Литье серебра, золота, латуни, бронзы, нейзильбера. Литье ювелирных изделий Как называется форма для отливки ювелирных изделий

Разглядывая витрины дорогих ювелирных магазинов, мы приходим в восторг от красоты изделий и мастерства ювелиров. Искусство превращать драгоценный металл в предмет роскоши в воображении многих людей является неким таинством, особым умением, которым может овладеть далеко не каждый. Как же рождаются на свет манящие своей красотой кольца? Какой путь проходит драгоценный металл от эскиза до воплощения в дорогое украшение? Что такое опока в ювелирном деле и для чего она используется?

Особенности профессии ювелира

Профессия ювелира требует не только творческого подхода. Ювелир должен быть аккуратен и терпелив. В этом деле множество нюансов, соблюдение которых требует предельной точности. Ювелир работает с высокими температурами и раскаленным металлом, опасность этой профессии требует выдержки и физической силы. Мастер ювелирного дела - это не только дизайнер, придумывающий эскизы и работающий напильником под ярким светом лампы. Это еще и работник литейного цеха, управляющийся с раскаленными печами и расплавленным металлом, поднимающий тяжелые гипсовые формы и следящий за соблюдением технологии. В арсенале мастера ювелирного дела полно необычных приспособлений, о которых простой обыватель даже не слышал. Например, опока. Что такое опока и для чего используется это приспособление? Об этом расскажет наша статья.

Опока в ювелирном деле

Несмотря на все новшества и высокий уровень технологии изготовления украшений, многие методы работы ювелира остаются неизменными с древних времен. Процесс литья колец, например, мало чем изменился. Чтобы ответить на вопрос о том, что такое опока, следует узнать, как происходит процесс литья ювелирных изделий.

Чтобы сделать кольцо из драгоценного металла, ювелир использует специальный огнеупорный цилиндр, в который заливается раскаленный металл, формовочная масса и помещаются восковые заготовки. Это и есть опока.

Это приспособление служит для того, чтобы удерживать формовочную смесь при ее уплотнении в процессе получения литейной формы, в которую заливается драгоценный металл. Изготовить опоку можно самостоятельно, главное - чтобы она была из огнеупорного материала. Некоторые умельцы делают опоку из обрезка трубы или сворачивают ее из листа железа. На фото представлена современная опока из металла.

В эту опоку уже залита формовочная масса, внутри которой находятся восковые заготовки. Следующий шаг - прокалка опоки в раскаленной печи, эта процедура происходит в литейном цехе.

Применение опоки в литейном цехе

Какими бы утонченными ни были в итоге украшения, они проходят весьма суровый путь через раскаленные печи литейного цеха. Вот как выглядит процесс литья:

  1. Изделия поступают в литейный цех в виде восковых заготовок, которые проходят процесс формовки.
  2. Восковая заготовка помещается в специальный огнеупорный металлический цилиндр - опоку для литья.
  3. Затем опока ставится в раскаленную печь для прокалки. Температура в такой печи может достигать 1000 градусов. Воск из опоки выплавляется, и в этой форме появляется место для драгоценного металла.
  4. После прокалки опоки и образования формы в нее заливается металл. Процесс отливки украшений происходит в вакууме, предотвращается образование пустот и попадание инородного мусора в форму.
  5. На финальном этапе из опоки для литья ювелирных изделий литейщик достает украшение и приступает к его финальной обработке и шлифовке.

Гипсовые опоки для изготовления украшений

Что такое опока из гипса? По форме она не отличается от более распространенной металлической. Единственное ее отличие - это материал и необходимость ступенчатого нагрева. Гипсовые опоки чаще всего используются для мелкого ювелирного литья, а не для промышленного. Для того чтобы процесс литья с использованием гипсовой опоки был успешным, следует соблюдать температурный режим, иначе форма треснет и станет непригодной для работы. Удобнее всего это делать в специальной электрической печи для отжига, так как там можно регулировать температуру. Отжиг гипсовой опоки производится в несколько этапов:

  1. Нагрев при температуре менее 100 °С. Выдерживать опоку в такой температуре нужно не менее часа.
  2. Затем форма должна находиться в печи при температуре 250 °С от двух до двух с половиной часов.
  3. По истечении этого времени, температуру следует поднять до 450 °С и отжигать опоку еще полтора часа.
  4. Только после этого можно поднимать температуру до максимальных 750 °С и отжигать форму еще около трех часов.

Время отжига зависит от размеров опокич: чем она больше, тем дольше нужно ее отжигать.

Одноразовые опоки

Узнав, что такое опока и как она используется, проще вникнуть в тонкости процесса. Он уже не кажется таким уж сложным, скорее, интересным и простым. Современные технологии позволяют попробовать самостоятельно изготовить ювелирное украшение практически в домашних условиях. Китайский рынок предлагает широкий ассортимент одноразовых опок с уже готовыми формами. Все что нужно для работы с такой формой, - это необходимое количество драгоценного металла и возможность его расплавить. Ими пользуются как ювелиры, не имеющие собственного литейного цеха, так и свободные мастера, изготавливающие украшения на заказ.




Курсы литья художественных изделий в Русской Академии Ремесел интересны не только ювелирам. Изучаемые технологии дополнят профессиональный арсенал любого мастера, работающего с металлом - изготовителя сувениров, бижутерии, оригинальной фурнитуры для интерьера, одежды или галантереи. Ювелиры же обратят особое внимание на литье с камнями, ведь эта технология преподается на курсах крайне редко.

Практические занятия проходят в оборудованной мастерской, слушатели успевают изготовить несколько учебных работ. Некоторые из изучаемых технологий можно применять в домашних условиях, без специального оборудования, и использовать на досуге, например, при изготовлении рыцарского снаряжения или моделей техники. В завершение учебы слушатели выполняют дипломную работу и по итогам ее защиты получают документ о квалификации.


Что входит в программу обучения

Программа курсов литья для ювелиров дает знания о свойствах металлов и сплавов, знакомит с инструментами и технологиями, применяющимися при литье художественных изделий. Студенты изучают литье в центробежной и вакуумной машине, литье в песочные, графитовые, керамические и металлические формы, резиновые пресс-формы, низкотемпературное литье в домашних условиях. Большое внимание уделяется вопросам техники безопасности при литье.

На практических занятиях студенты пошагово проходят весь процесс отливки художественного изделия в нескольких режимах.

Что вы будете уметь после курсов

  • Правильно выбирать методы литья для различных материалов и решения конкретных художественных задач.
  • Изготавливать пресс-формы из резины и силикона.
  • Создавать восковки (восковые модели) и собирать “восковые ёлки” для и литья по выплавляемым моделям.
  • Работать с вакуумной литьевой машиной.
  • Делать формы для литья низкотемпературных сплавов.
  • Выполнять низкотемпературное литье в домашних условиях.
  • Очищать отливки и оценивать их качество.

Условия обучения

Срок обучения: 72 академических часа.
В группе до 7 человек.
Материалы для обучения входят в стоимость курса.
Выдаваемый документ: Свидетельство о профессии «Литейщик художественных изделий» с присвоением 2-3 разряда.
Для записи необходимо иметь при себе паспорт и фотографию 3х4. При регистрации на курс нужно внести 50% стоимости обучения. Оставшуюся сумму – в течение первых двух недель учебы.
Занятия проходят на ул. Касаткина (м. ВДНХ)

Помимо прочих наших услуг, мы предоставляем и литье драгоценных металлов. Ювелирное производство "Атрикс" сотрудничает с ювелирами и предприятиями, занимающимися изготовлением изделий из драгоценных металлов. Это может быть удобно, особенно, для тех, кому важна срочность исполнения заказа, так как восковки, доставленные нам сегодня, будут уже отлиты завтра.

Литье золота или серебра осуществляется как из нашего сырья, так и принимаем в работу ваш металл (в 999,9 пробе). С нами работать легко и удобно, главное - вы обратились к настоящим профессионалам, которыми являются мастера ювелирной компании "Атрикс".

Мы рады предложить широкий выбор производственных услуг:

Услуги Сроки/дни Цена
1. 3D-моделирование, прорисовка 3-10 от 2000 руб.

2. Выращивание моделей на 3D-принтере

1-3

1400 руб./см куб

3. Вытачивание на фрезерном станке 2-3 520 руб./час
4. Доводка мастер-модели 2-3 от 1500 руб./модель

5. Изготовление мастер-модели

в бронзе

в пластике

3-7

от 5000 руб.

от 4000 руб.

6. Изготовление резиновых пресс-форм:

Горячая резина Castaldo

Безусадочная резина, долговременно сохраняющая эластичность

Снятие пресс-формы с моделей крупных размеров

от 750 руб./шт

от 850 руб./шт

цена договорная

7. Изготовление восковок 3 от 25 руб./восковку

8. Литье золота:

до 20 г

21-50 г

51-100 г

101-500 г

501-1000 г

свыше 1000 г

1000 руб.

50 руб./г

45 руб./г

40 руб./г

35 руб./г

32 руб./г

9. Литье серебра

до 30 г

31-100 г

101-500 г

501-1500 г

свыше 1500 г

1000 руб.

33 руб./г

22 руб. 50 коп./г

18 руб. 20 коп./г

15 руб./г

10. Монтировка золота:

Простые изделия, без пайки, инжекционный воск

Сложные изделия, пайка, инжекционный воск

Изделия после построения

сроки

оговариваются

от 1000 руб/г

от 1500 руб/г

от 2000 руб/г

11. Монтировка серебра

от 200 руб/г

12. Закрепка:

Фианиты

Полудрагоценные, драгоценные камни

Сложная закрепка

сроки

оговариваются

от 40 руб/шт

от 70 руб/шт

от 150 руб/шт

13. Литье бронзы, латуни:

высота - 250 мм

радиус - 150 мм

max вес - 3 кг

до 50 г

51-100 г

101-500 г

501-1000 г

больше 1000 г

Литье нейзильбера, томпак:

до 50г

51-100 г

101-500 г

501-1000 г

больше 1000 г
3-5

1000 руб

20 руб./г

17 руб./г

15 руб./г

14 руб./г

1000 руб.

25 руб./г

22 руб./г

19 руб./г

18 руб./г

14. Прокат пластины 1 25 руб./г
15. Изготовление проволоки 1 150 руб./г

16. Гальваника:

Родирование

Позолота

Рутенирование

Серебрение

2

50 руб./г

45 руб./г

50 руб./г

35 руб./г

17. Нанокерамическое электролитическое покрытие KLIAR:

Подвески:

До 6 г

Больше6 г

Нестандартные

Кольца:

До 10 г

Больше 10 г

Нестандартные

Цепи, нестандартные изделия

5

500 руб./шт.

1000 руб./шт.

договорная

500 руб./шт.

1000 руб./шт.

договорная

договорная

18. Патинирование

изделия весом до 10 г

более 10 г

2

15 руб./шт

цена договорная

Ваш заказ в надежных руках

Мы всегда проверяем представленную в литье модель перед сдачей ее в работу. Грамотно подходим к процессу напайки литников и креплению восковок на "елку", что дает уверенность в качественном исполнении нашей с Вами работы. Литье серебра у нас даст вам некоторые преимущества, и в первую очередь это возможность не переплачивать. Наши цены всегда будут приемлемыми на любые наши услуги, что позволит вам выполнить заказ без дополнительных усилий с вашей стороны.

При выполнении всех вышеперечисленных работ, наши мастера используют индивидуальный подход, что позволяет быть уверенными в результате и в том, что все ваши пожелания будут воплощены в реальность. И для этого с вашей стороны не потребуется особых усилий, достаточно будет обратиться именно к нам, чтобы специалисты с многолетним опытом произвели необходимое вам литье драгоценных металлов.

Наши преимущества:

  • Низкий процент угара: при литье золота - 0,8 %, при литье серебра - 1 %, при полном цикле изготовления ювелирного изделия - 10%.
  • Сборка елок - за наш счет!
  • Изготовление полностью или только литье ювелирных изделий возможно как из нашего сырья, так и по давальческой схеме. Цены на металл: курс ЦБ + 20%.

Заказав услуги по литью золота и серебра в компании "Атрикс", вы получите высокое качество, приемлемые цены, индивидуальный подход, взаимовыгодное сотрудничество.

Для получения качественных серебряных или золотых изделий необходимо создать ёлку. Да-да, это не ошибка, ведь именно так называют ювелиры заготовку, используемую для отливки. Свое название она получила благодаря внешнему виду, ведь напоминает ель с торчащими в стороны ветками, на которых «растут» кольца, кулоны или серьги из воска.

Восковые прототипы довольно хрупкие, поэтому сборка такого «дерева» нуждается в предельной внимательности и осторожности. Модели, готовые к отливке поступают на литейный участок, где происходит их поистине волшебное превращение в реальные ювелирные изделия.





Этап №1. Изготовление литейной формы

Есть такая профессия – литейщик. Именно он выполняет литье ювелирных изделий. Его первоочередная задача – изготовление специальной формы, то есть формовка.

Для этого литейщику нужна опока – металлический цилиндр с резиновым основанием. В него и помещается восковая елка, а все свободное пространство вокруг нее заливается формовочной массой из мелкоизмельченных огнеупоров, различных добавок и воды. Взбитая до однородной массы, она заполняет все пустоты, а оставшийся воздух выходит в процессе уплотнения ее на вибростоле.

Литейщик помещает опоку в печь и прокаливает ее в два-три подхода при температуре 900-1000°C, осуществляя технологическую выдержку в промежутках. При плавлении воска остаются пустоты, которые впоследствии заполняются тем, или иным драгоценным металлом.

Этап №2. Заливка металла

Для литья ювелирных изделий литейщику необходимо еще одно важное оборудование – установка центробежного литья. Она позволяет получать тонкостенные ажурные отливки высокого качества.

Установка имеет две емкости. При этом одна из них предназначена для загрузки металла, а вторая – для размещения охлажденного цилиндра-опоки. Во внутреннем пространстве создается вакуум за счет откачки воздуха, место которого занимает гелий.

После плавки металл, под воздействием центробежной силы, попадает в опоку, где занимает все пустоты, которые ранее занимал воск. По окончанию процедуры форму извлекают из литейной установки и охлаждают сначала мощным воздушным потоком, а после – водой. Вместе с этим осуществляется вымывание спекшейся формовочной массы.

Этап №3. Доведение до кондиции

В результате литья получается ёлочка, но не восковая, а уже из серебра или золота. Она проходит тщательную очистку от остатков огнеупорного состава, просушивается, а затем с нее аккуратно срезаются заготовки ювелирных украшений.

Кстати, ювелирное литье некоторых изделий можно производить прямо с фианитами. Вставки не повреждаются, если грамотно отрегулировать температуру воздействия.

Остается взвесить получившиеся заготовки и отправить их на финишную обработку для придания совершенного вида.

Литье ювелирных изделий – универсальный метод, помогающий нашим мастерам создавать настоящие шедевры, достойные даже особ королевских кровей.

!
Сегодня я покажу основы и расскажу о базовых знаниях, которые помогут вам отлить ваше первое изделие. Так же вы увидите процесс моделирования, литья, обработки, ковки кольца в размер и чернения латуни. И всё это в одной статье.

Мастер-самоделкин специально, по возможности, пользовался самыми доступными материалами и средствами, которые возможно и не совсем подходят, но тем не менее работают. Поэтому не спешите говорить, что для моделирования есть ювелирный воск, здесь не об этом. Чтобы сделать модель кольца, автор взял самый обыкновенный свечной парафин и расплавляя его горелкой, собрал в жестяную банку.




После расплавления он очень долго остается жидким, а в процессе отверждения пластичным. Затвердевая, парафин становится еще рыхлым и ломким. Это явно один из ужаснейших материалов для моделирования, но повторюсь это бюджетный, доступный вариант.
Для модели кольца нам понадобится болт М20. Этот болт примерно подходит к размеру пальцев автора. Так как болт холодный, то парафин при соприкосновении с ним быстро твердеет и прилипает к нему. Это нам на руку, поэтому окунаем болт в расплавленный парафин, раз за разом наращивая севший слой.


Немного подождав пока парафин остынет, приступаем к моделированию. Для этого простым скальпелем или любым другим царапательно-резательным предметом, убираем лишний материал.






Но как же мы будем наплавлять парафин на кольцо, когда он невероятно текуч и непредсказуем? Оказалось, все гораздо проще. В процессе мастер понял, что парафин еще долгое время остается пластичным и его возможно деформировать как пластилин. Так и вышло. Он просто слепил нужную форму кольца и продолжил. Правда пройтись паяльником бы не помешало, для того чтобы сплавить слепленые границы. Но мастер решил этого не делать. Позже на отливки это отобразится в виде брака, но не такого страшного, чтобы нельзя было носить это кольцо.
Теперь нам нужно обработать слепленную модель. Мастер решил это делать на наждачной бумаге, но не помнит, была эта сороковка или шестидесятка, но точно очень грубая. И опять же неспроста. Дело в том, что крупное зерно наждачки, оставляет глубокий след на парафине и придает ему текстуру. Поэтому аккуратно пройдясь по лицевой части кольца грубой наждачкой, так и оставим получившуюся текстуру для отливки. Так как парафин в любой момент мог подвести, чистовую обработку мастер решил оставить все же для латунной отливки.

Откладываем модель в сторону и готовим основания для фиксации модели. Самое простое - сделать его из пластилина. Разминаем его и лепим полусферу, в которую в будущем будем устанавливать литники и в последующем эта сфера станет неким кармашком для плавки металла перед заливкой. Поэтому не стоит делать сферу слишком плоской. Нужно чтобы в ней поместился весь расплавленный металл. К моменту литья вы все поймете и сами увидите как это выглядит.

В качестве опоки (металлической оправки для заливки формовочной смеси), можно взять самую обыкновенную металлическую трубу, например, в сантехническом магазине должны быть отрезки подходящего размера.

Литники изготовим из 2-ух гвоздей. Откусываем кусачками лишнее и устанавливаем их в нашу пластилиновую сферу.
После их установки, нам каким-то образом нужно прикрепить парафиновую модель к металлическим литникам. Для этого автор решил взять горелку и слегка нагреть гвозди, а после прислонить к ним кольцо. Горячие гвозди легко проплавят парафин и войдут в глубь модели.



В этом положении нам нужно надежно удержать конструкцию, до момента остывания гвоздей. Надежность данного способа достаточна, чтобы кольцо не отвалилось до самого момента заливки формовочной смесью. Но автор все же не решился стучать пальцами по опоке после формовки, чтобы выявить возможные пузырьки воздуха из гипса. Поэтому пришлось лить гипс очень тоненькой струйкой, чтобы максимально избежать возможности брака. Отсутствие спешки избавит от этих пузырей.




И на самом деле, вышло неплохо.
Когда гипс окрепнет, то можно почистить форму от наплывов, и отделить пластилин с литниками.
Теперь следует наиболее ответственный момент - момент прокалки формы. В инструкции к формовочной массе, идет тех карта, где указан цикл прокалки в 15 часов. Но так как это идёт в разрез с коленочными технологиями, то справедливо будет сократить это время до 40 минут.

Это плохо и неправильно, но все же возможно. Тут главное дать плавный нагрев вначале, чтобы вода с гипса начала испаряться, а парафин начал плавно плавится и вытекать. Мастер воспользовался для этого кровельной горелкой, так как она у него была. Вы же можете обойтись бытовой горелкой, или начать можно с самой обыкновенной духовки, так будет правильнее. Только не забывайте ставить форму литниками вниз в какой-нибудь поддон, чтобы было куда стекать парафину.

Заливать металл в домашних условиях можно несколькими способами: с помощью картошки, глины, или любого другого плотного влагосодержащего материала. Но автор этот способ так и не освоил, поэтому он будет лить металл с помощью ручной центрифуги.






Выглядит она в виде стакана с четырьмя болтами (для более надежной фиксации опоки), цепочки и ручки из пвх трубы с подшипниками внутри (для продолжительного беспрепятственного кручения).

Греем форму до красна и готовимся к заливке латуни. В качестве исходного материала можно взять латунные сантехнические фитинги. Они отлично для этого сгодятся. Ну или если вы посмелее, можете сразу лить серебро или даже золото. В коленочных технологиях нет ограничения по металлу.






В процессе плавки, неплохо было бы посыпать расплав бурой. Ее можно купить в радиотехнических магазинах.
Металл расплавился, и можно аккуратно занимать позицию, продолжая поддерживать высокую температуру опоки. После чего, уверенным движением, убираем горелку в сторону и начинаем махать этой «рулеткой сатаны» что есть силы.




Рулетка сатаны потому, что однажды автор неловко дернул стакан, и расплавленный металл разлился по всей мастерской. Так что имейте это в виду и не пренебрегайте техникой безопасности и средствами защиты. Освоить способ с картошкой, явно безопаснее.
Ждем минутку-две и закидываем опоку в ведро с водой.


От этого масса разрушается и освобождает отливку. Ну что, отливка удалась, все пролилось как надо.


Теперь нам нужно обработать кольцо. Автор не стал брать бормашинку, а зачистил все с помощью напильников и наждачной бумаги. Все реально, но разница лишь во времени и трудоемкости занятий.


Но существует довольно простая технология для решения этой проблемы. Так как стенки кольца довольно толстые, то можно просто расточить его напильником. Или же сделать все более интересней. Для этого, берем тот самый болт м20. Как вы можете заметить, после отливки кольцо дало небольшую усадку. Оно с трудом садится на болт. Запихиваем сколько можем и берем в руки молоток.
Loading...Loading...