Оснащение диспетчерских центров. Оборудование для такси Требования к кабельным сетям диспетчерских пунктов и узлов сдту

Диспетчеризация в системах электроснабжения и электропотребления представляет собой систему централизованного управления устройствами электроснабжения.

На предприятиях существуют два вида организации диспетчерского управления.

1. Диспетчерское управление осуществляет отдел главного энергетика, при этом функции главного диспетчера выполняет главный энергетик либо один из специалистов отдела. Функции дежурных диспетчеров возлагаются на дежурных инженеров подстанции.

2. Отдел главного энергетика в своем составе имеет диспетчерскую службу, в которую входят главный диспетчер и дежурные диспетчеры, находящиеся на диспетчерском пункте.

Диспетчерский пункт осуществляет оперативное управление и контроль работы всех элементов системы электроснабжения, руководство дежурным персоналом по производству оперативных переключений и допуску к ремонтным работам, руководство ликвидациями аварий в системе электроснабжения, контроль за нагрузкой отдельных линий и подстанций, контроль за режимами электропотребления по цехам и предприятию.

Из диспетчерского пункта осуществляется централизованное автоматизированное управление всей системой электроснабжения предприятия на основе средств телемеханики и компьютеризации.

На диспетчерском пункте контролируются электрическая нагрузка и напряжение в различных точках электрической сети предприятия, производятся переключения с целью устранения аварийных режимов, а также для вывода в ремонт подстанционного и линейного оборудования.

В диспетчерский пункт входят помещения:

    диспетчерская с размещением диспетчерского щита и пульта управления - рабочее место диспетчера;

    аппаратная, где размещается различная аппаратура (устройства питания, релейные шкафы, устройства телемеханики и др.);

    мастерская для мелкого ремонта аппаратуры и лаборатория для ее наладки;

    вспомогательные помещения (кладовая, санузел, комната для ремонтных бригад).

Компоновка диспетчерского пункта выполняется с обеспечением удобства монтажа и коммутационных соединений, наблюдения за обслуживаемым оборудованием, доступа во все помещения. В диспетчерской размещаются диспетчерские щиты и пульты, на которых устанавливаются приборы контроля, средства сигнализации и автоматизации, органы управления.

По назначению щиты и пульты подразделяют на оперативные (контроля и управления) и щиты вспомогательных устройств. На диспетчерском щите размещается мнемоническая схема, которая с помощью условных графических изображений элементов системы электроснабжения отображает технологический процесс и представляет собой информационную модель контролируемого объекта, процесса.

По степени надежности питания диспетчерские пункты относят к . Установленные на диспетчерском пункте приборы телемеханизации позволяют получить необходимую информацию о состоянии электрооборудования, находящегося на значительном расстоянии, о параметрах системы электроснабжения, потреблении электрической энергии. При этом используются средства телемеханизации, к которым относятся устройства телеизмерения, телесигнализации и телеуправления.

На подстанциях, оборудованных системами автоматизации и телемеханизации, предусматривается местное управление выключателями для их наладки, возможности ревизии и ремонта оборудования РУ.

Оборудование диспетчерского пункта заземляют в соответствии с .

Помещения диспетчерских пунктов по степени пожарной опасности относят к категории Г, они должны соответствовать первой или второй степени огнестойкости по противопожарным требованиям. Помещения защищают от проникновения пыли и газов. В помещениях должно быть естественное освещение. Электрическое рабочее освещение должно быть рассеянным, обеспечиваемым люминесцентными лампами, аварийное - лампами накаливания.


АСДУ электроснабжением и электропотреблением на предприятии направлено на безаварийное и бесперебойное электроснабжение, экономичную организацию режимов и учета электропотребления, соблюдение графиков электрических нагрузок и графиков планово-предупредительных ремонтов электрооборудования, руководство допусками к работе бригад электриков.

На крупных предприятиях диспетчеризация организуется не только в системах электроснабжения и электропотребления предприятия, но также и по всем энергетическим службам в составе отдела главного энергетика (теплоснабжения и тепловых установок, водоснабжения и канализации, газоснабжения).

В системах электроснабжения предприятий автоматизированные системы диспетчерского управления предприятием (АСДУ) устройствами, оснащенными , обеспечивает:

    централизацию контроля и управления режимами электроснабжения;

    повышение оперативности контроля за работой электротехнических устройств и электрических сетей и управления ими;

    выбор и установление оптимального режима работы оборудования и сетей;

    повышение надежности электроснабжения потребителей;

    сокращение числа аварий и более быструю их ликвидацию;

    сокращение дежурного персонала электроустановок.

Задачи оперативного управления, решаемые АСДУ, определяются режимом работы системы электроснабжения. В нормальном режиме осуществляются

    контроль и регулирование электроснабжения и электропотребления, обеспечивающие необходимые требования к качеству электроэнергии и надежности ее подачи;

    сбор, обработка и документирование информации о работе устройств в системах электроснабжения;

    вывод оборудования в ремонт и ввод его из ремонта и из резерва.

В аварийном режиме срабатывают автоматические устройства первого уровня (релейная зашита).

Оперативно-диспетчерский персонал в этом случае производит необходимые отключения (переключения) устройств электроснабжения. В послеаварийном режиме решается задача восстановления нормальной схемы электроснабжения потребителей, заданных показателей качества электроэнергии, принятия мер по устранению причин аварии и ремонту поврежденного оборудования.

Для решения задач контроля, обеспечения безопасности и управления технологическими и бизнес-процессами на стратегически важных промышленных, телекоммуникационных, транспортных и административных объектах создаются диспетчерские пункты.



Видеостены Mitsubishi Electric в Едином Центре Управления Сетью ПАО «Мегафон»

Сегодня на счету компании более 500 крупных проектов: начиная с конференц-залов, объектов государственной важности и образовательных учреждений, заканчивая музейными экспозициями и театрально-концертными площадками.

Многолетний опыт, инженерный потенциал и партнерские отношения с ведущими производителями мультимедийного оборудования позволяют нам успешно реализовывать комплексное оснащение диспетчерских пунктов с использованием новейших технических средств, включающих современные системы визуализации информации, системы аудио и видеоконференцсвязи, системы управления и контроля.

Среди оснащенных нами диспетчерских пунктов:

  • Центры управления сетями: «Псковэнерго» , «Ленэнерго» в Санкт-Петербурге, Кингисеппе, Новой Ладоге и других городах, «МРСК Северо-Запада» в Санкт-Петербурге , МРСК в г. Кострома
  • Единый центр управления сетью ОАО «Мегафон» для Восточной и Западной части сети в Самаре и Санкт-Петербурге
  • Система визуализации в диспетчерской АСУ ПКАД
  • 2 видеостены в центральном пункте управления г. Сочи, проект «Дублер Курортного проспекта» для систем автоматического управления дорожным движением и видеонаблюдения
  • Диспетчерская на Балаковской АЭС
  • ОАО «Нижнекамск Нефтехим» - диспетчерская и две видеостены в конференц-зале
  • Центр мониторинга ГУВД Тюменской области
  • Диспетчерская завода «Электропульт»
  • Пункт наблюдения помощника губернатора Санкт-Петербурга
  • Диспетчерская МЧС, г. Ростова на Дону
  • Диспетчерская Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор»
  • Единая диспетчерская служба, г. Краснодар и др.

Особенности диспетчерских пунктов

Отличительными особенностями диспетчерских пунктов и центров мониторинга от других объектов являются несколько факторов:

  • Режим эксплуатации 24 часа 7 дней в неделю 365 дней в году
  • Необходимость работать с массивом разнородных данных и динамических информационных потоков
  • Высокие эргономические требования к организации рабочего пространства и условий работы диспетчеров

Ядром диспетчерских пунктов является экран коллективного пользования (полиэкран), реализуемый, как правило, в виде видеостены, собранной из видеокубов, либо, в отдельных случаях, из тонкошовных ЖК-панелей.

Особенности оснащения диспетчерских пультов

Требования к оснащению диспетчерского центра

При создании или реконструкции диспетчерского пункта мы учитываем индивидуальные требования конкретного объекта и общую эргономику помещения:

  • Объем отображаемой информации в виде разноформатных данных: мнемосхемы, диаграммы, планограммы, сетевые графики, географические карты, измерения, поступающие от контрольно-учетной и сигнальной аппаратуры, информация из автоматизированных систем управления технологическими процессами
  • Площадь диспетчерского зала
  • Архитектурно-планировочное решение помещений, например, большие окна, создающие засветку, или ниши и колонны, которые надо учитывать при создании технического решения
  • Количество диспетчеров, операторов или инженеров, которые работают с большеэкранной системой отображения информации коллективного пользования
  • Максимально удобное взаиморасположение видеостены и рабочих мест
  • Удобство и быстрый доступ к информационно-справочным материалам на бумажных носителях либо какой-то оргтехнике
  • Наличие и необходимость расположения в диспетчерской комнате другого оборудования и аппаратных шкафов

Особые требования к экрану коллективного просмотра (видеостене)

Специфические требования к экрану коллективного пользования всегда зависят от конкретной сферы, в которой предполагается его использование — значение имеет, прежде всего, размер видеостены, её разрешение, а также число и тип выводимых источников. Однако зачастую требования различаются и в пределах одной области применения. Именно по этой причине особенно важно иметь гибкое и адаптируемое под индивидуальные требования решение.

Исходя из предъявляемых требований к системе, могут быть предложены следующие технологии формирования изображения:

  • Видеостена, собранная из нескольких проекционных модулей
  • Видеостена, собранная из нескольких бесшовных ЖК-панелей
  • Видеостена, собранная из LED модулей

Основными преимуществами видеостен перед другими технологиями являются:

  • Однородность изображения
  • Высокая надежность
  • Способность к продолжительной работе в режиме 24/7/365
  • Вывод максимально возможно подробной информации, мгновенная реакция на возникновение экстренных ситуаций и быстрое решение проблем в чрезвычайных ситуациях
  • Расширенные возможности контроля и управления
  • Интеллектуальная система отображения со специальными возможностями, например, возможностью сценарного управления тревожными сигналами, предопределения раскладок вывода, режимов работы и проч.
  • Совместное решение задач
  • Одновременное отображение различных данных
  • Возможность отображения большого числа разнообразных источников сигнала / информации / сценариев

Оптимальным решением для построения полиэкранной системы в диспетчерских, требующих круглосуточную бесперебойную работу оборудования, являются графические видеостены на базе проекционных модулей (видеокубов). Каждый проекционный модуль является полноценным средством отображения информации, и благодаря высокому базовому разрешению, система, построенная из нескольких модулей, в целом имеет большую информационную емкость.

Модульный принцип построения видеостен позволяет создать оптимальную конфигурацию и при необходимости наращивать систему. На графической стене возможна реализация гибких сценариев отображения информации. К примеру, в штатном режиме функционирования системы можно отображать обобщенную информацию о состоянии системы, а в случае аварии, в одном вспомогательном окне крупно и детально выводить проблемный участок, а в другом - описание заранее определенного алгоритма действий персонала в нештатной ситуации.

На видеостене можно организовывать окна информации от камер видеонаблюдения и телевизионных вещательных каналов, выводить изображение, полученное по видеоконференцсвязи, графики, таблицы в режиме реального времени и т.д.

В своей работе мы используем системы визуализации лидирующих разработчиков на рынке мультимедийной техники:

  • Mitsubishi Electric,
  • Christie Digital,
  • MultiTaction , а также гарантируем высокий уровень поддержки со стороны этих производителей.

Этапы создания диспетчерского центра

Состав работ по созданию диспетчерского пункта:
  • Выбор помещений, предоставление планировок (выполняет Заказчик)
  • Разработка, согласование и утверждение ТЗ на создание диспетчерского пункта (выполняют совместно Исполнитель и Заказчик)
  • Подписание Договора (с графиком работ)
  • Разработка дизайн-проекта помещений
  • Ремонт и отделка помещений
  • Разработка специализированной мебели
  • Разработка проекта технического, информационного, программного обеспечения диспетчерского пункта
    Примечание. При необходимости может выполняться в два этапа:
    1. Стадия П (эскизный проект)
    2. Рабочая документация.
  • Поставка и монтаж оборудования, создание начальной информационной базы, наладка программного обеспечения
  • Проведение приёмо-сдаточных испытаний, передача диспетчерского пункта в опытную эксплуатацию
  • 7. Требования, предъявляемые к дорожно-комендантской службе, ее элементы.
  • 8. Организация дорожно-комендантской службы в районе переправ.
  • 9. Организация дорожно-комендантской службы в крупных населённых пунктах.
  • 10.Организация дорожно-комендантской службы в условиях массовых разрушений, заражений, пожаров и в тёмное время суток.
  • 11. Предназначение, организация, возможности, вооружение и оснащение поста регулирования движения.
  • График дежурства на посту регулирования движения № _______
  • 12. Предназначение, организация, возможности, вооружение и оснащение дорожно-комендантского отделения.
  • Тактико-технические характеристики
  • 13. Назначение, устройство, основные характеристики технических средств регулирования движения. Общие сведения о технических средствах регулирования движения
  • Электрифицированные жезлы
  • Основные характеристики и устройство жезлов
  • Подготовка к работе
  • Работа с жезлом
  • Уход за жезлом и его хранение
  • Электрифицированные вехи
  • Основные характеристики и устройство электрифицированных вех
  • Плавающие вехи
  • Малогабаритный светофор афр-2
  • Основные характеристики и устройство светофора афр-2
  • Подготовка светофора афр-2 к работе
  • Установка светофора афр-2
  • Уход и хранение светофора афр-2
  • Переносные электромегафоны
  • Основные характеристики и устройство электромегафона эм-2
  • Основные характеристики и устройство электромегафона зпэм-5
  • Подготовка электромегафона к работе
  • Работа с электромегафоном
  • Уход и хранение электромегафона
  • Особенности ухода за электромегафоном зпэм-5
  • Характерные неисправности и их устранение
  • Громкоговорящая установка гу-20м
  • Основные характеристики и устройство установки гу-20м
  • Подготовка к работе гу-20м
  • Работа с установкой гу-20м
  • Уход и хранение установки гу-20м
  • Сборно-разборный шлагбаум
  • Основные характеристики и устройство сборно-разборного шлагбаума
  • Подготовка к работе сборно-разборного шлагбаума
  • Дорожные знаки
  • Машины комендантского наряда
  • 14. Задачи и способы регулирования движения.
  • 15. Посты регулирования на военно-автомобильных дорогах.
  • Неподвижные посты регулирования
  • 1. У железнодорожного переезда (охраняемого):
  • Технические средства и принадлежностей для регулировщика и поста регулирования движения
  • Подвижные посты регулирования
  • Порядок задержания транспортных средств постами регулирования
  • 16. Порядок развёртывания и оборудования постов регулирования движения. Места расположения неподвижных постов регулирования
  • Технические средства и принадлежности для регулировщика и поста регулирования движения
  • Порядок оборудования неподвижного поста регулирования
  • 17. Регулирование движения у железнодорожного переезда и на перекрёстке дорог.
  • 18. Обязанности начальника поста регулирования движения.
  • 19. Общие обязанности регулировщика. Обязанности в особых условиях.
  • 20. Современное воинское движение и его характеристики.
  • Характеристики воинского движения
  • 21. Порядок движения. Восстановление прерванного движения.
  • Порядок движения на вад
  • Восстановление прерванного движения на вад
  • 22. Табельные автодорожные разборные мосты и их тактико-технические характеристики.
  • Малый автодорожный разборный мост марм
  • Характеристики марм
  • Средний автодорожный разборный мост сарм
  • Характеристики сарм
  • Особенности конструкции материальной части и комплектности моста сарм-м
  • Большой автодорожный разборный мост барм
  • Характеристики барм
  • 23. Общие сведения о правилах движения.
  • 24. Причины дорожно-транспортных происшествий и мероприятия по их предупреждению.
  • Все дтп по характеру механизма их совершения подразделяются на следующие виды: столкновения, опрокидывание, наезды и прочие происшествия.
  • 25. Назначение, состав и задачи диспетчерских пунктов.
  • 26. Размещение и оборудование диспетчерских пунктов.
  • 27. Организация работы диспетчерских пунктов.
  • 28. Виды и назначение пунктов обслуживания на военно-автомобильных дорогах.
  • 29. Основные задачи эксплуатационного содержания дорог.
  • Вопрос 6. Медицинский пункт, его размещение в полевых условиях, обязанности должностных лиц.
  • 30. Эксплуатационное содержание военно-автомобильных дорог в разное время года. Содержание вад весной
  • Содержание вад осенью
  • Содержание вад летом
  • Содержание вад зимой
  • 31. Средства связи, применяемые в дорожно-комендантских подразделениях.
  • 32. Дорожные знаки.
  • Предупреждающие знаки
  • 2. Запрещающие
  • 3.Информационно-ука­зательные
  • 4. Знаки сервиса
  • Вопрос 3. Табельные и изготавливаемые в войсках знаки ограждения и указательные знаки.
  • 34. Объекты на военно-автомобильных дорогах, подлежащие защите, охране и обороне, способы и средства воздействия на них противника.
  • 35. Мероприятия по защите, охране и обороне военно-автомобильных дорог. Защита на военно-автомобильных дорогах
  • 36. Действия личного состава дорожно-комендантского взвода по защите, охране и обороне района расположения взводного гарнизона.
  • 25. Назначение, состав и задачи диспетчерских пунктов.

    Диспетчерский контроль движения на военно-автомобильных дорогах организуется в общей системе дорожно-комендантской службы в целях обеспечения непрерывного руководства движениемколонн и поддержания установленного порядка и дисциплины движения.

    Он осуществляется специальными подразделениями - диспетчерскими пунктами (ДП).

    Диспетчерские пункты (ДП) - это подразделения до­рожно-комендантских частей и подразделений, оснащенные тех­ническими средствами регулирования и средствами связи, выпол­няющие функции по контролю за движением.

    В зависимости от принадлежно­сти и объема возложенных на них задач диспетчерские пункты имеют различный состав и техническое оснащение (Таблица 11.1).

    Таблица 1 Диспетчерские пунктыдорожно-комендантских подразделений

    Кроме того, диспетчерские пункты обеспечиваются:

      техническими средствами регулирования движения,

      средствами химической и радиационной разведки,

      шанцевым инструментом и прочим иму­ществом, необходимым для работы.

    Диспетчерские пункты на ав­томобилях и прицепах, кроме того, могут иметь дополнительное оборудование (специальные вводы, силовые и телефонные кабе­ли, выпрямители тока), используя которое можно подключиться к имеющимся вблизи линиям связи и электропередачи.

    Диспетчерские пункты дорожно-комендантских взводов выполняют следующие задачи:

      в установленном порядке получают выписки из графиков дви­жения колонн и контролируют их выполнение;

      пропускают колонны в строгом соответствии с установленной очередностью и указаниями коменданта дорожно-комендантского участка;

      осуществляют контроль за движением колонн на ВАД в уста­новленном для них порядке и в строго определенное графиком движения время;

      контролируют соблюдение установленного порядка движения;

      ведут учет прохождения и состояния колонн;

      собирают информацию о состоянии взводных участков ВАД;

      ведут наблюдение за радиационной и химической обстановкой;

      подготавливают и передают в установленном порядке донесе­ния о прохождении колонн и их состоянии, о состоянии взводного участка ВАД;

      получают и передают начальникам колонн распоряжения и приказания командования;

      оповещают начальников колонн о состоянии участка (объек­та) и обстановке на нем;

      содействуют своевременному и организованному движению колонн, принимают меры по ликвидации задержек движения, немедленной эвакуации в назначенные места раненых и больных,поврежденной и неисправной техники, находящейся на дороге;

      осуществляют регулирование движения в местах своего рас­положения;

      по указанию должностных лиц, имеющих на это право, пере­ключают движение на объезды, обходы, дублирующие мостовые переходы, запасные маршруты, выполняют другие мероприятия по изменению порядка и направления движения.

    При выполнении задач у перевалов, тоннелей и на других сложных для движения участках (объектах), кроме того:

      проверяют техническое состояние машин и наличие средств повышения проходимости, полноту заправки топливом и другие показатели готовности техники к преодолению труднопроходимых участков, проводят инструктаж начальников колонн о порядке движения на этих участках;

      производят проверку путевых документов у начальников колонн и водителей одиночных машин, осуществляют посадку на авто­мобили военнослужащих, следующих в попутном направлении;

      делают отметки в путевых документах о нарушении водителя­ми правил движения;

      задерживают и направляют к коменданту дорожно-комендант­ского участка одиночно следующие машины в случаях:

    1) отсутствия на машине номерного и опознавательного знаков, обозначения и надписи;

    2) передачи управления машиной лицу, не вписанному в путевой лист в качестве второго водителя;

    3) отсутствия у водителя соответствующего удостоверения на право управления машиной или путевых документов;

    4) невыполнения водителем установленных правил движения и указаний регулировщика или непредъявления документов;

    5) наличия технических неисправностей, угрожающих безопасно­сти движения и не могущих быть устраненными на месте про­верки;

    6) если водитель находится в нетрезвом состоянии (независимо от степени опьянения);

    7) автопроисшествия, связанного с гибелью, ранениями людей или повреждением машины,

    8) не­выполнения правил свето­маскировки.

    Диспетчерский пункт дорожно-комендантской роты выполняет задачи, изложенные для взводного ДП. Кроме того, руководит работой диспетчерских пунктов дорожно-комендантских взводов.

    Диспетчерский пункт дорожно-комендантской части выполняет все эти задачи, кроме того:

      готовит графики движения в пределах назначенного части дорожно-комендантского участка, доводит выписки из них до диспетчерских пунктов дорожно-комендантских рот и взводов;

      доводит до диспетчерских пунктов дорожно-комендантских рот и взводов распоряжения и приказания в адрес участников дви­жения;

      готовит и передает на диспетчерский пункт вышестоящего штаба донесения и сводки о движении, состоянии ВАД и обстановке на ней в пределах своего ДКУ.

    Диспетчерские пункты дорожно-комендантских частей и под­разделений помимо вышеизложенных задач выполняют на воен­но-автомобильных дорогах функции контрольно-пропускных пунктов и комендантских постов.

    В целях регламентации пропуска и нахождения транспорта и людей на военно-автомобильных дорогах, исключения возможности проникновения посторонних лиц на участок, устанавливается пропускной режим .

    Колонны войск передвигаются по ВАД по установленным жетонам .

    Рисунок 11.1 – Жетон колонны

    Автомобильные колонны (с материальными средствами) передвигаются по ВАД на основании жетона автомобильной колонны и маршрутного листа воинской колонны.


    Рисунок 11.3 – Маршрутный лист автомобильной колонны Отдельные транспортные средства, следующие вне колонн , а также транспортные средства, выделенные для сопровождения колонн движутся по ВАД на основании пропусков.


    Рисунок 11.4 – Пропуска на транспортное средство

    Действие пропуска, выданного Генеральным штабом Вооруженных Сил, распространяется на все комендантские районы (дорожно-комендантские участки), а штабом объединения (соединения, воинской части) - на все комендантские районы (участки) этого объединения (соединения, воинской части).

    В случае сомнения в подлинности предъявляемого пропуска либо его отсутствия, транспортное средство и (или) лицо, его предъявившее, задерживается. О задержании этого лица (транспортного средства) докладывается коменданту дорожно-комендантского участка.

    Машины командиров воинских частей и соединений, офицеров штаба, организующего комендантскую службу фельдъегерско-почтовой связи Вооруженных Сил, машины с отличительными знаками комендантской службы, а также другиемашины и отдельные колонны по указанию вышестоящего органа военного управления пользуются правом беспрепятственного проезда по специальным пропускам , а транспортные средства оперативного назначения - без каких-либо ограничений.


    Рисунок 11.5 – Специальные пропуска на транспортное средство

    В состав типового оснащения диспетчерского пункта входят:

    Радио и телефонная связь;

    Картотека для хранения учетно-технических карт;

    Автоматизированная система подготовки и обработки информации.

    Радиосвязь необходима для оперативного руководства линейными радиомеханиками, работающими на автомашинах, и передачи им срочных заказов на ремонт радиотелевизионной аппаратуры. Кроме того, радиосвязь используется для решения оперативных вопросов с удаленными цехами предприятия и автомашинами, выделяемыми для транспортировки радиотелевизионной аппаратуры и в качестве передвижных мастерских.

    Телефонная связь организуется путем подключения диспетчерского пункта к АТС с помощью нескольких телефонных линий, имеющих один телефонный номер.

    Для равномерной загрузки приемщиков заказов используется комплект телефонных концентраторов. Телефонные концентраторы обеспечивают поступление одновременного вызова на все рабочие места приемщиков заказов с любой из 6 телефонных линий, подключенных к диспетчерскому пункту и имеющих один телефонный номер. В состав комплекта телефонных концентраторов входит один концентратор старшего диспетчера и пять концентраторов приемщиков заказов.

    Комплект телефонных концентраторов обеспечивает:

    Возможность ведения разговора по телефонным линиям одновременно с 6 абонентами;

    Оптическую сигнализацию о состоянии каждой телефонной линии, т.е. вызов или разговор;

    Звуковую сигнализацию вызова с телефонной станции;

    Вызов старшего диспетчера с концентратора любого приемщика заказов.

    Работа телефонных концентраторов состоит в следующем. При поступлении вызывного сигнала по одной из 6 линий телефонной сети загораются сигнальные лампы «Вызов с АТС» на всех шести пультах, и звенит электрический звонок. Нажатием соответствующей клавиши концентратор подключается к телефонной линии. При этом загорается сигнальная лампа «Прием заказов», сигнализирующая о занятости линии.

    Нажатие кнопки на пульте приемщика «Вызов старшего диспетчера» вызывает зажигание сигнальной лампы на пульте старшего диспетчера. Старший диспетчер может параллельно подключиться к разговору любого приемщика.

    В результате совершенствования телефонных концентраторов разработана электронная система регистрации заказов. Электронная система регистрации заказов состоит из автоматизированных рабочих мест старшего диспетчера и приемщиков заказов, оснащенных персональными ЭВМ, пультами телефонных концентраторов и многоканальным электронным автоответчиком. Система изготавливается в двух вариантах - для 5-ти и 10-ти каналов телефонной связи. Гибкость комплектования системы обеспечивает оснащение диспетчерских пунктов от одного до десяти рабочих мест приемщиков заказов, что позволяет эффективно внедрять ее как в малых городах, так и в городах с количеством жителей около 1 млн. человек.

    По телефонной связи электронная система регистрации заказов обеспечивает:

    Подключение к 5-ти или 10-ти телефонным линиям;

    Визуальную индикацию вызова на пультах всех приемщиков по каждой телефонной линии;

    Звуковую сигнализацию вызова на всех пультах с возможностью регулировки уровня звука;

    Возможность вызова старшего диспетчера с пульта приемщика;

    Перевод каждой телефонной линии в автоматический режим ожидания абонента, так называемый режим «удержания». В этом режиме к телефонной линии подключается электронное устройство, синтезирующее речевой сигнал «Ждите ответа». Это устройство отключается при подключении приемщика к телефонной линии или при поступлении сигнала «Занято» после отключения абонента.

    Электронная система регистрации заказов позволяет автоматизировать оформление наряд-заказов. Для этого на рабочих местах приемщиков или старшего диспетчера в память ПЭВМ, объединенных в единую компьютерную сеть, вводится следующая информация о принимаемом заказе:

    номер гарантии или абонемента;

    название улицы;

    номер дома, корпуса, квартиры, подъезда, этажа;

    код замка в подъезде;

    номер телефона;

    вид неисправности;

    дата и время прибытия линейного радиомеханика.

    В процессе приема заказа на рабочих местах приемщиков и старшего диспетчера на экранах дисплеев отражается информация о возможности приема заказов на запрашиваемые дни и время. После принятия заказа осуществляется печать наряд - заказа для конкретного радиомеханика.

    Благодаря применению ЭВМ с большим быстродействием и объемом памяти появилась возможность на базе электронной системы регистрации заказов создать автоматизированную систему оперативно-диспетчерского управления. Автоматизированная система оперативно-диспетчерского управления обеспечивает:

    повышение производительности труда радиомехаников, работающих на линии;

    повышение производительности труда работников диспетчерских служб;

    автоматизацию контроля производственной деятельности предприятия ремонта БРЭА;

    повышение качества учета бланков строгой отчетности, расходуемых радиодеталей и материалов.

    Программное обеспечение автоматизированной системы оперативно-диспетчерского управления предусматривает функционирование следующих подсистем:

    Оперативное управление основным производством;

    Бухгалтерский учет;

    Статистика.

    В состав подсистемы «Оперативное управление основным производством» входят следующие задачи:

    прием и распределение заявок на ремонт БРЭА, а также на ремонт, установку и подключение антенн;

    контроль исполнения заявок;

    учет производственной деятельности радиомехаников;

    учет заключенных и расторгнутых договоров с жилищными ведомствами;

    учет аппаратуры, состоящей на гарантийном и абонементном обслуживании;

    контроль истечения сроков договоров;

    планирование маршрутов линейных радиомехаников;

    увязка количества заказов с количеством радиомехаников;

    подготовка и распечатка наряд-заказов для радиомехаников;

    учет движения ремонтируемых аппаратов по предприятию;

    анализ данных, хранимых в памяти ЭВМ.

    В состав подсистемы «Бухгалтерский учет» входят задачи:

    учет бланков строгой отчетности;

    учет и анализ расходования радиодеталей и материалов;

    учет денежных средств, поступающих от абонентов и жилищных ведомств;

    учет неплательщиков за абонементное обслуживание.

    В состав подсистемы «Статистика» входят следующие задачи:

    количество ежедневных заказов по каждому виду услуг, в том числе: после 16 часов, в субботу, в воскресенье, в праздничные дни;

    данные по оказанию услуг городскому и сельскому населению;

    степень загруженности радиомехаников;

    фактические сроки выполнения заказов;

    количество и распределение заявок на ремонт различных типов БРЭА и антенн;

    данные о заключении договоров на абонементное обслуживание БРЭА за год и помесячно;

    количество выполненных срочных ремонтов;

    показатели производственной деятельности предприятия,

    использование гарантийных талонов на ремонт и техническое обслуживание аппаратуры;

    невозвращенные наряды на платный ремонт;

    расторгнутые договоры,

    израсходованные радиодетали и узлы аппаратуры.

    Автоматизированная система оперативно - диспетчерского управления обеспечивает автоматизацию процессов приемки заявок и распределения их между радиомеханиками. При этом для каждого радиомеханика определен участок обслуживания. По введенному в ЭВМ адресу заказчика производится выборка информации о вакансиях на заявки по дням их выполнения и интервалам времени по конкретному радиомеханику. Это дает возможность осуществлять оптимизацию маршрутов движения радиомехаников уже на стадии приема заявки с учетом времени ожидания заказчиком в пределах двух часов, а также освободить диспетчера от ручной выписки наряд-заказа и маршрутного листа.

    При приеме заявки на повторный ремонт с помощью ЭВМ определяется, закончена ли гарантия по предыдущему ремонту. Диспетчер при этом освобождается от повторного ввода информации о данном заказчике и от выписки повторного вызова радиомеханика.

    В памяти ЭВМ хранится информация о принятых заявках по абонементному, гарантийному и платному обслуживанию, данные о заказчиках по абонементному и гарантийному обслуживанию и о выполненных ремонтах по всем видам обслуживания. Это позволяет диспетчеру без непосредственного обращения к документам иметь необходимую информацию о заказчике при приеме заявки на ремонт аппаратуры или выдаче необходимой справки заказчику, а также службам предприятия о состоянии заказа.

    Выдача информации по различным задачам производится с различной периодичностью. Например, накануне каждого рабочего дня производится печать наряд-заказов и маршрутных листов для бригад радиомехаников в разрезе участков обслуживания и интервалов времени. К ежемесячно выдаваемым документам относятся отчеты о производственной деятельности радиомехаников и предприятия в целом, данные по учету и анализу работ по гарантийному и абонементному обслуживанию, по учету и анализу расхода радиодеталей, по учету расходования бланков строгой отчетности.

    На основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что оснащение рабочих мест работников диспетчерской службы должно состоять в следующем:

    Рабочее место старшего диспетчера: стол с телефонным концентратором, персональная ЭВМ, картотека с документацией, предназначенной для передачи на исполнение;

    Рабочие места приемщиков заказов по телефону: столы с телефонными концентраторами, персональные ЭВМ и полки с ячейками для размещения наряд-заказов и учетно-технических карт;

    Рабочие места приемщиков заказов непосредственно от населения: столы с персональными ЭВМ и полки с ячейками для размещения наряд-заказов и учетно-технических карт;

    Рабочее место оператора радиосвязи: стол со стационарной радиостанцией УКВ.

    Несмотря на затраты, связанные с оснащением диспетчерской службы персональными ЭВМ, экономический эффект от внедрения автоматизированной системы оперативно-диспетчерского управления достигается за счет следующих факторов:

    повышения производительности труда радиомехаников, в результате оптимизации маршрута их движения на линии;

    повышения производительности труда диспетчеров за счет автоматизации процессов приема и распределения заявок на ремонт РЭА;

    повышения производительности труда диспетчеров за счет снижения трудоемкости составления отчетных документов.

    Благодаря применению персональных ЭВМ создаются современные рабочие места, обеспечивающие гибкую организацию труда, улучшение загрузки производственных мощностей, сокращение ряда ручных операций и быструю обработку информации.


    СОГЛАСОВАНЫ с Главгосэкспертизой Госстроя СССР (Письмо N 20/2-6 от 7 февраля 1972 г.).

    УТВЕРЖДЕНЫ

    Министром энергетики и электрификации СССР П.Непорожним 3 августа 1972 г.;

    Научно-техническим советом Минэнерго СССР (Решение N 75 от 24 июля 1972 г.).


    Нормы технологического проектирования диспетчерских пунктов и узлов СДТУ энергосистем составлены Энергосетьпроектом при участии институтов "Теплоэлектропроект", "Гидропроект", "Сельэнергопроект" и "Мосэнергопроект" с учетом предложений энергоуправлений и научно-исследовательских организаций.

    Нормы рассмотрены и отредактированы комиссией в составе: Б.П.Белоус (председатель), И.В.Андреев, И.М.Бердичевский, Ю.С.Борисов, В.Н.Борисов, Г.С.Карасин, И.П.Симакин, Ф.И.Симонов.

    1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ

    1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ

    1.1. Настоящие Нормы содержат основные указания по проектированию диспетчерских пунктов (ДП) и узлов средств диспетчерского и технологического управления (СДТУ) объединенных диспетчерских управлений, районных энергетических управлений, электростанций, предприятий и районов электрических и тепловых сетей, а также подстанций напряжением 35 кВ и выше и предназначены для унификации проектных решений.

    1.2. Настоящие Нормы распространяются на вновь сооружаемые, расширяемые и реконструируемые диспетчерские пункты и узлы СДТУ.

    Отступления от норм должны быть обоснованы в проекте.

    1.3. При проектировании диспетчерских пунктов и узлов СДТУ необходимо также руководствоваться следующими правилами, техническими условиями и нормами:

    - Правилами устройства электроустановок ;

    - Правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей ;

    - Основными положениями по объемам средств телемеханики и связи в энергетических системах;

    - Санитарными нормами проектирования промышленных предприятий (СН 245-71);

    - СНиП II-А.5-70 "Противопожарные нормы проектирования зданий и сооружений";

    - СНиП II-Г.4-70 "Внутренняя канализация и водостоки зданий. Нормы проектирования";

    - Нормами технологического проектирования тепловых электрических станций и тепловых сетей ("Энергия", 1967, с.103);

    - Нормами технологического проектирования гидроэлектростанций (Стройиздат, 1973, с.112);

    - Нормами технологического проектирования понижающих подстанций (СЦНТИ ОРГРЭС, 1967, с.31).

    1.4. Диспетчерские пункты подразделяются на:

    а) диспетчерские пункты объединенных диспетчерских управлений (ДП ОДУ) объединенных энергосистем;

    б) центральные диспетчерские пункты (ЦДП) внекатегорийных энергосистем;

    в) центральные диспетчерские пункты энергосистем I и II категорий;

    г) центральные диспетчерские пункты энергосистем III и IV категорий;

    д) диспетчерские пункты предприятий электросетей (ДП ПЭС) с объемом обслуживания 15 тыс. усл. ед. и более;

    е) диспетчерские пункты предприятий электросетей с объемом обслуживания до 15 тыс. усл. ед., городских электросетей и районов электросетей (ДП РЭС);

    ж) диспетчерские пункты тепловых сетей;

    з) диспетчерские пункты участков электросетей.

    1.5. Узлы СДТУ подразделяются на:

    а) центральные узлы СДТУ (ЦУ СДТУ).

    К ним относятся узлы СДТУ объединенных диспетчерских управлений (ОДУ) и узла СДТУ районных энергетических управлений (РЭУ);

    б) местные узлы СДТУ (МУ СДТУ).

    К ним относятся узлы СДГУ электростанций, предприятий и районов электрических и тепловых сетей, монтерских и теплофикационных пунктов, подстанций, а также усилительные пункты на магистральных сооружениях связи энергосистем.

    1.6. Проектирование диспетчерских пунктов и узлов СДТУ энергосистем должно выполняться на основании утвержденных схем:

    а) развития электрических сетей энергосистем;

    б) организации эксплуатации энергосистем.

    Проект диспетчерского пункта, а также узла СДТУ должен составляться с учетом схемы развития энергосистемы на ближайшие 5 лет и перспективы на 10 лет.

    При отсутствии утвержденных схем по данному пункту допускается проектирование диспетчерских пунктов и узлов СДТУ на основании задания энергосистемы.

    Проектирование центральных диспетчерских пунктов энергосистем осуществляется в соответствии с утвержденной схемой развития средств диспетчерского и технологического управления объединенной энергосистемы на рассматриваемый период.

    1.7. Проектирование диспетчерских пунктов объединенных диспетчерских управлений выполняется по заданию центрального диспетчерского управления Единой энергосистемы (ЦДУ ЕЭС).

    1.8. В проектах диспетчерских пунктов и узлов СДТУ должны предусматриваться изделия и аппаратура, изготовляемые серийно промышленностью СССР.

    Новое оборудование, намечаемое к выпуску, должно применяться в проектах в том случае, если его выпуск будет обеспечен к началу монтажа технологического оборудования.

    В отдельных случаях допускается проектирование нестандартного оборудования при соответствующем обосновании.

    1.9. Настоящие Нормы не распространяются на узлы кабельных и радиорелейных магистралей Минэнерго СССР, размещаемые вне пределов территории энергообъектов. Проектирование этих узлов должно осуществляться по нормам Министерства связи СССР.

    Настоящие Нормы не распространяются также на диспетчерские пункты автоматизированных систем управления.

    2. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К КОМПОНОВКЕ ПОМЕЩЕНИЙ ДИСПЕТЧЕРСКИХ ПУНКТОВ

    2.1. Центральные диспетчерские пункты энергосистем, как правило, должны размещаться в административно-лабораторных зданиях районных энергетических управлений, а диспетчерские пункты предприятий и районов электросетей - в специально выделенных помещениях ремонтно-производственных баз I-V типов.

    2.2. Помещения диспетчерского пункта должны располагаться на одном этаже или на смежных этажах.

    Помещения диспетчерского пункта должны располагаться таким образом, чтобы обеспечивались рациональные информационные связи и минимальная протяженность кабеля.

    2.3. Кабинеты главного (старшего) диспетчера и начальника оперативно-диспетчерской службы (группы) должны располагаться рядом с диспетчерским залом.

    2.4. Аппаратная телемеханики должна располагаться рядом с диспетчерским залом. Допускается расположение диспетчерского зала и аппаратной телемеханики на смежных этажах: одно помещение под другим, в непосредственной близости к лестничной клетке.

    2.5. Агрегатный зал, как правило, должен располагаться в подвальном или полуподвальном помещении (см. п.8.12).

    2.6. Помещение кондиционеров следует выбирать вблизи помещения вычислительного центра.

    2.7. Площадь диспетчерского зала определяется в основном размерами диспетчерского щита. Ориентировочно площадь диспетчерского зала можно принять из расчета 10-12 м на одну панель диспетчерского щита ЦДП и 7-9 м на одну панель диспетчерского щита ДП предприятий и районов.

    2.8. Номенклатура и площади производственных и вспомогательных помещений диспетчерских пунктов определяются в зависимости от состава и размещения диспетчерского оборудования, вычислительных устройств и устройств автоматизированной системы управления (АСУ), численности персонала, а также с учетом перспективы развития.

    Типовая номенклатура помещений диспетчерских пунктов указана в табл.1.

    3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К КОМПОНОВКЕ ПОМЕЩЕНИЙ УЗЛОВ СДТУ

    3.1. Узлы СДТУ, как правило, должны размещаться в специально отведенных помещениях.

    На объектах с малым количеством оборудования СДТУ допускается размещение аппаратуры связи и телемеханики в технологических помещениях основного оборудования объекта.

    3.2. Помещения, отводимые для установки аппаратуры, при размещении узлов СДТУ в общих зданиях должны быть отделены от помещений общего назначения и иметь независимый вход.

    3.3. Номенклатура и площади производственных и вспомогательных помещений узлов СДТУ определяются в зависимости от состава оборудования, его размещения и условий эксплуатации, а также с учетом перспективы развития.

    Типовая номенклатура помещений узлов СДТУ приведена в табл.2.

    3.4. Линейно-аппаратные и автоматные залы, коммутаторные, телетайпные и регулировочные помещения (при емкости АТС более 500 номеров) должны, как правило, размещаться отдельно.

    3.5. Устройства телемеханики и автоматического регулирования на центральных узлах СДТУ должны размещаться в аппаратной телемеханики.

    На узлах СДТУ предприятий и районов устройства телемеханики, как правило, должны размещаться в линейно-аппаратном зале.

    3.6. Источники питания должны располагаться в подвале или на первом этаже здания. В случае расположения аккумуляторной батареи на первом этаже помещение генераторной должно, как правило, примыкать к ее помещению.

    3.7. Площади производственных помещений, в которых предусматривается круглосуточное нахождение эксплуатационного персонала, принимаются из расчета 4 м на 1 чел. дополнительно к площади, необходимой для размещения оборудования.

    4. ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ СТРОИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ ПОМЕЩЕНИЙ ДИСПЕТЧЕРСКИХ ПУНКТОВ И УЗЛОВ СДТУ

    4.1. Отдельно стоящие здания диспетчерских пунктов и узлов СДТУ должны проектироваться в соответствии со строительными нормами и правилами (СНиП).

    По эксплуатационным качествам эти здания относятся ко II классу.

    4.2. Степень огнестойкости помещений диспетчерских пунктов и узлов СДТУ должна быть не ниже II.

    Степень огнестойкости ограждающих конструкций, отделяющих помещения диспетчерских пунктов и узлов СДТУ от других помещений, должна быть не ниже III.

    Помещения резервных дизельных станций по противопожарным нормам должны выполняться не ниже категории .

    4.3. Помещения диспетчерских пунктов и узлов СДТУ должны быть защищены от проникновения пыли и газа.

    4.4. Нормативные нагрузки на перекрытия и полы определяются по фактическому весу оборудования с учетом перегрузок.

    Коэффициенты перегрузки определяется по СНиП II-A.11-62. "Нагрузки и воздействия. Нормы проектирования".

    4.5. Установка колонн в диспетчерском зале не допускается.

    4.6. В диспетчерском зале, машинном зале электронной вычислительной машины (ЭВМ) и аппаратной телемеханики для прокладки кабелей должны предусматриваться кабельные каналы или съемные полы.

    При наличии съемных полов необходимо разделять кабельные каналы несгораемыми диафрагмами на отдельные отсеки площадью не более 15 м.

    4.7. В производственных помещениях узлов СДТУ, где устанавливается стоечная аппаратура, при отсутствии кабельных каналов полы должны устраиваться по сплошному бетонному основанию.

    4.8. Междуэтажные перекрытия над помещениями аккумуляторной, кислотной и тамбуром должны быть газонепроницаемыми.

    Потолки в этих помещениях должны быть ровными.

    4.9. В помещениях аккумуляторных и кладовых дверные проемы должны быть оборудованы дверями с пределом огнестойкости не менее 45 мин.

    4.10. Отопление и вентиляция помещений диспетчерских пунктов и узлов СДТУ должны проектироваться в соответствии с требованиями действующих противопожарных, санитарных и строительных норм и правил с учетом технологических процессов и обеспечения нормальной работы установленного оборудования.

    4.11. Здания диспетчерских пунктов и узлов СДТУ должны быть оборудованы внутренним водопроводом и канализацией.

    4.12. Водоснабжение диспетчерских пунктов и узлов СДТУ должно обеспечивать хозяйственные и производственные нужды.

    4.13. Для противопожарной защиты необходимо иметь сухие или газовые средства.

    4.14. Прокладка в помещениях диспетчерских пунктов и узлов СДТУ труб канализации и водопровода не допускается.

    4.15. Для обеспечения нормальной работы оборудования температура и влажность окружающей среды не должны выходить за пределы, указанные в табл.3.

    4.16. Во всех помещениях диспетчерских пунктов и узлов СДТУ, кроме аккумуляторных помещений, должно предусматриваться естественное освещение.

    Необходимо защищать рабочие места и оборудование от попадания прямых солнечных лучей.

    4.17. Электроосвещение помещений диспетчерских пунктов и узлов СДТУ должно выполняться в соответствии с ПУЗ и СНиП II-А.9-71 "Искусственное освещение. Нормы проектирования".

    4.18. При проектировании диспетчерских пунктов и узлов СДТУ должны выдерживаться следующие нормы освещенности (лк):

    Диспетчерский щит "темный"

    Диспетчерский шит "светлый"

    Диспетчерский пульт

    Помещение за щитом

    Машинный зал ЭВМ

    Перфораторная

    Аппаратная телемеханики

    Линейно-аппаратные залы, автоматный зал, генераторная, коммутаторная

    4.19. В диспетчерском зале должны применяться специальные светильники для освещения вертикальных плоскостей (поля диспетчерского щита), а также должна предусматриваться возможность изменения естественной и искусственной освещенности в оптимальных границах.

    При проектировании освещения необходимо предусматривать меры против появления отблесков.

    4.20. Электроосвещение производственных помещений диспетчерских пунктов и узлов СДТУ должно осуществляться с помощью светильников, расположенных между рядами аппаратуры и над рабочими местами обслуживающего персонала.

    4.21. В технологических помещениях диспетчерских пунктов и узлов СДТУ должно предусматриваться аварийное освещение для продолжения работы, обеспечивающее на рабочих местах освещенность не менее 50% нормы. Для остальных помещений (проходов, коридоров и других) должно предусматриваться аварийное освещение на случай эвакуации людей.

    4.22. В технологических помещениях диспетчерских пунктов, информационно-вычислительных центров и узлов СДТУ уровень шума должен быть не выше 45 дБ. В помещениях с оборудованием, создающим шумы (телетайпные, перфораторные и др.), допускается уровень шума до 60 дБ; в этих помещениях должна производиться акустическая обработка стен и потолка.

    4.23. В помещениях студии для связи совещаний и радиотрансляционных узлов стены, полы и потолки должны покрываться звукопоглощающим материалом.

    4.24. Производственные помещения диспетчерских пунктов и узлов СДТУ должны удовлетворять требованиям, приведенным в табл.4.

    5. ОБОРУДОВАНИЕ ДИСПЕТЧЕРСКИХ ПУНКТОВ

    5.1. Диспетчерские пункты энергосистем, предприятий и районов электросетей должны оснащаться оборудованием, приведенным в табл.5.

    5.2. Диспетчерские щиты с телесигнализацией, как правило, должны применяться с нормально не освещенными мнемосимволами (так называемые темные щиты).

    5.3. Размеры диспетчерского щита определяются количеством мнемосхем на щите.

    Коэффициент заполнения поля щита (отношение площади, занятой мнемоническими элементами, надписями, приборами, к общей площади поля щита) должен быть не более 0,4 с учетом перспективы развития энергосистемы.

    5.4. На диспетчерском щите, кроме мнемонической схемы и символов объектов телесигнализации, должны устанавливаться: табло сигналов аварийно-предупредительной телесигнализации, командоквитирующая аппаратура (при наличии телеуправления с ДП) и указывающие приборы телеизмерения при возможности их врезки в мнемосхему.

    5.5. При компоновке мнемосхемы на диспетчерском щите должны учитываться следующие требования:

    а) на щит выносятся только объекты, находящиеся в управлении и ведении данного диспетчерского пункта;

    б) угол обзора фронтальной плоскости щита должен быть в пределах 40-60°;

    в) мнемосимволы высоковольтных линий должны быть возможно более короткими, иметь минимальное количество пересечений и не быть близко расположенными один к другому;

    г) расцветка мнемосхемы должна быть контрастной по отношению к цвету поля щита (рекомендуется применение мнемосхемы с прямым контрастом - темные линии на светлом поле);

    д) количество кодирующих цветов не должно превышать 6-7;

    е) размеры мнемосимволов должны соответствовать требованию, оптимальной видимости (оптимальные размеры мнемосимволов соответствуют углу зрения 30-40", минимальные - 12");

    ж) угловой размер мнемонических изображений отдельных энергообъектов на щите не должен превышать 18° (предельный угловой размер зоны мгновенного зрения).

    5.6. На диспетчерском пульте должны устанавливаться приборы телеизмерения, диспетчерские коммутаторы, командоквитирующая и сигнальная аппаратура.

    5.7. На двухместном и трехместном диспетчерских пультах размещение органов управления и аппаратуры должно выполняться в соответствии с функциональным распределением обязанностей диспетчеров.

    5.8. С диспетчерских пультов должно обеспечиваться управление установкой оповещения, УКВ радиостанцией, звукозаписывающей установкой и пользование радиопоисковой связью.

    5.9. Диспетчерский коммутатор должен располагаться спереди и слева от диспетчера в зоне досягаемости левой руки.

    Планшеты с командоквитирующей аппаратурой должны располагаться спереди и справа от диспетчера в зоне досягаемости правой руки.

    5.10. При использовании органов управления обоими диспетчерами соответствующая аппаратура должна устанавливаться между их рабочими местами.

    5.11. При установке на диспетчерском пульте планшетов с командоквитирующей аппаратурой необходимо учитывать следующие требования:

    а) часто употребляемые ключи и кнопки должны располагаться в пределах оптимальной зоны досягаемости;

    б) элементы командоквитирующей аппаратуры, имеющие разное функциональное назначение, должны различаться формой, размерами или цветом;

    в) все элементы аппаратуры должны иметь краткие и четкие надписи, расположенные единообразно;

    г) элементы, выполняющие одни и те же функции, но размещенные в разные местах, должны иметь однотипные надписи.

    5.12. Указывающие приборы должны устанавливаться на приборной приставке. Приборная приставка, как правило, должна выполняться совмещенной с пультом и иметь угол обзора в пределах до 40-60°.

    Применение отдельно стоящей приборной приставки должно быть обосновано.

    5.13. В качестве указывающих приборов на диспетчерском пульте должны применяться малогабаритные стрелочные приборы с круговыми шкалами, профильные и узкопрофильные горизонтальные приборы, а также цифровые указывающие приборы.

    5.14. При компоновке приборов на диспетчерском пульте необходимо учитывать следующие факторы:

    а) при количестве приборов более 20 их следует разбивать на несколько визуально различных групп;

    б) приборы, отображающие наиболее ответственные параметры энергосистемы или наиболее часто используемые диспетчером, должны располагаться в пределах оптимальных углов обзора;

    в) приборы, измеряющие параметры одного объекта, должны объединяться в компактную функциональную группу, достаточно четко зрительно разграниченную с другими группами; размещать приборы внутри функциональной группы следует в той последовательности, в которой обычно диспетчер считывает их показания;

    г) при контроле однородных параметров с нескольких однотипных контролируемых пунктов следует предусматривать на пульте общие указывающие приборы, переключаемые по выбору диспетчера;

    д) должна предусматриваться возможность перестановки приборов в пределах пульта;

    е) количество приборов, устанавливаемых на диспетчерском пульте, необходимо ограничивать.

    5.15. Регистрирующие приборы должны устанавливаться в удобном для наблюдения месте, например на щите регистрирующих приборов, специально выделенных крайних панелях диспетчерского щита или отдельно стоящей приборной приставке пульта.

    5.16. Астрономические и синхронные часы должны устанавливаться на диспетчерском щите или щите регистрирующих приборов в удобном для обозрения месте.

    5.17. Задатчики устройств автоматического регулирования частоты и активной мощности должны устанавливаться в одном специально отведенном месте на диспетчерском пульте, диспетчерском щите или панели регистрирующих приборов.

    5.18. Рабочее место оператора-статистика должно быть укомплектовано диспетчерским коммутатором, счетной и пишущей машинками, позволять вести записи и размещать необходимую для работы документацию.

    5.19. В мастерской ЦДП энергосистемы должно устанавливаться оборудование, указанное в табл.6.

    6. ОБОРУДОВАНИЕ УЗЛОВ СДТУ

    6.1. Центральные и местные узлы СДТУ должны оснащаться устройствами СДТУ в соответствии с "Основными положениями по объемам средств телемеханики и связи в энергетических системах". Объем устройств СДТУ уточняется при конкретном проектировании.

    6.2. Устанавливаемая в линейно-аппаратном зале (ЛАЗ) аппаратура подразделяется на:

    а) вводную, испытательную и коммутационную;

    б) ВЧ связи по проводам ВЛ;

    в) уплотнения по воздушным, кабельным и радиорелейным линиям связи;

    г) низкочастотную усилительную и вторичного уплотнения;

    д) радиосвязи и радиорелейную;

    е) токораспределительную;

    ж) измерительную;

    з) передачи данных;

    и) дальней автоматической связи (ДАС).

    Примерный перечень основной аппаратуры, устанавливаемой в ЛАЗ, приводится в табл.7.

    6.3. В аппаратной телемеханики устанавливается следующее оборудование:

    - вводно-распределительные панели питания;

    - панели телеизмерения;

    - устройства телеуправления-телесигнализации (ТУ-ТС);

    - устройства телеизмерения-телесигнализации (ТИ-ТС);

    - устройства аварийно-предупредительной сигнализации;

    - устройства системы автоматического регулирования частоты и мощности;

    - вводно-испытательные устройства и устройства переключений;

    - шкафы реле-повторителей указательных реле для светового диспетчерского щита.

    6.4. Для многоканальных систем связи по проводам ВЛ при 12 каналах и более, а также на магистральных направлениях с большим количеством каналов должен предусматриваться канал служебной связи. На магистральных проводных линиях связи служебная связь должна предусматриваться по нормам Министерства связи СССР.

    6.5. При обслуживании ЛАЗ, автоматного зала и генераторной одним дежурным на его рабочее место должна быть выведена общая сигнализация из каждого зала в отдельности.

    6.6. В качестве телеграфной аппаратуры должны предусматриваться буквопечатающие рулонные аппараты с перфорационной приставкой, оборудованные автоответчиком и транслятором местного телеграфа.

    6.7. В качестве фототелеграфных аппаратов должна применяться аппаратура передачи черно-белых изображений, допускающая работу по коммутируемым нормализованным телефонным каналам.

    6.8. Автоматические телефонные станции узлов СДТУ должны обеспечивать абонентов внутриобъектной, местной и дальней телефонной связью.

    Количество абонентов, имеющих право пользования местной и дальней автоматической телефонной связью, определяется при проектировании.

    6.9. Емкость и состав оборудования АТС должны выбираться на основании штатов и структуры управления предприятия с учетом автоматизации каналов дальней связи и перспективы развития.

    6.10. Емкость кросса АТС должна обеспечивать возможность включения диспетчерской и директорской связи, аппаратуры ДАС, часофикации, сигнализации и тональных каналов ЛАЗ.

    6.11. АТС всех узлов СДТУ должны иметь выход на узлы связи Министерства связи СССР. Количество соединительных линий к узлам связи Министерства связи СССР и технические требования к ним определяются нормами Министерства связи СССР.

    6.12. Входящая и исходящая связь АТС узлов СДТУ должна быть автоматической.

    6.13. При проектировании АТС необходимо придерживаться стандартизированной нумерации абонентов применительно к структуре управления.

    6.14. Для организации диспетчерской связи на узлах СДТУ должны, как правило, предусматриваться специальные диспетчерские телефонные станции, обеспечивающие по своей емкости и схеме включение местных абонентов и каналов дальней связи и позволяющие осуществлять транзитные соединения без занятия рабочего места.

    6.15. Независимо от наличия диспетчерской телефонной станции с выходом на сеть Министерства связи СССР на диспетчерском пункте должен устанавливаться прямой телефон от сети Министерства связи СССР.

    6.16. В аппаратуре диспетчерской связи должно предусматриваться оборудование для автоматической записи диспетчерских переговоров.

    Звукозаписывающая аппаратура должна иметь резервный комплект с обеспечением его пуска при неисправности основного комплекта.

    6.17. Звукозаписывающие установки на ДП ОДУ и ЦДП должны допускать независимую запись с каждого рабочего места и по возможности с одновременной отметкой времени. Запуск их должен осуществляться автоматически при поступлении с подчиненных объектов сигналов об аварии, а также с рабочего места диспетчера.

    На рабочих местах диспетчеров должна быть предусмотрена сигнализация запуска, работы и неисправности установки звукозаписи.

    6.18. Распределительная сеть внутри зданий, обслуживаемых узлом СДТУ, должна проектироваться с возможностью ее использования для всех видов связи, телемеханики и сигнализации, за исключением радиовещания и автоматической противопожарной сигнализации.

    6.19. Здания ОДУ и РЭУ, служебные и бытовые помещения электростанций, предприятий и районов электрических и тепловых сетей должны быть радиофицированы от радиотрансляционных узлов Министерства связи СССР с получением от них всей необходимой мощности либо с дополнительным усилением мощности радиофидера самостоятельным радиотрансляционным усилителем.

    Требуемая для радиофикации мощность и необходимость установки радиотрансляционного усилителя определяются проектом.

    6.20. Для оповещения и радиопоисковой связи на объектах, указанных в п.6.19, должна предусматриваться отдельная радиотрансляционная установка, управляемая с пультов оперативно-технологического управления (с преимущественным правом пользования или без него).

    6.21. Для связи совещаний должны предусматриваться специальные системы магистральной связи совещаний.

    Аппаратура указанной связи должна допускать включение каналов различного типа, в том числе двух- и четырехпроводных цепей и уплотненных каналов. Допускается использование арендованных каналов, предоставляемых по условному времени.

    6.22. В крупных узлах СДТУ коммутация каналов вторичного уплотнения должна осуществляться через коммутационную аппаратуру ЛАЗ.

    6.23. На тепловых электростанциях и в зданиях площадью более 3 тыс. м для поисковой связи должна применяться система радиовызова на малогабаритной аппаратуре.

    6.24. Для многоканальной аппаратуры ТИ-ТС при большом количестве передаваемых параметров (например, 7-10 ТИ и 50 ТС и более) следует предусматривать по два канала телемеханики (основной и резервный) с автоматическим переключением на резервный канал при выходе из строя основного канала или превышении допустимого уровня помех в канале. При этом каналы связи, по которым организуются основной и резервный каналы телемеханики, должны быть независимыми.

    6.25. Схемы ретрансляции телеизмерений и телесигнализации должны выполняться с учетом следующих требований:

    а) схемы должны быть простыми и обеспечивать требуемую точность и достоверность передачи информации;

    б) передача вспомогательной информации на вышестоящий диспетчерский пункт (например, о повреждениях в низовых устройствах ТУ-ТС и др.) должна быть сведена к минимуму;

    в) ретрансляция ложной информации при повреждениях в низовых устройствах ТУ-ТС должна быть исключена;

    г) запуск ретрансляционного устройства для передачи известительной серии (в системах спорадического действия) или разрешение на считывание ретрансляционным устройством новой информации (в системах циклического действия) должно производиться только после проверки в низовых устройствах ТУ-ТС правильности принятой информации;

    д) ретрансляционное устройство ТУ-ТС спорадического действия должно запускаться только от сигналов, подлежащих ретрансляции.

    6.26. Центральные узлы СДТУ должны обеспечиваться контрольно-измерительной аппаратурой, примерный перечень которой приведен в табл.8-12.

    Измерительные приборы фирмы Орион (производства ВНР) для одной радиорелейной линии на аппаратуре ДМ-400/6 следующие:

    - низкочастотный испытательный прибор;

    - анализатор спектра;

    - УКВ генератор качающейся частоты;

    - осциллограф;

    - линейный измеритель сигналов вызова;

    - измеритель мощности;

    - ламповый милливольтметр;

    - ампервольтомметр.

    7. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ ОБОРУДОВАНИЯ ДИСПЕТЧЕРСКИХ ПУНКТОВ И УЗЛОВ СДТУ

    7.1. Взаимное расположение диспетчерского щита и пульта должно обеспечивать оптимальные условия обзора мнемосхемы и видимости мнемосимволов и элементов для каждого диспетчера.

    Естественный свет должен поступать на пульт с левой стороны или с обеих сторон.

    7.2. Диспетчерский щит должен располагаться таким образом, чтобы расстояние от глаз диспетчера до любой точки поверхности щита в данной горизонтальной плоскости было почти постоянным.

    7.3. Главные проходы в диспетчерском зале должны быть не менее 1,1 м; проходы к отдельным рабочим местам - не менее 0,8 м.

    7.4. Аппаратура устанавливается в ЛАЗ по типам, в отдельных рядах в следующем порядке, считая от главного входа:

    1) вводная, испытательная и коммутационная аппаратура, аппаратура связи совещаний;

    2) аппаратура уплотнения кабельных линий связи;

    3) аппаратура уплотнения воздушных линий связи;

    4) аппаратура ВЧ связи по проводам ВЛ;

    5) прочая аппаратура.

    7.5. Аппаратура в рядах должна подбираться с учетом ее высоты.

    Аппаратура должна выравниваться по высоте ряда за счет установки ее на подставках или применения надставных конструкций.

    7.6. Аппаратура, выпускаемая в виде отдельных плат (аппаратура каналов телемеханики, тональные усилители, телеграфная аппаратура, фильтры, малоканальная аппаратура уплотнения и др.), должна монтироваться на стандартных стойках и группироваться по типам и назначению.

    7.7. Аппаратуру связи и телемеханики с односторонним обслуживанием, допускается устанавливать тыловой стороной одну к другой или к стене.

    7.8. Расстояние между торцами рядов оборудования и стеной принимается равным 0,2 м при длине ряда меньше 4 м.

    7.9. Расположение рядов аппаратуры в производственных помещениях узлов СДТУ и размеры эксплуатационных проходов должны приниматься в соответствии с Техническими условиями Министерства связи СССР.

    7.10. На местных узлах СДТУ с малым количеством оборудования допускается его установка в одном общем помещении.

    8. ОРГАНИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ (ИВЦ) ЭНЕРГОСИСТЕМ

    8.1. Информационно-вычислительный центр ЦДП должен проектироваться для обслуживания автоматизированной системы управления (АСУ) энергосистемы.

    8.2. Организация ИВЦ целесообразна в первую очередь на центральных диспетчерских пунктах внекатегорийных энергосистем, а также энергосистем I-II категорий. В этих центрах должна быть предусмотрена установка ЭВМ для решения задач диспетчерского управления и других производственных служб и подразделений районных энергетических управлений.

    На ЦДП энергосистем низших категорий должны организовываться опорные пункты первичной обработки, формирования и передачи информации в управляющий вычислительный центр ОДУ. На этих ЦДП целесообразно устанавливать абонентские пульты управления ЭВМ ОДУ, с помощью которых персонал энергосистемы (ЭС) может самостоятельно обращаться в вычислительный центр ОДУ.

    8.3. Переход от существующего способа управления энергосистемой к автоматизированной системе управления должен осуществляться в несколько этапов.

    На конечном этапе АСУ должна обеспечивать:

    - решение с помощью ЭВМ всех основных задач, связанных с разработкой оптимальных долгосрочных и оперативных (ежесуточных) режимов ЭС и противоаварийных мероприятий;

    - руководство работой ЭС (в режиме советчика): осуществление запланированных режимов и их коррекцию в соответствии с фактическими условиями потребления, оптимизацию режимов в реальном масштабе времени, помощь при производстве переключений и ликвидации аварий и т.д.;

    - сбор, формирование и передачу информации, ведение оперативной документации, отображение информации, необходимой для диспетчерского персонала, хранение и механический поиск справочно-инструктивной информации;

    - выполнение расчетов и обработку информации производственно-хозяйственной деятельности.

    8.4. На ДП ПЭС организуются опорные пункты первичной обработки, формирования и передачи информации в ЦДП.

    8.5. Для выполнения задач по п.8.3 в ИВЦ предусматривается оперативно-информационный комплекс (ОИК) и вычислительный комплекс (ВК).

    Рекомендуется создавать ОИК на базе ЭВМ III поколения, для ВК могут быть использованы ЭМ II и III поколений.

    8.6. Основные характеристики ИВЦ (уточнятся при конкретном проектировании):

    - возможность выполнения в темпе процесса операций по обработке и отображению информации и проведения оперативных расчетов;

    - возможность многопрограммного, многопультового режима работы с разделением времени;

    - наличие системы прерываний;

    - наличие специальных устройств автоматической связи с энергетическими объектами;

    - возможность агрегатного наращивания вычислительной мощности;

    - возможность автоматического ввода, построения и считывания графиков;

    - возможность представления информации на электронно-лучевых трубках (ЭЛТ);

    - высокая степень надежности;

    - возможность технической и программной совместимости с ЭВМ, установленными на других ступенях диспетчерского управления.

    8.7. Для эксплуатации вычислительной техники ИВЦ должна предусматриваться контрольно-измерительная аппаратура.

    Контрольно-измерительная аппаратура выбирается и комплектуется в соответствии с типом и количеством основного оборудования. В состав контрольно-измерительной аппаратуры входят: стенды для проверки ячеек ЭВМ, осциллографы, генераторы импульсов, ламповые вольтметры и другие приборы.

    Состав контрольно-измерительной аппаратуры уточняется в соответствии с рекомендациями заводов-изготовителей основного оборудования.

    8.8. Сбор информации для ИВЦ осуществляется с помощью устройств телемеханики и аппаратуры передачи данных (АПД).

    Периодичность сбора информации может быть различной в зависимости от ее назначения:

    а) для систем автоматического регулирования частоты и мощности - непрерывно или с периодом обновления не более 1-2 с;

    б) для оперативного контроля за режимом работы - непрерывно или с периодом обновления не более 5-10 с;

    в) для сбора и обработки оперативной информации - через 1 ч;

    г) для сбора и обработки производственно-статистической информации - через 1 сутки и более.

    Указанные нормативы ориентировочны и уточняются при конкретном проектировании.

    8.9. Планировка помещений и компоновка оборудования ИВЦ должны выбираться с учетом формирования и движения потоков информации, а также с учетом передвижения персонала ИВЦ в процессе работы.

    Оборудование ЭВМ размещается в машинном зале ЭВМ в соответствии с техническими требованиями заводов-изготовителей.

    Устройства отображения информации из памяти ЭВМ и диспетчерский комплект функциональной клавиатуры для обращения к ЭВМ должны устанавливаться в диспетчерском зале.

    8.10. При компоновке оборудования следует учитывать влияние шумов от вращающихся механических частей накопителей на магнитной ленте, печатающих и других устройств.

    Для снижения влияний шумов рекомендуется отделять пульт управления и вводные устройства прозрачной звукопоглощающей перегородкой.

    8.11. Прокладка кабелей в машинном зале ЭВМ и перфораторной производится в кабельных каналах или под съемными полами. В остальных помещениях ИВЦ допускается прокладка кабелей по воздушным желобам и стенам.

    8.12. В помещениях агрегатного зала размещаются электромагнитные преобразователи электропитания и аппаратура контроля и управления.

    8.13. Оборудование подготовки и контроля перфокарт размещается в помещении перфораторной.

    Клавишное устройство следует устанавливать так, чтобы обеспечивалось нормальное освещение клавиатуры.

    9. ТРЕБОВАНИЯ К КАБЕЛЬНЫМ СЕТЯМ ДИСПЕТЧЕРСКИХ ПУНКТОВ И УЗЛОВ СДТУ

    9.1. На диспетчерских пунктах и узлах СДТУ должны предусматриваться самостоятельные линейная, питающая и сигнальная проводки.

    К линейной проводке относятся кабели неуплотненных и уплотненных цепей, низкочастотных и высокочастотных каналов, соединительных и служебных линий, цепей телемеханики, а также цепи коммутации каналов и соединения стоек аппаратуры.

    К питающей проводке относятся кабели электропитания аппаратуры переменным и постоянным током.

    К сигнальной проводке относятся кабели проводки оптической и акустической сигнализации.

    9.2. Сечение питающей проводки определяется расчетом (по мощности, потребляемой аппаратурой, и длине фидеров питания).

    Допустимые предельные значения напряжения на аппаратуре принимаются в соответствии с ГОСТ 5237-69 .

    Выбор кабелей производится в соответствии с ПУЭ .

    9.3. Для питающей проводки должны применяться силовые кабели с негорючей оболочкой и негорючей изоляцией.

    Для линейной и сигнальной проводок должны применяться кабели в негорючей оболочке.

    9.4. Прокладка кабелей и проводов на узлах СДТУ, как правило, должна проектироваться по воздушным желобам.

    В диспетчерском зале и аппаратной телемеханики кабели прокладываются в кабельных каналах или под съемными полами. В аппаратной телемеханики в отдельных случаях допускается прокладка кабелей по воздушным желобам.

    9.5. На местных узлах СДТУ с малым объемом оборудования связи допускается прокладка кабелей в лотках, а при малом их количестве (до пяти) - по стенам.

    9.6. Кабели линейной проводки, по которым осуществляется передача высокочастотных сигналов низкого и высокого уровней однополосных систем уплотнения, необходимо прокладывать по разным желобам или по одному желобу в разных пакетах с расстоянием между пакетами не менее 100 мм.

    Кабели питающей проводки допускается прокладывать по общим желобам с выделением их в отдельный пакет.

    9.7. Монтаж цепей телемеханики на диспетчерском пункте и в аппаратной телемеханики должен выполняться телефонным небронированным кабелем в негорючей оболочке с сечением жил не менее 0,5 мм.

    10. ТРЕБОВАНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ ДИСПЕТЧЕРСКИХ ПУНКТОВ И УЗЛОВ СДТУ

    10.1. Основное электропитание диспетчерских пунктов и узлов СДТУ должно осуществляться от сети переменного тока напряжением 380/220 В, частотой 50 Гц и обеспечиваться от наиболее надежных источников электроэнергии.

    Кроме основного, должно предусматриваться резервное электропитание.

    10.2. Диспетчерские пункты и узлы СДТУ объединенных диспетчерских управлений, районных энергетических управлений, предприятий электрических и тепловых сетей, узлы магистральных сооружений связи Минэнерго СССР должны обеспечиваться основным электропитанием от двух независимых вводов переменного тока.

    При невозможности организовать два независимых ввода от внешних источников в качестве одного из них должен использоваться автоматизированный дизель-генератор.

    Резервное электропитание должно осуществляться от стационарных аккумуляторных батарей.

    10.3. Узлы СДТУ на подстанциях напряжением 35 кВ и выше с двусторонним питанием по ВЛ и на электростанциях должны обеспечиваться основным электропитанием от двух фидеров переменного тока, подключенных к различным сборкам собственных нужд энергообъекта.

    Резервное электропитание устройств СДТУ должно осуществляться от стационарных аккумуляторных батарей оперативного тока, а при их отсутствии или ограниченной емкости - от базовых аккумуляторных батарей.

    10.4. Местные узлы СДТУ районов электрических и тепловых сетей, а также узлы СДТУ на подстанциях напряжением 35 кВ и выше, не обеспеченных питанием от двух независимых источников, должны иметь резервное электропитание от аккумуляторной батареи или от автоматизированного дизель-генератора.

    10.5. Электропитающие установки (ЭПУ) должны обеспечивать устройства СДТУ питанием как в нормальных, так и в аварийных режимах. Состав оборудования ЭПУ, емкость и расчетное время разряда аккумуляторных батарей определяются с учетом требований к электропитанию различных устройств СДТУ и надежности основного электропитания.

    10.6. Средства диспетчерского и технологического управления на диспетчерских пунктах и узлах СДТУ по обеспечению электропитанием делятся на три категории:

    1) устройства, не допускающие кратковременных перерывов в электропитании;

    2) устройства, допускающие кратковременные перерывы в электропитании при переключении с основного источника на резервный.

    Перерыв в электропитании допускается длительностью до 1 мин, что определяется временем работы автоматики переключения и готовностью резервного источника электропитания (электромашинного агрегата, дизель-генератора и т.п.);

    3) устройства, допускающие перерывы в электропитании на время, необходимое для восстановления основного источника.

    Разграничение средств диспетчерского и технологического управления по указанным выше категориям приведено в табл.13.

    10.7. В ЭПУ должна, как правило, использоваться базовая аккумуляторная батарея, которая непосредственно или с помощью электрических преобразователей снабжает устройства СДТУ резервным электропитанием.

    10.8. ЭПУ узлов СДТУ по мощности и составу оборудования необходимо выбирать, исходя из комплексного обеспечения электропитанием средств диспетчерского и технологического управления, оборудования диспетчерского пункта, а также намечаемых к установке ЭВМ и устройств АСУ с учетом перспективы их развития.

    10.9. Аккумуляторные батареи, используемые в качестве резервных источников электропитания, должны работать в буферном режиме или в режиме содержания (режиме постоянного подзаряда при отключенной нагрузке).

    10.10. Дизель-генераторы должны быть снабжены автоматикой, обеспечивающей запуск не более чем за 1 мин, останов агрегата, поддержание напряжения и частоты на выходе в заданных пределах и возможность дистанционного пуска и останова агрегата с рабочего места дежурного персонала.

    10.11. Колебания резервного питающего напряжения переменного тока узлов СДТУ не должны превышать ±5% номинального.

    Колебания частоты резервного источника электроэнергии не должны превышать ±1% номинальной.

    10.12. На энергообъектах с постоянным оперативным током резервное электропитание СДТУ должно осуществляться от аккумуляторной батареи оперативного тока с использованием электрических преобразователей.

    10.13. Для заряда или подзаряда аккумуляторной батареи, используемой для резервирования электропитания аппаратуры, предусматривается одна выпрямительная установка.

    10.14. При постоянном электропитании аппаратуры от выпрямительных устройств должен предусматриваться резервный выпрямитель.

    При параллельной работе нескольких одинаковых выпрямителей необходимо устанавливать один резервный выпрямитель на два-три рабочих.

    При наличии выпрямителей разной мощности одинакового напряжения должен предусматриваться резервный выпрямитель на наибольшую мощность.

    10.15. В электропитающих установках для преобразования постоянного тока в переменный промышленной частоты должны предусматриваться, как правило, статические безынерционные преобразователи на полупроводниковых элементах.

    В преобразователях с выходным переменным напряжением коэффициент нелинейных искажений (клирфактор) должен быть не более 10%.

    10.16. Электропитающая установка должна автоматически регулировать напряжение и переключать основное питание на резервное и обратно.

    10.17. Электропитание аппаратуры, для которой не требуется стабилизированное напряжение 24 и 220 В, должно осуществляться непосредственно от автоматизированных выпрямительных устройств.

    Электропитание аппаратуры, для которой требуется стабилизированное напряжение 21,2 и 206 В, должно осуществляться через стойки автоматического регулирования напряжения.

    10.18. В тех случаях, когда на выходе буферного выпрямителя пульсация напряжения выше допустимого значения по ГОСТ 5237-59 , должны использоваться батареи конденсаторов.

    10.19. Напряжение на зажимах аппаратуры связи и телемеханики должно поддерживаться автоматически в пределах, установленных действующими ГОСТ 5237-69 "Установки электропитания аппаратуры связи" и ГОСТ 16521-70 "Устройства телемеханики ГСП", а также техническими условиями на аппаратуру.

    10.20. В схемах питания на постоянном токе напряжением 24 и 60 В при резко изменяющейся нагрузке и при необходимости поддержания напряжения на зажимах аппаратуры в заданных пределах должны предусматриваться автоматически включаемые селеновые выпрямители.

    11. ЗАЗЕМЛЕНИЯ

    11.1. На узлах связи, расположенных в пределах контура заземления энергообьектов, в качестве заземления для аппаратуры связи и телемеханики используется контур заземления.

    К этому контуру должны присоединяться:

    а) металлические части каркасов стоек аппаратуры, в том числе каркасы стоек ПСП, кроссов, фильтров, выпрямителей;

    б) металлические кабельные конструкции, броня и оболочки кабелей;

    в) экраны аппаратуры и станционных кабелей, разрядники;

    г) металлические корпуса силового оборудования;

    д) общий вывод источника питания.

    На узлах связи, расположенных вне энергообъектов, должны предусматриваться рабочее и два измерительных заземления.

    Сопротивление заземлений должно соответствовать требованиям ГОСТ 464-68 .

    11.2. Контур рабочего заземления должен располагаться не далее 40 м от здания и не ближе 20 м к месту прокладки междугородных кабелей.

    Контуры измерительных заземлений располагаются так, чтобы между ними, контуром рабочего заземления и междугородными кабелями было не менее 20 м.

    11.3. Рабочее и измерительные заземления подключаются к общей шине щитка заземлений, каждое - через отдельные зажимы.

    К шине щитка заземлений должны быть присоединены устройства, перечисленные в п.11.1 (поз.а, б, в, г, д), а также водопроводная сеть, отопительная система, арматура железобетонных конструкций.

    11.4. Заземляющие устройства должны выполняться в соответствии с требованиями ПУЭ .

    Заземляющая проводка к стойкам должна подводиться при помощи шин с отпайками.

    11.5. На узлах СДТУ, расположенных за пределами контура заземления энергообьекта, использование различных металлических конструкций и сооружений для заземлений устройств объектов связи не допускается.

    11.6. Контуры заземлений должны соединяться со щитками изолированным проводом.

    Таблица 1

    Перечень помещений диспетчерских пунктов

    Наименование помещения

    ЦДП вне-
    катего-
    рийных энерго-
    систем

    Loading...Loading...