Психология цвета использование цвета в деловой сфере. Одежда и ее влияние на первое впечатление. Значение серого и синего цветов

Слухи -- это особая, обычно недостоверная информация (и/или искажающая форма передачи любой информации, придающая ей некоторую особенность), передающаяся исключительно в устной форме, как бы «по секрету», и функционирующая исключительно в звуковой форме. Подчеркнем: слухи и сплетни -- это всегда искаженная, не вполне достоверная или вполне недостоверная, по крайней мере, не проверенная по каким-то причинам информация. С течением времени, разумеется, слухи могут подтверждаться фактами. Однако тогда они перестают быть «слухами» и превращаются в знание, в достоверную информацию.

Согласно общим социально-психологическим определениям, слухи -- это «массовидное явление межличностного обмена искаженной, эмоционально окрашенной информацией. Чаще всего слухи возникают при отсутствии полной и достоверной информации по какому-либо интересующему людей вопросу». В несколько иной, однако также известной социально-психологической трактовке, слухи -- это тот «специфический вид межличностной коммуникации, в процессе которой сюжет, до известной степени отражающий некоторые реальные или вымышленные события, становится достоянием обширной диффузной аудитории».

Поскольку слухи -- всегда в той или иной степени недостоверная информация, то один из наиболее очевидных способов построения типологии слухов, как правило, сводится именно к их классификации по степени достоверности содержащейся в слухе информации. С этой, информационной точки зрения, слухи подразделяются на четыре типа -- от абсолютно недостоверных через просто недостоверные, достоверные и близкие к действительности. Еще раз следует подчеркнуть: принято считать, что полностью информационно достоверными слухи практически никогда не бывают, поскольку в самом процессе циркуляции фабула слуха обычно претерпевает психологически закономерные трансформации. Более того, хорошо известно, что в процессе устной циркуляции любая, даже самая достоверная информация постепенно теряет степень своей «достоверности» (тождественности оригиналу) и, рано или поздно, превращается в слухи. Даже средневековый европейский герольд или наш родной, отечественный глашатай, читавший один и тот же монарший указ в разных населенных пунктах с разной интонацией и «выражением», неизбежно превращал текст указа в пересказываемый им слух. При «обращении в слух» письменной информации, это практически всегда становится неизбежным. Тем более это многократно усиливается, когда сказанное вслух начинает передаваться уже не профессионалом-диктором, а пересказываться простыми людьми. Умножающиеся искажения всегда увеличивают степень недостоверности информации. Не случайно в парламентах многих развитых стран мира категорически запрещается принимать законы или поправки к законам, что называется, «на слух» или «со слуха».

Так, искажающе, действует слух в качестве специфического канала передачи информации. Тем более эта особенность проявляется при рассмотрении слухов в качестве особого содержательного явления, изначально далекого от достоверной информации.

Суммируя многочисленные определения, выделим наиболее существенное для понимания слухов в содержательном социально-психологическом плане. Первая особенность слухов -- это недостоверность содержащейся в них информации. Вторая особенность слуха -- обязательное наличие сильного эмоционального компонента. С одной стороны, он искажает информацию, с другой стороны, он как бы компенсирует дефицит достоверности, стимулируя сильное эмоциональное отношение. С точки зрения эмоциональных характеристик, выделяются три основных типа слухов. Первый тип -- это так называемый «слух-желание», то есть слухи, содержащие достаточно сильное эмоциональное желание, отражающие некоторые актуальные потребности и ожидания аудитории, в которой они возникают и распространяются. Ярким примером слухов такого рода принято считать, в частности, упорно ходившие среди российского крестьянства в середине XIX века слухи о скором освобождении от крепостной зависимости. В некоторых разновидностях подобные слухи связывали освобождение с некоторыми условиями -- говорили, например, что освободят всех участников войны с Турцией (потому многие крестьяне добровольно просились на фронт), что начнут с ветеранов войны с Наполеоном и т. д. С одной стороны, эти слухи отражали стремление крестьян к свободе. С другой стороны, они отражали эмоционально сильную веру в «доброго царя». Неудовлетворенные ожидания порождали массовый протест, бунты и побеги крестьян. Тем самым циркуляция подобных слухов создавала такую ситуацию, в которой царь и правительство действительно оказались вынужденными начать реформу, приняв декрет об отмене крепостного права.

«Слух-желание» осуществляет двоякую социально-психологическую функцию С одной стороны, обычно он соответствует пожеланиям людей и потому как бы поддерживает тонус их социального существования. Такого рода слухи успокаивают, препятствуют развитию негативных эмоций, не дают развиваться панике и излишней агрессивности. С другой стороны, именно такие слухи деморализуют население, создавая завышенные ожидания. Когда с течением времени становится очевидно, что сформировавшимся желаниям не суждено осуществиться, могут возникать противоположные явления -- вспышки агрессивного поведения, панические реакции, ненависть по отношению к тем, кто якобы «наобещал», но не выполнил обещанного. Исходя из этого, подобные слухи активно используются для манипуляции психологией масс. Приведем только два исторических примера, когда «слухи-желания» распространялись среди населения стран-противников. В период «странной войны» с Францией (1939-40 гг.) немцы усиленно распространяли слух о том, что «скоро начнутся переговоры». Это расслабляло готовность французов к сопротивлению, что и было использовано немцами.

Зимой 1942 г. японцы активно распространяли среди населения США слух о том, что в ходе уже начавшейся войны «японцам не хватит бензина даже на полгода». Конкретная цель в такой «войне слухов» была вполне понятна: вызвать разочарование по поводу несбывшегося желания и связанную с разочарованием деморализацию. В целом ряде случаев, как показывает анализ последующего развития событий, такие цели успешно достигались.

Второй тип слухов -- это так называемый «слух-пугало», т. е. слухи, несущие и вызывающие выраженные эмоционально негативные, пугающие настроения и состояния, отражающие некоторые актуальные, но нежелательные ожидания аудитории, в которой они возникают и распространяются. «Слухи такого типа возникают в периоды социального напряжения (стихийное бедствие, война, подготовка военного переворота и т. д.), и их сюжеты варьируют от просто пессимистических до откровенно панических». Особенно широкое распространение слухи такого рода приобретают в ситуациях сложных социальных и политических реформ, смены власти или общественного устройства в целом. Известно, что в таких ситуациях обычно как раз и появляется достаточно ограниченный набор сюжетов, выступающих в качестве стержней пугающих слухов. Некоторые из них видоизменяются в зависимости от культурных, религиозных или национальных традиций, хотя основная часть остается практически неизменной. Среди последних наиболее часто встречаются слухи-пугала о якобы неизбежном повышении цен на продукты питания, их исчезновении и приближающемся голоде. Такие слухи были зафиксированы в России в 1917 и в 1990-91 гг., в Чили в 1971-73 гг., в Никарагуа в 1980 г., в Афганистане в 1980 г. и во многих других сходных ситуациях. Принимая такие слухи за чистую монету, доверяя им, часть населения бросается закупать подчас вообще не нужные им продукты или покупают их в неразумных объемах, в результате чего действительно искажается конъюнктура рынка. Товары быстро исчезают с прилавков или стремительно растут в цене, может действительно возникать голод.

Аналогичным образом распространяются слухи-пугала о «грядущем контрнаступлении реакции», близком военном перевороте, «неотвратимом отмщении» лицам, активно сотрудничающим с новой властью, и т. д. Усиление пессимистических настроений дополнительно стимулируется также весьма типичными для таких ситуаций слухами о якобы имеющихся разногласиях, борьбе за власть в новом руководстве, развитой коррупции и т. д. Примерами слухов подобного рода полна новейшая история России.

В социально-историческом плане любопытные разновидности таких слухов встречались в целом ряде стран со специфическими традициями и проблемами. Например, среди отсталых патриархальных культур с неграмотным в массе населением подлинный ужас вызывали слухи о том, что «пришедшие к власти революционеры планируют уничтожить ("переработать на мыло") стариков и калек» (Эфиопия, 1975 г.), что «новые власти собираются стерилизовать детей» (Мексика, 1974 г. и Индия 1975 г.), что «предстоит обобществление ("коллективизация", "коммунизация") жен» (Россия, 1917 г.) и т. д.

Социально-психологическая функция и сверхзадача слухов такого рода также достаточно понятна. С одной стороны, это вполне определенное запугивание населения. С другой стороны, это попытка активизировать сопротивление новым социальным силам и резко усилить хаос и неразбериху, разрушить социальное спокойствие.

Третий тип слухов -- так называемый «агрессивный слух», т. е. слухи, не просто вызывающие выраженные эмоционально негативные настроения и состояния, отражающие некоторые актуальные нежелательные ожидания аудитории, в которой они возникают и распространяются, а конкретно направленные на стимулирование агрессивного эмоционального состояния и вполне определенного поведенческого «ответа», жесткого агрессивного действия. Слухи такого рода возникают в ситуациях пиковых противоречий, в основном связанных с социальными межгрупповыми и межэтническими, межнациональными конфликтами. Приведем несколько всем известных примеров такого рода слухов: «В Леопольдвиле негры вырезают белое население» (Заир, 1960); «Беспорядки в Панаме вызваны кубинскими агентами» (Вашингтон, 1964); «Новая власть грабит страну, отправляя зерно на Кубу и в Россию» (Никарагуа, 1980).

Агрессивные слухи представляют собой как бы продолжение слухов-пугал. В основе некоторых сюжетов слухов-пугал обычно также имеется немалый агрессивный заряд. Известно, в частности, что достаточно резкие антикооперативные и антиправительственные агрессивные выступления населения провоцировались в различных исламских странах Средней Азии, на Кавказе, в ряде африканских и арабских государств, в Афганистане под влиянием весьма примитивного слуха с сюжетом о «большом одеяле». В разных модификациях такого слуха настойчиво утверждалось, что требуемая новыми, в ту пору считавшимися революционными властями коллективизация заключается в том, что все сельчане, вместе с женами, должны будут спать по ночам в одном специальном помещении, укрываясь «общим одеялом».

Однако основной социально-психологической функцией агрессивных слухов является не просто запугивание, а провокация агрессивных действий. Эти слухи строятся не повествовательно, что в основном обычно свойственно «слухам-желаниям» и «слухам-пугалам», а отрывочно-телеграфно. Это короткие, рубленые фразы, сообщающие о конкретных «фактах», что называется, «взывающих к отмщению». Они несут значительно более сильный эмоционально отрицательный заряд, формируя аффективную общность «мы» («нормальных людей») в противовес общности «они» («зверствующих нелюдей»). Наконец, часто такие слухи непосредственно требуют действенного ответа в виде ответной агрессии. Из примеров последнего периода российской истории можно напомнить многочисленные слухи о зверствах федеральных войск в Чечне, распространяемые чеченцами, и, соответственно, почти аналогичные слухи о зверствах чеченских боевиков в отношении федеральных войск.

Несколько особняком стоит то, что можно считать четвертым типом -- нелепыми слухами. Они могут быть и желательными, и пугающими, и даже агрессивными, однако главным в них является очевидная нелепость описываемого. Слухи такого рода часто появляются совершенно самопроизвольно, как результат путаницы, свойственной обыденному массовому сознанию. Слухи данного типа особенно часто появляются в периоды переломов массового сознания, когда люди находятся в растерянности в связи с тотальной сменой систем ценностей, представлений, картин мира. Их основная функция заключается в попытках построения нового, более адекватного образа мира из обломков предыдущих и зачатков новых представлений. Тогда и появляются слухи, в которых соединяется несопоставимое. В качестве примера приведем короткое, но впечатляющее описание московских слухов начала прошлого века, приводимое М. А. Булгаковым: «Что в Москве творится -- уму непостижимо человеческому! Семь сухаревских торговцев уже сидят за распространение слухов о светопреставлении, которое навлекли большевики. Дарья Петровна говорила и даже называла точно число: 28 ноября 1925 года, в день преподобного мученика Стефана земля налетит на небесную ось... Какие-то жулики уже читают лекции».

В целом же слухи, особенно их наиболее нелепые разновидности, давно уже стали предметом не только научно-аналитического, но и художественного, литературно-образного осмысления. Немало конкретных примеров разного рода слухов содержится, в частности, во всем известных пародийных песнях А. Галича и В. Высоцкого, в свое время также существовавших и распространявшихся в рамках исключительно «слуховой» субкультуры советского андерграунда. Прекрасный пример агрессивного антисемитского слуха мы находим у А. Галича: «Им кровушки мало, они по запарке зарезали, гады, слона в зоопарке». У В. Высоцкого находится ряд блестящих примеров почти классических «слухов-пугал» вроде: «Ходят слухи, будто все подорожает, а особенно поваренная соль». Или еще: «Вы слыхали? Скоро бани все закроют. Навсегда, и эти сведения верны». Правда, Высоцкий все-таки был оптимистом и дал великолепный пример «слуха-желания»: «Ходят слухи, будто сплетен вдруг не будет, ходят сплетни, будто слухи запретят».

Разумеется, пожелания такого рода абсолютно неосуществимы. Слухи невозможно запретить, как нельзя запретить анекдоты и иные проявления массовой психологии. Слухи будут всегда, поскольку психология масс вечна. По сути же своей слухи и являются одной из базовых форм ее функционирования.

Вы, скорее всего, слышали про дресс код, а также поговорку, что людей встречают по одежке. Никого не надо убеждать в важности грамотного подбора одежды и аксессуаров. Однако обычно при этом подразумевается их стиль. Но, оказывается, цвет одежды и аксессуаров – это не менее, а то и более важный элемент техники делового общения. Как цвет вашей одежды влияет на вашу профессиональную и личную эффективность? Как «прочитать» личность собеседника по цвету его одежды? Какие сообщения цвета посылают нашему подсознанию?
Не случайно издревле существует поговорка «Встречают по одежке…». Многое о человеке мы можем понять по его одежде, сознательно разглядывая его наряд и аксессуары. То, как человек одевается, отражает его характер, имущественное положение, уровень образованности, возможно, профессию. Анализ одежды и аксессуаров преподается на тренингах в рамках изучения техники делового общения, в частности, при изучении типологии личности.вета в деловом общении

Рада представить Вам пятый выпуск «Психологического вестника», в котором Вы можете найти психологические рекомендации по выбору цвета делового костюма, а также продолжение темы «Правила делового общения».

№ 5 «Да будет цвет» 20 июля 2011

Использование символики цвета при выборе делового костюма

Благоприятный внешний облик и вкус в одежде является немаловажной частью того, как Вы включаетесь в деловую обстановку и влияете на настроение и чувства окружающих. Деловая одежда выступает своеобразным инструментом общения, средством воздействия на поведение и отношение к нам других людей. Внешний облик - первый шаг к успеху, своеобразный код, визитная карточка, которые свидетельствуют о степени солидности и надежности, это информация о Вашем ранге, достатке, социальном положении, принадлежности к определенным кругам. Ощущение неопрятности во внешнем облике говорит о неуважении к себе и к окружающим. Аккуратность и подтянутость в одежде ассоциируются с организованностью в работе, с умением ценить свое и чужое время.

Ваша одежда должна говорить о Вас прежде, чем заговорите Вы.

Задумайтесь, в какой мере Вы согласны со следующими утверждениями, оценивая Ваши предпочтения по 10-ти балльной шкале.

Ваша деловая одежда это отражение:

1.Вашего характера

2.Вашей самооценки

3.Вашего профессионализма

4.Вашего уважения других

5.Вашего достатка

6.Вашего настроения

7. Вашей культуры

Возможно, Вы отметили, что одежда в той или иной мере является отражением Вашего достатка, настроения, культуры и. т.д. На самом деле, деловая одежда отражает каждую из перечисленных характеристик. По одежде можно судить о степени консервативности человека, его жизнерадостности, об уровне принимаемого риска. Одежда и выбор цвета делового костюма могут служить невербальным сигналом того, насколько человек открыт для общения и желает взаимодействовать .


Цветовая гамма деловых костюмов весьма ограничена. Цвет - это определенная длина волны света, которую предметы поглощают или отражают. У каждого цвета своя длина волны и мы выбираем те или иные цвета в зависимости от нашего самочувствия и настроения. Для того, чтобы правильно подобрать цвет делового костюма, необходимо знать о воздействии цвета на психику человека. Сила цвета заключается в том, что он способен «обойти» защитные механизмы нашего сознания и действовать на бессознательном уровне.

Определите Ваши предпочтения при выборе цвета делового костюма:

Красный (розовый, бордовый)

Оранжевый

Желтый

Зеленый (темно-зеленый, ярко-зеленый)

Синий (темно-голубой, светло-синий)

Фиолетовый

Черный или белый

Коричневый

Серый

Принимая во внимание принципы «языка цвета», Вы сможете определить цветовые предпочтения любого человека, понять универсальное значение цвета и сумеете подобрать самое эффективное цветовое решение для любой ситуации и предмета.

Особенности восприятия цвета следует учитывать и в зависимости от национальной принадлежности и страны.

Например, красный цвет любят в Мексике, Норвегии, Иране, но не любят в Ирландии. В Китае - это цвет праздника и знак удачи, счастья, постоянства, благородства. В Индии он означает жизнь, действие, энтузиазм. Оранжевый цвет очень любим в Голландии, символизирует эмоциональную сферу, создает атмосферу благополучия и веселья. В Бразилии желтый цвет символизирует отчаяние, а в сочетании с фиолетовым цветом - болезнь. Для мусульман Сирии желтый - это символ смерти, а в России этот цвет часто воспринимается как знак разлуки. В Китае, после красного, желтый цвет особенно популярен, являясь символом империи, великолепия , сияния.

Зеленый цвет любят в Мексике, Австралии, Ирландии, Египте. В Индии он символизирует мир и надежду, а для мусульман - хранитель от дурного глаза.

Белый цвет - один из самых любимых цветов мексиканцев, в Китае - это цвет опасности, а для европейцев это цвет молодости и чистоты.

Символика цветовых предпочтений

Цвета

Психологический эффект

Темно-синий

Эмоциональная теплота

Серьезность, респектабельность

Красно-оранжевый

Завоевательный и предприимчивый дух

Сине-зеленый

Ясность, безопасность

Новизна, модернизм, будущность и развитие

Коричневый

Приземленность, повседневность

Фиолетовый

Творчество, склонность к депрессиям

Очищение, святость, чистота

Элегантность, власть

А теперь подробнее о некоторых из этих цветов.

Красный цвет - символизирует власть, превосходство над окружающими. Одежду этого цвета не рекомендуют носить постоянно, а только в том случае, когда Вы намеренно желаете заявить о себе. Это жизнеутверждающий цвет, динамичный и эмоциональный. Но при этом он агрессивный, доминирующий над другими цветами, способствует нервному напряжению, усиливает мышечную деятельность, повышает энергетические ресурсы организма. Это цвет святых и диктаторов, лидеров, любящих жизнь. Предпочитают его уравновешенные, смелые, волевые, властные, общительные личности и альтруисты. Допустимый оттенок красного цвета в деловом костюме - бордовый цвет.


Розовый цвет - ассоциируется с духовной радостью единения с миром и надеждой. Женственный, благородный и навевающий мечты, но при этом слабый и инфантильный. Ярко-розовый цвет успокаивает, делает человека пассивным и вызывает мышечную слабость. Избегайте в одежде розового цвета при решении спорных и проблемных вопросов в разговоре с оппонентами. Предпочитают этот цвет чувствительные люди.

Коричневый цвет – цвет приземленности, повседневности. Это цвет стабильности и уверенности, но интенсивный коричневый цвет может утомлять. Обилие коричневого цвета в одежде говорит о том, что человек ощущает зависимость от общества и необходимость в его поддержке. Коричневый цвет для делового костюма подходит в тех случаях, когда кого-то надо расположить к себе и вызвать на откровенность. Избегать этого цвета следует, если Вы хотите привлечь внимание, так как реакция может быть обратной.

Желтый цвет - бодрит, поднимает настроение, ускоряет зрительное восприятие, делает устойчивым и ясным ощущение окружающего мира. Этот цвет стимулирует деятельность головного мозга. Слишком яркий и в большом количестве он утомляет. Избегать желтого цвета надо при решении спорных и проблемных вопросов, в этом случае Вас воспримут как несерьезного человека. Желтый цвет любят люди, которые стремятся к независимости и достижению своих целей.

Оранжевый цвет – ассоциируется с роскошью, радостью, огнем, вызывает ощущение благополучия, радости, но не рекомендуется при выборе делового костюма, так как слишком активен и ярок. Это «горячий», «вибрирующий» цвет.

Синий цвет – вызывает доверие и симпатию, цвет авторитета и власти. Все синие оттенки помогают трезво оценить любую ситуацию. Это цвет интуиции и мудрости, спокойный, надежный, уравновешенный и благородный. Но, при этом, он консервативный, холодный и авторитарный. Цвет очень подходит для деловой одежды, создает спокойную деловую обстановку, серьезность и ответственность.

Фиолетовый цвет – побуждает к творчеству, стимулирует фантазию, страсть ко всему новому, но вызывает печаль и угнетает психику, порождает состояние неуравновешенности, тревоги, депрессивности, неустойчивости и иррациональности.

Зеленый цвет – цвет природы, самый спокойный цвет, обостряет слух, способствует усилению сердечных сокращений, располагает к доверию, благоприятно действует на человека, снимает усталость. Темно-зеленый цвет символизирует упрямство и самодостаточность. Этот цвет подходит в тех случаях, когда надо сконцентрироваться при переутомлении, усталости, стрессе. Он хорош для деловой одежды (болотный, хвои, мха, оливковый, хакки). Избегать предпочтений этому цвету необходимо при ведении политических переговоров, так как одетый в зеленый костюм человек воспринимается, в этом случае, как консерватор.

Серый цвет – уравновешенный, респектабельный и серьезный. Этот цвет идеально подходит для деловой одежды. Он авторитарный и создает впечатление, что человек знает свое дело. Безошибочный выбор данного цвета для публичных выступлений, при устройстве на новую работу. В сочетании с белым говорит о серьезности, подчеркивает профессиональные качества. Серый цвет предпочитают люди рассудительные, строгие в самооценке, стремящиеся сохранить душевное равновесие но «боящиеся громко заявить о себе».

Белый цвет – символизирует: очищение, святость, чистоту, умирание старого и рождение нового. Но, при этом, «нейтральный» и «больничный». Цвет подходит для создания контраста (белый-черный). Любят белый цвет люди стремящиеся начать новую жизнь, предпочитающие покой и мир, ищущие сочувствия. Он подходит для людей с любым характером и, при сочетании с другим цветом, для делового костюма.

Черный цвет – олицетворяет элегантность, властность и силу, простоту и хороший вкус. Он подчеркивает другие цвета, придает им более глубокое звучание, но в больших количествах угнетает, вызывает пессимизм, стресс. Цвет подходит для официального делового обеда, но он не выделит Вас «в толпе», для контраста ему необходим дополнительный цвет.

Почему мы перебиваем друг друга?

Одно из правил делового общения звучит следующим образом: «Не перебивайте без надобности!». Но именно эта привычка очень часто выступает барьером на пути к эффективному межличностному взаимодействию. Перебивают друг друга и профессора в телепередачах. Перебивают даже на телемостах. Перебивают жена мужа, муж жену, свекровь невестку, зять тещу, брат сестру. Почему же мы перебиваем друг друга? Попробуем разобраться в этом вопросе.

Перебивают, потому что…

· «Я боюсь, что потеряю мысль! Я боюсь, что забудется моя мысль, а что забудется его мысль, не боюсь». Говорят, один великий ученый - как будто бы даже сам Эйнштейн - записывал что-то в маленький блокнот. Он объяснил любопытствующему, что записывает пришедшую в голову удачную мысль. - А почему такой маленький блокнот? - не унимался человек. - А потому, что удачных мыслей приходит в голову мало, - ответил Эйнштейн.

Итак, не бойтесь, даже если мысль забудется, она менее важна, чем отношения. К тому же она не забудется, если кажется Вам важной; через некоторое время Вы ее вспомните. Ценные мысли не забываются. Но если Вы все-таки очень боитесь ее потерять, то носите с собой блокнот и авторучку , чтобы, как только мысль возникла, а перебивать нельзя, Вы ее тут же и записали бы. Партнер по общению подумает, что Вы конспектируете его речь, а если даже и поймет, что составляете конспект не его, а Вашей будущей речи, все же Вы его не перебивали.

Боязнь, что партнер не услышит Вашу ценную мысль сейчас же, тоже напрасна. Вы ему в другое время в более спокойной обстановке, когда он не будет увлечен течением собственных мыслей, ее изложите. И он будет готов к ее восприятию - то, что Вам и надо.

Перебивать к тому же бессмысленно. Что делает человек, которого пытаются перебить? Он останавливается и внимательно слушает Вас? Нет, он ускоряет темп речи, чтобы скороговоркой высказать побыстрее то, что он хотел до Вас донести, увеличивает громкость, тоже думая, что Вы его услышите, что, добавив децибелы, он будет лучше понят. Но теперь посмотрите, что из этого получается: Вы говорите вместе, причем все громче и быстрее, совершенно не слушая друг друга.

· Еще одна причина, по которой мы перебиваем партнера в общении – желание интересную мысль высказать первым. Пусть и партнер хочет того же. А может быть, лучше проявить благородство и удовлетвориться, как Сократ, тем, что Вы, как и он, - повивальная бабка мысли – способствуйте своими вопросами пробуждению мысли; а когда партнер ее сформулирует первым, скажете, что и Вы так думали.

Но не только перебивание партнера и не только жесткое сопротивление перебиванию конфликтогенны. Сам по себе длинный монолог, монологическая речь, когда человек долго говорит, слушая сам себя, хотя и обращаясь вроде бы к другому, тоже конфликтоген. Человек хочет, чтобы слушали только его. При этом часто бывает так. Кончается одна тема, и тут же начинается другая. А партнер хочет, чтобы его тоже слушали. Один остроумный человек сказал такому говорливому субъекту: «Ну вот, ты опять вступил со мной в монолог». Так вот, не надо вступать в монолог, лучше - в диалог.

Бывает и так. Мы не перебиваем, но все равно не слушаем партнера, а в это время подыскиваем контраргументы, и только партнер замолк, тут же мы встреваем со своим возражением. И стараемся быстрее и громче говорить, чтобы, пока он переводит дух, в этот промежуток все и выпалить. Или более того, выказываются знаки нетерпения. Мы все время как бы начинаем, набрав воздух, но останавливаемся перед произнесением слов. В описанных вариантах мы вроде не перебиваем собеседника - значит, это нейтральное поведение? Формально - да, но в сущности человек же понимает подспудно, что его не воспринимают. Если мы только и ждем паузу, чтобы вставить свое слово, то это все равно неудовлетворение потребности партнера в том, чтобы его выслушали и поняли. Тоже напряженность, тоже, в сущности, конфликтегенно. Надо дождаться, когда человек даст понять, что слушает теперь он.

Дайте себя перебить.

Даже сама мысль об этом, кажется неприемлемой. «Мы не можем перебивать, а другой может перебить?» Здесь явная несправедливость. Да. Несправедливо. Но благородно. И выглядите Вы и перед самим собой, и перед окружающими, и перед самим словоохотливым человеком симпатично. Если только замолкаете не формально, лишь бы замолкнуть, а действительно Вы весь - внимание. И даже специально переводите свой внимающий взор на его глаза. Имеет смысл выработать в себе умение мгновенно прерваться на «четверть-слове», как только партнер набрал в легкие воздуха для фразы или подал другой невербальный сигнал о своем желании высказаться. Дать себя перебить - это очень эффективный психотехнический прием, позволяющий поддержать эффективные межличностные отношения.

Что бы Вы хотели увидеть в следующем выпуске «Психологического вестника», будем рады ответить на Ваши вопросы. Ждем предложений и пожеланий.

С наилучшими пожеланиями

Люди формируют свое впечатление о нас по тому, во что мы одеты, то есть нас действительно «встречают по одежке».

Что ж, звучит банально, но тем не менее продолжает оставаться истиной. Мнение, основанное на зрительном впечатлении, может быть абсолютно ошибочным, но – нравится нам это или нет - люди действительно судят о нас прежде всего по внешнему виду.

Так стоит ли создавать о себе невыигрышное представление? Внешний вид должен характеризовать вас как личность и отражать ваши возможности. Необходимо, чтобы имидж гармонировал с вашими внутренними качествами, чтобы вы были довольны и тем, и другим.

Если вы решили подражать чужому имиджу или стилю - например, стилю кинозвезды или иной знаменитости, - вас неизменно постигнет разочарование, потому что вы никогда не сможете выглядеть так же, как оригинал. Вы - совсем другой человек, с иными внутренними и внешними качествами, и вам необходим собственный стиль.

Если вы предпочитаете одеваться «эпатажно» - это ваше право, но в таком случае нужно быть готовым к самому широкому спектру реакций окружающих - от усмешек за вашей спиной до открытого неприятия.

У каждого из нас есть несколько типов униформы «на случай»: классические костюмы, сорочки и туфли для офиса; резиновые сапоги, байковые рубашки и брезентовые ветровки для работы на даче; купленная в бутиках дорогая одежда и аксессуары для выходов «в высший свет»; кожаные куртки и брюки для рокерских выездов и т. д. Некоторые виды одежды мы носим из-за их практичности. Вы бы ведь не надели вечерний костюм для вылазки за город? Кроме того, одежда выполняет также еще одну функцию, а именно: показывает вашу принадлежность (вообще или в данный момент) к определенной социальной группе или прослойке. Если ваша одежда не соответствует ее нормам и

требованиям, это говорит окружающим вас представителям этой группы, что вы не из их числа, что среди них - чужой. Я уверена, что большинство из вас смогут припомнить ситуацию, когда, надев неподходящую для официального приема (слишком будничную

или, наоборот, слишком нарядную) одежду, вы резко почувствовали себя не в своей тарелке.

Одежда также влияет на то, как мы ощущаем себя, а следовательно, и на язык тела.

Например, вы будете совершенно по-разному чувствовать и вести себя в роскошном вечернем платье или в гимнастическом трико, в строгом деловом костюме или в футболке и джинсах.

Если на вас сильно поношенная или запачканная одежда -то какое впечатление вы произведете на окружающих ? Как они будут воспринимать вас? Как вы сами будете себя чувствовать?

С другой стороны, какое от вас впечатление, если ваша одежда чиста и опрятна? Как вы ощущаете себя? Понятно, что не каждый может себе позволить костюмы от портного или сорочки из дорогого магазина, однако ничто не извинит вас за неряшливость в одежде, какой бы она ни была. Так говорил мой покойный свекор, который жил очень скромно и покупал себе одежду в магазинах социальной помощи. В этих магазинах можно одеться по очень скромным ценам и в то же время помочь нуждающимся. Так что для того, чтобы выглядеть прилично, вовсе не обязательно быть богачом.

Некоторые люди творят чудеса с помощью швейной машинки или вязальных спиц, делая модные вещи собственными Руками и при минимальных затратах. Поэтому при желании всегда можно без особенного ущерба для своего бюджета создать одежду, которая будет смотреться элегантно и оригинально.

Если ваша одежда выглядит несовременно, а вы не можете купить себе новую, то можно слегка «подновить» старые вещи дома или в мастерской.

Каким бы видом деятельности вы ни занимались, следите за тем, чтобы ваша одежда всегда была чистой и хорошо отглаженной. Не носите рубашки с просекшимися воротниками и манжетами, разве только вас действительно не волнует внешний вид или у вас достаточно уверенности в том, что это не станет вам помехой на пути нормального общения.

У разных народов свои обычаи и нормы в отношении одежды: вам необходимо знать их, чтобы избежать недоразумений. Аля того чтобы правильно подобрать одежду, нужно прежде всего тщательно продумать, какое впечатление вы хотите произвести и каких целей

стремитесь достичь.

Вот цитата из местной газеты, напечатавшей письмо одной женщины, которая, желая познакомиться с мужчиной (ради благородной цели создания семьи), активно посещала различные вечеринки и официальные приемы: «Все мужчины, с которыми мне удавалось завести разговор, почему-то не слушали меня, а только разглядывали мое декольте!»

Ну понятно почему! Стоит ли тут удивляться? Если бы эта женщина действительно хотела встретить мужчину, который увидел бы в ней личность, а не сексуальный объект, она вряд ли бы стала выставлять свой бюст напоказ.

В деловой сфере на Западе для женщин существует следующее правило: чем откровеннее ваша одежда, тем меньше вам будут доверять. Если вы приходите на работу в одежде для дискотеки, плотно обтягивающей или едва прикрывающей ваше тело, - то как должны, по вашему мнению, реагировать на это мужчины, ваши коллеги?

Будут ведь реагировать, да еще как! Может, вы сознательно хотите распалить некоторых из них, но все же не стоит понапрасну играть с огнем. В моей практике многие женщины

задавали мне один и тот же вопрос: «Почему меня никто не принимает всерьез?» Я неизменно советовала таким женщинам лучше посмотреть на то, что они надевают, отправляясь на работу, и подумать, какой эффект эта одежда может произвести на сильный пол.

А как же обстоит дело с одеждой для офиса у мужчин ? Что ж у них есть деловой костюм - что может быть проще? Однако времена уже изменились и продолжают меняться. Теперь стили мужской одежды стали разнообразнее и могут варьироваться между строгим, или официальным (smart), универсальным, или полуофициальным (smart-casual), и повседневным, или неофициальным (casual-casual). Насколько неформально вы одеваетесь в «предвыходную пятницу»? Как вы одеваетесь для собеседования при устройстве наработу? Выясняете ли вы, каков стиль одежды (дресс-код), принятый в компании, куда вы отправляетесь с визитом? Не будете ли вы выглядеть «белой вороной» в костюме и галстуке, когда все вокруг в рубашках с расстегнутым воротом и летних брюках? Какие рубашки вы предпочитаете - белые или цветные? Исполнительный директор одной компании, на которую я однажды работала, сказал мне, что он никогда бы не принял на работу человека, носящего цветные рубашки!

Прежде чем идти на собеседование в компанию, лучше позвонить туда и осведомиться,существует ли у них определенный дресс-код, и если «да», то какой.

Претендуя на руководящую должность, и одежду подберите ответственную. А если хотите, чтобы вашу кандидатуру отметили и всерьез рассмотрели, то оденьтесь для собеседования как Руководитель, занимающий следующую ступень после той, которую вы претендуете.

Это вовсе не означает, что непременно следует одеваться строго официально: все зависит от той отрасли, в которой вы работаете, и от принятых в ней норм.

Обязательно следите за чистотой своей обуви (это в равной степени относится и к мужчинам, и к женщинам). Я присутствовала на многих торговых презентациях, собеседованиях для повышения в должности или приема на работу и видела, как общее впечатление от человека бывало безнадежно испорчено его плохо начищенной или сильно поношенной обувью. Поэтому если вы небрежно отнеслись к своему внешнему виду и он играет не в вашу пользу, то собеседование может оказаться ненужной нервотрепкой и непреодолимым препятствием.

Иногда очень трудно выбрать подходящую одежду для офиса, торговой презентации или собеседования при устройстве на работу: эта проблема особенно актуальна для женщин, а все потому, что у них шире выбор, а следовательно, больше шансов ошибиться.

Итак, спросите себя:

Куда я иду?

Зачем я туда иду?

Как принято одеваться для такого случая и каков стиль одежды у этой социальной группы?

Какое впечатление я хочу произвести?

Что мне следует надеть?

Цвет одежды влияет на восприятия вас другими людьми

Цвет одежды может оказывать значительное влияние на восприятие вас другими людьми.

Придя в супермаркет, посмотрите на товары на полках и обратите внимание на цвет упаковок. Почему та или иная компания выбрала для упаковки именно синий, зеленый или красный цвет? Что несет в себе каждый из них?

Почему мы, например, используем различные цвета для отделки домашнего интерьера? Психология цвета играет огромную роль и в одежде. Она влияет не только на восприятие нас окружающими, но и на то, как мы ощущаем себя сами.

Поиграйте, ради эксперимента, в словесные ассоциации: называйте группе людей различные цвета, чтобы узнать их непосредственную реакцию на каждый из них. Вы увидите, как один цвет во многих случаях вызывает у разных людей сходные ассоциации.

Однако в разных мировых культурах одни и те же цвета могут иметь различную символику: помните об этом во время путешествий за границу и при ведении бизнеса с иностранцами.

Каковы бы ни были любимые вами цвета одежды, они должны украшать, а не портить вас: чтобы начать разбираться в этом, вам следует кое о чем узнать. Эти знания в дальнейшем помогут вам сэкономить немало денег, потому что вы перестанете покупать одежду, в которой разочаруетесь сразу по возвращении из магазина.

Теперь же давайте рассмотрим некоторые цвета и их символическое значение.

Черный

В западной культуре черный цвет прежде всего считается официальным, солидным и сдержанным, но это далеко не все связанные с ним ассоциации. Черное часто надевают на похороны; черная одежда - обязательный знак киношных злодеев и ведьм. Священникиносят черное в знак своего смирения перед Богом, и, как утверждают некоторые эксперты моды, черная одежда на женщине означает ее покорность мужчине! Однако многие женщины предпочитают черный цвет в одежде полагая, что он делает фигуру зрительно более стройной. Как бы то ни было, это очень тяжелый, полностью поглощающий лучи цвет, эффект которого для полных людей оказывается абсолютно противоположным: черное делает их еще массивнее и тяжелее, отчего окружающие чувствуют себя в их компании весьма неуютно.

Черный цвет также принято считать изысканным и шикарным. Это действительно так, но только в том случае, если он вам идет. А идет он далеко не всем - мне, например, черный цвет просто противопоказан: он не только портит мой внешний вид, но и ухудшает мое внутреннее состояние. Мужчины в абсолютно черных, или черных в тонкую полоску,

костюмах, в сочетании с белой сорочкой, выглядят действительно впечатляюще, однако такая одежда придает им чересчур начальственный вид. Официанты носят черно-белую

униформу в знак того, что наделены определенными полномочиями в пределах ресторана, а также для того, чтобы посетители могли сразу их увидеть. Строго и элегантно одетые официанты делают обстановку в ресторане степенно-аристократичной, придавая заведению солидность и респектабельность. Однако если женщина придет в черном костюме и белой блузке на собеседование, то у нее будет очень мало шансов получить работу. Почему?

Потому что сочетание белого и черного кажется слишком авторитарным, холодным и враждебным, а это может вызвать неприятие у человека, проводящего собеседование. Если из парадно-официальной одежды у вас больше ничего нет, то попытайтесь хотя бы смягчить резкость этой цветовой комбинации, повязав на шею цветную косынку; мужчины же могут использовать для этой цели яркий цветной галстук. В любом случае покупка аксессуаров обойдется намного дешевле, чем новый костюм.

Красный

Красный цвет символизирует энергию и физическую силу. Это также цвет агрессии и опасности: не случайно, например, пожарные машины всегда красного цвета. Я читала, что красные машины попадают в ЛТП гораздо чаще, чем какие-либо другие. Тем не менее красные машины очень популярны. Почему? Потому что красный цвет также выступает символом могущества. Это очень яркий цвет, и вещи красного цвета помогают их обладателям чувствовать себя увереннее. Когда-то у меня была красная юбка, которую я носила с истинным удовольствием. Однако здесь опять стоит оговориться: выбирая красную одежду, думайте о том, куда и когда ее надевать. Если женщина будет надевать красный пиджак в офис, это скорее всего вызовет проблемы в ее общении с коллегами мужского пола. Поскольку красный цвет символизирует власть, красная одежда будет восприниматься коллегами-мужчинами как знак стремления этой женщины над ними доминировать. Если вы руководитель, то тут все в порядке, если же нет - вы можете выпасть из коллектива или вызвать к себе недоброжелательное отношение. Мужчины, как правило, не носят красные пиджаки, если только это не часть корпоративной униформы. В то же время мужчины вполне могут носить красные галстуки, которые по своему эффекту эквивалентны красному пиджаку на Женщине. Вспомните, например, 80-е, когда элегантного яппи - одного из тех, кого называют «молодыми, да ранними», - можно было

увидеть в красных подтяжках! Для ведения переговоров или разрешения конфликтной ситуации красная одежда далеко не самая подходящая: красный цвет агрессивен, а поэтому неуместен тогда, когда от собеседника вам нужно добиться сотрудничества.

Розовый

Розовый - более спокойный, мягкий и женственный цвет. Все пастельные тона (розовый, голубой, сиреневый) символизируют умиротворенность и женственность. Поэтому, прежде

чем одеваться в этот цвет, опять же подумайте, с кем вы встречаетесь и какое впечатление хотите произвести. Какова цель встречи? Если вам необходимо показать свою солидность и энергичность, добиться повышения в должности или принятия на работу, одежда в

пастельных тонах вряд ли поможет вам в этом, поскольку в ней вы не сможете произвести впечатление уверенного в себе и очень напористого человека. Это относится также и мужчинам, которые любят сорочки и галстуки пастельных тонов.

Зеленый

Зеленый - цвет природы. Он действует успокаивающе, однако излишняя любовь к зеленому цвету в одежде может сказать о том, что вы ленивы и безвольны. Зеленый цвет не очень годится для самоутверждения - особенно это справедливо для грязно-зеленого (цвета хаки), который обычно ассоциируется со смертью. Зеленый цвет также может символизировать зависть, обиду и стяжательство. Некоторые люди вообще считают зеленый цвет несчастливым и поэтому не носят зеленой одежды и предпочитают не иметь дома ничего зеленого. К числу таких людей принадлежит и моя мать, но лично мне зеленый цвет в домашнем интерьере нравится, хотя зеленой одежды я ношу, потому что она мне не идет. В

средние века английские невесты надевали зеленое как символ плодовитости и успешного чадородия.

Желтый

Это яркий, солнечный, оптимистический цвет. Он ассоциируется с интеллектом и может ассоциироваться с трезво и ясно мыслящим, рассудительным и способным принимать решения человеком. Однако избыток желтого цвета в одежде действует подавляюще.

Желтый цвет способствует обретению уверенности в себе, повышает собранность и улучшает организаторские способности, но избегайте использовать в одежде грязно- желтый цвет: он может ассоциироваться с желчностью.

Синий

Синий цвет олицетворяет рассудительность и ясность ума. Он также ассоциируется с творческим началом. Это цвет неба и океана. Он несет в себе безмятежность и спокойствие, но также может быть холодным и отчужденным. Синяя одежда хорошо подходит для

собеседования, так как этот цвет символизирует надежность и работоспособность. Как показывают некоторые исследования, в синем костюме штангисты способны поднять больший вес. Однако переизбыток темно-синего может действовать угнетающе.

Бирюзовый

Бирюзовый цвет воодушевляет и вселяет энергию, освежает и бодрит. Кроме этого он способствует общению, проявлению чувств и творчеству. Я, например, часто предпочитаю надевать бирюзовое, когда на досуге сочиняю детективы.

Коричневый

Коричневый цвет несет в себе ощущение основательности и надежности: это цвет земли, а значит - цвет стабильности. Однако он может также вызывать тоску и уныние и ассоциироваться с ограниченностью и замкнутостью. Коричневый цвет больше любят

мужчины.

Серый

Серый цвет способен вызывать отрицательные ощущения поскольку ассоциируется с плохой погодой, серыми тучами, мрачным небом, тяжестью и скукой. Серый цвет - не белый, не черный - цвет бегства от реальности, вызывающий чувство неуверенности и одиночества.

Сейчас вы, может быть, уже мысленно перебираете свой гардероб, размышляя, что же, в конце концов, нужно носить! Итак, вам следует:

отдавать предпочтение одежде тех цветов, которые, по мнению окружающих, идут вам и делают вас привлекательней;

выбирать цвета, в которых вы сами чувствуете себя комфортно и уверенно;

выбирать цвет одежды в зависимости от конкретной ситуации.

Loading...Loading...