Как развиваются связи с органами власти (GR) в России? Джи ар пи (GRP) Джи ар
ЗАО "Джи Ар Менеджмент"Российская юридическая компания, созданная в 2006 году и специализирующаяся на оказании услуг в сферах управления проблемными активами, реструктуризации и взыскания задолженности, банкротства, представления интересов клиентов в судах, сделок с недвижимостью, M&A, корпоративном праве. Нашим приоритетом является комплексное решение вопросов от формулирования клиентом задачи до реализации решения, выработанного командой проекта и согласованного клиентом. В выработанном решении мы ориентированы на максимальное уменьшение рисков клиента с одновременным достижением необходимого для клиента результата. Высокое качество наших юридических услуг базируется на глубоком знании предмета нашей деятельности, основанном на долгой и успешной работе наших специалистов в соответствующих областях, знании проблем наших клиентов изнутри, а также использовании междисциплинарного подхода, не ограниченного рамками сугубо юридического консалтинга. Наши специалисты сопровождают проекты в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, регионах и за рубежом России, говорят на русском и английском языках. Команда GRM состоит из специалистов широкого круга компетенций (юристы, кредитные аналитики, оценщики, бухгалтеры), получивших образование в ведущих ВУЗах (МГУ им. Ломоносова, МГЮУ им. Кутафина, ВШЭ, Финансовом университете при Правительстве РФ) и имеющих более чем 15 лет успешной практической работы в ведущих российских кредитных организациях (входящих в топ-30 банков).
GRM – российская юридическая компания, созданная в 2006 году и специализирующаяся на оказании услуг в сферах управления проблемными активами, реструктуризации и взыскания задолженности, банкротства, представления интересов клиентов в судах, сделок с недвижимостью, M&A, корпоративном праве.
Нашим приоритетом является комплексное решение вопросов от формулирования клиентом задачи до реализации решения, выработанного командой проекта и согласованного клиентом. В выработанном решении мы ориентированы на максимальное уменьшение рисков клиента с одновременным достижением необходимого для клиента результата.
Высокое качество наших юридических услуг базируется на глубоком знании предмета нашей деятельности, основанном на долгой и успешной работе наших специалистов в соответствующих областях, знании проблем наших клиентов изнутри, а также использовании междисциплинарного подхода, не ограниченного рамками сугубо юридического консалтинга.
Наши специалисты сопровождают проекты в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, регионах и за рубежом России, говорят на русском и английском языках.
Команда GRM состоит из специалистов широкого круга компетенций (юристы, кредитные аналитики, оценщики, бухгалтеры), получивших образование в ведущих ВУЗах (МГУ им. Ломоносова, МГЮУ им. Кутафина, ВШЭ, Финансовом университете при Правительстве РФ) и имеющих более чем 15 лет успешной практической работы в ведущих российских кредитных организациях (входящих в топ-30 банков).
Президент Российской Федерации Д. А. Медведев в середине апреля 2010 г. подписав Указ «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы» дал поручение Министерству юстиции Российской Федерации внести в президиум Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции предложение о целесообразности формирования в Российской Федерации института лоббизма». Скоро станет ясно, будет ли в России создан институт лоббизма.
В основе деятельности лоббистов лежат глубокие и всесторонние исследования. Потенциальные заказчики таких исследований, аналитических материалов, докладов и прочих для лоббирования своих интересов используют политические партии, социальные группы, юридические или физические лица.
GR (Government relations management) - это разновидность современного менеджмента, целью которого является повышение прибыльности компании в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Джиар () это не подкуп «нужного» чиновника, а установление неформального диалога в властью для достижения благоприятных условий деятельности компании в быстро меняющейся внешней конкурентной среде.GR это формирование позитивного отношения со стороны государственных органов власти (включая Госдуму и Общественную Палату) по отношению к той структуре, к которой подключились GR-специалисты.
Джиар менеджмент это прежде всего большая открытость при ведении диалога между властью и бизнесом и снижение роли прямых контактов (так называемый «коридорный лоббизм») с широким привлечением бизнеса и общественных некоммерческих структур к выработке государственной политики в различных сферах экономики. Технологии влияния gr management включают в себя работу с общественным мнением, grass-roots lobbying, связи с медиасообществом и др. Без помощи джиара для связи с органами власти не может осуществиться ни один серьезный политический или бизнес-проект.
Где востребованы gr-услуги (исследования-маркетинг-лоббизм).
1. В компаниях, деятельность которых зависит от контролирующих и разрешающих органов не только на старте деятельности, например, нужны регулярные продления лицензий на право ведения деятельности компании, продление сертификатов, прохождение проверок и т.д.
2. В компаниях, зависящих от ресурсов, контролируемых государством, - землю, недра, воду, энергию и т. п.
3. В компаниях, которые хотят быть поставщиком для государства и госорганов
4. В градообразующих либо самых богатых компаниях региона, которые региональные власти считают «донорами»
5. В компаниях-лидерах федерального уровня на которые пристально смотрит государство. Либо в компаниях, где государство их совладелец - например, Газпром, РЖД, Лукойл, Сбербанк, Сургутнефтегаз, Ростелеком, Норильский Никель и т.п.
6. В компаниях, завязанных на международные квоты - например, поставщики зарубежного мяса и мясопродуктов, в компаниях, которые должны эти квоты получать и которых контролируют не просто наши, отечественные, но и международные госорганы.
Виды gr-услуг (классификатор GR маркетинга).
GR маркетинг - это не только деятельность по продвижению услуг, но и занятие определенной рыночной ниши путем глубокого изучения и всестороннего исследования конъюнктуры в области лоббирования, к субъектам которого относятся:
- политический лоббизм
- лоббизм в законодательных органах власти, в т.ч. задействование различных рычагов формирования того или иного решения
- лоббизм в органах исполнительной власти
- экономический лоббизм
- региональный лоббизм
- отраслевой лоббизм
- бизнес-лоббирование
- предпринимательский лоббизм
- информационный лоббизм (проведение специальных информационных кампаний в органах власти с целью донесения до них определенных позиций)
- социально-общественный/гражданский лоббизм (связан с крупномасштабными социальными или благотворительными проектами, с действиями органов государственной власти)
- иностранный лоббизм
- корпоративный лоббизм
- узковедомственный лоббизм
- другие виды лоббизма (представительство интересов в т.ч. взаимодействие с судебными органами, органами арбитража)
Исследовательская деятельность GR (виды gr исследований).
Одно из центральных мест в GR-бизнесе занимает маркетинговая и исследовательская деятельность. За сравнительно короткий период удалось сделать немало для становления и развития современного GR-маркетинга и исследовательского бизнеса в новых рыночных условиях при отсутствии полноценной законодательной и нормативно-правовой базы.
Существуют и другие, не менее востребованные, виды исследований к которым относятся:
В отличие от фундаментальных и прикладных научных исследований, регулярное финансирование которых является в основном прерогативой государства, маркетинговая и исследовательская деятельность в GR-бизнесе - часть свободного рынка. В этом случае такой вид деятельности можно отнести к разряду «инновационных коммерческих проектов». Со всеми вытекающими из рыночных отношений последствиями: сложностью получения крупных государственных или муниципальных заказов, их «сезонностью», нестабильностью финансирования, жесткой конкурентной борьбой, всевозможными рисками.
Джиар менеджмент в современной России.
Джиар в России является во многом наследием предыдущей эпохи, и представляет собой более цивилизованную и частично декриминализированную форму лоббизма. GR в сегодняшнем понимании фактически нацелен либо на оказание влияния на позицию органов законодательной или исполнительной власти при принятии важных в коммерческом плане законодательных актов, либо встраивание конкретных коммерческих интересов коммерческих структур в государственную политику по тому или иному экономическому вопросу.С одной стороны политические преобразования России последние 15 лет дали импульс экономическому развитию и росту инвестиционной привлекательности для иностранных инвесторов, с другой позволили российскому капиталу устремиться на новые рынки. В условиях такого проникновения компаний её руководство неизбежно сталкивается с новыми требованиями со стороны государственных и политических структур, приходя к выводу о необходимости привлечения профессиональных консультантов в области GR и PR.
GR деятельность в современной России наиболее широкое распространение и применение получила в сфере взаимоотношения крупного бизнеса и власти в таких отраслях, как: нефтяная и газовая отрасль, металлургическая, телекоммуникация, автомобилестроительная, электроэнергетическая, табачная, пивная и фармацевтическая. Изменившаяся модель взаимоотношений крупных бизнес-структур и органов государственной власти, в силу резкого усиления позиций государства и его явного доминирования в политической и экономической сферах в годы президентства В. Путина, способствовала потере политического веса и влияния на принятие ключевых экономических и политических решений представителей крупного бизнеса. Крупные корпорации для того, чтобы отстоять и защитить свои экономические интересы стали все чаше прибегать к таким технологиям как коммуникационный менеджмент , репутационный менеджмент , инвестиционный менеджмент (IR), и в особенности gr-менеджмент .
GR специалисты в России (классификатор gr специалистов).
Джиар специалистов в России можно разделить на 4 группы, представитель которой это...
1. Переговорщик. Представитель этой группы gr-специалистов умеет вести грамотные переговоры с представителями государственных органов. «Переговорщик» их лично хорошо знает и умеет договариваться, получая баланс интересов
2. Советник (консультант). Зачастую первое лицо компании (генеральный директор) сам занимается вопросами взаимодействия с госорганами, а специалист по GR служит своеобразным референтом, советником такого директора. Представители этой группы gr-специалистов занимаются разработкой планов компании - что компания может получить от госорганов и что сама для этого должна совершить. Консультант составляет программу и бюджет взаимодействия с госорганами, контролируя их реализацию. Советник должен мониторить и вовремя информировать руководство компании обо всех изменениях законов, инструкций, распоряжений и актов госорганов, а также подготавливать все необходимые документы.
3. Контролер. Этот представитель джиарщика следит за тем, чтобы все принятые компанией и госорганами обязательства выполнялись обеими сторонами. Контролер как и консультант составляет бюджет по этим вопросам и следит за его исполнением и своевременной подготовкой. GR специалист этой группы следит за внесением штрафов от компании предоставлением в госорганы ответов и справок на их запросы.
4. Лоббист. Российские компании чаще всего прибегают к услугам лоббиста, к примеру «наш человек» в Думе. Среди лоббистов существует узкая специализация. Например, лоббистов рынка недвижимости можно подразделить на тех, кто лоббирует интересы риелторов и интересы строителей, есть «стальные лоббисты» (металлурги) или «автолоббисты» - те, кто лоббируют интересы автомобилестроителей и т.д.
Какую GR компанию выбрать (классификатор gr компаний).
Изучение рынка показало, что большинство GR-компаний предоставляют услуги преимущественно в своем субъекте федерации или федеральном округе, где доминируют не более двух-трех, редко - четырех-пяти региональных компаний, контролирующих местный рынок GR-маркетинговых услуг. В целом участников рынка GR-услуг можно классифицировать следующим образом:
Независимые GR-компании и исследовательские коллективы, специализирующиеся на исследованиях, которые выполняют на «договорных отношениях» с «заинтересованными сторонами». Такие компании работают и с российскими, и иностранными организациями
Компании, включающие в себя специализированные социологические службы, целенаправленно занимающиеся изучением общественного мнения, политическим консалтингом и проводящие соответствующие опросы и исследования по заказам «политических элит», в том числе с целью последующего воздействия на законодательный или исполнительный орган для принятия решения в пользу заинтересованных лиц - лоббирования
Подчиненные службы, состоящие в штате медиахолдингов, объединенных рекламных агентств, крупных PR-, GR- и IR-компаний, иногда органов государственной и муниципальной власти, выполняющие как «внутренние», так и «внешние» заказы
Отраслевые маркетологи, работающие в определенной отрасли народного хозяйства или конкретном секторе экономики, предоставляющие наряду с аналитической и справочную информацию по данной отрасли, являющуюся важной составной частью GR-маркетинга
Структуры при научных и образовательных учреждениях, исследовательских центрах, зависимые от государственного или муниципального финансирования. Представители данной группы используют в качестве специалистов преподавателей, а в качестве «интервьюеров» студентов.
Комплексная группа, представляет выгодный для «группы влияния» (комплексный) набор услуг, включающий, одновременно с GR-маркетинговыми, консалтинговые услуги самого широкого спектра. К такому виду GR компании относится ЗАО «НИИ по изучению проблем экономики и права».
Факторы, влияющие на выбор GR компании.
1. Безупречная деловая репутация
2. Опыт руководителей GR-компании или конкретного исследовательского проекта
3. Квалификация исполнителей
4. Скорость проведения исследования (работа на опережение конкурентов)
5. Стоимость gr-услуг
6. Опыт работы GR-компании на интересующем заказчика сегменте рынка
7. Наличие специалистов-исследователей, знакомых с проблемами и особенностями данного сегмента
8. Наличие региональной сети и корпоративных ресурсов GR-компании. Умение найти с заказчиком общий язык
9. Отзывы и рекомендации
10. Индивидуальный подход
11. Возможность продолжения сотрудничества в долгосрочной перспективе
12. Конфиденциальность услуги
13. Узнаваемость GR-бренда
Требования к работе GR-специалистов.
Главные требования, которые предъявляют заказчики к работе GR-специалистов, как показывают результаты последнего исследования «GR в Российской Федерации», это:
1. Абсолютная достоверность полученных данных (в ходе лоббирования этот важнейший показатель качества любого джиар исследования ложится в основу принятия стратегически выверенных решений клиентов)
2. Программа, план и методика GR-исследования (четко продуманные и детально проработанные)
3. Реальность программы
4. Выполнимость плана
5. Прозрачность методики
6. Репрезентативность и объем выборки, «региональный охват»
7. Форма отчета (как правило, заказчик
gr
услуги
заинтересован в дополнительной «электронной версии», прилагаемой к отчету для дальнейшей возможности практического использования информации, в том числе в виде детально проработанных практических GR-кейсов)
.
Какие ключевые задачи решает GR компания.
1. Мониторинг деятельности органов государственной власти.
2. Анализ последствий действия государства для компании.
3. Влияние на деятельность органов государственной власти.
4. Участие в формировании устойчивых и приемлемых для компании правил игры на рынке.
5. Развитие корпоративных отношений в компании и формирование эффективной командной работы.
6. Минимизация рисков компании и урегулирование чрезвычайных ситуаций.
7. Обеспечение позитивных отношений с основными стейкхоледрами компании и формирование бренда компании.
Сколько стоят gr-услуги - Ценообразование маркетинговых GR-услуг.
Разброс цен в данном сегменте рынка достаточно велик, цены «плавают» от очень дорогостоящих («эксклюзивных») до самых «доступных». Ресурсные возможности, уровень капитализации, степень узнаваемости GR-бренда в клиентской среде, уникальные конкурентные и интеллектуальные преимущества, перспективные точки роста, наличие грамотной и продуманной рекламно-маркетинговой стратегии и еще большой ряд факторов влияют на ценообразование GR-маркетинговых и исследовательских услуг, а также исследований других видов.
Также при расчете стоимости gr-услуг будет иметь значение уровень и масштаб поставленной задачи, эксклюзивность заказа и объем проделанной работы, технологии вида исследования, степень срочности выполнения заказа, результат первоначальной экспертизы, форма договора и предоставления отчета, типографских расходов, необходимость приобретения дополнительной информации, привлекаемых ресурсов, стоимость обработки данных и полевых работ, ретроспектива анализируемого периода и глубина исследования, возможность дальнейшего использования полученной информации для процесса лоббирования.
Смета расходов на проведение опроса, интервью зависит от: выбранной методики; типа и размера выборки; категории и степени доступности респондентов, целевых групп; продолжительности интервью; опыта и количества интервьюеров, их фонда оплаты труда (из расчета почасовых ставок); сложности электронной обработки данных; административных и накладных расходов; необходимости тиражирования опросных анкет.
Как заказать услуги GR в России.
GR - это, безусловно, чрезвычайно важный аспект политической и экономической жизни страны, в которой представители крупных компаний и холдингов играют далеко не последнюю роль. Все понимают, что сотрудничество с государством необходимо. Именно поэтому на GR сегодня возлагается столько надежд, когда напрямую сталкиваются интересы различных компаний.В настоящее время на рынке сравнительно немного профессиональных организаций, предоставляющих подобные виды услуг, это связано, прежде всего, с тем, что российский бизнес рынок еще молод и специфичен.
Из 100 иностранных компаний, которые «входили и пытались закрепиться» на российском рынке, на деле остаются и закрепляются не более 8-10. Одна из ошибок большинства компаний, которые «пытались и не смогли», заключалась в том, что они шли исключительно по европейской модели ведения бизнеса, без учета российских реалий.
ЗАО «НИИ по изучению проблем экономики и права» в результате проведенных исследований в области политического консалтинга, GR - менеджмента и лоббистской деятельности, разработал методологию, адаптированную к ведению бизнеса в условиях российской действительности. При разработке методологии учитывался не только опыт международных партнеров в сфере GR - технологий, но и специфика российской бизнес ментальности.
ЗАО "НИИ по изучению проблем экономики и права" предоставляет услуги GR менеджмента российским и зарубежным компаниям, информация размещена в разделе Услуги: GR / Лоббизм
"Политика так же увлекательна, как война. Но более опасна.
На войне вас могут убить лишь однажды, в политике - множество раз".
У. Черчилль
Выстраивание отношений с государственными структурами, лоббирование своих деловых интересов во властных коридорах — важная часть работы, которая, по мере формирования соответствующей правовой базы, будет делаться все важнее.
Кривизна банана
Все знают, что такое «пиар». Мы привыкли к этому слову, образованному из аббревиатуры термина Public Relations, обозначающему деятельность по выстраиванию правильных отношений между компанией (или индивидуумом) и обществом, публикой. Мы изобрели термин «черный пиар» и изощренно, в масштабах, поражающих воображение, употребляем его, имея в виду распространение слухов или специально подобранных фактов, способных бросить тень на конкурента, опорочить его или его продукцию.
Пиар, решающий задачу информирования широкой общественности о выдающихся успехах компании, является, по сути, одной из функций маркетинга и юридической службы. Пиарщики действуют, в основном, через СМИ, у всех на виду. Однако есть и обратная сторона медали, «темная сторона Луны», о которой широкая общественность не информируется. Это Governent Relations, GR («джиар»), решающий задачу выстраивания отношений с «властью» (government) — законодателями, федеральным и местным правительствами, исполнительными и регулирующими органами. Это куда более тонкая материя: в ТНК-BP, например, на GR трудятся аж сорок человек, и служба их и опасна, и трудна.
В англосаксонских странах (США, Великобритания, Канада, Австралия и т.д.) приняты законы о лоббизме. На европейском Западе воленс-ноленс компании тоже были просто вынуждены изыскивать инструменты для отстаивания своих деловых интересов в правительстве, а сейчас, с развитием брюссельской евробюрократии, это направление развивается особенно бурно.
К примеру, введенные несколько лет назад ограничения по радиусу кривизны бананов у непосвященных могут вызывать лишь горькую усмешку, сопровождающуюся парой нецензурных выражений — так эти ограничения и оценили большинство объединенных европейцев. Ну какое, в самом деле, отношение может иметь кривизна банана к его вкусовым характеристикам и сроку хранения? Однако, принятая в недрах какого-то подкомитета одной из многочисленных брюссельских комиссий, потом проштампованная в числе многих других на общем заседании директива полностью перекроила европейский рынок, до того поделенный между разными банановыми республиками. Половина импортеров из стран, чьи бананы были слишком большими и прямыми или наоборот, слишком маленькими и гнутыми, попросту вылетели из бизнеса.
Принятие обыкновенного серенького регулирующего документа, одного из сотен и тысяч подобных, явилось результатом плотной многомесячной работы лоббистов группы импортеров. И конкуренты не смогли оказать им достаточного противодействия.
Или возьмем, например, историю с прокладкой трубопровода «Северный поток». Тянуть трубопровод можно, только получив разрешения от всех стран, через чьи территориальные воды он проходит. Нужно ли говорить, с каким противодействием (особенно в силу политических аспектов этого проекта) столкнулась компания? Волею случая я имел удовольствие лишний раз наблюдать пресловутый «железный немецкий механизм» в действии. Очень похожий на игру футбольной сборной Германии — были наняты специальные команды менеджеров, на каждую из стран. Менеджеры методично, шаг за шагом изучали особенности местных законодательств во всех областях — экологии, предотвращению несчастных случаев на море, и т.п., и столь же методично преодолевали один барьер за другим. Безусловно, оправдало себя и приглашение на высшую должность бывшего канцлера Германии, усилившего пробивную силу проекта своим политическим весом и связями. Финальное разрешение Финляндии было высказно в класической форме «хочется крыть — да нечем»: «У нас более нет причин для дальнейших отказов».
Вот так работают профессиональные GR-менеджеры. Давайте теперь рассмотрим случаи, из которых стоило бы извлечь уроки.
Кто в лес, кто по дрова
Минувшим летом, когда Москва задыхалась от пожаров и по всей стране полыхали сотни гектаров лесов и торфяников, маленькая группа людей с упорством, достойным лучшего применения, отстаивала от вырубки просеку будущей автомагистрали «Москва — Санкт-Петербург», проходящую через Химкинский лес посредством не чего-нибудь, а организации музыкальных концертов на площади. Это при том, что задача проведения «расширенной» автодороги была, в общем-то, тривиальной. Дорога нужна, примерно как ее вести — известно. Анализ имеющихся вариантов и выбор из них рабочего поручили проектному институту, который профессионально исполнил проект. Проблема лишь в том, что упустили из виду и пиар, и джиар.
«Стэйкхолдеры», то есть стороны, чьи деловые интересы затрагивает предполагаемое строительство по тому или иному варианту были определены, но с ними не провели никакой работы! Оптимальный вариант проекта не был проллобирован ни в московском, ни в подмосковном правительствах и деловых кругах. Никто не позаботился о том, чтобы проект получил в СМИ верное освещение. В результате — с задержкой на новые общественные рассмотрения и невозможностью вести строительство дождливой осенью и снежной зимой — начало строительства отложено как минимум до мая будущего года. То есть фактически упущена выгода от полугода эксплуатации автомагистрали.
Или возьмем другой случай — с компанией «Яндекс». Известен ее девиз — «Найдется все!» Компания интернет-поиска развивалась органически, стихийно на первом этапе, впоследствии обзавелась иностранными инвесторами и превратилась в акционерное общество. Заняв более половины рынка, она с удивлением обнаружила в своих рейтингах популярности обсуждаемых в Интернете тем способность влиять на формирование общественного мнения у вечно чем-то озабоченной интернет-общественности, каковой способностью с удовольствием начала пользоваться. Уличенная в явном и неявном манипулировании рейтингами, компания никаких объяснений своих правил, механизмов подсчета эти самых рейтингов бурливой общественности не предоставила. Пиар компании, ограниченный узкими рамками «пресс-релизов по пятницам» явно не на высоте. Похоже, отсутствует базовое понимание того, что надо делать.
И стоило ли потом удивляться тому, что на правительственном уровне начал дискутироваться вопрос о создании «национального интернет-поисковика»? Винить тут стоит не правительство (само активно и успешно осваивающее интернет-пространство — начиная с личных аккаунтов президента и губернаторов в «Твиттере» и «Живом Журнале» и заканчивая попытками введения электронного документооборота с гражданами), а лишь себя, любимых. Правительство же не столько хочет манипулировать популярностью обсуждаемых в Интернете тем, сколько просто не хочет, чтобы этим занимался к своей выгоде кто-то другой, ему малопонятный, да и, судя по отсутствию внятной стратегии, не слишком профессиональный. Особенно такое правительство, которое инициирует мега-проекты типа Сколковского. Срочное введение в состав правления компании «Яндекс» бывшего высокопоставленного кремлевского чиновника выглядит скорее актом отчаяния и выстрелом вслед поезду, уже покинувшему перрон этой станции.
Два орла
Какие же можно сделать выводы из всего сказанного выше? GR-менеджментом пренебрегать нельзя, даже если у вас небольшой региональный бизнес, и без GR просто не обойтись, если вы руководите крупной компанией. Во-первых, GR может послужить для вашей компании простым и прямым путем к конкурентному преимуществу или же эффективным методом нейтрализации конкурентной атаки. Во-вторых, косвенно, GR укрепляет «мышцы» компании: начав работать с институтами власти, вы обретаете бесценный опыт. Далеко не все сводится к установлению сети личных контактов — понимание принципа, механизма работы того или иного государственного института тоже дорогого стоит. Юридическая база защиты интересов бизнеса в коридорах власти лишь формируется. И лучше включиться в этот процесс уже сейчас, чем потом оказаться перед фактом и долго, до крови, расчесывать себе буйну голову, пытаясь понять, что происходит.
Пиар и джиар на самом деле «близнецы-братья», как Ленин и партия. Просто, подобно двуглавому орлу на гербе, одна голова смотрит в общество, в массы, состоящие из индивидуальностей, требующих одного подхода, а другая — во власть, состоящую из тех же индивидуальностей, но избранных или назначенных на должности с правом принятия решений.
Определите, где и в каких областях деятельность или планы вашей компании пересекаются с интересами или планами правительств и готовящимися законами или нормативами. Будьте внимательны к тому, что происходит непосредственно в городе или административном районе, затрагиваемом вашими интересами — это может оказаться не менее, а то и более важным, чем происходящее в московских кабинетах. Местные чиновники и законодатели, как правило, четко обозначают, где заканчивается их компетенция и с какими вопросами нужно выходить на федеральный уровень, и наоборот.
Обратите внимание на то, какие законы и регулирующие правила и стандарты находятся в фазе проработки, и на то, кто инициирует и активно продвигает работу над ними — даже это, при соответствующем анализе может указать вам на готовящуюся конкурентом атаку. Или же — на возможность собственной атаки. Идентифицируйте все возможные сферы пересечения интересов и далее, выбрав и разделив их на «срочные» и «важные» (срочный — это «я голоден, надо поесть», а важный же — «чтобы получить хорошую работу, надо закончить институт»), намечайте стратегию и тактику своих действий.
И действуйте, помня: не все так плохо. Худо ли, бедно, в стране уже есть компании, осуществляющие лоббистскую деятельность и даже «мониторящие» ее. Да, этот важный сектор у нас находится еще в зачаточном состоянии. Не хватает законодательной базы и регулирующих ее правил, мало грамотных профессионалов. Но в том есть и свои преимущества. Кто первым проявит активность в этом направлении, у того будут все шансы опередить конкурентов.
журнал «CEO», №11 за 2010 год
Материал взят с сайта «Энциклопедия маркетинга» www.marketing.spb.ru
GR-менеджер — специалист по связям с органами власти, лоббист. Термин происходит от англ. «Government relations» — «связь с государственной системой управления».
Обычно GR-менеджерами становятся выпускники юридических и экономических факультетов. Некоторые специалисты приходят из PR . Особо приветствуется опыт работы в госструктурах.
В обязанности GR-менеджера может входить: — взаимодействие с органами власти разных уровней и общественными организациями (в том числе проведение встреч и переговоров); — продвижение и защита интересов компании; — участие в специализированных выставках, конференциях, семинарах; проведение презентаций; — политический анализ, консультитрование руководства компании.
Основой деятельности «джиарщика» является наличие серьезных навыков межличностного общения и коммуникационных способностей. Опытный GR-менеджер должен уметь выстроить и поддерживать связь не только с органами государственной власти, СМИ, но и с самой компанией — ее высшим руководством, руководителями функциональных подразделений, сотрудниками. GR-менеджер должен обладать организаторскими способностями, так как реализация крупных проектов требует сложной системы мероприятий: конференций, кампаний в СМИ, реализации социальных проектов компании.
Функциональные обязанности
1. Организация взаимодействия с органами государственной власти и общественными организациями;
2. Организация встреч и переговоров с представителями государственных организаций;
3. Участие в специализированных выставках и конференциях, проведение семинаров и презентаций для представителей
государственных органов;
4. Отслеживание законодательных и политических тенденций и изменений, консультирование, политический анализ;
5. Продвижение и защита интересов компании в органах государственной власти.
Специалист по GR должен уметь строить доверительные и позитивные отношения между своим работодателем и властью не путем подкупа, а с помощью установления неформального диалога в целях устойчивого развития компании.
Образование обязательно должно быть высшее, приоритетными считаются сферы государственного управления, юриспруденции и экономики. Приветствуется также образование в сфере деятельности компании, будь то химия, журналистика или коммерция.
Обязателен и опыт работы, например, на аналогичной должности в бизнес-компаниях, общественных организациях, государственной администрации.
Среди качеств, которыми должен обладать «джиарщик», можно отметить высокие коммуникативные способности, так как без умения правильно организовать диалог с представителем государственного органа цель GR-менеджера может быть не достигнута. К качествам, предъявляемым кандидатам, относятся также навыки эффективного межличностного общения, стратегическое мышление, умение формулировать проблемы и задачи и лидерские качества. Ко всем перечисленным требованиям можно добавить глубинное понимание особенностей функционирования законодательной и исполнительной власти, специфики межведомственных отношений и навыки лоббирования, а также креативность, то есть способность к нестандартному мышлению.
Дополнительным плюсом будет наличие персональных связей в государственных органах власти, опыт участия с предвыборных компаниях и знание иностранных языков. Клиентами также высоко ценится наличие научной степени или прочих званий, так как это вызывает уважение.
Судачат об этом, понятное дело, шепотом. Ни одна компания не признает, что у них в штате есть человек, получающий зарплату за то, что ищет в госструктурах потенциальных взяточников. То есть, скорее всего, компании подтвердят существование в их штате «джи-ара». Но при этом наверняка слукавят. Скажут, что цель «джи-ара» - просто общение с государством.
Вот в этом и будет лукавство. Потому что «просто» в налаживании контактов с государством бывает редко. Именно поэтому, как шепотом судачат в столицах, компании готовы платить за хороших «джи-аров» большие деньги. Ведь что такое хороший джи-ар? Это зеленый свет всему. Это «да» самым смелым проектам компании. Это статус и сверхприбыль.
Рассмотрим гипотетическую ситуацию. К примеру, некая компания-застройщик собралась строить дом в миллион этажей. К примеру, территория, на которой хотят строить дом, занята детским садом. И еще, например, под детским садом есть карстовый провал, который не выдержит миллионэтажный дом. Что делает обычная компания? Утирается и уходит в сторонку.
Что делает компания, где работает хороший «джи-ар»? Правильно! Она строит свой небоскреб на месте, где недавно был детский сад, и где до сих пор остался карстовый провал. Дом через пару десятков лет уйдет под землю, но это ничего. Квартиры в нем уже проданы, и все довольны. А все потому, что хороший «джи-ар» из всех дверей в местной администрации сумел открыть нужную.
Возможно, хороший «джи-ар» служил вместе с главой комитета в армии. Возможно, они играют с его первым замом в одной хоккейной команде. Возможно, он навел справки и выяснил, что второй зам с детства неравнодушен к машинам марки «Феррари». Возможно, была еще сотня других вариантов. Но – так или иначе – детский сад на месте будущей стройки внезапно признаю т аварийным и неуместным. Карстовый провал и вовсе исчезает из документов магическим образом. Место свободно! А все потому, что у компании есть хороший «джи-ар».
Кого берут на эту работу? Говорят, что хороший шанс устроиться у людей, которые сами когда-то работали на государственных должностях. Они знают, как устроена машина изнутри: какие винтики крутить можно, а какие – ни в коем случае нельзя. Также на роль «джи-аров» принимают бывших политтехнологов - система одна, лица те же, связи уже налажены.
Но госаппарат большой, ведомств – много, ответственных лиц – тьма, и с каждым в баню не сходишь. Если так пойдет, придется создавать целые GR-отделы: один отвечает за связи с полицией, другой – с санэпидстанцией, третий – со строительным надзором. Незаконные дома. Палатки с подозрительной шавермой. Кафе, торгующие алкоголем без лицензии. Магазины со сметаной «завтрашнего дня». Работы у будущих «джи-аров» будет много.