Принципы этики бизнеса. Этические подходы к ведению бизнеса Этические нормы бизнеса

Фото Бориса Мальцева, Кублог

Деловая этика в широком смысле — это совокупность этических принципов и норм, которыми должна руководствоваться деятельность организаций и их членов в сфере управления и предпринимательства. Она охватывает явления различных порядков: этическую оценку как внутренней, так и внешней политики организации в целом; моральные принципы членов организации, т. е. профессиональную мораль; моральный климат в организации; образцы морального поведения; нормы делового этикета — ритуализированные внешние нормы поведения.

В целом восприятие обществом деловой этики и социальной ответственности за последнее столетие прошло (в развитых западных странах) три этапа:

  • управление, направленное на максимизацию доходов (до второй четверти XX в.): этичность второстепенна по отношению к прибыльности (период «дикого капитализма»);
  • попечительское управление (с 1930-х гг.): организация заботится о своих сотрудниках и их семьях, поскольку это ведет к более высокой производительности и доходности;
  • социальное управление (с 1960-1970-х гг.): организация несет ответственность перед обществом в целом и стейкхолдерами (группами заинтересованных лиц) в частности.
Можно выделить пять этапов становления этических воззрений в нашей стране в XX в.:
  • традиционный капиталистический (до 1917 г.): меценатство и попечительство считались «хорошим тоном» в традиционных предпринимательских кругах, однако большинство было ориентировано на максимизацию прибыли;
  • прямое государственное регулирование (1920-е гг.): извлекаемые в виде налогов (в принудительном порядке) средства направлялись на финансирование социальных программ;
  • плановая социалистическая ответственность (1930-1980-е гг.): за каждым предприятием закреплялись социальные объекты и программы и предписывался план по открытию новых, невыполнение которого каралось государством;
  • «дикий капитализм» (1990-е гг.): приоритет был отдан получению краткосрочной экономической выгоды, программы социальной ответственности часто принимали характер «прикрытия» незаконных операций;
  • локальное попечительство (с 2000 г.): крупные предприятия считают своим долгом заботу о местных сообществах, финансируя локальные социальные программы.
Исследователи различают три подхода к пониманию проблем социальной ответственности бизнеса и этики управленческих решений:
  • Традиционный (узкоэкономический) — сформулирован лауреатом Нобелевской премии Милтоном Фридменом. Логика этого подхода такова: деловые организации должны служить интересам их собственников, а менеджеры — всего лишь наемные служащие, чья задача заключается в том, чтобы вести бизнес в соответствии с желаниями собственников. Отсюда следует, что истинная роль бизнеса состоит «в использовании его энергии и ресурсов в деятельности, направленной на увеличение прибыли, при условии что он придерживается правил игры… [и] участвует в открытой конкурентной борьбе, не прибегая к мошенничеству и обману». Таким образом, считается, что организация несет социальную ответственность, соблюдая законы и предписанные правила ведения бизнеса.
  • Этический подход (с точки зрения заинтересованных лиц) — сформулирован профессором социологии, признанным «гуру» менеджмента Питером Друкером. Сущность этого подхода заключается в признании того, что организация в целом несет обязательства этического характера перед определенными группами заинтересованных лиц — стейкхолдерами. В число стейкхолдеров, как правило, включают учредителей, менеджеров, акционеров (собственников), поставщиков, кредиторов, клиентов, местные сообщества, профсоюзы, государственные регулирующие органы, профессиональные ассоциации и сотрудников. Эта многослойная общественная среда способна существенно влиять на достижение целей организации, поэтому руководству приходится уравновешивать внутренние чисто экономические цели с социальными, этическими и экономическими интересами стейкхолдеров. На практике (на развитых рынках) этот подход наиболее распространен.
  • Социально-этичный (утвердительный подход) — сформировался в 60-70-е годы прошлого века под влиянием философско-этических воззрений ряда теоретиков менеджмента: Курта Левина, Эдгара Шайна, Генри Минцберга и др. Согласно этому подходу менеджеры и сотрудники организации отвечают за сбалансированное следование компании общим интересам: экономическим интересам организации, интересам стейкхолдеров и глобальным общественным интересам. Этот подход утверждает, что организации должны нести добровольные обязательства перед обществом и направлять часть средств на его совершенствование.
Сторонники традиционного подхода выдвигают аргументы против широкой социальной ответственности:
  • ценой такого поведения становится снижение доходных статей компании, следовательно, расходы на программы социальной ответственности переносятся на потребителей в виде повышения цен;
  • расплата за социальную ответственность может принять форму снижения заработной платы, уменьшения дивидендов, сокращения инвестиций в отделы НИОКР, в обновление и совершенствование производственных мощностей, уменьшения кредиторской задолженности и т.п.;
  • принятие социальной ответственности может ввести сотрудников в заблуждение относительно главных целей организации;
  • ответственность за решение социальных проблем должна лежать на индивидуумах, а не на компаниях;
  • решение социальных проблем относится к компетенции государственных и муниципальных органов и предприятий, руководители корпораций не вправе решать общественные проблемы;
  • компания, которая берет на себя большую долю социальной ответственности, может проиграть в конкурентной борьбе;
  • эффект социальных программ нельзя точно определить — о результатах подобных действий крайне трудно отчитываться перед стейкхолдерами и широкой общественностью;
  • нарушается принцип максимизации прибыли.
В то же время, преследуя только экономические цели и соблюдая при этом законы и нормы государственного регулирования, организация:
  • удовлетворяет потребительский спрос в товарах и услугах;
  • создает рабочие места;
  • платит налоги;
  • обеспечивает определенный уровень возврата на капитал (в виде дивидендов);
  • создает новые общественные богатства и ценности.
Таким образом, организация вовлечена в теснейшее социальное взаимодействие и вносит определенный вклад в вышеобозначенные сферы. Сторонники этического и социально-этичного подходов выдвигают ряд аргументов засоциальную ответственность:
  • социальная вовлеченность организации отвечает ее интересам, так как создает лучшее общество и лучшую среду для ведения бизнеса;
  • программы социальной ответственности — средство создания и поддержания положительного публичного имиджа;
  • социально ответственный и этичный менеджмент предупреждает или ослабляет отрицательный эффект воздействия на организацию со стороны таких влиятельных групп, как государственные и муниципальные органы власти;
  • широкая общественность ожидает этичного поведения организаций и их руководства — несоответствие этим ожиданиям может привести к негативным последствиям;
  • внутреннее моральное обязательство вести себя социально ответственно и этично лишь подтверждает тот факт, что собственники, менеджеры и сотрудники организации являются членами общества и для них естественно следовать его моральным нормам;
  • создаваемые организациями социальные проблемы, такие, например, как загрязнение окружающей среды, должны решаться за счет этих организаций;
  • социальная ответственность уравновешивает могущество и ответственность компании;
  • социальная ответственность оправдывает существование организации как элемента общества.
За последние три десятилетия XX в. в западных странах наблюдается тенденция к повышению социально ответственного поведения организаций, однако вместе с тем четко заявляет о себе тенденция к снижению этичности персонала. Последнее справедливо и для России. Как бороться с этой проблемой? Безусловно, каждой организации нужны свои программы, уникальные методы и подходы, но тем не менее можно выделить ряд наиболее распространенных мер по повышению этичности сотрудников, принятых в практике ведущих компаний мира:
  • Разработка этических нормативов — положений, описывающих систему общих ценностей и правил этики организации. Например, не одобряются или караются взятки, вымогательство, подарки, выплата соучастнику незаконно полученных денег, конфликт на почве столкновения интересов, нарушение законов в целом, мошенничество, раскрытие секретов компании («коммерческой тайны»), использование информации, полученной в доверительной беседе от членов «своей» группы, незаконные выплаты политическим организациям, противоправные действия в интересах фирмы, производство заведомо некачественной продукции и т. п. Как правило, такие нормативы оформляются в виде «этического кодекса», «заповедей основателя», «образа жизни компании» и т. п.
  • Создание комитетов по этике. В подобные комитеты, как правило, входят представители топ-менеджмента компании, собственники и прочие стейкхолдеры. Они играют роль мирового судьи, «совести организации», вынося авторитетные официальные нравственные суждения по спорным этическим вопросам.
  • Проведение социальных ревизий. Подготовка отчетов для широкой общественности о внедрении программ социальной ответственности, а также об этичности ведения бизнеса, принятия управленческих решений и взаимоотношений сотрудников. Как правило, такие отчеты составляются внешними независимыми организациями — ведущими журналами, телеканалами, ассоциациями и т. п.
  • Обучение сотрудников этичному поведению. Сегодня курсы этики включают во многие программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Цель таких курсов — повысить общую культуру поведения, а также подвести людей к мысли о моральной ответственности и нравственных последствиях совершаемых ими действий.
  • Личный пример руководителя. Руководитель, как правило, является моральным лидером компании, задавая общий климат и определяя степень этичности поступков. Высоконравственное поведение руководителя практически всегда побуждает сотрудников следовать этическим нормам.

Закаленные в чрезвычайно агрессивной среде морально-нравственные качества большинства менеджеров значительно ниже, чем у представителей других профессий, несмотря на то что от их поступков и решений зависят судьбы многих людей.

В экономическом мире вопросы этики особенно сильно связаны с вопросами денег. Сейчас деньги перестают быть универсальным средством расчета с контрагентами, они становятся мерой успеха их обладателя, бизнесмена, который может (или не может) заработать достаточно, чтобы его признали успешным. Как отмечает Евгений Емельянов, «деньги вообще — проблема для бедного, но не для богатого человека. Алчность, жадность и зависть к состоянию других, которые традиционно принято ассоциировать с богатством, означают лишь то, что человек не считает себя достаточно богатым и равняется на других, на тех, у кого денег, вещей или славы, как ему кажется, больше, чем у него самого. И он не может мириться с этим фактом».

Отсюда следует, что проблема — не в том, что денег мало, а в том, что их не хватает. Такой подход сформулировал в свое время отец автомобильной промышленности США, идеолог принципиально новых трудовых отношений Генри Форд I. Он писал: «Алчность к деньгам — вернейшее средство не добиться денег. Но если ты служишь ради самого служения, ради удовлетворения, которое дается сознанием правоты дела, деньги сами собой появляются в избытке. Деньги, вполне естественно, появляются в итоге полезной деятельности. Иметь деньги абсолютно необходимо. Но нельзя забывать при этом, что цель денег не праздность, а умножение средств для полезного служения».

В настоящее время в России постепенно складывается цивилизованное отношение предпринимателей к деньгам: они все реже являются самоцелью и все чаще — инструментом бизнеса и мерилом успеха. Слова известного предпринимателя Кахи Бендукидзе отлично характеризуют современную тенденцию: «Деньги, которые на первом этапе так хотелось заработать, — деньги на личное потребление — сейчас не так важны. Они просто мерило успеха… Разориться страшно не потому, что лишишься средств к существованию, самое страшное — позор, несостоятельность, то, что массы людей, которые сейчас обеспечены, окажутся на улице…» Иными словами, деньги, как и любой инструмент, не есть зло сами по себе — это средство ведения бизнеса, экономической и социальной коммуникации.

Среди множества этических проблем, связанных с деньгами, наиболее остро стоят следующие:

  • Проблема «брать деньги». Суть ее в формальной обязанности должника отдать деньги кредитору в срок, с положенными процентами и т.д. Кроме формальных обязательств, однако, существует и некоторый моральный контракт между берущим и дающим деньги, когда берущий «под залог» доверия обязуется добросовестно выполнить свои обязательства. Зачастую многие управляющие не могут себе позволить рискнуть этим кредитом доверия и не берут деньги, даже когда это относительно безопасно и необходимо для развития компании. Еще одной моральной проблемой в данном случае можно назвать проблему статуса берущего деньги. Многие современные бизнесмены не могут представить себя в качестве просящего, боятся потерять лицо, признать острую необходимость в деньгах и, возможно, наличие временных экономических трудностей.
  • Проблема «давать деньги». Экономические факторы проблемы очевидны: риски невозврата, снижение собственной ликвидности и т. д. К этическим проблемам, как правило, относят дилемму «потратить самому и оставить другого человека (компанию) в сложном положении или помочь другому и недополучить всех возможностей от использования честно заработанных денег».
  • «Звездная болезнь». При первых значительных успехах руководители нередко заболевают «звездной болезнью». Это проявляется в неприятии чужого мнения, бессмысленных тратах огромных сумм, которые, возможно, лучше было бы направить на развитие компании. Зачастую руководители так и не выздоравливают от этой «болезни» и начинают возвращаться к реальности, только когда компания уже стоит на грани или когда заканчиваются деньги первого успеха.
Этические проблемы сложны и противоречивы. Далеко не всегда человек, будь то предприниматель-собственник, менеджер или служащий, способен самостоятельно решить их. Всегда существует потребность опереться на что-то, спросить совета. Ниже приведен ряд рекомендаций для владельцев бизнеса, которые хотят быть преуспевающими и этичными:
  • помните, что предприниматель высокого класса способен превращать вредное (мешающее делу явление) в полезное (помогающее достижению цели);
  • выработайте привычку: все, с чем вы сталкиваетесь, рассматривать с точки зрения пользы для вашего дела;
  • выполняйте обещания в срок. Если не смогли выполнить — не оправдывайтесь, а определите новый срок и сдержите слово, пусть с опозданием;
  • будьте внимательны и объективны к «бесполезным» предложениям;
  • отклоняйте ненужные предложения тактично и вежливо;
  • будучи уверенным в себе, избегайте самоуверенности, самоуверенность — предпосылка использования не лучших приемов и методов в работе;
  • не перекладывайте ответственность за принятие нужного решения на подчиненных, если это не входит в их компетенцию или они не получили от вас соответствующего задания или рекомендации;
  • помните, что ничто так не компрометирует предпринимателя, как растерянность;
  • чтобы эффективно подчинять, умейте подчиняться, хотя бы обстоятельствам;
  • воспитывайте сотрудников ненавязчиво, но постоянно, поощряйте их плодотворный труд и инициативу;
  • никогда не забывайте, что ваше мнение или позиция вовсе не всегда хороши, есть другие мнения и позиции, отнюдь не худшие;
  • не оставляйте без тщательного анализа ни один случай неудачи, сбоя, промаха;
  • не забывайте, что знание личных побудительных мотивов подчиненных — одна из основ эффективного взаимодействия с ними;
  • согласовывать цели предприятия с личными целями сотрудников не менее важно, чем согласовывать личные цели сотрудников с целями предприятия;
  • в общении с людьми научитесь понимать то, что не высказано;
  • руководствуйтесь в работе тремя «не»: не раздражайтесь, не теряйтесь, не распыляйтесь;
  • высшая форма неуважения к партнерам и подчиненным — задержать начало работы из-за опоздания или неподготовленности мероприятия;
  • будьте терпимы к чужим недостаткам, если они не мешают вашему бизнесу;
  • помните, что человека можно оскорбить не только словом: поза, жесты и мимика не менее выразительны;
  • занимайтесь только теми вопросами, в решении которых ваше участие обязательно;
  • будьте справедливы к деловым качествам человека, особенно если ваши отношения с ним оставляют желать лучшего. Вполне возможно, что не лучшее отношение к вам — следствие ваших несовершенств;
  • не страшитесь талантливых подчиненных;
  • предоставляйте сотрудникам максимум свободы для достижения целей предприятия;
  • хвалите на людях, порицайте с глазу на глаз;
  • помните, что нет ничего острее и болезненнее для человека, чем унижение. Последнее никогда не забывается и не прощается. Бойтесь совершить несправедливость — она сильно задевает людей;
  • сочувствие часто ценнее денег;
  • умейте слушать, имейте бесконечное терпение.
В заключение хочется заметить, что глубокое понимание и принятие деловой этики как внутренней нормы сегодня обязательны для менеджера любого уровня, в особенности для предпринимателя. Управление, будучи весьма специфической деятельностью, обязывает руководителей заботиться о пределах и последствиях своих действий.

Заниматься предпринимательской деятельностью означает нести огромную ответственность за каждый свой шаг, ибо от предпринимательских действий и решений зависят как развитие или банкротство предприятий, так и процветание или обеднение отдельной личности.

Тем временем, лица других профессий по качеству нравственности находятся выше, чем большинства управляющих предприятий и фирм.

Этика ведения бизнеса является правилом поведения и своего рода духовным этическим фундаментом, которыми должны владеть все предприниматели, независимо от уровня результатов их экономической деятельности. Чтобы ориентироваться в бизнес среде, просто необходимо интересоваться различными тенденциями на специализированных форумах .

Управленческая деятельность, в силу своей специфики, заставляет руководителя реально смотреть на происходящее и быть готовым к любым поворотам событий.

Этика ведения бизнеса и человеческая деятельность имеют неразрывную связь, так как именно человек является обладателем норм нравственности.

Следовательно, какие правила этики способствуют тому, чтобы современный менеджер имел успех в своей сфере и не терял необходимые гуманные качества?

Во-первых, нормальный менеджер четко осознает, что его труд приносит пользу не только ему одному, но и обществу в целом; имеет творческий подход к решению проблем, понимая, что заниматься бизнесом - искусство.

Во-вторых, он позитивно смотрит на окружающих, зная, что все люди в равной степени хотят предельно реализовать свои возможности.

Нормы этики ведения бизнеса подразумевают, что самоуважение - и есть уважение окружающих.

Нормальный руководитель, несмотря на знание конкуренции, готов к сотрудничеству; доверяет, но проверяет; уважает профессиональное мастерство; является законопослушным, толерантным и лояльным гражданином своей страны.

Деловой этикет - неотъемлемая часть этики ведения бизнеса. В деловом этикете в основном установлены нормы поведения человека, занимающегося бизнесом. В нем жестко регламентированы правила знакомства, приветствия, прощания, выражения сочувствия, радости или благодарности. В нем также определены культура речи, нормы ведения разговора, поведения за столом на мероприятиях и т.д.

Джен Ягер сформулировал следующие нормы делового этикета:

1. Нельзя опаздывать. Человек, который опаздывает, не вызывает доверие. Приход в назначенный срок дает больше шансов на успех.

3. Вежливость и приветливость являются очень важными качествами межличностного общения.

4. Уважение мнений и трудов других людей способствует карьерному росту.

5. Наиболее сплоченная команда добьется самых лучших результатов, поэтому необходимо действовать сообща.

6. Через грамотную речь и письмо можно узнать уровень человеческого образования и культуры.

Деловой этикет также предусматривает строго регламентированную (принятую) манеру одеваться. Одежда дает первое впечатление о человеке. Пожалуй, от первого впечатления зависит и результат встречи.

Этика бизнеса – одна из самых молодых и стремительно развивающихся областей науки. Наиболее полное воплощение этики бизнеса приходится на корпоративную культуру современных западных компаний с их четко структурированным ведением бизнеса. В России же она только недавно начала развиваться. Я считаю, что этика бизнеса и морально-этические нормы должны присутствовать в каждой компании


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

12622. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА БАНКОВСКИХ КАРТ 157.25 KB
Внедрение банковских пластиковых карт в качестве одного из основных средств безналичных расчетов является важнейшей задачей, так называемой, технологической революции банковской деятельности. Это средство расчетов, обладая множеством несомненных достоинств, предоставляет как владельцам карт, так и кредитным организациям, занимающимся их выпуском и обслуживанием, массу преимуществ. Для владельцев карт это – удобство, надежность, практичность, экономия времени...
16742. НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В АСПЕКТЕ ПРОЯВЛЕНИЙ НЕЕСТЕСТВЕННОГО МОНОПОЛИЗМА 14.22 KB
В рамках Болонской декларации предполагается учредить аккредитационные агентства независимые от национальных правительств и международных организаций и одновременно установить стандарты европейского образования – исходя не из длительности обучения а из знаний умений и навыков приобретенных студентами. Одним из подобных мифов - является мнение о бесплатности высшего образования. Вопрос здесь состоит в том кто именно и из каких конкретно источников осуществляет финансирование так называемого бесплатного российского высшего...
16963. Институциональные аспекты модернизации формата деловых отношений российского бизнеса в условиях «экономики отката» 21.66 KB
Институциональные аспекты модернизации формата деловых отношений российского бизнеса в условиях экономики отката В период мирового финансового кризиса в России обостряются проблемы тормозящие развитие национальной экономики и требующие модернизации формата деловых отношений российского бизнеса. Так до сих пор нерешенными проблемами сложившейся деловой среды остаются коррупция сговор участников рынка откаты искусственное завышение цен и затрат излишнее количество посреднических структур недобросовестность налогоплательщиков слабый...
19913. Анализ современного состояния малого бизнеса в РК (на примере деятельности ТОО «Daze Trade») 656.07 KB
В ежегодных Посланиях Главы государства народу Казахстана большое внимание уделяется повышению благосостояния граждан обеспечению устойчивых темпов экономического роста страны поддержке и развитию малого бизнеса. Доля малого и среднего бизнеса в экономике должна к 2030 году вырасти по крайней мере вдвое. В Республике Казахстан в сфере малого бизнеса произошли важные изменения: сформирован институт государственной поддержки и развития малого предпринимательства на местах функционируют десятки учебно-деловых центров консультационных...
14880. Этика: шпаргалка 46.81 KB
Термин мораль произошел в условиях Древнего Рима где в латинском языке было слово аналогичное древнегреческому этос и этим словом является mos означающее нрав обычай то есть почти то же что и древнегреческое слово этос. всего того что чаще всего и обозначается словом мораль. То обстоятельство что исторически сложившаяся этика включает в себя указанные две части находит выражение в современных определениях этики фиксирующих ее двойственный статус в качестве практической философии и науки о морали 3.
20079. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА 54.38 KB
Аксиология как учение о ценностях. КОДЕКСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ Сущность и содержания управленческой этики как теории и социальной практики. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ профессиональный ЭТИКЕТ Этикет и его содержание Стиль руководства как отражение профессионального этикета.
5791. Этика античности 26 KB
Сочетая в себе простоту жизни следование собственной природе и презрение к условностям умение с твердостью отстаивать свой образ жизни и постоять за себя а одновременно и верность храбрость и благодарность. О жизни Антисфена сохранились довольно малочисленные сведения. Отличительными признаками кинического образа жизни были неприхотливость выносливость презрение к жизненным удобствам и чувственным удовольствиям. Такое отношение к миру можно определить как своего рода аскетику основанную на представлении о самодостаточности автаркии...
8003. Этика делового общения 70.57 KB
Отсюда следует прямой вывод: умение общаться с людьми есть важнейшее профессиональное качество которому человек обязан учиться и которое он должен совершенствовать всю свою жизнь. Следует признать справедливым остроумное замечание английского философа Джона Локка о том что в дурно воспитанном человеке смелость принимает вид грубости ученость выглядит педантизмом остроумие шутовством простота неотесанностью добродушие льстивостью2. Следует подчеркнуть что самые высокие нравственные качества выхолащиваются лишаются практического...
2467. Этика - раздел философии 930.97 KB
Гедонизм – это простейшее материалистическое учение которое утверждает что главным критерием человеческих действий является удовольствие. Если же человек такого не получает значит он чтото делает неправильно: его поступки неэтичны с точки зрения гедонизма. Основным недостатком этой концепции является то что удовольствия является ограниченным. Человек устроен так что удовольствие рано или поздно сменяется неудовольствием.
17686. Этика и смертная казнь 26.4 KB
Одной из важных проблем в жизни и культуре людей занимает вопрос об этичности смертной казни. И практически постоянно обозначенная проблема смертной казни разводила в противоположные стороны мнения о ее справедливости необходимости и правомерности. О смертной казни можно судить с разных сторон. В настоящее время историческая динамика проблемы смертной казни показывает что она все больше утрачивает этическую санкцию теряет поддержку общества и постепенно вытесняется из...

Основным элементом современного предпринимательства является этика ведения бизнеса.

Вопросу этического ведения бизнеса уделялось большое внимание в экономической теории. Само данное понятие является результатом научных трудов, а не практических наработок.

Г. Кэсси была сформирована этика ведения бизнеса в виде 5 аксиом. По его мнению, чистый бизнес более долговечен, чем грязный, и честность в итоге получит больший доход, нежели мошенничество.

А потому ни одна компания не может посредством продержаться долго. Потому как одной ловкости рук недостаточно для успешного ведения бизнеса.

Самым показательным историческим примером этических норм являются, библейские заповеди. В них сконцентрированы постулаты, соблюдение которых, по большому счету, определяет любое этическое поведение.

Сегодня этика ведения бизнеса являет собой систему моральных принципов, обязывающих отличать бизнесменов правильное (допустимое) поведение от неправильного (недопустимого).

Многие бизнесмены пытаются найти ответ, что важнее — правовые нормы, регламентирующие жизнь общества, в том числе экономику, или этические? И каково должно быть их взаимодействие?

Практика зарубежных стран (Италии, Венесуэлы) показывает, что детальное, четкое правовое регулирование не всегда обеспечивает необходимый уровень этики деловых отношений. В Японии же, наоборот, деловая культура, этика делают лишними большинство существующих норм.

В основе корпоративной современной этики должны находиться следующие положения:

  • прибыль, другие доходы есть результат достижения разнообразных общественно значимых целей;
  • создание многообразных материальных ценностей рассматривается как изначально важный процесс;
  • приоритет в разрешении возникающих в деловом мире проблем, должен отдаваться не производству продукции, а интересам межличностных отношений.

Иными словами, этика ведения бизнеса должна быть основой для руководства каждого современного предпринимателя.

Только так мы можем повысить общую российскую бизнес-культуру, начиная поднимать ее планку в каждом индивидуальном случае.

Предприниматели же, ведущие недобросовестный бизнес должны подвергаться коллективным мерам воздействия, препятствующим их нормальному существованию в экономической среде. Зарубежный опыт знает немало подобных результативных примеров.

Только общими усилиями всех бизнесменов можно поднять статус российского предпринимателя в глазах отечественных потребителей и иностранных компаний, граждан. Чтобы ассоциировалось не с аферами и махинациями, а с честной политикой ведения дел.

Рассмотренные выше противоположные подходы на соотношение этики и бизнеса: либо бизнес, либо этика на самом деле выражают крайние точки зрения. В действительности решение этого вопроса носит исторический и конкретный характер. Так, в целом, восприятие обществом этики и социальной ответственности бизнеса прошло в развитых западных странах за XX столетие через три этапа:

  • управление, направленное на максимизацию доходов (до второй четверти XX в.): этичность второстепенна но отношению к прибыльности (период "дикого" капитализма);
  • попечительское управление (начиная с 1930-х гг.): организация заботится о своих сотрудниках и их семьях постольку, поскольку это в конечном итоге ведет к более высокой производительности и доходности;
  • социальное управление (начиная с I960–1970-х гг.): организация несет ответственность перед обществом в целом и, в частности, перед стейкхолдерами (группами заинтересованных лиц).

Указанным этапам соответствуют три подхода к пониманию проблем социальной ответственности бизнеса и этики управленческих решений.

  • Традиционный (узкоэкономический ) подход сформулирован известным ученым Милтоном Фридменом. Согласно его концепции деловые организации должны служить интересам своих собственников, а так как менеджеры в конечном счете являются всего лишь наемными служащими, то их первостепенная задача заключается в том, чтобы вести бизнес в соответствии с желаниями собственников. Один из основных аргументов сторонников традиционного подхода состоит в том, что широкая социальная ответственность, против которой они выступают, приведет к снижению доходных статей компании и, следовательно, расходы на программы социальной ответственности в конечном итоге перенесутся на потребителей в виде повышения цен. Кроме того, компания, которая несет большую долю социальной ответственности, может проиграть в конкурентной борьбе другим компаниям.
  • Этический подход сформулирован классиком менеджмента Питером Друкером. Согласно ему, организация в целом имеет обязательства этического характера перед определенными группами заинтересованных лиц – стейкхолдерами. В число стейкхолдеров, как правило, включают учредителей, менеджеров, акционеров (собственников), поставщиков, кредиторов, клиентов, местные сообщества, профсоюзы, государственные регулирующие органы, профессиональные ассоциации и сотрудников. Эта многослойная общественная среда способна существенно влиять на достижение организацией ее целей, поэтому руководству организации приходится уравновешивать внутренние чисто экономические цели с социальными, этическими и экономическими интересами стейкхолдеров.
  • Социально-этичный (утвердительный ) подход сформировался в 1960–1970-е гг. под влиянием философско-этических воззрений Курта Левина, Эдгара Шайна и др. Согласно этому подходу менеджеры и сотрудники организации отвечают за сбалансирование, следование компании общим интересам: экономическим интересам организации, интересам стейкхолдеров и глобальным общественным интересам. Этот подход утверждает, что организации должны нести добровольные обязательства перед обществом и направлять часть своих средств на его совершенствование.

Сторонники этического и социально-этичного подхода также выдвигают ряд аргументов в поддержку своей позиции за социальную ответственность. По их мнению, социальная вовлеченность организации лежит в основе ее же собственных интересов, так как создает лучшее общество и лучшую среду для бизнеса организации; социальная ответственность оправдывает существование организации как элемента общества и т.д.

Общие этические принципы ведения бизнеса

Несмотря на специфику этики бизнеса на различных уровнях, следует выделить универсальные этические принципы ведения бизнеса. В этой связи отметим, что еще в 1924 г. Комитет по этике бизнеса при Торговой палате США впервые в истории разработал национальный этический кодекс "Принципы ведения бизнеса". В нем отмечено, что в основе бизнеса лежит доверие, проистекающее из справедливых взаимоотношений, эффективного оказания услуг и взаимной выгоды.

К 1950-м гг. в США сформировался ряд социально-философских доктрин, которым можно дать общее название "теории человеческих отношений". В практике корпораций стали реализовываться лозунги "социального партнерства", "участия в доходах" и т.п. Последний существенный переворот в этике бизнеса был вызван современной НТР и созданной ею экологической угрозой. Существенно изменились моральные требования, предъявляемые обществом к бизнесу. Основная черта этих изменений – рост социальной ответственности бизнеса. К нему сейчас предъявляются такие требования, как обеспечение занятости, охрана здоровья, устранение дискриминации, охрана окружающей среды и т.п.

В сфере отношений фирмы и общества на смену традиционной модели приходит корпорация нового типа. Она провозглашает себя морально ответственной как перед людьми, которые в пей работают, так и перед всеми, кто оказывается под воздействием ее деятельности. Важными признаются следующие принципы, носящие по существу этический характер:

  • объему власти, которой обладает бизнес, должен соответствовать объем социальной ответственности;
  • бизнес должен действовать как открытая система, которая получает от общества необходимую информацию и предоставляет обществу объективные сведения о своих операциях;
  • в пределах своей компетенции бизнес должен помогать обществу решать социальные проблемы;
  • учет социальных затрат и доходов должен служить одним из решающих факторов в процессе принятия решений.

Сегодня имеется обширная литература, в которой раскрываются этические принципы ведения бизнеса. На наш взгляд, можно выделить в качестве основных следующие из них:

  • честь превыше прибыли;
  • ответственность в ведении бизнеса;
  • честность и порядочность в деловых отношениях;
  • терпимость, которая помогает установить взаимное доверие, понимание и откровенность между партнерами;
  • тактичность и деликатность, предполагающие учет различных качеств делового партнера (иол, возраст, национальность, темперамент, привычки и т.п.);
  • стремление найти "золотую середину" между необходимостью конкуренции и этикой;
  • деловая обязательность, соблюдение договоров;
  • соблюдение культуры бизнеса.
Loading...Loading...