до заправочного пистолета, а это лишний расход электроэнергии и времени.

2. Фильтр. Еще один фильтрующий элемент на АЗС, он может быть установлен сразу после приемного клапана или в газоотделителе (5). Если фильтр забивается, то при заправке слышен гул, так как насосу приходиться работать с большим усилием.

3 и 4. Двигатель и насос. Работают в паре, соединены, как правило, ременной передачей, но есть и такие конструкции, где насос и двигатель сидят на одном валу. Более безопасной считается ременная передача, так как она защищена от повышенных нагрузок на двигатель.

5. Газоотделитель. В соответствии с названием, отделяет от топлива лишние газы, которые в спокойном состоянии находятся во взвешенном состоянии, а при активном перемешивании топлива объединяются и начинают создавать пену. Устройство газоотделителя предельно простое - это небольшой резервуар в котором топливо ненадолго задерживается, а лишние газы свободно уходят через дренажные отверстия сверху.

6. Электромагнитный клапан. Открывается при подаче топлива и закрывается сразу, после того как прекращается закачка топлива. Если данный клапан сломан, то он может просто перекрыть всю систему или не закрывать ее, в последнем случае даже после отключения насоса топливо будет поступать в раздаточный пистолет по инерции. При незакрывшемся электромагнитном клапане ТРК заправляет примерно 0,2-0,5 литра лишнего топлива.

7. Измеритель жидкости. Называться может по разному, например, топливоизмеритель, счетчик жидкости и т.д., но функция у него одна - точно отмерять количество топлива. Топливоизмерители могут быть электронными или механическими. В первом случае настройка точности проводиться с помощью специальных команд, во втором случае с помощью регулировочных болтов.

8. Смотровое окно. Представляет собой полую колбу со стеклом. Если колба наполнена топливом, значит приемный клапан работает и топливо остается в системе после отключения насоса.

Может называться по разному, предназначен для управления подачи топлива в горловину бака, также отсекает подачу топлива при переполнении бака.

10, 11, 12. Система управления. Система объединяет ТРК и пульт управления оператора.

Подробнее об устройство заправочного пистолета

Устройство пистолета для заправки не такое простое, как это кажется на первый взгляд. Кроме функции подачи топлива, внутри есть система отсечения подачи топлива при переполнении бака.

Как работает эта система можно посмотреть на видео, которое находиться выше. При нормальной подаче топлива через небольшую трубку и жиклер в пистолет поступает воздух. Как только топливо доходит до уровня заливной трубки, в жиклер попадает топливо и давление воздуха в системе защиты резко падает, мембрана реагирует на это и срабатывает пружина отсечки, подача топлива прекращается. При срабатывании системы защиты топливо не будет подаваться до тех пор, пока рычаг пистолета не будет «взведен» заново.

Исключение составляет разве что необычная схема с верхним расположением ТРК. Но используются такие схемы крайне редко, в первую очередь из-за дефицита подобного оборудования и определенными сложностями с его обслуживанием. Особой выгоды от такого расположения ТРК нет, разве что автомобили можно разместить чуть плотнее, а сами ТРК невозможно задеть автомобилем.

В 1888 году бензин начали продавать в аптеках.

В 1907 году в США открылась первая АЗС, она представляла собой склад с канистрами бензина. Позже начали появляться станции с одним большим резервуаром, с которого топливо подавалось самотеком.

В России первая АЗС открылась в 1911 году Императорским автомобильным обществом.

Современные АЗС не ограничиваются продажей только топлива. Многие имеют небольшие магазины с сопутствующими товарами, продуктами, есть кафе, мойки и т.д. Особенно хорошо заметно развитие АЗС в США, где заправка автомобилей - это лишь часть комплекса включающего в себя стоянки для большегрузных автомобилей, центры отдыха и досуга, магазины, кафе и многое другое.

В России более 25 000 автомобильных заправок, примерно 600 из них находятся в пределах МКАД. В США более 120 000 АЗС, в Канаде примерно 14 000, а в Великобритании более 9 000, при том, что в 90-х их было более 18 000.

АЗС предназначена для реализации нефтепродуктов потребителю, при этом выполняет следующие функции:

· приём нефтепродуктов

· хранение

· оказание дополнительных услуг водителям и пассажирам транспортных средств (если существует оборудование (мойка, туалет, магазин и т.д.))

На начало 2008 года в РФ было около 20.000 АЗС. Рынок АЗС довольно централизован: около 40 % рынка занимают 8 компаний.

АЗС классифицируют:

  1. По конструктивному исполнению
    1. Стационарные (традиционные) - АЗС с подземным расположением резервуаров для хранения топлива, технологическая схема, которой характеризуется разнесение резервуаров и ТРК.
    1. Блочные - АЗС с подземным расположением резервуаров для хранения топлива, технологическая система которой характеризуется размещением ТРК над блоком хранения топлива, выполненным как единое заводское изделие
    1. Контейнерные - АЗС с надземным расположением резервуаров для хранения топлива, технологическая система которой характеризуется размещением ТРК в контейнере хранения топлива, выполненном как единое заводское изделие.
    1. Модульные - АЗС с надземным расположением резервуаров для хранения топлива, технологическая система, которой характеризуется разнесением ТРК и контейнера хранения топлива, выполненного как единое заводское изделие
    1. Передвижные - предназначена для розничной продаж топлива мобильная технологическая система, которая установлена на автомобильном шасси, прицепе или полуприцепе и выполнена как единое заводское изделие
  1. По функциональному назначению
    1. Общего пользования
    2. Ведомственные (заправочные пункты) Топливозаправочный пункт - АЗС, размещаемая на территории предприятия и предназначенная для заправки только транспортных средств этого предприятия
  2. По способу размещения резервуаров
    1. С подземным расположением
    2. С наземным расположением
    3. С расположением на транспортном средстве

4. По видам применяемого топлива:

1. Однотопливная АЗС – стационарная АЗС, на территории, которой предусмотрена заправка транспортных средств одним видом топлива (нефть, газ)

2. Многотопливная АЗС (МАЗС) – стационарная АЗС, на территории, которой предусмотрена заправка транспортных средств несколькими видами топлива, среди

  1. По типу расположению на местности
    1. Дорожные
    2. Городские
    3. Сельские
    4. Речные
  1. По нормативным параметрам типовых проектов
    1. По числу топливозаправочных колонок
    2. По числу заправок в часы пик
    3. По количеству заправляемых машин в сутки
    4. По общей вместимости резервуаров

К основному перечню технологического оборудования относится:

· оборудование для хранения нефтепродуктов на АЗС и АЗК


· оборудование для выдачи топлива и масла потребителям

· оборудование для управления колонками и автоматизации технологических процессов

· оборудование для количественного и качественного учета нефтепродуктов

· вспомогательное оборудование

· оборудование для очистки ливневых и бытовых стоков

· оборудование для экологической и пожарной безопасности АЗС

На рисунке 7 приводится автоматизированная система управления, приема и контроля хранения топлива на АЗС. На схеме условно, с целью упрощения изображен 1 резервуар и 1 топливная колонка. В действительности количество резервуаров и ТРК зависит от конкретной АЗС.

Рис. 7. Система контроля, хранения и управления приемом топлива на АЗС

Привезенное топливо из АЦ через гибкий шланг поступает на входной фильтр топлива с огнепреградителем. Входной фильтр очищает топливо от окалины и грязи. Это первая степень грубой очистки топлива. Огнепреградитель исключает возможное попадание искры и пламени в резервуар.

Шланг присоединяется к фильтру

12. СТАНЦИИ ПО ЗАПРАВКЕ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ЖИДКИМИ НЕФТЕПРОДУКТАМИ

12.1. Назначение и типы АЗС

Автозаправочная станция – это разновидность малой распределительной нефтебазы, обеспечивающей топливом автомобили .

Автозаправочная станция (АЗС) – комплекс зданий, сооружений и оборудования, ограниченный участком площадки и предназначенный для заправки транспортных средств (кроме гусеничного транспорта) моторным топливом и маслом.

На АЗС организуется продажа масел, консистентных смазок, запасных частей, принадлежностей к автомобилям и другим транспортным средствам, прием от владельцев индивидуального транспорта отработанных масел и мелкой тары из-под нефтепродуктов, техническое обслуживание, а также оказание сервисных услуг по обслуживанию автотранспорта.

АЗС подразделяются на станцииобщего пользования,на которых осуществляется заправка любых автомобилей, независимо от их вида собственности и ведомственной принадлежности, и станцииведомственные, осуществляющие заправку автомобилей только определенных предприятий, организаций, фирм. На первых станциях осуществляется розничная торговля топливом за деньги либо по безналичной системе платежей. На вторых производится безналичный отпуск топлива с осуществлением его строгого учета по каждому потребителю (например, заправка автомобилей автотранспортного предприятия).

Автозаправочные станции общего пользования обычно располагаются в местах наибольшего скопления автомобилей: у автостоянок, в местах пересечения дорог, на автомагистралях.

Ведомственные автозаправочные станции обычно располагаются на территории тех предприятий, автомобили которых они заправляют. При их организации используются местные условия этих предприятий, поэтому их конструкция зачастую отличается от конструкций станций при одинаковых общих требованиях к ним.

Поколичеству оказываемыхуслуг АЗС подразделяются на собственно автозаправочные станции, осуществляющие только заправку автотранспорта топливом и маслами, и автозаправочные комплексы (АЗК), на которых помимо заправки топливом и маслами осуществляется его техническое обслуживание, мойка, расположены магазины по продаже запчастей, расфасованных нефтепродуктов, кафе и рестораны, кемпинги и прочие объекты для оказания услуг по обслуживанию автотранспорта и его владельцев и пассажиров.

Принята следующая классификация АЗС.

Традиционная автозаправочная станция – АЗС с подземным расположением резервуаров для хранения топлива, технологическая схема которой характеризуется разнесением резервуаров и топливораздаточных колонок (ТРК).

Модульная автозаправочная станция – АЗС с надземным расположением резервуаров для хранения топлива, технологическая схема которой характеризуется разнесением ТРК и контейнера хранения топлива, выполненного как единое заводское изделие.

Модульные АЗС, расположенные вне населенных пунктов и предприятий, подразделяются на два типа: тип А – общая вместимость резервуаров от 40 до 100 м 3 ; тип Б – не более 40 м 3 .

Передвижная автозаправочная станция – АЗС, предназначенная для розничной продажи топлива, мобильная технологическая система которой установлена на автомобильном шасси, прицепе или полуприцепе и выполнена как единое заводское изделие.

Контейнерная автозаправочная станция – АЗС с надземным расположением резервуаров для хранения топлива, технологическая система которой характеризуется размещением ТРК в контейнере хранения топлива, выполненном как единое заводское изделие.

Топливораздаточныйпункт – АЗС, размещается на территории предприятия и предназначен для заправки транспортных средств этого предприятия.

Многотопливная автозаправочная станция – АЗС, на территории которой предусмотрена заправка транспортных средств двумя или тремя видами топлива, среди которых допускается жидкое моторное топливо (бензин и дизельное топливо), сжиженный газ (пропан – бутан) и сжатый природный газ.

Автомобильная газонаполнительная компрессорная станция – АЗС, на территории которой предусмотрена заправка баллонов топливной системы: грузовых, специальных и легковых автомобилей сжатым природным газом, используемым в качестве их моторного топлива.

Автомобильная газозаправочнаястанция – АЗС, на террито­рии которой предусмотрена заправка баллонов грузовых, специаль­ных и легковых автомобилей сжиженным газом (сжиженным пропан-бутаном), используемым в качестве их моторного топлива.

Стационарные АЗС располагаются в населенных пунктах и на автодорогах. По производительности они делятся по числу заправок в часы пик – 57, 100, 135, 170 автомобилей в час.

Контейнерные АЗС (КАЗС) располагаются на автомагистралях, туристических автомаршрутах, в автохозяйствах, на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях, платных автостоянках, в гаражных кооперативах, а также в других местах сосредоточения ав­тотранспорта.

Передвижные АЗС (ПАЗС) размещают в местах сосредоточения автотранспорта, моторных лодок и катеров, сельскохозяйственной техники, на туристических автомаршрутах, территориях стационарных АЗС в период зачистки и ремонта резервуаров.

Доставка моторных топлив на АЗС осуществляется автомобиль­ным или, в редких случаях, железнодорожным и трубопроводным транспортом. Автозаправочные станции подчиняются нефтебазам, комбинатам обслуживания, производственным объединениям, акционерным обществам, а также частным предприятиям и владельцам.

Строительство АЗС может вестись как по типовым проектам, так и по индивидуальным. Технические характеристики типовых автозаправочных станций даны в таблице 12.1 .

Таблица 12.1

Технические характеристики типовых автозаправочных станций

Типы автозаправочных станций

Количество заправоквсутки

250...500

500...1000

1. Типовые АЗС (без пунктов технического обслуживания автомобилей)

1.1 Площадь земельного участка, га

0,35...0,4

0,4...0,5

1.2 Количество заправочных постов, шт.

– топливо

– масло

5...6

8...10

1.3 Количество резервуаров

– для топлива (по 25 м 3)

– для масла (5 м 3)

5...6

8...10

1.4 Номера типовых проектов

503...204 503...205

503...202 503...203

2. Типовые автозаправочные станции с пунктами технического обслуживания автомобилей

2.1 Площадь земельного участка, га

0,4...0,45

0,47...0,55

2.2Количество заправочных постов, шт.

– топливо

– масло

3...8

10...12

2.3 Количество резервуаров

– для топлива (по 25 м 3)

АЗС – автомобильные заправочные станции, давно и прочно вошли в нашу жизнь вместе с появлением автомобилей. Задача АЗС – максимально быстро и технологично заправлять транспортные средства. В зависимости от вида предоставляемого топлива АЗС бывают следующих видов:

  • Бензиновые и дизельные;
  • Газозаправочные (сжиженный природный или нефтяной газ);
  • Электрические.

98% всех автозаправочных станций относятся к первым двум категориям из-за того, что наиболее распространены двигатели внутреннего сгорания. Поскольку углеводородное топливо является взрыво- и пожароопасным, к АЗС предъявляются повышенные требования безопасности. Расположение резервуаров, трубопроводов, наличие контейнеров для песка и отходов строго регламентируется СНиП в зависимости от размера и количества реализуемого топлива.

Любая автозаправочная станция состоит из технологической схемы хранения, приема и отгрузки горюче-смазочных материалов, вспомогательных элементов, диспетчерской, магазина, системы оповещения. Исходя из этого, устанавливаемое на АЗС оборудование можно разделить на два вида: технологическое и эксплуатационное.

Технологическая схема обустройства автозаправочной станции

Несмотря на разницу всех действующих АЗС, технологическое оборудование устанавливается по той же схеме, используемой уже более 50 лет. Она герметична и состоит из пункта приема топлива, топливного резервуара и топливораздаточной колонки. Последняя оснащена обратным и электромагнитным клапанами, фильтром, насосом с двигателем, газоотделительным устройством, измерителем жидкости и раздаточным пистолетом - тем, что необходимо для точного бесконтактного дозирования топлива в бак автомобиля. Оснащение, кроме колонки, почти всегда расположено под землей по требованиям безопасности.

Вспомогательные элементы автозаправочной станции

Эксплуатационное оборудование автозаправочной станции предназначено для обеспечения нормального функционирования технологического оборудования, защиты, оповещения и хранения отходов. За счет того, что оборудование применяется в пожаро- и взрывоопасной зоне, его изготавливают из искробезопасных материалов.

Не обязательно оборудование, отвечающее всем требованиям надежности и безопасности, должно быть импортным. К примеру, всем требованиям отвечает продукция отечественного производителя, с которой можно ознакомиться по ссылке http://www.pnsk-online.ru/ . Оборудование, изготовленное по современным стандартам, ускорит процесс заправки автомобилей, минимизирует траты от потерь ГСМ, повысив точность дозирования продаваемого топлива, обеспечит безопасность работников и находящихся в округе людей.

Loading...Loading...